Активизация познавательной деятельности младших школьников

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение  высшего  профессионального образования

«Белгородский государственный университет»

Старооскольский фиилиал 

(СОФ  БелГУ)

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

   КУРСОВАЯ РАБОТА  по ПСИХОЛОГИИ

                              

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 
 
 
 
 
 

                  Выполнил: Литвинюк

                  Алеся Игоревна,

                  студент 140(с) - зо группы

                  специальности «Педагогика и методика начального образования»

                  Научный руководитель:

                  к. п. н., доцент  Бурая Л.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Старый  Оскол  - 2008

СОДЕРЖАНИЕ 

                                                                                                                         Стр.      

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3    

     

I. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………...…………..…6 

    1. 1. Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» 

      в психолого-педагогической литературе………………………....6        

      1. 2. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста………………………………………………..8 

II. АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В  ШКОЛЕ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ…………………………………………………… ..21 

      2.1. Неувязка  активизации познавательной деятельности  школьников в психолого-педагогической науке………………………………………………………………21

      2.2. Проблемная  ситуация как средство активизации  познавательной деятельности младших школьников…………………………....33 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...48  

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………49 
 
 
 
 
 

       В В Е Д Е Н  И Е 

       Проблема активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретает всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты, психологи пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках дидактических игр.

       Проблема  активизации познавательной деятельности младших школьников разработана  в трудах видных учёных, педагогов  и методистов: Е.В. Бондаревская, Л.С. Выготский, О.С. Газман, Т.К. Жикалкина, А.К. Макарова, А.Б. Орлова, Л.М. Фридман, С.В. Кутасова, Т.Б. Иванова, Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский и многие другие

       В данной работе предпринимается попытка  рассмотрения и исследования активизации  познавательной деятельности младших  школьников посредством использования дидактических игр.

             Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью  активизации познавательной деятельности младших школьников в процессе обучения и нехваткой  научно-методических разработок, образовательных технологий, стимулирующих проявление природной активности школьников для реализации  задатков познавательной деятельности и способностей.

       Для разрешения противоречия необходимо чёткое знание психолго-педагогических основ  и методов формирования умений активизировать познавательную деятельность учащихся начальных классов.

       Выявленное  противоречие дало основание сформулировать проблему исследования: каковы психологические условия организации активизации познавательной деятельности.

       Цель  исследования: рассмотрение активизации познавательной деятельности младших школьников

       Объект исследования: познавательная деятельность младших школьников.

       Предмет исследования: активизация познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

       В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе.
  2. Рассмотреть возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.
  3. Проанализировать проблемы активизации познавательной деятельности в современной психолого-педагогической литературе.

       В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что познавательная деятельность младших школьников будет активизироваться при следующих условиях: учёте возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, успешности применения различных развивающих технологий в школе первой ступени, создании особой познавательной среды в обучении.

       Методологическую основу исследования составляют положения педагогики и психологии о влиянии активизации познавательной деятельности школьников и активности самой личности школьника в процессе развития на процесс обучения и развития детей.

       Методы  и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ психологической, педагогической, педагогическое наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; педагогическое моделирование; методы самооценки и экспертной оценки; изучение Приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье», Национальной доктрины образования, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

       Методы  исследования: анализ зарубежных и отечественных литературных источников и синтез полученной информации, исходя из цели и задач исследования; проведение формирующего экспериментального исследования.

       Теоретическая и практическая значимость исследования:

       Представленный  в работе теоретический материал может быть полезен школьным психологам, учителям и всем тем, кто работает и имеет отношение к психологической службе в системе образования.

       Практическая  значимость исследования определяется возможностью использования психологом, учителем или родителями учебно-методических рекомендаций по дополнению содержания и обновлению методов и приемов активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

       Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Список литературы состоит из 68 источников. Курсовая работа включает в себя    54  страницы.

       Во  введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

       В первой главе «Познавательная деятельность младших школьников» проведен анализ современного состояния проблемы; раскрыты критерии и уровни процесса активизации познавательной деятельности, связанные с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

       Во  второй главе «Активизация познавательной деятельности в школе первой ступени» раскрыта проблема неувязки активизации познавательной деятельности школьников в психолого-педагогической науке, а также раскрыта сущность проблемной ситуации как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.

       В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       I. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 

       1.1. Раскрытие сущности  понятия «познавательная  деятельность»

       в психолого-педагогической литературе. 

       Т. Гоббс выдвинул справедливое требование о том, что каждое исследование необходимо начинать с определения дефиниций. Таким образом, попробуем определить, что подразумевают, говоря о деятельности.

       Для начала приведём различные определения  понятия «деятельность», встречающиеся в психолого-педагогической литературе.

       Так Немов Р. С. Определяет деятельность как «специфический вид активности человека, направленный на познание и  творческое преобразование окружающего  мира, включая самого себя и условия  своего существования» (37).

       Исследователь Зимняя И.А. в свою очередь под  деятельностью понимает «динамическую  систему взаимодействий субъекта с  миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в  объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности» (18).

       Деятельность  это и активное отношение к  окружающей действительности, выражающееся в воздействии на неё.

       В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создаёт то, что без его активности не существовало бы в природе. Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же гипотетически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями он построил современное общество, города, машины с их помощью произвел на свет новые продукты потребления, материальную и духовную культуру, и в конечном счёте преобразовал самого себя. «Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природе людей» (23).

       Так учебная деятельность включает в  себя разнообразные действия: запись лекций, чтение книг, решение задач  и т.д. В действии тоже можно усмотреть  цель, средство, результат. Например, цель прополки – создать условия для роста культурных растений (30).

       Итак, подводя итоги выше сказанному можем  сделать вывод о том, что деятельность это внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознательной целью. 
 

           1. 2. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста. 

       В младшем школьном возрасте дети располагают  значительными резервами развития, но прежде чем использовать имеющиеся  резервы развития необходимо дать качественную характеристику психических процессов данного возраста.

       В.С. Мухина считает, что восприятие в  возрасте 6 – 7 лет утрачивает свой аффективный  первоначальный характер: перцептивные и эмоциональные процессы дифференцируются. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия – наблюдения, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь, так что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию проявлений.

       В дошкольном возрасте внимание носит  непроизвольный характер. Состояние  повышенного внимания, как указывает В.С. Мухина, связано с ориентировкой во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней, при этом содержательные особенности внешних впечатлений, обеспечивающие такое повышение, с возрастом изменяются. (35)

       Переломный  момент в развитии внимания исследователи связывают с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах.

       Таким образом, возможности развития произвольного  внимания к 6 – 7 годам уже велики. Этому способствует совершенствование планирующей функции речи, которая является, по мнению В.С.Мухиной универсальным средством организации внимания. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности (35).

       Возрастные  закономерности отмечаются и в  процессе развития памяти. Как отмечают П.П. Блонский (4), А.А. Смирнов (54) память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, оставляет наибольшее впечатление. Таким образом, как указывают психологи, объем фиксируемого материала определяется и эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом, как указывает А.А. Смирнов, роль непроизвольного запоминания у  7 летних детей несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает (54).

       Одним из основных достижений старшего дошкольника  является развитие непроизвольного  запоминания. Важной особенностью этого возраста, как отмечает Д.Б.Эльконин, является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связанно с тем, как указывают психологи, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала (56)

       Таким образом, к 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные с развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом эта форма  памяти сохраняет ведущее положение.

       У дошкольников восприятие и мышление тесно взаимосвязанные, что говорит  о наглядно – образном мышлении, наиболее характерном для этого  возраста (44).

       По  мнению Е.Е. Кравцовой, любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно – следственные связи и зависимости.

       Он  вынужден оперировать знаниями, а  при возникновении некоторых  задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Ребенок представляет себе реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении (24).

       Таким образом,  наглядно – образное мышление – основной вид мышления в младшем  школьном возрасте.

       В своих исследованиях Л.С. Выготский указывает, что мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие (10).

       Блонский  П.П. показал, что в возрасте 5 – 6 лет происходит интенсивное развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействуя на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития, то есть наглядно – действенное мышление, является как бы подготовительным. Он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий. В процессе наглядно – действенного мышления проявляются предпосылки для формирования наглядно – образного мышления, которые характеризуются тем, что разрешение проблемной ситуации осуществляется ребенком при помощи представлений, без применения практических действий (4).

       Конец дошкольного периода психологи  характеризуют преобладанием наглядно – образного мышления или наглядно – схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного  развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

       Психологи отмечают, что наглядно- образное мышление является основой для образования  логического мышления, связанного с  использованием и преобразованием понятий.

       Таким образом, к 6 – 7  годам ребенок  может подходить к решению  проблемной ситуации тремя способами:  используя  наглядно – действенное, наглядно- образное и логическое мышление (35).

       С.Д. Рубинштейн (47), Д.Б. Эльконин (63)  утверждают, что старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития.

       В исследованиях Н.Г. Салминой  показано, что дети 6 – 7 лет овладевают всеми формами устной речи, присущими взрослому. У них появляются развернутые сообщения – монологи, рассказы, в общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровой деятельности (49).

       Использование новых форм речи, переход к развернутым  высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед  ребенком в этот период. Благодаря  общению, названному М.И.Лисиной  внеситуативно  – познавательным, увеличивается  словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Усложняются, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать, думая вслух (29).

       Накопление  к старшему дошкольному возрасту большого опыта практических действий, достаточного уровня развития восприятия, памяти, мышления, повышают у ребенка чувство уверенности в своих силах. Выражается это в постановке все более разнообразных и сложных целей, достижению которых способствует развитие волевой регуляции поведения (38).

       Как показывают исследования В.И.Селиванова ребенок 6 – 7 лет может стремиться к далекой цели, выдерживая при этом значительное волевое напряжение в течение довольно длительного времени (51).

       По  мнению А.К.Марковой (32),  А.Б. Орлова (43), Л.М. Фридман (58) в этом возрасте происходят изменения в мотивационной сфере ребенка: формируется система соподчинительных мотивов, придающая общую направленность поведению ребенка. Принятие наиболее значимого на данный момент мотива является основой, позволяющей ребенку идти к намеченной цели, оставляя без внимания ситуативно возникающие желания.

       Как отмечает П.П. Блонский, к младшему школьному возрасту происходит интенсивное развитие познавательной мотивации: непосредственная впечатлительность ребенка снижается, в то же время ребенок становится более активным в поиске новой информации.(4)

       По  мнению А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, важная роль принадлежит ролевой игре, являющейся школой социальных нормативов, с усвоением которых поведение ребенка строится на основе определенного эмоционального отношения к окружающим или в зависимости от характера ожидаемой реакции. Носителем норм и правил ребенок считает взрослого, однако при определенных условиях в этой роли может выступать и он сам. При этом его активность в отношении соблюдения принятых норм повышается (16).

       Постепенно  старший дошкольник усваивает моральные  оценки, начинает учитывать с этой точки зрения и оценку со стороны  взрослого. Е.В. Субботинский считает, что в силу интериоризации правил поведения, нарушение  этих  правил  ребенок  начинает переживать, даже в отсутствии взрослого (55).

         Чаще  всего  эмоциональная   напряженность,  по  сведениям   К.Н.Гуревича, сказывается:

  • на психомоторике ребенка (82 % детей подверженные этому воздействию),
  • на его волевых усилиях (80%),
  • на нарушениях речи (67%),
  • на снижение эффективности запоминания (37%).

       Таким образом, эмоциональная устойчивость является важнейшим условием нормальной учебной деятельности детей.

       Обобщив особенности развития ребенка 6 – 7 лет, можно заключить, что на этом возрастном этапе дети отличаются:

  • достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание;
  • у ребенка формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать;
  • его поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью достаточно адекватной оценки результатов собственной деятельности и своих возможностей;
  • особенности развития речи (14).

       Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1- 4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в  жизни ребенка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

       «В  это время происходит интенсивное  биологическое развитие детского организма» (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В данный период возрастает подвижность нервных процессов, процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. Трансформации вызывают большие изменения в психической жизни ребенка. В центр психического развития выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

       Поступление ребёнка в школу даёт начало не только перевода познавательных процессов на более высокий уровень развития, но и возникновению новых условий для личностного развития ребенка (46).

       Психологи отмечают, что ведущей в это  время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности. «Учение для него (ребёнка) — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни» (17).

       Поступление в школу — это такое событие в жизни ребенка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»). Если мотив желания всегда исходит от самого ребенка, то мотив долженствования чаще инициируется взрослыми (12).

       Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений  окружающих его людей. Осознание  критических замечаний в свой адрес влияет на его самочувствие и приводит к изменению самооценки. Если до школы некоторые индивидуальные особенности ребенка могли не мешать его естественному развитию, принимались и учитывались взрослыми людьми, то в школе происходит стандартизация условий жизни, в результате чего эмоциональные и поведенческие отклонения личностных свойств становятся особенно заметными. В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Активизация познавательной деятельности младших школьников