Экономическая безопасность малого предпринимательства

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...…4

1 Теоретические  аспекты исследования экономической  безопасности предприятия малого  бизнеса………………………………………………….…..7

1.1 Экономическая безопасность  малого предприятия: понятие, сущность…..7

1.2 Факторы и условия обеспечения  экономической безопасности предприятия  малого бизнеса…………………………………………………….………….........15

1.3 Критерии и показатели оценки  уровня экономической безопасности  предприятия малого бизнеса…………………………………………….……....19

2 Оценка уровня и направления  укрепления экономической безопасности  ООО «Пилот Экспресс»………………………………………………………….….…...38

2.1 Анализ основных экономических  показателей деятельности ООО  «Пилот Экспресс»……………………………………………………..………………….…38

2.2 Оценка современного уровня  экономической безопасности ООО  «Пилот Экспресс»……………………………………………………………..….…….…..54

2.3 Направления укрепления экономической  безопасности функционирования  и развития ООО «Пилот Экспресс»……………...……………………….…...…61

3 Правовой режим обеспечения  экономической безопасности  функционирования  и развития ООО «Пилот Экспресс»……………...……..….77

3.1 Общая правовая характеристика  обеспечения экономической безопасности  коммерческой организации……………………………......………………………77

3.2 Проблемы правового обеспечения  экономической безопасности организации  в сфере малого предпринимательства………………........………82

3.3 Способы совершенствования правового  регулирования экономической безопасности функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс»…........87

Заключение……………………………………………………………………...…90

Список использованных источников……………………………………..….….93


Приложения………………………………………………………………………..97

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Успешное экономическое развитие российских предприятий во многом зависит от их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. Переход экономики на рыночные отношения требует от руководителей предприятий не только разработки рыночной стратегии, но и стратегии безопасности, обязательно включающей специальные программы по защите интеллектуальной собственности и экономической безопасности.

Защита малого предпринимательства имеет важное значение для обеспечения экономической безопасности как страны в целом, так и отдельных ее регионов и является одной из задач, связанных с обеспечением национальной безопасности. Произведенная малыми предприятиями продукция составляет от 10 до 12 % общего объема валового внутреннего продукта (ВВП) страны, а эффективность работы этих предприятий почти втрое выше, чем в других сферах экономики. Несмотря на то,  что в малом бизнесе используются всего три с небольшим процента основных фондов, малые предприятия дают примерно пятую часть всей прибыли.

Одним из важных условий повышения эффективности и устойчивости развития предприятия в условиях рыночных отношений является совершенствование управления с учетом факторов обеспечения экономической безопасности. Решение этой проблемы позволит сформировать систему управления предприятием на принципиально новой основе с учетом обеспечения устойчивого финансово-экономического развития и защиты экономических интересов, прав собственности. В связи с этим проблема экономической безопасности предприятия приобретает особую актуальность.

Проблема безопасности предпринимательства молода, несмотря на богатую историю самого явления предпринимательства. Происходящий в последнее время взрыв интереса к этой проблеме обусловлен лавинообразным нарастанием противоречий в развитии предпринимательства в России.

Безопасность предпринимательства является предметом анализа достаточно широкого круга исследователей. Следует отметить большой вклад в разработку проблемы со стороны ученых, анализирующих общие вопросы безопасности человека, общества и государства (О.А. Бельков, В.П. Зимонин, С.Ф. Зыбин, Н.А. Костенко, В.А. Рубанова, В.П. Сальников, С.В. Степашин, В.И. Телегин, В.Л. Шульц). Серьезный круг вопросов безопасности предпринимательства рассматривается учеными, занимающимися проблемой экономической безопасности (Л.И. Абалкин, А.Е. Архипов, С.А. Глазьев, А.М. Городецкий, А.Н. Дейкин, А.М. Исандаров, Б.К. Михайлов, А.А. Петров, А.М. Пороховский, В.К. Сенчагов, Е.А. Олейников).

Что касается теории экономической безопасности, то существенный вклад в её развитие внесли такие ученые, как Ю.И. Аболенцев, В.А. Александров, С.Р. Барышев, Б.Е. Богданов, В.А. Богомолов, Б.С. Болотский, A.M. Бушуев, Б.В. Волженкин, В.Ф. Гапоненко, Л.Д. Гаухман, В.П. Грузинов, А.И. Гуров, В.М. Есипов, Т.И. Заславская, Р.В. Илюхина, А.А. Крылов, Н.П. Купрещенко, В.Д. Ларичев, А.Б. Мельников, Ю.Г. Наумов, Л. А. Плотицына, Н.Н. Потрубач, В.К. Сенчагов, Г.К. Синилов, М.Н. Сидоров, В. Л. Смирнов, А.Г. Хабибуллин, Л. А. Чалдаева, А.В. Шестаков и др.

