Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы»

 

Введение

Обращение к основным этапам развития этики обусловлено как  важностью нравственной проблематики в истории человеческой культуры, уважением к прошлому, так и  стремлением разобраться в существе морально-этической проблематики на уровне современных знаний. История  этических идей демонстрирует, как  складывается круг этических вопросов, как изменяются способы их постановки и подходы к их решению, как  углубляется понимание природы  морали, ее назначение, функции в  жизни и закономерность развития.

В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо  молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.

Это открывает возможности  для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных  служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах  власти и управления до сих пор  отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.

Этика как разновидность  духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становиться  способом теоретического рассмотрения практических нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной  жизни: что есть добро и зло? как  следует жить? К чему следует стремиться и чего избегать? в чем состоит  назначение человека и имеет ли жизнь  смысл? Практические жизненные вопросы  осмысляются этикой как учением  о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения  человека, назначения и смысла его  жизни.

Но для того, чтобы убедительно  обосновать ответы на эти важнейшие  смысло-жизненные и нормативные  вопросы, этика стремилась постичь  природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Таким образом, в развитом виде этика состоит из:

1)         теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях

2)         практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

Важная роль в становлении  нового типа российской государственной  службы, принадлежит так называемому  мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений  и принципов поведения, которые  будут способствовать воспитанию и  формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.

Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие  точки зрения о её задачах, что  терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее –  не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.

Актуальность темы исследования определяется потребностью в изучении этики и этикета государственного служащего как одного из важнейших  факторов, влияющих на эффективность  работы государственной службы

Объектом исследования являются государственные служащие ГУ МЧС  по Амурской области

Предметом исследования выступают  этика и этикет государственного служащего (на примере ГУ МЧС по Амурской области)

Цель исследования заключается  в определении особенностей и  проблем этики, определении путей  совершенствования формирования этических  норм государственного служащего, как  фактора повышения эффективности  государственной службы.

Цель исследования реализуется  на основе решения следующих задач:

1)         Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:

-           изучить исторический аспект этики

-           дать определение понятию «этика»

-           выделить ее структурные элементы

2)         Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего

3)         Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.

4)         Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего

5)         Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.

Методологической основой  исследования послужили научные  труды специалистов в области  изучения этики и особенностей ценностей  этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах  В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.

Базой исследования послужили: материалы официальных и специальных  статистических источников, в том  числе материалы социальной статистики, официальные материалы государственных  органов и ведомственных изданий  Российской Федерации; информация, опубликованная в разовых и периодических  изданиях, в том числе научных.

В исследовании принимали  участие государственные служащие ГУ МЧС ПО Амурской области количестве 60 человек. Исследование проводилось  анонимно, с полного согласия респондентов

Для решения поставленных задач был использован метод  анализа научной, исторической и  современной литературы по данной проблеме. Анкетирование респондентов и опрос  респондентов.

 

1. Этика как  явление: теоретические аспекты

1.1 Исторический  аспект этики

Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником  считается Аристотель. Он образовал  понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки  – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос –  дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер /10/.

Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование  его жизни, на реализацию смысла своей  жизни и назначения. В сфере  деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает личности, сообразующей свое поведение и образ жизни  с нравственным идеалом, с представлениями  и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной  им этикой /10/.

Развитие этической мысли  проходило в три этапа./20/

Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением  человеком себя как личности, как  «Я», выделенного из общего целого. /20/

Второй этап – классический этап в развитии античной этики начался  с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка  сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил  удовольствие – не в обиходном  смысле слова, – а удовольствие как  философский термин. /20/

Следующей фигурой в классическом периоде развития этики является Аристотель. В отличие от Демокрита, Аристотель большее внимание уделял проблемам самовоспитания (а не воспитания). Он отмечал, что в процессе самовоспитания человек практически абсолютно  свободен, ибо выбор поступка –  это результат его индивидуальных размышлений.

Школа «Софистов» (софия –  мудрость). После Демокрита они  продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения:

1)         Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).

2)         Единство нравственного и художественного воспитания. Идея, о сращивании нравственного и художественного воспитания, использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.

Поздний этап – период значительного  ослабления античных государств. В  этот период этика из единого древа  распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др./20/

Эпикур (древнегреческий  философ) – певец удовольствия, создатель  концепции гедонизма. Эпикур впервые  сформулировал положение о разумности, рациональности человеческих потребностей (Рисунок 1).

