Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

«КАЛМЫЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогического образования  и биологии

Кафедра педагогики

 

 

 

    • ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ

       

    Выпускная квалификационная работа

     по направлению  050700.62 «Педагогика»

    Каракчеевой Е.А. ___________________

    Научный руководитель: к.п.н., доцент 
    Даваев С.А.___________________

     

    «Допущен к защите»

    Зав. Кафедрой педагогики

    доктор педагогических наук, профессор

    _______________А.Б. Панькин 

    «____» _______________

    Элиста 2013

     

     

    Содержание

     

    Введение…………………………………………………………………………3

     

    ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

    ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

      1. Экологическое воспитание - приоритетное направление в работе со школьниками……………………………………………………………..6
      2. Педагогические основы формирования экологической культуры…...16

    Выводы  по I главе……………………………………………………………...24

     

    ГЛАВА II. НАВЫКИ ОРГАНИЗАЦИИ  КРУЖКОВОЙ

    РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ.

     

    2.1. Кружковая работа  в системе экологического воспитания  младших школьников …………………………………………………………………….25

     

    2.2. Опыт организации  кружка «Юный эколог» в СОШ  г. Элиста…………32

    Выводы по II главе……………………………………………………………..48

     

    Заключение …………………………………………………………………….49

     

    Литература………..…………………………………………………………….51

     

     

     

     

     

    Введение

     

    Задача экологического воспитания является  до сих пор востребованной в современной системе воспитания и образования, и с каждым годом все больше и больше получает широкое обозначение. На данный момент перед обществом  поставлены задачи среди которых наиглавнейшими являются:

      • принятие практических первоочередных мер по выходу из кризиса;
      • воспитание экологической культуры подрастающего поколения с целью предотвращения повторения сложившейся обстановки.

    Эти задачи обнаружили отражение и  в Постановлении Правительства  Российской Федерации №1208 «О мерах  по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 1994 г., в котором экологическое образование и воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников довольно полно разработана в теории и практике современной школы.

    Человек не может расти и прогрессировать, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Методические основы образования экологической культуры школьников разработана в трудах профессора Н.Н. Моисеева. Именно следственно так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой классифицируются и обобщаются.

    Психологи (А.Н. Леонтьев) подмечают, что у детей младшего школьного возраста может быть сформирована подготовленность к правильному взаимодействию с окружающей природой. Она включает: чувствительную сторону; чувствительность к миру природы, чувство изумления, восторженности, чувствительно-правильное отношение к ее объектам, мотивам поведения, деловую подготовленность; вероятность реализовать свои умения в разновидных нестандартных учебных и внеучебных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов поведения как предпосылки бескорыстия и эмпатии (чувства сопереживания, сочувствия); умственную готовность? Определенный уровень информированности детей о природе, возрастной ярус эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической культуры. Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три основных компонента: «умения-отношения-поведения».

    При этом более очень востребованными  для младших школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная действие в ней.

    Особенности формирования у младших  школьников любви и бережного отношения к природе раскрыты в работах Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой, А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др.

    Задачи экологического воспитания разработаны в работах И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других. Этими авторами раскрываются цели, задачи, тезисы, данные экологического воспитания.

    Экологические аспекты на основе этнопедагогического воспитания учащихся были рассмотрены в трудах Волкова Г.Н., Панькина А.Б., Мукаевой О.Д.

    Впрочем, невзирая на обилие, довольное  освещение в литературе задач экологического воспитания учащихся начальных классов, применение вероятностей кружковой работы являются недостаточно разработанной. Поэтому мы поставили своей целью разработку программы работы экологического кружка для младших школьников.

    Нашей проблемой стало выяснение  педагогических условий образования экологической культуры младших школьников в ходе работы кружка «Юный эколог».

    Нами была выдвинута гипотеза: систематическая работа с младшими школьниками по экологическому воспитанию в границах кружка «Юный эколог» содействует:

    -образованию экологической и  всеобщей культуры учащихся начальных классов;

    -возрастанию уровня познаний  младших школьников;

    -углублению мотивации и активизации  деятельности учащихся в природе.

    Нами определены следующие задачи:

    Обзор научной и методической литературы по проблеме.

