Агрессивное поведение как результат влияния деструктивной семьи

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Агрессивное поведение как результат

влияния деструктивной семьи

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Проблема агрессивности и ее решение

в психологической науке 7

1.1. Решение проблемы агрессивности в психологических

концепциях 7

1.2. Социальные факторы развития и формирования агрессивного

поведения в подростковом возрасте 12

1.3. Жестокое обращение с детьми как крайняя форма родительских воздействий 18

Глава 2. Изучение влияния жестокости семейного воспитания

на агрессивное поведение подростков 32

2.1. Организация исследования 32

2.2. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте 37   

2.3. Анализ особенностей семейного воспитания подростков 45

Заключение 51

Литература 55

 

                                         ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность: Проблема агрессивного поведения личности приобретает особую значимость в условиях современного российского общества. Возрастание подростковой преступности, проявления негативных сторон развивающейся личности (цинизма, жестокости, враждебности, агрессивности) привлекают внимание исследователей и с неизбежностью приводят к изучению причин, механизмов и путей коррекции агрессивного поведения в подростковом возрасте.

В психологической науке накоплено большое количество сведений относительно факторов, провоцирующих агрессивное поведение. Ведущими в его возникновении называются внешние стимулы, эмоциональные и когнитивные компоненты личности, социальные условия. Многие психологи (А. Бандура, И. А. Горьковая, В. Е. Каган, М. Раттер, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейн и др.) указывают на необходимость поиска первопричины агрессивных проявлений ребенка в той сфере человеческой жизни, которая наиболее близка развивающейся личности, т. е. в ее ближайшем окружении, без обращения к политическим, экономическим и социальным процессам. Вместе с тем кризисный, переходный период развития любого общества обостряет потребность в поддержании стабильных защищающих условий жизни в семье. Особенно они важны в подростковом возрасте, когда внутренняя нестабильность и противоречивость развивающейся личности нуждается в равновесии, когда действия родителей становятся образцом для формирования основ сознательного поведения подростка, его нравственных представлений и социальных установок и, одновременно, содержат широкие возможности предупреждения различных форм дезадаптивного поведения.

В качестве основного семейного фактора, провоцирующего закрепление агрессивного поведения, рассматривают нарушения внутрисемейных отношений и процесса семейного воспитания. Все чаще на первый план выступает такой вид нарушений в семейном воспитательном процессе как жестокость (Д. Глейзер, С. В. Ильина, В. Е. Каган, Н. Ю. Синягина, Е. Т. Соколова, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал и др.).

Однако, несмотря на признаваемую психологами социальную актуальность проблемы жестокого обращения с детьми в семье и активно проводимые исследования в этой области, вопросы жестокости и насилия продолжают оставаться в педагогической психологии теоретически и экспериментально недостаточно разработанными.

Так, в психологической литературе не раскрыты механизмы влияния жестокого обращения на проявление личностью агрессивных тенденций. Много разногласий и противоречивых толкований вызывают сами феномены жестокости и насилия, критерии их оценки, вопросы типологии множественных форм насилия, его последствий для развивающейся личности. Слабо разработано и коррекционное направление: отсутствуют эффективные программы предупреждения семейного насилия в обществе.

Указанные обстоятельства делают необходимым дальнейшее изучение роли семьи в закреплении агрессивного поведения в подростковом возрасте, зависимости между особенностями системы семейного воспитания с жестокостью родительского воздействия и агрессивными тенденциями личности, поиск адекватных способов предупреждения агрессии и жестокости в обществе.

Все сказанное и определило выбор нами предмета исследования и его экспериментальное изучение.

Целью исследования является изучение механизма влияния деструктивной семьи на проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте и разработка программы коррекции семейного воспитательного процесса.

Объект исследования - агрессивное поведение личности в подростковом возрасте.

Предмет исследования - жестокость родительского воздействия как фактор, обуславливающий агрессивное поведение подростков.

