Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ
Дипломная работа |
КУДРЯВЦЕВОЙ МАРИНЫ МИХАЙЛОВНЫ |
Автореферат дипломной работы
Выполнила студентка: Кудрявцева Марина Михайловна |
Тема: Эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии |
Объект: профессиональное самосознание личности |
Предмет: Предмет: эмоциональное отношение к будущей профессии студентов факультета психологии |
Цель: изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии. |
Задачи: 1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии. 2. На основе анализа
психологических исследований 3. Провести экспериментальное
исследование эмоционального 4. Разработать психологические
рекомендации, направленные на оптимизацию
эмоционального отношения |
Гипотеза: предполагается,
что в структуре
|
Методики: 1.«Личностная шкала проявления тревоги» (Дж. Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе). 2. «С – тест» (В. И. Леви). 3. «Методика изучения
факторов привлекательности 4. Методика цветовых метафор» (Соломин И. Л.). 5. Анкета «Эмоциональное отношение к будущей профессии» |
Использование математических методов обработки данных: Коэффициент ранговой корреляции Спирмена |
Аннотация к работе. Дипломная работа посвящена исследованию эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В ведении представлены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования и выдвигается гипотеза экспериментальной работы. Первая глава написана на основе проведения теоретического анализа научных трудов отечественных и зарубежных психологов. Данная глава посвящена проблеме теоретического исследования эмоционального отношения к будущей профессии студентов. Во второй главе речь идет об экспериментальной работе, представляются методики, ход экспериментального исследования и его результаты. Нами была разработана анкета для студентов, которая позволила выявить объективные и субъективные факторы, определяющие эмоциональное отношение к будущей профессии и представления студентов о способах решения проблем, возникающих при негативном к ней отношении. По результатам В конце каждой главы сделаны выводы, полученные из результатов исследования. Завершает работу заключение, список литературы и приложения, которые включают в себя сводные таблицы. |
Краткие выводы по работе: 1. Процесс профессионального и личностного становления студентов – психологов связан с эмоциональным отношением к будущей профессии, зависящим от образа будущей профессии. Его формирование является одной из существенных характеристик учебного процесса в вузе. Образ профессии определяет характер профессионального становления самосознания личности, важной структурной составляющей которого является эмоциональный компонент. Его формирование реализуется в самопонимании и самоуважении, определяющих профессиональную уверенность, общее эмоциональное самочувствие и активность. 2. Представление отражает практическую вовлеченность человека в мир и связано с реальными условиями его общественной и индивидуальной жизни. Представление будущей профессии включает в себя представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В представлениях о профессии у студентов важную роль играют не только внешние, объективные факторы, но и внутренние, субъективные – особенности личности. 3.Отношение — потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. Поскольку отношение складывается из личностного опыта (в том числе и эмоционального), то отношение к будущему (будущей профессии) во многом определяется ожиданиями. Профессиональные ожидания могут быть обусловлены как объективными, так и субъективными факторами и тесно связаны с представлениями личности о себе как профессионале. 4. Профессиональные ожидания будущих психологов связаны с социальными ожиданиями. Негативные ожидания могут стать серьезным ограничением в профессиональной деятельности психолога, так как являются причиной активизации страхов, опасений и тревоги. В свою очередь, существует взаимосвязь негативных ожиданий от деятельности с самооценкой личности, уровнем тревоги. 5. Эмоциональное отношение к будущей профессии, связанное с негативными ожиданиями, определяется эмоциональными особенностями личности (тревога, страхи, опасения). Наряду с этим, существуют объективные факторы, оказывающие влияние на формирование эмоционального отношения к будущей профессии. 6. Экспериментальное
исследование, проведённое со студентами
психологического факультета, позволило
уточнить степень выраженности
субъективных факторов и 7. Результаты исследования особенностей эмоционального отношения студентов к будущей профессиональной деятельности стали теоретическим основанием для разработки психологических рекомендаций, направленных на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе. |
Количество использованных источников – 51 |
оглавление
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ……….11
1.1. Образ будущей профессии и профессионального самосознание
личности…………………………………………………………
1.2. Представления о будущей профессии и личностные особенности
студентов факультета психологии…………………………………………14
1.3. Роль ожиданий в эмоциональном отношении к будущей профессии……19
1.4. Социальные страхи, опасения, тревога как составляющие
эмоционального отношения к профессии у будущих психологов……………24
ГЛАВАII. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ………….....32
2.1. Организация и методики исследования…………………………………….32
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов………………………..41
2.3. Психологические рекомендации, направленные на оптимизацию эмоционального отношения студентов психологического факультета к будущей профессии в процессе обучения в вузе………………………………………....52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….62
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Современные
социальные условия выдвигают перед обществом
требования, направленные на формирование
личности, характеризующейся творческим
типом мышления, инициативой, самостоятельностью
в принятии решений. Все больше внимания
уделяется направлению, связанному с исследованием
личностных, профессионально важных и
деловых качеств отдельного человека,
его состояния и степени адаптированности
в сложных социально-экономических условиях.