 

Рисунок 1 – Рациональность человеческих потребностей

 

В процессе воспитания каждый человек должен пройти через систему  ограничения потребностей, тогда  он будет знать, что для полноценного, достойного существования нужно  очень немного, и оно вполне достижимо  собственным трудом. Тогда, если человек  лишится возможности удовлетворять  две последние группы потребностей – это не будет для него трагедией. Это положение Эпикура взято  на вооружение всеми элитными школами (Смольный институт и др.) – холодные обливания, простая одежда и т.д./20/

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также  форм практического поведения и  механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и  т.п.). Термин «этика» здесь употребляется  в смысле «мораль», скорее всего, такое  словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления  многие нормы фиксировались в  письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным  профессиональным предписаниям./24/

Становление норм этики относится  к периоду раннего рабовладельческого общества, когда стали оформляться  первые относительно массовые профессии. Однако прошло длительное время, пока в рабовладельческом обществе Древней  Греции начали складываться первые прообразы  будущих профессиональных моральных  кодексов. Едва ли не первая клятва на верность профессии появилась в  среде людей, призванных служить  человеку. /24/

Мораль первоначально  складывается в среде профессий, представители которых непосредственно  при выполнении своего профессионального  долга контактировали с людьми: врачи, учителя, воспитатели, политики, писцы, жрецы, служители при храмах и  т.п. В этих контактах они могли  оказывать воздействие на физическое и моральное состояние людей, причинить им вред, дестабилизировать  общественную обстановку. Количество норм в первых этических кодексах было невелико. Они затрагивали наиболее общие аспекты профессиональной деятельности, многие из них носили описательный характер и не достигали  степени всеобщей абстракции, как  это имело место в более  поздние периоды оформления моральных  норм.

Второй этап в развитии профессиональной морали наступает  в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько  причин./24/ Прежде всего, укрепление государственности  и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление  и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная  служба. Во-вторых, бурный рост городов  в средневековой Европе, который  породил к жизни обособление  профессий, обслуживающих население  и поставил людей в зависимость  от труда друг друга. Новый этап в  развитии профессиональной морали ознаменовался  формированием нескольких тенденций:

1)         значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда.

Яркими свидетельствами  данного процесса являются кодексы  ремесленных цехов (уставы), которые  включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.

2)         Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.

Данное деление было вызвано  тем, что к этому моменту люди оценили то, насколько оценка и  признание их труда зависит от особенностей труда, поведения и  отношения к профессии их коллег по ремеслу. Это связано с тем, что в Западной Европе в это  время бурно развивались города, торговля, поэтому люди, покупая  товар, меньше всего думали о личности изготовившего этот товар. Прежде всего, новые моральные нормы были обращены на обеспечение должного качества труда  и производимых изделий всеми  членами профессионального братства, затем ряд норм определял специфику  общения между людьми одной профессии, для создания благоприятной обстановки в труде и в реализации результатов  своего труда всеми членами профессионального  сообщества. Ремесленники одной профессии  жили на одних улицах (например, улица  гончаров, сапожников, и т.д.), и им было строго запрещено завлекать  разными способами того клиента, с которым уже договаривается их коллега /24/. Также на витрине можно  было выставлять только свою продукцию, без приукрашивания её различными способами  и без других, отвлекающих внимание вещей. Впоследствии эти моральные  требования, складывающиеся внутри профессий, составят с одной стороны основы служебной этики, а с другой лягут  в основание формировавшейся  корпоративной этики со всеми  её положительными и негативными  чертами /24/.

3)         Стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др.

Эти нормы объединяли едиными  нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла  определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине –  врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние  на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения  внутри государств, но и на международные  отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.

Третий период в развитии этики наступает в XX веке, вернее в его второй половине. Он отражает реалии современной цивилизации  – высочайший уровень развития науки, формирование единой мировой системы  хозяйства и мировых систем коммуникаций, высочайший уровень кооперации в  процессе производства, всё возрастающий уровень техногенной опасности  существованию каждого отдельного человека и Земли в целом./24/

Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях.

Таким образом, этика берет  свои начала со времен Аристотеля. В  русле философских течений высказывание этических идей выражалось в чувственно – образной форме, большое внимание уделяется описанию и осмыслению сложившегося практического поведения. Во второй половине ХХ века происходящая непрерывно дифференциация норм профессиональной морали привела к тому, что практически  не осталось профессий, которые не имели  бы в рамках своей деятельности специальных  нравственных требований.

В современных условиях наблюдается  особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо  молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование  всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики

Современная дискуссия об этике государственного служащего  обязана своим возникновением антагонизму  – мнимому или действительному  – морали и хозяйства, этики и  этикета /27/. Во взаимозависимых, фундаментально определяющих сосуществование людей  сферах вступают в конфликт, согласно этому распространенному взгляду, два самостоятельных требования по отношению к действию, а именно мораль и рентабельность./27/

Таким образом, основой этики  являются моральные нормы. Эти нормы  основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также  социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических  норм и понятий. Понятие ценностей  подразумевает те из них, которым  общество или каждый индивид оказывает  свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.

1.2 Понятие этика  и этикет, категории и специфика  этики

Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также  форм практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе  ценностей, посредством которой  человек определяет для себя, что  хорошо и что плохо, честно или  нечестно, справедливо или несправедливо./8/ Выражается это через поведение  в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется не только посредством соотнесения  с его сознанием, но и сравнения  с некоторыми нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную  обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально разработанных правил учтивости.

Этика – это наука о  поведении людей, нравах и обычаях  в поведении. Явление, которое изучает  этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее  – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль /8/

Сложность определения этичности  некоторого действия заключается в  том, что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим  собственным восприятием того, что  такое «хорошо» и что такое  «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в  специфической ситуации (Рисунок 2).

Абсолютист верит в  то, что каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым  оно приводит./8/

Экзистенциалист (чьи решения  не опираются на заранее предписанную систему ценностей) принимает решения  на основании рационального выбора

 

Рисунок 2 – Философская  ориентация человека

Принятие решений ситуациониста  основывается на представлении о  том, какое из них может повлечь  за собой наименьший ущерб или  же, напротив, привести к наибольшей пользе.

Большинство людей, попадая  в реальную ситуацию, выбирают, как  правило, тот способ поведения, который  находится где-то между этими  тремя типами. Они принимают решения  исходя из сложного комплекса установок, в число которых входят установки  на искренность, верность обещаниям, преданность  и чувство долга. Специалисты  по РR сталкиваются еще с одной  проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять  одновременно:

1)         общественным интересам;

1)         интересам клиента;

2)         должны соответствовать личным ценностям /8/.

В идеальном мире все эти  установки не должны конфликтовать  друг с другом. Однако в реальности очень часто их конфликт неизбежен. Большинство профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет  свои собственные кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами  профессионального поведения, устанавливают  приемлемые норы поведения для профессионалов и сотрудников организации. Кодексы  имеют и такие организации, как  Общество связей с общественностью  Америки и Международная ассоциация специалистов, занятых в сфере  деловой коммуникации./39/

Этика стала накапливать  практический материал и осмысливать  возникновение, развитие, основные механизмы  частных, специфических, особенных  этических систем (Рисунок 3).

Основные категории этики:

добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.

Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность морали и моральной деятельности человека. Нормы формируются на уровне общественного сознания, и это  отражается категориями «добро и  зло». Но в практику эти нормы  воплощаются только через поведение  конкретного человека, после того как информация о норме пропущена  через индивидуальное сознание, –  это отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что  бы мы ни делали, мы всегда действуем  среди людей и по отношению  к людям. Личные поступки описываются  категориями долг и ответственность./9/

 

 

Рисунок 3 – Особенные  этические системы

Добро и зло – предельно  общие категории, дающие оценку с  позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без  друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло –  это вред.

Совесть, честь, достоинство  – категории, характеризующие уровень  индивидуального морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную функцию, она  сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком человека. Эта функция  совести людьми давно понята, и  в индивидуальном сознании выработались механизмы нейтрализации совести

Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам  человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь  устанавливает даже более узкие  границы, чем право.

Долг – социальный заказ  от общества к человеку, социальные ожидания,

оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими  ожиданиями человек знакомится всю  свою жизнь, но пока человек не выполняет  свой долг – его представления  иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.

Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие то отвергаем. /30/

Познание нравственной необходимости  – это не призыв следовать сложившимся  обстоятельствам. Наличие объективной  возможности выбора, поступить так  или иначе (возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать нравственному  идеалу – это способность выбирать.

Этика имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих  специфическим обязанностям муниципальных  служащих, уровням управления или  формам организации труда. Например, можно говорить о формировании специальных  нравственных требований для сотрудников  вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций, а также для тех подразделений  государственных органов, которые  используют в своей деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и т.п./38/

Специфика ответственности  на современном уровне развития кооперации труда заключается также в  том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных  этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться  совершенно неважным как уровень  квалификации, так и должностные  функции. Достаточно сложной проблемой  является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности  за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности /30/. Это является следствием того, что конечный результат  труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.

Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы  формирования ответственности учитывали  этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала  меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности./6/

Требования этики государственного служащего становятся всё более  сложными. Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения. Поэтому в практику этического воспитания входит /11/:

1)         Создание этических ассоциаций;

2)         Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин

Таким образом, этика –  это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Этика государственного служащего  – это добросовестное отношение  к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как  долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в Таблице 1.

Под этикой государственного служащего (управленца) /38/ всё чаще понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с  представителями различных групп  интересов, и в процессе этого  общения стремиться осознать природу  интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов  в различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее становится процесс  принятия решения (нужно стремиться удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем  возрастает количество вариантов в  принятии решения) /22/

Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего

1

Дисциплинированность.

Конкретизация этого понятия  происходит в зависимости от специфики  и содержания труда.

2

Корректность межличностных  отношений.

Человек в сфере своей  трудовой деятельности должен вести  себя таким образом, чтобы как  можно меньше возникало межличностных  конфликтов, и чтобы другим людям  было комфортно работать рядом с  ним при прямом и косвенном  межличностном контакте.

3

Ответственность.

Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых  готов нести ответственность.

Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы