Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3

Глава 1

1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5

1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5

1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6

1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7

1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9

1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10

1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18              

1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19   

1.3.2.  Способы  создания проблемных ситуаций……………………………………...21

1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24

1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27

1.4. Структура  проблемного урока……………………………………………………. 29                                                                            

1.5. Методическое  разнообразие проблемных заданий……………………………….31                                                                           

Глава 2

2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34                                                                     

Заключение…………………………………………………………………...41                                                                                                  

Список использованных источников…………………………………………………...43                                                                           

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

     Введение

     Мы  считаем тему нашей дипломной  работы актуальной, потому что в  настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования  одна из самых актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.

     Ведущими  процессами, на которые опирается традиционное обучение в начальной школе, являются восприятие и память. При таком подходе ученик играет «второстепенную» роль: его задача внимательно выслушать учебный материал, прочитать, запомнить и воспроизвести его. Чем ближе к тексту (образцу, инструкции) выполняет учащийся задание, тем выше оценка его деятельности. Школьников же следует приучать к применению своих знаний и умений, подготавливая их к творческой деятельности в будущем. Учебная деятельность должна носить, насколько это возможно, творческий характер. Этому соответствует проблемное обучение. Проблемные ситуации отражают наличие тех или иных противоречий объективной реальности, проявляющихся, в частности, в научных и учебных процессах.

     Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею; в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Хорошая дидактическая подготовка учителя сегодня особенно важна, потому что без знаний общей теории нельзя творить, а сам процесс преподавания – это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям. 

     Объект  – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

     Предмет – использование проблемных ситуаций как способ активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

     Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира. 

     Задачи  исследования:

     1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;

     2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;

     3) разработать и апробировать проблемные  ситуации на уроках окружающего  мира:

     Методы  исследования:

     1) анализ психолого-педагогической, методической  литературы по теме исследования;

     2) изучение передового педагогического опыта;

     3) практическая разработка проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир».

     Сроки работы: сентябрь 2010 – май 2011г.

     База: МОУ «СОШ №55» г. Кургана. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1

     1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся

     Способность к саморазвитию должна стать результатом  познавательной деятельности.

     1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся

     В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

     Наибольший  активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в 

     которых учащиеся сами должны:

     ·        отстаивать свое мнение;

     ·        принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;

     ·        ставить вопросы своим товарищам и учителям;

     ·        рецензировать ответы товарищей;

     ·        оценивать ответы и письменные работы товарищей;

     ·        заниматься обучением отстающих;

     ·        объяснять более слабым учащимся непонятные места;

     ·        самостоятельно выбирать посильное задание;

     ·        находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);

     ·        создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;

     ·        решать познавательные задачи путем комплексного применения

     известных им способов решения.

     Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в  виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.

     Отсюда  можно сделать вывод, что успех  обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.

     1.1.3.Уровни познавательной активности

     Отношение учащихся к учению преподавателя  обычно характеризуется активностью.

     Первый  уровень активности - воспроизводящая активность.

     Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить  и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью  волевых усилий школьника, отсутствием  у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»   

     Второй  уровень активности  - интерпретирующая активность.

     Характеризуется стремлением учащегося к выявлению  смысла изучаемого содержания, стремлением  познать связи между явлениями  и процессами, овладеть способами  применения знаний в измененных условиях.

     Характерный показатель: большая устойчивость волевых  усилий, которая проявляется в  том, что учащийся стремится довести  начатое дело до конца, при затруднении  не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

     Третий  уровень активности - творческий.

     Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений  и их взаимосвязей, но и найти  для этой цели новый способ.

     Характерная особенность - проявление высоких волевых  качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что учащийся знал, что уже встречал ось в его опыте и новой информацией, новым явлением. Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.  
 

     1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся

     Принцип проблемности

     Прежде  всего, в качестве основополагающего принципа следует рассматривать принцип проблемности. Путем последовательно усложняющихся задач или вопросов создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью учителя и с участием других слушателей, основываясь на своем или чужом опыте, логике. Таким образом, учащийся получает новые знания не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности. 

     Принцип обеспечения максимально  возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач

         Суть данного принципа заключается в том, чтобы организация учебно-познавательной деятельности учащихся по своему характеру максимально приближал ась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению.  

     Принцип взаимообучения

     Не  менее важным при организации учебно-познавательной деятельности учащихся является принцип взаимообучения. Следует иметь в виду, что учащиеся в процессе обучения могут обучать друг друга, обмениваясь знаниями. Для успешного самообразования необходимы не только теоретическая база, но и умение анализировать и обобщать изучаемые явления, факты, информацию; умение творчески подходить к использованию этих знаний; способность делать выводы из своих и чужих ошибок; уметь актуализировать и развивать свои знания и умения.  
 
 

     Принцип исследования изучаемых проблем

     Очень важно, чтобы учебно-познавательная деятельность учащихся носила творческий, поисковый характер и по возможности  включала в себя элементы анализа  и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Это является еще одним важным принципом активизации учебно-познавательной деятельности: принцип исследования изучаемых проблем и явлений.  

     Принцип индивидуализации

     Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

     ·        состав класса,

     ·        адаптация к учебному процессу,

     ·        способность к восприятию нового и т.п.

     Все это требует применять такие  формы и методы обучения, которые  по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.  

     Принцип самообучения

     Не  менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.  
 

     Принцип мотивации

     Активность  как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому  в числе принципов активизации  особое место отводится мотивации  учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

     Принципы  активизации учебно-познавательной деятельности

     учащихся, также как и выбор методов  обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.  

     1.1.5.Факторы, побуждающие учащихся к активности 

     В числе основных факторов, побуждающих  учащихся к активности, можно назвать  следующие:

     Интерес является главным мотивом активизации  учащихся. Данный фактор преподавателю  необходимо учитывать уже при  формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

     Творческий  характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

     Состязательность  также является одним из главных  побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это  могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, про водимых в игровой форме.

     Игровой характер про ведения  занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

     Учитывая  перечисленные факторы, учитель  может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный  подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти на уроки. 

     1. 2. Особенности технологии  проблемного обучения

     Технология  проблемного обучения связана с  интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Ее разработка обусловлена тем, что в последние годы быстро увеличивается общий объем научных познаний: по словам ученых, он удваивается каждые восемь лет. Стремительно нарастающий поток научной информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в школе или вузе. Ни одно образовательное учреждение не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы для работы. Всю жизнь надо будет учиться, пополнять свои знания, чтобы не отстать от бурного темпа жизни, от стремительного прогресса науки и техники.

     Общеизвестно, что возможность и педагогическая ценность учения методом «искания», «открытия», то есть исследовательским  методом осознана давно. Еще Я.-А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, А.Я. Герд и др. доказывали и убеждали в важности его применения.

     История разработки исследовательского метода, особенно в 30-е годы прошлого столетия свидетельствует об активном его  «внедрении», хотя и сам метод, и его теория не были достаточно разработаны и обоснованы в тот период времени.

     В основу проблемного обучения легли теоретические положения Дж. Дьюи, американского философа, психолога и педагога, основателя опытной школы в Чикаго еще в 1894 году. Занятия в этой школе были заменены игровой и трудовой деятельностью, а чтением, письмом и счетом занимались по потребностям учащихся. Дьюи выделил четыре важнейших потребности; социальную, конструирования, художественного выражения и исследовательскую. Д. Дьюи предложил следующее концептуальное обоснование своего педагогического опыта:

     • ребенок повторяет путь человечества в познании;

     • усвоение носит спонтанный характер;

     • ребенок усваивает учебный материал, не просто слушая и воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения;

     • условиями успешности обучения являются проблематизация учебного материала, активность ученика и связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

     И идея известного отечественного психолога  С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречие, также стала основой проблемного обучения.

     Наиболее  интенсивно теория и практика проблемного  обучения получили свое развитие и  распространение в 70-80-е годы прошлого столетия. Различные1 его аспекты раскрыты в работах, как отечественных (СИ. Гессен, Т.В. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, А.ММатюшкин, М.И. Махмутов, НА. Мочалова, М.Н. Скаткин и др.), так и зарубежных педагогов (В. Оконь и др.).

     В отечественной педагогической литературе 70-х годов активно использовались термины «проблемный подход в обучении» и более распространенный -проблемное обучение.

     Основная  идея проблемного обучения заключается  в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно в условиях проблемной ситуации.

     Под проблемным обучением понимается такая  организация учебных занятий, которая предполагает деятельность учащихся по разрешению проблемных вопросов, задач и ситуаций, создаваемых первоначально учителем, а по мере приобретения умений - учениками под руководством учителя или самостоятельно. В результате проблемного обучения происходит не только творческое овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие их способностей к осмыслению и усвоению новой научной информации.

     При такой организации обучения усвоение учебного материала возможно на высоком  уровне трудности. На уроках создаются  условия для индивидуальной (самостоятельных и интеллектуально развитых учащихся) и групповой совместной работы.

     Целевыми  ориентациями технологии проблемного  обучения являются:

     • приобретение учащимися знаний, умений и навыков;

     • повышение прочности знаний;

     • формирование исследовательских и  поисковых умений и навыков;

     • развитие познавательных и творческих способностей. Задачами учителя при организации проблемного обучения являются:

        • поставить ученика в позицию полноправного субъекта обучения;

        • включить его в процесс взаимодействия (учитель - ученик, ученик - ученик);

        • организовать деятельность как процесс решения проблем на основе диалога.

     Итак, учитель в проблемном обучении

     ставит  перед учениками задачу в виде вопроса, ситуации, опыта и пр.,

     организует  размышления учеников, предлагает доказать, просит сделать выводы о приобретенных  знаниях.

     в случае обнаружения ошибки предлагает ученикам ее найти, с этой целью ставит перед ними уточняющую задачу,

     помогает  обобщить полученное учениками решение  задачи,

     задает  вопросы для закрепления знаний,

     дает  упражнения по применению знаний на практике. Ученик воспринимает поставленную учителем задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения, высказывает разные варианты решения задачи, доказывает рациональность пути ее решения, обобщает, закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля, выполняет задания по применению полученных знаний на практике.

     Но  это только начало. С приобретением  определенных умений процесс обучения усложняется, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся на уроке, повышается их интерес, уровень ответственности и уровень диалогичности.

     Готовность  учащихся к диалогу, по мнению В.В. Серикова, определяется тем, что ученики умеют  формулировать и задавать вопросы, передавать содержание учебного материала  в системе проблемных вопросов и  задач, намеренно обострять или создавать коллизии и выходить на уровень импровизации.

     Процесс этот длительный и постепенный: от короткого  монолога, высказывания, сочетания монолога с беседой вопросно-ответного характера, проблемной беседой и спором до монолога и беседы по инициативе учеников.

     Анализ  литературы позволяет сделать вывод, что проблемное обучение - это не только особая дидактическая система  или модель обучения, метод, технология, но и теоретическая модель развивающего обучения. Как научить ребенка  преодолевать трудности, разрешать проблемы, мыслить творчески? Эти далеко не простые вопросы всегда находятся в центре внимания учителя, педагогического коллектива. Способность человека к постановке вопросов и проблем является главной в творчестве. С помощью вопросов ученик исследует проблемную ситуацию, определяет неизвестное, строит гипотезу и продумывает ход решения. Учебная задача может уже содержать вопрос, а возможна и без вопроса. Ученику нужно его сформулировать. С проблемы или вопроса в широком смысле этого слова, требующего изучения или разрешения, начинается мышление. Мышление - это не только поиск решения проблем, но и их порождение.

     В теории проблемного обучения встречаются  самые различные значения понятия проблема: задача, ситуация, трудность, парадокс, противоречие и т. д. Формами выражения проблемы являются: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.

     Проблемный  вопрос

     Проблемный  вопрос - это способ разрешения проблемной ситуации. Он побуждает к поиску неизвестного и предполагает не только поиск, но и разные варианты ответов. Готовый ответ здесь просто неприемлем.

     Проблемная  задача

     В основе проблемной, или познавательной, задачи лежит противоречие между  существующими знаниями. Поэтому  решение проблемной задачи требует  поиска дополнительной информации и самостоятельной деятельности.

Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения