Экологическое воспитание дошкольников через игру

Содержание

Введение

Глава 1.

Теоретические основы исследования детей дошкольного  возраста.

    1. Современное экологическое образование.
    2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.
    3. Морально-целостный подход к проблеме отношения детей к окружающей среде.
    4. Познавательный потенциал экологических знаний в условиях комплексного использования разных видов игровой деятельности детей в природе.

Глава 2.

Практические  исследования

Констатирующий  эксперимент

Формирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Заключение

Список литературы

Приложение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Проблема  взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая  проблема взаимодействия человека и  природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и  приняла огромные масштабы.  Планету может спасти лишь деятельность людей,  совершаемая на основе глубокого понимания законов  природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает,  что эколого-нравственная проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и  других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле.  Она вырастает в проблему предотвращения стихийного  воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо  при  наличии  в  каждом человеке достаточного уровня эколого-нравственной культуры,  экологического и нравственного  сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

     В условиях  надвигающейся экологической  катастрофы громадное значение приобретает  экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. 

      История человечества неразрывно связана с  историей природы.  На современном  этапе вопросы традиционного  взаимодействия ее с человеком выросли  в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.      И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в  дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. 

     Экологическое воспитание – новое направление  в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной  деятельности дошкольных учреждений, рекомендуемой в соответствующем разделе «Программы воспитания и обучения в детском саду» (ознакомление дошкольников с природой).

     Одной из основных причин незрелости экологического  сознания людей нужно  считать  недостаточно эффективную систему  экологического воспитания и воспитания населения. Далеко не каждый человек имеет возможность  приобщиться  к пониманию экологических проблем на уровне большой науки,  представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом:  под воздействием обыденных впечатлений или из  сообщений  средств  массовой  информации. Разрозненные сведения  не  дают  возможности  человеку выработать стройную систему экологических знаний,  которая  необходима  ему, чтобы разумно относится к природе,  не наносить ей урона.  Задача общества тут - обеспечить системный характер экологического  воспитания и воспитания населения. 

     Дошкольный  возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.  

     Детский сад является первым звеном системы  непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

     Цель  дипломной работы – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности осуществления экологического воспитания через игры в дошкольном возрасте.

     Объект  исследования – процесс экологического воспитания дошкольников.

     База  исследования – МДОУ «д/с №224 «Здоровье», Индустриального района, г. Барнаула.

     Методы  – беседы, диагностика, проведение занятий, игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.

Теоретические основы исследования детей дошкольного возраста.

    1. Современное экологическое образование.

   За  последнее время были созданы  программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциональные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрение. К числу комплексных программ относятся: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад - дом радости», «Кроха».

   Министерством одобрен и ряд парциональных экологических программ:

«Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом - природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Юный эколог». Все программы ориентированы  на новую концепцию воспитания детей  дошкольного возраста, в основе, которой лежит личностно - ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развитию интеллектуальных и художественных способностей ребенка.

     Рассмотрим  программы.

     «Кроха» - это программа воспитания детей  раннего возраста в семье и  детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф.Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобщения детей к природе. Если в помещении (детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения - взрослый многое может показать малышу, для экологического воспитания также можно использовать прогулки. Автор дает рекомендации, что и как можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом. 

     Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного развития детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношение к окружающему миру - все вместе по замыслу Т.И.Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем.

     В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических знаний и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляют «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получаю много интересных знаний, но недостаточно - экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться на ее состояние, но важно и осмысливать увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям выработать ценное отношение к ней. Не может способствовать и этому и частное использование словесного метода - рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.

     В   программе  «Детство»,   созданной   в   Петербурге  коллективом  преподавателей педагогического университета, раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обязательное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания, их неповторимость; механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса); знания экосистемного характера (дети знакомятся с  растениями  и  животными,  проживающими  в  одном  сообществе,  их взаимосвязанностью).

     Один  из авторов «Детства» - Н.Н.Кондратьева - вышла на разработку своей потенциальной   «Программы экологического образования  детей «Мы». Азбука экологии». В основу содержания положено постепенно расширяющееся представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического знания. Программа «Мы» предлагает традиционнее виды детской деятельности - наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование, с ними автор связывает проявления у детей экологической и общечеловеческой культуры.

     «Истоки» - это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца. Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание и условия педагогической работы. Основное внимание сосредоточено на развитии познавательного интереса к явлениям природы. В программу включено познание детьми связи живого организма со средой обитания (т.е. экологический аспект), но эта тема не раскрыта на конкретном материале. Программа «Истоки» не вышла на современный уровень полноценного экологического воспитания - она не ставит задачи развития у детей азов экологической культуры, в которой природа рассматривается как ценность во всех аспектах человеческого развития  -  познавательного,  эстетического,  нравственного  и  физического. Недостаточно реализуется заявленный в программе принцип развития ребенка через деятельность, 

     Программа «Развитие», разработанная коллективом  опытных детских психологов, нацелена на развитие интеллектуальных и художественных способностей дошкольников, которые авторы понимают как ориентировочные действия с образными средствами решения задач. Ознакомление с природой, включенное в программу «Развитие», является одним из средств развития разных способностей детей и не ставит задач их экологического воспитания. Дети обучаются простейшим формам символического отражения объектов природы, их состояния, изменения, взаимосвязи в природе.

     Наряду  с комплексными в 90 - е годы создано  значительное количество парциальных программ, которые, так или иначе, выходят на экологическое воспитание дошкольников.

     Программа А. Вересова «Мы - земляне» имеет своей  целью развитие в детях элементов  экологического сознания, она демонстрирует  всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности. Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей   индивидуализацию личностного развития ребенка.

     Программа «Паутинка» (автор Ж.Л.Васякина - Новикова) развивает в детях планетарное  мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли.

     Программа «Надежда» (автор Т.В. Потапова и  др.) также пытается решить вопросы  Я - концепции ребенка его взаимодействия с окружающим миром. В центр ставится эколого-осознанное поведение в  окружающей среде, которая понимается широко - как природная сфера, продуктивная деятельность, межличностные и общественные отношения.

     Творческий  поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен  на развитие в детях эстетического  отношения к природе и окружающему  миру. 

     Программа В.И. и С.Г Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно -  экологическое  образование детей, развитие в них  начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки будет совершать. Программа предлагает совместную деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях и в семье. В программе имеются две базовые темы:

     «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царствования на Земле (минералы, растения, животные и человек), но выходит за пределы планеты - в  ближнее и дальнее космическое  пространство.

     Программа Т.А.Кобчевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства решает задачи экологического и эстетического воспитания детей.

     Культурологический аспект экологического воспитания представлен и в программе И.Белавиной, Н.Найденской «Планета - наш дом», а также в программе Т.Н.Поповой «Мир вокруг нас».

     К той же группе можно отнести программу  Н.А.Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную  для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы - развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Особенность программы - в ее организации, на каждом занятии, которое длиться 2 академических часа, дети «погружаются в природу» вместе с педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.).

     Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные на становление начал экологической  культуры через познание экологических  закономерностей природы. Программа Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5 - 6 лет, с целостным взглядом на природу, с понимание места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Одной из первых в 90-х годах появилась программа автора статьи «Юный  эколог», созданная на основе собственной концепции экологического воспитания дошкольников. «Юный эколог» включает две программы - программу экологического воспитания дошкольников и программу повышения квалификации дошкольных работников в области экологического воспитания детей.

     В последнее время идет интенсивный творческий процесс в регионах России: педагоги, экологи разрабатывают программы экологического образования детей с учетом местных природных и социальных условий (в Петербурге и области, в Якутии, Перми, Сочи, в Липецке, Нижнем Новгороде).

     Таким образом, обзор ряда отечественных  программ экологического образования  дошкольников демонстрирует большую  творческую активность специалистов - понимание экологических проблем  планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения и тактики введения человечества на планете, способов ее взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства. 
 
 

1.2. Формирование у дошкольников первичных представлений об экологических связях в природе.

     Воспитание  заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего  возраста закладывается в семье  и продолжает формироваться в  дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания и обучения в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе предусмотрено особым разделом.

     В соответствии с «Программой воспитания в детском саду» в процессе ознакомления детей с природой осуществляются образовательные и воспитательные задачи.

     Основная  задача в умственном воспитании –  образование у детей знаний о  неживой природе, о растениях, животных и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами  и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какой она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

     Неотъемлемая  часть умственного воспитания –  сенсорная культура, направленная на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что  является основой для последующего обобщения, формирование элементарных природоведческих понятий. Сенсорная культура осуществляется в процессе ознакомления детей с многообразием форм, красок, звуков в природе, развития у них умения наблюдать.

     Приучая наблюдать, т.е. целенаправленно сосредотачиваться на явлениях природы, мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению».

     Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая внимание на их внешний вид, движение, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе, но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

     В непосредственном соприкосновении  с природой вместе с наблюдательностью  развивается и любознательность.

     В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое и эстетическое воспитание.

     В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного  отношения к живому.

     Детям особенно близко и дорого то, что  они сами вырастили. Наличие в  детском саду животных и растений, за которыми ребенок наблюдает и ухаживает, помогает воспитывать у него такие качества, как бережное отношение к природе, любовь и привычка к труду, ответственность за порученное дело.

     Формируя  такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе, воспитывать уважение к их деятельности.

     Природа является одним из основных средств  эстетического воспитания детей.

     Красота природы не оставляет безучастным  даже самых маленьких детей. Знакомя  их с природой, надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т.д. Необходимо чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

     Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный уголок с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить уголок помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.

     «Программа  воспитания и обучения в детском  саду» рекомендует, проводит работу по ознакомлению детей с природой по сезонам.1 Это позволяет педагогу знакомить детей с различными явлениями природы в определенной последовательности, соответствующей естественной смене времен года, а также помогает осмыслению детьми самого понятия «время года».

     За  время пребывания в детском саду ребенок должен научиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений. Это общие задачи, которые конкретизируются в зависимости от возраста детей: постепенно расширяются и усложняются.

     В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделить некоторые признаки сезона, например: осенью, созревают плоды, улетают птицы, опадают листья. В этом же возрасте малыши уже могут устанавливать простейшие связи, например: между внешним видом овощей и фруктов и степенью их зрелости, между свойствами снега и состоянием погоды, между трудом людей и временем года. При этом у детей совершенствуются анализаторы (зрительный, слуховой и т.д.), развиваются внимание и интерес к наблюдаемым объектам, формируется доброжелательное отношение к ним.

     Воспитатель подводит ребят к пониманию зависимости  жизни животных от сезона, необходимости  создания определенных условий для  роста растений.

     Дети  старшей группы должны знать и  самостоятельно выполнять несколько характерных признаков сезона, особенности его начала и конца; знать последовательности времен года; устанавливать зависимости между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей, учат выделять характерные особенности строения растений, животных и устанавливать их зависимость от условий существования.

     В подготовительной к школе группе ребята могут уже объяснить некоторые  причинные, следственные и временные  связи; сравнить не только резко отличающиеся, но и сначала похожие «смежные» сезонны, находя отличительные, сходные и общие признаки; давая характеристику сезона, могут выделить признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.

     Воспитатель подводит детей к пониманию периодичности  времени года – учит их отличать особенности его начала, середины и конца.

     В детском саду дошкольников знакомят с предметами и явлениями неживой  природы: с небесными светилами (солнцем, луной, звездами), зрелищем звездного  неба – восход и заход солнца, луны, смена фаз луны, места нахождения солнца утром, в полдень, вечером в разное время года. С водой – изменением ее состояния (замерзание, плавление снега и льда, вид облаков, туч, дождь, роса, иней). С твердыми телами (песок, глина, камни), их свойствами. С воздухом, его движением, направлением и силой ветра. С электрическими и световыми явлениями (гроза – гром, молния, радуга, форма и расположение цветных полос). С растениями своего земельного участка, ближайшего леса, парка, луга, поля (деревья, кустарники, травянистые растения и грибы) – частями растений, их формой, цветом, изменений в процессе роста и по временам года, охраной растений. С животными домашними и дикими зверями, наиболее распространенными в данной местности (внешний вид, строение отдельных органов и связь их с особенностями передвижения, питания, защита от врагов, места обитания животных, изменение их жизни в разное время года, забота о животных и их охрана). С трудом по выращиванию растений и уходу за животными.

     Дошкольников  знакомят с растениями и животными  в среде их обитания (на огороде, в цветнике, саду, лесу, парке, на лугу, водоемах и др.), с тем, чтобы ландшафт раскрывался перед детьми как дом живущих там растений и животных, где они получают необходимые условия жизни.

     Детей учат подмечать последовательность наступления явлений в природе (сезонные изменения, изменения растений и животных в процессе роста и развития), им прививают элементарные умения по выращиванию растений и уход за животными (посев семян, посадка черенков, высадка рассады, поливка, рыхление, прополка, кормление рыб, кроликов, кур и других мелких животных) и навыки бережного отношения к природе.

     Учитывая  возрастные особенности детей, программа ознакомления с природой составлена концентрически: с одним и тем же предметом или явлением за время пребывания в детском саду дети знакомятся неоднократно, но каждый раз шире и глубже. Конкретные знания детей обогащаются и вместе с тем обобщаются.

     Материал  расположен по кварталам, соответствующим  определенному времени года. В  каждом сезоне выделены наиболее яркие, характерные явления для неживой и живой природы. Такое расположение материала обеспечивает чувственное восприятие происходящие в природе изменений и установление связи между отдельными явлениями, а также повторности в наблюдении их.

     В «Программе воспитания и обучения в детском саду» материал ознакомления с природой распределен по всем видам деятельности детей. Осуществление его проводится на занятиях, на ежедневных прогулках, во время игр и труда детей по выращиванию растений и уход за животными.  

1.3. Морально – ценностный  подход к проблеме  отношения детей  к окружающей среде.

        Природа это вся вселенная  с существующим в ней органическим (живым) и неорганическим (неживым)  миром.

      Значение  природы в жизни людей очень  велико и многообразно. Природа – источник материальных и культурных благ человека.

      Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека : зеленые  растения поглощают углекислый газ  из воздуха и выделяют в него кислород.

      Восприятие  красоты и гармонии форм, красок и звуков, наблюдения происходящих в природе явлений вызывает чувство радости и дает огромное наслаждение.

      Природа – могучий источник познаний. Изучение  совершенной работы ее сложных организмов является ключом к технике, к изобретениям и открытиям.

      Общение с природой, познание ее тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаем природу своей родины, тем больше мы начинаем ее любить.

Экологическое воспитание дошкольников через игру