Активизация познавательного интереса к природе через организацию прогулок и экскурсий



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«ВОЛГОГРАСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕЖД»

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломная работа.

Активизация познавательного  интереса к природе через организацию  прогулок и экскурсий

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:  Суровцева Елена

Александровна

Группа IV «а»

Специальность «Дошкольное образование»

                                                                  Руководитель: Котова Наталья Сергеевна

                                                                  

Волгоград, 2010

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава I

1.1. Проблема активизации  познавательного интереса к природе  через организацию прогулок и  экскурсий в исследованиях ученых…………………….7

1.2. Методика эколого – педагогической работы с дошкольниками на прогулках и экскурсиях……………………………………………………………14

1.3. Создание оптимальных условий  для формирования познавательного  интереса к природе………………………………………………………………….28

1.4. Проявление интереса к природе через деятельность (наблюдение, труд, игра, речевая деятельность, продуктивная деятельность)……………………….35

2.3. Постановка проблемных  задач…………………………………………..47

2.4. Активизация интереса к природе  через использование ТРИЗ…………………………………………………………………………………49

3. Анализ передового опыта использования прогулок и экскурсий………………………………………………………………………..…..54

Вывод по первой главе……………………………………………………....61

Глава II Экспериментальное изучение

2.1. Констатирующий эксперимент………………………………………….63

2.2. Формирующий эксперимент……………………………………………..74

2.3.Контрольный эксперимент…………………………………………...….83

Вывод  по второй главе………………………………………………………….88

Глава III

Заключение………………………………………………………………………….90

Рекомендации……………………………………………………………………….94

Литература…………………………………………………………………………100

Приложение……………………..…………………………………………………103

 

 

Введение

Трудно представить  себе воспитание детей без привлечения  в  помощники воспитателю природы - этого самого естественного источника  красоты.  Природа - не только великий  учитель  и  великий  воспитатель.  «Природа  -  источник творческого вдохновения, источник подъема всех  духовных  сил человека,  не только  взрослого,  но  и подрастающего».  Природа помогает  окрашивать  в эмоциональные тона  все восприятия  окружающей  действительности.  Вот это эмоциональное  отношение  к  окружающей  природе,  неисчерпаемому  источнику красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.        Во  все  времена  и  эпохи  природа  оказывала  огромное  влияние  на человека, на развитие его творческих способностей, являясь  в  то  же  время неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний  человека.

Экологическое воспитание ребенка  - это не только привитие ему любви  и бережного отношения к природе. Это  - познание ребенком себя, как части природы, ощущение целостности бытия, единства всего живого на Земле. И первые шаги в этом направлении, безусловно, необходимо сделать в дошкольном возрасте, когда ребенок открыт, доверчив и восприимчив ко всему, что его окружает. Как же рассказывать ребенку о природе? Как поведать о её тайнах, передать огромные пласты знаний, которые человечество накопило в течение тысячелетий и к которым продолжает ещё идти и идти? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно, а потому понять закономерности присущее природе возможно лишь в ходе проведения  систематических сезонных наблюдений за миром в природе.

В современном обществе, дети нового поколения живут лишь картинками интернетовской сети, часто занимают свою самостоятельную жизнь игрой на компьютере, воспринимая искаженные картинки  природного мира. Родителей не пугает ситуация без активности растущего чадо, редко встретишь детей заинтересованно рассматривающих природные объекты. Интерес детей привлекает лишь ярко изображение современных мультиков. Мы забываем о самом важном, все мы вышли из природы, а потому важно активизировать познавательный процесс ребенка именно к настоящей наглядности, которую можно вкусить через поиск ответов на вопросы в окружающей нас природной среде.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. Именно поэтому у педагогов возникает  множество вопросов. -  Как создать эффективную систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе?  - Как сделать так, чтобы идеи экологического образования реализовывались через разные виды деятельности ребенка: экспериментирование, наблюдение, труд, игру, музыкальную, изобразительную, физическую деятельности?  Как активизировать познавательный процесс дошкольников, все чаще обращая его внимание на окружающую природу. Это явилось актуальным при выборе нами темы дипломной работы.

