Экономика телевещания

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 МИРОВЫХ ЯЗЫКОВ 

ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра «Аудиовизуальная журналистика и массовые коммуникации»

                

 

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

на тему:

«ЭКОНОМИКА ТЕЛЕВЕЩАНИЯ»

( на примере телеструктур Узбекистана и России)

специализация: 5 А 320102

международная журналистика

 

 

 

                      

 

 

Выполнил:                                                                          Сардор Азизов

Работа проверена и  допущена к защите

Заведующий кафедрой :          доктор полит. наук  Хуршид Дустмухаммад                    

Научный руководитель:                                                 доц. Исмаилова К.Ф.

 «______»__________2010год

 

 

 

ТАШКЕНТ- 2010

                            

 

 

 

 

 

 

 

                                                       План

Введение

 

Глава 1. Реформирование экономики телевещания в Узбекистане

 

§ 1. Преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики

§ 2. Основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане

 

Глава 2.  Управление телепроизводством

 

§ 1. Общая характеристика и особенности организации телепроизводства

§ 2 Основные аспекты управления телепроизводством

 

Глава 3. Экономическая практика телевещания

 

§ 1. Рекламный менеджмент

§ 2. Экономические способы оптимизации вещательного процесса

 

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  ВВЕДЕНИЕ

 

         В современном мире телерадиовещание стало важнейшим средством массовой информации, влияющим на духовное развитие общества, экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества. Влияние телевидения на политический и социальный климат  суверенного Узбекистана огромно. Являясь составной частью культуры страны, телевидение влияет на сохранение языка, традиций, формирование шкалы материальных ценностей общества. Сети телевидения республики выполняют функцию одной из основных систем оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, природных и техногенных катастрофах.  
          В Узбекистане с его многонациональным составом, телевещание служит мощным инструментом межнационального общения, диалога культур и религий, приобретая все большее значение в регионах, стимулируя развитие местных институтов культуры и образования, становясь составной частью муниципальных структур.  
Кроме социального, культурного и информационного компонента телевидение является немаловажным фактором экономики страны, причем немалую часть финансовых вложений осуществляет само население путем покупки телевизоров и абонентской платы за антенну.

Уникальная техника телевидения, его дорогостоящие производственно-технические  комплексы, протяженные наземные и космические коммуникации все более настоятельно требуют продуманной организационно-экономической основы управления вещанием. Многие нормативы и положения, регулирующие процесс подготовки телевизионных передач, использование эфирного времени, сегодня в значительной мере устарели, пришли в прямое несоответствие с реалиями  вещания. Несовершенны правовые и бюджетно-финансовые вопросы. Вот почему проблемы экономики телевидения, вопросы управления телепроизводством приобретает сегодня важное самостоятельное значение.  
 Сложность многообразие проблем телепроизводства делает актуальным и необходимым разработку оптимальных социально-экономических моделей вещательного процесса. Наше общество переживает эпоху радикальных изменений во всех областях, и эти изменения, естественно, не могут не отразиться на телевидении. Сейчас еще рано говорить о каких-то окончательно сформировавшихся организационно-правовых структурах, об управленческих аспектах, обеспечивающих телевизионное вещание в нашей стране. Но если дальнейшее развитие телевидение подтвердит их целесообразность и жизненность, то они, безусловно, будут введены в практику на постоянной основе путем комплексного подхода.

Важное значение в эффективном функционировании телевидения, как утверждают известные исследователи ТВ1, имеют экономические проблемы телепроизводства, особенно в связи с управленческими аспектами вещания. Между тем, методологические основы управления телепроизводством, на наш взгляд, разработаны недостаточно. И это также определяет актуальность данной работы.

Степень разработанности. Тема экономики СМИ уже давно интересует специалистов журналистики и маркетинга во всём мире. Об этом свидетельствует большой объём литературы по данному направлению. При написании данной работы автор опирался, главным образом, на труды известных зарубежных специалистов по маркетингу и менеджменту масс-медиа, таких как Бернет Дж., Мориарти С., Браун Дж., Куол У., Котлер Ф., Армстронг Г.2 и др. Хорошей основой для изучения экономической практики телевещания России послужили работы российских авторов: Ворошилова В.В., Гуревича С.М., Голубицкой Е.А., Кухаренко Е.Г., Полукарова В.Л., Разумова Е.А.3 и др.

