Экологическое воспитание дошкольников через игру
Содержание
Введение
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
- Современное экологическое образование.
- Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
- Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
- Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.
Глава 2.
Практические исследования
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры, экологического и нравственного сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
В
условиях надвигающейся экологической
катастрофы громадное значение приобретает
экологическое воспитание и воспитание
человека всех возрастов и профессий.
История
человечества неразрывно связана с
историей природы. На современном
этапе вопросы традиционного
взаимодействия ее с человеком выросли
в глобальную экологическую проблему.
Если люди в ближайшем будущем не научаться
бережно относиться к природе они погубят
себя. А для этого надо воспитывать экологическую
культуру и ответственность.
И начинать экологическое воспитание
надо с дошкольного возраста, так как в
это время приобретенные знания могут
в дальнейшем преобразоваться в прочные
убеждения.
Экологическое
воспитание – новое направление
в дошкольной педагогике, оно отличается
от традиционно сложившейся
Одной
из основных причин незрелости экологического
сознания людей нужно считать
недостаточно эффективную систему
экологического воспитания и воспитания
населения. Далеко не каждый человек имеет
возможность приобщиться к пониманию
экологических проблем на уровне большой
науки, представление об этих проблемах
складывается подчас весьма случайным
образом: под воздействием обыденных
впечатлений или из сообщений средств
массовой информации. Разрозненные
сведения не дают возможности
человеку выработать стройную систему
экологических знаний, которая
необходима ему, чтобы разумно относится
к природе, не наносить ей урона.
Задача общества тут - обеспечить системный
характер экологического воспитания
и воспитания населения.
Дошкольный
возраст – самый ценный этап в
развитии экологической культуры человека.
В этот период закладываются основы личности,
в том числе позитивное отношение к природе,
окружающему миру. В этом возрасте ребенок
начинает выделять себя из окружающей
среды, развивается эмоционально-ценностное
отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций
личности, которые проявляются во взаимодействиях
ребенка с природой, в осознании неразрывности
с ней. Благодаря этому возможны формирование
у детей экологических знаний, норм и правил
взаимодействия с природой, воспитание
сопереживания к ней, активность в решении
некоторых экологических проблем. При
этом накопление знаний у детей дошкольного
возраста не является самоцелью. Они –
необходимое условие выработки эмоционально-нравственного
и действенного отношения к миру.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Цель дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.
Объект исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.
База исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.
Методы
– беседы, диагностика, проведение занятий,
игр.
Глава 1.
Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.
- Современное экологическое образование.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха».
Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ:
«Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно - ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
Рассмотрим программы.
«Кроха»
- это программа воспитания детей
раннего возраста в семье и
детском саду. Программа предусматривает
и их экологическое воспитание. Е.Ф.Терентьева
(автор раздела) выделяет ряд обстоятельств,
которые взрослые могут использовать
для приобщения детей к природе. Если в
помещении (детском саду) имеются растения,
животные, взрослые могут приобщить детей
к наблюдениям и совместному уходу, вызвать
у них эмоциональный отклик на красоту
и разные проявления живых существ. Целый
мир открывается детям из окна помещения
- взрослый многое может показать малышу,
для экологического воспитания также
можно использовать прогулки. Автор дает
рекомендации, что и как можно наблюдать
с детьми в разные сезоны, как проводить
с ними игры на природе и с природным материалом.
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.
В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получаю много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, их неповторимость; механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимосвязанностью).
Один из авторов «Детства» - Н.Н.Кондратьева - вышла на разработку своей потенциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического знания. Программа «Мы» предлагает традиционнее виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование, с ними автор связывает проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.
«Истоки»
- это еще одна комплексная программа,
созданная психолого-
Программа «Развитие», разработанная коллективом опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.
Наряду с комплексными в 90 - е годы создано значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников.
Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка.
Программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина - Новикова) развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли.
Программа
«Надежда» (автор Т.В. Потапова и
др.) также пытается решить вопросы
Я - концепции ребенка его
Творческий
поиск педагогов и психологов
в целом ряде программ направлен
на развитие в детях эстетического
отношения к природе и
Программа
В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик»
нацелена на культурно - экологическое
образование детей, развитие в них
начал духовности, богатой, творческой
саморазвивающейся личности. Авторы
считают от того, как ребенок научится
мыслить и чувствовать
«Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и человек), но выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство.
Программа Т.А.Кобчевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решает задачи экологического и эстетического воспитания детей.
Культурологический аспект экологического воспитания представлен и в программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета - наш дом», а также в программе Т.Н.Поповой «Мир вокруг нас».
К той же группе можно отнести программу Н.А.Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы - развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Особенность программы - в ее организации, на каждом занятии, которое длиться 2 академических часа, дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.).
Большое
значение в экологическом воспитании
дошкольников имеют программы, направленные
на становление начал
В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России: педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Сочи, в Липецке, Нижнем Новгороде).
Таким
образом, обзор ряда отечественных
программ экологического образования
дошкольников демонстрирует большую
творческую активность специалистов -
понимание экологических
1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
Воспитание
заботливого отношения к
В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи.
Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.
Неотъемлемая
часть умственного воспитания –
сенсорная культура, направленная на
совершенствование
Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».
Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движение, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.
В
непосредственном соприкосновении
с природой вместе с наблюдательностью
развивается и
В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.
В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.
Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности.
Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей.
Красота природы не оставляет безучастным даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т.д. Необходимо чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует, проводит работу по ознакомлению детей с природой по сезонам.1 Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».
За время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.
В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделить некоторые признаки сезона, например: осенью, созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.
Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости жизни животных от сезона, необходимости создания определенных условий для роста растений.
Дети старшей группы должны знать и самостоятельно выполнять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательности времен года; устанавливать зависимости между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей, учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.
В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые причинные, следственные и временные связи; сравнить не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезонны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделить признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.
Воспитатель
подводит детей к пониманию
В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами), зрелищем звездного неба – восход и заход солнца, луны, смена фаз луны, места нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года. С водой – изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней). С твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами. С воздухом, его движением, направлением и силой ветра. С электрическими и световыми явлениями (гроза – гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос). С растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) – частями растений, их формой, цветом, изменений в процессе роста и по временам года, охраной растений. С животными домашними и дикими зверями, наиболее распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов и связь их с особенностями передвижения, питания, защита от врагов, места обитания животных, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана). С трудом по выращиванию растений и уходу за животными.
Дошкольников знакомят с растениями и животными в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и др.), с тем, чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, где они получают необходимые условия жизни.
Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменения растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уход за животными (посев семян, посадка черенков, высадка рассады, поливка, рыхление, прополка, кормление рыб, кроликов, кур и других мелких животных) и навыки бережного отношения к природе.
Учитывая возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.
Материал расположен по кварталам, соответствующим определенному времени года. В каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящие в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторности в наблюдении их.
В
«Программе воспитания и обучения в детском
саду» материал ознакомления с природой
распределен по всем видам деятельности
детей. Осуществление его проводится на
занятиях, на ежедневных прогулках, во
время игр и труда детей по выращиванию
растений и уход за животными.
1.3. Морально – ценностный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
Природа это вся вселенная
с существующим в ней
Значение природы в жизни людей очень велико и многообразно. Природа – источник материальных и культурных благ человека.
Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека : зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха и выделяют в него кислород.
Восприятие красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдения происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение.
Природа – могучий источник познаний. Изучение совершенной работы ее сложных организмов является ключом к технике, к изобретениям и открытиям.
Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей родины, тем больше мы начинаем ее любить.
- Экологическое воспитание младших школьников
- Экологическое воспитание младших школьников
- Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения (2-3 класс)
- Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы
- Экологическое зонирование территорий детских дошкольных учреждений г. Вологда по риску заражения клещевыми инфекциями
- Экологическое испытание гибридов кукурузы фирмы «SAATEN-UNION»(Германия) в условиях Приморского края в 2010 году
- Экологическое образование в повседневной деятельности старших дошкольников
- Экологический консалтинг
- Экологический менеджмент на предприятии на примере ОАО "Удмуртнефть"
- Экологический туризм
- Экологический туризм
- Экологический туризм в Байкальском регионе
- Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте
- Экологическое воспитание дошкольников