Активизация познавательной деятельности учеников 7 – 8 классов на уроках технологии и во внеклассной работе

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего 

профессионального образования «Московский государственный 

гуманитарный  университет имени М.А. Шолохова»

Егорьевский филиал

 

 

Кафедра технологии, информатики и управления

 

 

 

  Активизация познавательной деятельности учеников 7 – 8 классов на уроках

технологии и во внеклассной работе

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

                                                                     студента 6 курса заочного отделения

                                             факультета технологий

                                                             

 

                                                               

 

                                                                   Научный руководитель:

                                                            кандидат технических наук

                                                                                            Костенко Виктор Павлович

 

 

 

                                

 

                                 2008 год

 

                                                         

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Познавательный интерес как фактор развития активности самостоятельности учения

1.1. Значение познавательного интереса в обучении…………………….………..8

1.2. Психологические предпосылки формирования познавательного интереса..13

1.3. Особенность мыслительной деятельности подростков……...………………19

1.4. Психологические особенности учебной деятельности……...……………….29

Глава 2. Особенности возрастной психологии подростков

7-8 классов

2.1. Развитие познавательной сферы………………………………….………… 39

2.2. Подросток и школа ……………………………………………..…………….43

Глава 3. Приемы активизации познавательной деятельности

3.1. Активизация учения школьников…………………………………………….49

3.2. Приемы активизации познавательной  деятельности………………………..55

Заключение…………………………………………………………………………61

Приложение………………………………………………………………………...67

Список  литературы……………………….……………………………….70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и  родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

         В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся интереса к знаниям? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей.

          Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса. Поэтому интересы учащихся надо формировать и развивать.

          Рассматривая вопрос об интересе учащихся к изучению технологии, надо затронуть такие очень важные вопросы этой проблемы как: сущность интереса, его значение в обучении, особенности подросткового возраста и какие интересы им присущи.

          Целью исследования является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к технологии и обучению, какие факторы влияют на возникновение и развитие интереса, как интерес влияет на успеваемость подростков.

        Предметом исследования является познавательная деятельность.

        Объектом исследования будут подростки, учащиеся 7 – 8 классов.

        Задача исследования: изучить познавательный интерес, определить пути формирования интереса на уроках технологии.

 

        Познавательная деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.

        Благодаря направленности личности школьника вся его познавательная деятельность приобретает избирательный характер, что создает устойчивое внимание к предмету познания. Под влиянием устойчивого внимания к объекту познания совершенствуется и сложившаяся динамическая система психических процессов, обеспечивающая развитие познавательной активности и самостоятельности личности.

         В самом деле, нет, и не может быть активной познавательной деятельности человека без устойчивого внимания с его стороны к законам и явлениям окружающего мира. Познавательная деятельность личности всегда связана с каким–нибудь объектом, задачей, всегда целенаправленна, - в первую на те объекты и явления, которые имеют жизненное значение и интересны для личности.

         Разная степень заинтересованности личности в объекте или явлении порождает разное отношении к деятельности, а, следовательно, и уровень познавательной активности и самостоятельности. И это закономерно. В процессе целенаправленной познавательной деятельности человек не только проявляет свое отношение к объектам окружающего мира, но и пробуждают не только познавательное, но и регулярное значение: они не только помогают усваивать новые знания, но и оказывают плодотворное влияние на формирование отношений к самой познавательной деятельности.

        Познавательный интерес – это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке.

        Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подачи материала.

 

        Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Великие педагоги – классики всех времен подчеркивали первостепенное значение в обучении интереса, любви к знаниям.

        Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому.

Поэтому, одной из важнейших  задач педагогов должно быть –  выявление имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к  знаниям у школьников.

        Интерес – это форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности (по Петровскому).

        В связи с этим интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное, имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания (любви, увлеченности) интерес отличается наличием Эмоционально – познавательного отношения, неразложимой на элементы интеллектуальной эмоции – радости познания. От чувства долга и ответственности, сознательного отношения интерес отличается наличием непосредственного мотива, появление радости познания (помимо радости выполненного долга) свидетельствует о появлении интереса.

      Однако познавательный интерес не всегда побуждает личность к активной учебной деятельности. Эти интересы только тогда превращаются в необходимую жажду познания, поднимаются на уровень духовной потребности, когда они включаются в общую систему мотивов, определяющих жизненные позиции личности, ее направленность.

       Проблема интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.

       Познавательный интерес нужно признавать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и на интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

      При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник кровно заинтересован.

       Методика изучения и формирования познавательных интересов учащихся - вопрос в равной степени актуальный для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования познавательного интереса учащихся подойдем, прежде всего, с позиции общей проблемы воспитания и развития, в фарватере которой обнаруживаются важнейшие тенденции формирования и развития любого свойства личности.

      Процесс формирования познавательного интереса, как и всякой стороны личности, происходит в деятельности, структура которой (ее задачи, содержание, способы и мотивы) составляют объективную основу развития познавательного интереса.

      Главный вид этой деятельности - учение, в процессе которого происходит систематическое овладение знаниями в предметных различных областях, приобретение и совершенствование способов (умений и навыков) познавательной деятельности, трансформирование целей, выдвигаемых обществом, школой, в мотивы деятельности самого учения.

       Учение закладывает основы познавательного интереса, но не исчерпывает собой всех возможностей их формирования. В любом виде деятельности, поскольку познавательная и практическая стороны для личности не обособлены, есть необходимая почва для формирования познавательного интереса. Особенно благоприятна деятельность, связанная с предметом интереса ученика.

 

В связи с этим широкая  внеучебная деятельность представляет значительный простор для формирования познавательного интереса.

      Эффект деятельности для формирования познавательного интереса подростков зависит от педагогически правильной ее организации, использование ее объективных условий и внутренних возможностей личности ученика. К последним относятся потребности, система целей и задач личности, ее позиции, на основе которой возникают сложные отношения к предметному миру и к людям, уровень общего умственного развития и обнаруживающий себя зачатки новообразований.

      Формирование познавательных интересов и активности личности- процессы взаимообусловленные. Познавательный интерес порождает активность, но, в свою очередь, повышение активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.

     При исследовании интересов используют следующие методы - анкетирование, сочинение, экспериментальные задания, интервью, лабораторный эксперимент, наблюдение, педагогический эксперимент, психологическое тестирование.

    Теперь рассмотрим подробно все затронутые вопросы проблемы познавательного интереса и его влияния на обучение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Познавательный интерес как фактор развития активности самостоятельности учения.

 

1.1. Значение познавательного интереса в обучении.

 

       Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

      Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата. Даже И. Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал учителя не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку.

       Ушинский писал, что учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника – из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет. Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

       Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

       Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г.Ананьев, М. Ф. Беляев, Л. И. Божович, Л. А. Гордон, С. Л. Рубинштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме. Понятие “интерес” не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека.

 

Истоки интереса лежат  в общественной жизни.

В интересе выражено единство объективного и субъективного.

Психология считает, что  посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

      Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

- обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

    Интересы – результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса – не замкнутый в себе автономный процесс.

Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми  стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой  личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

      Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

 

В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область  – познавательная деятельность, в  процессе которой происходит овладение  содержанием учебных предметов  и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

      Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Поэтому, проблема интереса в обучении стала и стоит по сей день.

     Анализ психологической структуры познавательного интереса привел советских психологов (С. Л. Рубинштейн, Л. А. Гордон, А. П. Леонтьев) к заключению, что это сугубо личностное образование, сопряженное с потребностями, в котором в слитом, органическом единстве представлены все важные для личности процессы: интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

     Интерес выступает как важная личностная характеристика школьника и как интегральное познавательно – эмоциональное отношение школьника к учению. Интерес является отражением сложных процессов, происходящих в деятельности и ее мотивационной сфере. «Сделать учебный предмет интересным, - писал А. Н. Леонтьев, - это, значит, сделать действительным или создать вновь определенный мотив, а также создать соответствующие цели школьников». «Процесс формирования интересов, - отмечает Г. И. Щукина, - происходит в деятельности, структура которой составляет объективную основу развития познавательных интересов».

За внешними проявлениями интересов школьников, учителю надо стремиться искать, находить более глубокие отношения смысла учения, его мотивов, целей, эмоций и всех других побуждений данного ребенка.

 

Особое значение для  воспитания зрелых форм учебно-познавательных интересов в подростковом возрасте имеют самостоятельные формы учебной деятельности, развертывание форм самоконтроля и самооценки. Резервами являются устойчивые интересы к выявлению обобщенных закономерностей в учебном предмете и к способам добывания знаний, интерес к совместной коллективной учебной работе и интерес школьников к использованию их в социально – значимых видах деятельности.

      Образовательная  область «Технология» в системе  общего образования призвана  познакомить учащихся с основными  технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей, обеспечить их трудовую подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

      Основной  тенденцией развития школы в  условиях постиндустриального общества – общества технологической цивилизации является приближение процесса воспитания к социальной реальности, воспитание учащихся в соответствии с требованиями, нацеленными на будущее и обращенными к цивилизации XXI века. Еще Я. А. Коменский, развивая теорию воспитания «нового человека», «человека новой эпохи», требовал коренного преобразования школы с тем, чтобы она «обучала всех всему» и давала не «призрачное, а действительное образование» (Великая дидактика, IV, 6).

      Новый  поворот ведущих стран мира к воспитанию технологической культуры у подрастающих поколений, наметившийся в системе образования, означает приобщение молодежи ко всем благам человеческой культуры, включая науку, технику, общую культуру, социальные и общечеловеческие ценности, иначе говоря, ориентирован на человека новой эпохи.

       С  одной стороны, этот поворот  означает «учиться у будущего»,  приспособить образование к применению  новых технологий, сформировать  у подрастающих поколений научные  и технические знания, необходимые  умения, навыки и полезные привычки, в соответствии с требованиями XXI века к уровню развития человеческой личности; с другой – содержательную ценность системы образования, ее гуманную заботу о всестороннем развитии каждого индивидуума, стремящегося подготовиться к реальной жизни общества, к вступлению в трудовую жизнь, для того, чтобы он мог получать удовлетворение от жизни в своем обществе.

      Подготовить  к жизни в технологическом  обществе технологически культурного  человека в соответствии с  этими требованиями призвана школа. Школа – есть культурно-воспитательная среда, в которой формируется человек, она создает свои индивидуальные произведения, образцы культурного развития. Воспитать культурно зрелую личность — означает, что педагогам следует руководствоваться тем убеждением, что «сердце и сознание ребенка должны быть открыты всему тому, что ему предлагают»  (Д. Узнадзе). 

Сегодня школа постепенно становится “школой действия”, самостоятельной работы”, и предоставляет учащимся возможность “самостоятельно и сознательно усваивать сущность предметов и явлений, развивает в ученике внимание к научным предметам, прокладывая ему широкую и легкую дорогу к учению”. Воспитание, по словам В. Лая, есть «развитие, руководимое сообразно требованиям общежития или культуры. Школа действия — есть школа жизни, …жизни с ее гармоническим разнообразием реакций. Необходимой предпосылкой реакции является живое существо, член известной жизненной среды. И человеку, благодаря его богатым и тонким реакциям, удается целесообразно изменять жизненную среду, активно приспосабливаясь к ней, овладевать природными и социальными воздействиями и становиться хозяином природы и даже хозяином собственной судьбы» (В. Лай. Школа действия, СП6, 1914, с. 7—9). 

          Включение в инвариантную часть  базисного плана школы образовательной области «Технология» предполагает наряду с технологической подготовкой формирование технологической культуры школьников, а именно овладение системой методов и средств преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей [10. с. – 42]. 

      Технологическая  культура — это культура современного технологически насыщенного общества. Это новое отношение к окружающему нас миру, основанное на преобразовании и улучшении, а также совершенствовании среды обитания человека. Она предусматривает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг с использованием ЭВМ, социальных и экологических последствий применения технологии, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, освоения культуры труда: планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, грамотного оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компьютерной обработки документации, психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений, основ творческой и предпринимательской деятельности, выполнения проектов [10. с. – 27].

          Для технологического общества  характерно многообразие культур. Таким образом, речь идет о культуре, которая воплотит в себе множество культур, о технологической культуре. Более того, она понимается как культура общества высокой цивилизации. 

 

 

1.2 Психологические предпосылки формирования познавательного интереса.

 

Интерес выступает перед  нами как:

- избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;

- тенденция, стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, данной деятельностью, которая приносит удовлетворение;

- мощный побудитель активной личности, под влиянием которого все психические процессы протекают особенно интенсивно и напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;

- особое избирательное отношение к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.

     В школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения.

В сферу познавательного  интереса включается не только приобретаемые школьниками знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

    Познавательный интерес сможет приобрести характер склонности, если человек усиленно и постоянно занимается определенным видом деятельности, предпочитает этот вид деятельности другим, если, наконец, он связывает с ней жизненные планы.

 

Познавательный интерес  не всегда и не обязательно развивается в склонности. Ценность его для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъёму, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

    Элементы познавательной направленности имеют место в любом интересе, потому, что, интересуясь предметом или явлением, человек, естественно, хочет ближе его узнать, ознакомиться с ним.

     Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:

- активный поиск;

- догадка;

- исследовательский поиск;

- готовность к решению задачи.

 

Эмоциональные проявления, вложенные в познавательный интерес:

- эмоции и удивления;

- чувство ожидания нового;

- чувство интеллектуальной радости;

- чувство успеха.

    Интеллектуальное, волевая и эмоциональная стороны, познавательного интереса составляют не его части, а единое, взаимосвязанное целое.

    Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность.

      Познавательный интерес – явление многообразное, поэтому на процесс обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами.

 

     Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности.

    Пытливость, любознательность, готовность к познавательной деятельности,

 «жажда знаний» - всё это различные выражения познавательной направленности личности, в основе которой лежит познавательный интерес, определяющий активное отношение к миру и к процессу его познания.

     Формирование этой черты личности необычайно благотворительно сказывается на всём развитии ученика. Его умственная и нравственная энергия находит выход в отвечающей его интересу деятельности, которая благодаря сильным внутренним побуждениям повышает интенсивность всех психических процессов: мышление, воображение, память, воля, эмоции. В свою очередь, сама деятельность, согретая радостью познания, насыщенная мыслью и поиском, становится более успешной, продуктивной и творческой. Все это, укрепляет чувства собственного достоинства школьника, неизмеримо повышает удельный вес его участия в коллективе сверстников и ценность его личности в глазах взрослых.

Активизация познавательной деятельности учеников 7 – 8 классов на уроках технологии и во внеклассной работе