Экономико-правовая безопасность функционирования и развития муниципального образования (на примере Липовского сельского поселения)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

Уральский государственный  экономический университет

 

Центр дистанционного образования

 

Допустить к  защите

Заведующий кафедрой

________________________________

«_____»__________________201__г.


 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ЛИПОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ)

 

 

 

 

Факультет ________________________

Направление (специальность) Национальная экономика

Специализация Экономико-правовая безопасность организации

 

Дата защиты ____________________

 

Оценка ________________________

Исполнитель:

Группа ЭПБ-09 Тур

Руководитель: н., профессор

Консультант: преподаватель____

Нормоконтролер: ст. преподаватель_

Рецензент: _________________________________

(Фамилия, инициалы, место работы, должность, степень)

 

 

 

 

 


Екатеринбург

2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

Введение

     3

1

Теоретические аспекты экономической безопасности муниципального образования

 

      6

1.1

Экономическая безопасность муниципального образования:

понятие и сущность

     6

1.2

 

1.3

Экономической безопасности муниципального образования как система

Критерии и  показатели оценки уровня экономической безопасности муниципального образования

   13

 

   24

2

Оценка уровня и направления укрепления экономической безопасности муниципального образования (на примере Липовского сельского поселения)

   34

3

 

 

3.1.

 

 

3.2

Правовая характеристика обеспечения деятельности муниципального образования

Общие положения регулирования деятельности муниципального образования

Проблемы правового  регулирования деятельности муниципального образования, пути их решения

 

   60

 

   60

  

 

  67 

 

Заключение

  83

 

Список использованных источников

  86


Приложения                                                                                       92

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Современная внешняя  среда характеризуется непредсказуемостью турбулентных изменений, в связи, с чем актуальным является принятие решений на всех уровнях власти в условиях неопределенности. Постоянные внешние изменения порождают непрерывные внутренние инновации. Федеральный уровень – наиболее громоздкий и консервативный. Нижний, базовый уровень – муниципальный – наиболее гибкий и подвижный, способный адаптироваться к изменениям внешней среды. Поэтому ставку в развитии и укреплении  безопасности России нужно делать именно на активизацию деятельности в муниципальных образованиях.

Реформы местного самоуправления в Российской Федерации предопределяет необходимость изменения методов формирования финансовых ресурсов муниципальных образований на основе обеспечения финансовой устойчивости и безопасности. Развитие финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, с одной стороны, и необходимость сохранения достаточного уровня финансовой централизации, с другой, ставят новые задачи в области управления муниципальным развитием. Постоянно меняющиеся условия экономики остро обозначили перед регионами России проблему социально-экономического развития сельских территорий. В РФ существует концепция устойчивого развития, однако, в ней отсутствуют четкие принципы и методы регулирования этих процессов на уровне сельских муниципальных образований, которые учитывали бы территориальные, социальные и ментальные особенности российского муниципального образования.

На сегодняшний  день муниципальные власти лишены финансовой самостоятельности ввиду усиления тенденции зависимости местных  бюджетов от финансовой помощи субъектов Российской Федерации. Обеспечение эффективного социально-экономического развития муниципального образования, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, что и приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости и безопасности бюджета муниципального образования.

Меры по устойчивому  развитию сельских муниципальных территорий в настоящее время формируются  как самостоятельное направление  российской экономической политики. Действующие механизмы управления сельскими муниципальными образованиями не в полной мере отвечают задачам, стоящим перед территориальным сообществом. Управление социально-экономическим безопасностью сельских муниципальных образований требует разработки новых методов, учитывающих современные российские особенности.

Цель дипломной работы – исследование экономической безопасности муниципального образования.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие  задачи данной работы:

  1. раскрыть понятие экономической безопасности муниципального образования;
  2. охарактеризовать систему экономической безопасности муниципального образования;
  3. рассмотреть критерии  и показатели уровня экономической безопасности муниципального образования;
  4. проанализировать уровень и направления укрепления экономической безопасности  Липовского сельского поселения;

5) дать общую правовую характеристику обеспечения экономической безопасности муниципального образования. 

