Агрессивное поведение у детей подроскового возраста

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………….3                     

Глава I  Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста……………………………………………………….7

1.1  Понятие  агрессивности в психолого-педагогической  литературе……..7

1.2  Половозрастные  особенности  проявления агрессивности в поведении  детей подросткового возраста………………………………………………..13

1.3  Пути и методы  коррекции агрессивного поведения……………………17                   

Глава II Психологическое исследование агрессивного поведения   детей подросткового возраста……………………………………………………...23                                             

2.1  Организация  и методы констатирующего эксперимента……………...23 

2.2  Анализ результатов  констатирующего эксперимента…………………36 

Заключение………………………………………………………….………..44

Список  литературы……………………………………………….…………46                             

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Проблема  агрессии и  агрессивности у подростков уже  долгое время является одной из центральных в социальной психологии.

Тенденция роста детской преступности и увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психолого-педагогических условий предупреждающих эти опасные явления. Агрессивность достаточно стабильна во времени и велика вероятность того, что агрессия в детстве может перейти в стойкое асоциальное или антисоциальное поведение у подростков. Ребенок в детстве оценивавшийся сверстниками как агрессивный, став взрослым, скорее  всего, будет оцениваться окружающими так же. Очевидно, что причины детской агрессивности зарождаются в семье, так как именно в семье ребенок проходит первичную социализацию. Семья может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Для большинства  детей подросткового возраста характерны те или иные формы агрессии. Ситуация осложняется тем, что у определенной категории детей агрессия как  устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается трансформируясь  в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. В последние годы интерес к проблеме детской агрессивности существенно возрос. Проблематика агрессии и агрессивного поведения является предметом исследования ученых разных стран (А. Адлера, А. Бандуры, А. Баса, Л. Берковица, Р. Бэрона, К. Лоренца, Д. Ричардсона, З. Фрейда, Э. Фромма) [4, с. 117]. Однако отечественные исследователи в этой области (С.Л. Колосова, Н.Д. Левитов, Т.Г. Румянцев, Л.М. Семенюк, Е.О. Смирнова, С.Ю. Чижова, И.А. Фурманов), несмотря на ее высокую значимость немногочисленны и представляют собой большей частью обзор зарубежных исследований [3, с. 120].

В нашей стране также  накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике агрессивного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г.С., М.А. Алемаскина,  Ю.М. Антонян, С.А. Беличевой, В.М. Бехтерева, И.В. Дубровиной, В.В. Знакова  и других [17, с. 58-60]. Интерес к заявленной теме определяется нарастающим вниманием к ней со стороны исследователей самых разных специальностей. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать и зачастую, учителя и родители просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

       Актуальность темы определяется также важным значением агрессивности в структуре личности человека, ее влиянием на формирование тех или иных форм поведения, конструктивных, социально одобряемых, либо напротив разрушительных придающих поступкам асоциальный характер.  Однако попытки объяснения агрессивных действий детей затрудняется тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях, явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности. Необходимость определения реальных психологических причин агрессивности, раскрытия условий механизмов, средств ее предотвращения и коррекции обуславливает актуальность и практическую значимость данной темы.

Цель исследования: выявить особенности агрессивного поведения у детей подросткового возраста и определить пути  коррекции.

Объект исследования: пути коррекции агрессивности у детей подросткового возраста.

Предмет исследования: процесс агрессивности в поведении  детей подросткового возраста.

Гипотеза исследования: предполагаем, что коррекция агрессивного поведения детей подросткового возраста будет эффективной, если будут учтены следующие условия:

  • своевременная диагностика агрессивного поведения и опора на ее результаты в коррекционной работе;
  • систематичность коррекционного воздействия будут способствовать снижению уровня агрессивности у подростков.

В соответствии с указанной целью, предметом и гипотезой были определены следующие основные задачи исследования:

  1. Проанализировать проблемы агрессивности в отечественной и зарубежной литературе;
  2. Провести экспериментальные исследования по выявлению агрессивного поведения у детей подросткового возраста;
  3. Разработать и провести программу коррекции агрессивного поведения;
  4. Оформить полученные в ходе исследования результаты и провести их анализ.

Методологическая  основа исследования: Данные современной науки убеждают, что агрессивный подросток – это, прежде всего, обычный ребенок, которому свойственна нормальная наследственность. А черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей среде. На развитие агрессивности подростка влияют и природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя и провоцирующие ситуации. Выяснению влияния линии воспитания в семье и школе на агрессивность детей посвящено множество исследований (Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, Л.С. Семенюк, Захаров А.И.).

