Агрессия

Министерство образования  Российской Федерации
Тульский государственный  педагогический университет
 им. Л. Н. Толстого
Кафедра психологии образования
Отделение общей психологии
Выпускная квалификационная работа
 на тему

 

 

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  ЛИЧНОСТИ

 АГРЕССИВНЫХ ПОДРОСТКОВ

 

Выполнена: студенткой факультета
                                                                                           психологии  
                                                                                          Бархатовой Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула 2003

Работа выполнена на факультете психологии ТГПУ

 им. Л. Н.  Толстого

 

Научный руководитель-доцент кафедры

психологии образования                                                Н.Ф. Проскурин

 

 

Работа допущена к защите:

Заведующая кафедрой психологии

образования, доктор педагогических наук,

профессор                                                                      И.Л. Федотенко

 

Ассистент кафедры психологии

образования                                                                   Е.П. Зенкина

 

 

Рецензенты:

 

Кандидат психологических наук,

доцент кафедры практической

психологии                                                                     С.В. Пазухина

Директор МОУСШ № 36 г. Тулы                               

 В.П. Плетнева

 

 

 

 

Защита состоится  «    »  июня 2003 г.

В учебном корпусе  №4 ТГПУ им. Л.Н. Толстого,

аудитория №    в      часов

Декан факультета психологии                             

    Т.И. Лях           

 

Содержание

Введение ………………………………………………………………..5

 

Глава 1 Теоретический  анализ психологический

особенностей личности агрессивных  подростков

    1. Агрессия. Основные подходы к исследованию

 агрессии в зарубежной  и отечественной психологии………………..9

      1. Агрессия как инстинктивное поведение:

психоаналитический подход………………………………………15

      1. Этологический подход………………………………………17
      2. Подход к агрессии  Э. Фромма……………………………..18
      3. Взгляды К. Юнга на агрессию………………………………19
      4. Понимание агрессии  К. Хорни…………………………..…19
      5. Фрустрационная теория: агрессия и

Фрустрация…………………………………………………………..20

      1. Теория социального научения:

бихевиоральная  модель…………………………………………….22

      1. Гуманистическое направление

по изучению агрессии……………………………………………….24

      1. Взгляды отечественных психологов

на агрессию………………………………………………………….25

1.2. Проявление особенностей агрессивного поведения

подростков………………………………………………………………..29

    1. Условия возникновения агрессивного поведения

у подростков………………………………………………………………34

    1. Личность. Психологические особенности личности

 агрессивных подростков

      1. Психодинамические теории личности………………………38
      2. Модификация ортодоксального психоанализа

в теории личности……………………………………………………39

      1. Поведенческие теории личности……………………………..40
      2. Гуманистические теории личности…………………………..41
      3. Диспозиционные теории личности…………………………..41
      4. Когнитивные теории личности……………………………….42
      5. Подходы отечественных психологов

к изучению личности…………………………………………………42

Глава 2    Диагностика  и коррекция психологических

особенностей личности агрессивных подростков

2.1. Объект и этапы  экспериментального исследования………………..47

2.2. Диагностика исходного уровня и анализ психологических

особенностей агрессивных  подростков………………………………….49

2.3. Общая характеристика  программы психологической

коррекции особенностей личности агрессивных  подростков………….58

2.4 Диагностика уровня сформированности

психологических особенностей личности

 агрессивных подростков …………………………………………………66

 

3.Выводы……………………………………………………………………74

4. Заключение………………………………………………………………75

5. Библиография……………………………………………………………76

6. Приложение……………………………………………………………...81                            

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Работа посвящена выявлению  психологических особенностей личности агрессивных подростков. Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В настоящее время  большинство психологов применяют следующее определение агрессии. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или  причинение вреда  другому живому существу, не желающего подобного обращения. Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась бы, представляет способ поведения направленный на причинение вреда другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. [8,18].  Другие авторы выделяют, что агрессивные действия могут быть направлены на самого себя – аутоагрессия. [31,416].

Агрессия представляет собой совокупность показателей – физической, косвенной, вербальной агрессии. Не существует единого мнения на определение причин возникновения агрессии у человека. Те или иные психологические направления в той или иной мере затрагивали проблемы изучения агрессии. Но каждая школа выделяла свои причины возникновения, свои методы диагностики и коррекции агрессивного поведения.

