Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ  ………………………………………………………………………3 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ……………………………………………5

1.1. Экологическое воспитание  в старшем дошкольном  возрасте………...5

1.2. Наблюдение в природе  как средство экологического

  воспитания детей  старшего дошкольного  возраста……………………….9

1.3. Система работы  по экологическому  воспитанию

  в старшей группе  ДОУ………………………………………………………...20

Вывод по I главе…………………………………………………………………24 

ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТОДОВ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ…28

2.1. Констатирующий эксперимент.  Выявление уровня

  представлений детей  об объектах неживой  и живой природы………….28

2.2. Формирующий эксперимент.  Формирование знаний

  об объектах неживой  и живой природы  через метод наблюдения……...31

2.3. Обработка результатов.  Рекомендации для  родителей

  в дошкольном образовательном  учреждении………………………………32 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………..35

ПРИЛОЖЕНИЕ. 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ  

     Наблюдение – это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

     Значимость  метода наблюдения обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей среды.

     Наблюдение  – главный способ формирования у  дошкольников сенсорных представлений  о природе, основа образного мышления. Представления, полученные посредством  наблюдения становятся содержательной основой многих видов детской  деятельности: игровой, изобразительной, труда в природе, общения с  ней.

     Метод наблюдения занимает особое место среди  всех возможных методов исследования психолого-педагогических проблем. Достаточно сказать, что ни один из всех методов  не обходится без применения метода  наблюдения: все методы исследования в различных областях знания являются модификациями метода наблюдения. Никакой  эксперимент не может дать фактов, если они не наблюдаются в ходе эксперимента и не регистрируются. Наблюдение считается методом пассивным, т.е. исследователь не вмешивается  в естественный ход событий, а  терпеливо ожидает их проявления.

     Метод наблюдения в ознакомлении детей  с природой является основным. Необходимость  и значение его использования  связаны, прежде всего, с характером знаний, доступных детям дошкольного  возраста.

     Основной  запас накопленных ребенком в  дошкольном возрасте знаний – это  представления, т.е. образы воспринятых  им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку  использовать его в практической и познавательной деятельности. А  для этого необходимы частые и  непосредственные встречи с природой, наблюдение за объектами.

     Наблюдение  позволяет показать детям природу  в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших наглядно представленных взаимосвязях. Многие связи и отношение природных  явлений доступны непосредственному  наблюдению. Познание связей и отношений  формирует элементы материалистического миропонимания природы. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, расширению одной из важнейших задач умственного воспитания.

     Наблюдение  природы является неисчерпаемым  источником эстетических впечатлений  и эмоционального воздействия на детей.

     Цель исследования: способствовать получению и расширению экологических знаний через наблюдение, как главного метода, у детей дошкольного возраста.

     Объект исследования: экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

     Предмет исследования: процесс формирования, наблюдение как средство знаний умственного воспитания старшего дошкольного возраста

     Гипотеза исследования: при условии, что наблюдение – ведущий метод, который используется в повседневной жизни, на занятиях, в уголке природы, прогулках, экскурсиях, то можно предположить, что экологические знания расширяются и обогащаются.

     Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по данному вопросу
  2. Выявить уровень экологических знаний об объектах неживой и живой природы у детей
  3. Определить уровень экологических знаний об объектах неживой и живой природы опытно-экспериментальным путем
  4. Разработать рекомендации для родителей, воспитателей

     Методы  исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

     База  исследования: ДОУ № 26 с. Новопокровка Красноармейского района.

     Структура работы: дипломная работа состоит из введения, одной главы, заключения, библиографии и приложений. 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 

     1.1 Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте 

     Экология  – это наука о связях живых  организмов с окружающей средой. Человечество часть жизни. Оно возникло, как  результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Название экология образовано сочетанием двух греческих  слов, что означает: «ойкос» - «дом, жилище», «логос» - «наука, изучение». Название это ввел немецкий зоолог Ирнест Геккель  в 1866 году. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме. Для одних  видов дом это – крошечный  участок среды, например: чашечка  цветка для живущего в ней насекомого, а для других  - широкое пространство материков или океанов. Дом современного человечества – вся планета Земля. Все современное благополучие человечества и дальнейшая судьба зависит от общей  системы жизни на планете 

     Экологическое воспитание дошкольников – означает правильное отношение к самой природе во всем ее многообразии к людям, охраняющим и изменяющим ее. А так же к людям, создающим, на основе ее богатств материальные или духовные ценности.