В основу исследования положена гипотеза о том, что жестокость родительского воздействия оказывает разрушающее влияние на личность подростка, поддерживая ее агрессивность через механизм внутреннего, субъективного отношения к воспитательному процессу в семье. Мы полагаем также, что комплексная, целенаправленно организованная коррекционно-профилактическая работа с субъектами семейного воспитательного процесса может быть эффективным средством гармонизации условий семейного воспитания и снижения агрессивных проявлений в поведении подростков,

В соответствии с целью исследования и сформулированной гипотезой были поставлены следующие задачи.

1. Провести теоретический  анализ подходов к проблеме  агрессивности в различных психологических школах и направлениях, а также проанализировать теоретические подходы к проблеме жестокого обращения с детьми в семье.

2. Изучить особенности  проявления деструктивной семьи в семейном воспитательном процессе.

3. Выявить механизм  влияния жестокости на агрессивное  поведение подростков.

4. Разработать и апробировать программу коррекции семейного воспитательного процесса и агрессивного поведения в подростковом возрасте.

База исследования: средняя школа № 50, лицей №

Методологической основой исследования явились теоретические и методологические положения отечественной психологии о взаимосвязи внешних и внутренних сторон процесса развития личности и значимости внутренней детерминации деятельности субъекта (С. Л. Рубинштейн). Мы руководствовались также принципом системного подхода (Б. Ф. Ломов), предполагающим рассмотрение объекта как целого в его своеобразных связях и отношениях, положениями об активной позиции личности ребенка в воспитательном процессе (Л. С. Выготский), некоторыми теоретическими принципами гуманистической психологии (К. Роджерс). Кроме того, мы опирались на теоретические представления по проблеме жестокости, разработанные с позиции ценностно-нормативной концепции личности в рамках юридической психологии (А. Р. Ратинов, О. Ю. Михайлова).

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что рассмотрен механизм влияния деструктивной семьи на агрессивное поведение в подростковом возрасте. В этом механизме показана роль фактора внутреннего, субъективного отношения подростка к воспитательному процессу в семье. Позитивный контекст отношения способен ослаблять агрессивные тенденции подростков, а его негативный характер усиливать их. Выявлены качественные отличия в проявлении агрессивности подростками. Подросткам с высокой агрессивностью присущ реактивный характер агрессивных реакций. У низкоагрессивных подростков агрессивные реакции усиливаются в эмоционально напряженных ситуациях.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы в практической деятельности школьных психологов, психологов специализированных центров помощи семье и подросткам для диагностики, коррекции и профилактики как агрессивного поведения детей, так и жестокости родительских воспитательных воздействий.

 

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, содержащего 55 источников. Общий объем работы составляет 59 страниц.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ

 В  ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ

 

1.1. Решение  проблемы агрессивности 

в психологических концепциях

 

Проблема агрессивности и агрессивного поведения личности разрабатывалась в рамках различных направлений науки. Она является областью исследования философских, естественных, медицинских, юридических наук. Исследование индивидуальных проявлений агрессивности дополняется сегодня анализом ее социально-групповых аспектов, изучением на уровне внутригосударственных и межгосударственных отношений. На фоне подобной разноуровневой разобщенности в исследованиях агрессивности психологический подход к анализу данного феномена может выполнять «роль своеобразного интегрирующего центра» [92], рассматривающего агрессивность в контексте принятых психологических принципов: личностного подхода, развития, детерминизма, системно-структурного анализа.

Проблема агрессивности личности в психологической литературе обсуждается в рамках существующих концептуальных направлений теорий личности. Их разнообразие заставляет исследователей по-разному подходить к вопросу классификации основных теоретических подходов к исследованию агрессии. Так Л. М. Семенюк [97] основные подходы к феномену агрессии обозначает как психоаналитический, этологический, фрустрационный и би-хевиористический. А. А. Реан [81] дает более широкую классификацию, выделяя два полярных подхода: зтико-гуманистический и эволюционно-генетический. Последний частично объединяет подходы, отмеченные Л. М. Семенюк. Румянцева Т. Г. отдельно выделяет нормативный подход к определению агрессии [92].

Наличие столь разнообразных подходов, с позиций которых сегодня изучается агрессивность, уже позволяет предположить существование определенных противоречий и расхождений во взглядах ученых на ее природу.