1.Психоаналитическое направление  представленное  З. Фрейдом, А.Фрейд, Э. Фроммом А. Адлером, К.Юнгом, К. Хорни  и др.  определяет агрессию как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессознательным, как один из способов  психологической защиты человека.

2.Поведенческое направление  – эта школа возникла как противопоставление концепции влечения. Агрессивное поведение рассматривается  как ситуативное. Дж. Доллард, Л. Берковитц, С. Розенцвейг рассматривали агрессию как следствие фрустрации. Д. Уотсон, А. Бандура понимали под агрессией усвоенное поведение в процессе социализации через наблюдение соответствующего способа действий и социального подкрепления.

3.Гуманистическое направление  (К. Роджерс, В Франкл, Ф. Перлз)  объясняет, что агрессия является вынужденным ответным действием индивида на ограничение  его свободы. Агрессия понимается как разновидность психологической защиты.

4.Многоплановое исследование этой  проблемы в отечественной психологии нашли отражение в работах многих авторов (Г.А. Андреева, В.В. Знаков, Л.П. Колчина,  О.Ю. Михайлова, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева и др.). Отмечается устойчивая тенденция к многофакторному исследованию агрессии и агрессивности, когда всестороннему анализу подвергаются различные аспекты ее проявления – биологические, социальные, психологические факторы.

Однако при  всем обилии появившихся  исследований в современной западной и отечественной психологии ощущается недостаточная разработанность многих аспектов проблемы человеческой агрессивности. Ни одна из теорий не может дать полный и всеобъемлющий ответ на определение агрессии, ее причин, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

Актуальность темы: за последнее десятилетие во всем мире отмечается рост насильственных  действий, сопряженный с собой жестокостью, вандализмом, глумлением над людьми. Такие социально опасные проявления, обычно связаны с понятием и агрессии и агрессивности, возникающие как из внутренних (личностных), так и из внешних (социальных) факторов, вызывают серьезное беспокойство. Тему агрессии называют сегодня «интригующей», а сам двадцатый век «веком беспокойства и насилия».[55,3]. 

На возрастание проявления насилия, агрессии среди людей влияют экономическая нестабильность и социальная напряженность в стране. Повседневностью стали многочисленные конфликты, некоторые из них превращаются в физическое насилие, преступление против личности, неуважение к другому человеку. Деятельность СМИ, реклама, поток печатной продукции, кинопродукция, заполненные сценами насилия, обмана, секса – «научают» действовать агрессивно. Внедрение западной культуры привело в России к деградации личности и духовных ценностей. Проникновение западных музыкальных стилей и направлений (рок, джаз, блюз, компьютерная музыка), обилие детективов, боевиков, фильмов ужасов, эротических фильмов, компьютерных игр агрессивной тематики провоцируют агрессивное поведение подростка, делая его взрослым в его собственных глазах. Насаждение западной культуры привело к культу насилия, наркотиков,  сексуальной распущенности среди малолетних. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражают одну из важнейших социальных проблем общества - для этой возрастной категории характерно большое количество конфликтов, проявление агрессивности, насилия по отношению к сверстникам, за последнее время выросла молодежная преступность. Причины агрессивности необходимо искать в семье, в методах воспитания. Особенно неблагополучно положение в необеспеченных, малообеспеченных, проблемных семьях. Возникающие у детей чувство ущемленности, обделенности, незаслуженной обиды, чувство зависти, ненависти толкает их на совершение актов насилия. Все эти обстоятельства обусловили выбор темы нашего исследования.

Объект исследования: агрессивное поведение подростков.

Предмет исследования: психологические особенности личности агрессивных подростков.

Цель исследования: выявить основные особенности личности у агрессивных подростков; разработать программу коррекции  личностных особенностей агрессивных подростков.

 Гипотезы исследования: агрессивное поведение подростков обусловлено определенным набором психологических особенностей личности и уровнем   их проявления у конкретного человека.