В то же время часть аспектов этой многогранной проблемы осталась не освещенной, либо требует своего развития. К ним следует отнести такое важное направление как обеспечение экономической безопасности деятельности малого бизнеса.

Цель исследования – разработка направлений укрепления экономической безопасности функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс».

Поставленная цель исследования обуславливает необходимость решения следующих задач:

- изучить теоретические аспекты исследования экономической безопасности предприятия малого бизнеса;

- провести оценку уровня и направлений укрепления экономической безопасности ООО «Пилот Экспресс»;

- описать правовой режим обеспечения экономической безопасности  функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс».

Объект исследования – экономико-правовая безопасность функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс».

Предмет исследования – экономико-правовые отношения, связанные с обеспечением экономической безопасности функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс».

Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области социально-экономического развития, управления, экономической безопасности, современные концепции и системы научных взглядов на безопасность и экономическую безопасность малого предпринимательства, разработанные научными школами в России.

Информационная база дипломной работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, учебные пособия, труды ведущих отечественных авторов, посвященные проблемам малого предпринимательства, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее рекомендации носят целенаправленный характер и в условиях рыночной экономики позволяют повысить качество предоставляемых экспресс почтой услуг.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами, которые решались в процессе проведения исследования. Она состоит из введения, трех глав основной части, заключения, списка использованной литературы и приложений. Первая глава раскрывает теоретические аспекты исследования экономической безопасности предприятия малого бизнеса. Вторая глава посвящена оценке уровня и направлений укрепления экономической безопасности ООО «Пилот Экспресс». В третьей главе охарактеризован правовой режим обеспечения экономической безопасности  функционирования и развития ООО «Пилот Экспресс». Содержание работы изложено на 108 страницах машинописного текста, включает 5 рисунка, 24 таблиц. Список использованных источников включает 39 наименований.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 

1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

 

 

В современных условиях мощь, достоинство и благополучие страны, и как следствие – национальная безопасность определяются, прежде всего, состоянием экономики. Экономическая безопасность (ЭБ) предполагает поддержание национальной экономики на той ступени развития, которая обеспечивала бы возможности дальнейшего экономического роста, способность противодействовать влиянию внешних и внутренних угроз.

В настоящее время национальная хозяйственная система находится в достаточно сложном состоянии с точки зрения основных показателей и критериев экономической безопасности. Критерий экономической безопасности – это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности [20, с. 15].

Одним из основных приоритетов, определяющих стратегию экономической безопасности государства на современном этапе, является развитие малого и среднего предпринимательства.

Мировая практика развития малого предпринимательства в странах с рыночной экономикой свидетельствует, что его субъекты успешно функционируют при обязательном и необходимом условии, а – именно непосредственном участии органов государственной власти и управления в формировании и реализации экономической политики поддержки в отношении малых предприятий. В России ситуация, сложившаяся в секторе малого предпринимательства, совершенно иная. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные.

Например, общее количество малых предприятий в России меньше в 2–2,2 раза, чем в ФРГ и Великобритании, в 7,7 раза, чем в Японии и в 23 раза, чем в США. Доля работающих на малых предприятиях, по отношению к общей численности занятых в России, в 4,5 – 7 раз меньше, чем в указанных странах, а доля в производстве ВВП – ниже в 5 – 6 раз [15, с. 57].

Становление и развитие малого бизнеса способствует формированию широкого слоя собственников; является не только источником средств существования, но и способом развития творческого потенциала личности.

Малый бизнес выполняет очень важную социальную функцию, связанную с созданием новых рабочих мест, и поэтому обеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в обществе. Формирование рыночной экономики и эффективно распространяющаяся в ней реструктуризация крупных предприятий побуждает значительную часть граждан к созданию собственного дела, то есть к занятию предпринимательской деятельностью.

Широкое развитие малого предпринимательства формирует жизненные ориентиры и способствует изменению общественной установки основной массы населения, является чуть ли не единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству. В целях объективной оценки следует отметить, что малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, неисчерпаемому запасу идей, масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Это дает основание говорить о том, что состояние, развитие и устойчивая динамика малого предпринимательства во многом предопределяет экономическую безопасность государства. Оказывая сильнейшее воздействие на экономику, политику, социальную сферу малое предпринимательство зависит от многочисленных внешних (экономических, политических, организационных и др.) факторов.

От характера факторов внешней среды зависит успешное развитие малого предпринимательства в рыночной экономике [30, с. 104].

Экономическая безопасность России немыслима, неотделима от экономической безопасности предпринимательства. Это обусловлено тем, что экономическая система любого общества как материальная основа национальной безопасности состоит из сотен тысяч и даже миллионов субъектов предпринимательской деятельности.

Успешное и эффективное решение задач, стоящих перед экономикой государства, во многом определяется результатами их деятельности. Если экономика опирается на мощный потенциал предпринимательства, способного добиваться поставленных целей, то вся совокупность потребностей общества удовлетворяется наиболее полно и своевременно. И в этом плане развитие малого бизнеса должно рассматриваться как стратегический ориентир в обеспечении экономической безопасности страны. Вполне очевидно, что данный подход позволит обществу скорректировать вектор экономических реформ, не теряя при этом достигнутые положительные социально-экономические рубежи.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности [36, с. 429].

Необходимость постоянного соблюдения экономической безопасности предопределяется объективной потребностью каждого субъекта хозяйствования в обеспечении стабильного функционирования и достижении целей деятельности. Уровень экономической безопасности предприятия зависит от того, насколько эффективно его руководство и специалисты (менеджеры) способны избегать возможных угроз и ликвидировать вредные последствия отдельных отрицательных составляющих внешней и внутренней среды.

Источниками отрицательных влияний на экономическую безопасность предприятия могут быть:

- сознательные  или бессознательные действия  отдельных должностных лиц и  субъектов хозяйствования (органов  государственной власти, международных  организаций, конкурентов);

- стечение  объективных обстоятельств (состояние  финансовой конъюнктуры на рынках  данного предприятия, научные открытия  и технологические разработки, форс-мажорные  обстоятельства и т.п.).

В зависимости от субъектной обусловленности отрицательные влияния на экономическую безопасность могут быть объективными и субъективными.

Объективными считаются такие отрицательные влияния, которые возникают не по вине самого предприятия или его отдельных работников.

Субъективные влияния имеют место вследствие неэффективной работы предприятия в целом или его отдельных работников (прежде всего руководителей и функциональных менеджеров).

Экономическая безопасность – это состояние защищенности важных интересов в финансово-экономической, производственно-хозяйственной, технологической сферах хозяйствующего субъекта, в основе функционирования которого лежит процесс реализации продукта (услуги) предприятия от внешних и внутренних угроз на всех стадиях производственного процесса, начиная от разработки и заканчивая коммерциализацией продукта.

Такое состояние обеспечивается, в первую очередь, благодаря принятой руководством и персоналом системы мер правового, организационного, социально-экономического и инженерно-технического характера, а также соответствующими структурами, в компетенцию которых входит обеспечение экономической безопасности малого предприятия. Система обеспечения экономической безопасности деятельности малого бизнеса – это организованная совокупность специальных органов, служб, средств, технологий, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту деятельности и развития предприятия от внутренних и внешних угроз [34, с. 81].

Основные направления обеспечения экономической безопасности деятельности малого бизнеса включают: институциональное, правовое, финансово-экономическое; организационное информационно-консалтинговое, научно-техническое стимулирование, направленное на нейтрализацию угроз его экономической безопасности.

Главной целью экономической безопасности малого предприятия, как хозяйствующего субъекта, является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования, высокого уровня конкурентоспособности. Выполнение этой цели, достигается при решении следующих задач по повышению экономической безопасности:

- поддержание технологической независимости, формирование высокого технического и технологического потенциала;

- обеспечение достаточной финансовой устойчивости и независимости;

- оптимизация организационной структуры, постоянное совершенствование и выполнение менеджерских функций;

- обоснованная правовая защита всех видов деятельности предприятия;

- создание защиты информационной среды, его коммерческой тайны;

- формирование условий для безопасной работы сотрудников, соблюдение их коммерческих интересов;

- техническое оснащение безопасности предприятия [22, с. 14].

Управление предпринимательскими рисками включает стратегию рисков, их границы, методы оценки и действия по оптимизации как целенаправленному воздействию на развитие предпринимательства с целью минимизации всех видов потерь. Управление предпринимательскими рисками осуществляется на двух уровнях: внутрифирменном и государственном.

Таким образом, можно определить предпринимательский риск как деятельность субъектов хозяйственной жизни, связанную с преодолением неопределенности в ситуации неизбежного выбора, в процессе которого имеется возможность оценить вероятность достижения желаемого результата, неудачи и отклонения от цели, содержащихся в выбираемых альтернативах.

Устойчивость предпринимательской деятельности характеризует прочность и надежность ее элементов, связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние возмущающие воздействия.

С содержательной стороны безопасность предпринимательства как социальная ценность характеризуется состоянием защищенности его интересов от негативных последствий явлений социального, природного и техногенного характера, а также поддержанием такого уровня этой защищенности, который является достаточным для нормального функционирования его элементов.

В Законе РФ № 390-ФЗ «О безопасности» от 28.12.2010 г. понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов, но вследствие сложности определения конкретных действий, необходимых для защиты жизненно важных ресурсов, многие руководители ограничиваются созданием на предприятии охранных структур, часто исключая средства и способы защиты информации [1]. В итоге, например, вопросы защиты коммерческой тайны, утечки информации нередко упускаются в лицензионных соглашениях, договорах подряда на создание научно-технической продукции, что приводит к утечке коммерчески значимой информации. Меры обеспечения сохранности информации на предприятии зависят от производственных и финансовых возможностей предприятия, от количества и качества охраняемых секретов. Придерживаясь в финансовых расчетах «золотой середины», следует помнить, что чрезмерное закрытие информации, так же как и халатное отношение к ее сохранению, могут вызвать потерю определенной доли прибыли, либо привести к серьезным убыткам.

Проект обеспечения экономической безопасности объекта может включать: определение состава службы безопасности, способ правильного использования коммуникационных и вычислительных ресурсов, правила доступа на объект, правила обращения с конфиденциальной информацией, а также процедуры предотвращения нарушений режима безопасности.

Важный фактор, влияющий на действенность политики безопасности – доведение до каждого сотрудника малого предприятия его обязанностей по поддержанию режима безопасности.

Основные положения политики безопасности предприятия должны быть закреплены в соответствующих распорядительных документах, как правило, это положения о: коммерческой тайне, о защите информации, об администраторе безопасности сети; правила разграничивающие доступ к информации, содержащейся в автоматизированных системах; правила допуска персонала и посетителей в помещения, где производится обработка коммерческой информации [4, с. 62].

Оценив сложившуюся обстановку по эффективности защиты прав лиц, задействованных в отечественном бизнесе, Президент РФ летом 2012 года решил ввести новую государственную должность: федеральный омбудсмен, представляющий интересы предпринимателей.

Первым омбудсменом по делам предпринимателей был назначен Борис Титов, возглавлявший в то время общественную организацию «Деловая Россия», наладившую стратегические отношения между бизнесом и государством.

По словам Президента РФ, омбудсмен по делам предпринимателей должен будет представлять интересы любых бизнесменов, находящихся (осуществляющих свою деятельность) на территории РФ, в том числе и иностранных лиц. Также глава государства пообещал подписать соответствующий указ об учреждении обсуждаемой федеральной должности и его полномочиях в кратчайшие сроки, а Госдуме необходимо будет подготовить правовую базу деятельности омбудсмена предпринимателей.

Уполномоченный по делам предпринимателей получит полномочия прямого общения с силовыми структурами и другими органами правоохранительной системы. Также при Президенте РФ должен быть организован профильный совет, занимающийся вопросами защиты прав предпринимателей.

Во всех регионах появятся представители омбудсмена, а на федеральном уровне – его личный госаппарат. В аппарат омбудсмена (совет) должны будут войти представители крупнейших бизнес-объединений РФ. Более того, уполномоченный по делам предпринимателей намерен тесно сотрудничать с новой структурой при Прокуратуре РФ – подразделении по защите прав бизнеса. Учитывая, что в РФ уже были инициированы функции федеральных органов по защите прав предпринимателей, в частности в Прокуратуре РФ, введение новой должности омбудсмена укрепит правовое положение бизнесменов и будет содействовать эффективной защите их интересов.

В 2012 году в Генеральной прокуратуре РФ создано специализированное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей.

Структура ориентирована на проведение системной и профессиональной работы по защите прав предпринимателей. Особая роль отводится сотрудничеству с создаваемым в стране институтом омбудсмена по защите прав предпринимателей. Управление состоит из двух подразделений: подразделения по надзору за исполнением законов о защите прав предпринимателей и подразделения по надзору за законностью проверок органов контроля. Основные задачи: обеспечение методов прокурорского надзора свободы экономической деятельности, снижение административного давления со стороны государственных и муниципальных органов, соблюдение законности при проведении проверок хозяйствующих субъектов, оперативного предупреждения и пресечения нарушений прав предпринимателей.

Комитет «Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов» создано в целях оказания квалифицированной юридической помощи на профессиональной основе юридическим и физическим лицам – предпринимателям для защиты их прав, свобод и интересов от неправомерных действий органов государственной власти и местного самоуправления, проведения независимой общественной экспертизы законопроектов, управленческих решений по вопросам предпринимательства, научно-технической, налоговой, финансово-кредитной политики [37, с. 263].

Направления деятельности:

- ведение мониторинга нарушения прав предпринимателей в регионах;

- экспертиза проектов законодательных актов, затрагивающих интересы, права и свободы предпринимателей; консультации по правовым вопросам;

- представление интересов предпринимательских объединений в органах государственной власти;

- юридический анализ и подготовка экспертных заключений по предмету обращения (жалобы) предпринимателей;

- общественная поддержка и защита предпринимателей в случае грубых нарушений его прав органами власти.

 

 

1.2 ФАКТОРЫ  И УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

 

Одним из критических моментов предпринимательства является его определение как зоны риска. Предпринимательству при существующем несовершенстве в законодательстве сопутствуют также такие общественные явления, как организованная преступность, взяточничество.

Изучение проблемы показывает, что существующие государственно-правовые механизмы, традиционные методы обеспечения экономической безопасности оказываются в нынешней ситуации мало эффективными, и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов предпринимательства.

В числе причин и условий неудовлетворительного состояния безопасности предпринимательства отмечается пробельность и противоречивость предпринимательского права, отсутствие необходимой корректировки законодательства, организационная слабость механизмов согласования интересов государства и предпринимателей, несовершенство института страхования предпринимательских рисков, отсутствие квалифицированного юридического консультирования.

Самое главное – у государства отсутствует потребность в развитии цивилизованного отечественного предпринимательства и его защите. В сфере безопасности должен работать своеобразный, глубоко структурированный рынок услуг. При этом меры, которые могут быть приняты по непосредственной защите предпринимателя от тех или иных угроз, безусловно, необходимы, но не являются единственной гарантией его безопасности. Поэтому «рынок» безопасности по большому счету должен включать и другие гарантии, связанные со стабильностью отношений и обеспечением условий развития предпринимательства. Каждая из этих гарантий требует дальнейшей законодательной конкретизации [19, с. 113].

На безопасность функционирования малого предприятия сферы услуг оказывают влияние самые разнообразные факторы. Под ними в исследовании понимаются изменения во внешней и внутренней среде предпринимательской деятельности, обуславливающие ее эффективность. Все многообразие таких факторов систематизировано по различным основаниям.

Во-первых, они подразделяются на реальные уже свершившиеся изменения и потенциальные – те, которые могут произойти по какой-либо причине. Во-вторых, изменения, целенаправленно осуществляемые каким-либо субъектом предпринимательства и изменения, стихийно возникающие, являющиеся не планируемыми последствиями какой-либо деятельности, объективного процесса.

В-третьих, в зависимости от содержания факторы могут быть силовые, социальные, политические, психологические, экономические, а также комплексные. Можно провести анализ внешних и внутренних факторов, определяющих безопасность малого предприятия сферы услуг. При этом внешние факторы разделены на две группы – факторы прямого и косвенного воздействия. Значительное место занимают факторы прямого воздействия: состояние законодательной базы, регулирующей деятельность; конкуренцию предпринимателей; взаимоотношения с партнерами; налоговую систему; криминализацию экономической жизни.

Факторы косвенного воздействия обычно не влияют на безопасность предпринимательского риска так же заметно, как факторы прямого воздействия. Однако влияние их может быть значительным, и предпринимателю необходимо их учитывать в процессе деятельности.

Экономическая безопасность малого предпринимательства