Объект исследования –  муниципальное образование Липовское сельское поселение.

Предмет – современный  уровень, факторы и перспективы  обеспечения экономической безопасности муниципального образования Липовское  сельское управление.

Информационная база курсовой работы включает: нормативно-правовые акты, труды отечественных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, а именно: Ю.В. Жилкина, Н.П. Купрещенко, О.Е. Кутафин, И.Г. Напалкова, В.К.  Сенчагов и другие.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основного  текста, заключения, списка использованных источников, приложений. Содержание работы изложено на 109 страницах машинописного текста, и включает  
6 рисунков, 7 таблиц, 7 приложения. Список использованных источников включает 50 наименований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

1.1 Экономическая  безопасность муниципального образования:  понятие и сущность

 

 

Общество проявляло заинтересованность в собственной безопасности всегда, даже на этапе своего возникновения. С развитием общества меняется и содержание общественных отношений, в связи с этим безопасность стала подразделяться на виды в соответствие со сферой деятельности. Так одним из наиболее ранних по происхождению, но в тоже время не потерявшим  
и сегодня своей значимости видов является экономическая безопасность. Причем существенным становится, не просто повышенное внимание,  
а всестороннее исследование данного общественного явления на всех уровнях его проявления (государственном, региональном, местном).

Экономическая безопасность на уровне местного  самоуправления наиболее приближена к обществу и конкретному человеку, только на этом уровне можно оценить экономическую безопасность в целом, именно поэтому она требует особого внимания.

Экономическая безопасность  муниципального образования является весьма сложной категорией, требующей изучения каждой составляющей.  
В современной научной литературе понятие «экономическая безопасность» достаточно часто выводят непосредственно из более общей категории «безопасность». Само  понятие безопасность можно рассматривать с позиции разных субъектов: личности, общества, организации, государства  
и т.д. Например, согласно словарю Робера, термин «безопасность» начал употребляться с 1190 г. и означал спокойное состояние духа человека, считавшего себя защищенным от любой опасности [49, с. 34]. Однако в этом значении он не вошел в лексику и использовался крайне редко.

С момента зарождения государства и на всех этапах его  становления существовала проблема обеспечения его безопасности. «Философские умы» эта проблема интересовала всегда, многие ученые посвящали этому вопросу свои научные труды: например, Жан-Жак Руссо написал еще двести лет назад, что забота о самосохранении и безопасности есть самая важная из всех забот государства [50, с. 21].

В России до последнего времени понятию «безопасность», методологическим проблемам безопасности как определенного социального явления уделялось крайне мало внимания, что объяснялось закрытостью темы безопасности как монопольной сферы высшего политического руководства, рассматривающего это как понятие в основном и главным образом в связи с военными проблемами страны. В Большой советской энциклопедии раскрывается лишь понятие «безопасность международная», которое трактуется как состояние экономических, политических и других отношений между государствами, утверждающее мирное сосуществование государств на началах равноправия, национальную независимость  
и самостоятельность народов, а также их свободное развитие  
на демократической основе [23, с.53]. Этим понятие «безопасность» сводилось только к противодействию внешним опасностям и угрозам, утверждая тем самым официальную позицию того времени об отсутствии внутренних угроз для безопасности страны.

В. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность» [16]. По С. Ожегову безопасность – это «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [32]. Таким образом, изучив существующие определения понятия «безопасность» можно перейти к определению категории «экономическая безопасность».

На сегодняшний  день существует тенденция, ведущая  к проблемам  
и спорам среди ученых по вопросу определения экономической безопасности. В результате этого до сих пор не выработан единый подход  
к ее пониманию.

Большинство авторов  рассматривают экономическую безопасность  
в контексте легального определения национальной безопасности, данного  
в Федеральном законе Российской Федерации «О безопасности»  
от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ. В данном нормативно-правовом акте  под национальной безопасностью понимается безопасность государства, общественная безопасность, экологическая безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации [5]. Таким образом, понятие «экономическая безопасность» можно вывести из предложенного выше определения, получив при этом следующие: экономическая безопасность – вид безопасности, предусмотренный законодательством и неотъемлемая составная часть национальной безопасности. Данное определение достаточно узкое,  
но возможна и более широкая трактовка на основе авторского комментирования данного закона.

Безусловно, экономическая  безопасность является наиболее важной составляющей из структур национальной безопасности страны, такое значение обусловлено тем, что экономика в целом является фундаментом, благодаря которому возможна не только свобода деятельности, но и самое главное – существование.

В настоящее  время законодатель отказался от закрепления определения экономической  безопасности в законодательстве. Кстати сказать, это оправдано, так как на сегодняшний день весьма трудно дать определение данного явления из-за сложности и многогранности этого понятия,  
а возможные ошибки лишь осложнять и без того недостаточную правовую урегулированность этого явления. Но все же существует необходимость  
в правильной и четкой формулировке определения экономическая безопасность с учетом всех правил юридической техники.

Для всестороннего  рассмотрения понятия экономическая  безопасность следует изучить и  существующие в научной сфере  точки зрения по этому поводу. Так, например, Паньков В.С. под экономической безопасностью  
с понимает «такое состояние национальной экономики, которое характеризуется ее устойчивостью, «иммунитетом» к воздействию внутренних и внешних факторов, нарушающих нормальное функционирование процесса общественного воспроизводства, подрывающих достигнутый уровень жизни населения и тем самым вызывающих повышенную социальную напряженность в обществе, а также угрозу существованию государства» [39, с. 47].

Олейников Е.А. понимает экономическую безопасность как «такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический  
и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов» [51, с. 34].

 Н.П. Купрещенко  определяет экономическую безопасность  как «такое состояние национального  хозяйства, при котором оно  способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую,  
социально-политическую стабильность, высокую обороноспособность в условиях воздействия неблагоприятных внешних и внутренних факторов, эффективное управление, защиту экономических интересов на национальном  
и международном уровнях» [26, c.16].

Такую же позицию занимает Л.Э. Гаджиева. По ее мнению, «на уровне государства экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессах» [13, c.14].

Представленные  выше точки зрения В. С. Панькова, Е.А. Олейникова, Н.П. Купрещенко, Л.Э. Гаджиевой можно объединить, с некоторой долей условности, в единообразный подход к пониманию экономической безопасности, который был реализован российским законодателем  
в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в настоящее время утратил силу).

Безопасность  как состояние защищенности выявляет лишь статичность системы, но безопасность обеспечивается в результате ее функционирования, а именно: при реагировании и нейтрализации угроз. В соответствии  
со справедливым замечанием И.Г. Напалковой, в определении безопасности как состояния защищенности в большей степени фиксируется общественно необходимый результат, оно характеризует безопасность как нечто, уже достигшее должного уровня, а не как процесс и в большей степени отвечает понятию «обеспеченность безопасности» [31, c. 46].

Воспринимать  экономическую безопасность как статичное явление не совсем правильно, так как любая экономическая система не предполагает фиксированность своих характеристик, нередко обладающих элементом непредсказуемости. Именно поэтому экономическую безопасность следует рассматривать как находящееся в постоянном изменении свойство экономической системы.

В.К. Буторин, А.Н. Ткаченко и С.А. Шипилов рассматривают  экономическую безопасность как  важнейшую качественную характеристику экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства [38, c. 50].

По нашему мнению, весьма не правильно определять безопасность как контролируемые субъектом условия, так как эти самые условия не всегда фиксированы и не всегда изменчивы.

В научной литературе предлагаются и иные трактовки понятия  экономической безопасности. Так, С.В. Блохин предлагает понимать под экономической  безопасностью «достаточность обеспечения  требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, баланс и защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз»  
[36, c. 58]. Анализ данного определения свидетельствует о недостаточной точности и необходимости дополнительных разъяснений такие понятия, как «достаточность», «требуемый уровень».

Проблемы, выявленные при определении понятия экономическая безопасность, свидетельствуют о том, что авторы в большинстве своем данное понятие рассматривают относительно экономической безопасности государства в целом, либо используют последнее как первооснову для определения экономической безопасности остальных субъектов. Для того чтобы дать определение объекту нашего исследования – экономической безопасности муниципального образования, необходимо определить экономическую безопасность государства.

Изучив вышеперечисленные определения экономической безопасности, можно предложить следующую формулировку экономической безопасности государства.

Экономическая безопасность государства – это важнейшая  
и динамичная характеристика функционирования национальной экономики, выражающая ее способность:

- создавать и гарантировать благоприятное существование членов общества;

- обеспечивать устойчивое развитие экономики;

- реагировать  на возникающие угрозы, нейтрализуя неблагоприятные последствия.

Итак, экономическая безопасность – фундамент и материальная основа национальной безопасности в целом. Можно выделить несколько составляющих социально-экономической политики государства:

- обеспечение экономической безопасности регионов России как федеративного государства;

- обеспечение экономической безопасности муниципальных образований;

- обеспечение  экономической безопасности общественных организаций, предпринимательских структур и отдельных категорий граждан.

 Как видно,  экономическая безопасность муниципального  образования является одной из составляющих экономической безопасности государства. Муниципальное образование – территория, в границах которой совместно  
с государственным управлением разрешено местное самоуправление для решения только местных вопросов. Такое местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Местное самоуправление является одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Как наиболее приближенная к населению власть,  местное самоуправление обеспечивает защиту тех интересов граждан, которые основаны на совместном их проживании на определенной территории, на неизбежном взаимодействии жителей этой территории.  
В то же время местное самоуправление признается и гарантируется государством как форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения, обеспечения повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения муниципального образования в целом» [27, c.109].

Изучив различные точки зрения понимания «экономической безопасности» в целом и выявив сущность муниципальной власти, следует дать определение экономической безопасности муниципального образования. По нашему мнению, наиболее правильным и точным является следующее определение: экономическая безопасность муниципального образования – важнейшая качественная и динамичная характеристика экономической системы муниципального образования, отражающая процесс взаимодействия  
с окружающей средой и направленная на реализацию муниципальных интересов в сфере экономики, своевременное реагирование на внутренние и внешние угрозы.

 

 

1.2 Экономическая  безопасность муниципального образования  как система

 

 

Государство может  обеспечить лишь защиту от наиболее важных  
и масштабных угроз, но повседневно каждый сталкивается с опасностями  
(в том числе и экономическими), которые носят местный характер.  
От подобных местных угроз экономической безопасности наиболее эффективно оградить может наиболее приближенная к населению власть – органы местного самоуправления.

Муниципальное образование представляет собой  социально-экономическую систему  нижнего базового уровня. Муниципальное образование следует рассматривать как систему, состоящую из четырех основных компонентов: социума, рынка, экономики и власти. Данная концепция представлена на рисунке 1.


 

 

 

 

 

Рисунок 1 –  Система муниципального образования1

Рассмотрим  каждый компонент более подробно. Социум состоит  
из населения, общественных организаций и движений. Население, образующее социум, формирует потребности местного рынка. Рынок, образующий сегменты и ниши и состоящий из потребителей, дает населению удовлетворение потребностей. Экономика состоит из инфраструктурных  
и товарных отраслей, кластеров и организаций (корпораций). На рынке формируется спрос, экономические субъекты удовлетворяют этот спрос, сбывая свою продукцию. От социума субъекты получают рабочую силу, выплачивая сотрудникам зарплату. Власть обеспечивает социуму защиту (получая от него поддержку), управляет экономическими процессами муниципального образования (получая налоговые и неналоговые доходы), регулирует и развивает рынок. Развитый мощный рынок обеспечивает власти дополнительную силу [21, с. 15].