В своем изложении встречающихся в психологической науке концепций агрессивности мы будем придерживаться хронологии их возникновения, параллельно стараясь останавливаться на современных направлениях, обнаруживающих сходные с рассматриваемой концепцией тенденции.

Одним из наиболее ранних и широко известных теоретических положений, имеющих отношение к агрессии, является психоаналитический подход 3. Фрейда, рассматривающий агрессивность как один из основных человеческих инстинктов (проявление инстинкта смерти), обладающих разрушающей и прекращающей жизнь энергией [111]. Обращение Фрейда к агрессивному поведению человека связано с его исследованиями в области сексуального влечения, в рамках которых агрессивные тенденции противопоставляются созидающему сексуальному началу в человеке. Агрессивный, иррациональный импульс Фрейд различает по объекту направленности - на других людей и предметы, либо на самого человека. Для предотвращения саморазрушения личности и снижения интенсивности проявлений агрессивного поведения человеку необходима постоянная разрядка агрессивной энергии (катарсис), достигаемая внешним выражением эмоций, сопровождающих агрессию, наблюдением за жестокими действиями, разрушением предметов и т. д.

Теория 3. Фрейда, рассматривающая агрессию как исключительно деструктивную, противоположную созидающему сексуальному человеческому инстинкту силу, явилась отправной точкой в изучении агрессивности. Благодаря положениям этой теории, ранее отвергаемая тема агрессивности была поставлена в центр научной дискуссии. В дальнейшем, критика и несогласие ученых с положениями фрейдовской концепции послужили стимулом к развитию их взглядов и идей на природу агрессивного поведения человека.

Таким образом, представители психоаналитического направления, хотя и демонстрируют несколько различные взгляды на природу агрессивного поведения, признают в его проявлениях инстинктивное человеческое начало. При этом если 3. Фрейд видит в нем исключительно деструктивные тенденции, то в понимании агрессивности А. Фрейд, А. Адлером и К. Юнгом наблюдается признание ее позитивных аспектов, помогающих человеку в решении жизненных проблем.

Близким по взглядам к психоаналитической теории агрессивности 3. Фрейда является этологический подход К. Лоренца, также базирующийся на инстинктивном, биологическом понимании ее природы [52]. Согласно Лоренцу человеческая агрессивность берет начало из эволюционно закрепленного, врожденного инстинкта борьбы за выживание и является необходимым средством для сохранения жизни и вида.

Несмотря на кажущуюся отстроен ность и последовательность этологи-ческого и психоаналитического (3. Фрейда) подходов к агрессивности, современными исследователями в них обнаруживается достаточное количество спорных моментов. Так вызывает возражения возможность использования данных по аналогии, отождествление поведения человека и поведения животных [81, 97]. Критике подвергается постулируемая в этих подходах концепция катарсиса. В этом плане противоречивыми оказываются экспериментальные данные, подтверждающие как концепцию катарсиса, так и противоположную ей концепцию стимулирования агрессии [14, 81].

Изучая индивидуальные и межличностные проявления агрессивного поведения, Д. Зильманн осуществлял попытки рассмотрения агрессии на уровне внутригосударственных отношений с позиции социально-культурных ценностей. Решения проблемы человеческой агрессивности автор связывает с необходимостью изменения системы общества, общей атмосферы социума, когда за сменой конфликтов последует всеобщее согласие и терпение. Однако ученый критически относился к возможности снижения агрессивности подобным образом, полагая, что «...она выполняет важную инструментальную функцию и обладает, кроме того, еще и полезностью» [Цит. по 91, с. 36].

Как видно, в процессе своего развития классическая теория фрустраци-онный агрессивности Дж. Доллар да и Н. Миллера претерпела значительные изменения. В тридцатых годах двадцатого века возникла теория фрустрации С. Розенцвейга, в которой произведен анализ фрустрационных ситуаций, и осуществлена типологизация реакций на подобные ситуации. В настоящее время выделены и изучаются отличные от агрессии реакции на фрустрирую-щие события: толерантность, регрессия, фиксация, уход в отвлекающую деятельность [48].

И все же представители фрустрационного подхода внесли значительный вклад в развитие и понимание сущности и истоков человеческой агрессии.

