Экономическая интеграция России и стран СНГ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ  И  УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Допущено к защите в  ГАК

Заведующий кафедрой экономической  теории и прикладной экономики

д.э.н., профессор

___________ И.А.Лиман

___________________2012


 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РОССИИ И СТРАН СНГ

 

 

 

 

Выполнил 

Студент 4 курса

Очной формы обучения                                                                    Ивасюк Е.В.                      

 

Научный руководитель

ассистент                                                                                             И.А.Лиман

 

 

 

Тюмень 2012

 

Работа выполнена на кафедре  экономической теории и прикладной экономики

Института права, экономики  и управления ТюмГУ 

по направлению «Экономика».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Защита в ГАК

протокол от _________№___

оценка ________________

 

 

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………..4

Глава 1: Сущность экономической интеграции ………………………..7

1.1.Понятие  экономической интеграции её предназначение и сущность…………………………………………………………………..7

 1.2.Причины и формы развития международных экономических интеграций………………………………………………………………...16

1.3.Место интеграционных процессов в экономике России…………...20

Глава 2: Анализ динамики и  эффективности интеграционных процессов  стран СНГ и России…………………………………………………37

2.1.Экономическое развитие России  и значение экономической 

интеграции для России…………………………………………………...37

2.2. Сравнение интеграционных процессов в мировой практике и на постсоветском пространстве …………………………………………………..43

2.3. Значение и состояние интеграционных процессов в  торговой политике России и СНГ………………………………………………………...60

2.4. Проблемы и перспективы экономических взаимоотношений России со странами СНГ…………………………………………………………………72

Заключение ……………………………………………………………….84

Список литературы ………………………………………………………86

Приложение 1……………………………………………………………..

Приложение 2……………………………………………………………..

Приложение 3……………………………………………………………..

Приложение 4……………………………………………………………..

 

Введение.

Развал Советского Союза привел к разрыву целостного хозяйственно-производственного  пространства, прекращению коопераций, связей между предприятиями, научными производственными объединениями, а также превращению бывших межреспубликанских границ в рамках единой страны в  межгосударственные, что повлекло за собой возникновение многочисленных барьеров на пути взаимных торговых и  других экономических отношений.

В этих условиях Россия и бывшие советские  республики встали перед проблемой  формирования новых экономических  взаимоотношений и воплощения новой  схемы хозяйственного сотрудничества, которая бы не только учитывала интересы каждого из партнеров, одновременно с возможностями достижения максимальных общих результатов развития на основе взаимовыгодного разделения труда, но и позволила минимизировать издержки от развала единой союзной экономики. Этим целям должно было служить Содружество  Независимых Государств (СНГ), образованное в декабре 1991 г.

Вопреки теории и международной  практике интеграционного развития, предполагающих последовательное восхождение  от более низких к более высоким  ступеням сотрудничества, характерной  чертой отношений внутри СНГ стали  действия, когда попытки перескочить  через этапы интеграционного  развития чередуются с «откатами» в  намечаемых целях.

Интеграционные процессы имеют  важнейшее значение как фактор восстановления и развития их хозяйственных комплексов. К сожалению, во многих случаях, обсуждение этих проблем не выходит за рамки  общих политических деклараций, не воплощается в систему практических действий. Остро ощущается недостаточная  разработанность необходимой теоретико-методологической базы.

Поэтому наиболее важным является рассмотрение проблемы экономической интеграции России и СНГ. Этот вопрос является очень актуальным, ведь на современном этапе мирового развития невозможно представить себе деятельность какого-либо экономического субъекта в изоляции от окружающего мира. Сегодня благосостояние экономического субъекта зависит не столько от внутренней организованности, сколько от характера и степени интенсивности его связей с другими субъектами. Решение внешнеэкономических проблем приобретает первостепенное значение. Мировой опыт показывает, что обогащение субъектов происходит посредством и только посредством их интеграции друг с другом и с мировым хозяйством в целом.

Предметом исследования данной работы выступает интеграционное объединение  двенадцати стран - бывших республик  СССР - Содружество Независимых Государств и Российской Федерации.

Целью данной работы является проведение анализа динамики и эффективности  интеграционных процессов России и  СНГ и их влияние на экономику  России. Реализация цели исследования обусловила постановку следующих взаимосвязанных  задач, отражающих логическую структуру  и последовательность предпринятого  исследования:

- выявление роли интеграционных  процессов для современного экономического  развития;

- исследование экономического  развития России;

- исследование значения экономической  интеграции для России;

- исследование современного состояния  интеграционных процессов России  и СНГ;

- исследование перспектив и  проблем экономической интеграции  России и стран СНГ.

Информационная база представлена законодательными актами Российской Федерации, нормативными документами Министерства финансов, официальными данными Федеральной  службы государственной статистики и федеральной таможенной службы, материалами отечественных монографических исследований, обзорно-аналитическими сведениями, опубликованными в периодической печати и глобальной сети «Internet».  

Глава 1: Сущность экономической интеграции

1.1.Понятие  экономической интеграции  её предназначение и

сущность.

 Прежде чем говорить о  сущности  экономической интеграции  нужно дать определение понятию  и понять что же такое интеграция  в общем смысле слова.

Интеграция (от лат. integer — целый) –  означает объединение экономических  субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая  интеграция имеет место, как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая  интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических  связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий  осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров.  

Экономическая интеграция (integration, от лат. integratio – восстановление) – взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств разных стран, ведущая к  их постепенному экономическому слиянию. На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней  экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в  постепенном создании «общего рынка» – в либерализации условий  товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.

В настоящее время, международная  торговля стала все более дополняться  различными формами международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы и технологии), в  результате которого за границу стали  перемещаться уже не только готовый  товар, но и факторы его производства. Прибыль, заключенная в цене товара, стала создаваться уже не только в рамках национальных границ, но и за рубежом. Закономерным результатом развития международной торговли товарами и услугами и международного движения факторов производства стала экономическая интеграция.

Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и  политического объединения стран  на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда  между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных  уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие отдельных  фирм близлежащих стран на основе формирования разнообразных экономических  отношений между ними, в том  числе создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция происходит на основе формирования экономических  объединений государств и согласования национальных политик.

Если первая половина XX в. стала  эпохой формирования независимых национальных государств, то во второй половине XX в. начался обратный процесс. Эта новая  тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно  отказываются от полного национального  суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению  экономической эффективности производства, и сама интеграция носит, прежде всего, экономический характер. Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.

Международное разделение труда –  это такая система организации  международного производства, при которой  страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли.

Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией  и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых  людей, американцы – на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.

Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую  форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в  одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.

Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация  производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных  условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным, иначе высокая  цена отпугнет покупателя. Поскольку  внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное  производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов…) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние  рынки.

Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные  наднациональные экономические  организации, регулирующие мировую  экономику и перехватывающие  часть экономического суверенитета у национальных государств.

Интернационализация производства может  развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между  разными странами устанавливаются  устойчивые экономические связи  по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать  их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку  приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается  несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта  тенденция доминирует сейчас в мировом  хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается  разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию  в мировом масштабе, являются и  международные финансовые организации  как, например, более высокая ступень  интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном  масштабе этот процесс стремятся  направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при  ООН.  Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

Помимо чисто экономических  причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений  между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность  их политических конфликтов и позволяет  вести единую политику в отношении  других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало  их политическое противостояние, длившееся  со времен Тридцатилетней войны, и позволило  им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического  и геополитического соперничества.

В начале 2007, по данным Секретариата Всемирной  торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 327 региональных торговых соглашений интеграционного  характера. Международные экономические  интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них  входят страны с самым разным уровнем  развития и социально-экономическим  строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки  – это ЕС. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация  «Азиатско-Тихоокеанское экономическое  сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.

Предпосылки международной экономической  интеграции состоят из: 
• Близости уровней экономического развития и степени рыночной зрелости интегрирующихся стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран.

• Географической близости интегрирующихся  стран, наличие в большинстве  случаев общей границы и исторически  сложившихся экономических связей. Большинство интеграционных объединений  мира начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном континенте, в непосредственной географической близости друг от друга, имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих  на одном языке. К изначальной  группе стран - интеграционному ядру, - ставших инициаторами интеграционного  объединения, подключались другие соседние государства.

• Общности экономических и иных проблем, стоящих перед странами в области развития, финансирования, регулирования экономики, политического  сотрудничества и т.д. Экономическая  интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят  перед интегрирующимися странами. Очевидно поэтому, например, страны, главная  проблема которых - создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться  с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что  требует введения общей валюты. Также  и страны, у которых главной  является проблема обеспечения населения  водой и пищей, не могут сочетаться с государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного движения капитала.

• Демонстрационный эффект. В странах, создавших интеграционные объединения, обычно происходят положительные экономические  сдвиги (ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости  и т.д.), что оказывает определенное психологическое воздействие на другие страны, которые, конечно, следят за происходящими изменениями. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок.

• «Эффект домино». После того как  большинство стран того или иного  региона стали членами интеграционного  объединения, остальные страны, оставшиеся за его пределами, неизбежно испытывают некоторые трудности, связанные  с переориентацией экономических  связей стран, входящих в группировку, друг на друга. Это нередко приводит даже к сокращению торговли стран, оказавшихся  за пределами интеграции. Некоторые  из них, даже не имея существенного  первичного интереса в интеграции, высказывают заинтересованность в  подключении к интеграционным процессам  просто из-за опасения остаться за ее пределами. Этим, в частности, объясняется быстрое  заключение многими латиноамериканскими  странами соглашений о торговле с  Мексикой после ее вхождения в  Североамериканскую зону свободной  торговли - НАФТА.

Факторы развития  экономической интеграции:

1.Углубление МПП.

2.Социально-экономическая однородность  национальных предприятий.

3.Близкие уровни экономического  развития групп стран.

4.Тесное переплетение национальных  экономик на микроуровни.

5.Общие границы и условия  развития.

6.Развитие коммуникационных возможностей.

7.Общность культурных и исторических  традиций.

8.Целеустремленность государственных  органов и партий стран

относительно интеграционных процессов.

9.Объективна необходимость общего  решения глобальных проблем

человечества. 
Главные участники и организаторы интеграционного процесса:

1.Государства. 

2.Партии.

3.ТНК. 

4.Общественные организации.

Тенденциями международной экономической  интеграции является глобализация мировой  экономики и регионализация. Развитие МЭО, под воздействием специализации  и разделения труда, приводит к глобализации.

Основные черты глобализации: Изменяется форма производства, она переходит  в международную форму в виде ТНК; изменение содержания производства и обмена под воздействием специализации, т.е. ориентация национальной экономики  на международные стандарты; принципиальные изменения в хозяйственной жизни - международные центры управления, международные системы информации, система международных стандартов (ГАТТ, МВФ, органы ООН и т.д.).Регионализация - исторически сложившаяся региональная общность с едиными экономико-географическими, культурными и т.д. сходствами. Признаками интеграции являются: взаимопроникновение  и переплетение национальных производственных процессов; на этой основе происходят глубокие структурные изменения  в экономике стран-участниц; необходимость  и целенаправленное регулирование  интеграционных процессов; возникновение  межгосударственных (наднациональных  или надгосударственных) структур (институциональные  структуры).

Условия интеграции:

1) развитая инфраструктура; 
2) наличие политических решений правительства (создание условий для интеграции - политическая и экономическая база). 
Уровни интеграции: 
1) Наднациональный (государственный уровень); 
2) Национальный (межфирменный — ТНК); 
3) Транснациональный.    

  Развивающиеся страны создают  интеграционные группировки для  преодоления проблем индустриализации. Число группировок в развивающихся  странах составляет приблизительно  от 35 до 40. 
Примером может служить МЕРКОСУР (1991 год - Асунсьонское соглашение) в состав которого входят Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. Целями группировки являются - снижение бюджетного дефицита, преодоление кризиса.

Цели и значения международной  экономической интеграции:

1.Использование преимуществ экономии  от масштаба за счет расширения  размеров рынка, сокращения трансакционных  издержек.

2.Создание более стабильной  и предсказуемой среды для  взаимной торговли, а также благоприятной  внешнеполитической среды, т.е.  укрепление взаимопонимания и  сотрудничества участвующих стран  в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических  областях.

3.Создание блока стран для  участия в многосторонних торговых  и иных переговорах.

4.Содействие структурной перестройке  экономики стран, осуществляющих  глубокие экономические реформы,  при подключении их к региональным  торговым соглашениям со странами, находящимися на более высоком  уровне рыночного развития.

5.Поддержание молодых отраслей  национальной промышленности, для  которых в этом случае возникает  более широкий региональный рынок.

6.Достижение наиболее высокой  эффективности производства.

7.Возможность регуляции социально-экономических  процессов на региональном уровне.

8.Насыщение рынка товарами.

9.Обеспечение экономической и  политической консолидации и  международной военной безопасности.

10. Стимулирования притоков иностранных  инвестиций.

Преимущества экономической интеграции:

1.Увеличение размеров рынка  - действие сквозь масштабы производства (для стран с малой емкостью  национального рынка), на этой  основе необходимо определение  оптимального размера предприятия.

2.Растет борьба между странами.

3.Обеспечение лучших условий  торговли.

4.Расширение торговли параллельно  с улучшением инфраструктуры.

5.Распространение новых технологий.

Недостатки экономической интеграции:

1. Для более отсталых стран  интеграция приводит к оттоку  ресурсов (факторов производства), идёт  перераспределение в пользу более  сильных партнёров.

2. Олигопольный сговор между  ТНК стран- участниц , что приводит  к повышению цен.

3. Эффект потерь от увеличения  масштабов производства при очень  сильной концентрации.

 

1.2.Причины и формы развития  международных экономических интеграций

Выделяют несколько взаимовыгодны  причин ведущих к развитию международной  экономической интеграции.

Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для  взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ кразного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, экономическое сближение  стран в региональных рамках создает  привилегированные условия для  фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно  решать наиболее острые социальные проблемы, такие как выравнивание условий  развития отсталых районов, смягчение  положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее развитие системы здравоохранения, охраны труда  и социального обеспечения.

Однако взаимодействие национальных хозяйств развивается с разной степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в отдельных  регионах. Поэтому необходимо рассмотреть  объективные факторы, обусловливающие  этот процесс.

Помимо чисто экономических  причин у международной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений  между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность  их политических конфликтов и позволяет  вести единую политику в отношении  других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало  их политическое противостояние, длившееся  со времен Тридцатилетней войны, и позволило  им выступать «единым фронтом» против общих соперников. Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического  и геополитического соперничества.

Самая простая и наиболее распространенная форма экономической интеграции – зона свободной торговли в рамках которой отменяются торговые ограничения  между странами-участницами, и прежде всего таможенные пошлины.

Создание зон свободной торговли усиливает конкуренцию на внутреннем рынке между национальными и  зарубежными производителями товаров, что, с Одной стороны, увеличивает  опасность банкротств, а с другой является стимулом для совершенствования  производства и внедрения нововведений. Отмена таможенных пошлин и нетарифных ограничений касается, как правило, промышленных товаров; в отношении сельскохозяйственных товаров либерализация импорта ограниченна. Это было характерно для ЕС и сейчас наблюдается в Североамериканском регионе и Латинской Америке. Другая форма – таможенный союз - предполагает наряду с функционированием зоны свободной торговли установление единого внешнеторгового тарифа и проведение единой внешнеторговой политики в отношении третьих стран.

В обоих случаях межгосударственные отношения касаются лишь сферы обмена, с тем чтобы обеспечить для  стран-участниц одинаковые возможности  в развитии взаимной торговли и финансовых расчетов.

Таможенный союз часто дополняется  платежным союзом, обеспечивающим взаимную конвертируемость валют и функционирование единой расчетной денежной единицы.

Экономическая интеграция России и стран СНГ