Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска

Содержание

 

                  

 

стр.

Введение

3

Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения.

5

1.1 Определение, значение и структура градостроительного комплекса. Формы организации и управления.

5

1.2 Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов.

13

Глава 2. Характеристика градостроительного комплекса г. Красноярска.

21

2.1. Организационно - управленческая  структура.

22

2.2. Условия и факторы развития и размещения градостроительного комплекса.

29

2.3. Внутрирайонные различия в планировке и застройке.

56

2.4. Особенности развития градостроительства в современных условиях.

61

Глава 3. Использование материала в курсе географии средней школы.

68

Заключение

86

Библиографический список

88

Приложения

93


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Развитие территориальной экономики зависит от эффективности экономики отдельных отраслей. Экономика градостроительного комплекса города Красноярска является одной из основных составляющих террито-риальной экономики, так как рост объемов капитального строительства вызывает увеличение объемов выпуска металлов и стройматериалов, продукции машиностроения, химической, электротехнической, радио-электронной, стекольной, деревообрабатывающей, мебельной промышлен-ности и агропромышленного комплекса. Градостроительный комплекс горо-да Красноярска является территориальной социально-экономической под-системой региональной экономики и с 2003 года увеличивает объемы строительства, что сопровождается некоторым ростом показателей эко-номики других отраслей региона и улучшением положения в социальной сфере.

В непростых экономических  условиях отрасль сохранила базовые  производственные мощности, квалифицированных  специалистов, мобилиз- овало организационные, финансовые и кадровые ресурсы. А это значит, что и в дальнейшем строительство будет локомотивом в реализации крупных инве- стиционных проектов, роста благополучия жителей нашего города. [22]

В этой связи научный и практический интерес представляют иссле-дования в плане особенностей размещения градостроительного комплекса на территории краевого центра.

Объект исследования - градостроительный комплекс г. Красноярска.

Предмет исследования - пространственная организация градо-строительного комплекса города Красноярска.

Цель работы - выявить внутрирайонные различия в планировке и застройке г. Красноярска.

Задачи исследований. Для достижения поставленной цели необходимо решить поставленные задачи:

- дать определение  градостроительного комплекса;

- изучить особенности  и перспективы застройки г. Красноярск;

- изучить структуру Красноярского градостроительного комплекса;

- выявить условия и факторы развития отраслевой и территориальной структуры градостроительного комплекса г. Красноярска;

- провести анализ функционирования градостроительного комплекса города Красноярска;

- изучить возможности использования материалов дипломной работы в курсе географии средней школы.

В ходе исследования использовались методы: картографический, визу- альный, сравнительного анализа, статистический, интервьюирования, геоин- формационных технологий.

 

Глава 1. Градостроительный комплекс как объект экономико-географического изучения.

 

1.1 Определение, значение, структура.

Хозяйственный комплекс страны состоит из отдельных отраслей, которые в зависимости от характера выполняемых ими функций относятся к сфере материального производства либо к непроизводственной сфере. Сфера матери- ального производства охватывает промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт и ряд других отраслей народного хозяйства, создающих материальные блага. К непроизводственной сфере относятся здраво- охранение, просвещение, культура, наука и другие отрасли народного хозяйства, в процессе деятельности которых материальные блага не создаются.

Градостроительный комплекс имеет в своей основе интеграционные связи строительства и промышленности. Он включает три группы отраслей:

    1. строительная индустрия;
    2. промышленность строительных материалов;
    3. строительное и дорожное машиностроение, производство машин и оборудования для промышленности строительных материалов.

Продукцией  отрасли строительства являются законченные строительст- вом и сданные в эксплуатацию заводы и фабрики, железные и автомобильные дороги, электростанции, ирригационные и судоходные каналы, порты, жилые дома и другие объекты, образующие основные фонды народного хозяйства страны.

Градостроительство охватывает сложный комплекс общественно-экономических, строительно-технических, архитектурно-художественных, санитарно-гигиенических проблем. Упорядочению планировки и застройки городов служат регулярная планировка (прямоугольная, радиально-кольцевая, веерная и др.), учёт местных условий, строительство архитектурных ансамблей, ландшафтная архитектура.

Созданием основных фондов страны занимается отрасль капитального стр- оительства. Кроме создания основных фондов к функциям капитального строите- льства относятся реконструкция и техническое перевооружение уже действу- ющих основных фондов. Поэтому основной задачей капитального строительства являются расширенное воспроизводство и ускоренное обновление основных фондов народного хозяйства страны.