Многие  экологические знания преподносятся дошкольникам  на занятиях, в принужденной обстановке. Однако в «погоне» за интеллектом  мы, взрослые, часто забываем, что игра является ведущей деятельностью дошкольника, а, следовательно, именно игровое закрепление знаний у дошкольника получит свое продуктивное  знаменование в последующей жизни,   пока еще маленького человека, являющегося  ответственными за природное развитие окружающей его среды.

Несмотря  на то, что  изучением  данной проблемы, активизации познавательного интереса к природе через организацию прогулок и экскурсий,   занимались многие ученые, их взгляды были противоречивы, подходы разнообразны.

Психологи сводили  знакомство с природными миром к  процессу развития таких познавательных процессов  как восприятие, воображение, внимание, память.

Педагоги считали, что организация познавательной деятельности на прогулках позволяет  четко прослеживать и понимать причинно – следственные связи в природе, развивает стремление вести опытно – экспериментальную деятельность, обогащая тем самым свой личный опыт.

Экологи же считали, что именно, обращение деятельности по познанию к наглядным реальным природным объектам, позволит вооружить  дошкольников желанием сохранить наше природное богатство, а также  научит ребенка осознавать себя мерой всех вещей, нравственным критерием природоохранного отношения, причиной всех возможных неблагоприятных последствий взаимодействия с природой и преобразующей силой мироздания. [25].

Отметим, что, несмотря на то, что  проблема  активизации познавательного интереса к природе через организацию прогулок и экскурсий, находится всегда в центре изучения, однако многие идеи не подкреплены реальными  подтверждениями   и        представлены лишь общими представлениями, неконкретными суждениями.  Данное противоречие легло в основу определения проблемы исследования – активизации познавательного интереса к природе.

Проблема обусловила выбор темы «Активизации познавательного интереса к природе через организацию прогулок и экскурсий».

Объект  исследования – учебно-воспитательный процесс в  дошкольном образовательном учреждении.

Предмет исследования – активизация познавательного интереса дошкольников посредством организации и проведения прогулок и экскурсий в природу.

Цель: обосновать значимость организации прогулок и экскурсий для формирования системы экологических знаний.

Задачи:

  1. Провести системный анализ проблемы активизации познавательного процесса дошкольников на занятиях по экологическому образованию.
  2. Раскрыть теоретико – методическую основу  организации прогулок и экскурсий.
  3. Выявить уровень  экологических  знаний дошкольника.
  4. Разработать программу формирования  активного познавательного процесса посредством организации и проведения прогулок и экскурсий в природу.

Гипотеза: Процесс активизации познавательного интереса дошкольников  через организацию прогулок и экскурсий будет наиболее  эффективен,  если:

  • будут  определены категории, составляющие активизацию познавательного интереса.
  • будут выявлены  уровни     знаний дошкольников.
  • будет  разработана программа формирования,  взаимодействия,  в которой будет построена  на развивающем личностно – ориентированном  общении,  где главное место будет занимать  игровая ситуация, чтение познавательной литературы, а также проведение комплекса нестандартных занятий на прогулке и экскурсиях в природу.

Методы  исследования:

  • Теоретические:  анализ эколого - педагогической литературы.
  • Практические: эксперименты, тесты, наблюдения, анализ продуктов деятельности.

Базой исследования является  МОУ детский сад № 328. 

 

 

Глава I

    1. Проблема активизации познавательного интереса к природе через организацию прогулок и экскурсий в исследованиях ученых.

Ведущую роль в экологическом  воспитании детей играет формирование у них познавательного интереса к природе. Интерес, с одной стороны, является стимулом развития бережного отношения к природе, с другой стороны – его результатом. Таким образом, воспитание бережного отношения к природе идет от углубления имеющихся интересов к формированию новых знаний, чувств, умений, а от  них – к интересу на более высокой ступени. Психологи считают, что интерес в своем развитии выражен различными стадиями: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. Особое место в формировании у дошкольников любви к природе,  а также формированию  активного стремления позвать окружающую природу, занимает  развитие любознательности, которая  характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного, узнать  неведомое. Процесс этот сопровождается  удивлением, радостью, чувством  удовлетворенности. Но в большинстве случаев  дети самостоятельно  могут объяснить  интересующие их явления природы, а потому, если  взрослые помогут  им в этом, то интерес к природе  может угаснуть. Иногда  дети  ломают ветки деревьев, кустарников, разоряют муравейники и птичьи гнезда, мучают животных.  объясняется это  тем, что у них во время не был поддержан интерес к окружающей природе и охране, не были сформированы нравственные чувства  и прироохранные мотивы. [2]

Интерес и мотивы формируют деятельность. Для педагогики проблема деятельности служит основой формирования общественной личности. Вне деятельности невозможно решать задачи учебно-воспитательного процесса. Для педагогического процесса имеют значение положения об общественной сущности человека, его активной роли, о преобразующей, изменяющей мир деятельности людей, поскольку личность, формируемая в этом процессе, тоже характеризуется не только тем, что она делает, но и как она это делает.  Учебно-познавательная деятельность - это направленность учебной деятельности на познавательный интерес [1].

Интерес к природе у дошкольников проявляется:

    • в стремлении познать природу (живую и неживую);
    • в чтении (слушании) книг о природе;
    • в деятельности  по защите природы;
    • в изображении  природы в рисунках, лепке, аппликации;
    • в увлечениях, связанных  с природой (изготовление поделок, коллекционирование). [2]

Невозможно переоценить значение познавательной деятельности, в нашем случаи деятельности на прогулке и экскурсиях, для общего развития ребенка и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но и совокупности всех процессов сознательной деятельности. Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, это удается далеко не каждому, поскольку подготовка к осуществлению интеллектуальных операций не всегда достаточна. Поэтому проблему усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс длительного (усвоения) устойчивого внимания, напряжения умственных сил, волевых усилий.

Современные исследования педагогов и психологов, направленные на изучение различных аспектов обучения детей дошкольного возраста, показывают, что продуктивность детей интеллектуального развития в ходе организации прогулок,   в целом зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи в этом двухстороннем процессе - от позиции самого ребенка, его активности.

В познавательной деятельности человек изучает не только окружающий его мир, но и самого себя, процесс, протекающий в его психике и физике. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растет с развитием научно-технического прогресса, и чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методики преподавания научных знаний. А чтобы создать такую методику, необходимо изучить мыслительный процесс так, чтобы знать его слабые и сильные стороны, и выявить направления, по которым лучше развивать умственную деятельность человека. А это лучше делать тогда, когда ребёнок растёт и формируется в личность, используя его задатки и интерес к окружающему миру.

Первыми эти задачи решают работники дошкольных учреждений, создавая условия для самореализации личности ребёнка, формируя у неё умение, познавать окружающий предметный мир, себя, других людей и практически применять приобретённые знания. Учёт физического и интеллектуального потенциала детей, их нужд и интересов играет важную роль в становлении личности.

Педагог «не читает»  детям деятельность на прогулке, а  его задачей является следующее  – на отдельных темах сформировать  у детей познавательную инициативу, умение сравнивать (различать и объединять) вещи и явления, устанавливать  простые связи  и отношения  между ними, то есть  упорядочивать  свое представление  о мире.[13]

В процессе  пробуждения  и развития эмоционального восприятия природы важную роль  играет отношение воспитателей  и родителей к природе интересам детей, связанных с нею. Внимание взрослых, поддержка, одобрение, содействуют и развитию увлечения, и успеху деятельности.

В качестве  признаков, по которым  можно судить о пробуждающемся у детей интересе к природе и ее охране, могут выступать  проявления интеллектуальной активности (вопросы  воспитателю, участие в обсуждении  природоохранных тем на занятиях и прогулках, активное оперирование знаниями),а также волевые проявления (стремление  участвовать  в деятельности  по оказанию помощи природе).

