Агрессивность и конфликтность подростков

ВВЕДЕНИЕ 
 

     Главной целью любого общества, претендующего  на гуманизм в отношении составляющих его людей, является создание условий  для раскрытия возможностей человека, актуализации его способностей творчески  проявить себя, самовыразиться, самоутвердиться, реализовать свою потребность быть личностью принятой и признанной обществом, стать подлинным субъектом своей судьбы. Данные процессы имеют особое значение в подростковой среде.

     Напряженная социальная, экономическая, демографическая, обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает нарастание негативных тенденций в становлении личности подрастающих поколений. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная дезориентированность молодых людей, но и возрастание их жестокости, агрессивности, потенциальной конфликтности. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние – в подростковом возрасте. Проблема конфликтности и агрессивности подростков – одна из центральных социально-педагогических проблем, которая вызывает серьёзную обеспокоенность как педагогов и родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей.

     Тревожным симптомом является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющегося в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). По данным ООН, около 30% всех подростков принимают участие в противоправных действиях, а 5% - совершают преступления [32.C.97] - это так называемые трудные подростки, или, иначе, педагогически запущенные дети «группы риска». Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством.   По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения подростков. Данные тенденции объективно отражают недостаточную изученность причин: и способов профилактики, преодоления агрессивности и конфликтности в подростковой среде.

     Проблема  агрессивности и конфликтности  заинтересовала западных исследователей еще в прошлом веке.  З. Фрейд разработал основы психоаналитического подхода в анализе агрессивности и конфликтности. К.Лоренц изучал экологический подход к изучению данной проблемы,. Д.Доллард, разработал  фрустрационную теорию агрессивности и конфликтности. В настоящее время изучением данной проблемы занимаются Р.С. Хоманс, К. Бютнер. 

     Анализ  психологических теорий Дж. Бугенталя, Л. Вингсвангера, Л.С.Выготского, К.Левина, А.Маслоу, В.А. Петровского, К.Роджерса, В.Франкла, А. Фрейд и других способствовал формированию более широкого взгляда на причины, особенности и последствия проявлений  агрессии и конфликтности.

     В России первые теоретические и экспериментальные исследования подростковых конфликтов и агрессии были проведены Л.С. Выготским. Однако в середине 1930-х годов теоретический уровень отечественной психологии начал быстро снижаться. В условиях сталинских репрессий изучать социальные условия формирования личности стало невозможно.

     В дальнейшем идеи Л.С. Выготскимого оказали сильное влияние как на общую, так и на возрастную психологию (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин).

     Сегодня проблемы подростковой конфликтности  и агрессивности занимают одно из первых мест в отечественных исследованиях. И здесь следует отметить таких  исследователей, как Т.Р. Румянцев ( разработал нормативный подход в изучении данной темы), А.И. Заграфов (изучал проблемы социализации подростков), В.В.Лебединский (разработал возрастные периоды агрессивности подростков), А.Д. Гонеев (изучал природу детской агрессивности).

     Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии и конфликтности, однако в научной литературе недостаточно исследованы виды подростковой агрессивности и конфликтности. Технологии социальной работы в данной сфере ориентированы, в основном, на социальную работу с проявлениями агрессивности и конфликтности со взрослой возрастной группой. Особенности работы в подростковой среде практически не затронуты..

     Целью дипломной работы является изучение подростковой конфликтности и агрессивности как объекта социальной работы.

     Исходя  из поставленной цели, были   сформулированы следующие задачи:

     - изучить подростковую конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явления;

     - рассмотреть основные направления психосоциальной работы с проблемными подростками;

     - исследовать основные технологии социальной работы в сфере подростковой конфликтности и агрессивности;

     - проанализировать деятельность  социальных центров помощи подросткам в целом по России и г. Дальнереченске.

     Логика и структура данной  дипломной работы определяется поставленными целью и задачами и включает в себя введение, две главы с подразделами, заключение, список использованной литературы и приложения. 

      Данная  дипломная работа может быть использована психологами и социальными педагогами, работающими с подростками.   
 
 
 
 
 
 

1. Подростковая конфликтность и агрессивность как социально-психологическое явление 
 

1.1. Социально-психологические особенности подросткового возраста 
 

     В современной психологии подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-17 лет; он знаменуется бурным развитием и перестройкой социальной активности ребенка. В психологической литературе принято разграничивать подростковый возраст и юношество [12.C.67]. В понимании хронологических границ этих периодов нет единства. С определенной мерой условности можно считать, что «подростничество» как переходный возраст лежит в указанных границах, за ним следует новый этап развития – юность.

     Юность  - это определенный этап созревания и развития человека, лежащий между детством и взрослостью. Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два этапа: Л.Ф. Обухова выделяет подростковый возраст (отрочество) и юность (ранняя и поздняя) [19.C.54]. Однако хронологические границы этих возрастов часто определяются совершенно по-разному, например, в отечественной психиатрии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии же 16-18-летних считают юношами [3.C.104].

     Возрастные  категории во многих, если не во всех языках первоначально обозначали не столько хронологический возраст человека, сколько его общественное положение, социальный статус. Древнерусское отрок (букв. - не имеющий права говорить) означало: раб, слуга, работник, княжеский воин [12.C.136].

     Связь возрастных категорий с социальным статусом сохраняется и в современных языках. Умаление возрастного статуса человека, обращение к нему как к младшему («молодой человек», «парень» и т.п.) нередко содержит в себе оттенок пренебрежения или снисходительности.

     Данная  неопределенная трактовка встречается и в периодизации жизненного пути. Представления о свойствах и возможностях индивидов каждого возраста тесно связаны с существующей в обществе возрастной стратификацией. Хронологический возраст, а точнее - предполагаемый им уровень развития индивида, прямо или косвенно отражает его общественное положение, характер деятельности, диапазон социальных ролей и т.п. Половозрастное разделение труда во многом определяет социальное положение, самосознание и уровень притязаний членов соответствующей возрастной группы.

     Возраст служит критерием занятия или оставления тех или иных социальных ролей, причем, эта связь может быть как прямой, так и опосредованной (например, временем, необходимым для получения образования, без которого нельзя занять определенное общественное положение). В одних случаях критерии являются нормативно-юридическими (школьный возраст, гражданское совершеннолетие), в других - фактическими (например, средний возраст вступления в брак), причем степень определенности возрастных критериев и границ в разных обществах и разных сферах деятельности весьма изменчива.

     В отечественной психологии слово «юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости [21.C.94].

     Однако  новое время принесло важные социальные и психологические сдвиги. Физическое, в частности половое, созревание заметно ускорилось, заставляя «снижать» границы юношеского возраста. Напротив, усложнение общественно-трудовой деятельности, в которой должен участвовать человек, повлекло за собой удлинение необходимых сроков обучения. Новые поколения молодежи значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную трудовую жизнь, дольше сидят за партами разного размера. Отсюда - удлинение периода «ролевого моратория» (когда юноша «примеряет» различные взрослые роли, но еще не идентифицируется с ними окончательно) и изменение соответствующих социально-психологических стереотипов [30.C.153].

     Развитие  самостоятельности есть не что иное, как переход от системы внешнего управления к самоуправлению. Всякое управление требует сведений, информации об объекте управления. При самоуправлении это должна быть информация субъекта о самом себе. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости «образа» всегда тесно связаны с развитием интеллекта. В этом отношении ранняя юность также знаменует собой определенный рубеж.

     Социальное  самоопределение (все равно, идет ли речь о выборе профессии или мировоззренческом поиске) есть определение своего положения в мире, оно направлено не внутрь личности, а вовне. Но ответ на вопросы, кем быть и что делать, подразумевает также определенную оценку себя и своих возможностей.

     Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи, его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда - необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др. [34.C.105].

     Психологическое развитие ребенка в социологии имеет  свое отражение в различных теориях. Одной из наиболее интересных является теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Согласно этой теории развития высших психических функций, всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая [7.C.136].

     В отличие от механистических концепций, рассматривающих развитие ребенка как результат воздействия «внешней», социальной среды, Выготский подчеркивал, что «среду надо рассматривать не как «обстановку развития», которая извне определяет развитие ребенка, - воздействия среды сами меняются количественно и качественно в зависимости от того, в каких ранее возникших психологических свойствах, включая возрастные особенности ребенка, они преломляются» [9.C.168].

     Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального.

     Здесь возникает два вопроса: какова конкретно социальная ситуация развития к началу данного возраста и  какие психологические новообразования возникают у ребенка к концу данного возраста.

     Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка... В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [9.C.216].

     Идеи  Л.С. Выготского оказали сильное  влияние как на общую, так и  на возрастную психологию. Но практически  реализовать многие из них советским психологам не удалось. Уже в середине 1930-х годов теоретический уровень отечественной психологии начал быстро снижаться. «Личность старшеклассника» в данный период, зачастую, сводилась к роли учащегося; его внеучебная деятельность рассматривалась с точки зрения ее влияния на школьную успеваемость, дисциплину и т.п.

     Выход за ведомственные рамки произошел  в связи с новыми идеями, появившимися в философии и социологии личности, а также в общей и социальной психологии. Этому немало способствовали социологические исследования, которые стали проводить начиная с 60-х годов.

     Одним из них является исследования социолога  Т.Н. Мальковской, проведенного дважды, в 1961 и 1971 годах. Т.Н. Мальковская опрашивала ленинградских старшеклассников о том, чья личность больше всего интересует и привлекает их. Оба раза первое место заняли герои кинофильмов, второе - литературные герои, третье - общественно-политические и государственные деятели. Так, 87% из 5 тыс. опрошенных Т.Н. Мальковской старшеклассников сказали, что именно книги впервые обратили их к анализу внутреннего мира человека [12.C.83]. Результаты исследования показывают настроенность социализации подростков по «книжным» идеалам. В настоящее время на развитие подростков все большее влияние оказывают средства массовой информации. 

     Однако  социологи показали, что искусственное затягивание «переходного возраста» дорого обходится и личности, и обществу. Пока юный человек не нашел себя в практической деятельности, она может казаться ему мелкой и незначительной. Возрастает необходимость и роль успешной социализации в отведенное каждому возрасту время.

     Социализация  представляет собой процесс становления  личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально  значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом [4.C.341].

     Социализация  призвана обеспечить постоянный личностный рост. Принято признавать социализацию успешной, если индивид осваивает  необходимые социальные роли, усваивает одобряемые данным обществом, социальной общностью ценности, социальные нормы, стереотипы поведения. Но это не значит, что она происходит как поступательное движение вверх. Это сложный, противоречивый, динамичный процесс, который особенно в молодые годы сопровождается кризисами. Одни кризисы удается преодолеть, другие нет. Человек не всегда может справиться с кризисом социализации и дальнейшее развитие его личности может пойти не по восходящей.

     Практика  показывает, что социализация индивида почти всегда имеет отклонение. При этом социализационная норма может не выполняться в процессе социализации и не достигаться как ее результат. Отклонение определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме.

     Давно известно, что люди с высоким самоуважением  более самостоятельны, меньше поддаются внушению, проявляют большую социальную активность. Нравственно зрелый человек знает, что в жизни нет черновиков, которые можно переписать, что каждый его поступок окончателен. По мнению Н.Г. Чернышевского, «без приобретения чувств гражданина, ребенок мужского пола средних, а потом пожилых лет... мужчиной не становится, по крайней мере, не становится мужчиной благородного характера. Мелочность взглядов и интересов отражается на характере и на воле: «Какова широта взглядов, такова широта и решений» [9.C.103].

     Юношеское мышление более гибко и одновременно более реалистично, чем детское. Оно схватывает многозначность слов и понятий. Юность - возраст горячих споров, предметом которых может быть все что угодно, жадного философствования, теоретизирования даже на известные темы, поисков формулы счастья и формулы любви. Юность особенно чувствительна к собственному «Я» и вообще к «внутренним» психологическим проблемам. Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира.

     Исходя  из представленной выше периодизации подросткового возраста, физическое созревание подростков нельзя рассматривать изолированно от социального ряда, то есть процессов социализации, и обратно.

     В физиологии этот процесс условно  подразделяется на три фазы: предпубертатный, подготовительный период; собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания и постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости [3.C.48]. Если совместить это деление с привычными возрастными категориями, предпубертатный период соответствует предподростковому или младшему подростковому, пубертатный – подростковому, постпубертатный – юношескому возрасту.

     Однако  все процессы созревания протекают  крайне неравномерно и не одновременно, причем это проявляется, как на межиндивидуальном (один мальчик 14-15 лет может быть постпубертатным, другой – пубертатным, а третий – допубертатным), так и на внутрииндивидуальном уровне (разные биологические системы одного и того же человека созревают не одновременно) [9.C.62].

     Основные  аспекты физического созревания – скелетная зрелость, появление вторичных половых признаков и период скачка в росте – тесно связаны друг с другом, как у мужчин, так и у женщин.

     На  вопрос о том, как влияет физическое развитие, включая конституциональные особенности организма и темп его созревания, на психологические процессы и свойства личности, ответить нелегко, потому что влияние природных свойств невозможно вычленить из совокупности социальных условий, в которой эти свойства проявляются и оцениваются. Дело не в том, что генетические факторы не имеют самостоятельного значения. Вполне возможно и даже вероятно, что определенные гены несут в себе программы развертывания и  физических свойств, и некоторых особенностей темперамента и умственных склонностей индивида. Но, имея дело с поведением и сложными психологическими свойствами человека, наука не может однозначно разделить их генетические и социальные детерминанты.

     Оценивая  свое тело, подросток констатирует свое физическое превосходство, норму  или неполноценность и делает вывод о своей социальной ценности. Понимание своего тела - это преломление в сознании собственных способностей, а также восприятия и оценок окружающих. Может возникнуть пассивное отношение к физической слабости, либо желание компенсировать свои недостатки в другой сфере, либо попытаться их исправить, быстрый рост во время полового созревания приводит к изменению скелета. Запаздывание формирования нервно-мышечного аппарата при этом может нарушить координацию движений, что проявится в неуклюжести. Намеки или упреки окружающих но поводу внешности или неловкости вызывают бурные аффекты, искажают поведение [16.C.104].

       Акселерированные рослые мальчики  убеждены в своей мужественности  и силе. Они могут не бороться  за уважение окружающих. Их уверенности  в себе способствует и то, что  их воспринимают как толковых. В связи этим они держатся более естественно, послушнее и требуют к себе меньше внимания. Отстающие в развитии, худые и низкорослые мальчики окружающим представляются маленькими, незрелыми и неприспособленными. Они испытывают потребность в опеке, проявляют мятежность. Чтобы изменить неблагоприятное впечатление о себе, они вынуждены постоянно проявлять изобретательность, предприимчивость, «храбрость», находиться на виду, и своими «достижениями» доказывать свою полезность и даже незаменимость в группе, к которой принадлежат.

     Такая активность приводит к трудностям общения  и эмоциональному напряжению, которые  создают условия для девиантного  поведения. Половое созревание также  влияет на поведение. При преждевременном  половом развитии в одних случаях  возникают преимущественно эмоциональные расстройства, в других - нарушения поведения (претенциозность, вспыльчивость, агрессивность) расстройство влечений; особенно сексуального.

     При задержанном половом развитии появляются медлительность, несобранность, неуверенность, импульсивность и трудности приспособления. Возникновение девиантного поведения может быть обусловлено психологическими особенностями. У младших подростков отмечаются диспропорции в уровне и темпах развития личности. Появляющееся чувство взрослости приводит к завышенному уровню притязаний. Эмоциональность становится неустойчивой, отличается резкими колебаниями настроения, быстрыми переходами от экзальтации к сниженному настроению. При столкновении подростка с непониманием его стремлений к самостоятельности, а также в ответ на критику физических способностей или внешних данных возникают вспышки аффекта [3.C.72].

       Наиболее неустойчивое настроение  отмечается в 11-13 лет у мальчиков  ив 13-15 лет у девочек. На этот  же возраст приходится наиболее  выраженное упрямство. Старших подростков волнует право на самостоятельность, они ищут свое место в жизни. Происходит дифференциация способностей, интересов, вырабатывается мировоззрение, определяется психосексуальная ориентация [15.C.128].

     Однако  целеустремленность и настойчивость в этом возрасте все еще уживаются с импульсивностью и неустойчивостью. Чрезмерная самоуверенность и категоричность сочетаются с чувствительностью и неуверенностью в своих силах. Стремление к широким контактам уживается с желанием быть в одиночестве, бесцеремонность со стеснительностью, романтизм с прагматизмом и цинизмом, потребность в нежности с садизмом. Развитие личности подростка происходит под влиянием культуры и общества, воспитавших его, связано с социально-экономическим положением и полом.

     Все описанные процессы психофизиологических изменений подростка могут существенным образом повлиять на возникновение  агрессивности и конфликтности в его поведении, что существенно влияет на становление личности подростка.

     Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления в самом себе. Образ «Я» (иногда его называют также «понятие «Я или «Я – концепция») – сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос «кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?». На этот вопрос трудно ответить «объективно», потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации «видит», точнее, «конструирует» себя по-разному [5.C.328].

     Образ «Я» - не просто отражение (в форме  представления или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к самой себе, включающее три взаимосвязанных компонента: познавательный – знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный – оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий – то есть практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов.

     По  мнению большинства психологов, подростковый возраст представляет собой группу повышенного риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения данного возраста. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних норм и послушании взрослым, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились или не окрепли [7.С.51].

     Они по своему происхождению могут быть обусловлены различными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Чаще это поведение - реакции детей  и подростков на трудные обстоятельства жизни. Оно находится на грани  нормы и болезни и потому должно оцениваться не только педагогом, но и врачом. Возможность появления отклонений в поведении связана также с особенностями физического развития, условиями воспитания и социального окружения.

     В подростковом возрасте мощные сдвиги происходят во всех областях жизнедеятельности ребенка, не случайно этот возраст называют «переходным» от детства к зрелости, однако путь к зрелости для подростка только начинается, он богат многими драматическими переживаниями, трудностями и кризисами. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера и способы эмоционального реагирования, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психологическое здоровье, общественную и личную зрелость. Вот почему так велика роль семейного окружения и школьного коллектива в обеспечении условий не затрудняющих, а, напротив, способствующих здоровому развитию личности подростка [11.C.142].

     Подростковый  возраст – это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления нравственности и открытию «Я», обретения новой социальной позиции.

     Выступая  как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного  развития, отличающийся разноуровневыми  характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии  общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Поэтому выявление типичных сочетаний разных показателей социальной зрелости детей с 10 до 15 лет и позволяет выделять разные стадии подросткового периода [32.C.59]

     Так, Р. Джонсон на первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) характеризует отношение к себе (принятие себя) ребенка как весьма своеобразное [61]. Так, около 34 % мальчиков и 26 % девочек дают себе полностью отрицательные характеристики. В ответах этих детей ощущается недоумение, растерянность, они как бы не узнают самих себя. И хотя около 70% подростков отмечают в себе не только отрицательные, но и положительные черты, в их оценках наблюдается явное преобладание отрицательных черт и форм поведения. Некоторые подростки особо подчеркивают, что недостатков у них много, а нравится в себе «только одно», «единственная черта», т.е. характеристикам младших подростков присущ отрицательный эмоциональный фон [35.C.73]. При этом у детей четко обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения оценить себя.

Агрессивность и конфликтность подростков