    Проведение педагогического эксперимента.

    Разработка программы работы кружка «Юный эколог» для младших  школьников.

    Разработка пакета методического  обеспечения для реализации плана  работы кружка.

    В ходе работы использованы следующие методы:

      • обзор научной, методической и знаменитой литературы;
      • суммирование и обзор навыка работы учителей;
      • анкетирование;
      • статистическая обработка данных.

    Исследование проводилось в 2 этапа:

    2011-12 учебный год. Определение  проблемы, гипотезы, изучение литературы, разработка и проведение констатирующего эксперимента.

    2012-13 учебный год. Разработка  программы работы кружка «Молодой эколог» для младших школьников в условиях сельской школы, проведение формирующего эксперимента и литературное оформление дипломной работы.

    Исследование проводилось в  Яшкульской многопрофильной гимназии № 1 Яшкульского района.

    Глава I. Теоретические  основы экологического

    воспитания  младших школьников.

      1. .Экологическое воспитание приоритетное направление в работе со школьниками

     

    Для глубокого и прочного осознания  экологических представлений, трудных глобальных, территориальных и локальных природоохранных задач исключительно значим их исторический аспект. Известно, что современная острота экологических обстановок имеет исторические корни, обусловлена потерей лучших народных традиций, утрат нравственных основ гуманизма, любви, сострадания, бережного отношения к родной земле.

    По словам Б.Т. Лихачева, экология личности  проблема, выдвинутая реалиями конца XX в., принявшими всеобщий, угрожающий жизни на земле характер. Но ее истоки  в давней, уходящей глубокими корнями в историю человечества, представлениях о смысле бытия, обязанностей и правах человека.

    В истории философских и педагогических идей, в системах образования и воспитания многократно предпринимались попытки построить содержание образования с позиции космоземного всеединства.

    Начиная с Я.А. Коменского, официальный  статус получает принцип природосообразности. Но однозначного его понимания не было. Я.А. Каменский рассматривал человека как органическую часть природы, живущую по ее законам, развивающеюся согласно циклам времен года. Ж.Ж. Руссо усматривал в человеке идеальное творение Бога. Чтобы сохраниться таковым, человек должен возвратиться в природу, к чистоте и непосредственности ее отношений. Он 1-й понял опасность цивилизации и призвал: «Назад, к природе!» социум восприняло это как недомыслие и чудачество. И.Г. Песталоцци видел в человеке сущностные силы, которые удачно прогрессируют лишь в условиях, максимально приближенных к природе к тезису природосообразности. А. Дистервег добавляет принцип культуросообразности. К.Д. Ушинский реализовал правило природосообразности в нескольких направлениях. Одно из них состоит в глубоком знании природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, другое - в приближении оглавления и организации педагогического процесса к природе, третье - в организации воспитания на народные обычаи и традиции. Л.Н.Толстой считал идеальной саморазвивающуюся природу ребенка, в природной среде видел безукоризненные данные проявления человеческой натуры, усматривал в естественном трудовом цикле взаимодействия человека с природой идеал образа жизни. Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и рационального педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней. В.А. Сухомлинский понимал, что умения и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении обычно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, действие ученика строится в непрерывном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы.

    В текущее время работа над проблемами экологического воспитания продолжается. Ряд изыскателей, подмечает, что  зачастую экологическое воспитание осуществляется не комплексно, а односторонне, без применения всех вероятностей.

    В текущее время нужно говорить о формировании экологической культуры, как общественно нужного нравственного  качества фигуры.

     Захлебный А.Н., Суравегина И.Т.  считают, что экологическая культура и научно-технический прогресс и экологическое образование –это самые главные аспекты в   утверждении  в сознании и деятельности людей тезисов природопользования; образование навыков и знаний решать те либо иные хозяйственно-экологические задачи без урона для окружающей среды и здоровья человека. Она выступает одним из целостных свойств личности, которое обуславливает целенаправленность ее жизнедеятельности, накладывает свой отпечаток на миропонимание.

    Экологическая культура проявляется  в ответственном отношении к  природе как к общему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, обычной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют различные компоненты этого качества.

    Экологическая культура по словам А.Н. Захлебного - это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и знаниями решать общественно-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [14].

    Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

    * культуру познавательной деятельности  учащихся по освоению опыта общества в отношении к природе как к источнику физических ценностей, основе экологических условий жизни, объекту чувствительных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена становлением нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе образования знаний принимать альтернативные решения;

    * культуру труда, формирующуюся  в процессе трудовой деятельности. При этом  учитываются экологические, эстетические и общественные критерии при выполнении определенных дел в разных областях природопользования;

    * культуру духовного общения  с природой. Тут важно развивать  эстетические эмоции, знание оценивать эстетические достоинства как обычной, так и преобразованной природной сферы. Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

      • интерес к природе;
      • познания о природе и ее охране;
      • эстетические и моральные чувства к природе;
      • положительная действие в природе;
      • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

    Экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе постоянного экологического воспитания, основными звеньями которой, оказывающими значительное влияние на ребенка в младшем школьном возрасте, являются:

      • семья;
      • детские дошкольные учреждения;
      • школа;
      • внешкольные воспитательные учреждения;
      • средства массовой информации;
      • самовоспитание.

    Главную роль в воспитании ребенка  младшего школьного возраста играет школа, организующая прогресс образования экологической культуры, включающий в себя две стороны: учебную и внеучебную работу. Компонентами процесса экологического воспитания являются:

    Цели, тезисы, задачи

    Содержание  

    Методы, формы, средства 

    Условия  

    Результаты 

    Цель 

    Основным компонентом всякого  процесса является целеполагание. А.Н. Захлебный считает, что целью  экологического образования и воспитания являются образование системы научных познаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответственного отношения школьников к окружающей среде во всех видах их деятельности, образование экологической культуры И.Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «образование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления.» Это полагает соблюдение нравственных и правовых тезисов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по постижению и охране своей местности. В основе построения современных факультативных занятий с экологической направленностью по словам Л.П. Салеевой обязаны лежать следующие целевые установки:

      • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
      • развитие знаний воспринимать окружающий мир посредством орган чувств и направленного интереса и способности к причинному объяснению при обзоре факторов и явлений окружающей реальности;
      • обучение младших школьников методам знания окружающего мира;
      • воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, знание вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [19].

    В системе экологического воспитания Л.В. Моисеева выделяет ряд основополагающих тезисов:

    Междисциплинарность:

    экологизации предметов, т.е. внедрение  экологических идей в содержание и способы обучения отдельных предметов;

    интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического оглавления.

    Единство знания, переживания и  действия:

     целостные ориентации личности;

     мотивы деятельности;

     природоохранная деятельность.

    Педагогическое целеустремленное общение школьников с окружающей средой (природой).

    Связь глобального, национального  и локального (краеведческого) уровней  экологических задач.

    Правило альтернативности и прогностичности.

    Исходя из цели и руководствуясь тезисами, воспитатели ставят перед собой задачи, основной из которых являются преодоление у учащихся утилитарно-потребительского отношения к природе, в образовании естественного отношения к ней в связи со сферами сознания: научной, идеологической, художественной, нравственной, которые составляют основу научного мировоззрения. И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич, Т.В. Кучер считают, что цель экологического образования достигается по мере решения следующих задач в их единстве: обучения-образования системы об экологических задачах современности и путях их решения; становления системы умственных и фактических знаний по постижению, оценка состояния и совершенствованию окружающей среды своей местности; воспитания-образования мотивов, надобностей и повадок экологически рационального поведения и деятельности, здорового образа жизни; тяготения к энергичной деятельности по охране окружающей среды; умственного (способности к обзору экологических обстановок), чувствительного (отношение к природе как многофункциональной ценности), нравственного(свободы и настойчивости, ответственности) становления личности. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина считают, что формирование ответственного отношения к природной среде связано с решением ряда образовательных и воспитательных задач. Последние полагают формирование надобности общения с живой природой, интереса к знанию ее законов; образование установок и мотивов деятельности, направленных на осознание многофункциональной ценности природы; формирование убеждений в необходимости сбережения природы, опеки о сохранении своего здоровья и здоровья других людей как социальной ценности; надобности участия в труде по постижению и охране природы, пропаганде экологических идей. [14,18].

    Воспитательные задачи тесно связаны  с образовательными, которые включают формирование:

    Системы научных познаний о единстве человека, социума и природопользования как физической основы научно-технического прогресса.

    Системы идеологических, нравственных и эстетических ценностных экологических  ориентаций.

    Знаний применять нравственные и правовые тезисы, нормы и правила  экологически грамотного отношения  к окружающей природе в настоящем  поведении.

    Знаний применять умения о методах  охраны природы и бережного к  ней отношения в трудовой, социально  полезной и пропагандистской деятельности.

    И.Д. Зверев считает, что основной задачей  экологического образования является теоретическое освоение школьниками умений о природе, ее особенностях, деятельности в ней человека, об экологических проблемах и путях их решения в производстве, быту, в процессе отдыха [16].

    Б.Т. Лихачев способы и формы  экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные способы формирования сознания и становления мышления, научение знаниям и навыкам практически направленной деятельности, становление этично-правовой ответственности, эстетического отношения к реальности, нравственного самосовершенствования [8].

    А.Н. Захлебный считает, что при  разработке экологической программы специальное значение приобретает постижение школьника как личности, факторов его обучения и воспитания.

    По существу, это полагает построение модели экологического образования. Становление свойств личности, характеризующих ее отношение к социальным явлениям, имеет аналоги и в образовании свойств, которые определяют отношение человека к природе, что показано в схеме 1. (Приложение 11) В данной схеме А.Н. Захлебный представляет приблизительную модель образования ответственного отношения к природной среде.

    Модель состоит из четырех блоков. И первом - названы значимые факторы, которые определяют образование свойств личности, ее мировоззренческие взгляды, убеждения, поступки. Исследованиями психологов установлено, что любому действию человека должно предшествовать образование 2-х психологических феноменов - готовности и способности делать. Видимо, ответственное отношение к природной среде обусловлено образованием таких свойств личности, как подготовленность и способность к утилитарным действиям по ее бережному применению, Защите и улучшению. Готовность действовать определяет психологическую установку человека к совершению того либо другого поступка и, как качество личности, прогрессирует под влиянием ряда факторов, в частности, надобностей и ценностных ориентаций по отношению к объектам окружающей природной и общественной среды. Потребности в ценностные ориентации выступают мотивационной основой, формирующей цели деятельности человека, его поступки.

    Понятие «ответственность» полагает надобность за что-то  отвечать. Это  делает нужным в воспитательном процессе ступенчато развивать аксиологические умения о тех объектах и процессах в окружающей природной среде, которые требуют ответственного отношения . По существу, все разнообразие предметов человеческой деятельности, социальных отношений и включенных в их круг природных явлений выступает в качестве предметных ценностей либо объектов ценностного отношения. Для решения задач экологического образования специальное значение приобретают ценности: экологическое качество окружающей человека среды (естественной, преобразовательной, искусственной), природные источники и изделия из них; стандарты и уникальные объекты обычной природы; памятники культуры. Все эти объекты окружающей Среды являются ценностями, удовлетворяющие многообразные надобности человека (и социума): утилитарные, познавательные, эстетические, моральные.

    Вторым фактором, определяющим готовность человека к деятельности, является его идеал отношения (и поведения) к природной среде. Идеал выступает как образ цели поведения либо деятельности человека. Идеал отношения к природе - это поведение, при котором гармонически гармонируют социальные и собственные интересы. Гуманизм - характерная черта идеала поведения в природной среде. Он определяет уважение к человеку, к социальным надобностям. Из идеала выводятся требования социума к фигуры, на их основе вырабатываются критерии оценки ее поступков. Становление у школьников оценочных мнений выступает значимым фактором в воспитании готовности и способности делать по зашите природной среды. Оценка - это отражение явлений реальности с точки зрения духовного мира, интересов, надобностей, целей фигуры. Нравственная ответственность - сложная характеристика личности. В основе ее лежат моральные убеждения, которые психологи рассматривают как нравственные тезисы, ставшие мотивами поведения человека. В нравственном убеждении принято различать: познавательный компонент - умение о моральной норме; отношение к этому умению - убежденность в его правильности и необходимости реализовать его в своих действиях; надобность и подготовленность поступать в соответствии с этими умениями. Для совершения ответственного поступка нужна сформированность и такого свойства фигуры, как способность делать. Это качество включает не только умение о том, как делать, но и свободу, настойчивость, активность в достижении цели. Эти качества проявляются в определенных обстановках и различных сочетаниях.