В нашей работе мы поставили следующие задачи:

1.В теоретическом анализе рассмотреть  основные подходы к объяснению  причин возникновению агрессии  у подростков.

2. Выявление наиболее важных психологических особенностей личности агрессивных подростков.

3. Диагностика личностных качеств  подростков.

4. Диагностика исходного уровня  психологических особенностей агрессивных подростков.

5. Установление зависимости между  агрессивным поведением и личностными особенностями подростков.

6. Формирование экспериментальной  группы подростков из числа  учащихся, у которых в результате обследования выявлен высокий уровень агрессии.

7. Разработка и реализация коррекционной  программы по снижению  состояния агрессии у подростков.

8. Контрольно – диагностическое  обследование после коррекционной  работы.

 

В своей работе мы опирались  на положения З. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, А. Басса, А. Бандуры, К. Роджерса, Г.А. Андреевой, О.Ю. Михайловой и др.

Методы исследования: наблюдение, беседа, методики, направленные на изучение уровня агрессивности, диагностику общего психоэмоционального  состояния (опросник Басса – Дарки, FPI).

Исследование проводилось  в МОУСОШ № 36 города Тулы.

Выборка испытуемых: учащиеся восьмых классов – 36 человек, среди них 15 мальчиков и 21 девочка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1  Теоретический  анализ психологических особенностей

личности агрессивных подростков

 

1.1. Агрессия. Основные  подходы к исследованию агрессии  в

зарубежной и отечественной психологии

 

Для выделения личностных особенностей агрессивных подростков необходимо выяснить психологическое содержание самих понятий – «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение».

Термин «агрессия» сегодня  часто употребляется в широком  контексте. Для научного осмысления природы человеческой агрессивности необходимо уточнение смысла и значения этого понятия.

Почему люди действуют  агрессивно, какие меры необходимо принять, чтобы предотвратить подобное деструктивное поведение?

Эти вопросы занимали лучшие умы человечества на протяжении многих веков и рассматривались с разных позиций – с точки зрения философии, поэзии, религии.

В нашем столетии данная проблема стала предметом систематического научного исследования, но не на все  вопросы, возникающие в связи проблемой агрессии, имеют ответы.

1. Человеческая агрессия предполагает  наличие многих факторов, присущих исключительно людям и обуславливающих их поведение (мстительность, расовые этические предрассудки).

2. Агрессия с точки зрения  социальной позиции. Необходимы знания социальных ситуаций и факторов как способствующих, так  и сдерживающих агрессию. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что оскорбляют других или, часто недружелюбны, или они, будучи достаточно сильными, пытаются делать всё по- своему, или, может быть, что они твёрдо отстаивают свои убеждения, или, возможно без страха бросаются в омут неразрешённых проблем. В некоторых случаях агрессоры могут скрывать свои стремления причинить боль или страдания другим. Агрессию важно определить не только как поведение, причиняющие вред или ущерб другим, но и как любые действия, имеющие целью достижения негативных последствий.

Агрессия предполагает или ущерб  или оскорбление жертвы, следует, что нанесение телесных повреждений является обязательным. Результат агрессии – негативные последствия. Помимо оскорблений, такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение, осмеяние, лишение чего-то  необходимого, отказ в любви, нежности при определённых обстоятельствах можно назвать агрессивными.

Проявление агрессии у людей  бесконечны и многообразны,  А. Басс  выделил три основных шкалы, в которых можно описать агрессивные действия: [8,15].

  • физическая – вербальная;
  • активная – пассивная;
  • прямая – непрямая.

                                       Категории агрессии по А. Бассу:

Таблица №1

тип агрессии

примеры

 

 

 

1

 

ФИЗИЧЕСКАЯ

 

Активная - прямая

 

 

 

Применение силы по отношению  к другому человеку, нанесение телесных повреждений, избиение, нанесение ударов холодным оружием,  ранение при помощи огнестрельного оружия.

2

Активная - непрямая

Агрессия, которая окольными  путями направлена на другое лицо .

3

Пассивная - прямая

Стремление физически  не позволить другому человеку достичь  желаемой цели или заняться желаемой  деятельностью.

4

Пассивная  - прямая

Отказ от выполнения необходимых  задач: отказ освободить территорию во время демонстрации.

 

 

 

1

 

ВЕРБАЛЬНАЯ

 

Активная - прямая

 

 

 

Словесное оскорбление,  критика, унижение другого человека.

2

Активная - непрямая

Распространение злостной клеветы, сплетен о другом человеке.

3

Пассивно - прямая

Отказ разговаривать  с другим человеком, отвечать на вопросы.

4

Пассивная - непрямая

Отказ дать определенные словесные пояснения, объяснения.


 

Существовало и существует множество точек зрения, что считать агрессией. Первое положение: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Следующее положение: чтобы те или иные действия  были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления. Или, третье положение агрессия – это попытка нанесения другим телесных  или физических повреждений. В настоящее время большинство психологов принимают следующее определение:

АГРЕССИЯ    - это  любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или нанесение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения. [8,18].

Некоторые авторы [8,18] агрессию рассматривают как модель поведения, а не как эмоцию, мотив, установку. Термин «агрессия» часто ассоциируется  с негативными эмоциями как гнев, злость; с мотивами, как  желание оскорбить, навредить; с установками, как расовые и этнические предрассудки. Несмотря на то, что эти факторы играют важную роль в поведении, результатом которого становится причинение ущерба, их наличие не является необходимым условием для подобных действий. Злость, гнев вовсе не являются необходимым условием нападения на других, применением силы. Негативные эмоции, мотивы, установки не всегда сопровождаются прямыми действиями и нападками на других людей. В определении агрессии предполагаются действия, в которых агрессор намеренно причиняет ущерб своей жертве, остаются невыясненными многие вопросы.

1. Как объяснить, что  агрессор по свободной воле  оскорбил жертву, как  один  человек намерен навредить другому.

2. Намерение – это  личные, скрытые, недоступные прямому  наблюдению замыслы.

Однако, иногда, намерения  причинить вред устанавливаются  просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:                                    

1. Агрессия обязательно  подразумевает преднамеренное целенаправленное  причинение вреда жертве.

2. В качестве агрессии  может рассматриваться только  такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3. Жертва должна обладать  мотивацией избегания подобного  с собой обращения.

Агрессия (от лат.aggredi - нападать) индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, или ущерба, или на уничтожение другого человека, или группы людей. В значительной части агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, злости, ненависти. Она разделяется на экспрессивную (сила проявления эмоций, чувств); враждебную агрессию, которая характеризуется целенаправленностью, осознанным намерением нанесения вреда другим; инструментальную – где цель субъекта нейтральна, а агрессия используется как средство ее достижения. Готовность субъекта к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности – агрессивность. Причинами агрессивности выступают конфликтность, нарушение эмоциональных связей в семье, условия семейного воспитания. Агрессивные действия могут быть направлены на самого себя (аутоагрессия) – самоубийство, самоунижение, самообвинения.[31,416].

Агрессивное поведение  (фр. agressif - вызывающей, воинствующей; от лат. aggredior -  нападаю) – действия, имеющие целью причинения морального или физического ущерба другим.[38,7].  Агрессия – это поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку. Агрессия есть результат искаженного процесса социализации, злоупотребление родителями наказаниями, жестокое отношение к детям. Агрессивная ориентация проявляется в действиях, направленных против личности, оскорбления, изнасилования, убийства. Существует связь между объективной ситуацией и агрессивным поведением человека и действие опосредующих причин: готовность к агрессии (злость, гнев) и интерпретация, для себя данной ситуации.[5,27].

Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.

Физическая агрессия – причинение боли или повреждения  другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.

Вербальная агрессия – использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:

а). Многочисленные отпоры;

б). Отрицательные отзывы и критические замечания;

в). Выражение отрицательных  эмоций – недовольство другими в  форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;       

г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;

д). Оскорбления, упреки обвинения;

е). Угрозы, вымогательства, принуждения.

Кроме того простой крик – часто носит агрессивный  характер.

Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии –жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые  ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться  у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной – драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме – недоброжелательность, озлобленность.

