Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность  темы исследования. Проблема эстетического развития личности средствами искусства была и будет актуальна во все времена. Она неоднократно рассматривалась как в трудах известных педагогов и психологов (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, Н.Д.Никандров, Х.Бек, Э.Б. Абдуллин, М. Мадер, Ж.Ф.Лиотар, М.Фуко, Л.Улмер, Т. Мак Крекен и др.), так и деятелей искусства (А.Эфрос, Г.Товстоногов, М.Кнебель, Б.М.Неменский, Н.И. Сац). Особое внимание всегда уделялось роли театрального искусства в воспитательном и образовательном процессе (работы Н.Н. Бахтина, Л.В. Артемовой, Е.Е. Кравцовой, Э.Г. Чуриловой, А.П.Ершовой, Ю.И.Рубиной, М.Н.Ахмедовой, И.Л.Люблинскогой, А.Я.Михайловой, Н.Н.Шевелёва и др.).

     Не  менее актуальны эти вопросы  и для дошкольного воспитания, так как именно в этот период закладываются  основы всего дальнейшего развития: физического, нравственного, эстетического, творческого.

     Театрализованная  деятельность способствует развитию воображения, памяти, мышления. В процессе занятий  дошкольники знакомятся с лучшими образцами народного творчества, авторскими произведениями различных видов искусства, учатся общаться, видеть и ценить красоту окружающего мира.

     Эстетическое  воспитание необходимо начинать с самого раннего возраста, и существующие на сегодня виды и формы работы по театрализованной деятельности дошкольников позволяют педагогу добиваться необходимого результата. Особенно эффективны в этом отношении праздники и развлечения в детском саду.

     С изменением идеологических, нравственных, культурных приоритетов в обществе изменяется  тематика праздников и  развлечений в детском саду, но неизменным остается стремление педагогов  привить любовь к прекрасному, развить  эстетический вкус ребенка.

     Несмотря  на то, что методическое обеспечение  музыкально-театрализованной деятельности в детском саду всегда отличалось добротной методологической выверенностью, наличием разнообразных, интересных разработок, проблема поиска эффективных форм и методов эстетического развития подрастающего поколения всегда остается достаточно актуальной.

     Цель  исследования: На основе анализа научно - методической литературы и собственного педагогического опыта выявить, систематизировать и описать наиболее эффективные формы и методы эстетического развития дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

     Объект  исследования: процесс эстетического развития дошкольников.

     Предмет исследования: методика работы по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации театрализованных праздников и представлений.

     Задачи  исследования:

     1. Проанализировать научно - методическую  литературу по теме.

     2. Рассмотреть педагогические условия  работы по эстетическому развитию  дошкольников.

     3. Рассмотреть особенности и содержание работы по организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах.

     4. Раскрыть содержание и методику работы педагога по эстетическому развитию дошкольников в процессе организации и проведения  праздников и развлечений как наиболее массовых и традиционных форм театрализованной деятельности в детском дошкольном учреждении.

     Теоретическая значимость работы заключается в систематизации научно - методических подходов к организации эстетического воспитания дошкольников в процессе театрализованных праздников и представлений. Практическая значимость заключается в разработке методических рекомендаций, которые могут быть использованы музыкальными руководителями, педагогами, работающими  с детьми дошкольного возраста.

     Методологической  основой исследования стали работы Л.В. Артемова, Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, Т.С. Комаровой, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова, Н.А.Карпинской, А.В.Николаичевой, Л.Г. Фурминой, Л.А. Ворошниной, Р.С. Сигуткиной, И.Е. Реуцкой, Л.В.Бочкаревой, И.Д. Медведевой, Т.В. Шишовой и др. исследователей.

     В процессе работы над темой мы обратились также к программно-методическим материалам, а именно: «Программе воспитания и обучения в детском саду»  под редакцией М.А. Васильевой, программе «Детство» под редакцией Е.А. Дубровской; материалам журналов «Дошкольное воспитание», «Музыкальный руководитель», «Старший воспитатель».

     Методы  исследования: теоретические, эмпирические, сравнительный, экспериментальный.

     Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

     1.1.Особенности  организации и содержания работы по эстетическому воспитанию дошкольников

     Важнейшим условием полноценного эстетического  воспитания является среда, которая  окружает ребенка, и прежде всего  здание детского сада, участок с  его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне их.

     Своим внешним видом, гармонией линий  и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса. Оснащение педагогического процесса необходимыми для эстетического развития детей пособиями, материалами, инструментами способствует более эффективному формированию детских интересов, склонностей, художественных навыков и умений, самостоятельного творчества.

     В детском саду организуются зоны для  самостоятельной художественной деятельности детей: музыкальной, изобразительной, художественно-игровой, театральной и т. д. В таких зонах располагаются необходимые материалы, которые предоставляются детям в свободное пользование.

     Так, в зоне музыкальной деятельности следует иметь комплекты инструментов для разных возрастных групп, нотные доски с фишками для индивидуального  пользования, некоторые музыкально-дидактические игры, проигрыватели и т. п. Для театрально-игровой деятельности нужна напольная трехстворчатая ширма с комплектом театральных игрушек, с костюмами и декорациями, маски зверей и птиц, плоскостные настольные театры и персонажи пальчикового театра.

     Второе  условие — насыщенность быта произведениями искусства: картины, эстампы, скульптура, произведения декоративно-прикладного  народного искусства, художественная литература, музыкальные произведения и т. д. Ребенок с раннего детства должен быть окружен подлинными произведениями искусства. И хотя он еще может не осознавать ни содержания, ни выразительных средств, но то, что закладывается в эти годы, «ложится прочно, становится второй природой человека». Приобщение к истинной красоте формирует эстетические эмоции ребенка, которые станут основой эстетического вкуса, эстетических чувств, восприятий, суждений.

     Третье  условие — активная деятельность самих детей (их разнообразная художественная деятельность и стойкий интерес  к ней). Создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка: можно жить среди прекрасных произведений искусства или прекрасной природы и быть слепым к ним. Только через активную, посильную деятельность ребенок приобщается к пониманию прекрасного, овладевает элементарными художественными навыками и умениями и учится вносить элементы прекрасного в жизнь.

     Четвертое условие — индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих  условий для эстетического развития каждого ребенка). Осуществляя эстетическое воспитание, необходимо учитывать особенности возраста детей, особенности протекания всех психических процессов, участвующих и в эстетическом восприятии, и в художественной деятельности, возможности развития на каждом возрастном этапе исполнительской и творческой деятельности и т. д. Следует учитывать и индивидуальные различия в способностях детей, многообразно проявляющиеся в познавательной и эстетической деятельности, и содействовать наиболее полному их развитию.

     Средствами  эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно  отбирает из окружающей среды для  целенаправленного воздействия  на эстетическое развитие детей,— это  эстетика быта, природа, искусство, художественная деятельность самих детей, обучение как решающее средство их эстетического формирования, поведение самого педагога, создающего творческую атмосферу в детском учреждении. Большое внимание в дошкольных учреждениях уделяется эстетике быта. Каждая деталь оформления детского сада — цвет стен, мебели, штор, расположение картин и скульптур, размещение растений, одежда детей и взрослых — все это должно способствовать эстетическому развитию воспитанников дошкольных учреждений. Эстетика быта в детском саду и в семье определяется задачами охраны жизни и здоровья детей, содержанием воспитательной работы с ними, задачами художественного развития. Поэтому обстановка должна быть целесообразной и обеспечивать разнообразную деятельность детей. Одновременно нужно избегать украшательства, загромождения.

     Оформление  дошкольных учреждений выдерживается  в едином ансамбле. В понятие ансамбля входит единство цветовой гаммы помещения, мебели и других предметов, комплектность  мебели, ее расстановка, подбор произведений прикладного и других видов искусства, озеленение интерьеров.

     Особенно  тщательно отбираются картины, скульптура, графика, произведения декоративно-прикладного и народного искусства местного края.

     Эстетическое  воздействие на детей оказывает  внешний облик окружающих взрослых и детей: их одежда, прическа, умение держаться, культура общения и т. д. Одежда взрослых и детей должна соответствовать сезону, отвечать эстетическим и гигиеническим требованиям. Не меньшее значение имеют все предметы, окружающие ребенка: игрушки, пособия, посуда. Предметы, которые используются в быту, должны отвечать требованиям эстетики, храниться в определенных местах. В воспитании детей нет мелочей.

     Важнейшим средством эстетического воспитания является природа — вечный источник разнообразных эстетических переживаний. Сила впечатлений от природы зависит от способности видеть красоту разнообразных форм, слышать «живой» голос леса, моря, поля, эмоционально на него откликаться. Это доступно детям с раннего возраста. Во время прогулок, экскурсий взрослые обращают внимание детей на своеобразие красок природы, их изменение и гармонию, пробуждают интерес к явлениям природы, любовь и бережное отношение к ней, готовность участвовать в ее сохранении. В детском саду создаются уголки природы. Наблюдения и уход за живыми обитателями формируют эстетическое восприятие и отношение, приучают к активной деятельности, умению создавать красивое самому. Эстетическую радость переживают дети, работая летом на огороде, в цветниках на участке детского сада, а осенью любуясь плодами своего труда. Выезжая на дачу, дети становятся свидетелями труда колхозников, восторгаются богатством и красотой даров природы.

     В целях эстетического воспитания в детском саду широко используются произведения искусства различных  видов и жанров (живопись, скульптура, музыка, народное прикладное искусство, литература и т. д.).

     Искусство в детском саду используется для  оформления быта, в процессе обучения и самостоятельной деятельности детей. Для художественного оформления детского сада наибольшее значение имеет  живопись, которую М. Горький называл великим искусством, потому что живопись наиболее полно, чувственно и весомо создает образ. Эти качества живописи делают картину доступной ребенку с самого раннего возраста, наглядно показывая то, что дети не могут увидеть в данный момент. Художник как бы останавливает время, приближает явление пространственно, дает возможность рассмотреть то, что в жизни мгновенно, позволяя глубже осознать каждую деталь и образ в целом. Всякое произведение изобразительного искусства не столько украшение детского сада, сколько средство эстетического воспитания детей. Детей знакомят с различными жанрами живописи (натюрморт, пейзаж, бытовой и сказочный жанр, портрет).

     Не  менее важную роль в создании эстетической среды играет музыка. Музыка имеет  звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П. И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды их деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя, повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения. Песня сплачивает детей во время труда на участке, организует ритм их движений, делает труд радостным. В вечернее время дети слушают пластинки с записями любимых песен, инструментальных произведений.

     Игры  с пением и хороводы строятся на произведениях народного творчества, являясь прекрасным материалом нравственно-эстетического воспитания детей. Усваивая народные интонации и образы, дети начинают чувствовать красоту родных напевов, выразительность, гармоничность языка, его ладовые особенности. Это способствует воспитанию патриотических чувств, формирует музыкальный вкус, подготавливает к восприятию классической и современной музыки.

     В хороводах и играх с пением дети учатся одновременно петь и двигаться, согласуя несложные танцевальные или имитационные движения.

     Получая разнообразные музыкальные впечатления, дети стремятся к самостоятельному «музицированию», подбирая полюбившиеся мелодии на детских инструментах. Это способствует творческой активности детей, т. е. естественному переходу от воспроизведения знакомых мелодий к созданию своих собственных.

     К важнейшим средствам эстетического  воспитания относится обучение. Это  специально организованная передача подрастающему  поколению культурно-эстетического  опыта предшествующих поколений. Обучение осуществляется под руководством взрослых и предполагает определенную программу знаний, умений и навыков, а также использование системы методов, обеспечивающих их усвоение.

     Средством эстетического воспитания является и самостоятельная художественная деятельность детей.

     В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации  учебной и самостоятельной деятельности детей: занятия, дидактические игры, а также праздничные утренники, вечера развлечений, экскурсии и  прогулки, театрализованные зрелища, кино- и телепередачи.

     Большое значение в эстетическом воспитании детей имеют общенародные праздники,  празднику Победы, Международному женскому дню, Дню Защитника Отечества, Новому году. Все они в яркой, эмоциональной  форме знакомят детей с различными событиями общественной жизни.

     Внешняя сторона праздничного утренника  должна содействовать пониманию  детьми его идейного содержания. Эстетические переживания, связанные с проведением  утренника, торжественно-радостная  обстановка прежде всего обеспечиваются комплексностью различных видов искусства: музыкально-поэтическим сценарием, декоративным оформлением зала, костюмами детей, коллективными и индивидуальными выступлениями, музыкальными играми и развлечениями.

     Одним из самых веселых и радостных детских праздников является Новый год. Сама украшенная елка — это уже эстетическое зрелище для детей, дополняющееся веселыми хороводами детей и любимых сказочных героев, сюрпризами и подарками. Стали традиционными проводы в школу, коллективное празднование дней рождения, вечера сказок, любимых песен, стихов и плясок. Радостное настроение детей на таких вечерах обеспечивается единством художественного слова, музыки, изобразительного искусства, театрального представления, активностью каждого ребенка.

     Проводимые в детском саду тематические вечера могут посвящаться общественным событиям (День космонавтики), явлениям природы («Проводы зимы», «Навстречу весне»), родному городу («Знай и люби свой город»), любимым книгам и др.

     На  такие вечера, кроме детей, могут привлекаться для выступления музыканты-профессионалы, а также родители, учащиеся музыкальных школ, воспитатели, сотрудники детского сада.

     Самым простым зрелищем для младших  дошкольников является театр игрушек, которые движутся в сопровождении  художественного слова, пения, как бы оживая и вызывая глубокое эмоционально-эстетическое восприятие. Кукольный театр или театр Петрушки — более сложное представление для детей. В образах кукол подчеркиваются отдельные черты характера, а динамичность действия углубляет полноту эстетических впечатлений. Дети 6—7 лет сами могут научиться управлять куклами, используя их в творческой игре. Разновидностью театрального искусства является теневой театр.

     Участвуя  в театрализованных играх и представлениях, дети развивают свои актерские способности, овладевают навыками выразительной речи; у них формируется и совершенствуется пластика движений и т. д. В вечерних развлечениях особенно нуждаются дети, круглосуточно находящиеся в детском саду. Для них целесообразно исполнить любимую сказку, колыбельную песню, нежную ласковую музыку (например, в грамзаписи).

     Большую роль в эстетическом воспитании детей  играют музыкальные передачи для  дошкольников. В современную семью  прочно вошло телевидение, а в  жизнь детей — детские телепередачи, характеризующиеся синтезом музыкальных, изобразительных, литературных и специфических образов. Это единство различных видов искусств усиливает эмоциональность воздействия телепередач, которые приобретают большое значение не только с точки зрения усвоения детьми новых знаний об окружающей действительности, но и формирования эстетического отношения к ней. Факты действительности, интерпретированные телепередачей, воздействуют на мысли и чувства детей, формируя у них положительное или отрицательное к ним отношение, способствуют зарождению определенных мотивов художественной деятельности. У детей, например, появляется желание воссоздать увиденное на телеэкране, в своих рисунках, песнях, плясках, театрализованных играх. Систематический просмотр телепередач углубляет восприятие детьми прекрасного в жизни и в искусстве,- обеспечивает накопление художественного опыта, формирует эстетический вкус.

     Воспитательная  ценность праздников, зрелищ и развлечений  определяется их содержанием, музыкальным, поэтическим и изобразительным оформлением, педагогически продуманной организацией. Через яркие, радостные эмоции, формирующие эстетическую отзывчивость, дети приобщаются к общественным идеалам.

     Особая  роль в решении задач эстетического  воспитания детей принадлежит занятиям. Это специальная форма организации педагогического процесса. Она имеет обязательный характер, осуществляется под руководством взрослых и предусматривает планомерный охват педагогическим воздействием всех детей группы. Все это позволяет строить эстетическое воспитание детей по программе, целенаправленно передавая эстетические и художественные знания, умения и навыки, формировать эстетическое развитие ребенка, постепенно и последовательно приобщая детей к эстетической культуре общества. Занятия позволяют сообщать детям программный материал в четком темпе одновременно всей группе.

     В детском саду эстетическое воспитание осуществляется на всех занятиях: и  на занятиях по ознакомлению с окружающим, и на занятиях по развитию речи, и  на занятиях по природе, и на занятиях по формированию у детей элементарных математических представлений. Воспитатель развивает у детей наблюдательность, глазомер, чувство цвета, формы, величины и т. д., формирует умения видеть красоту в окружающем мире, эмоционально ее воспринимать, беречь и ценить.

     Специальные занятия по изобразительной деятельности, музыке, по ознакомлению детей с  разными видами и жанрами искусства  позволяют педагогам наиболее экономно, целенаправленно, систематически и  с постепенным усложнением передавать детям обязательный и соответствующий каждому возрасту объем эстетических и художественных знаний, умений и навыков, формировать исполнительскую и творческую деятельность детей. При этом педагог никогда не забывает учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, развивать художественные и эстетические интересы и склонности детей.

     В процессе занятий по ознакомлению детей  с изобразительными, литературными  произведениями и музыкальным искусством педагог специально учит детей вслушиваться в звуки певческой и поэтической  речи, звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические отношения, привлекает их внимание к различным свойствам музыкальных звуков, оттенкам цветов спектра. В процессе занятий воспитатель формирует у детей знания о видах и жанрах искусства, об изобразительных материалах, о различных выразительных средствах. При этом воспитатель целенаправленно и постепенно развивает эстетическое восприятие, эстетические суждения, оценки, эстетические отношения, эстетические чувства и т. д. В процессе художественных занятий дети овладевают способами образного выражения и изображения в рисунке, танце, песне, драматизации. Формирование образного начала в художественной деятельности с раннего детства подготавливает детей к творчеству.

     Воспитатель использует каждое занятие с тем, чтобы формировать у детей элементы творчества и самостоятельности. Например, в изобразительной деятельности он учит детей задумывать тему изображения, искать выразительные средства для передачи содержания, передавать характерные черты жизненных явлений и т. д. В словесном творчестве воспитатель учит детей находить слова в выразительном сочетании, искать разнообразные эпитеты, рифмы, ритм поэтической речи, композицию рассказа; в пении — музыкальные интонации, несложные мотивы, выражающие переживания детей; в игре — образные характерные движения персонажей.

     В процессе занятий создаются наилучшие  условия для развития интересов, склонностей и способностей всех детей. Педагог, систематически осуществляя  дифференцированный подход к каждому  ребенку, способствует наиболее полному развитию общих эстетических и специально художественных дарований ребенка. Итак, эстетическое воспитание, пронизывая все стороны гармонического развития личности, способствует осуществлению задачи подготовки будущего члена общества. 

     1.2. Организация театрализованной деятельности в ДОУ: психолого-педагогический и методический аспекты

     Изучение  психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрализованной деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов – Н.Карпинской, А.Николаичевой, Л.Фурминой, Л.Ворошниной, Р.Сигуткиной, И.Реуцкой, Л.Бочкаревой, И.Медведевой и Т.Шишовой и др.

     Под театрализованной деятельностью ученые понимают «игры в театр», «сюжетами  которых служат хорошо известные  сказки или театральные представления  по готовым сценариям».

     «Театрализованное творчество развивается на основе элементов народной пляски, пантомимы, драматизации. Дети, прислушиваясь к музыкальной речи произведения, по - своему варьируют знакомые движения. На эту особенность указывают музыканты и психологи».1

     Было  установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном искусстве, с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы.

     А театральная деятельность – это  деятельность по созданию, распространению и сохранению театрального искусства. В этом заключается разница между театрализованной и театральной деятельностью.

     Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий все стороны  личности ребенка и создающий  «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский). А в ДОУ созданы все условия для игровой деятельности детей.

     Среди сюжетно-ролевых игр большинство  ученых (Л.В. Артемова, Л.Г. Стрелкова, Е.Л. Трусова и др.) отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно  насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого.

     Выявлена  взаимосвязь изобразительной и  театрализованной деятельности детей. Например, в оформлении декораций  к спектаклю.

Эстетическое развитие дошкольников в процессе театрализованной деятельности