Агрессивность может проявляться на фоне психопатий и акцентуаций характера, изучению которых посвящены работы П. Б. Ганнушкина [20], К. Леонгарда [49], А. Е. Личко [51]. Агрессивность и сопутствующие ей состояния (ненависть, раздражение, злоба, эмоциональная взрывчатость и др.) сочетаются с эпилептоидным типом акцентуации, астено-невротическим, гипер-тимным, циклоидным, истероидным, неустойчивым (классификация по А. Е. Личко).

Таким образом, анализ отечественных публикаций по проблеме агрессии позволяет говорить о существующей тенденции к сужению этого понятия и рассмотрению его отдельных аспектов, в рамках социально-психологической компетенции личности, психопатологии, юридического направления. Вероятно, такая тенденция объясняется многообразием форм и проявлений агрессивного поведения, осложняющих его исследование, невозможностью в одну формулировку включить все аспекты данного феномена. Вместе с тем его изучение отличается комплексностью, с привлечением для анализа положений многих научных дисциплин.

Несмотря на существующие различия в подходах к изучению проявлений агрессии, в возникновении и развитии агрессивного поведения отечественными исследователями, в той или иной степени, признается роль социальных факторов, воздействие социальной ситуации развития. Даже проявление агрессивного поведения при аномалиях психического развития личности рассматривается в общем контексте влияния социальной среды, в неблагоприятных условиях которой психические аномалии рассматриваются как фон, облегчающий реализацию асоциального тенденций.

Итак, анализ различных подходов к изучению агрессии убеждает в отсутствии единого мнения в отношении данного феномена. Исследователи по-разному понимают природу агрессии. Она рассматривается как следствие действия врожденных инстинктивных побуждений; фрустрации; определенных социальных условий. В связи с этим предлагаются различные основания для классификации проявлений агрессивности и разные методы контроля, предотвращения агрессивного поведения. Определяющее место в решении последней проблемы, как справедливо отмечается Т. Г. Румянцевой [91], принадлежит тому факту, как понимается сама природа данного феномена, какие теоретические модели такого поведения при этом принимаются.

Агрессивное поведение рассматривается нами как реактивное поведение, возникающее в ответ на негативные воздействия социальной среды. В его основе могут лежать как внутренние агрессивные импульсы (стремление нанести ущерб), так и другие побудительные причины: стремление к достижению значимой цели, психологической разрядке, удовлетворения блокированной потребности, в том числе потребности в самореализации и самоутверждения, свойственные и неагрессивным личностям. Следовательно, агрессивное поведение необходимо изучать с учетом личностных характеристик человека.

 

1.2.   Социальные факторы развития  и формирования агрессивного поведения в подростковом возрасте

 

Подростковый возраст является важным периодом в развитии личности, когда предоставляется возможность для освоения опыта сотрудничества с другими людьми, утверждения в сложном мире взрослых. В то же время психологами [71, 80] этот возраст рассматривается как один из сложных периодов развития личности, когда на фоне перестройки ранее сложившихся психологических структур появляются новые образования: становление самосознания, чувство взрослости.

В работах современных исследователей (Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, Н. Ю. Максимовой, Л. М. Семенюк, Д. И. Фельдштейна, А. С. Ячина и др.) ведущими в формировании делинквентного поведения, агрессивности, нравственной деформации личности рассматриваются нарушение социальных отношений подростка со сверстниками и взрослыми.

В подростковом возрасте усиливается взаимодействие ребенка со сверстниками. Группа сверстников становится референтным источником моделей поведения, именно в общении внутри группы подростком могут усваиваться как социальные, так и асоциальные формы поведения. При этом некоторые исследователи считают установленным, что интенсивность общения подростка в группе сверстников увеличивает вероятность совершения асоциальных поступков [37]. Р. Кэйрнс и его коллеги утверждают, что ребенок, предрасположенный к проявлению агрессивного поведения, склонен объединяться со столь же агрессивными детьми [14].

Однако подростковая группа имеет и позитивные аспекты влияния на развивающуюся личность, предоставляя подростку возможности построения новых отношений с собой и другими. Агрессивность подростков в группе часто служит средством поднятия престижа, свидетельством взрослости и самостоятельности. В этих случаях она может проявляться как положительное качество, однако агрессивное поведение не должно закрепиться как единственно возможное средство достижения своих целей.

Как правило, агрессивность, жестокость принимают устойчивый характер в процессе стихийно-группового общения, выступающего ситуацией замещения при неприятии подростка в мир социально-значимых отношений взрослых. В этом случае агрессивность подростка рассматривается как форма протеста против непонимания взрослых. В связи с этим Д. И. Фельдштейном [109] отмечается необходимость целенаправленного формирования детских коллективов, способствующих реализации воспитательных задач подрастающего поколения.

Французскими исследователями негативное влияние подростковых групп тоже рассматривается в контексте проблемы взаимодействия взрослых (общества) и детей. Так, Ф. Робер и П. Ласкум (1974) полагают, что «именно действия общества делают группу опасной, ибо оно поддерживает ее в постоянном состоянии коллективной пределинквентности» [37, с. 127],

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что подростковая группа сама по себе не ведет к формированию противоправного и других асоциальных форм поведения (жестокости, аддиктивного поведения) подростков. Ее влияние осуществляется в комплексе социальных и личностных факторов. Действие последних (раздражительность, вспыльчивость, страх общественного неодобрения, тип локуса контроля и т.д.) усиливается, когда отсутствуют позитивные социальные, ситуационные факторы или их влияние минимально [14].

Как отмечает М. Кле [37], подросток становится более подверженным негативному влиянию сверстников при наличии трудностей в семейных взаимоотношениях, В этой связи, микросреда, семья, является одним из определяющих элементов макросистемной, социокультурной среды, ответственной за формирование личности подростка, в том числе агрессивных тенденций в его поведении.

Проблема влияния семьи на развивающуюся личность находит отражение в работах многих отечественных и зарубежных психологов (Д. И. Фельдштейн, Л. М. Семенюк, И. А. Горьковая, В. Е. Каган, Е. О. Смирнова, М. В. Быкова, Е. Ольшанская, М. Кле, А. Бандура, Р. Уолтере, М. Раттер, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.). Первостепенное значение для психического развития ребенка имеют такие семейные характеристики как психологический комфорт, взаимное доверие, родительская любовь, обеспечивающие полноценное включение ребенка в большой, сложный и противоречивый мир человеческих отношений.

В тоже время большинство исследователей отмечают негативные аспекты влияния семьи, рассматривая недостатки семейного воспитания в качестве условий и факторов, способствующих становлению и проявлению различных форм асоциального поведения подростков.

Говоря о роли непосредственно семейного воспитания в развитии личности ребенка, в психологической литературе отмечается, что наиболее патогенным воздействие неправильного родительского воспитания оказывается в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода, потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении, психологической поддержки [98].

При изучении влияния системы родительских воспитательных воздействий на становление агрессивного поведения ребенка психологами выделяются различные ее аспекты. Оценивается воздействие стилей семейного воспитания, последовательности воспитательных действий родителей, дисциплинарных методов, присутствующих в родительской воспитательной практике.

На сегодняшний день достоверно известно, что использование родителями наказаний вызывает у ребенка агрессию, чувство вины, привычку подчинения страху, подрывает доверие к людям, формирует поведение «вечного протеста» [14, 97, 99].

В работах А. Бандуры, А. Басса, Маккоби, Р. Уолтерса и др. рассматривается влияние наказаний на агрессивное поведение ребенка, И исследования в этом направлении дают достаточно противоречивые результаты: как снисходительное отношение родителей к агрессивным проявлениям ребенка, так и достаточно суровые наказания способствуют усилению агрессивности [6].

В вопросе повышения степени эффективности воспитательного воздействия через наказания специалистами выдвигается ряд условий: не унижать личность ребенка, не причинять ущерб здоровью, не наказывать за проступок, не поняв побуждений ребенка, принятие наказываемым норм наказывающего, последовательность проведения воспитательных мер, соответствие проступку, баланс одобрений и наказаний, обязательное разъяснение наказания и др. И даже соблюдение всех этих требований не допускает возможности превращения наказаний в систему. Как отмечает Л. И. Божович [8], подлинное воспитание личности начинается после наказания.

