Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии



  

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ  СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ  

 

 

                                                               

Дипломная  работа 

КУДРЯВЦЕВОЙ

МАРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автореферат  дипломной работы

 

Выполнила студентка: Кудрявцева Марина Михайловна

Тема: Эмоциональное отношение  к будущей профессии студентов  факультета психологии

 

Объект: профессиональное самосознание личности

Предмет: Предмет: эмоциональное  отношение к  будущей профессии  студентов факультета психологии

Цель: изучить особенности эмоционального отношения к  будущей профессии студентов факультета психологии.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к  будущей профессии.

2. На основе анализа  психологических исследований изучить  особенности  эмоционального  отношения к будущей профессии  у студентов факультета психологии.

3. Провести  экспериментальное  исследование эмоционального отношения  к будущей профессии студентов  психологического факультета, выявить  объективные и субъективные факторы его детерминирующие.

4. Разработать психологические  рекомендации, направленные на оптимизацию  эмоционального отношения студентов  психологического факультета к  будущей профессии в процессе обучения в вузе.

 Гипотеза:  предполагается, что в структуре эмоционального  отношения к будущей профессии  студентов психологического факультета  велик удельный вес негативных  эмоциональных переживаний, обусловленных  страхами и опасениями. В основе  этих переживаний лежит взаимоусливающее действие объективных и субъективных факторов. Эти негативные эмоциональные переживания можно диагностировать с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина.

 

Методики:

1.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе).

2. «С – тест» (В.  И. Леви).

3. «Методика изучения  факторов привлекательности профессии»  В. А. Ядова  (модификация И.  Кузьминой, А. Реана).

4. Методика цветовых  метафор» (Соломин И. Л.).

5. Анкета «Эмоциональное отношение к будущей профессии»

Использование математических методов обработки  данных:

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Аннотация к работе.

Дипломная работа посвящена  исследованию эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы.

Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов. Данная глава посвящена проблеме теоретического исследования  эмоционального отношения к будущей профессии студентов.

Во второй главе речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. Нами была разработана анкета для студентов, которая позволила выявить объективные и субъективные факторы, определяющие  эмоциональное отношение к будущей профессии и представления студентов о способах решения проблем, возникающих при негативном к ней отношении.

По результатам экспериментального исследования были разработаны практические рекомендации, направленые на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

 В конце каждой  главы сделаны выводы, полученные  из результатов исследования.

Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые  включают в себя сводные таблицы.

Краткие выводы по работе:

1. Процесс профессионального и личностного становления студентов – психологов связан с эмоциональным отношением к будущей профессии, зависящим от образа будущей профессии. Его формирование является одной из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Образ профессии определяет характер профессионального становления самосознания личности, важной структурной составляющей которого является эмоциональный компонент. Его формирование реализуется в самопонимании и самоуважении, определяющих профессиональную уверенность, общее эмоциональное самочувствие и активность.

2. Представление отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни. Представление   будущей профессии включает в себя представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В представлениях о профессии у студентов важную роль играют не только внешние, объективные факторы, но и внутренние, субъективные – особенности личности.

3.Отношение — потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Поскольку отношение складывается из личностного опыта (в том числе и эмоционального), то отношение к будущему (будущей профессии) во многом определяется ожиданиями. Профессиональные  ожидания могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами и тесно связаны с представлениями личности о себе как профессионале.

4. Профессиональные ожидания будущих психологов связаны с социальными ожиданиями. Негативные ожидания могут стать серьезным ограничением в профессиональной деятельности психолога, так как являются причиной активизации страхов, опасений и тревоги. В свою очередь, существует взаимосвязь негативных ожиданий от деятельности с самооценкой личности, уровнем тревоги.

5. Эмоциональное отношение  к будущей профессии, связанное с негативными ожиданиями, определяется эмоциональными особенностями личности (тревога, страхи, опасения). Наряду с этим, существуют объективные факторы, оказывающие влияние на формирование эмоционального отношения к будущей профессии.