Особое значение в наше время приобретает
глубокое и всестороннее знание психологических
закономерностей, определяющих установки
и поступки людей, а также грамотное и
профессиональное использование методов
психологических воздействий.
Многообразие
теоретических и практических
задач, встающих перед
Концептуальным
подходам к формированию
Научный вклад в изучение проблемы профессионального становления и профессиональной подготовки практического психолога внесли такие отечественные исследователи, как Г. А. Балл, А. Ф. Бондаренко, И. А. Гуляс,
Л. В. Долинская, О. П. Санникова, В. А. Семиченко, Т. М. Титаренко , Н. В. Чепелева , Ю. М. Швалб и многие другие [9, 32].
К практическому психологу, как подчёркивает О. П. Санникова, должны предъявляться более высокие требования относительно психологического воздействия на клиента, а к психологу теоретику – относительно разработок методологических и конкретно методических принципов построения психодиагностических инструментов и теории психотехники.
Н. Ф. Шевченко видит первоочередную задачу подготовки специалистов – психологов в формировании их профессионального сознания, которое в большой мере определяет содержание профессиональной деятельности и характер её продукта. Это «основной узел», в котором сосредотачиваются противоречия между подготовкой специалиста и его конкретной профессиональной деятельностью [9, 34].
С. Д.
Максименко подчёркивает
Однако экспериментальных исследований, несущих практическую ценность, по данной проблеме пока недостаточно.
Особое значение имеет начальный этап профессионализации, важной составляющей которого является период обучения в вузе, где будущий специалист уточняет свое исходное представление о той деятельности, которой он решил посвятить себя [17, 127]. Искажённость представлений о будущей профессиональной деятельности приводят к снижению ценности избранной профессии, к разочарованию в ней.
Одной из важнейших задач в
этой области является преодоление
стереотипов профессионального
сознания, формирование новых
технологий обучения и
Психологическая
практика предполагает личностную
и эмоциональную зрелость, которая
позволяет осознавать, контролировать
и регулировать собственные
Необходимо также
учитывать, что личный
Социальные страхи, опасения,
связанные с будущей
- мешают установлению доверительных
отношений с клиентом;
- приводят к грубым
ошибкам на этапе
Всё вышесказанное определило актуальность данной дипломной работы, выполненной на тему: «Эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности студентов факультета психологии».
В качестве объекта исследования выступает профессиональное самосознание личности.
Предмет исследования - эмоциональное отношение к будущей профессиональной деятельности студентов факультета психологии
Цель исследования - изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии студентов факультета психологии.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что в структуре эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета велик удельный вес негативных эмоциональных переживаний, обусловленных страхами и опасениями. В основе этих переживаний лежит взаимоуиливающее действие объективных и субъективных факторов. Эти негативные эмоциональные переживания можно диагностировать с помощью методики цветовых метафор И.Л. Соломина.
Для достижения цели и проверки гипотезы исследования последовательно решались следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы эмоционального отношения к будущей профессии.
2. На основе анализа психологических исследований изучить особенности эмоционального отношения к будущей профессии у студентов факультета психологии.
3. Провести экспериментальное исследование эмоционального отношения к будущей профессии студентов психологического факультета, выявить объективные и субъективные факторы его детерминирующие.
4. Разработать психологические
рекомендации, направленные на оптимизацию
эмоционального отношения
Теоретико – методологической основой исследования явились теория психологии отношений В. Н. Мясищева, теория «жизненного пути» С.Л. Рубинштейна, психологические исследования профессионального самосознания (К.А.Абульханова-Славская, М.Н.Гуревич, М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, О.В.Москаленко, К.К.Платонов, В.В.Столин, И.И.Чеснокова);
исследования развития личности специалиста в период профессионального обучения в вузе (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.А. Деркач, А.К. Маркова и др.) [14; 16; 29; 31; 44; 47].
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИИ
1.1. Образ будущей профессии и профессиональное самосознание личности
Понятие
«образ» — значимая категория
психологии. Образ является начальным
звеном и одновременно результа
Образ будущего является составной частью образа мира. Наличие образа будущего имеет большое значение для формирования способности к жизненному самоопределению, в том числе и профессиональному. Это напрямую связано с осмысленностью жизни и профессиональным самосознанием.
Образ будущего представлен в самосознании личности структурой "Я-будущий". Знание и учет представлений человека о себе на временном континууме позволяет прогнозировать развитие и поведение личности в будущем, а также определить конкретный характер прогнозирования будущего в связи с индивидуальными особенностями человека [30,26].
Это определило особое внимание ученых к вопросам, связанным с представленностью образа будущего в самосознании человека.
Жизнь человека протекает во времени, по мере своего развития, он начинает овладевать временем и осознавать его. Происходит одновременное освоение прошлого и будущего времени. Целесообразность и необходимость спонтанного развития временной структуры самосознания определяется потребностью в сохранении устойчивости собственного «Я». Поэтому «Я – концепция» человека включает образы себя в прошлом, настоящем и будущем. Выпадение из сознания прошлого опыта лишает человека возможности опираться на него для прогнозирования своей будущей жизни. Исключение будущего нарушает устойчивость личности, ведёт к невротизации, тревоге, депрессии. Связь прошлого, настоящего и будущего в сознании складывается в картину «жизненного пути» [41].
Будущее существует в личности как направленность её развития и переживается человеком в виде стремления к своим целям и идеалам, как желание выразить себя в определённой деятельности, как порыв к обогащению ценностно - смыслового пространства собственной жизни оценочными позициями и уникальными взглядами на мир других людей.
Личность – реализуемый в будущем проект [2, 17].
Профессиональная составляющая образа будущего выступает как основа профессионального развития личности, влияющая на формирование «образа – Я», трактуемого как комплекс представлений человека о себе как профессионале и включающий целостный образ самой профессиональной деятельности, ее целей, ценностей, средств и способов их реализации.
Образ будущей профессии - внутреннее образование, которое имеет характер обобщенности и отражает становление профессионального самосознания как субъектного, личностного процесса с одной стороны, и соответствует внешнему, специфическому содержанию конкретной профессиональной деятельности — с другой стороны [12].
В отличие от самосознания в целом, профессиональное самосознание специфичнее по своему содержанию. Изучая работы отечественных психологов, касающиеся вопроса о структуре самосознания (В.С. Мерлин, Л.Д. Олейник, И.И. Чеснокова, В.В. Столин и др.) и исходя из предположения о самосознании как средстве саморегуляции субъекта деятельности, можно сделать вывод, что структура самосознания состоит из следующих компонентов: моральный и нравственный компонент; осознание себя как субъекта деятельности; осознание и оценка во всевозможных видах жизнедеятельности. В профессиональном самосознании на первый план выдвигается содержание, касающееся профессиональной деятельности. Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания. Оно рассматривается как осознание своей принадлежности к профессиональной группе. З. Иванова и
К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним. В.Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление [37].
П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения. В наиболее обобщенном виде оно проявляется в осознании себя как субъекта будущей профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание прямо связано с осознанием человеком себя в профессиональной деятельности, т.е. содержание профессионального самосознания относится к профессиональной деятельности и к себе, как к субъекту этой деятельности. Если самосознание формируется в жизнедеятельности и общении с окружающими людьми и является результатом познания себя, своих действий, психических качеств, то профессиональное самосознание - это проекция всех структурных компонентов самосознания на профессиональную деятельность.
Российские ученые А.А. Деркач и О.В. Москаленко в своих работах выделяют функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания: когнитивный, реализующийся в самопознании; мотивационный, реализующийся в самоактуализации; эмоциональный, реализующийся в самопонимании; операциональный, реализующийся в саморегуляции [37].
Для эмоционального компонента профессионального самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на отрицательные эмоциональные воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях и условиях, при этом понимая самого себя. Самопонимание как процесс проявляется в непрерывном его движении от одного знания о себе к другому знанию, в формировании отдельных ситуативных образов и смутных, расплывчатых представлений к более или менее устойчивому понятию о себе, в том числе как о профессионале.
Самопонимание не бесстрастный процесс, оно эмоционально окрашено, приносит удовлетворение или разочарование. Эмоциональная сторона самопонимания представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе и отношения собственно оценочного. Важным компонентом самопонимания является самоуважение. Это понятие многозначно, оно подразумевает и удовлетворенность собой, и понятие себя, и чувство собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего "актуального Я" и "идеального Я". "Самоуважение выражает установку одобрения или неодобрения, указывает, в какой мере индивид считает себя способным, значительным, преуспевающим и достойным. Самоуважение - это личное ценностное суждение, выраженное в установках индивида к себе" (С. Куперсмит) (Цит. по [37]).
Особое значение имеет профессиональное самоуважение. Оно напрямую связано с верой в успех, самооценкой, общим эмоциональным самочувствием, социальной активностью [37]
1.2. Представления о будущей профессии и личностные особенности студентов факультета психологии
Исследование образа профессии психолога в течение всего курса обучения, формирование у студента вуза представления о будущей профессиональной деятельности приобретает в настоящее время особую значимость, так как это является предпосылкой успешной профессионализации будущих психологов в период обучения в вузе.
Образ будущей
профессии является отражением
в сознании студента основного
содержания его будущей
В структуру обобщенного «образа-Я» студента входят не только знание своего внешнего облика, знание о своих различных качествах, способностях, характере, но и представление о тех свойствах личности, которые являются профессионально важными [12].
На основе «Я-образа» у студента складывается «Я-концепция» - относительно устойчивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. «Я-концепция» позволяет студенту выстроить стратегию своей профессиональной подготовки и будущего профессионального роста.
На основе сопоставления
«образа-Профессии» с «образом-Я» у
студента формируется профессиональный
«образ-Я» и складывается осознание
своей тождественности с избранной профессией, формируется
положительное отношение к себе как субъекту
настоящей учебно-профессиональной деятельности
и будущей профессионально-
Представление будущей профессии является комплексным образованием, в котором в качестве основных структурных компонентов выступают: представления о себе как субъекте профессиональной деятельности и будущем профессионале; представления о содержании, условиях, трудностях и задачах профессиональной деятельности; представления о своем профессиональном будущем и о своей профессиональной карьере. В качестве основных показателей выступают: уровень профессиональной подготовки, выраженность различных мотивов деятельности психолога, готовность работать по избранной профессии, предпочитаемые виды и направления деятельности психолога, представления о специфике деятельности психолога, личностные особенности. Сочетание представлений о профессии с личностными особенностями студентов позволяет выделить различные типы представлений о будущей профессии [38].
В качестве детерминант
развития представлений о
Представления о будущей профессиональной деятельности студентов-психологов можно разделить на четыре типа:
1) «диффузный» - студенты достаточно полно и адекватно представляют особенности, задачи и трудности деятельности психолога, готовы работать в психологии, но при этом не имеют достаточной мотивации, показывают низкий уровень определенности в выборе специализации, стремятся ограничить свою профессиональную деятельность определенным направлением или видом деятельности. В структуре представлений различные компоненты не обнаруживают взаимосвязи и целостности, а часто даже противоречат друг другу.