  Методы исследования:

  1. Анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Наблюдение за подростками;
  3. Анализ клинико-психолого-педагогической документации;
  4. Эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);
  5. Количественный и качественный анализ экспериментального исследования. 

     Теоретическая значимость исследования определяется тем, что полученные данные имеют отношение к разработке теоретических проблем подростковой агрессивности, вносят определенный вклад в изучение закономерностей психического и личностного развития в подростковом возрасте. Материалы исследования способствуют уточнению понимания феномена агрессии в отношении его происхождения, степени стабильности и факторов.

 

Практическая  значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с деструктивными подростками.

Организация и  база исследования: экспериментальной  базой  исследования послужила  МОБУ СОШ № 2 с.Красноусольск.

Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Глава I Теоретические аспекты изучения агрессивного поведения у детей подросткового возраста

1.1 Понятие агрессивности в психолого-педагогической литературе

За последнее десятилетие во всем мире, особенно в России отмечается рост насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью, вандализмом и глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связанные с понятием агрессии и агрессивности, вызывают серьёзное беспокойство, так как агрессивные наклонности в поведении появляются уже у детей дошкольного и младшего школьного возраста.  Сама по себе тема детской агрессивности долгое время была закрыта и поэтому не получила должной разработки в отечественной педагогике и психологии. Даже в настоящее время публикации на эту тему у нас единичны [42, с. 63].

Термин "агрессия" издавна бытует в европейских  языках, однако, значение ему придавалось  не всегда одинаковое. До начала XIX века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей. Зильманн, его точка зрения, ограничивает употребление термина агрессия попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений [9, с. 122].               

В настоящее  время принимается следующее  определение:             Агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Под агрессией, по Э.Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют, или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту. Э.Фромм выделяет "доброкачественную" и "злокачественную" агрессивность. Доброкачественная агрессия имеет инстинктивную природу—появляется в момент опасности как реакция на угрозу. Злокачественная агрессия проявляется в деструктивности, жестокости; целью ее является получение удовольствия [49, с. 348].

Агрессивность, по Р.С.Немову, понимается как враждебное поведение человека в отношении  других людей, которое отличается стремлением  причинить им неприятности, нанести вред [29, с. 165]. В настоящее время ближайшими по смыслу словами к термину "агрессия" являются следующие: нападение, захват, переход границ, насилие, проявление враждебности, угроза и реализация воинственности.

Агрессия (от латинского "agressio" – нападение, приступ) рассматривается учеными как мотивированное деструктивное поведение (индивидуальное или коллективное), действие, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб либо уничтожение другого человека или группы людей, вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность.     

Психологическая агрессия – это поведение, преднамеренно направленное на нанесение психологического вреда другому человеку в виде оскорбления, запугивания, формирования зависимости. Это воздействие, нарушающее психологические границы личности. Помимо оскорблений действием, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными [40, c. 135-136].

В современной  литературе предлагаются самые разнообразные классификации агрессии и агрессивности. Одна из наиболее распространенных классификаций предложена такими авторами, как А.Басс и А.Дарки [19, с. 238].

А.Басс предложил определение агрессии – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Они выделили пять видов агрессии:

  1. физическая (физические действия против кого-либо);
  2. вербальная (угрозы, крики, ругань и пр.);
  3. косвенная:
    • направленная (сплетни, злобные шутки);
    • ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.);
  1. раздражение (вспыльчивость, грубость);
  2. негативизм (оппозиционная манера поведения).

Ввиду того, что  проявления агрессии у людей многообразны, по мнению Басса, агрессивные действия можно описать на основании трех шкал: физическая — вербальная, активная - пассивная и прямая - непрямая. Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые подпадает большинство агрессивных действий, они представлены ниже в таблице. Например, такие действия, как стрельба, нанесение ударов холодным оружием или избиение, при которых один человек осуществляет физическое насилие над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые. Агрессивные проявления во всех своих формах имеют одну общую черту: они вызваны "попытками контролировать ситуацию, воздействовать на нее в целях совершенствования либо себя, либо своего окружения, включая близких людей" [51, с. 410].

В таблице 1 представлены категории агрессии по А. Бассу.

                                                                            

 

 

 

 

                                                                   Таблица 1

Категории агрессии по А. Бассу

Тип агрессии

примеры

1

Физическая - активная прямая

Избиение, ранение оружием

2

Физическая  – активная непрямая

Закладывание  мин и ловушек

3

Физическая - пассивная прямая

Стремление  физически не позволить что-то сделать (сидячая демонстрация)

4

Физическая - пассивная  непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач: отказ (освободить проход)

5

Вербальная - активная прямая

Словесное оскорбление, критика, унижение другого человека

6

Вербальная - активная непрямая

Распространение злостей клеветы, сплетен о другом человеке

7

Вербальная  – пассивная прямая

Отказ разговаривать  с другим человеком, отвечать на вопросы

8

Вербальная - пассивно непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения


 

 В работах, посвященных проблемам воспитания «трудных» подростков, а также их социальным отклонениям, одно из первых мест занимает проблема агрессивности. Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетних.  Дети,  как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.

Многие специалисты  считают одной из основных причин агрессивного поведения недостатки семейного воспитания [5, с. 118]:

1. Гиперопека  – гипоопека. Недостаточный контроль и присмотр за детьми (воспитание по типу гипопротекция) часто приводит к развитию стойких агрессивных форм поведения. Хочется отметить, что возраст родителей так же влияет на выбор стиля воспитания. Наиболее часто гипоопека встречается в неполных семьях молодых (а точнее юных) родителей. Дети, таких родителей чаще других детей, попадают в поле зрения администрации школы за агрессивное поведение (драки со сверстниками, эпизодический или системный вандализм). Явление гиперопеки часто сопровождается рассогласованием предъявляемых к ребенку требований со стороны родителей, и это еще один дополнительный фактор развития детской агрессивности.

2. Физическое, психологическое  или сексуальное насилие по  отношению к ребенку или по  отношению к одному из членов  семьи, свидетелем которого стал  ребенок. В данном случае агрессивного  поведения ребенка может рассматриваться  как механизм психологической  защиты или являться следствием научения (копирование родительской модели отношений).

3. Негативное  влияние сибсов (отвержение, соперничество,  ревность и жестокость с их  стороны). По данным Фельсон, дети более агрессивны в отношении единственного брата или сестры, чем против большого количества детей, с которыми они общаются. Паттерсон обнаружил, что братья и сестры агрессивных детей более склонны отвечать на нападение контратакой, чем братья и сестры неагрессивных детей.

4. Материнская  депривация, так же может быть рассмотрена как фактор становления агрессивного поведения. Фрустрирование потребностей в родительской ласке, любви, заботе, приводит к развитию чувства враждебности. Поведение такого ребенка отличается агрессивностью, но эта агрессивность носит защитный, протестный характер.

5. Наличие специфических  семейных традиций, может стать  причиной агрессивности ребенка.  Речь идет об искаженных моделях  воспитания, специфическом поведении  родителей, и культивировании  этих качеств (моделей воспитания), как единственно верных. По сути дела, речь идет о социальной изоляции ребенка, которая в свою очередь приведет к деформации картины мира, искажению индивидуально-личностных черт, агрессии, как реакции протеста.

6. Неполные семьи. По данным Геттинга, малолетние убийцы зачастую происходят из неполных семей.

Бочкарёва Г.П. выделяет типы семьи, которые способствуют формированию агрессивного поведения  у детей и подростков [7, с.134]:

1)  С неблагополучной  эмоциональной атмосферой, где родители  не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям;

     2)  В которых отсутствуют эмоциональные контакты между её членами, безразличие к потребностям ребёнка при внешней благополучности отношений. Ребёнок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи;

3)   С нездоровой нравственной атмосферой, где ребёнку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.

Агрессивное поведение это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения и как способ реагирования на внешнюю угрозу. Она необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида. Проблема возникает тогда, когда агрессивное проявление никак не связано с угрозой, когда оно становится постоянным и неизменным способом реагирования. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, т.е. возникает ситуация порочного круга.

Таким образом, исследование агрессивного поведения  детей и молодежи важно еще и потому, что оно существенным образом сказывается на частоте и интенсивности агрессивных, насильственных действий всех возрастных групп населения.

 

1.2  Половозрастные  особенности проявления агрессивности  в поведении детей подросткового  возраста

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

С возрастом  агрессивная реакция усложняется, приобретая характер действия, основанием которого служит личностный (коммуникативный) компонент, слагающийся из динамичного взаимодействия формирующихся эмоционального и когнитивного полей. Происходит смена форм агрессии: частота простого физического нападения уменьшается за счет роста более "социализированных" форм таких, как оскорбление или соперничество [14, с. 155-156].

С одной стороны, для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, свертывание  прежде установившейся системы интересов, протестующий характер поведения по отношению к взрослым.

С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов – возрастает самостоятельность ребенка, значительно более многообразными и содержательными становятся его отношения с другими детьми и взрослыми, расширяется и качественно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, другим людям.