6. Экспериментальное  исследование, проведённое со студентами  психологического факультета, позволило  уточнить степень выраженности  субъективных факторов и определить  объективные, влияющие на негативное  эмоциональное отношение к будущей  профессии,  а также доказать из взаимоусиливающее действие, которое является основой негативных эмоциональных переживаний.

7. Результаты исследования особенностей эмоционального отношения студентов к будущей профессиональной деятельности стали  теоретическим основанием для разработки  психологических рекомендаций, направленных на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе.

Количество использованных источников – 51


 

 

оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….7

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ  К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ……….11

1.1. Образ будущей профессии и профессионального самосознание

       личности……………………………………………………………………..11

1.2. Представления о будущей профессии и личностные особенности

       студентов  факультета психологии…………………………………………14

1.3. Роль ожиданий в эмоциональном отношении к будущей профессии……19

1.4. Социальные страхи, опасения, тревога как составляющие

эмоционального отношения к  профессии у будущих психологов……………24

ГЛАВАII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ………….....32

2.1. Организация и методики исследования…………………………………….32

2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………..41

2.3. Психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе………………………………………....52

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….62

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..66                                  

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 
         Современные социальные условия выдвигают перед обществом требования, направленные   на формирование личности, характеризующейся творческим типом мышления, инициативой, самостоятельностью в принятии решений. Все больше внимания уделяется направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Особое значение в наше время приобретает глубокое и всестороннее знание психологических закономерностей, определяющих установки и поступки людей, а также грамотное и профессиональное использование методов психологических воздействий. 

     Многообразие  теоретических и практических  задач, встающих перед психологией,  обусловило  интенсивное её  развитие. Сегодня резко возрос спрос  на практически ориентированных  профессиональных  психологов. Повышенное внимание к их подготовке  в настоящее время  во многом обусловлено потребностью современного общества продуктивно решать проблемы в сферах образования, производства, управленческого труда, бизнеса, во всех областях повседневной жизни [7; 9; 11; 20; 27; 43].

     Концептуальным  подходам к формированию личности  психолога, методологическим основам  подготовки, профессионального и  личностного становления посвящены  работы И.П.Андрейчук, Т.М.Буякас, Н.Л.Коломинского, Г.Ю.Любимовой, А.К.Марковой и других [7; 8; 28].

Научный вклад в изучение проблемы профессионального становления  и профессиональной подготовки практического  психолога внесли такие отечественные  исследователи, как Г. А. Балл, А. Ф. Бондаренко, И. А. Гуляс, 

Л. В. Долинская, О. П. Санникова, В. А. Семиченко, Т. М. Титаренко , Н. В. Чепелева , Ю. М. Швалб и многие  другие [9, 32].

К практическому психологу, как подчёркивает О. П. Санникова, должны предъявляться более высокие  требования относительно психологического воздействия на клиента, а к психологу теоретику – относительно разработок методологических и конкретно методических принципов построения психодиагностических инструментов и теории психотехники.

Н. Ф. Шевченко видит первоочередную задачу подготовки специалистов – психологов в формировании их профессионального сознания, которое в большой мере определяет содержание профессиональной деятельности и характер её продукта. Это «основной узел», в котором сосредотачиваются противоречия между подготовкой специалиста и его конкретной  профессиональной деятельностью [9, 34].

      С. Д.  Максименко подчёркивает наличие  несоответствия и противоречия  между уровнем теоретических  знаний, методологических умений, с  одной стороны, и возможностей  их адекватного использования  с другой стороны [9, 32].

  Однако экспериментальных исследований, несущих практическую ценность, по данной проблеме пока недостаточно.

 Особое значение  имеет начальный этап профессионализации,  важной составляющей которого  является период обучения в вузе, где будущий специалист уточняет свое исходное представление о той деятельности, которой он решил посвятить себя [17, 127]. Искажённость  представлений о будущей профессиональной деятельности   приводят к снижению ценности избранной профессии, к разочарованию в ней.

        Одной из важнейших задач в  этой области является  преодоление  стереотипов профессионального  сознания, формирование новых   технологий обучения и способов, существенных для саморазвития  и самоутверждения, творческого  осуществления профессиональной деятельности.

   Психологическая  практика  предполагает личностную  и эмоциональную  зрелость, которая   позволяет осознавать, контролировать  и регулировать собственные эмоциональные  процессы, так как  личность  психолога -  это важнейшее  целительное средство в процессе его работы, фасилитирующее личностный рост клиента.

   Необходимо также   учитывать, что личный непроработанный  травматический опыт психолога  может стать серьезным профессионально-личностным  ограничением. Наличие нерешенных   глубинных  проблем может послужить пусковым механизмом в формировании страхов, опасений, тревоги.

Социальные страхи, опасения, связанные с будущей профессией, личностная тревожность могут в  значительной степени влиять на эмоциональное  отношение к будущей профессии  судентов-психологов, приводить к негативным ожиданиям в отношении профессиональной деятельности, что в дальнейшем может послужить причиной профессиональной непригодности:

- мешают установлению доверительных отношений с клиентом;                                  - значительно снижают эффективность любой психокоррекционной работы;

- приводят к грубым  ошибкам на этапе психодиагностики.

   Всё вышесказанное определило актуальность данной дипломной работы, выполненной на тему: «Эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности  студентов  факультета психологии».

В качестве объекта  исследования выступает  профессиональное самосознание личности.

Предмет исследования - эмоциональное  отношение к будущей профессиональной деятельности студентов факультета психологии

Цель исследования -  изучить особенности эмоционального отношения к  будущей профессии студентов факультета психологии.

Гипотезой исследования явилось предположение о том,  что в структуре эмоционального отношения к будущей профессии  студентов психологического факультета велик удельный вес негативных эмоциональных переживаний, обусловленных страхами и опасениями. В основе этих переживаний лежит взаимоуиливающее действие объективных и субъективных факторов. Эти негативные эмоциональные переживания можно диагностировать с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина.

    Для  достижения цели и проверки  гипотезы исследования последовательно решались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к  будущей профессии.

2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности  эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.

3. Провести  экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить  объективные и субъективные факторы его детерминирующие.

4. Разработать психологические  рекомендации, направленные на оптимизацию  эмоционального отношения студентов  психологического факультета к  будущей профессии в процессе  обучения в вузе.

      Теоретико – методологической основой исследования явились  теория  психологии отношений В. Н. Мясищева, теория «жизненного пути» С.Л. Рубинштейна, психологические исследования профессионального самосознания (К.А.Абульханова-Славская, М.Н.Гуревич, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, О.В.Москаленко, К.К.Платонов, В.В.Столин, И.И.Чеснокова);

исследования  развития личности специалиста в период профессионального обучения в вузе (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.) [14; 16; 29; 31; 44; 47].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ

 

1.1. Образ будущей профессии и профессиональное самосознание личности

 

     Понятие  «образ» — значимая категория  психологии. Образ является начальным  звеном и одновременно результатом любого познавательного акта. Современные исследователи понимают образ как когнитивную гипотезу, сопоставимую с объективной реальностью [3,52].

      Образ  будущего является составной  частью образа мира. Наличие образа будущего  имеет большое значение для формирования способности к жизненному самоопределению, в том числе и профессиональному. Это напрямую связано с осмысленностью жизни и профессиональным самосознанием.

Образ будущего представлен  в самосознании личности структурой "Я-будущий". Знание и учет представлений человека о себе на временном континууме позволяет прогнозировать развитие и поведение личности в будущем, а также определить конкретный характер прогнозирования будущего в связи с индивидуальными особенностями человека  [30,26].

       Это определило особое внимание ученых к вопросам, связанным с представленностью образа будущего в самосознании человека.

        Жизнь человека протекает во времени, по мере своего развития, он начинает овладевать временем и осознавать его. Происходит одновременное освоение прошлого и будущего времени. Целесообразность и необходимость спонтанного развития временной структуры самосознания определяется потребностью в сохранении устойчивости собственного «Я». Поэтому «Я – концепция» человека включает образы себя в прошлом, настоящем и будущем. Выпадение из сознания прошлого опыта лишает человека возможности опираться на него для прогнозирования своей будущей жизни. Исключение будущего нарушает устойчивость личности, ведёт к невротизации, тревоге, депрессии. Связь прошлого, настоящего и будущего в сознании складывается в картину «жизненного пути» [41].