Однако, несмотря на негативные последствия и практические доказательства неэффективности использования наказаний, уменьшения их в воспитательной практике родителей не происходит. Наказание все еще остается самой распространенной формой воздействия на ребенка. И причиной тому, как считает большинство психологов, служит преемственность воспитательной стратегии в поколениях: повторяемость в практике воспитания детей тех мер дисциплинарного воздействия, которые практиковались в семье самого родителя [30, 64, 89, 99].

В последние годы вопросы приемлемости наказаний, негативных форм воспитательных воздействий актуализировались в контексте проблемы семейного насилия и жестокого обращения с ребенком, в рамках которой многие формы родительского воздействия квалифицируются как жестокость [30, 35].

В целом, обобщая рассмотренные положения, можно говорить о том, что описание семейного воспитательного процесса в большинстве литературных источниках происходит однонаправлено, в виде намеренных воспитательных родительских воздействий (действий) по отношению к ребенку. Сила воздействия может варьироваться от жестко-тиранического до мягкого влияния. В такой интерпретации отношение к ребенку в семье исходит из позиций признания его объектности. Эта проблема находит отражение в работах Д. И. Фельдштейна, неоднократно подчеркивающего, что «реально, фактически взрослые относятся к ребенку как объекту, на который направлены их воздействия, ведя речь все время именно о действиях по отношению к ребенку» [109, с. 526]. За ребенком в этой ситуации закрепляется позиция воспринимающего и приспосабливающегося к родительским воздействиям.

В то же время критерием успешной социализации личности ребенка психологами признается не степень приспособленчества и конформизма, а степень его независимости, уверенности, самостоятельности, инициативности. Таким образом, психологами акцентируется внимание на активности собственной позиции ребенка, ставится проблема личностного отношения к ребенку (особенно подросткового возраста), как к субъекту и активному участнику своего развития. Данные аспекты воспитательного процесса отражены в работах Л. С. Выготского [18], Л. И. Божович [8], А. А. Бодалева [98], С. Л. Братченко [ 12] и др.

Особая взаимосвязанность позиций родителей и ребенка в поддержании и развитии стиля семейного межличностного взаимодействия отмечается в работах Л. Беньямин [98]. Согласно разработанной ею модели, ребенок может реагировать на одно и тоже поведение родителей двумя способами: «дополнительно» (например, инициативой на предоставление самостоятельности) или «защитно». В последнем случае своим поведением ребенок требует от родителей изменений отношения к себе. Например, в ответ на родительское отвержение ребенок может вести себя с родителями так, словно те его любят.

Таким образом, многими авторами подчеркивается определяющая роль личности ребенка, его собственной позиции в формировании и развитии семейных взаимоотношений, и необходимость взрослым учитывать позицию ребенка при реализации воспитательных воздействий. В этой связи исследователями отмечается нежелание родителей признавать новые способности взрослеющих детей, изменять свои воспитательные принципы и позиции по мере роста и развития ребенка, что является причиной многих социально-педагогических проблем в отношениях между ними [80, 72].

Итак, рассмотренные социальные факторы (влияние средств массовой информации, сверстников, семьи), участвующие в становлении и закреплении агрессивного поведения в подростковом возрасте, позволяют в качестве определяющего выделить влияние семьи, происходящего в ней сложного, многостороннего процесса семейного воспитания, рассматриваемого психологами через зависимые друг от друга внутрисемейные (детско-родительские) отношения и систему воспитательных воздействий. Последние, как показал анализ различных позиций, исследователи склонны описывать в виде однонаправленных родительских воздействий по отношению к ребенку, игнорируя определяющую роль личности ребенка, активного участника процесса семейных взаимоотношений. Подобное однонаправленное представление семейного воспитательного процесса (через воздействия взрослых на ребенка) позволило ряду исследователей рассматривать данный вопрос в контексте проблемы насилия и ненасилия.

Агрессивное поведение как результат влияния деструктивной семьи