Доступными  средствами  формирования интереса дошкольников  к природе являются прогулки экскурсии  на природу;  фенологические  наблюдения; использование элементов  исследовательской  работы; изучение  загадочных явлений природы;  деятельностью оказанию помощи природе; чтение  книг и просмотр видеофильмов о природе; проведение плановых и ситуационных бесед о природе и бережном отношении к ней. [2]

Проблема развития познавательного интереса дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности, воспитания трудовых навыков. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных облегчённых знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях  в природе и явлений. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания [26].

Ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.  
Тем временем, работая с детьми 5-7 летнего возраста на занятиях и вне их, педагоги заметили, что без надлежащей помощи природная детская любознательность начинает угасать уже на пятом-шестом году жизни. А нам известно, что этот возраст детства это возраст почемучек, очень благоприятный для обучения. У педагогов в связи с этим ряд вопросов: почему большая часть детей на занятиях, не задаёт вопросов познавательного характера? Почему дети не проявляют необходимого интереса к предлагаемому материалу, деятельности, а на вопросы воспитателя отвечают только тогда, когда их вызывают, или механически повторяют ответы своих товарищей, или совсем молчат? У этого феномена много причин. Главные из них такие:  
- воспринимая информацию, дети в большинстве пользуются только одним или двумя сенсорными каналами, т.е. они или пассивно слушают, или воспринимают материал только зрительно. Т.е. воспитатель исполняет роль информатора, а дети роль копилки. Как видим, позиция и воспитателя, и детей при этом пассивная;

    • воспитатели сами задают детям вопросы;
    • дети не владеют познавательными действиями:
    • происходит принуждение детей к обучению, игнорирование того,

что обучение должно быть для них забавой (К.М. Фобий).

Так как же построить познавательный процесс так, что бы детям было интересно учиться, трудиться, познавать? Как сформировать надлежащий уровень познавательного интереса? По имеющимся в психологии данным, необычный умственный подъём в детские годы наиболее перспективен именно в тех случаях, когда ему сопутствует увлечённость чем-то, тяготение к каким-нибудь определённым видам занятий, в нашем случаи именно экологическим

Таким образом,  проблема развития познавательного интереса детей определяется противоречием между насущной необходимостью развития познавательного интереса дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.

Развитие познавательной активности детей в процессе  организации прогулок и экскурсий в природу будет, осуществляется успешно, если создать такие педагогические условия:

-практиковать практические исследовательские действия самого ребёнка;

-развивать все психические процессы

-учитывать интересы и запросы каждого ребёнка, вызывать удивление и интерес к предлагаемому материалу, с любовью и пониманием относиться ко всем детям.

-создать необходимую  экологическую среду

-использовать в работе  решение проблемных ситуаций

-и самое важное  вести процесс обучение как игровое взаимодействие.

Существует несколько подходов в понимании познавательной деятельности дошкольников в зависимости от средств, которые используются в процессе познания ребенком окружающего мира.

 Итак, изучая проблему формирования познавательного интереса старших дошкольников в экологической деятельности, находим полную взаимосвязь терминов познавательный интерес и познавательная активность, который широко применяется в современной педагогике.  Активность как особенность личности, проявляется как особое внимание к чему - нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять и выявляется в энергичной, интенсивной деятельности: в труде, обучении, в общественной жизни, разных видах искусства, в спорте, в играх. То есть человек с такими качествами стремиться принимать активное участие во всём, показывает себя в деятельности.

В содержании понятия познавательная активность можно выделить несколько направлений.  Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление детей к познанию.  [17].

Есть ещё одна группа учёных, которая понимает познавательную активность как качество личности. Например, Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания природы [31]. Качеством личности познавательная активность становится, по их мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию.

Конкретнее, говоря о  познавательной активности дошкольников при  знакомстве с природными объектами, мы выделяем как первостепенный фактор создания окружающее среды, предполагающий создание  условий педагогом,  при которых деятельность дошкольника будет занимательной. Так познавательная активность целиком и полностью зависит от педагога, поскольку именно он организует процесс ознакомления с природой. Ведущую роль в формировании  интереса к природе играют экологические беседы, организация и проведение экологических проектов, создание проблемных ситуаций, игровое взаимодействие, КВН, викторины, опытно – экспериментальная деятельность дошкольника и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Методика эколого – педагогической работы с дошкольниками на прогулках и экскурсиях.

Природа представляет все необходимое  для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем  природа, как добрая мать, выступает  перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она  – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие. Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. В нашей стране проблема охраны природы и рационального использования ее ресурсов находится под пристальным вниманием. В целях совершенствования природопользования важно воспитывать у подрастающего поколения с первых лет жизни любовь к родной природе, бережное и заботливое отношение к ней.

Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.

Экскурсии - один из видов  занятий и основная форма организации  работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне  дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий  в том, что они позволяют в  естественной обстановке познакомить  детей с объектами и явлениями  природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями  их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

Велика роль экскурсий  в эстетическом воспитании детей. Красота  природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать  любовь «ко всему, что не может  жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».

Целевые прогулки, экскурсии и маршруты в сочетании  друг с другом могут и должны стать  эффективными и значимыми формами экологического воспитания дошкольников. Они позволяют обогатить детей знаниями о взаимосвязях, существующих в природе; поупражнять в применении правил поведения в лесу, на лугу и других биоценозах; воспитывать духовные, нравственные и волевые качества: дружбу и взаимопомощь, взаимное доверие, инициативу, ответственность, внимательность, наблюдательность, настойчивость, выдержку, коллективизм. Эти формы экологического воспитания позволяют осуществлять оздоровительное направление, они способствуют повышению двигательной активности детей и развитию физических качеств: ловкости, быстроты, гибкости, выносливости, силы. Правильно спланированное чередование познавательных, физкультурных, природоохранных мероприятий не только укрепляет здоровье детей, но и развивает их интеллект, выносливость, нравственные качества. [9]

Во всех группах  детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Но уже со средней группы следует проводить с детьми и экскурсии.

Экскурсии и  прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях во всем их многообразии и взаимосвязях, способствовать формированию конкретных представлений о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу. Воспитатель  вводит, детей в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности, а это воспитывает любознательность, наблюдательность, пытливость. Прогулки и экскурсии доставляют детям большую радость и удовольствие, оставляя часто неизгладимый след в их сознании; на основе этих впечатлений закладываются начатки любви к родному краю, к нашей русской природе.[28]

Старшая группа: На прогулках детей старшей группы знакомят с большим разнообразием сезонных явлений, подводят их к обобщению накопленных знаний о признаках осени. На каждой прогулке нужно привлекать детей к наблюдениям. Воспитанникам старшей группы надо показать уже некоторую последовательность в изменении осенних явлений (с ранней до поздней осени), приучать самим подмечать изменения в окружающей природе. У каждого времени года своя красота, надо дать детям почувствовать красоту осени.

Наблюдения  неживой природы. Ознакомление с неживой природой осуществляется путем кратковременных наблюдений и игр во время прогулок. Воспитатель приучает детей следить за погодой, связывая наблюдения с личным опытом детей и их деятельностью; спрашивает, как надо одеться на прогулку в зависимости от погоды, какие взять игрушки. Сначала воспитатель вместе с детьми определяет по разным признакам, какая погода, а потом дает детям задание самостоятельно определить и сказать, ясно или пасмурно, тихо или ветрено, сухо или идет дождь. Надо обращать внимание детей   ни то, что в ветреную погоду качаются деревья, ветер гонит сухие листья. С силой ветра дети познакомятся в играх с вертушками, Из наблюдений за погодой дети узнают, что в начале осени солнце светит ярко, небо голубое, как летом; потом день становится короче, ясные дни все реже,   небо   покрывается   тучами, часто идут дожди, на улице лужи и грязь, дует холодный ветер. Воспитатель подводит детей, к выводу,  что похолодание,  ветры, дождь  -  характерные признаки осени. Организуются наблюдения за тем, как готовится детский сад к зиме — завозят уголь, дрова, замазывают рамы, в холодные дни начинают протапливать. [28]