Капитальное строительство как  отрасль материального производства включает проектно-изыскательские и научно-исследовательские, строительные и монтажные организации, предприятия стройиндустрии, производство строительных материалов и транспорт. Кроме того, в сфере капитального строительства прямо или косвенно участвуют разные отрасли национальной экономики, которые обеспечивают строительство металлом и металлоконстру- кциями, цементом, лесоматериалами, строительными машинами, средствами тр- анспорта, топливом и энергетическими ресурсами[30].

В строительстве  используется 50% продукции промышленности строител- ьных материалов, около 18% металлопроката, 40% пиломатериалов, более 10% продукции машиностроительной промышленности. Строительство обслуживают практически все отрасли промышленности. Для перевозки строительных материалов, строительных конструкций и строительной техники используются практически все виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, речной, морской и воздушный. Величина транспортных расходов в затратах на строи- тельство достигает 20% (данные на 2006г.)[11].

По объему производимой продукции и количеству занятых людских ресу- рсов на строительную отрасль приходится примерно десятая часть экономики ст- раны. В строительной отрасли действуют около 70 тыс. строительно-монтажных организаций.

В строительном технологическом процессе может быть выделено три этапа:

Рис. 1. Этапы технологического процесса строительства

 

Подготовка  строительства осуществляется по следующим направлениям: технико-экономические исследования целесообразности строительства объекта; проектирование объекта и инженерно-техническая подготовка к строительству. В процессе технико-экономических исследований определяются основные технико-экономические показатели будущего объекта, и оценивается экономическая целесообразность его строительства.

 На стадии  проектирования разрабатываются конструктивно-компоно- вочные решения объекта, методы организации его строительства и технология производства работ, определяется сметная стоимость строительства. После этого осуществляется инженерно-техническая подготовка к строительству — выносится опорная геодезическая сеть и строительная сетка, проводятся рабо-ты по подготовке территории строительной площадки, подъездных транс-портных коммуникаций.

На этапе, когда осуществляется собственно строительство, на строи- тельной площадке происходит соединение всех технологических элементов строительного процесса, в результате функционирования которых создается строительная продукция. На этом этапе формируются совокупные фактические из- держки строительного производства, материально-вещественные элементы зда- ний и сооружений, их архитектурно-строительная выразительность и качество.

На третьем  этапе — реализация строительной продукции — происходят ввод законченных строительством объектов в эксплуатацию и передача их заказчику как основных фондов.

Трем этапам воспроизводства соответствуют  три стадии кругооборота капитальных вложений: 1)— производство как продуктивная форма создания основных фондов; 2) — реализация как форма превращения строительной прод- укции в основные фонды и 3) — подготовка следующего цикла воспроизводства с целью очередного превращения денежных фондов в продуктивные. Чем больше степень взаимодействия всех элементов воспроизводства во времени и пространстве, тем выше экономическая эффективность строительства[23].

Под строительным процессом понимается совокупность взаимосвяза- нных основных, вспомогательных и обслуживающих технологических операций, осуществляемых на строительной площадке, в результате взаимодействия которых создается строительная продукция.

Экономическая сущность строительного процесса выражается затратами на его осуществление. Затраты строительной организации, связанные с про- изводственно-хозяйственной деятельностью по возведению объекта строительства, подразделяются на единовременные и текущие. К едино-вре-менным затратам относятся основные фонды строительных организаций, материальные запасы в оборотных средствах, незавершенное строительство. Текущие затраты — это все издержки строительной организации, непосред-ственно и косвенно связанные с созданием объекта строительства: заработная плата, строительные материалы, амортизационные отчисления, прочие затра-ты. Общая сумма текущих затрат составляет себестоимость строительно-мон-тажных работ[28].

 

 

Рис. 2. Отраслевая структура строительного комплекса

 

 

 Формы   организации  и управление  строительством

В системе  строительства в качестве основных участников инвестиции- онного процесса обычно выступают организации, которые в соответствии с выполняемыми ими функциями именуются: инвестор, заказчик, застройщик, подрядчик и проектировщик.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Участники инвестиционного процесса в строительстве

 

Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из собственных или заемных средств финансирование строительства объекта. Инвестор определяет сферу приложения капитальных вложений (инвестиций); разрабатывает условия контрактов на строительство объекта; принимает решение относительно организационных форм строительства с целью опреде- ления проектировщика, подрядчика или подрядчиков, поставщиков путем объявления торгов или частных предложений, осуществляет финансово-кредит- ные отношения с участниками инвестиционного процесса. Инвестор может вы- ступать и в роли заказчика, кредитора, покупателя строительной продукции, а так-же выполнять функции застройщика.

В качестве инвестиций инвестор может использовать: денежные средст- ва, акции, облигации, векселя и другие ценные бумаги.

Заказчик — юридическое или физическое лицо, принявшее на себя фун- кции организатора и управляющего по строительству объекта, начиная от разра- ботки технико-экономического обоснования и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию или выходом объекта строительства на проектную мощность.

Застройщик — юридическое или физическое лицо, обладающее правами на земельный участок под застройку. Он является землевладельцем. Заказчик в отличие от застройщика только использует земельный участок под застройку на правах аренды.

Проектировщик (генеральный проектировщик) — проектная или проек- тно-изыскательская и научно-исследовательская фирма, осуществляющая по дог- овору или контракту с заказчиком разработку проекта объекта строительст-ва[24].

Генеральный проектировщик для разработки специальных  разделов про- екта или проведения научных исследований может привлекать специализирова- нные проектные или научно-исследовательские организации. Генеральный проектировщик несет полную ответственность за качество проекта, технико-эко- номические показатели объекта строительства, правильность выполнения подря- дной организацией проектных решений.

Подрядчик (генеральный подрядчик) — строительная фирма, осуществл- яющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Генеральный подрядчик отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном соот- ветствии с условиями договора, проекта, требованиями строительных норм и правил, оговоренной стоимостью. Генеральный подрядчик по согласованию с заказчиком может привлекать на условиях субподряда выполнению отдельных видов работ или для строительства отдельных объектов или сооружений субпо- дрядные строительные, монтажные специализированные организации. Ответст- венность за качество и сроки выполненных работ субподрядными организа- циями перед заказчиком несет генеральный подрядчик. Главной целевой задачей подрядчика является максимум рентабельности работ[24].

Из вышеизложенного  следует, что в системе капитального строительства организационные формы и организационные отношения между участниками инвестиционного процесса исключительно важны для достижения конечной цели строительства.

В капитальном  строительстве получили распространение  следующие организационные формы строительства: хозяйственный способ, подрядный способ, строительство объектов «под ключ», торги.

При хозяйственном способе строительство объектов осуществляется соб-ственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное подразделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта. Данный способ обычно при-меняют при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объектов на территории существующего предприятия, в сельском строительстве[16].

При хозяйственном  способе строительно-монтажные участки или управ- ления, как правило, характеризуются слабой оснащенностью высокопроизво-дительной специализированной техникой, невысоким уровнем квалификации рабочих, неритмичностью строительных процессов, текучестью строительных кадров, низким уровнем производительности труда. Все это не способствует индустриализации строительства, созданию высококвалифицированных строите- льных коллективов. Однако имеются и преимущества: сокращение времени на всевозможные согласования, связанные с привлечением подрядных строите- льных организаций, общая заинтересованность коллектива действующего пред-приятия и строительного управления в быстром и качественном осуществлении проводимых работ по реконструкции, перевооружению или расширению предприятия, единство руководства эксплуатации и строительства объекта.

При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями по договорам с заказчиком, которые имеют собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры соответствующих специальностей и опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конс-трукций, деталей полуфабрикатов. Этот способ строительства является основ-ным[16].

Подрядный способ работ предполагает заключение между  заказчиком и подрядчиком договора на весь период строительства до полного завершения стройки. Этот договор носит название генерального. Все взаимоотношения меж-ду участниками процесса строительства регулируются «Правилами о договорах подряда на капитальное строительство», «Правилами финансирования строительства и договорами подряда»[23].

Заказчик  предоставляет подрядчику площадку для строительства, свое-временно передает ему утвержденную проектно-сметную документацию, обес-печивает финансирование, поставляет технологическое, энергетическое и дру-гие виды оборудования.

Заказчик  проводит комплексное опробование  оборудования с участием заинтересованных сторон, обеспечивает шеф-монтаж заводов-изготовителей, про- водит наладку технологических процессов и вместе с генеральным подрядчиком обеспечивает ввод в действие производственных мощностей и объектов строи- тельства.

В процессе строительства  заказчик осуществляет технический надзор за ходом строительства, контроль за соответствием фактических объемов, стои- мости и качества выполняемых работ, а также технических условий на произ-водство и приемку работ. Обеспечивает приемку и оплату законченных строи-тельством объектов и отдельных этапов работ, рассчитывается с подрядчиком за принятую законченную строительную продукцию.

В последние  годы широкое распространение начинает получать форма строительства объектов «под ключ», когда функции заказчика передаются генеральному подрядчику. В этом случае генподрядная строительная органи- зация принимает на себя полную ответственность за строительство объекта в соответствии с утвержденным проектом, в установленные сроки и в преде- лах утвержденной сметной стоимости. Это повышает заинтересованность генподрядчика в более экономном расходовании установленного сметного лимита, так как полученная экономия поступает в его распоряжение, упрощ- ается система связей, что способствует повышению оперативности принятия и реализации решений, а в конечном итоге — удешевлению и ускорению стр- оительства.

Опыт отечественного и зарубежного строительства  показывает, что организационные формы строительства оказывают существенное влияние на эффективность капитального строительства[16].

1.2. Современные проблемы и направления совершенствования застройки городов.

Перемены в представлениях о  перспективах градостроительства воз-никли в результате изменений в массовом и профессиональном сознании. Они стали следствием нового отношения к экологии, историческому архит-ектурному наследию и культуре. Возникли идеи устойчивого развития горо-дов, систем расселения, укрепления взаимосвязей общества с природным окружением. Повысилось внимание общественности к охране и реставрации памятников истории, культуры и архитектуры, к образному контексту, включающему своеобразие города.

Образ города, его «лицо» определяется, прежде всего, социальными условиями  жизни общества, конкретными историческими судьбами, его ролью в жизни страны, уровнем развития культуры, национальными особен-ностями, географическими и природными факторами. Кроме того, образ города определяется его функциональной характеристикой, профилем его профессионализации, как города промышленного, сельскохозяйственного, города науки, отдыха, города портового и пр.[5].

Выявление перспектив развития города, как любого живого организма, при  сохранении его «лица» — главная  задача градостроителей.

В отличие от концепций градостроительства начала ХХ века, основным методом развития большинства городов России становится реконструкция. На рубеже веков реконструкция становится одной из важнейших тенденций и в мировом зодчестве. Она охватывает все сферы профессиональной градо-строительной деятельности: организационный, инвестиционный, проектный, объем композиционный, реставрационный дизайн. Огромный шаг вперед был сделан в области реконструкции типовых и уникальных зданий и сору-жений, реставрации исторической застройки, воссоздания утраченных памят-ников истории и архитектуры[34].

Особое значение проектировщики придают  реконструкции обществен-ных центров городов и районов, ведь именно здесь происходит концентрация деловой, общественной и культурной жизни города. Не осталось без вни-мания как строительство новых центров, так и реконструкция старых. При создании образа города особое внимание обращается на бережное отношение к историческому архитектурному наследию

Наряду с повышенным интересом  к возрождению, застройке и благо-устройству центров исторических городов, идет активное освоение свобо-дных территорий и территорий сносимой ветхой застройки внутри города, уплотнение застройки центральных районов, включая исторические центры. Этот процесс отражает стремление к экономической эффективности исполь-зования городских территорий.

Одно из направлений улучшения  структуры города — совершенст-вование или изменение функционального зонирования. Внимание градо-строителей привлекают производственные территории и прилегающие к ним санитарно-защитные зоны. Все чаще они рассматриваются как резерв для размещения выставочных, торговых, ярмарочных, складских построек, пред-приятий транспортного обслуживания (парки, гаражи, СТО).

С ростом городов и уплотнением  застройки, все более остро встают проблемы улучшения транспортной структуры городов. За последнее десяти-летие значительно увеличились капиталовложения в улучшение дорожно-транспортной сети городов, расширение транспортных артерий города с целью увеличения их пропускной способности, формирование автомо-бильных развязок. Рост пассажиропотоков в крупных городах регулируется за счет создания новых станций метрополитена, а также общей  создания пешеходных улиц и комплексов.

Многое в нашем городском  окружении зависит, казалось бы, от мелочей: функционального зонирования малых городских пространств (дворов, сквериков, мини-рынков и т.п.), размещения остановок общест-венного транспорта, наружной рекламы, малых архитектурных форм и пр. Городской дизайн как самостоятельная художественная сфера в нашей стра-не сравнительно молол, но поле деятельности у него сейчас невероятно огро-мное. Правильное размещение отдельных элементов и комплексов малых архитектурных форм, рекламы, скульптуры, грамотный подбор сортов зе-леных насаждений по их эстетическим свойствам, воспринимаемым, как пра-вило, на уровне человеческого глаза, позволят воздействовать на подсозна-ние горожан, воспитывая их вкус и культуру[34].

Создание комфортного городского пространства — одна из главных  за-дач ландшафтной архитектуры. Появление новых направлений и стилей в архитектуре не может не сказаться на формировании нового языка в области городского ландшафтного дизайна.

Создание парков и скверов стало  программным направлением в градо-строительном искусстве России.

Изучение и проектирование городов  требует интеграции подходов и применения различных наук, создания интернаучных урбанистических кон-цепций, осмысления города как феномена современного мира, в котором человечеству приходится решать необычайные по сложности и значению социальные, экономические, географические и градостроительные проблемы.

Проблема развития градостроительного комплекса г. Красноярска в последние годы встала как никогда остро.

Строительная отрасль  почувствовала падение спроса в  результате мир- ового финансового кризиса. Бурный рост объемов кредитования и высокие темпы роста экономики привели к значительному росту строительной отра- сли – за последний год объемы строительства выросли на 64%. Рост строите- льства не был подкреплен будущим долгосрочным стабильным спросом на недвижимость[31].

В чрезвычайно тяжелом положении  оказались хозяйствующие субъекты, формирующие строительный комплекс. Инфляция, падение производства, рост цен, сокращение капиталовложений в отрасль привели к падению объ-емов работ, сокращению численности, снижению прибыли.

Напрашивается вывод: капитальное  строительство в России оказалось  в положении заложника существующей финансовой системы. Все большая часть создаваемого экономикой национального продукта, абсолютная масса которого ежегодно уменьшается, трансформируется в налоги, используемые бюджетами всех уровней для поддержания в равновесии самой финансовой системы, эксплуатирующей больную экономику[18].

Существует ряд проблем, которые  ограничивают возможности нор-мального функционирования предприятий в этой области. Среди них:

- устаревшая сметно-нормативная  база;

- задолженность федерального бюджета  перед рабочими - строителями;

- инфляция;

- частое изменение индексов  цен на некоторые виды строительной  продукции;

- отсутствие инвестиций;

- налогообложение.

Переход на саморегулирование в строительстве – одна из главных тем всех проводившихся в последнее время форумов этой отрасли.      

Оценивая ситуацию с  саморегулированием, строители были практи-чески единодушны: саморегулирование "сложилось" не так, как предпо-лагали регионы. Требования закона 148-ФЗ "О внесении изменений в Градо-строительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не позволяют создать саморегулируемые орга-низации во всех субъектах РФ Сибирского федерального округа[2].

Сибирские строители  солидарны в оценке роли государства  в строите- льстве. По общему мнению, неопределенность целей, задач и направлений развития строительной отрасли, отсутствие четкой перспективной государс- твенной политики негативно сказываются на развитии отрасли. Основными проблемами отрасли являются - частая сменяемость органа управления строительной отраслью на федеральном уровне, отсутствие ясности по сро-кам и исполнителям в вопросах формирования нормативной базы строи- тельства на федеральном уровне, отсутствие условий для развития малого бизнеса в строительстве в свете принятых законодательных актов [1], хрони- ческое отставание подготовки коммунальной, дорожной и социальной инфраструктур земельных участков, предназначенных для жилищного строи- тельства, сложность и длительность процедур землеотвода для строительства жилья и линейно-протяженных объектов, дороговизна земельных участков и безальтернативность форм их выделения, неурегулированность процедур государственного учета объектов недвижимости и регистрации прав на эти объекты, повсеместное отставание в сроках подготовки градостроительной документации[5].

Для подъема технологического уровня отрасли, укрепления предпри- ятий строительной сферы необходимо совершение государством ряда конк- ретных шагов. Необходимо ускорить принятие стратегии развития Сибири и долгосрочной стратегии массового жилищного строительства; ускорить при- нятие подзаконных актов к Федеральному закону № 148-ФЗ в части назна- чения государственных регулирующих и надзорных органов; внести поправки в действующее законодательство в части обеспечения правового функционирования государственных предприятий и организаций малого биз- неса на строительном рынке РФ; ускорить принятие технических регламе- нтов "О безопасности зданий и сооружений", "О безопасности строительных материалов" и основополагающих Сводов правил[2].

По мнению строителей, необходимо также передать полномочия РФ по вопросам землеотвода субъектам  РФ, в том числе по неразграниченным зем- лям; разработать механизм государственной поддержки (льготное налого-обложение инвестиций в основной капитал, возмещение части банковской ставки по инвестиционным кредитам) развития стройиндустрии и промыш-ленности строительных материалов в регионах Сибири; внедрить принцип "одного окна" в систему государственного учета объектов недвижимости и регистрации прав на них.

Необходимы изменения  в Градостроительный кодекс РФ и  Земельный кодекс РФ в части особенностей землеотвода для линейно-протяженных  объ- ектов и организации подготовки земельных участков, занятых ветхим и авар- ийным жильем. А также назрела необходимость создания на федеральном уровне органа управления строительной отраслью. Также строители обраща- ются к органам государственной власти субъектов РФ с просьбой активиз- ировать работу по организации подготовки и переподготовки кадров рабочих профессий для нужд строительного комплекса в системе среднего професс- ионального образования.

Экономико – географические аспекты застройки г. Красноярска