Этапы речевого развития ребёнка в процессе онтогенеза

       МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного  профессионального  образования «Институт развития образования»  

                             кафедра педагогики и психологии

 

                                        ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

              

         «Этапы речевого развития ребёнка в процессе онтогенеза»

                                                  Логопедия

 

                   

                                                                     Кудинова Ирина Александровна

 слушательница курсов                                         

                                                                      профессиональной переподготовки                                                                                                    

                   

                 Руководитель:

                                                          Сушкова Людмила Александровна

                                               Филин Александр Андреевич

 

                                                                                                                           

                                                                           Калининград      

      2016

                                         СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

ГЛАВА 1. Общая характеристика речи.

 

1.1.  Речь как средство общения.

2.2. Виды речи.

 

ГЛАВА 2. Развитие речи в онтогенезе.

 

2.1.  Основные этапы формирования речи.

2.2. Условия, определяющие развитие речи ребенка.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список источников

 

                                      

 

 

                                      

 

 

 

                                                   ВВЕДЕНИЕ

   Проблема развития и формирования  речевого общения  остается одной  из актуальных  в теории и практике  психологии. Формирование речи как способа общения является одним из главных аспектов  в процессе  социализации  и последующей адаптации в окружающей действительности , в связи с этим данная тема  остается актуальной на протяжении многих десятилетий. Нельзя недооценивать развитие речи  как процесс овладения родным языком,  приобретение навыка , пользоваться им как средством познания мира и самого себя.  Благодаря появлению речи стало возможным использовать общечеловеческий опыт , накапливать и передавать знания из поколения в поколение. Знание онтогенеза  речи позволяет своевременно начать  коррекционную работу и предотвратить отрицательное влияние  нарушений речи на психику ребенка.  Таким образом, проблема онтогенеза речи является  актуальной.

Проблема речи разработана достаточно основательно: многие психологи, дефектологи, логопеды, лингвисты и педагоги внесли свой вклад в изучение речевой деятельности.  Так наиболее важным  в развитии речи и других психических процессов является преимущественно детство, этот возраст  исследован наиболее тщательно.  В данной работе теоретической основой будут служить  работы Л.С.Выготского,  А.Н. Леонтьева, М.И.Лисиной, Н.И. Жинкина и Д.Б.Эльконина.

  Исходя  из актуальности темы, выделяется цель нашего исследования-изучение основных особенностей и закономерностей развития речи в детстве.

Для достижения  поставленной цели были поставлены следующие задачи:

охарактеризовать речь как средство общения;

рассмотреть виды речи;

проанализировать этапы формирования речи ребенка;

определить условия развития речи ребенка;

Обьект нашего исследования- речь как познавательный процесс.

Предмет исследования- речевое развитие в детстве.

В связи с темой и задачами исследования целесообразно выдвинуть следующую гипотезу: сформированность определенных норм речи ребенка напрямую связана с его успешным прохождением всех этапов формирования речи, а также с созданием  взрослыми на каждом этапе соответствующих условий развития речевой функции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика речи.

1.1. Речь, как средство общения

В общей основе развития личности лежит овладение речью. Речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов, склонностей, привычек. Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человеческого опыта, регуляции поведения и деятельности.

    Речевое развитие дошкольника претерпевает следующие изменения:

1. Социальное – совершенствуется ее практическое употребление в процессе общения с взрослыми и сверстниками.

2. Семантическое развитие (обозначающая, знаковая) – речь становится основой качественного преобразования психических процессов и способствует развитию мышления.

3. Проходит два этапа, закономерно  сменяющих друг друга:

- Пассивное владение словом, когда ребенок понимает речь, но еще не умеет говорить;

- Активное использование речи.

4. Формы речевой деятельности:

- ситуативная речь;

- контекстная, связная;

- объяснительная.

    По мере взросления ребенка в особенностях его речи находят выражение разные черты характера: самостоятельность, активность, произвольность, эмоциональность, проявление словотворчества.

    При правильной организации всей жизни и деятельности ребенка речь уже в раннем возрасте становится основным средством общения. Подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в раннем возрасте. При дефиците общения в раннем возрасте, его ограниченности, бедности, не насыщенности ребенку трудно будет научиться общаться с детьми и другими людьми, он может вырасти необщительным, замкнутым.