В ходе работы с литературой  автор столкнулся с обстоятельством, что вопросы экономики телевидения Узбекистана отечественными исследователями фактически не изучен. Тем не менее, как показывает практика, назрела необходимость на местном материале, с учетом существующих сегодня в Узбекистане реалий, решения таких экономических и организационных задач, как научное обоснование сущности управления маркетинговой деятельностью, направленной на увеличение аудитории телевизионных передач, формирования рационального механизма реализации управленческих функций в процессе указанной деятельности.  
          Вышесказанное подтверждает научную новизну данной работы. Она заключается, прежде всего, в выявлении и решении  управленческих и организационно-экономических проблем, имеющих практическую направленность в процессе создания и рационализации деятельности систем управления маркетингом услуг хозяйствующих субъектов сферы отечественного телевидения. Научно-исследовательские положения данной выпускной работы по созданию обоснованных методических решений осуществления управления маркетингом услуг могут быть использованы телестудиями республики для повышения эффективности их деятельности.

Практическое  значение имеют также полученные результаты по определению стратегических ориентиров управления маркетингом отдельных жанров телепередач, оптимизации организационно-экономической структуры маркетинговой службы и рекламного менеджмента.

Цель настоящей работы - раскрыть роль, особенности и сформировать основные концептуальные положения рационализации управления экономической деятельностью телевидения.  
         В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы  следующие задачи:

- исследовать преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики за последние два-три года;

          - проанализировать основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане;

- охарактеризовать особенности и организацию телепроизводства;

- выявить современные  модели  управления телевещанием;

- рассмотреть особенности рекламного менеджмента в практике отечественного ТВ;

- провести сравнительный анализ действующих механизмов управления маркетинговой и экономической деятельностью телевидения России и Узбекистана, выявив особенности их функционирования;

- разработать методические положения  повышения результативности экономической деятельности телевидения.

В качестве объекта исследования  выбраны телевизионные структуры Национальной Телерадиокомпании Узбекистана - каналы «Узбекистон», «Спорт», «Тошкент», «Ёшлар», а также российские телеканалы ОРТ, СТС и другие, на наш взгляд, наиболее заметные в плане эффективного управления телепроизводством.

В качестве предмета исследования  выступает экономическая деятельность вышеназванных телеструктур за выбранный нами период с 2008 по 2010 год.

Апробация. Работа обсуждена и представлена к защите на кафедре “Аудиовизуальная журналистика и массовые коммуникации”. Основные положения работы отражены в докладе на студенческой конференции факультета международной журналистики Университета мировых языков Республики Узбекистан.

       Структура работы. Выпускная квалифицированная работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

Глава 1. Реформирование экономики телевещания в Узбекистане

§ 1. Преобразования в экономической сфере Узбекистана и телевидения республики

 

           Ввиду исчезновения после 1991 года монопольно - распределительной экономики, изменения, произошедшие в общественной и экономической сфере Узбекистана, затронули и телеорганизации республики.    Это сказалось, прежде всего, на реформировании принципов и методов управления, создании новых    структур.     Преобразования    обернулись   демократизацией    и либерализацией в управленческой деятельности.    Как отметил Ислам Абдуганиевич Каримов на заседании правительства, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год: 
«Важнейшим приоритетом реализации экономической программы на 2010 год должно стать продолжение политики углубления структурных преобразований экономики для обеспечения роста конкурентоспособности страны». По его словам, надо объективно признать, что в этом направлении уже много сделано и достигнуты весомые результаты. «Вместе с тем мы отдаем себе отчет, что предстоит еще много сделать по структурным преобразованиям и диверсификации нашей экономики, с тем, чтобы уже в ближайшие годы она стала еще более устойчивой, самодостаточной, менее зависимой от внешних факторов, а главное, конкурентоспособной на мировых и региональных рынках. В конкретных условиях нашей страны и региона речь идет об опережающем развитии современных отраслей и производств, таких, как газоперерабатывающая, нефтехимическая промышленность, энергетика… и, конечно, отрасль современных информационных технологий и систем телекоммуникаций, переходе в ближайшей перспективе на цифровое и широкоформатное телевидение», - отметил Президент Узбекистана4.

С сокращением государственного финансирования телевидения пришло понимание того, что хозяйственная самостоятельность  влечет за собой экономическую ответственность за результаты деятельности. Реакцией на это стала коммерциализация телевещания.   Хотя это сегодня вызывает много нареканий, приходится признать, что этот процесс – объективный.

Появление свободных  производственных мощностей послужило стимулом для развития независимых компаний, роста творческой активности вне рамок государственных структур. Создано большое количество негосударственных телестудий, таких как СТВ (Самарканд), «Коинот ТВ» (Бухара), «Истиклол ТВ» (Бухоро), «Денов АТР», «Жиззах ТВ», «Шеробод ТВ» и другие.

Коммерческое телевидение  развивается за свой счет, продавая эфирное время под рекламу,  привлекая спонсоров, предлагая продукцию другим каналам и т.д. Государство, сохраняя национальные интересы на телевидении, противостоит экранизации агрессии, насилия, порнографии.

В 90-е годы прошлого столетия общественное мнение было таким: чем больше конкурирующих  каналов, тем больше шансов «оздоровить» телевизионное вещание, повысить его  уровень. Однако опыт последующего развития отечественного телевидения показал, что чем больше каналов, либерализации, тем ниже качество телевещания, его духовная насыщенность. Необходимость выживания в условиях рынка, побудило как государственное, так и коммерческое вещание зарабатывать деньги, а это не всегда приводило к повышению качества программ. Ведь зачастую телепродукция делалась и делается под «рекламодателя».

Преобразования, произошедшие в республике за последнее десятилетие, побудили необходимость реформирования и государственного телевещания.

Так, важным фактором «трансформации» Государственной  телерадиовещательной компании в Телерадиокомпанию Узбекистана явились финансовые проблемы. Указом Президента Республики Узбекистан от 7 мая 1996 года был провозглашен поэтапный переход государственных телерадиоструктур на самофинансирование, «с учетом постепенного сокращения размеров бюджетного финансирования»5

До конца 2005 года структура государственных  вещательных организаций в лице  главной радиокомпании страны - Узбекского республиканского радио - в организационном плане сохраняла некоторые структурные принципы и признаки бывшего Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Руководство радиовещанием, как и прежде, осуществлял заместитель Председателя Телерадио, программную деятельность координировала Дирекция программ. Тем не менее, начиная с 1996 года, главная радиокомпания страны претерпела серьезную эволюцию. Так,  если раньше государственное вещание было представлено  «безликими» программами – Первая программа, Вторая программа и т.д., - то теперь республиканский эфир стали представлять каналы «Узбекистон», «Ешлар», «Тошкент», «Спорт». 

Нововведением стала  четкая профилизация государственных  каналов: «Узбекистон» был преобразован в канал  информационно-аналитического, общественно-политического звучания. Цель его деятельности – стать по возможности разносторонним и доступным  для широкой массы слушателей. «Тошкент» стал рупором муниципального вещания. «Ешлар» позиционировал себя как канал адресного вещания, ориентированный на потребности молодежной аудитории.

Автономизация эфирных  каналов способствовала реализации их полной самостоятельности в проведении программной и кадровой политики, и как следствие этого –  заметное улучшение качества передач.

Перестройка государственного телевидения затронула организационную, содержательную структуры, программную деятельность, творческие установки. В результате реформирования ведущей  вещательной организации страны   увеличился общий объем вещания, расширился спектр возможностей выбора передач,  стало больше рекламы.

Заметное влияние на организационную перестройку республиканского ТВ оказал и технический прогресс, прежде всего, компьютеризация и связанная с ней новая аппаратура звукозаписи и монтажа. «Вторжение» новейших электронных технологий не только в вещательную студию, в сам процесс подготовки и «выдачи» передачи в эфир, но и на рабочий стол журналиста способствовало появлению новых подходов к организации студий, редакций, отделов, творческих групп. Так, непременными структурными компонентами ведущей радиорганизации страны стали «компьютерные центры».

Все эти нововведения подготовили почву для следующего этапа реорганизации государственных  электронных масс-медиа, осуществление  которой пришлось на начало 2006 года. Согласно Указу Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова "О мерах по реформированию и развитию независимых каналов телерадиовещания"6 на базе Телерадиокомпании республики была сформирована Национальная Телерадиокомпания (НТРК) и самостоятельные телерадиоканалы. В частности, были созданы Государственные унитарные предприятия (ГУПы): Телерадиоканал "Узбекистон" - на базе одноименных теле- и радиоканалов, Телерадиоканал "Спорт" - на базе телеканала «Спорт» и радиоканала "Машъал", Телерадиоканал "Тошкент" - на базе телеканала "Тошкент" и радиоканала "Дустлик". В Закрытое акционерное общество Телерадиоканал "Ешлар" объединены теле- и радиоканалы "Ешлар". 51% акций этого ЗАО сохраняется в собственности государства, а 49 выставляются на свободную продажу юридическим лицам - резидентам Республики Узбекистан. При этом, согласно Указу "сокращение бюджетного финансирования и переход на полное самообеспечение ЗАО "Телерадиоканал "Ешлар" будет осуществляться поэтапно до 2010 года (ежегодно - на 20%), с сохранением на указанный период льгот, предоставляемых законодательством предприятиям, учреждениям и организациям, финансируемым исключительно за счет государственного бюджета"7.      

    Итак,  в результате реорганизации государственные унитарные предприятия "Узбекистон", "Спорт", "Тошкент" и ЗАО "Ешлар" в качестве самостоятельных юридических лиц стали полноправными субъектами национального информационного пространства. Каналы получили возможность самостоятельно зарабатывать и распоряжаться доходами, направлять прибыль на собственное развитие, приобретение технических средств, оплату услуг связи и обеспечения процессов телерадиопроизводства, стимулирование труда своих сотрудников. У каждого из них -  своя бухгалтерия, рекламно-маркетинговые службы, отделы кадров, собственный счет в банке, самостоятельное делопроизводство - все необходимые элементы и атрибуты независимого производственного предприятия. Следует  отметить, что такой статус им предоставлен впервые за всю историю существования в Узбекистане общенационального телевидения и радиовещания8.

Изменения затронули и систему  управления компанией. Она существенно  оптимизировалась за счет реорганизации  отделов и департаментов, перераспределения  функций, сокращения административного  аппарата. Часть  полномочий центрального аппарата была передана руководителям телерадиоканалов, что существенно расширило их самостоятельность в творческой, технической, финансовой, эфирной, кадровой и рекламной политике. Заметным нововведением в организационной структуре Национальной Телерадиокомпании Узбекистана явилось и создание таких  подразделений, как Отдел разработки перспективных медиа-проектов, Центр компьютерных, информационных и медиатехнологий и ряд других. В первую очередь, именно их задачей стала разработка и апробация в отечественном телерадиопространстве новейших творческих и технических идей, проектов в сфере электронных СМИ.

Реорганизация телевещания  страны, как было официально заявлено9, имела целью, во-первых, развить конкурентные отношения в рамках самой телерадиокомпаниии между ее творческими коллективами, во-вторых, повысить конкурентоспособность продукции Национальной Телерадиокомпании в масштабах всего пространства электронных СМИ Узбекистана.  Нацеленность главной телерадиовещательной организации республики на повышение конкурентоспособности собственной продукции было обусловлено, на наш взгляд, и  интенсивным развитием негосударственных электронных масс-медиа, которые к данному времени уже громко заявили о себе не только в эфирном пространстве страны, но и далеко за ее пределами.

Вместе с тем необходимо отметить, что вследствие реорганизации  телевещания выявился ряд проблем, вызванных существенными различиями в организационном, техническом, кадровом и экономическом аспектах деятельности организаций, занимающихся созданием телепрограмм и обеспечивающих их распространение. Ввиду этого, на наш взгляд, есть целесообразность рассмотреть основные тенденции экономического развития системы телевещания республики на примере его государственного сектора.

 

§ 2. Основные тенденции экономического развития государственной системы телевещания в Узбекистане

 

Говоря о тенденциях экономического развития современного телевидения, следует в первую очередь обозначить такую важную тенденцию как эффект масштаба производства,  который побуждает телеканалы стремиться к постоянному увеличению, т.е. максимизации аудитории.

При увеличении масштабов  производства в телевизионном секторе  растут не переменные издержки, в данном случае на распространение телевизионного сигнала, а постоянные, то есть издержки на производство телепрограмм. Следовательно, объем аудитории телеканалов становится важным экономическим показателем их деятельности, при этом увеличение числа зрителей не обязательно ведет к дополнительным затратам на распространение сигнала.

Это означает также, что стоимость трансляции телепрограмм дополнительным, новым зрителям во многих случаях близка к нулю. Правда, не во всех случаях это утверждение справедливо: при неразвитой трансляционной сети или низкой плотности населения стоимость строительства технической инфраструктуры ТВ чрезвычайно высока. На начальном этапе деятельности это, естественно, увеличивает переменные издержки. Однако если эфирный телеканал, опирающийся на уже существующую трансляционную сеть, стремится расширить свою аудиторию, его затраты на привлечение новых зрителей будут минимальными.

Вторая тенденция экономического развития ТВ заключается в том, что стоимость доставки программ к зрителям в последние годы значительно сокращается.