     Возраст пять лет в настоящее время, как  правило, является последней ступенью дошкольного периода развития. В  этой связи чрезвычайно важно  выявить уровень развития ребенка, так как именно на этом этапе складываются многие познавательные способности  и личностные особенности.

     Пятилетний–шестилетний  возраст – хронологическая граница  перехода от среднего дошкольного возраста к старшему. Многие авторы отмечают существенные изменения в психолого–педагогическом развитии ребенка. В общих чертах их суть можно определить как становление его внутренней психической жизни, внутреннего плана действия которые начинают определять внешнее поведение. Ребенок знает, чего он хочет, и добивается своей цели; его поведение определяется не окружающей обстановкой, а собственным решением, начинают преобладать «действия от мысли, а не от вещи». Изменения эти находят свое отражения и конкретизируются во всех сферах психолого-педагогического развития – коммуникативной, познавательной, волевой и мотивационной.

     В сфере общения с взрослым на первый план выходят внеситуативные формы  общения – познавательная и личностная. Обостренная познавательная потребность  ведет к тому, что ребенок может  теперь задавать взрослому чрезвычайно  разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний о мире. В  отличие от предыдущей, ее содержание – мир людей а не вещей. Старшие дошкольники предпочитают говорить о правилах поведения, о себе, своих родителях. Главный побудитель общения – сам человек, независимо от его конкретных функций.

     Пятилетний  возраст характеризуется «взрывом»  всех проявлений дошкольника, адресованных сверстнику (в особенности это характерно для тех, кто посещает детский сад). По своей привлекательности сверстник начинает обгонять взрослого и занимать все большее место в жизни ребенка. Главное содержание общения - деловое сотрудничество, совместная игровая деятельность. Однако спокойное индифферентное отношение к сверстнику сменяется напряженным к нему вниманием. Потребность в его признании, уважении, становится главным в общении  как с взрослым так и ровесником. Кроме того, активно – путем погашения конфликтов и решения проблем межличностных отношениях со сверстниками – формируется коммуникативное компетентность.

     Пятилетний–шестилетний  возраст – это и период бурного  роста самосознания, как собственное  Я обосабливается от других, противопоставляется как близким взрослым, так и сверстникам. Это период повышенной ранимости, когда у многих детей появляются (а у некоторых остаются на всю жизнь) такие черты, как обидчивость, застенчивость, агрессивность, демонстративность.

     Становление внутренней психически–педагогической  жизни и внутренней саморегуляции связано целым рядом новообразований в познавательной сфере. Ребенок может устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями. У него появляется стремление как-то объяснить  и упорядочить для себя окружающий мир. Возникает первый абрис целостного детского мировоззрения. Ребенок начинает строить свою картину мира. Наиболее характерная форма мышления – наглядно образная, т.е. операция не конкретными предметами, а их образами и представлениями. К пяти годам  развивается логическое мышление. Характеризуется оно тем, что ребенок, оперируя достаточно абстрактными категориями, устанавливает различные отношения, не представленные в наглядной или модельной форме. Соответственно он может, устанавливать логическую последовательность событий, отделять существенные признаки от несущественных и решать несложные логические задачи.

     Важнейшее новообразование этого периода  – произвольное поведение: импульсивное и непосредственное, оно теперь опосредуется нормами и правилами. Ребенок  начинает овладевать и управлять  своим поведением, сравнивая его  с образцом. Психологи отмечают: после пяти лет значительно проще  проводить экспериментальные исследования, так как с ребенком можно «договориться», дать ему задание и увлечь новым  делом.

     Все важнейшие новообразования этого  периода – и произвольность поведения, и все психические процессы, и  воображение, и умение общаться зарождаются  и первоначально развиваются  ведущей деятельности дошкольного  возраста – сюжетно-ролевой игре. В ней (игре) ребенок учится умнею  общаться. Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

     Возрастные  особенности позволяют определить направление психолого-педагогической диагностики и составляющие их аспекты. Это во- первых, коммуникативно – личностная сфера-уровень общения ребенка с взрослым (форма общения), особенности отношений с близкими взрослыми, социальная компетентность в общении со сверстниками; во вторых, познавательная сфера уровень ориентировки в окружающем, образное и логическое мышление, связанность речи,  способность ориентироваться на существенные признаки; волевая сфера – принятие и выполнение заданий взрослого, способность опосредовать свои действия образом.

     Экологическое воспитание дошкольников – развивать  способность детей активно осуществлять свое собственное исследовательское  поведение, формировать представление  об окружающем мире.

     Знакомить детей с разнообразием растительного  и животного мира, со свойствами предметов и явлений.

     Дать  детям представление о взаимосвязи  человека с природной средой; способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природной средой.

     Прививать детям нормы и правила поведения  в природе.

     Развивать современное экологическое мышление.

     Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувства милосердия, закладывать основы экологической культуры личности.

     Возрастные  особенности старшей группы.

     Расширить представления о явлениях и предметах  окружающей действительности, растительном и животном мире, труде людей, воспитывать  любовь к Родине, к родному краю, району, селу.

     Развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

     Учить наблюдать явления природы, анализировать  и делать выводы о некоторых закономерностях  и взаимосвязях. Закреплять представления  детей о растениях, учить различать  по коре, листьям, цветам, плодам и называть четыре- пять деревьев, узнавать и называть два-три кустарника, пять-шесть травянистых  растений леса, луга, сада, два-три вида новых лесных ягод, грибов, распознавать четыре-пять комнатных растений по форме окраски листьев, стеблей. Учить детей по виду растения замечать чего не хватает им (не хватает воды, света, питательных веществ).

     Познакомить с тремя-четырьмя зимующими птицами, учить распознавать по окраски, размеру, издаваемым звукам, поведению; познакомить  с двумя видами бабочек, жуков, дать представление о стрекозе, муравье, ящерице, о способах их передвижения.

     Закрепить представление детей о сезонных изменениях в природе и труде  людей в сельском хозяйстве в  различные времена года.

     Учить вести календарь природы. У детей  должна формироваться способность  сосредотачивать внимание на предметах  и явлениях окружающей действительности, выделять в предметах определенные свойства, сравнивать их и группировать. 
 

     
    1. Наблюдение  в природе как  средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
 

     Русская пословица гласит: «Время око истории», время измеряется путем наблюдения периодически повторяющихся процессов  определенной длительности.

     Еще в глубокой древности люди заметили, что день всегда сменяется ночью, а времена года проходят стройной чередой: за зимой наступает весна, за весной лето, за летом осень. В поисках разгадки этих явлений человек обратил внимание на небесные светила – Солнце, Луну, звезды и их перемещение по небосводу. Это были первые наблюдения, которые предшествовали зарождению одной из самых древней наук – астрономии.

     Наблюдения  показывают, что вид ночного неба все время изменяется.

     Хронология  лежит в основе всех календарных  систем создаваемых человечеством. Лунный календарь был создан давно. Движение Луны ближайшего к Земле  астрономического тела легко наблюдать  невооруженным глазом. Следствием вращения Земли вокруг оси является смена дня и ночи. Первые доказательства, что Земля имеет форму шара, принадлежит древнегреческому ученому Аристотелю. Шарообразность земли обуславливает, закономерное уменьшение угла падения солнечных лучей на ее поверхность в направлении от экватора к полюсам, поэтому прогревание поверхности Земли в этом же направлении.

     Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умение вникать в её мир, в её ничем незаменимую ценность и красоту, в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле.

     Любовь  к природе, сознательное, бережное и  заинтересованное отношение к ней  каждого человека должны воспитываться  с раннего детства в семье  и дошкольных учреждениях.

     Природа не только храм здоровья и эстетического  наслаждения, она древний могучий  источник познания и воспитания человечества.

     Дошкольный  возраст – важнейший этап в  развитии ребенка. Этот период первичной  социализации, приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми.

     В  старшей группе представления детей  о природных явлениях в неживой  и живой природе расширяются  и уточняются, формируются реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между  ними. Воспитатель продолжает развивать  способность наблюдать сезонные изменения, выделять характерные признаки, анализировать, обобщать и правильно  передавать воспринятое словами  и в рисунках; воспитывает у  детей любовь к природе, стремление охранять ее. Наблюдение за неживой  и живой природой в старшей  группе носят более систематический  и длительный характер. Во время  прогулок воспитатель читает стихотворения  о природе, загадывает загадки, знакомит с народными пословицами, что, несомненно, усиливает впечатления детей.  Дети старшей группы  систематически ведут календарь природы, где  фиксируют изменения.

     В конце сезона дети под руководством воспитателя рассматривают их, вспоминают свои наблюдения, делают свои выводы.

     Как известно, экология – это наука  об организации и функционировании многоуровневых систем в природе  и обществе и их взаимосвязи. Иначе  говоря, предметом экологии является  изучение влияния на живые организмы  других живых организмов и неживой  природы. Факторы среды, влияющие на живые организмы, получили название экологических. Таким образом, экологический  фактор – любое условие среды, способное оказывать прямое или  косвенное воздействие на живые  организмы. Экологические факторы  делятся на три категории: а) абиотические факторы неживой природы; б) биотические  – факторы живой природы; в) антропогенные  – факторы человеческой деятельности.

     Ознакомление  дошкольников старевшей группы с  неживой природой.

     Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека: вода, воздух, земля, почва, горные породы.

     Вода  жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет цвета, запаха и вкуса, она принимает форму сосуда в которой налита вода. На морозе вода превращается в лед, при нагревании в пар. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать.

     У детей развивается познавательный интерес: они с удовольствием  участвуют в проведи опытов и  игр с водой, снегом, льдом.

     Воздух есть везде: вокруг нас, в воде, предметах. Он прозрачный, легкий, незаметный, в нем легко бегать и ходить. Воздух нужен для дыхания всем живым существам, растениям, животным, человеку.

     У детей появляется познавательный интерес  – желание  их участвовать в  проведении опытов с воздухом,  в  разных играх по его обнаружению.

     Почва и камни – почва это земля, на которой растут растения. Земля темная (черная, серая), рассыпчатая, пропускает воду и становится мокрой и липкой. Глина желтая плохо пропускает воду, сухая- твердая, мокрая- пластичная и липкая, принимает любую форму, из неё можно лепить фигуры. Песок жёлтый, рассыпчатый легко и быстро пропускает сквозь себя воду. Земля нужна всем растениям, они в ней растут. В земле есть питательные вещества, которые необходимы растениям. Их нет в глине и песке.

       Дети знакомятся с природными: речными, морскими, кусками угля, мела, гранита. Узнают их свойства: речные, морские камни твердые,  крепкие разной формы цвета  и величины; морские камни всегда  гладкие и округлой формы –  такими их сделало море –  постоянное движение волн. Камни  можно найти и в земле и  воде, мокрые камни красиво блестят.  Уголь чёрный, твёрдый, но хрупкий,  пачкается, им можно рисовать. Уголь находится глубоко в  земле,  его специально добывают  шахтёры. Он хорошо горит и  даёт много тепла. Уголь нужен  заводам и электростанциям. 

     Мел белый, твёрдый и хрупкий – легко ломается, пачкается, им можно рисовать. Гранит очень твёрдый камень, пёстрый, разной окраски. Его добывают в горах, обрабатывают, шлифуют – он становиться гладким, блестящим, красивым. Гранитные плиты очень прочные, долго не разрушаются, их используют в строительстве зданий, памятников.

     Животные. Все животные разные и нуждаются в разных условиях. Рыбы, улитки, раки – водные животные, они приспособлены постоянно жить в воде: легко передвигаются в водной среде, питаются тем, что в ней есть  (мелкими рачками, рыбками, водными насекомыми, растениями), дышат воздухом, который есть в воде, им необходимы большое и чистое водное пространство комнатной температуры, свет, разнообразный корм, некоторым рыбкам, ракам необходимо укрытие.

     Птицы – наземно-воздушные животные, приспособлены  летать по воздуху, питаться в светлое  время дня тем, что есть на земле  и в воздухе (семена растений, насекомые  и др.). Им необходимы светлое место, воздушное пространство (простая  клетка, вольер), разнообразие корма, в  весенне-летнее период гнёзда для выведения  потомства.

     Мелкие  животные – грызуны (хомяки, морские  свинки) – наземные животные, приспособлены  жить в норе, передвигаться по земле, питаться разнообразными растительными кормами, грызть твёрдую пищу и предметы. Им необходимо просторное помещение, в котором есть укрытие, обогащенные условия для движения, разнообразные корма, предметы для грызения.

     Луг как экосистема. Дети узнают, что луг- это сообщество травянистых растений, которые любят свет и солнце. В это сообщество входит много разных насекомых, наземных птиц. Все они нужны друг другу.

     Дети  самостоятельно наблюдают за разными  насекомыми (бабочками, шмелями, пчёлами, жуками, стрекозами), рассматривают  цветы, слушают стрекотание кузнечиков. Проявляют интерес к рассказу взрослого, не рвут большие букеты, не бросают сорванные растения. Любуются разноцветьем луга полётом насекомых, отражают впечатление в изобразительной  продукции, чувствуют аромат луга, наслаждаются им.

     Река  как экосистема. Дети узнают, что река – это сообщество водных и прибрежных растений и животных, которые связаны с друг другом.

     В реке живут растения, которым подходят его условия, в воде плавают мелкие водные животные (рачки, личинки, насекомые), мелкие и крупные рыбы, лягушки. Возле  реки почва насыщена водой, поэтому  там много растёт влаголюбивых растений. Возле водоёма много комаров  и стрекоз. Они откладываю яички  в воду, там из них выводятся  личинки, которые через некоторое  время превращаются во взрослых насекомых, а затем вылетают из воды и живут  возле неё. Возле реки (пруда), живут  водоплавающие птицы. Водой реки (пруда, озера), пользуется человек: берёт  её для полива адовых и огородных  растений, для других сельскохозяйственных нужд. Реку нельзя засорять. Грязная  река постепенно превращается в болото, в ней меняется вся жизнь.

     Дети  проявляют интерес к рассказам  о жизни водоёма, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно-прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду, любуются красотой водной поверхности, полётом  стрекоз, растениями, вечерним и утренним туманом, прислушиваются к звукам реки (кваканье лягушек и т.д.)

     Тайга как экосистема. Тайга – это лес, в котором преобладают хвойные деревья. Тайга в России находится за Уралом и в Сибири. В таёжном лесу мало кустарника, трав, потому что под густыми хвойными деревьями мало света, но за, то много ягод – черники, брусники, много мхов и лишайников. В тайге водятся разные животные: волки, рыси, бурые и белогрудые медведи, соболи, куницы, белки, тигр и т.д.

     Наше  дошкольное учреждение приоритетным направлением своей деятельности выбрало экологическое  воспитание детей через ознакомление их с родным краем.

     Человечество  озабочено сейчас тем, чтобы перестроить  все формы своей деятельности не во вред, а на пользу биосфере исправлять нанесенные ей повреждения и предотвратить  новые. Необходимо что бы  общество было  экологически грамотным.  Экологическое  образование должно продолжаться всю  сознательную жизнь современного человека.

     Видный  отечественный  психолог С.Л. Рубинштейн  рассматривает наблюдение как результат  осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием  одной стороны, наблюдение является источником знаний с другой стороны  оно само требует наличие определенных знаний как отправных моментов наблюдения.

     Как утверждает С.Л. Рубинштейн опираясь на более или менее обширную систему  знаний, что педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить поступление, накопление и систематизацию знаний, а так  же становление все более осознанного  отношения наблюдателя к наблюдаемому.

     Известный русский педагог  А.Я. Герд разрабатывал содержание и структуру первоначального  курса обществознания, первым его  звеном определил мир неживой  природы А.Я. Каменский, Ф. Фребель, К.Д. Ушинский и Е.И. Тихеева рассматривали  ознакомление детей с неживой  природой  как средство сенсорного воспитания.

     Зоолог  Эрнест Геккель ввел названия  экологии в переводе: «ойкос» - дом, жилище; «логос» - наука изучения.

Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте