Эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с законами цветоведения

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

ГБОУ СПО СО «Ревдинский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дипломный проект

Эстетическое воспитание

дошкольников в процессе ознакомления

с законами цветоведения

 

 

 

                                                                                  Специальность 050144

                                                                                 «Дошкольное образование»

                                                                                  Группа № 441

                                                                                Исполнитель: Озорнина В.С.

                                                                                  Руководитель: Гусарская В.В.

                                                                 

 

 

 

Ревда

2014

Содержание 

Введение……………………………………………….....……………….3-6 стр.

Глава 1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. 
1.1 Эстетическое воспитание и его категории........................................7-15 стр.

1.2. Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста.....................................................................................................15-28 стр. 
Глава 2. Овладение основами цветоведения как одно  из средств эстетического воспитания дошкольников

2.1. Наука о цвете……………………………………………………….28-44 стр.

2.2.Особенности цветовосприятия у детей дошкольного возраста……………………………………………………………….....45-48 стр.

2.3. Методика ознакомления детей с цветом в процессе эстетического воспитания ...………………………………………………………. … ..48-59 стр.

Глава 3. «Юный художник», программа совместной образовательной деятельности (кружка)…………………………………………...…………60 стр.

Заключение………………………………………………………………61-62 стр.

Список литературы……………………………………………………...63-66 стр.

Приложение                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

«Дети должны жить в мире красоты,

игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества»

В.А.Сухомлинский

 

Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, на занятиях, в быту, труде, на праздниках и в развлечениях.

Целью эстетического воспитания является формирование творчески развитой личности, способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует активное участие в искусстве труда, в творчестве по законам природы.

Одним  из значимых средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста является изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку, аппликацию, конструирование и ручной  художественный труд. Она является самым интересным видом деятельности дошкольного возраста, она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.  

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, т.е. составной частью эстетического воспитания. Специфика занятия изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.  Рисование имеет важное значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста, т.к. является самым доступным и наиболее любимым видом продуктивной деятельности дошкольников. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.

      В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для эстетического воспитания детей в дошкольном возрасте, ознакомления их с разными видами искусств, в том числе и с живописью, где главным выразительным средством является цвет. 

Умение ребенка понять и передать в рисунке свое отношение к объекту изображения, передать его настроение, характер имеет большое значение для определения художественной выразительности, что играет значимую роль в эстетическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Актуальность.  Формирование знаний основ цветоведения - одна из педагогических проблем, требующих решения, как на теоретическом, так и на практическом уровне. Задача педагога помочь ребенку разобраться в цветовом многообразии окружающего мира, развить способность восприятия цветовых оттенков, познакомить с выразительными возможностями цвета, решать задачи эстетического воспитания. Недостаточное внимание педагогов к формированию знаний основ цветоведения, развитию восприятия цвета является одним из факторов возникновения проблем, существенно влияющих на возможность ребенка воплотить свои творческие замыслы и угасанию интереса ребенка к изобразительному творчеству.

Цель: выявить значение знания законов цветоведения для             совершенствования эстетического воспитания дошкольников.

Объект: эстетическое воспитание дошкольников.

Предмет: законы цветоведения.

Задачи:

- изучить теоретические основы  эстетического воспитания детей дошкольного возраста;

- охарактеризовать  особенности ознакомления дошкольников с законами цветоведения;

- подобрать и адаптировать для дошкольников наглядные пособия по ознакомлению с законами цветоведения;

-  разработать  и частично апробировать  программу по совершенствованию знаний основ цветоведения  для старших дошкольников.

Методы исследования:

- поиск и анализ литературных источников, материалов интернета;

- систематизация полученной информации, выводы;

- поиск, адаптирование  наглядных пособий, создание авторских;

- разработка программы совместной образовательной деятельности, кружка «Юный художник».

Структура  работы:

Работа состоит из введения, в котором раскрывается актуальность темы, двух теоретических  глав, одной проектировочной части, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Первая глава посвящена эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста. В ней раскрывается понятие эстетического воспитания. Проводится анализ литературы к подходу определения понятия «эстетическое воспитание», выбора путей и средств эстетического воспитания.  Сравнительный анализ категорий эстетического воспитания. В этой главе также рассматривается вопрос о методах, формах и задачах эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Происходит раскрытие уровня развития дошкольника.

Во второй главе описываются законы  цветоведения, приведены факты из истории о влиянии цвета на настроение и самочувствие человека; физиологическое, оптическое воздействие цвета на человека; раскрывается понятие о цветоведение – науке о  цвете, включающей знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре. Приведена методика ознакомления детей с цветом в процессе эстетического воспитания. 

В третьей проектировочной главе описана работа по разработке программы кружка «Юный художник» по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с законами цветоведения. Приложение включает Программу кружка «Юный художник». Практическая значимость программы состоит в выявлении условий  для эффективной творческой деятельности старших дошкольников; разработки и частичной апробации программы по  эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с законами цветоведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

1.1. Понятие эстетического воспитания.

      Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания [35, c.87].

В анализируемой нами литературе имеется множество различных подходов к определениям понятия «эстетическое воспитание», выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [36, c.65]. В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его.

      Д.Б. Лихачев в своей книге «Теория эстетического воспитания школьников» опирается на определение, данное К. Марксом: «Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по законам красоты» [37, c.54]. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах. Б.Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности [37, c.98].

В книге "Общие вопросы эстетического воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: «Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства» [38, c.54].

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности.

  Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия.

  Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.

В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности.

И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Своеобразное понимание сущности эстетического воспитания обуславливает и различные подходы к его целям. По этому проблема целей и задач эстетического воспитания требует особого внимания.

      Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию способности активного эстетического отношения детей к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» [39, c.65]. Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

«Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» [40, c.87]. Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством.

В «активизации способности творчески трудиться, достигать высокой степени совершенства своих результатов труда, как духовного, так и физического» видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко [35, c.87].

Н.И. Киященко придерживается той же точки зрения. «Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания» [36, c.65]. Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности.

Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Категории эстетического воспитания.

Первая из основных категорий в эстетике: прекрасное.

Нужно помнить, что понятие прекрасного всегда относительно и субъективно. То, что прекрасно для одной эпохи, может считаться уродливым в другое время. То, что нравится одному человеку, не обязательно понравится другому. Но это не мешает философам бесконечно пытаться выработать универсальное определение прекрасного.

Есть идеалистическая  и материалистическая концепция прекрасного (в зависимости от признания первичности духа или материи).

Идеалистическая концепция прекрасного (по Гегелю):

Прекрасное – это наиболее гармоничное и адекватное воплощение в предмете/явлении Абсолютной Идеи.

Абсолютная Идея – это нематериальная сущность, первичная по отношению к материальному миру и являющаяся источником его возникновения. Абсолютная Идея не может быть полностью воплощена в конечных объектах, но возможно более или менее адекватное ее воплощение. Менее адекватное, т.е. менее соответствующее сущности Абсолютной Идеи воплощение вызывает менее сильное эстетическое переживание. Рационально объяснить суть прекрасного и измерить его количество невозможно, потому что для этого необходимо сначала постигнуть бесконечную и безграничную Абсолютную Идею.

Материалистическая концепция прекрасного:

Прекрасное – это свойство материального объекта, который нравится сразу многим людям.

Прекрасное в материалистическом понимании можно объяснить рационалистически и измерить его показатели (например, опросить людей и выяснить, что именно больше всего привлекает их в конкретном объекте).

Противоположность прекрасного – безобразное.

Произведение искусства всегда должно иметь прекрасную форму. С точки зрения содержания, однако, в искусство входит не только прекрасное, но и безобразное тоже.

На картине могут быть изображены трупы, развалины, в романе могут быть описаны отвратительные сцены (убийства, жестокость), и пр.  Изображение и описание должны иметь эстетически совершенную форму, однако предмет изображения и описания может быть отвратителен.

Возвышенное – эстетическая категория, выражающая сущность явлений/процессов, которые обладают большой значимостью для человека, вызывают в нем особые чувства, возвышающие над повседневностью. Возвышенное противопоставляется низменному, а также обыденному.

Идеалистическая концепция возвышенного трактует эту категорию как «перевес идеи над формой», воплощение высшего идеального начала в конечном материальном объекте. Возвышенное может быть выявлено само по себе, без сравнения с другими объектами.

Материалистическое понимание возвышенного трактует понятие как нечто гораздо большее, чем окружающее, героическое, великое. Возвышенное выявляется только при сопоставлении с другими объектами, которые оказываются «ниже», «мельче».

Необходимо учесть, что материалистическая трактовка возвышенного диктует сугубо субъективное его восприятие: в разные эпохи восприятие обыденного и низменного может отличаться, соответственно варьируется определение возвышенного. Например, в сложное военное время возможно снижение привычного возвышенного до уровня «обыденного» (героизм превращается в повседневность), а возвышенным становится только «супервозвышенное».

Низменное – противоположность возвышенного.

Низменное — крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная ценность, имеющая отрицательную значимость для людей.

Идеалистическая трактовка низменного – это искажение высшей идеи в материальном объекте, в поступках людей, попрание основных гу-манистических ценностей.

В материалистическом понимании низменное – это нечто, отражающее худшие стороны человеческой натуры.

Низменное не существует вне человеческого сообщества, в отличие от безобразного. Безобразным может быть животное или природное явление, но низменных поступков животные не совершают, т.к. им недоступна суть сознательного искажения идеала, их действия определяются законами природы и естественными инстинктами.

Трагическое – категория, характеризующая неразрешимый конфликт, разворачивающийся в ходе свободного действия человека и связанный со страданиями личности, гибелью важных духовных и материальных ценностей, смертью и пр.

Трагическое наступает неотвратимо, и оно непоправимо.

Трагическое всегда связано с действиями самого человека, а не является результатом случайности. Человек в трагической коллизии оказывается страдальцем, но в то же время не сдается, даже потерпев поражение. В этом трагическое сближается с возвышенным.

Трагическое отличается от мелодраматического, трогательного, печального заключенной в нем идеей величия и активной позицией страдающего лица.

Трагедия оказывает на душу человека очищающее и возвышающее воздействие за счет переживаемого катарсиса.

Катарсис (др.-греч. κάθαρσις возвышение, очищение, оздоровление) -просветление души человека в результате сильного эмоционального переживания (страха и сострадания, переживаемого благодаря созерцанию перехода героя от счастья и благополучия к несчастью).

Материалистическое понимание трагического упрощает его до «ужасного в человеческой жизни», т.е. любое достаточно страшное по своим последствиям происшествие может быть сочтено трагическим, независимо от поведения участников и наличия катарсиса (например, случай, когда в ходе семейной ссоры оскорбленный муж зарезал беременную жену).

Комическое (греч. komikos - веселый - смешной, от komos - веселая ватага ряженых на празднестве Диониса в Древней Греции) - категория, означающая смешное, вызывающее веселье. К этой категории не относится смех «физиологического» происхождения (истерический, от щекотки и пр.).

Идеалистическая трактовка: комичен перевес формы над идеей, «пустышка», которая пытается быть «чем-то».

Материалистическая трактовка: комично то, что вызывает смех у людей.

В ходе развития культуры выделяются и обособляются различные виды комического. У смеха могут быть различные причины: неожиданное разрешение какой-то ситуации, парадоксальное завершение процесса, противоречие, выявление пороков.

Различаются высокие виды комического, которые служат для «очищения души», воспитания личности, и сниженные, шутливые, ориентированные на развлечение. В зависимости от эпохи смеху приписываются то высокие функции (воспитательные, аксиологические), то низменные (развлечение, потакание праздности).

Виды комического - ирония, юмор, сатира, карнавальный смех, сарказм.

      Таким образом, наиболее удачно, на наш взгляд, отразил цель эстетического воспитания Рукавицын М.М., который считает: «Конечная цель (эстетического воспитания) - гармоничная личность, всесторонне развитый человек образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства» [38, c.43]. Эта цель также отражает и особенность эстетического воспитания, как части всего педагогического процесса.

В западноевропейской современной художественной педагогике существует ряд концепций эстетического воспитания. Смысл их ради того, чтобы адаптировать, приспособить ребенка к нравственным ценностям социального сознания. Приведем в пример основные идеи:

1. Абстрактно – формалистическое обучение детей в области искусства. Приверженцы этой концепции считают, что самовыражение должно происходить не через реалистичное образное отображения мира, а с помощью идеи субъективистского, нефигуративного изображения посредством линий, цветов, комбинаций абстрактных форм, фантастических художественных композиций. Связано с направлениями абстракционизма и сюрреализма в живописи.

2. Идея спонтанного художественно – эстетического воспитания (У. Лоуэнфельд, Г. Рид) относится к теории свободного воспитания. Полагается, что целенаправленное художественное обучение может только помешать, не дать развиться воображению и детскому творчеству.

3. Концепция утилитарно – прагматического эстетического развития (О. Гунтер, Ч. Кроу, Дж. Дьюи) высказывает идею максимального развития сенсорной сферы ребенка. Эта концепция опирается на неограниченные возможности человеческой природы. 

4. Теория религиозно – эстетического воспитания строится на применении искусства, с целью пробудить религиозные чувства, создать религиозно – фантастические образов как душевной опоры религиозности человека[6].

1.2. Методы, формы и задачи  эстетического воспитания детей  дошкольного возраста

   Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.  М.Н.Зубарева выделяет следующие уровни развития дошкольника.

На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку потому, что «дома такой еще нет»,  «потому, что здесь лодка, можно покататься», «потому, что яблоко, оно вкусное»).

На втором уровне он к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое – цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже форму и композиционные приемы.

На третьем, высшем уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Основные педагогические условия для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой:

- организация восприятия ребенка;

- материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды

 - изучения и созерцания;

- профессионализм руководства  эстетическим воспитанием детей;

- интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ему возможность  выразить собственные творческие  мысли и чувства.

Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам  Л.С.Выготского, «вести за собой развитие». В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Н.Н. Саккулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, В.Н. Шацкая и др.

С современной точки зрения эстетическое воспитание – организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

         Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б. Т. Лихачев видит цель как становление нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту[2]. 

Эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с законами цветоведения