Муниципальное образование как система обладает определенными свойствами. Выделим наиболее существенные:

Динамичность  – внутри происходят постоянные изменения, причем изменения в одном компоненте (уровне) вызывают изменения в других компонентах (уровнях).

Нелинейность  – разные элементы имеют различное значения для функционирования системы, что помогает проранжировать их по степени значимости.

Детерминированность – заведомо предопределенная объективная значимость в системе определенных параметров.

Открытость – любой компонент и уровень системы связан с внешней средой, в результате чего происходит постоянная перекачка энергии, приводящая к росту энтропии.

Чувствительность  – способность воспринимать внешние воздействия.

Рефлексивность – имеет модель самой себя и окружающей ее среды.

Адаптивность – изменяет внутренние параметры в соответствии  
с требованиями внешней среды.

Активность – имеет собственную систему целей и способы принятия решений.

Непрерывное совершенствование  – естественная форма существования любой системы.

Экономическая безопасность представляет собой сложную  
и многоплановую конструкцию, систему которой можно рассматривать  
в различных аспектах. Например, Т.Д. Ромащенко отмечает, что экономическая безопасность – многоярусная система, концептуализируемая  
с различных позиций:

- как потребность всех экономических субъектов, определяемая в то же время степенью удовлетворения других социально-экономических потребностей;

- как свойство экономической системы, пронизывающее все производственные отношения и детерминированное родовым признаком, «матрицей безопасности»;

- как состояние экономики, характеризуемое оптимальным соотношением продуктивности, эффективности, гибкости, адаптогенности;

- как функция по обеспечению необходимого и достаточного уровня безопасности [37, c. 103].

Сложность структуры  экономической безопасности обусловливает возможность различного подхода к систематизации составляющих  
ее компонентов.

Л.И. Абалкин  выделяет составные элементы системы  экономической безопасности, исходя из ее понимания как совокупности условий и факторов, обеспечивающих независимость и устойчивость экономики. По мнению  
Л.И. Абалкина, экономическая безопасность включает в себя следующие элементы:

- экономическую независимость, которая сейчас не носит абсолютный характер.

- стабильность и устойчивость экономики, сдерживание факторов, способных дестабилизировать ситуацию;

- способность к саморазвитию и прогрессу: создание благоприятных условий для инвестиций и инноваций, повышение образовательного, культурного и профессионального уровня работников [19, c.10].

По нашему мнению, выделенные Л.И. Абалкиным факторы, не стоит рассматривать как элементы системы экономической безопасности.  Исходя из смысла, представленного выше перечисления, наиболее вероятно считать их требованиями, которым должна отвечать экономическая безопасность, для того чтобы она могла реализовать свои задачи и функции.

Система безопасности муниципального уровня призвана обеспечить защиту интересов всех компонентов  муниципального образования.  
Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из проблем, стоящих перед органами местного самоуправления. В состоянии безопасности муниципальная система обладает некоторыми свойствами:

Торможение  – внутри запускается механизм торможения, который  
не допускает внутренних изменений в системе.

Линейность – разные компоненты имеют одинаковое значения для функционирования системы, что не позволяет проранжировать их по степени значимости.

Отсутствие  детерминированности – поскольку система линейна, что  
не позволяет определить направление ее развития.

Закрытость – все компоненты и уровни муниципального образования изолированы от внешней среды, в результате чего нет перекачки энергии, необходимой для развития.

Грубая неспособность воспринимать внешние воздействия в силу закрытости. Восприятие только самых мощных воздействий, реагирование только на сильные сигналы.

Экономико-правовая безопасность функционирования и развития муниципального образования (на примере Липовского сельского поселения)