   Будущее существует  в личности как направленность  её развития и переживается  человеком в виде стремления  к своим целям и идеалам,  как желание выразить себя  в определённой деятельности, как порыв к обогащению ценностно -  смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей.

    Личность – реализуемый в будущем проект  [2, 17].

Профессиональная составляющая образа будущего выступает как основа профессионального развития личности, влияющая на формирование «образа – Я», трактуемого как комплекс представлений человека о себе как профессионале и включающий целостный образ самой профессиональной деятельности, ее целей, ценностей, средств и способов их реализации.

     Образ будущей профессии  -  внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального самосознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности — с другой стороны [12].

В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно сделать вывод, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компонент; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности. В профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности.     Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе.     З. Иванова и

 К. Косев понимают  профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним.     В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление [37].     

П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как  избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального  самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании  себя как субъекта будущей профессиональной деятельности.      Профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств, то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.        

Российские ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции [37].

Для эмоционального компонента профессионального самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные эмоциональные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя. Самопонимание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе, в том числе как о профессионале.

 Самопонимание не бесстрастный процесс, оно эмоционально окрашено, приносит удовлетворение или разочарование. Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного.     Важным компонентом самопонимания является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и понятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего "актуального Я" и "идеального Я". "Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения, указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе" (С. Куперсмит) (Цит. по [37]).

Особое значение имеет  профессиональное самоуважение. Оно напрямую связано с верой в успех, самооценкой, общим эмоциональным самочувствием, социальной активностью [37]

 

 1.2. Представления  о будущей профессии и личностные особенности   студентов факультета психологии

 

Исследование  образа профессии психолога в течение всего курса обучения, формирование у студента вуза представления о будущей профессиональной деятельности  приобретает в настоящее время особую значимость, так как  это является предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе.

   Образ будущей  профессии является отражением  в сознании студента основного  содержания его будущей профессиональной  деятельности и связан с такими  компонентами профессионального  самосознания студента, как «Я-образ», «Я-концепция».

       В структуру обобщенного «образа-Я» студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными  [12].

На основе «Я-образа» у студента складывается «Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.

На основе сопоставления  «образа-Профессии» с «образом-Я» у  студента формируется профессиональный «образ-Я» и складывается осознание  своей тождественности с избранной профессией, формируется положительное отношение к себе как субъекту настоящей учебно-профессиональной деятельности и будущей профессионально-производственной деятельности [12].

      Представление   будущей профессии  является  комплексным образованием, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере.   В качестве основных показателей выступают:  уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога, личностные особенности. Сочетание  представлений о профессии с личностными особенностями студентов позволяет выделить различные типы представлений о будущей профессии [38].

 В качестве детерминант  развития представлений о профессии  выступают такие показатели, как  уровень профессиональной подготовки, стремление к деятельности в  различных направлениях, «профессиональные»  мотивы и показатель направленности в деятельности на себя/на  других и на эмоции/на процесс.

Представления о будущей  профессиональной деятельности студентов-психологов можно разделить на четыре типа:

1) «диффузный» - студенты  достаточно полно и адекватно  представляют особенности, задачи и трудности деятельности психолога, готовы работать в психологии, но при этом не имеют достаточной мотивации, показывают низкий уровень определенности в выборе специализации, стремятся ограничить свою профессиональную деятельность определенным направлением или видом деятельности.  В структуре представлений различные компоненты не обнаруживают взаимосвязи и целостности, а часто даже противоречат друг другу.

     Студенты  с «диффузным» типом представлений  нацелены на реализацию себя  в психологической профессии, заинтересованы в получении профессионального образования. В деятельности часто проявляют стереотипность, не пытаются планировать свою жизнь и добиваться поставленных целей. Стремятся создать у окружающих не совсем достоверное представление о себе, демонстрируют социально одобряемое поведение. Отличаются высоким уровнем развития коммуникативных способностей и умением их использовать. По отношению к людям проявляют скорее любопытство, чем стремление поставить себя на место другого, готовность сопереживать 

Для студентов с «диффузным»  типом представлений о профессии  важным направлением развития представлений  является определение субъективной ценности профессиональной деятельности психолога, развитие стремления к достижениям, умения ставить цели и добиваться их реализации [38].

2) «эгоистичный» - представления  о профессии взаимосвязаны между  собой положительными связями,  выражено стремление действовать  в различных видах и направлениях  психологической деятельности, что  позволяет говорить о целостности представлений. Отличительной особенностью этого типа представлений является преобладание мотива власти, о чем свидетельствует показатель выраженности «ложных» мотивов. Предпочтение студентами таких направлений в деятельности психолога, как консультирование и психотерапия, открывает возможность для попыток манипулирования и управления другими людьми.

Студенты с «эгоистичным»  типом представлений стремятся  реализоваться в профессиональной и общественно-политической жизни, для чего важным считают получение образования. Проявляют стремление к сохранению собственной индивидуальности, не интересуются мнением окружающих о себе.  Их высокая самооценка и чувство собственной значимости зависят у них от уровня материального положения и собственных достижений. Обладают низким уровнем развития адаптивных и коммуникативных способностей. Им трудно создать в общении доверительную атмосферу, которая позволила бы собеседнику раскрыться.

Студентам с «эгоистичным»  типом необходимо развивать способности  создавать доверительную обстановку в общении, отходить от оценочных стереотипов в общении с людьми, не пытаться управлять людьми и их взглядами на жизнь [38].

3) «незавершенный» - студенты адекватно оценивают трудности, задачи и особенности профессиональной деятельности психолога, нацелены на самореализацию в сфере психологии. Своей основной задачей они видят помощь другим людям. Характерной особенностью является высокая степень выраженности «профессиональных» мотивов деятельности. Однако при этом их представления о профессии отличаются недостаточной целостностью. Отдельные характеристики представлений о профессии не противоречат друг другу, они обнаруживают слабую положительную взаимосвязь между собой.

Студентов с «незавершенным»  типом представлений отличают самые  высокие показатели выраженности практически всех характеристик ценностно-смысловой сферы по сравнению с другими группами. Наибольшее значение для них имеют ценности, связанные с получением образования и желанием реализоваться в профессии. Это желание обусловлено истинными профессиональными мотивами. Они ставят перед собой конкретные цели и стремятся обязательно добиться их. При этом они действуют стереотипно, проверенными способами и не склонны ориентироваться на мнение других людей о себе. Сильно выражено стремление демонстрировать социально одобряемое поведение. Испытывают чувство недоверия к окружающим и уверенность в том, что другие люди ограничивают свободу их жизни и проявление способностей. Восприятие и взаимодействие с людьми зависит от оценочных стереотипов. Их эмпатические способности основываются, прежде всего, на логическом, рациональном знании о других людях, интуиция развита слабо. Для успешной реализации в профессиональной сфере студентам с «незавершенным» типом представлений о профессии необходимо развивать свои коммуникативные и адаптивные способности, гибкость и подвижность эмоций и изменить направленность представлений с собственных эмоциональных переживаний на восприятие и понимание другого человека [38].

4) «непрофессиональный» - при высокой степени целостности представлений о профессии психолога обнаруживается низкая адекватность этих представлений и преобладание «непрофессиональных» мотивов, т.е. для студента основной целью его обучения является не приобретение профессии психолога и реализация себя в ней, а решение собственных проблем.

 Студенты с «непрофессиональным» типом представлений о профессии стремятся к самосовершенствованию, уверены в неограниченности своих потенциальных возможностей. У них проявляется стремление к реализации в профессиональной и общественной жизни, большое значение придается обучению. Студенты  этой группы стремятся к независимости от других людей и сохранению неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. При этом они готовы следовать моральным принципам и нормам общества. Отличительной особенностью этой группы является способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях дефицита информации о них, анализировать информацию на уровне интуиции. Но возможность рационального познания других людей, понимания логической основы поведения и состояния другого человека у них снижена.   Студентам с «непрофессиональным» типом представлений о профессии необходимо, прежде всего, решить собственные психологические проблемы и научиться логически анализировать поведение других людей  [38].

Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии