Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника

 

 

Тема:Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника

Содержание

 

Введение                                                                                                                2

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений                                                                                            

1.1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей                                                                                                       5                                                                                                                                                                                                

1.2. Особенности развития гибкости старшего дошкольника                              13                     

1.3. Роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника                                                                                                        19            

Глава 2. Опытно – экспериментальная работа по развитию гибкости старшего  дошкольника средствами акробатических упражнений

2.1.Определение исходного уровня развития гибкости старшего дошкольника                                                                                                         25

        2.2 Экспериментальная работа по включению акробатических упражнений в процесс развития гибкости старшего дошкольника и её результаты           31                                                                                                               

Заключение                                                                                                         40

Литература                                                                                                           42

Приложение                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Модернизация образования на всех уровнях призвана решить задачу по обеспечению гармоничного развития личности с высокой умственной, физической и социальной активностью.

Важнейшим средством в  решении поставленной задачи является развитии физических качеств, к которым относятся сила, ловкость, гибкость, быстрота, выносливость. Уровень развития физических качеств определяет физическую подготовленность, которая является основой работоспособности во всех видах учебной, трудовой и спортивной деятельности.

О влиянии гибкости на совершенствование  двигательных возможностей человека и  оздоровление всего организма писали многие отечественные и зарубежные ученые: В.В.Белинович, Ж.Демени, Э.А.Городниченко, П.Ф.Лесгафт, Э.Я.Степаненкова и др.

Движения человека с оптимальным  уровнем развития гибкости предельно  точны и рациональны, что в  значительной степени облегчает, ускоряет любую деятельность, экономит внутренние энергетические ресурсы.

По утверждению Н.А.Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные предпосылки для совершенствования других физических качеств, недостаточное развитие какого-либо из которых снижает двигательные возможности ребёнка, уменьшает уверенность в успешном выполнении движений.

В исследованиях М.Ф.Иваницкого, А.Н.Крестовникова, Л.Е.Лебедянской, А.А.Маркоросяна, Н.А.Пилосян и др. подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения сложными двигательными действиями в разных видах спорта и в процессе трудовой деятельности.

Несмотря на значимость гибкости для жизнедеятельности человека, особенности развития этого физического качества у старших дошкольников мало изучены. С одной стороны, физиологами В.А.Арслановым, Н.А.Бернштейном, С.И.Гальпериным, Ю.И.Данько, И.П.Павловым, И.М.Сеченовым доказано, что гибкость, как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, во многом зависит от врожденных биологических факторов. С другой, Б.А. Ашмариным, Е.Н.Вавиловой, доказано - при целенаправленном систематическом воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие гибкости.

При этом, по мнению В.И.Ляха, при развитии этого физического качества не следует стремиться к достижению сверхгибкости. Это не оправдано, во-первых, тем, что чрезмерное развитие подвижности в суставах ведёт к перераспределению мышечных волокон и связок, а зачастую ещё и к деформации суставных структур, особенно у детей. Во-вторых, это оборачивается нарушением гармонии физического развития.

Проблема  развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время, так как большинство используемых физических упражнений лишь косвенно влияют на это физическое качество и не позволяют достигать оптимального уровня его развития.    

Поскольку данная проблема актуальна, это обусловило выбор темы: нашего исследования «Акробатические упражнения как средство развития гибкости старшего дошкольника».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить  эффективность влияния акробатических упражнений  на развитие гибкости старшего дошкольника.

Объект исследования: процесс физического воспитания в ДОУ.

Предмет исследования: развитие гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений.

Гипотеза: акробатические упражнения будут эффективно влиять на развитие гибкости старшего дошкольника, если:

-регулярно использовать акробатические упражнения на физкультурных занятиях;

-у ребёнка будет сформирована положительная мотивация. 

Цель, объект и предмет  исследования определили необходимость  постановки и решения следующих  задач:

Задачи исследования:

 1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить особенности развития гибкости старшего дошкольника

3.Раскрыть роль акробатических упражнений в развитии гибкости старшего дошкольника

4.Подобрать и апробировать комплекс  занятий с использованием акробатических упражнений для детей старшего дошкольного возраста.

Структура квалификационной работы отражает логику, содержание и результат исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

База исследования: г. Оренбург, МДОУ № 201, старшая группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы развития гибкости старшего дошкольника средствами акробатических упражнений

 

    1. Проблема развития гибкости старшего дошкольника в трудах современных исследователей

 

Несмотря на пристальное  внимание к вопросам оздоровления подрастающего  поколения, существующие законы, количество здоровых детей, по данным научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза.

Следовательно, в целях  совершенствования системы физического  развития и образования дошкольников необходимо разрабатывать и внедрять новые педагогические технологии, опирающиеся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонически развитого ребенка.

Развитие физических качеств, важнейшим из которых является гибкость — необходимое условие полноценного физического развития.

Гибкость — это морфофункциональное  свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности  его звеньев. Гибкость зависит от эластичности мышц и связок и определяет пределы амплитуды движений.  Ее измеряют по предельной амплитуде  движений, оцениваемой в угловых  градусах или линейных величинах (сантиметрах).[37]

В исследованиях Л.Е. Лебедянской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость  развития гибкости для овладения  техникой двигательных действий  разных видов спорта (гимнастика, синхронное плавание, легкая атлетика и др.), а  также при выполнении действий в  процессе трудовой деятельности. Движения человека с оптимальным уровнем  развития гибкости предельно точны  и рациональны, что в значительной степени облегчает двигательную деятельность, экономит энергетические ресурсы. [28]

По утверждению Н.А. Бернштейна, развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других физических качеств.[3]

Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста мало изучена. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста, полученные Московской городской федерацией спортивных обществ, свидетельствуют о том, что только 50 % дошкольников г. Москвы показывают положительные результаты развития гибкости.

Некоторые программы по физическому  воспитанию детей дошкольного возраста, основу которых составляют акробатические упражнения, не подкреплены достаточными экспериментальными исследованиями. В  связи с этим была поставлена цель: выявить особенности развития гибкости у детей шестого года жизни.

Гибкость как морфофункциональное  свойство опорно-двигательного аппарата,  характеризующее степень подвижности  его звеньев, во многом зависит от  врожденных биологических факторов. Однако при систематическом, целенаправленном воздействии в процессе воспитания и обучения можно существенно  влиять на развитие этого психофизического  качества.

Исследования   В.С. Фарфеля, К. Освальда, С. Баско показали специфическое  воздействие статических упражнений на развитие гибкости. При выполнении отдельных статических упражнений, под которыми понимают неподвижное сохранение определенной позы тела, происходит плавное и постепенное растягивание мышц, в процессе которого преодолевается рефлекторное сокращение мышц [ 41].

В.С. Фарфель доказал, что проявление гибкости зависит от многих факторов: анатомических, физиологических, психологических, эластичности мышц, связок, суставных сумок.[41]

В процессе выполнения рывковых баллистических упражнений в мышцах возникает напряжение в два раза большее, по сравнению со статической  растяжкой, и происходит рефлекторное сокращение мышц в первоначальное положение. Таким образом, для развития гибкости нужно целесообразно использовать статические упражнения.

Выполнение статических  упражнений на уменьшенной площади  опоры развивает равновесие, от которого зависит качественное выполнение любого движения.

Статические упражнения составляют основу многих систем, разработанных  для взрослых и направленных на совершенствование  физических и психических  возможностей человека. Самая древняя из них  — хатха-йога, в которой статические  упражнения являются средством развития гибкости.

   Польский ученый  Г. Прошацка считает, что в  структуре гибкости наиболее  важными компонентами могут быть  координация деятельности больших  мышечных групп и мелких движений, дифференцировка и воспроизведение  мышечных усилий, скорость и амплитуда  движения.

   Гибкость — это  способность выполнять движение  с максимальной амплитудой, важное  психофизическое качество, которое  наряду с быстротой, силой,  выносливостью, ловкостью определяется  морфофункциональными биологическими  особенностями человека. Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.[43]

Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся  поверхностей друг другу.

Ограничителем реального  размаха движений являются суставные  сумки-связки. Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности  в суставе, улучшению показателей  гибкости.

Возможный предельный размах движений обусловливается не только формой сустава и соответствием  сочленяющихся поверхностей друг другу, но и другими индивидуальными  особенностями суставного аппарата: конфигурацией суставных концов костей, толщиной суставного хряща. Однако эти особенности не оказывают  существенного влияния на показатели реальной гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при  выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

Чтобы быть гибким и иметь  хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений.

Следует отметить, что, развиваясь, сама гибкость создает благоприятные  условия для совершенствования  определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают  силу и выносливость.

    «В сущности, выносливый  организм, — по мнению Н. А.  Бернштейна, — должен удовлетворять  трем условиям: он должен располагать  богатым запасом энергии, чтобы  иметь что расходовать; он должен  в нужную минуту отдавать, "выложить" его широкой рукой, не позволяя  залеживаться ни одной единице  энергии; наконец, он должен  при этом уметь тратить эти  ресурсы с жесткой, разумной  расчетливостью, чтобы их хватало  на покрытие как можно большего  количества полезной работы. Гибкость  с ее экономной тратой энергии,  с ее рациональными движениями  создает максимально благоприятные  условия для развития выносливости. Более того, гибкость является  составной частью такого сложного, комплексного качества, как ловкость, благодаря которой осуществляется  функция управления нашими движениями.[3]

   Различают активную  и пассивную гибкость. Активная гибкость характеризуется величиной амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная — отличается максимальной величиной амплитуды  движений, достигаемой при действии внешних сил (снарядов, усилий партнера).

В пассивных упражнениях  на гибкость достигается большая, чем  в активных упражнениях, амплитуда  движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

Различают также общую  и специальную гибкость.

Общая гибкость характеризуется  подвижностью во всех суставах тела и  позволяет выполнять разнообразные  движения с большой амплитудой.

Специальная гибкость —  это предельная подвижность в  отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

Развивают гибкость с помощью  упражнений на растягивание мышц и связок. В методической литературе можно увидеть два пути тренировки гибкости:

накопление разнообразных  двигательных навыков и умений;

совершенствование способности  перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Развитие гибкости дошкольников тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц и некоторые другие морфофункциональные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые массированным применением силовых упражнений, могут приводить к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости у дошкольников без соразмерного укрепления мышечносвязочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки. Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств.

Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.

Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей дошкольного  возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям  суставных структур, что бывает при  слишком интенсивном воздействии  упражнений, направленных на развитие гибкости.

Степень развития гибкости считается достаточной, если она  позволяет успешно выполнять  некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальным размахом при  нормальной подвижности в суставах (особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных) Методическими  приемами, рекомендуемыми для развития гибкости дошкольников, являются следующие:

- упражнения на растягивание  необходимо выполнять ежедневно;

- чередовать упражнения  на силу и гибкость, не допуская  преобладания одного вида упражнения  над другим.

При развитии у дошкольников грациозности, пластичности, красоты движений следует помнить, что все имеющиеся у них движения приобретаются как результат научения.

Для того чтобы дети могли  анализировать структуру и характер выполняемых упражнений, правильно  понимать причины возникновения  ошибок, необходимо развивать у них способность к самоанализу разнообразных физических упражнений, с тем чтобы гарантировать достаточно полную амплитуду движений во всех направлениях, допускаемых строением опорно-двигательного аппарата. Хотя многие двигательные действия не требуют максимально возможной амплитуды движений, резерв гибкости имеет немалое значение — он служит одной из предпосылок экономичности движений, способствует освоению новых широкоамплитудных движений, помогает избегать травм.

Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг.

Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность  за красоту движений и свое здоровье.

В исследовании Т.А. Тарасовой  подчеркивается, что на шестом году жизни происходит изменение пропорций  тела ребенка за счет увеличения длины  ног.  По мнению М.Дж. Алтера, кости  развиваются значительно быстрее, чем мышцы и сухожилия, а значит, в периоды быстрого скелетного роста  может происходить увеличение плотности  сухожилий вокруг суставов и снижение гибкости. В связи с чем необходимо использовать средства, позволяющие сохранить оптимальный уровень гибкости и предотвратить возможные травмы. Сочетать в процессе физического развития детей упражнения, направленные на развитие гибкости, с динамическими упражнениями.[40]

На протяжении длительного  времени статические упражнения считались противоестественными природе  ребенка-дошкольника. В процессе физического  развития воспитания дошкольников используются в основном динамические упражнения. В то же время исследования В.А. Сегаль подтверждают положительное воздействие некоторых стрейчинговых упражнений на развитие гибкости дошкольников при условии обучения по специально разработанной методике, но в работе не ставилась задача всестороннего обследования развития этого психофизического качества.

Э.Я. Степаненкова исследовала  возможности использования статических  упражнений для развития статического равновесия у дошкольников. [37]

В работе П.П. Буцинской, В.И. Васюковой, Г.П. Лесковой составление  комплексов общеразвивающих упражнений осуществляется по анатомическому принципу: упражнения для мышц верхнего плечевого  пояса и рук; упражнения для мышц туловища; упражнения для мышц ног  и брюшного пресса. В системах, основу которых составляют статические  упражнения, сочетание упражнений в  комплексе осуществляется по принципу попеременного включения мышц-антагонистов: в каждом последующем упражнении напрягаются те мышцы, которые в  предыдущем были расслаблены. Происходит равномерное распределение нагрузки, что способствует формированию правильной осанки.

    Таким образом, изучение  развития гибкости старшего дошкольника рассматриваются в трудах современных исследователей. Эта проблема привлекает многих педагогов, исследования которых показали, что развитие гибкости создает благоприятные условия для совершенствования других физических качеств.

 

1.2 Особенности  развития гибкости старшего дошкольника

 

Развитие физических качеств ребенка в дошкольном возрасте — необходимое условие его полноценного развития.

Одним из важнейших, на наш  взгляд, качеств, в наибольшей степени  влияющих на здоровье ребенка является гибкость.

Необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий  разных видов спорта, а  также при выполнении действий в  процессе трудовой деятельности не раз  подчеркивалась в различных исследованиях  как зарубежных, так и отечественных  авторов.

Не смотря на это, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста остается актуальной. В современной системе дошкольного  образования этой проблеме не уделяется  должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества.

Гибкость как морфофункциональное  свойство опорно-двигательного аппарата во многом зависит от  врожденных биологических факторов. Однако при  систематическом, целенаправленном воздействии  в процессе воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этого психофизического  качества.[39]

Из имеющихся на сегодняшний  день систем, направленных на совершенствование  гибкости человека показал, что основу многих из них составляют статические  упражнения. Самая древняя из этих систем — хатха-йога. Хатха-йога для детей – это, по большей части, комплекс гимнастических упражнений, способствующих укреплению детского организма. Это замечательный способ направить детскую энергию в русло оздоровления и укрепления организма. Более того, дети гораздо легче и быстрее, чем взрослые, принимают и выполняют всё новое.

Детская хатха- йога хороша еще и тем, что дети не только подвижны и быстро осваивают технику, они  еще и лучше взрослых чувствуют  свой организм. К тому же, взрослые зачастую отказываются выполнять определенные упражнения, мотивируя это тем, что  не смогут: у меня болит рука, у  меня болит спина и т.д. Таким  образом они убеждают себя в собственном  бессилии. Ребенок же делает, причем делает без страха – и у него получается. Получается у всех –  просто не сразу, но ребенок не боится преград.

Ребенок также получает потрясающий  заряд положительных эмоций и  практики оздоровления.

В настоящее время также  получила распространение система  стрейчинга, суть  которой состоит  в том, что с помощью медленных  и плавных движений (сгибаний и разгибаний), направленных на растягивание той или иной группы мышц, принимается и удерживается в течение некоторого времени определенная поза. Использование стрейчинга как системы упражнений, направленных на развитие гибкости и снятие мышечных зажимов, способствующих совершенствованию ощущений, познанию собственного тела и его деятельности, и на этой основе сознательному управлению движениями, приобретает особое значение в свете так называемой «соматической теории»,создателем которой является американский врач Томас Ханна.

«Необходимо с самого детства  формировать внимательное и сознательное отношение к своему телу, а через  него – к своему внутреннему миру, - считает Томас Хана.- Необходимо с детства привить детям ответственное  отношение к себе, помочь им понять, как действует их тело, создать  в теле способности двигаться  с минимум усилий и максимум эффективности, не посредством увеличения мускульной силы, а посредством возрастающего  понимания того, как тело работает. Важно формировать у них умение сознательного управления движениями, а через их воздействие – на психические процессы. Это уникальная способность человека, но её нужно  развить с детства».

Доктор Томас Ханна  считает, что гибкость — важное психофизическое  качество, направленное на совершенствование  не только тела, но и духа. Он разработал программу упражнений, обосновал  роль соматических упражнений, цель которых  — обеспечить контроль над движениями мышц, расслабить их. Предложенная им несложная  гибкая программа физических и психологических  упражнений требует совсем немного  времени. Однако выбор времени выполнения этих упражнений зависит от биологических  ритмов. В результате исследований он пришел к выводу, что наилучшее  время для занятий — 18.00, поскольку  именно к этому времени мышцы  наиболее расслаблены и работоспособны. В отличие от физических упражнений, рекомендованных в физической культуре (рывковые, маховые), Т. Ханна разработал методику упражнений на развитие гибкости. Эта методика направлена на то, чтобы сохранить достигнутое и еще больше развить приобретенные качества. Программа построена по принципу постепенного усложнения; упражнения должны выполняться в медленном темпе с учетом многоступенчатой нагрузки на мышцы и анатомо-физиологических особенностей человека.

Многоступенчатая нагрузка дает возможность в медленном  темпе — без болевых ощущений, вреда, травм — осуществить растяжку мышц. Доктор Томас Ханна утверждает, что когда ребенок научится говорить свободно, раскрепощено владеть своим  телом, его социальная роль повышается. Правильное использование соматических и стрейчинговых упражнений открывает  перед ребенком уникальные возможности: обеспечивает не только физическое здоровье на долгие годы, но и здоровье психическое, помогает познать и максимально  реализовать свои возможности, формирует  активную жизненную позицию, позволяет занять достойное место в обществе, самоактуализоваться, стать свободным, независимым, уверенным в себе.

 Какими бы эффективными ни были выше названные системы, они разработаны для взрослых. Применение их в неизменном виде в работе с дошкольниками, без учета физиологических особенностей детей, может нанести вред несформировавшемуся организму.

Акробатика как средство развития гибкости старшего дошкольника