На первой стадии подросткового периода (в 10-11 лет) ребёнка  характеризует весьма критичное  отношение к себе. Около 34% мальчиков  и 26% девочек (по данным Фельдштейна  Д.И.) дают себе полностью отрицательные характеристики, отмечая преобладание отрицательных черт и форм поведения, в том числе грубости, жестокости, агрессивности. При этом у детей этого возраста преобладает физическая агрессивность и менее всего выражена агрессивность косвенная. Вербальная агрессия и негативизм находятся на одной ступени развития [45, с. 3-18]. В целом в возрастной группе 11 лет дети наиболее высоко оценили себя по уровню агрессии. Это подтверждается данными экспериментальных исследований. В частности, изучалось влияние социализации на соотношение вербальной (замечания, выговоры, угрозы, сплетни, оскорбления, обвинения, критика) и физической (нападения, драки) агрессии детей различного возраста. Данные свидетельствуют, что у младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, в то время как у девочек вербальная. Позднее у мальчиков младшего подросткового возраста тенденция изменяется: вербальная агрессия становится доминирующей, и, кроме того, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных чувств, чем девочки того же возраста. Вместе с тем отмечается и одна примечательная особенность поведения подростков: с возрастом агрессивность детей все больше приобретает враждебную окраску [21, с. 73-76].

О.И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров и отверженных. Лидеры с помощью агрессивных действий укрепляют свое первенство, а отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением [52, с.32-33]. Изменение характера референтной группы или ценностей и норм в прошлой группе создавало условия, побуждающие к изменению нравственных оценок. Если оценивать влияние полового (гендерного) фактора, то подростки (мальчики) демонстрируют более высокий уровень прямой и физической агрессии, а подростки (девочки) — косвенной и вербальной. Как подчеркивают многие специалисты, систематическое агрессивное поведение детей больше обусловлено биологическими факторами и преимущественными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также ранней социальной депривацией. Напротив, систематическая физическая агрессия детей подросткового возраста сильнее связана с неблагоприятным микросоциальным окружением (негативная роль отца, родительская агрессия, стиль воспитания), в то время как биологические факторы играют второстепенную роль. Наиболее значимыми показателями риска агрессии у подростков мужского пола общей популяции  являются микросоциальные факторы: увлечения, связанные с насилием и жестокостью, употребление психоактивных веществ, родительская агрессия [26, с. 87-89]. При этом защитным фактором, тормозящим развитие агрессивного поведенческого стереотипа, являются такие личностные характеристики, как застенчивость, нерешительность, повышенная тревожность. У девочек преобладают биологические факторы риска. Агрессивные девочки отличаются раздражительностью, обидчивостью; имеют в анамнезе черепно-мозговые травмы и признаки раннего органического поражения головного мозга, часто предъявляют жалобы соматического и неврозоподобного характера; имеют отклонения в полоролевом поведении. Одним из факторов риска повышенной агрессивности девочек – возрастной период 12-15 лет. Физическая агрессия девочек значительно чаще направлена на противоположный пол и членов семьи, провоцировалась оскорблением или угрозой изнасилования, часто сочеталась с аутоагрессией и смещенной агрессией [43, с. 263-265]. У мальчиков физическая агрессия достоверно чаще направлена против лиц своего пола, незнакомых прохожих и мотивировалась желанием поддержать самооценку и статус среди сверстников. Л.М. Семенюк приводит данные по преобладанию того или иного вида агрессивного поведения у подростков из разных слоев населения, которые приведены в таблице 2.

 

Таблица 2

Преобладание  агрессивного поведения подростков

из разных слоев  населения

Социальные слои

Формы агрессивности, %

физическая

косвенная

вербальная

негативизм

Из рабочей среды

70%

45%

50%

30%

Из среды строителей

65%

55%

60%

40%

Из среды сельских тружеников

67%

60%

65%

20%

Из среды малоквалифицированных  подсобных работников (прачки, уборщицы)

30%

65%

75%

50%

Из среды служащих среднего звена

40%

45%

75%

60%

Из среды руководящих работников

60%

67%

35%

90%

Из среды торговых работников, коммерсантов

20%

30%

25%

10%

Из среды интеллигенции (учителя, врачи, инженеры)

25%

40%

55%

80%




 

 

 

Из таблицы видно, что  физическая форма проявления агрессивного поведения наиболее выражена у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Вместе с тем у подростков этой группы отмечается минимальный уровень негативизма.

Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих среднего звена. В то же время эти подростки отличаются сравнительно невысоким уровнем физической формы агрессивного поведения.

По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей  подсобных работников и семей  руководящих служащих.

Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих  работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.

Агрессивное поведение у детей подроскового возраста