    Автор обращает внимание на то, что  во втором блоке рассматриваемой модели показано проявление свойств личности ученика в определенных видах деятельности и поведения. Об ответственном отношении свидетельствует:

    - культура индивидуального поведения  в природном окружении;

    - активное участие в социально  полезном труде по охране, уходу  и совершенствованию окружающей Среды, в пропаганде идей охраны природы.

    В третьем блоке модели А.Н. Захлебный  показывает «каналы», через которые  учитель воздействует на фигура ученика, его чувства и разум.

    Применяя общественный навык общества, тот, что закреплен в научных умениях, учитель понемногу развивает умственные способности личности, формирует ее мировидение, видение научной картины мира. Именно в итоге умственного становления формируется представление об исторической неизбежности происхождения задач охраны природы и установлении гармонического взаимодействия с природой. Сочетание чувствительного, умственного и эстетического воспринятия окружающей природной Среды - основа научного понимания разнообразной ценности природы, что формирует нужную мировоззренческую позицию личности.

    В четвертый блок модели автором  включены педагогические средства, с помощью которых осуществляется природоохранительное образование личности. Это учебное оглавление, способы, наглядные средства, формы организации воспитательного процесса.

    Модель факторов, определяющих формирование у школьников ответственного отношения к природе представлена в приложении.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1.  Педагогические основы формирования экологической культуры

     

    В своей статье «Экология личности»  Б.Т. Лихачев 1 раскрывает содержание представления «Экология личности и культуры общества», которое может быть рассмотрено солидарность соответственно развитых сознания, чувствительно-психических состояний. Ядром такого сознания специальным образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно обоснованное включение в природу, жизнь социума, имел в виду сохранения их баланса. Эстетическое воспитание обеспечивает знание природы во каждой ее обычной и эстетической целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в жизнь природы и социума. Чувствование основано на созидательно-бессознательном тяготении единению с природой. В содержание экологического сознания включается и утилитарно-фактическое поведение. Надлежащим образом направленная свобода полагает способность к решительному отказу от обозначенных действий в случае вероятности непредсказуемых последствий.

    Экологическая культура человека органично  связана с личностью в совокупности, ее разными сторонами и качествами, она появляется как новое душевное образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает знание обоснованностей природы, связей между нею и человеком. Философская - дает вероятность осмыслить предназначение человека. Политическая - обеспечивает должное баланс между хозяйственной деятельностью и природными источниками. Правовая - удерживает в границах закона регулируемые взаимодействия. Нравственная - одухотворяет эти отношения. Эстетическая - создает вероятность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной рациональности.

    Такое широкое осознавание культуры личности, продиктованное реалиями конца ХХ века, полагает становление ряда смежных научных направлений. Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая обнаружит свой особенный предмет в постижении становления и становления психических состояний, обеспечивающих осознание и чувство себя частью природы, образование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Допустимо, она станет основой для экологически ориентированной педагогики как специальной научной дисциплины, направления поиска, максимально отвечающих тезису природосообразности в его современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в становлении, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Педагоги говорят о необходимости экологической терапии и разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и психологически благоприятную среду обитания, предложить особые игровые, творческие, деловые обстановки общения и деятельности, снимающие напряжение, оживляющие типичное функционирование психики и организма в совокупности. Профессор Б.Т. Лихачев подмечает, что экологическое сознание требует подкрепления чувством, чувствительно целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Каждая нравственная целенаправленность ребенка должна быть ориентирована на становление таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добросердечна и гневна. Ее величие и умиротворение помогают понять свое место в ней. Нужно развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания красивого, замечательного, возвышенного.

    Экологическое воспитание учащихся начальных классов сельской школы в процессе кружковой работы