Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей

Содержание

Глава 1. Влияние активной жизненной позиции на процесс  социализации подростков из неблагополучных  семей.

    1. Активная жизненная позиция подростков как социокультурный феномен;
    2. Психолого-педагогические особенности процесса социализации личности подростков;
    3. Неблагополучная семья как микрофактор социализации подростков.

Глава 2. Опытно-педагогическая работа по развитию активной жизненной  позиции подростков из неблагополучных  семей.

    1. Система работы социального педагога с неблагополучной семьей. Деятельность социального педагога, направленная на развитие активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
    2. Анализ апробации социально-педагогического проекта «Моя активная жизнь»;
    3. Методические рекомендации социальному педагогу по развитию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В последние годы активно  идут дискуссии по поводу становления  гражданского общества в России, поскольку  именно оно является индикатором  развития российского социума. Однако, до сих пор нет четкого направления, вектора, по которому это общество должно и могло бы развиваться.

Между тем обращение к западному  опыту становления гражданского общества знакомит нас с таким  ярким явлением, как активная жизненная  позиция.

Постепенно и в России активная жизненная позиция становится нормой повседневной жизни множества людей. Этот процесс набирает силу, становясь новым трендом современной российской реальности.

Семья в наибольшей мере подвержена влиянию социальных реформ во всех сферах общественной жизни, а стремительные социальные изменения в России не оставляют семье времени для длительной адаптации.

Не вызывает сомнений факт, что  семья является одним из основных факторов социализации подростков. Она  являет собой персональную среду  их жизни и развития. Именно на семье лежит ответственность за передачу младшему поколению социальных и нравственных норм, ценностных ориентаций. Тем не менее, современной тенденцией является полная или частичная утрата ею своих прямых функций. Все заметнее в современном обществе становится кризис семьи, который выражается, прежде всего, в том, что семья хуже выполняет главную из своих функций – воспитательную.

Во-первых, это связано с повсеместной занятостью взрослых, с их стремлением  обеспечить благополучие своей семьи, и, как следствие, элементарной нехваткой времени на собственных детей; во-вторых, характерной чертой современного общества является рост неблагополучных семей.

В последние годы проблемой неблагополучных  семей и детей из таких семей  касались такие нормативно-правовые документы как ФЗ «Об образовании», ФЗ «О правах ребенка», ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Семейный кодекс, Гражданский кодекс, Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей)».

Рассматривая подростковый возраст  в контексте современных внутрисемейных взаимоотношений,  можно говорить о том, что именно в этот период ценность семьи отодвигается на второй план, особенно, если речь идет о неблагополучных семьях.

Наряду с проблемой формирования активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей, можно  говорить о том, что семья –  один из важнейших институтов социального  становления личности подростков и  не один другой социальный институт не способен сравнится с ней по качеству и длительности воздействия.

Особенности взаимовлияния сформированной активной жизненной позиции на процесс  социализации личности подростка в  современных условиях характеризуются  следующими противоречиями:

  • между признанием важности формирования активной жизненной позиции подростков с одной стороны, и низкими возможностями формировать таковую в условиях неблагополучной семьи;
  • между потребностью подростков в поддержке, понимании и направлении своих интересов со стороны родителей и отсутствием воспитательного потенциала в неблагополучных семьях.

На сегодняшний день актуальным представляется ответить на вопрос, какова роль активной жизненной  позиции в процессе социализации личности подростков из неблагополучных  семей?

В связи с актуальностью  данной проблемы нами была сформулирована тема дипломной работы: «Активная  жизненная позиция как условие  успешной социализации подростков из неблагополучных семей».

Объектом выступает процесс социализации личности подростков из неблагополучных семей.

Предметом нашей работы является содержание работы социального педагога по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Целью является  определение особенностей социально-педагогической деятельности по формированию активной жизненной позиции  подростков из неблагополучных семей.

Исходя из этого, можно  предположить, что активная жизненная  позиция будет оказывать более  существенное влияние на успешную социализацию  подростков из неблагополучных семей, в том случае, если: активная жизненная позиция будет носить, во-первых, культурный и нравственный характер и, во-вторых, будут созданы условия для саморазвития и самовоспитания подростков из неблагополучных семей.

Задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятия «активная жизненная позиция»;
  • изучить психолого-педагогические особенности подросткового возраста;
  • рассмотреть роль неблагополучной семьи как микрофактора социализации личности подростков;
  • раскрыть сущность деятельности социального педагога, направленную на формирование активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей;
  • проанализировать социально-педагогический проект «Моя активная жизнь»;
  • составить рекомендации социальному педагогу по формированию активной жизненной позиции подростков из неблагополучных семей.

Методологические  основания:

  • системный подход, так как мы рассматриваем активную жизненную позицию подростков как самостоятельную систему, состоящую из нескольких элементов, в числе которых цель, задачи, функции и средства;
  • личностно-ориентированный подход, так как он признает самобытность, уникальность и неповторимость каждой личности, развивающейся в социуме, в системе общественных отношений;
  • деятельностный подход, так как деятельность – это основа, средство и решающее условие развития личности, ее успешного становления.

Теоретическая база исследования:

При изучении вопросов развития активной жизненной позиции мы опирались  на труды таких ученых, как Бердяев  Н.А., Ключеский В.О., Газман О.С., Роджерса, Берса;изучая подростковый возраст, мы опирались на труды таких ученых, как Волков Б.С, Коулмен Дж. К, Макаренко А.С., Руссо Ж.Ж.; рассматривая процесс социализации подростков, мы опирались на труды Гуров В.Н.,Мудрика А.В., Мухина В.С., Таллмен И.,; вопросами семейного воспитания занимались Бочарова Н.И., Зверева О.Л., Ганичева А.Н., Каптерев П.Ф. ,Лесгафт П.Ф., Столяренко Л.Д., Селюкова Л.Я.

Методы исследования:

  • наблюдение;
  • беседа;
  • интервью;
  • диагностики:

1. Диагностика ценностной  ориентации подростка;

2. Диагностика патриотического самосознания;

3. Методика изучения  личности ребенка в его ближайшем  окружении;

4.Диагностика межличностных  отношений в семье;

5. Диагностика на определение  уровня самооценки подростка.

обучающие занятия:

1. «Я уверенный человек»;

2. «Я в группе»;

3. «Пусть критикуют!».

    • социально-педагогический тренинг:

«Гражданство и гражданин»

  • анкетирование;

Базой исследования стал центр поддержки семьи и детства «Радуга» при ОВД г. Шахты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей.

К теме развития самоценности, активности, самостоятельности, осознанности личности, ее стремления к самовоспитанию, саморазвитию обращались великие умы  всех времен.

Так, главный принцип философии  Сократа был таков: «Познай и  себя и ты познаешь весь мир», т.е., он определял самопознание как истинное благо. [28]

Шелер определяет личность как единство актов и возможность актов.

По его мнению, личность должна быть открыта ко всем веяниям космической и социальной жизни, ко всякому опыту. .[2]

Н.А. Бердаев утверждал, что сознание – есть творчество себя. Личность, «Я» есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, не способны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности.[2]

Согласно О.С. Газмана, сознание - целостная  категория образования личности, имеющая три взаимосвязанных  компонента: "образ мира", "образ  мыслей", "образ "Я", в связи  с чем, эти категории наиболее точно характеризуют личность как субъект сознания. Сознание творит деятельность, а, значит, и самого человека. 

Осознанность выступает непременной  характеристикой активной жизненной  позиции.

В нашей работе под осознанностью  мы понимаем ментальное образование, сопровождаемое четкой и объективной оценкой  событий, действий, помыслов и их последствий. Частью этого образования являются такие категории и качества, как самосознание, самоконтроль, самовоспитание и активность.

Самосознание – осознание человеком своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов, идеалов, мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. Самосознание свойственно не только индивиду, но и социальным группам. В самосознании человек выделяет себя из окружающего мира событий и людей, определяет свое место во взаимоотношениях с природой и обществом. Самосознание тесно связано с рефлексией и построением Я-концепции, где оно поднимается до уровня теоретического мышления. Самосознание начинает формироваться на ранних этапах онтогенеза в процессах становления образа себя, представления о себе, самооценки, отношения к себе. Поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, самосознание имеет социальный, общественный характер. [10.]

Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Появление и развитие самоконтроля определяется требованиями общества к поведению человека. Формирование произвольной саморегуляции предполагает возможность человека осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Самоконтроль предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. На самоконтроле основана волевая регуляция человека, но в то же время самоконтроль может быть объектом волевой регуляции, например, в стрессовых ситуациях.

Самовоспитание - выработка  человеком у себя таких личностных - качеств, которые представляются ему  желательными. Наиболее интенсивно осуществляется в подростковом возрасте.                                                                     Активность личности (лат. аctivus – деятельный) – форма проявления активности, детерминированная образом себя как причины событий, которые могли или должны были бы состояться в мире. Активность обнаруживает себя в волевых актах, самоопределении и самополагании человека, как источника своего существования и развития; активность проявляется также в том, что своими поступками и деяниями личность "продолжает" себя в других людях. В отличие от общественно значимых, однако, стандартизированных актов поведения человека, активность характеризуется тем, что человек поднимается над стандартом, реализуя неординарные усилия для достижения общественно заданной цели, и/или действуя "надситуативно" т.е. за пределами своих исходных побуждений и целей. [10]

Существует категория, которая аккумулирует в себе сущность вышеозначенных определений. Эта категория  – активная жизненная позиция.

В нашей работе по активной жизненной позицией мы понимаем умение строить достойную жизнь в  достойном обществе, воспитать и развить в себе такие качества личности как творческая инициатива, умение ставить цели и достигать их, самостоятельность, ответственность за себя и других. Человек с активной жизненной позицией – это человек, стремящийся к саморазвитию и самореализации. [39]

Активная жизненная  позиция – это ответственность  за свое поведение, способность к  критическому мышлению,  положительному  взаимодействию с окружающими, адекватному поведению в стрессовых ситуациях, ситуациях выбора, принятия решений, развитие положительного  самосознания и положительной  «Я -концепции». [40]

Формирование активной жизненной позиции личности –  центральная задача нравственного  воспитания.

Стержнем активной жизненной  позиции выступает мировоззрение  личности, ее убеждения, ее установки, духовно-нравственные ценности. В ней находят свое концентрированное выражение внутренний мир личности.

Осмысливая сущность нравственного воспитания личности, следует иметь в виду, что в  качестве синонима этого понятия  зачастую употребляется термин мораль.

Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике  обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и  деятельности. Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как неуклонное их соблюдение.

Рассматривая содержание нравственного  воспитания, отметим, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но нравственное отношение не возникает и не существует само по себе. Оно органически связанно с деятельностью человека и обуславливается ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. [37]

Содержания нравственных отношений показывает необходимость включать развивающуюся личность в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общение с другими людьми. В процессе активного участия в разнообразной деятельности формируются чувства совести и ответственности, осознанность, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения.

Таким образом, если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества подростков. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, сознательная дисциплина и культура поведения.

Будучи специфической  формой социальной активности личности, жизненная позиция проявляется  на всех сферах человеческой деятельности: трудовой, общественной, духовно-нравственной, культурной и т.д.

Как социально-нравственная категория активная жизненная позиция выражает стремление личности к достижению высоких материальных и, прежде всего, духовных идеалов.

На фоне происходящих в обществе социально-экономических  изменений, а также изменений  в личности современного подростка, способного к осознанному выбору и дальнейшему конструированию своего жизненного пути необходимо не просто развитие духовно-нравственных качеств личности. Современному подростку важно иметь четкую гражданскую позицию, развивать патриотическое самосознание, знать и использовать свои права при этом, не ущемляя прав окружающих.

 Таким образом,  для жизненного успеха, как целого общества, так и конкретного человека требуется социальная активность, мобильность, способность выходить из кризисных ситуаций. Процесс социального становления личности подростка должен быть наполнен жизненными проблемами, ситуациями творчества, переживания, что побуждает подростка приобретать опыт ответственности, самостоятельности принятия обдуманных решений, активной жизненной позиции, опыт, который, поможет адаптироваться к суровым требованиям современной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Психолого-педагогические  особенности процесса социализации  личности подростка.

Существует ряд подходов к определению границ подросткового  возраста. В психологической практике есть  множество возрастных периодизаций, рассматривающих развитие индивида по разным основаниям. Л.С. Выготский в своей периодизации основывался на чередовании кризисных и стабильных периодов. Согласно его периодизации, подростковым считается возраст от 11 до 15 лет. Д.Б. Эльконин за основу своей периодизации брал ведущий вид деятельности в каждом возрасте. В свою очередь, подростковый возраст он определяет с 11 до 14. лет. В нашей работе мы будем ориентироваться на периодизацию Л.С. Выготского.

В подростковый период у  индивидов происходят изменения  в росте и развитии организма  и психики, которые можно считать  поистине революционными. Основная задача подростков - в формировании достаточно устойчивой личности, потому как несформированная личность влечет подростков к поиску более надёжной опоры. Именно в подростковом возрасте происходит становление личности подростков частью общества

  1. В психологическом словаре Ю.Л. Неймера, социализация трактуется как становление человека частью общества, изучаемое рядом наук (педагогикой, психологией, этнографией); процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества; включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование. [26].

В науке выделяют четыре составляющие социализации:

  • стихийная социализация человека состоит во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества;
  • относительно направляемая социализация. Когда государство принимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач;
  • относительно социально контролируемая социализация. Планомерное создание обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий;
  • более или менее сознательное самоизменение человека. Изменение могут носить просоциальный, асоциальный и антисоциальный характер. [18с.27].

Выделяют также уровни процесса социализации:

  • адаптация - процесс взаимодействия личности с окружающей средой. Включает в себя усвоение норм, правил, ценностей среды в процессе социализации;
  • интеграция – создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективистской сплоченности группы;
  • идентификация – отождествление себя с группой;
  • индивидуализация – выделение личности по ее индивидуальным особенностям. [19, с. 48-50. ].

А.В. Мудрик  выделяет сущность  социализации  в том, что человек в ее процессе формируется как член того общества, к которому он принадлежит.

Процесс социализации человека происходит в условиях, когда он имеет дело с множеством обстоятельств, оказывающих  на него какое-либо влияние или требующих  от него определенного поведения. Эти  обстоятельства можно условно назвать факторами социализации.

В общем виде, факторы социализации делятся на четыре группы:

  • мегафакторы (космос, планета, мир);
  • макрофакторы (страна, этнос, общество, государство). Влияет на социализацию всех люде, живущих в определенных странах;
  • мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по месту поселения; по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам;
  • микрофакторы – влияют на социализацию конкретных людей – семья, соседи, референтная группа. [18 с.36.].

Необходимо подчеркнуть, что социализация – процесс многофакторный и многоуровневый. Успешная социализация человека невозможна в том случае, если абсолютизируется роль одного фактора  или сводится на нет значимость другого. Каждый современный человек «вплетен в ткань» общественных взаимоотношений, а значит, не может игнорировать ни одну из групп и их составляющих, факторов социализации.

Процесс социализации, имеющий направленную и ненаправленную формы, в конечном итоге оказывается не жестко запрограммированным, а приобретает вероятностный характер. Социальные свойства личности, потребности и интересы, цели, жизненные планы и ориентации, процесс и результат деятельности подготавливаются на том или ином этапе ее жизни и определяют будущее. Этот процесс обусловлен социокультурной средой и культурной активностью личности. [16, с168].

 Процесс социализации  сложен и многообразен, в нем  сочетается стихийность и сознательность, целенаправленность и внезапность. Направленная социализация является определяющим фактором формирования личности и осуществляется обществом, всеми его социокультурными институтами. Успехи ее несомненны, однако, большую роль в развитии индивида играет окружающая среда. Она располагает огромными возможностями социального влияния. Так или иначе, социокультурная среда взаимодействует с культурной активностью человека. Влияние различных вкусов, предпочтетений, мнений сверстников, способов проведения досуга зависит от ценностных ориентаций. [16, с171].

Общество на разных этапах своего развития имеет неодинаковые потребности и выдвигает разные требования по отношению к ценностям  и нормам, участвующим в социализации. В современных условиях в процессе социализации культура должна формировать  человека, способного к активным новаторским действиям. [16, с172].

В широком смысле, успешная социализация личности  определяется нами как результат успешного  усвоения социальных норм, позволяющих  индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие. [3, с. 1-3]

Согласно теории Д.И. Фельдштейна, процесс социального становления  ребёнка в пубертатный период проходит через три пути, стадии: 1-я стадия характеризуется появлением новых тенденций развития деятельности;

2-я стадия отличается  максимальной реализацией, кумуляцией  развития ведущего типа деятельности;

3-я стадия характеризуется  насыщением ведущего типа деятельности  при невозможности дальнейшей  реализации потенциалов.[ 3, с. 5].

Своеобразие социализации личности  подростков состоит в  том, что постепенно они включается в новую систему отношений  и общения с взрослыми и  сверстниками, занимая среди них  новое место, выполняя новые функции. [31, с. 56-58]

То, что ребенок становится подростком, меняет, прежде всего, его жизнь: подросток включается в различные виды общественно полезной деятельности, что расширяет сферу его общения, возможности усвоения социальных ценностей, правильного формирования нравственных качеств личности. Подростковый возраст – это своего рода сензитивный период жизни человека для развития активной жизненной позиции.

Одной из особенностей подросткового  возраста является значимость мнения референтной группы. На психологическое  развитие подростков, их поведение  и социальную активность значительное влияние оказывает мнение товарищей. Но, наряду с этим, исследования позволяют предположить, что семья подростков играет не менее важную роль. Стоит обратить внимание на то, что возраст 12–14 лет – время формирования активной жизненной позиции, ценностных основ.

Подростковая самостоятельность  выражается, в основном, в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождение от их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. [8, с. 11-15]. 

  1. Вместе со сверстниками, она оказывает одинаково важное воздействие на жизнь большинства подростков. Группа сверстников оказывает большее влияние в вопросах формирования музыкальных вкусов и личных пристрастий подростков (в некоторых случаях, это влияние может оказаться негативным). Члены же семьи, оказывают на  подростков большее влияние, когда речь заходит о выборе профессии, будущих жизненных целях, о фундаментальных моделях поведения и основных жизненных ценностях. [4, с. 14].
  2. Относительно ценностных ориентаций молодежи важно подчеркнуть: несформированность ценностного поля, полярность суждений, расплывчатость нравственных позиций; большую ориентацию на материальные блага, нежели на духовные ценности; слабый интерес к проблемам общества и страны. [21, с. 9.]
  3. Наиболее важным для подростков в межличностном общении становится соответствие ожиданиям. На этом этапе своего развития подростки стараются воспитать в себе и приобрести такие качества личности, как смелость, открытость, сообразительность, умение понять и помочь товарищу. Быть похожим на взрослого - вот главная задача, которую ставит перед собой ребёнок, будучи в подростковом возрасте. [7, с. 43]
Активная жизненная позиция как фактор социализации подростков из неблагополучных семей