   Общение со сверстниками в дошкольном возрасте играет не менее важную роль в развитии детей, чем общение с взрослыми. Развитие ребенка особенно успешно происходит в коллективных видах деятельности. Игра стимулирует общение между детьми, следовательно, и речи. Общение со сверстниками существенно отличается у детей от общения с взрослыми.

   При контакте со сверстниками ребенок проявляет почти в десять раз больше экспрессивно – мимических проявлений и ярких выразительных интонаций, чем в общении ребенка и взрослого, где он проявляет более сдержанный характер.

   Следующая отличительная особенность состоит в нестандартности детских высказываний, в отсутствии жестких норм и правил. Если взрослый дает ребенку нормы общения, учит говорить как надо, как все, то сверстник создает условия для самостоятельного речевого творчества.

     В контактах с другими детьми ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого ребенка. Поэтому беседы между сверстниками не получается, дети перебивают друг друга, каждый говорит о своем, не слушая партнера. Общаясь же с взрослым, дошкольник предпочитает больше слушать, чем говорить сам.

     Общение со сверстниками значительно богаче по своему назначению и функциям. От взрослого ребенок ждет либо оценки своих действий, либо новой информации, то есть он управляем и направляем им. В общении же со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера, осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой.

    Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, притворяться, а такое разнообразие отношений порождает разнообразие контактов и требует умения выразить словами свои желания, настроения, требования.

    Общаясь друг с другом, дошкольники более полно и активно используют различные речевые средства, нежели беседуя с взрослым, так как ребенок является менее понятливым и гибким партнером. Именно непонятливость сверстника, как ни странно, играет положительную роль в развитии речи детей. Ребенок старается связно и четко выражать свои намерения, мысли, желания. Именно потребность быть понятым, услышанным сверстниками, получить ответ, делает речь дошкольников связной, полной, понятной.

   Дошкольники, не имеющие контактов со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, несмотря на активное желание поговорить с ними.

   Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослым, так и со сверстниками.

 

  1.2.  Виды  речи.  

В речевой деятельности выделяют ведущие виды речи.

    Внешняя речь – основное средство общения. Это речь для других, произносимая вслух, слышимая и понимаемая окружающими, направленная на коммуникацию или взаимодействие с ними. Характеризуется относительной развернутостью и насыщенностью.

   Внутренняя речь – основное средство мышления. Это речь для себя, идущая извне внутрь, лишенная внешнего, слышимого, звукового оформления, протекающая в мыслительном плане и осуществляющая функции планирования деятельности, обработки информации. Характеризуется фрагментарностью, отрывочностью и ситуативностью.

        Внешняя речь  включает речь устную (монологическую и диалогическую) и письменную.

 Диалогическая – это речь, обусловленная ситуацией и контекстом (смыслом) предыдущего высказывания. Диалогическая речь не только более высокая форма речевого общения, но и исторически первая. Диалог – это процесс двустороннего обмена информацией, это разговор по очереди, где для каждого партнера периоды говорения и слушания чередуются. Диалогическая речь свернута во времени, многое в ней лишь подразумевается благодаря знанию ситуации собеседниками.

   Диалог представляет значительные  трудности для детей и обычно  бывает очень кратким. Но эта  форма речевого общения имеет  большое значение, так как способствует  развитию социальных отношений  у детей. Посредством диалога  один ребенок привлекает другого  к общей игре, занятию, устанавливает  контакт с ним.

 

Монологическая – это относительно развернутая форма речи, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом без опоры на речь собеседника. Обычно монолог обслуживает процесс одностороннего обмена информацией. Человек выражает в монологе экспрессию, использует мимические и жестовые средства, которые подчеркивают выразительность речевой информации.

Содержание монолога отвечает требованиям последовательности, доказательности и лаконичности изложения, грамматически правильному построению предложений.

Овладение монологической речью должно опираться на умение свободно общаться, которое развивается в диалоге. Поэтому обучение дошкольников монологу должно иметь под собой твердую почву. Самое главное условие в таком обучении – способствовать развитию желания говорить, а для этого ребенок не должен чувствовать себя скованно, быть зажатым, бояться собственных ошибок. Ему надо дать возможность высказываться. Постоянные поправки речи остаются или совсем незамеченными, или надоедают ребенку – он может совсем замкнуться, лишь бы не ошибиться. Лучший способ помочь ребенку - повторить правильно в форме подведения итога всего сказанного им, чаще хвалить, особенно за реальные достижения.

 

Эгоцентрическая речь – это уникальное сочетание монологической и диалогической, внутренней и внешней видов речи человека и необходимый этап становления речевого развития ребенка. Это – мысли и рассуждения вслух, осуществляемые в вопросное – ответной форме, это разговор с самим собой как с воображаемым партнером по общению. Функция эгоцентрической речи родственна функции внутренней речи. Это «речь для себя», в отличие от социализированной речи «для других», когда ребенок разговаривает с партнером.

В психологическом развитии ребенка эгоцентрическая речь – явление временное, но необходимое, так как является важнейшей предпосылкой становления планирующей функции мышления.

Несмотря на свое раннее появление, в возрасте 2 – 3 лет, эгоцентрическая речь не исчезает полностью и навсегда. Становясь внутренней, она довольно часто встречается и у взрослых, особенно в такие периоды, когда человек сталкивается с особо трудной задачей, ситуацией.

 

Письменная речь – способ запоминания и воспроизведения информации. Это речь для собеседника, являющаяся разновидностью монологической речи. Она более развернута, чем устная монологическая речь, но в то же время более произвольна. Это связано с тем, что письменная речь предполагает отсрочку или отсутствие обратной связи с собеседником: он не может переспросить нас, и мы не можем по его поведению судить о том, правильно ли он нас понял. Письменная речь не имеет никаких дополнительных средств воздействия на воспринимающего текст, кроме самих слов, их порядка и организующих предложение знаков препинания. Восприятие письменной речи обязательно предполагает работу воображения, вживания читателя в текст. Письменная речь требует от человека высокой степени абстрагирования – это абстракция двойного уровня.

    1-й уровень абстрагирования – описываю окружающее, называю словом, отвлекаюсь от своих чувств, эмоций; употребляю слово в речи, отвлеченной (абстрактно) от предмета. При этом со мной остается слово.

     2-й уровень абстрагирования – отвлекаюсь от чувственной природы слова, наделяю его знаком (знак тоже обладает чувственной природой). Записываю.

Именно по причине двойного абстрагирования не только дети, но и взрослые с трудом овладевают письменной речью. Ребенку особенно сложно оторваться от чувственной природы звучащего слова, поэтому он пишет, произнося его вслух. С одной стороны, это как бы мешает развитию техники письма. Но с другой стороны, если прервать эту связь, то ребенок не сможет подняться на вторую ступень абстрагирования. Поэтому в дошкольном возрасте ребенку необходимо обеспечить возможность прочного освоения первого уровня абстракции. Но делать это надо постепенно, не форсируя процесс обучения. Нужно стараться, по возможности, сделать обучение непроизвольным, игровым, не нарушающим общего развития ребенка.

 

 Овладение правильной речью

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

Известно, что речь у ребенка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающим. Потому очень важна чистая речь тех, среди кого находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

В речевой функции, носящей системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй.

Для развития произносительной стороны речи (произношение звуков, составляющих слова, интонация, слоговая структура слов, ритм и мелодика речи, фонемное образование) необходима полноценная деятельность слухового и речевого анализаторов.         Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка. Важно в это время не только формирование правильного произношения звуков, но и усвоение слов различной слоговой структуры. Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивает операции сравнения; анализа и синтеза.

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным восприятием.При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи.Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен.

При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает фонемы родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком, которые близки по звучанию, но разные по смыслу. Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.

Среди самых разнообразных методов и приемов работы по развитию речи детей дошкольного возраста важное место занимает работа с картинками. Картинки – это наглядное изображение предметов, их признаков, а также ситуаций, событий, эпизодов. По картинкам педагогу и родителям легко провести с детьми живую, непринужденную беседу, во время которой активизируется лексика.

Благодатный материал для развития речи детей дают картинка к сказкам. Сказочный мир увлекает, трогают радости и печали героев, захватывает динамичность событий. Язык сказок богат изобразительными и выразительными средствами: сравнениями, точными определениями, метафорами, эпитетами, яркими описаниями.Из сказок дети получают первые представления о времени и пространстве; о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют ребенку понять, что такое храбрость и стойкость, добро и зло.

Развивать кругозор детей, учить их навыкам общения друг с другом и с окружающими людьми, формировать их эстетические и нравственные чувства, помогать им - овладевать приемами грамотного построения фраз и учить их почувствовать красоту родного языка надо с самого раннего возраста.Эта непростая и ответственная работа должна проводиться с учетом детской психологии, с пониманием того, что лучше всего даже самые сложные понятия ребенок усваивает в игре.

 

 

 

 

 

                     

ГЛАВА 2.  РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

2.1. Основные  этапы формирования речи.

           В  логопедии  термином « онтогенез  речи»  принято обозначать весь период формирования речи человека, от первых его речевых  актов до того совершенного состояния, при котором родной язык становится полноценным  орудием общения и мышления.  Знание закономерностей речевого развития необходимо для своевременной и правильной диагностики  отклонений  в этом процессе, для грамотного построения коррекционной работы по преодолению  речевой патологии .

      Онтогенез( от греч, - происхождение, развитие)- индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни.

      Исследователи выделяют  разное количество этапов в  становлении речи детей, по разному  их называя и указывая различные  возрасты , границы каждого.  Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность  появления в речи различных  частей речи, словосочетаний, разных  видов предложений  и на этой  основе выделяет ряд этапов.

          Г.Л. Розенгард-Пупко  выделяет в речевом развитии  ребенка два этапа подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного  оформления речи.

      А.Н. Леонтьев устанавлявает  четыре этапа в становлении  речи детей:

1-й-подготовительный- до одного  года;

2-й- преддошкольный этап- до одного  года;

3-й- дошкольный- до 7 лет;

4-й- школьный.

  Остановимся  подробнее на  характеристике этих этапов.

Первый этап- подготовитльный ( с момента рождения ребенка до одного года).В это время происходит подготовка к овладению речью.

  С момента рождения  у ребенка появляются голосовые  реакции: крик, плач. Они далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных  движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.

   Через две недели  ребенок начинает реагировать  на голос говорящего: перестает  плакать, прислушивается, когда к  нему обращаются. К концу первого  месяца его уже можно успокоить  мелодичной песней (колыбельной). Далее  он начинает поворачивать голову  в сторону говорящего или следить  за ним глазами. Вскоре малыш  уже реагирует на интонацию: на  ласковую- оживляется, на резкую - плачет.

    Около 2 месяцев  появляется гуление и к началу 3-го месяца- лепет ( аеу-угу, тя-тя, ба-ба  и т.п.). Лепет- это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.

   С 5 месяцев ребенок  слышит звуки, видит  у окружающих  артикуляционные движения губ  и пытается подражать. Многократное  повторение какого-то определенного  движения ведет к закреплению  двигательного навыка.

  С 6 месяцев ребенок  путем подражания произносит  отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).

    В дальнейшем  путем подражания ребенок перенимает  постапенно все элементы звучащей  речи: не только фонемы, но и  тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.

   Во втором полугодии  малыш воспринимает определенные  звукосочетания и связывает их  с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бук). Но в это время  он еще реагирует на весь  комплекс воздействия: ситуацию, интонацию  и слова. Все это помогает образованию  временных связей (запоминание слов  и реакция на них).

   В возрасте 7-9 месяцев  ребенок начинает повторять за  взрослым все более и более  разнообразные сочетания звуков.

   С 10-11 месяцев появляются  реакции на сами слова независимо  от ситуации и интонации говорящего.

  В это время осоьо  важны условия, в которых формируется  речь ребенка ( правильная речь  окружающих, подражание взрослым  и д.р.).

  К концу первого  года жизни появляются первые  слова.

          

          Второй этап- предшкольный ( от одного года до 3 лет)- этап становления активной речи.

    В это время  у ребенка появляется особое  внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно  повторяет за говорящим и сам  произносит слова. При этом малыш  путает звуки, переставляет их  местами, искажает, опускает.

    Первые слова  ребенка носят обобщенно-смысловой  характер. Одним и тем же словом  или звукосочетанием он может  обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять малыша можно  только в ситуации, в которой  или по поводу которой и  просиходит его обобщение со  взрослыми. Поэтому такая речь  называтся ситуационной. Ситуационную  речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

    С полутора  лет слово приобретает обобщенный  характе. Появляется возможность  понимания словесного объяснения  взрослого, усвоение знаний, накопления  новых слов.

   На протяжении 2-го, 3-го гг.жизни у ребенка происходит  значительное накопление словаря.

  Следует отметить, что  различные отечественные и зарубежные  исследователи приводят разные  количественные данные о росте  словаря детей. Наиболее распространенные  данные о развитии словарного  запаса детей в преддошкольном  периоде: к 1г. 6 мес. - 10-15 слов., к концу 2-го г. - 300 слов (т.е. за 6 мес.около 300 слов); к 3г. - около 1000 слов ( т.е. за год  около 700 слов).

   Значения слов  становятся все более опредленными.

   К началу 3-го года  жизни у ребенка начинает формироваться  грамматический строй речи.

   Сначала ребенок  выражает свои желания, просьбы  одним словом. Потом- примитивными  фразами без чогласования. Далее  постепенно появляются элементы  согласования и соподчинения  слов в предложении.

   К 2 годам дети практически  овладевают навыками употребления  форм единственно и множественно  числа имен существительных, времени  и лица глаголов, используют некоторые  падежные окончания.

  В это время понимание  речи взрослого значительно превосходит  произносительные возможности.

 

    Третий этап - дошкольный ( от 3 до 7 лет).

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков Р и Л, реже- дефекты смягчения, озвончения и йотации.

    На протяжении  периода от 3 до 7 лет у ребенка  развивается навык слухового  контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых  случаях, т.е. формируется фонематическое  восприятие.

    В этот период  продолжается быстрое увеличение  словарного запаса. Активный словарь  рбенка к 4-6 г. достигает 3000-4000 слов. Значения слов уточняются и  обогощаются. Но часто дети еще  неверно понимают или используют  слова, например, называют предметы  по аналогии с их назначением. Вместе с тем такое явление  свидетельствует о "чувстве языка". Это значит, что у ребенка растет  опыт речевого обобщения и  на его основе формируется  чувство языка, способность к  словотворчеству.

    К.Д. Ушинский придавал  особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает  ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания  слов в предложении.

    Параллельно с  развитием словаря идет и развитие  грамматического строя речи. В  дошкольный приод дети овладевают  связной речью. После трех лет  происходит значительное усложнение  содержания речи ребенка, увеличивается ее  объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.

     Дети 4-го г. жизни пользуются в речи простыми  и сложными предложениями. Наиболее  распространенная форма высказываний  в этом возрасте- простое распространенное  предложение.

    На 5 году жизни  дети относительно свободно пользуются  структурой сложносочиненных и  сложноподчиненных предложений.

   Начиная с этого  возраста высказывания детей  напоминают короткий рассказ. Во  время бесед их ответы на  вопросы включают в себя все  большее и большее количество  предложений.

   В пятилетнем возрасте  дети без дополнительных вопросов  составляют пересказ сказки ( рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует  об успехах о владении одним  из трудных видов речи- монологической  речью.

   В этот период  значительно улучшается фонематическое  восприятие: сначала ребенок начинает  дифференцировать гласные и согласные  звуки, далее- мягкие и твердые  согласные и, наконец.- сонорные, шипящие  и свистящие звуки.

   К 4 годам в норме  ребенок должен дифференцировать  все звуки, т.е. у него должно  быт ьсформировано фонематическое  восприятие.

   К  этому же времени  заканчивается формирование правильного  звукопроизношения.

    На протяжении  дошкольного периода постепенно  формируется контекстная ( отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной  опоры) речь. Контекстная речь появляется  сначала при пересказе ребенком  сказок, рассказов, затем при описании  каких-нибудь событий из его  личного опыта, его собственных  переживаний, впечатлений.

    

   Четвертый этап- школьный ( от 7 до 17 лет) - период сознательного усвоения речи.

  Дети овладевают звуковым  анализом, усваивают грамматические  правила построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит  новому виду речи- письменной речи.

   Итак, в шокльном  возрасте происходит целенаправленная  перестройка речи ребенка- от  восприятия и различения звуков  до осознанного использования  всех языковых средств.

  Указанные этапы не  могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит  в последующий.

  Для своевременного  и правильного речевого развития  детей необходимы определенные  условия. Так, ребенок должен:

- быть психически и  соматически здоровым:

- иметь нормальные умтсвенные  способности:

- иметь нормальный слух  и зрение;

- обладать достаточной  психической активностью;

- обладать потребностью  в речевом общении;

- иметь олноценное речевое  окружение.

   Нормальное ( своевременное  и правильное) речевое развитие  ребенка позволяет ему постоянно  усваивать новые понятия, расширять  запас знаний и 

 

представлений об окружющем. Таким образом, развитие речи тесно связано с развитием мышления.

 

2.2. УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РАЗВИТИЕ  РЕЧИ РЕБЕНКА.

 

 

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы речевого развития ребёнка в процессе онтогенеза