Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ

ГОУ ВПО ДАГЕСТАНСКИЙ НОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА «НАЛОГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ» 
 

Допущена  к защите

________________2010 г.

Зав. кафедрой, профессор

____________Алиев  Б.Х.. 
 

НА  ТЕМУ:

«Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса» 
 

Выполнил  ст-т V к. ФИК (ОЗО)

                                              Нурадинов Н.С.  

Научн. руководитель к.э.н., доцент

                                                               Магомедшерифова А.М. 
 

МАХАЧКАЛА  2010 г.

     СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….3 

Глава I. Теоретические основы кредитования предприятий малого

Бизнеса………………………………………………………………………….5 

1.1. Взаимоотношения банков с малым предприятием………………………5

1.2. Финансово-кредитные  проблемы развития малых предприятий……………………………………………………………………..………14 

Глава 2. Развитие и поддержка малого бизнеса в регионах России….23 

2.1. Динамика  развития малого предпринимательства  в регионах 

России…………………………………………………………………………23

2.2. Развитие  и кредитная поддержка малого предпринимательства в

Республике Дагестан………………………………………………………….31 

3. Основные пути  совершенствования  активизации банковского  кредитования предприятий малого бизнеса……………………………………43 
 

3.1. Кредитование предприятий малого бизнеса: спрос и предложение..43 

3.2.Кредитование малого бизнеса: осторожная необходимость…………..52 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………………………………………..62 
 

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………66 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы. Одним из приоритетных направлений государственной экономической стратегии, направленной на формирование рыночной среды в российской системе хозяйствования, является создание условий для развития малого предпринимательства. Как известно, намерения российской власти и правительства по поддержке малого бизнеса были в числе приоритетных государственных задач и в предыдущие годы. Однако до настоящего времени не ликвидированы многочисленные и не обоснованные административно-бюрократические препятствия на пути" развития малого бизнеса. Например, труднодоступность к ресурсам, выделяемым в рамках Программ государственной поддержки.

     Объективные трудности наращивания экономического, финансового или инвестиционного  потенциала субъектов малого предпринимательства  вызваны также тяжестью налогового бремени, несоразмерного с платежеспособностью большинства малых предприятий в российских регионах.

     Социально-экономическое  значение малого предпринимательства  бесспорно, что подтверждает опыт рыночного хозяйствования большинства зарубежных стран. Для современной России, формирующей основы рыночного хозяйствования, развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малых предприятий и способов управления их финансовым потенциалом становится первостепенной задачей не только с позиций тактики, но и стратегии развития малого бизнеса.

     Актуальность темы исследования подтверждает и необходимость разработки механизма, реализующего принцип экономического и финансового партнерства субъектов малого предпринимательства с государственной системой управления.

     Выбор темы дипломной работы обусловлен необходимостью ускоренного развития малого бизнеса в России и безотлагательным решением назревших финансовых и налоговых проблем.

     Цель  дипломной работы состоит в выявлении закономерностей развития  предприятий малого бизнеса, особенностей действующей системы финансового регулирования малого бизнеса и создании механизма консолидации финансовых ресурсов, реализующих принципы экономического партнерства.

     Для достижения поставленной цели предусматривалось  решение следующих задач:

  • исследовать аспекты статуса малого бизнеса, его функций и мотиваций в современных условиях экономического развития России;
  • выявить закономерности развития малого бизнеса, современные специфические черты российских малых предприятий и комплекс определяющих их факторов;
  • выявить внешние и внутренние факторы, определяющие продуктивность финансового механизма активизации малого бизнеса;
  • исследовать, опираясь на результаты отечественных и зарубежных научных исследований и опыт практического хозяйствования субъектов малого бизнеса в России и за рубежом, наиболее важные аспекты финансового механизма регулирования малого бизнеса;
  • определить и обосновать экономические и финансовые факторы, обусловливающие характер и перспективы развития малого бизнеса в России;

     Предметом исследования является взаимодействующий комплекс элементов финансового механизма, функционирующего в сфере малого бизнеса (планирование, регулирование и контроль). Диссертантом выносятся на защиту следующие положения, обоснованье и сформулированные в работе:

     Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

Глава I. Теоретические основы кредитования малых предприятий 

1.1. Взаимоотношения  банков с малым  предприятием 

     Характерной особенностью малого бизнеса является ограниченность финансовых ресурсов. Капитал необходим на стадии организации и открытия дела (основной капитал), а в дальнейшем — для финансирования и осуществления текущей деятельности (оборотный капитал). Самый простой и надежный источник — собственные средства. К ним относятся прибыль, амортизационные отчисления, средства, получаемые от продажи акций (для акционерных обществ), активов предприятия, а также дебиторская задолженность. Однако если собственных ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей малого предпринимательства оказывается недостаточно, то существенную помощь могут оказать банки.

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1. Инфраструктура малого предпринимательства 

     Цель  взаимоотношений предприятий и  банков — предоставление предприятиям необходимых средств для расширенного воспроизводства экономики в целом и каждого отдельного предприятия, в частности. Развитие малого бизнеса тесно связано с деятельностью различных видов банков: коммерческих, инвестиционных, банков развития, ипотечных, муниципальных и банков с участием иностранного капитала.

     Взаимоотношения банков с малым предпринимательством могут иметь формы:  учета коммерческих векселей; кредитования; инвестиций; финансового консультирования; управления потоками денежной наличности; предложения рискованного капитала; продажи брокерских услуг по операциям с ценными бумагами.

     Учитывая  коммерческие векселя, банки предоставляют  займы малым предприятиям, покупая  у них долговые обязательства (счета  дебиторов) с целью быстрейшей мобилизации средств. От учета коммерческих векселей лежит недолгий путь к кредитованию организаций для закупки впрок товаров и строительства новых производственных зданий.

     Банки могут оказывать услуги малому бизнесу  в сфере инвестиций. Это касается не только разработки инвестиционных проектов, бизнес-планов компаний, но и нахождения наиболее привлекательных объектов для слияния, приобретения других компаний, предложения услуг по хеджированию риска, связанного с колебаниями процентных ставок и курсов ценных бумаг.

     Финансовое  консультирование проявляется в том, что к банкам традиционно обращаются за финансовыми советами их клиенты, когда стоит вопрос об оптимальном использовании кредитов или инвестировании средств. Многие банки предлагают финансово-консультативные услуги, начиная с помощи в составлении налоговых деклараций и бизнес-планов и кончая консультациями по маркетинговым исследованиям на внутреннем и внешних рынках.

     Долговременная  практика подсказала банкам, что некоторые  операции, выполняемые ими для  себя, могут быть предложены клиентам в качестве весьма ценных услуг. Один из наиболее ярких примеров — услуги по управлению потоками наличности. Они заключаются в том, что банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществление выплат по операциям фирмы, а также инвестирование избытков наличности в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эта наличность не понадобится клиенту.

     Все чаще банки финансируют расходы  по созданию новых компаний, особенно в отраслях с высоким уровнем  технологии. Поскольку предоставление займов в этом случае сопряжено с добавочным риском, банки, осуществляя предложение рискового капитала, обычно действуют через фирмы, занимающиеся рискованными капитальными вложениями и являющиеся филиалами банковских холдинговых компаний, а также приглашают к участию других инвесторов для распределения риска.

     Банки могут предлагать малым предприятиям брокерские услуги по операциям с ценными бумагами. На современном финансовом рынке банки стремятся стать настоящими «финансовыми универмагами», предлагающими достаточно широкий спектр финансовых услуг и позволяющими клиенту через банк удовлетворять многообразные финансовые потребности. Так, банки начали продавать брокерские услуги по операциям с ценными бумагами, предоставляя своим клиентам возможность покупать акции, облигации и другие ценные бумаги без обращения к дилеру, занимающемуся торговлей ценными бумагами.

     Банки также активно осваивают рынок  гарантий. Выступая в качестве гаранта  для предприятий по их долговым обязательствам, банки позволяют им с меньшими издержками заимствовать средства у других кредитных учреждений на открытом финансовом рынке.

     Таким образом, предоставление банками разнообразных  услуг малому бизнесу является решающим условием его развития на современном этапе. Это обеспечивает повышение устойчивости малых предприятий, построение при их участии новых хозяйственных связей, активизацию их производственной и инновационной деятельности, осуществление структурных сдвигов в экономике.

     Несмотря  на различие форм взаимодействия банков и малого бизнеса, основная роль принадлежит банковскому кредитованию. В практике коммерческих банков наиболее приоритетными считаются:

 • кредиты, предоставляемые под гарантию;

 • кредиты  на развитие внешней торговли;

 • кредиты  для приведения малых предприятий  в соответствие с требованиями законодательства;

 • кредиты предприятиям, занимающимся развитием на местном уровне;

 • кредиты  в поддержку предпринимателей с  физическими или иными недостатками.

 Приоритетными считаются такие направления  малого бизнеса, как:

 • рисковые проекты инновационного характера;

 • финансирование оборудования и приборов для контроля за состоянием окружающей среды (за что не берется крупный бизнес);

 • финансирование предприятий, создаваемых в бедственных  районах с высокой безработицей.

     В некоторых странах банки также предоставляют кредиты мелким и средним предпринимателям. В 1948 г. в Германии был создан Банк кредитных гарантий для управления денежными средствами, поступающими по плану Маршалла на восстановление Европы. Одновременно были созданы и региональные кредитные корпорации. Сейчас Банк кредитных гарантий является одним из десяти ведущих банков Германии и объединяет 24 региональных банка (пять на территории бывшей ГДР). Капитал банка — полностью государственный, причем 80% принадлежит федеральной администрации, а остальные 20% — администрации земель.

     Что касается региональных кредитных учреждений, то они находятся в руках частного капитала и имеют форму акционерных обществ. Их прибыль освобождена от налога ввиду важной общественной роли, которую они играют. За время существования эта система предоставила мелким и средним предпринимателям более 100 тыс. гарантий на общую сумму 10 млрд марок, благодаря чему было реализовано коммерческих кредитов, лизинговых контрактов и венчурного финансирования на сумму 14 млрд марок.

     Лизинговые  компании предоставляют малым предприятиям имущество (движимое и недвижимое), относимое нормативными актами Правительства РФ к категории активной части основные средств, например, производственное и строительное оборудование: хлебопекарное, оборудование по переработке мяса, сельскохозяйственной продукции; деревообрабатывающее оборудование; медицинское оборудование; оборудование фотолабораторий и типографий; оборудование для магазинов, кафе, ресторанов; линии розлива напитков; оборудование для упаковки.

     Инвестиционная  поддержка малого предпринимательства  через лизинг оборудования продолжает оставаться наиболее приоритетным видом финансово-имущественной поддержки малых предприятий. При этом решаются следующие задачи:

   • обеспечение малых предприятий  оборудованием, технологиями, имущественными комплексами (помещениями и оборудованием);

   • внедрение оперативного лизинга  движимого и недвижимого имущества, развитие территориальных (например городских) лизинговых проектов и проектов передачи оборудования, производимого предприятиями городов, в регионы Российской Федерации и с ориентацией на производство конкурентоспособной продукции;

   • создание рынка вторичного оборудования для передачи в лизинг через специализированные лизинговые центры;

   • формирование базы данных об оборудовании для малого бизнеса, его производителях, поставщиках, лизингодателях и обобщение  информации о потенциальных лизингополучателях.

     Результатами  деятельности лизинговых компаний в  сфере малого бизнеса являются:

   • предоставление субъектам малого предпринимательства оборудования, технологий, имущественных комплексов (в том числе «под ключ»), что позволяет увеличить количество дополнительных рабочих мест;

 • обеспечение  субъектов малого предпринимательства  специализированным оборудованием, включая транспортные средства, дорожно-строительную технику, специальные машины и механизмы, что позволяет повысить эффективность деятельности субъектов малого предпринимательства, создать новые рабочие места, а также содействует снижению издержек по лизингу за счет узкой специализации;

   • предоставление в краткосрочную  аренду типового оборудования и средств малой механизации (в том числе с обслуживающим персоналом), что обеспечивает минимизацию затрат субъектов малого предпринимательства на выполнение разовых, небольших по объему и непрофильных работ, улучшает качество и удешевляет выпускаемую продукцию.

     Венчурные фирмы предназначаются для финансирования проектов малого предпринимательства, отличающихся высокой степенью риска невозврата вложенных средств и отсутствием их достаточного обеспечения. К венчурным относятся высокотехнологичные проекты малых предприятий, которые, как правило: базируются на оригинальном патенте или ноу-хау; содержат положительные результаты лабораторных и опытно-конструкторских разработок; обеспечивают выпуск оригинальной продукции в промышленном объеме; обещают рентабельность продукции, значительно превышающую средний уровень по отрасли.

     Результатами  деятельности венчурных компаний в  сфере малого бизнеса являются возможность снижения риска финансовых потерь при внедрении новых технологий и бизнес-идей, расширение сфер деятельности субъектов малого предпринимательства.

     Инвестиционная  поддержка малого бизнеса осуществляется через финансирование пилотных проектов, обладающих следующими важными критериями: наличием значительного элемента новизны, выраженного в производстве нетрадиционных видов изделий или в применении новых технологий; развитие новых направлений предпринимательства; применение оригинальных условий финансирования; использование нестандартных организационно-управленческих схем и др. Например, в Московском регионе разрабатываются проекты по модернизации дорожно-строительной техники, созданию спортивно-оздоровительных комплексов, развитию сети автомоечных комплексов, реконструкции и модернизации химчисток и прачечных и т.п.

     Одним из эффективных механизмов финансовой поддержки пилотных проектов малого предпринимательства является использование механизма франчайзинга. Франчайзинг — система контрактных соглашений, при которой собственник торговой марки или торгового имени предоставляет права на их использование другой фирме на определенных условиях.

     Франчайзинг бывает двух видов: дилерский и корпоративный.

     Дилерский Франчайзинг — вид франчайзинга, при котором мелкая фирма торгует продукцией головной компании или предоставляет услуги от ее имени, получая определенную долю от объема продаж.

     Корпоративный Франчайзинг предполагает помимо использования торговой марки, продукции или услуг подключение компании-оператора к полному циклу хозяйственной деятельности головной компании.

     Реализация  пилотных проектов с использованием интегральных механизмов франчайзинга позволяет создавать сеть предприятий комплексного обслуживания населения на предприятиях быстрого питания (например, в Москве действует система «Золотой гребешок»); привлечь дополнительные инвестиции, в том числе и иностранные в экономику; внедрять передовые схемы бизнеса; создавать новые рабочие места и т.д.

     Созданию  и развитию эффективных, высокоустойчивых малых предприятий, ориентированных на выпуск высококачественной конкурентной продукции, способствуют также внедрение механизмов аутсорсинга и кластеров, С помощью механизма аутсорсинга обеспечивается оптимизация возможностей малых предприятий по выпуску однотипной продукции или комплектующих с целью снижения издержек производства, улучшения качества продукции, специализации малых предприятий, работающих в производственной сфере.

     Разработка  и внедрение в пилотном режиме механизма кластеров обеспечивает увеличение возможностей сбыта продукции, производимой малыми предприятиями, оптимизацию производственного процесса.

     Факторинговые компании предназначены для выполнения ряда комиссионно-посреднических услуг, оказываемых компанией предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления последними расчетов за товары и услуга и сочетающихся, как правило, с кредитованием их оборотных капиталов. Основная цель факторинговых компаний — инкассирование дебиторских счетов своих клиентов и получение причитающихся в их пользу платежей.

     В настоящее время факторинговые  компании могут оказывать малым предприятиям следующие виды услуг.

     Во-первых, приобретать у предприятий-поставщиков  право на получение платежа по товарным операциям с определенного покупателя или группы покупателей, состав которой заранее оговаривается в договоре о факторинге (покупка срочной задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным), что гарантирует поставщику оплату выставляемых им плательщику платежных требований-поручений немедленно в день предъявления их в банк на инкассо. Тем самым ликвидируется риск несвоевременного поступления поставщику платежа, исключает зависимость его финансового положения от платежеспособности покупателя.

     Во-вторых, осуществлять покупку у предприятий-поставщиков дебиторской задолженности по товарам отгруженным и услугам оказанным, не оплаченным в срок покупателями (покупка просроченной дебиторской задолженности), что создает повышенную для факторинговой компании степень риска. Это обусловливает более высокий размер комиссионного вознаграждения, уровень которого в 1,5—2 раза выше, чем при покупке факторинговой компанией задолженности по товарам отгруженным, срок оплаты которых не наступил.

     В-третьих, приобретать векселя у своих  клиентов с немедленной их оплатой (учет векселя), что обеспечивает поставщику, отгрузившему товар под вексель, получение денежных средств в оплату векселя при одновременном сохранении срока платежа по векселю для должника. За учет векселя факторинговая компания взимает по договоренности с клиентом комиссионное вознаграждение (дисконт), которое представляет собой разницу между валютой векселя и суммой, получаемой от факторинговой компании продавцом векселя.

     Кроме того, малые предприятия могут  получить и дополнительные услуги:

     • постоянное и разовое консультирование по вопросам совершенствования организации расчетов с поставщиками и покупателями, повышения эффективности использования финансовых ресурсов, оздоровления финансового состояния и по другим экономическим вопросам;

     • юридические услуги (оказание помощи в подготовке деловых бумаг и документов по кредитно-финансовым вопросам);

     • ведение по поручению клиентов учета  товаров отгруженных, дебиторской задолженности с целью использования данного учета для составления бухгалтерских отчетов и оценки сложившейся практики платежных взаимоотношений. Трастовые компании создаются с целью управления средствами (имуществом, деньгами, ценными бумагами и т.п.) предприятий, осуществляемого от своего имени и по поручению предприятий на основании соответствующих договоров. Трастовые компании могут управлять активами малых предприятий по следующим направлениям: хранение; представительство интересов доверителя (на собраниях акционеров, в суде); распоряжение доходом и инвестированием; купля-продажа активов; привлечение и погашение займов, выпуск и первичное размещение ценных бумаг и.т.д.; Аудиторские фирмы осуществляют контроль за соблюдением малыми предприятиями законодательных и нормативных актов, гарантирующих защиту прав и обеспечение учета интересов предпринимателей, ведение бухгалтерского учета и отчетности субъектов малого предпринимательства, обеспечение малых предприятий правовыми консультациями в различных областях гражданского, хозяйственного, трудового, таможенного, налогового права. 

     1.2. Финансово-кредитные  проблемы развития  малых предприятий 

     Для коммерческих банков малое предпринимательство  относится к категории невыгодных клиентов. Кредиты представителям малого бизнеса выдавались на драконовских условиях. По оценкам аналитиков доля кредитования малого и среднего бизнеса в общем объеме кредитования составляет 5-10%. Слабый интерес банков к этому сектору объясняется высоким риском в свете слабой развитости самого малого бизнеса в России и большими операционными издержками, приводящими к низкой рентабельности подобных операций.

     Развитие  малого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источников финансирования ранних стадий развития бизнеса:

     • Профессиональные инвесторы не могут  финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакции по финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовки проекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышает потребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет не более 100 тыс. долларов;

     • Масштабы малого бизнеса незначительны  и, как правило, ограничены рамками местного или регионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал роста бизнеса;

     • Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малых предприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидное имущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;

     • Лизинг технологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровня развития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатить первый взнос, составляющий 20-30% от стоимости оборудования; Одним из распространенных источников финансирования малого бизнеса в развитых странах является франчайзинг (Mac Donald's, печать фото-сервис Кодак или Фуджи, сеть заправочных станций), когда предприниматель приобретает не только технологию, но также торговую марку и типовые стандарты ведения бизнеса, которые помогают действовать, не совершая типичных для новичков ошибок;

     • Основными источниками финансирования малых предприятии в других странах являются друзья или родственники, но в России не так много людей, имеющих достаточные сбережения, чтобы позволить себе финансировать развитие даже малого бизнеса;

     Также одной из актуальных проблем в развитии малого и среднего бизнеса является проблема неналоговых платежей, взимаемых многочисленными органами власти, контролирующими и надзорными органами, муниципальными и государственными предприятиями и учреждениями, в частности, при обращении предпринимателей за получением разрешений и справок, необходимость получения которых установлена нормативными актами. Примерами таких услуг могут служить многочисленные платежи при выделении земельных участков, получении разрешений на торговлю и строительство, присвоение статистических кодов и т.д. Необходимо рассмотреть возможность законодательного ограничения оказания органами власти, бюджетными учреждениями платных услуг субъектам малого предпринимательства, связанных с выполнением возложенных на них функций.

     Следует дифференцировать размеры штрафов  для крупных и малых предприятий в сторону их уменьшения для последних и отменить практику установления «вилок» штрафов.

     Однако  в последнее время доходность кредитования крупных клиентов стала  падать. Крупные корпорации получили доступ к более дешевому иностранному капиталу. Не последнюю роль в этом сыграл и выход ряда российских корпораций на западный рынок ценных бумаг. В таких условиях российским банкам приходится искать пути поддержания падающей рентабельности, т.е. переключаются на менее выгодных клиентов каковыми являются и малые  предприятия. Одним из объективных экономических законов таков: любой хозяйствующий субъект стремится к монополии на рынке путем вытеснения с него мелких и средних предприятий. При этом само государство способствует развитию монополизма, что выражается в следующем:

  • финансирование монополий через Сбербанк и Внешторгбанк;
  • продажа новых крупных активов монополиям;
  • поддержка развития монопольных отраслей.

     Видимо  государство считает, что ему  лучше иметь дело с сотней крупных предприятий, чем с сотнями тысяч мелких компаний.

     Государство обязано принять на себя значительную часть заботы, расходов и рисков по развитию среднего и малого предпринимательства.

     Если  российские органы власти действительно  заинтересованы в значительно росте СМП, они должны:

  • создать систему благоприятных правовых, экономических и административных условий их деятельности;
  • направить государственные инвестиционные ресурсы на развитие отраслей экономики, основу которых составляют или будут составлять субъекты СМП;
  • перераспределить часть сверхприбыли естественных монополий в пользу малых и средних предприятий путем тарифного регулирования;
  • принять на себя основную часть кредитных рисков в сфере финансирования СМП.

     По  различным экспертным оценкам, на развитие малого бизнеса в России требуются инвестиции в объеме около 5 млрд. долл. Государство в настоящее время такими средствами не располагает. Частный российский и зарубежный финансовый сектор в состоянии выделить такие кредитные ресурсы, но не делает этого в силу высокой степени рисков в сфере СМП.

     Как показывает мировой опыт, создание и функционирование государственного агентства гарантирования (страхования) рисков по некрупным проектам (на сумму до 5 млн. долл.) потребует отвлечения из бюджета средств в объеме около 5% от общей суммы кредитования. Российский бюджет способен выделить 250 млн. долл. на обеспечение финансирования СМП в объеме 5 млрд. долл.1

     Как известно, размеры заемщика для банка  не имеют определяющего значения, однако чем крупнее компания, бизнес которой оценивается не хуже, чем стабильный, тем больше степеней свободы для выработки инструментов, покрывающих риски ее кредитора. Выбор этот может простираться от материальных активов, ценных бумаг, банковских гарантий до оборотов по счету от основной деятельности или денежных требований к понятным банку покупателям и заказчикам.

     Соответственно, чем меньше компания, тем меньше степеней свободы для выбора адекватного покрытия рисков и тем глубже приходится анализировать бизнес-процесс заемщика и окружающую его бизнес-среду, и с тем большими проблемами приходится сталкиваться в поиске таких инструментов. Такой подход характеризует стратегию индивидуальной работы с каждым заемщиком. Это трудоемко и требует от банковских специалистов специальных и разносторонних знаний в различных отраслях, привлечения консультантов.

Активизация банковского кредитования предприятий малого бизнеса