Студенты
с «диффузным» типом
Для студентов с «диффузным»
типом представлений о
2) «эгоистичный» - представления
о профессии взаимосвязаны
Студенты с «эгоистичным»
типом представлений стремятся
реализоваться в
Студентам с «эгоистичным» типом необходимо развивать способности создавать доверительную обстановку в общении, отходить от оценочных стереотипов в общении с людьми, не пытаться управлять людьми и их взглядами на жизнь [38].
3) «незавершенный» - студенты адекватно оценивают трудности, задачи и особенности профессиональной деятельности психолога, нацелены на самореализацию в сфере психологии. Своей основной задачей они видят помощь другим людям. Характерной особенностью является высокая степень выраженности «профессиональных» мотивов деятельности. Однако при этом их представления о профессии отличаются недостаточной целостностью. Отдельные характеристики представлений о профессии не противоречат друг другу, они обнаруживают слабую положительную взаимосвязь между собой.
Студентов с «незавершенным» типом представлений отличают самые высокие показатели выраженности практически всех характеристик ценностно-смысловой сферы по сравнению с другими группами. Наибольшее значение для них имеют ценности, связанные с получением образования и желанием реализоваться в профессии. Это желание обусловлено истинными профессиональными мотивами. Они ставят перед собой конкретные цели и стремятся обязательно добиться их. При этом они действуют стереотипно, проверенными способами и не склонны ориентироваться на мнение других людей о себе. Сильно выражено стремление демонстрировать социально одобряемое поведение. Испытывают чувство недоверия к окружающим и уверенность в том, что другие люди ограничивают свободу их жизни и проявление способностей. Восприятие и взаимодействие с людьми зависит от оценочных стереотипов. Их эмпатические способности основываются, прежде всего, на логическом, рациональном знании о других людях, интуиция развита слабо. Для успешной реализации в профессиональной сфере студентам с «незавершенным» типом представлений о профессии необходимо развивать свои коммуникативные и адаптивные способности, гибкость и подвижность эмоций и изменить направленность представлений с собственных эмоциональных переживаний на восприятие и понимание другого человека [38].
4) «непрофессиональный» - при высокой степени целостности представлений о профессии психолога обнаруживается низкая адекватность этих представлений и преобладание «непрофессиональных» мотивов, т.е. для студента основной целью его обучения является не приобретение профессии психолога и реализация себя в ней, а решение собственных проблем.
Студенты с «непрофессиональным» типом представлений о профессии стремятся к самосовершенствованию, уверены в неограниченности своих потенциальных возможностей. У них проявляется стремление к реализации в профессиональной и общественной жизни, большое значение придается обучению. Студенты этой группы стремятся к независимости от других людей и сохранению неповторимости своей личности, взглядов, убеждений. При этом они готовы следовать моральным принципам и нормам общества. Отличительной особенностью этой группы является способность эффективно взаимодействовать с другими людьми в условиях дефицита информации о них, анализировать информацию на уровне интуиции. Но возможность рационального познания других людей, понимания логической основы поведения и состояния другого человека у них снижена. Студентам с «непрофессиональным» типом представлений о профессии необходимо, прежде всего, решить собственные психологические проблемы и научиться логически анализировать поведение других людей [38].
- Эмоциональное развитие детей с недостатками речи
- Эмоциональное развития ребенка в процессе дидактической игры
- Эмоциональное состояние памяти
- Эмоционально-экспрессивная лексика в современной русскоязычной прессе на примере газеты "Листок""
- Эмпирические исследования влияния развода родителей на появление агрессии у детей старшего дошкольного возраста
- Эмпирические исследования восприятия визуальных образов и их использование в товарной рекламе Кыргызской Республики
- Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и успешности у старших школьников
- Элементный непроточный водонагреватель аккумуляционного типа для горячего водоснабжения
- Элементы и формы организации труда на предприятии
- Эллиптикалық криптография
- Эмиграционная ситуация в Ставропольском крае
- Эмиссионные ценные бумаги сущность виды отличительные признаки.docx
- Эмоции в английском языке
- Эмоционально-волевые особенности первоклассников, имеющих разный уровень сформированности внутренней позиции школьника