Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ………………….

 

6

    1. Экономическая безопасность: понятие, сущность,

специфика……………………………………………………………..

 

6

     1.2.  Экономическая безопасность региона в системе

     национальной экономической безопасности: угрозы и  факторы    риска…………………………………………………………………

 

 

13

     1.3. Процесс  обеспечения экономической безопасности  на

      региональном  уровне…………………………………………………

 

20

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ………………………

 

29

     2.1. Общая  экономическая характеристика региона………………...

29

     2.2. Анализ  угроз экономической безопасности  Вологодского

     региона…………………………………………………………………

 

36

     2.3. Пути преодоления угроз экономической безопасности в

     Вологодском  регионе………………………………………………….

 

43

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………….

 

52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………

59

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………

63

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………

68


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В быстроменяющихся условиях современной экономики способность обеспечить безопасность страны от воздействия внутренних и внешних угроз определяет уровень ее конкурентоспособности и динамику социально - экономического развития. Глобальные кризисные явления в производственной, продовольственной, энергетической, финансовой и иных сферах заставляют уделять особое внимание такому понятию, как экономическая безопасность. Сегодня она рассматривается, в основном, с позиций национальной экономики, в то время как, региональная составляющая изучена недостаточно полно[15,c.87].

Региональная  безопасность имеет четко выраженную специфику. Это связано с совокупностью различных уникальных условий: географическим положением, климатом, степенью обеспеченности природными ресурсами, численностью населения, развитостью инфраструктуры и пр.

Выявление и нейтрализация  угроз и кризисных ситуаций на уровне региона может существенно снизить степень риска возникновения глобальных угроз национальной безопасности. В последнее время на федеральном и региональном уровнях принят целый ряд нормативно-правовых актов по вопросам безопасности, однако их реализация пока не принесла ожидаемых результатов. Существующие стратегии повышения экономической безопасности регионов нуждаются в новых методах, механизмах и инструментах адекватных современным экономическим условиям[22,c.92].

Актуальность рассматриваемой  проблемы, а также недостаточность ее методической разработанности обусловили выбор темы исследования.

Объект исследования - экономическая безопасность.

Предмет исследования - сущность, содержание, показатели и индикаторы экономической безопасности на региональном уровне (на материалах Вологодской области).

Цель работы -  всестороннее исследования безопасности регионального сектора экономики в системе национальной экономической безопасности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  взаимосвязанных задач:

- рассмотреть теоретические основы экономической безопасности на региональном уровне;

- проанализировать систему обеспечения экономической безопасности Вологодской области;

- предложить пути совершенствования экономической безопасности и экономического развития.

Теоретическую основу реализации поставленных в исследовании задач составили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, таких как  Абалкина Л. И., Архипова А. И., Глазьева С. Ю., Кейн-са Дж. М., Львова Д. С, Медведева В. А., Мысляевой И. Н., Мюрдаля Г. К., Олейникова Е. А., Парето В., Пороховского А. А., Сенчагова В. К., Смита А., Татаркина А. И. и др., в которых рассматриваются проблемы экономической безопасности на всех ее уровнях, в контексте экономически эффективной политики современного государства.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений, явились законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Министерства финансов Российской Федерации, Правительства Вологодской области, материалы монографических исследований ведущих отечественных и зарубежных ученых, аналитических записок, отчетных докладов и статей по вопросам экономической безопасности.

Методы исследования. Исследование основано на системном подходе с использованием методов комплексного экономического, абстрактно-логического анализа и синтеза, а также экономико-статистического анализа, наблюдения, сопоставления, экспертных оценок.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

1.1. Экономическая  безопасность: понятие, сущность, специфика

 

Для того, чтобы понять и осознать значение категории «экономическая безопасность» необходимо дать характеристику термину «безопасность» и определит в чем его суть. Безопасность — это такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения присущих этому субъекту качеств и параметров его внешней среды невелика, меньше определенного интервала. «Желательное» состояние субъекта определяется конкретным сочетанием параметров жизнедеятельности. В зависимости от изменения этого сочетания, будет меняться и понятие «желательное» изменение. Таким образом, не менее важным для субъекта является правильная оценка уровня безопасности. Оценка безопасности субъектом может не совпадать с ее реальным уровнем. Глубина этого расхождения зависит от полноты и глубины информации о складывающейся ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности и т.д.[22,c.89]

Вообще, категория экономической  безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В.Тамбовцева, «...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы»[15,c.35]. В.А.Савин считает, что «экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности»[15,c.41]. По Л.И.Абалкину «экономическая безопасность — это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить в жизнь независимую экономическую политику»[31,c.101]. Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства.

Обеспечение экономической  безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей — внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе[32,c.111], раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики[28,c.98].

Таким образом, экономическая  безопасность — это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Глубочайший кризис, охвативший российское общество, существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз экономической безопасности. Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно уяснить её связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие — один из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность  — важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние «нагрузки». Безопасность — это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их пороговые значения. Пороговые  значения — это предельные величины, несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально — экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений — о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке, зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих изделий или сырья.

Критерий экономической  безопасности — это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов[36,c.218].

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение, позволяет заблаговременно сигнализировать  о грозящей опасности и предпринимать меры по её предупреждению. Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела, или снижение дефицита бюджета до порогового значения — к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно  сделать вывод, что за пределами  значений пороговых показателей  национальная экономика теряет способность  к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность  на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:

- экономического роста (динамика и структура национального производства и дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства, отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей, капиталовложения и др.);

- характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический потенциал страны;

- характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

- качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д)[24,c.118].

Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:

- предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически современном, конкурентоспособном базисе, сохранение демократических основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического, инновационного, инвестиционного и образовательного потенциала;

- предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается угроза утраты наиболее продуктивной части национального «человеческого капитала» и нации как органичной части цивилизованной общности;

- предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды, утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации, нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и др[43,c.80].

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая  безопасность — это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и потерь. Из этого можно сделать два вывода: Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д. Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

 

1.2.  Экономическая безопасность региона в системе национальной экономической безопасности: угрозы и факторы риска

 

Национальная безопасность - чрезвычайно сложная многоуровневая функциональная система, в которой  непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам, как внутренними, так и внешними. При этом взаимодействии и противоборстве интересы и угрозы постоянно испытывают воздействие со стороны других элементов системы национальной безопасности: факторов внутренней и внешней окружающей среды и действий управляющей системы (рис. 1.1). В качестве целевой функции этой системы выступает степень защищенности данных интересов от угроз[31,c.194].

При этом следует различать  систему национальной безопасности и систему обеспечения национальной безопасности. Первая - функциональная система, отражающая процессы взаимодействия интересов и угроз, вторая - организационная система органов, сил, средств, различных организаций, призванных решать задачи по обеспечению национальной безопасности.

Важнейшим компонентом  национальной безопасности, её материальным фундаментом, выступает экономическая  безопасность.

Экономическая безопасность – это экономическая категория, характеризующая такое состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, оптимальное удовлетворение общественных потребностей, рациональное управление, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях[15,c.95].

Рис. 1.1. Система национальной безопасности[28,c.114]

 

Экономическая безопасность региона характеризуется способностью его экономики функционировать  в режиме устойчивого развития для  обеспечения достойных условий  жизни населения, развития личности, чтобы противостоять дестабилизирующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов.

Можно выделять такие  составляющие экономической безопасности региона как: финансовая (как устойчивость финансово-бюджетной системы для  обеспечения социально-экономического развития региона); производственная (характеризуемая наличием ресурсной базы и сложившейся специализации); социально-демографическая (отражающая развитие регионального рынка труда, уровни безработицы и социальной дифференциации общества, уровень бедности, культуры, доступности образования, медобслуживания, обеспечения жильем и другие); продовольственная (отражающая уровень обеспеченности качественными продуктами питания в регионе); экологическая (учитывающая уровень загрязнения окружающей среды и затраты на их ликвидацию).

Основная проблема по оценке безопасности сводится к исследованию социально-экономических параметров и факторов воздействия среды. Наиболее изученным сегодня является национальный уровень экономической безопасности, однако, социально-экономическая безопасность и устойчивое ее развитие определяется субъектами РФ и на муниципальном уровне[29,c.155].

В процессе практической деятельности по реализации интересов  объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития.

Противоречия по-разному  проявляются в различных сферах жизнедеятельности в зависимости  от конкретных условий, в которых  осуществляется взаимодействие тех  или иных объектов безопасности. Социальные угрозы появляются под воздействием антагонистических противоречий, являющихся результатом столкновения конфронтационных интересов объектов безопасности - участников общественных отношений.

Категория «угроза» имеет  не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов[29,c.157].

Угроза безопасности - это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Угрозы безопасности имеют объективный характер и  возникают в результате столкновения интересов индивидов, слоев общества, классов, государств при их взаимодействии в процессе общественного развития.

Важную роль в практической деятельности по обеспечению национальной безопасности играет классификация  угроз безопасности по определенным критериям на отдельные виды, что помогает улучшить организацию противодействия угрозам с учетом их конкретных особенностей. Наиболее значимыми в этом отношении критериями являются: местонахождение источника опасности; степень сформированности угрозы; характер угрозы; сферы и области человеческой деятельности; уровень субъективных оценок угроз.

Угроза может быть внешней или внутренней в зависимости  оттого, где расположен источник опасности.

По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные, отражая философские категории действительности и возможности.

В зависимости от характера  угроз, определяемого их источником и спецификой, угрозы делятся на природные, антропогенные и социальные.

Особую практическую значимость имеет классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности (рис. 1.2)[28,c120].

Подобное деление угроз  имеет важное значение при организации  системы обеспечения национальной безопасности и определении основных направлений ее функционирования. При этом выделение видов угроз по данному критерию можно конкретизировать для каждой самостоятельной сферы человеческой деятельности.

Рис. 1.2 Классификация угроз безопасности по сферам и областям человеческой деятельности[28,c.121]

Угроза национальной безопасности (интересам личности, общества и государства) представляет собой посягательство на интерес. Угрозы интересам существуют в каждой сфере жизнедеятельности. Они таятся вне и внутри личности, общества и государства.

В целом все выделенные выше по различным критериям виды угроз оказывают большое влияние на формирование, развитие и практическую деятельность системы обеспечения национальной безопасности России.

Состояние отечественной  экономики, несовершенство системы  организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны [20,c.11].

В сфере экономики  угрозы имеют комплексный характер и обусловлены прежде всего сокращением  внутреннего валового продукта, снижением  инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости [28,c.90].

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически  важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж высококвалифицированных специалистов и продукта интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Экономическая безопасность: понятие, сущность, специфика