Телевидение сегодня  – важнейший игрок в индустрии свободного времени, и это заставляет телеканалы постоянно думать о расширении аудитории. Для телезрителей телепрограммы, несомненно, имеют нематериальную ценность. Ценность телепрограммы определяется ее содержанием, значением и смыслом передаваемых сообщений. Эта особенность также подчеркивает общественный характер телевизионного производства.

Но зрителям нужны  не просто какие-либо программы, им нужны  интересные и нужные программы. Важнейшим  условием, вытекающим из этого положения, становится необходимость постоянного обновления, новаторства в производстве программ. Даже наиболее известные телепрограммы со временем теряют свою популярность, поскольку в свободное время зрители постоянно стремятся к новым развлечениям. Телевизионная индустрия находится под постоянным давлением факторов извне, что стимулирует стремление к постоянному улучшению качества телепрограмм. В число этих факторов входит конкуренция с многочисленными «игроками» индустрии свободного времени – будь то другие телеканалы, другие СМИ или иные предприятия индустрии развлечений (массовые зрелища,  клубы,  и т.п.)

Третья тенденция экономического развития телевидения Узбекистана: под давлением конкурентной среды телеканалы вынуждены постоянно стремиться к улучшению качества и инновационности продукта. 

С точки зрения самих  телеканалов создание программ –  реальное производство, требующее значительных вложений. Средства телекомпаний могут  быть направлены или в производство собственных программ, или на закупку  программ из внешних источников. Очевидно, что вложения в производство телепрограмм не зависят напрямую от объема аудитории, но будут значительными в любом случае, даже при ограниченной аудитории телеканала. Само производство телепрограмм – весьма трудоемкий процесс, и участвовать в нем должны квалифицированные специалисты. Набор необходимых для телепроизводства специальностей необычайно широк – от журналистов, актеров, режиссеров, т.е. создателей телевизионного контента, до операторов, звукорежиссеров, монтажеров – технических специалистов высшей квалификации. В идеале все они должны обладать творческими способностями и интеллектом, самостоятельностью, преданностью своей работе, но очевидно, что такими людьми довольно трудно управлять. Вместе с этим в телевизионном производстве всегда существовала необходимость осваивать новые технологии, которые позволяют улучшать качество продукта. В результате высокая стоимость рабочей силы в телевизионной индустрии с течением времени будет только возрастать.

Четвертая тенденция экономического развития ТВ заключается в том, что создание телепрограмм – дорогостоящее, трудоемкое и технологически зависимое производство.

Очевидно, что в телепроизводстве наибольшие затраты приходятся на создание новых программ. В стремлении максимизировать доходы телеканалы усиленно ищут возможные пути сокращения стоимости телепрограмм. Это, с одной стороны, производство и приобретение более дешевых программ (с привлечением невысокооплачиваемых творческих и технических специалистов). К этой же категории относится приобретение телестанциями вторичных прав на показ популярных телепрограмм и сериалов. Именно этим, на наш взгляд, объясняется широкий повтор на канале «Узбекистон», например, корейских сериалов «Киш сонатаси» («Зимняя соната»), «Какнус», на «Ешлар» - национальных сериалов «Туташ такдирлар» («Переплетенные судьбы»), «Чоррахадаги уй» («Дом на перекрестке») и др.

Ко второй категории сокращения затрат на производство относится широкое вторичное использование программ и новостных сюжетов, своеобразный телевизионный рециклинг. Ярким примером проявления этого служит в частности, канал НТТ.

Такие меры, как показывает практика, могут принести временное снижение финансовых затрат, однако неявные экономические издержки часто оказываются весьма существенными. Медиаэкономисты называют эту ситуацию «порочной спиралью» снижения прибыльности в телеиндустрии10. Экономическая логика, стоящая за этим явлением, напоминает логику «спирали тиража» в газетной индустрии. Схематично «порочную спираль» телеиндустрии можно описать так. В поисках путей оптимизации телеканалы сокращают свои программные бюджеты. Это неизбежно приводит к сокращению числа их зрителей и соответственно снижению доходов от рекламы, в результате чего сокращается их прибыль. Телестанции не могут увеличивать вложения в производство и приобретение новых телепрограмм. В свою очередь это ведет к снижению затрат на производство и приобретение новых программ. Таким образом, начинается следующий, более низкий виток «порочной спирали», и все повторяется снова, но уже на более низком уровне (рис. 1).

Рис. 1. «Порочный круг» снижения прибыльности в телеиндустрии 

Многие медиаэксперты  считают, что телевизионная индустрия  в возрастающей степени будет  развиваться в соответствии с  приведенной выше схемой, так как  увеличение числа телеканалов и прогресс цифрового ТВ повлекут за собой резкое сокращение объемов аудитории. Это означает, что экономические основы телевизионной индустрии должны будут претерпеть существенную трансформацию, финансирование телевидения будет модифицировано, а существующий эффект масштаба производства видоизменится. Зрители во все возрастающей степени сами будут оплачивать просмотр телепрограмм, и телекомпании перейдут на платные формы доставки программ.

В настоящее время «бесплатное» ТВ преобладает практически во всех странах мира, включая и наиболее продвинутые технологически, поэтому в данной работе мы будем рассматривать главным образом экономические особенности этой модели телевизионной индустрии.

Подводя итоги вышесказанному, необходимо отметить, что к настоящему времени в Республике Узбекистан сформировалась децентрализованная система телевещания с инновационными организационно-правовыми и экономическими принципами ее функционирования. Так, государственные телеканалы получили статус государственных унитарных предприятий, наделенных правами хозяйственной деятельности, приносящей доходы, обрели более широкие полномочия в определении своей программной политики, в том числе объемов, структуры и сетки вещания. Преобразования экономической деятельности телевидения республики выявили ярко выраженную тенденцию  организации региональными телекомпаниями собственных каналов распространения региональных и местных программ (при сохранении вещания общереспубликанских каналов). Кроме того, в настоящее время четко определился механизм по источникам финансирования структур, осуществляющих телевещание. Это ассигнования из госбюджета, региональных бюджетов, доходы от рекламно-коммерческой деятельности, а также средства из других внебюджетных источников, включая спонсорские поступления, международные проекты и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА  2.  УПРАВЛЕНИЕ ТЕЛЕПРОИЗВОДСТВОМ

 

§ 1. Общая характеристика и особенности организации телепроизводства

 

Телепроизводство сегодня как в нашей стране, так и за рубежом, регулирует рынок. При рыночных отношениях, регулирующих телепроизводство с учетом всех затрат, организация подготовки и выхода в эфир программ, как показывает мировая практика, должна осуществляться по следующим важнейшим направлениям:

- долгосрочное планирование  вещания, 

- стимулирование конкуренции;

- социальная значимость телерадиопродукции;      - управление ценами из нее в зависимости от уровня инфляции;   - оптимизация оплаты труда;          - эффективная и либеральная система налогообложения11.

Телепрограммы - вещь сугубо материальная. Их можно не только смотреть и слушать, но и размножать, хранить, покупать и продавать, как всякий товар. И с организационно- экономической точки зрения создание таких программ является их производством, как и выпуск любого другого товара.

Телестудия - сложный организм, объединяющий многочисленный коллектив творческих и производственных работников. Как каждое предприятие, она наделена для осуществления производственной программы основными фондами- зданиями, сооружениями, транспортом, а также оборотными фондами сырьем, материалами и денежными средствами. Вот почему при решении многих производственно- экономических, технических, юридических и других вопросов, связанных с подготовкой и выдачей в эфир программ, необходимо учитывать особенности студии как творческо-производственного предприятия.

Имея много общего с промышленным предприятием, телестудия отличается от него некоторыми специфическими особенностями. Они определяются в первую очередь характером создаваемой продукции, которая зачастую является произведением искусства, предназначенным  для удовлетворения морально- эстетических потребностей людей.

В создании телепрограммы  участвуют не только творческие работники (писатели, композиторы, режиссеры, актеры, художники, операторы, звукооператоры), но и большой коллектив производственников- инженеров, техников, управленцев, рабочих самых разных профессий. Труд всех и каждого в группе тесно увязан единой целью творческих усилий и единством конечного результата.

Телепроизводство сегодня рассматривается, главным образом, с двух позиций:

- организации (как создать творческий коллектив, занимающийся концепцией формирования, подготовкой и выдачей в эфир телепрограмм);

- управления (как обеспечить создание программ с поставленными требованиями к качеству, издержкам и срокам)12.

Кроме того, современное телепроизводство включает в себя следующие компоненты:

- цели вещания что вещать, как вещать (эфирное, кабельное или спутниковое ТВ), для кого вещать (на какую аудиторию- с точки зрения социально-экономической, демографической, лингвистической и масштабов охвата), когда вещать (временные характеристики телепродукции);

Экономика телевещания