Существует мнение, что  когда человек не чувствует  себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет – она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят  явную и скрытую  форму:

    • Ярость, вспышка гнева;
    • Гнев
    • Полная пассивность, страх;
    • Сознательный уход от деятельности;
    • Скука;
    • Депрессия – длительно подавленный гнев;
    • Сарказм, грубые шутки, унижение другого;
    • Эгоцентризм, гордыня.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась,  представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.

Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.

1.1.1.   АГРЕССИЯ  КАК ИНСТИНКТИВНОЕ ПОВЕДННИЕ:

ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Агрессия – это  поведение, целью которого является нанесения вреда некоторому объекту или человеку, возникающее по мнению представителей психоаналитической ориентации, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения. 

В своих ранних работах  З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направлена на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, близостью. Агрессия рассматривается как реакция на блокирование или разрушение либидных импульсов. Фрейд предположил существование второго основного инстинкта (танатоса) – влечение к смерти, чья энергия направлена на разрушение и прекращение жизни – это отрицательные эмоции – злоба, ненависть, деструктивность.  З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этого инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни  (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение)  служат цели направлять энергию танатоса во вне, в направлении от «Я». Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выходит наружу и направлена на других.

 

 

 

 

 

 

                    РАЗРУШЕНИЕ               СОХРАНЕНИЕ

 

ТАНАТОС                                 Я                                    ЭРОС

 

 

                                                         ИЗМЕНЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ    

                                                                           ЭНЕРГИИ

 

 

                            АГРЕССИЯ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ДРУГИХ.

 

З. Фрейд объяснял агрессию, насилие как проявление изначально присущих человеку инстинктов. Наличие противоречия между инстинктами и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе как  агрессия и насилие. Насилие человек совершает по отношению к себе самому и  по отношению к  другим,  к внешнему миру. В аспекте концепции Я, Сверх – Я,  насилие, агрессия является     результатом конфликта Я и Сверх -  Я, который отражает в конечном счете противоречия реального и психического, внутреннего и внешнего. Противоположностью между влечением к жизни и к смерти объясняется, что любовь к объекту свидетельствует о полярности между любовью (нежностью) и ненавистью (агрессивностью). Влечение к смерти вызывает насилие, но и сама любовь порождает агрессивность (сексуальную). Взгляды Фрейда на истоки и природу агрессии крайне пессимистичны. Это поведение не только врожденное, берущее свое начало в присущем человеку инстинкте смерти, но, и неизбежное, поскольку, если  энергия танатоса не будет обращена во вне, это вскоре приведет к разрушению самого индивида. Единственный проблеск  надежды связан с тем, что внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и уменьшить вероятность появления более опасный действий. Этот аспект в теории  З. Фрейда (положение о катарсисе) совершение эмоциональных/экспрессивных действий, не сопровождающихся разрушением, может быть эффективным средством предотвращения опасных поступков. Возникновение и дальнейшее становление агрессивности у Фрейда соотносятся со стадиями детского  развития. Отмечается, что фиксация на оральной стадии может привести к формированию таких агрессивных черт характера как наклонность к сарказму, сплетням. Фиксация на анальной стадии  может привести к формированию упрямства, которое переходит в упорство, к которому легко присоединяется наклонность к гневу  и мстительности. . [54,114].

1.1.2. ЭТОЛОГИЧЕСКИЙ  ПОДХОД

Агрессия является инстинктом, изначально и неотъемлемо присущим человеку. К. Лоренц писал: «Агрессия, проявление которой часто отождествляется с проявлением «инстинкта смерти», - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях также, как и они, служат сохранению жизни и вида. У человека, который собственным трудом слишком быстро изменил условия своей жизни, агрессивный инстинкт часто приводит к губительным последствиям, но аналогично хотя не столь драматично обстоит дело  с другими инстинктами». [19,56]. Человек должен признать, что его поведение подчинено природе. Исследуя агрессию, он рассматривал ее как часть общего животного мира, законы природы объясняют поведение и действия. Итак, согласно Лоренцу, агрессия берет начало прежде всего из врожденного инстинкта борьбы за выживания, который присутствует у людей как и у других  живых существ. Этот инстинкт развивался в ходе длительной эволюции: а) борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве, обеспечивается максимальная утилизация имеющихся пищевых ресурсов; б) агрессия помогает улучшать генетический фонд вида  за счет того, что оставить и сохранить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы; в) сильные животные лучше защищаются и обеспечивают  выживание своего потомства. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени.  Таким образом, агрессивнее действия являются совместной функцией: 1) количество накопленной агрессивной энергии и 2) наличие силы особых облегчающих разрядку агрессии стимулов в непосредственном окружении. Чем большое количество агрессивной энергии имеется в данной момент, тем меньший силы стимул требуется для того, чтобы агрессия «выплеснулась» во вне. У людей, в отличие от большинства других живых существ, распространено насилие по отношению к представителям своего собственного вида. К. Лоренц считал, что кроме врожденного инстинкта борьбы, все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления и эта возможность проявляется в зависимости от способности  наносить серьезные повреждения своим жертвам. Итак, К. Лоренц рассматривал агрессию, как неизбежное  следствие  врожденных сил. Он говорил о возможности   ослабления агрессии  и контроля подобного поведения.   Он полагал, что участие в различных действиях , несвязанных с причинением ущерба, может предотвращать накопление агрессивной энергии до опасного уровня и, таким образом, снизить вероятность вспышек насилия. Угроза вспышек, выплеска насилия  у человека может быть предотвращена посредством тысячи других действий. Лоренц утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться не совместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.

1.1.3. ПОДХОД  К АГРЕССИИ Э. ФРОММА

Агрессия – это  мазохистское влечение к смерти, к  страданию. Э.Фромм  выделяет несколько  форм насилия: игровое, реактивное, насилие  из мести, потрясение веры, компенсаторное и архаичный тип – жажда крови. Уделял внимание анализу такого типа как садизм – когда один человек пытается подчинить другого своей власти, сделать его беспомощным объектом своей воли,  иметь возможность сделать с ним что угодно, унизить, поработить, но главная цель – заставить страдать, причинить боль. Человек использует свою силу, чтобы разрушать, когда он не способен созидать, создавать новое. Тогда насилие превращается  в комперсаторное – это результат искаженной жизни человека. Единственное средство от проявления подобного насилия – увеличение творческого потенциала, развитие способностей человека к творческому использованию своих сил.  Разочарование в вере, добре, любви делают человека циником,  разрушителем. Разочарование ведет к ненависти жизни. Насилие из мести свойственно определенным индивидам  так и целым группам. Жажда мести может быть восстановлением чувства собственного достоинства, элементом самоуважения, восстановлением идентичности. Существует связь между интенсивностью чувства мести и экономическим, культурным  обнищанием социальных групп. Однако насилие, направленное на защиту жизни, имеет другую суть, чем насилие, направленное на разрушение. Реактивное насилие проявляется при защите свободы, достоинства, его целью является сохранение. Однако чувство опасности может быть основано  не на реальной данности, а на манипуляциях. [48,99].

  Итак, Э. Фромм   отмечал, что фрустрация потребностей  и желаний является обычном явлением в обществе, отмечал, что агрессия и насилие постоянно возникают, и, так или иначе проявляют себя. Фромм связывал проблему насилия и агрессии с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формирует у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.

1.1.4. ВЗГЛЯДЫ К.Ю. ЮНГА НА АГРЕССИЮ

  Объяснял причины  проявления агрессивности  и  насилия в  соответствии с  обоснованной им концепцией бессознательного  и архетипами. Агрессия, насилие объясняется воздействием бессознательного на сознание, психику человека. Конфликт индивида с его темной половиной неизбежен и мучителен, поражение ведет к душевной гибели, преодолению, возрождению.[48,101].

1.1.5. ПОНИМАНИЕ  АГРЕССИИ К. ХОРНИ

К. Хорни, исследуя проблемы кризисных состояний, в которых  индивид проявляет агрессию, насилие, показала взаимосвязь последних с повышенной базисной тревожностью личности.  Человек, подверженный состоянию «движению против людей», склонен к конфликтности, проявлению агрессивности, насилия.  Агрессия является одним из многочисленных видов психологической защиты индивида, стремление к безопасности, гипотетические потребности комфорта и удовольствия.[48,101].

Агрессия