Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы»
Введение
Обращение к основным этапам
развития этики обусловлено как
важностью нравственной проблематики
в истории человеческой культуры,
уважением к прошлому, так и
стремлением разобраться в
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики.
Это открывает возможности для выработки научных подходов к анализу состояния кадров государственных служб: критериев, методов процедур оценки качеств работников, требований, предъявляемых государственному служащему. Однако в государственных органах власти и управления до сих пор отсутствуют технологии оценки кадров, на основе которых можно было бы определить этический уровень руководителя и специалиста.
Этика как разновидность
духовно-теоретической
Но для того, чтобы убедительно
обосновать ответы на эти важнейшие
смысло-жизненные и
Таким образом, в развитом виде этика состоит из:
1) теоретической части – учение о морали, ее происхождении, сущности и функциях
2) практической части – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.
Важная роль в становлении нового типа российской государственной службы, принадлежит так называемому мотивационному ресурсу государственного служащего – нравственных убеждений и принципов поведения, которые будут способствовать воспитанию и формированию этических ценностных ориентаций и высокой нравственности.
Вопросы этики государственного служащего постоянно продолжают возникать. Это означает, что территория еще не исследована, что существуют различные, частично конфликтующие точки зрения о её задачах, что терминология не ясна и лишена единства, и что – это еще важнее – не ясны также измерения оценки научного качества приведения доказательств.
Актуальность темы исследования
определяется потребностью в изучении
этики и этикета
Объектом исследования являются государственные служащие ГУ МЧС по Амурской области
Предметом исследования выступают этика и этикет государственного служащего (на примере ГУ МЧС по Амурской области)
Цель исследования заключается
в определении особенностей и
проблем этики, определении путей
совершенствования формирования этических
норм государственного служащего, как
фактора повышения
Цель исследования реализуется на основе решения следующих задач:
1) Проанализировать историко-философскую и современную научную литературу с целью:
- изучить исторический аспект этики
- дать определение понятию «этика»
- выделить ее структурные элементы
2) Охарактеризовать современное состояние этики государственного служащего
3) Проанализировать принципы профессиональной и социальной компетентности государственного служащего.
4) Проанализировать особенности и проблемы формирования этики государственного служащего
5) Определить пути совершенствования формирования этических норм государственного служащего, как фактора повышения эффективности государственной службы.
Методологической основой исследования послужили научные труды специалистов в области изучения этики и особенностей ценностей этической культуры. Исторический контекст становления этики, в работах В.П. Безобразова, Л.А. Велихова, А.Д. Градовского, Б.Н. Чичерина и др.
Базой исследования послужили:
материалы официальных и
В исследовании принимали
участие государственные
Для решения поставленных задач был использован метод анализа научной, исторической и современной литературы по данной проблеме. Анкетирование респондентов и опрос респондентов.
1. Этика как явление: теоретические аспекты
1.1 Исторический аспект этики
Этика относится к древнейшим наукам, и возникла на рубеже 5–4 вв. до н.э. Официально её родоначальником считается Аристотель. Он образовал понятие «Этический» (добродетельный), отсюда произошло название науки – этика. Слово этика происходит от древнегреческого слова этос – дом, очаг, (во времена Гомера, 7 в. до н.э.), а позднее: нрав, обычай, характер /10/.
Нравственная деятельность направлена на самого человека, на развитие заложенных в нем способностей, особенно его духовно-нравственных сил, на совершенствование его жизни, на реализацию смысла своей жизни и назначения. В сфере деятельности, связанной со свободой воли, человек выбирает личности, сообразующей свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями и понятиями о добре и зле, должном и сущем. Этим Аристотель определил предмет науки, названной им этикой /10/.
Развитие этической мысли проходило в три этапа./20/
Первый этап в развитии этической мысли связан с распадом родоплеменного строя и осмыслением человеком себя как личности, как «Я», выделенного из общего целого. /20/
Второй этап – классический этап в развитии античной этики начался с деятельности Демокрита (5 – 4 вв. до н.э.), который первым начал выражать философские и этические идеи в системе специальных понятий. Главной его заслугой является попытка сформулировать критерий, по которому можно разделить добро и зло. В качестве такого критерия он выделил удовольствие – не в обиходном смысле слова, – а удовольствие как философский термин. /20/
Следующей фигурой в классическом
периоде развития этики является
Аристотель. В отличие от Демокрита,
Аристотель большее внимание уделял
проблемам самовоспитания (а не воспитания).
Он отмечал, что в процессе самовоспитания
человек практически абсолютно
свободен, ибо выбор поступка –
это результат его
Школа «Софистов» (софия – мудрость). После Демокрита они продолжили разработку проблем воспитания и оставили нам в наследство 2 главных положения:
1) Идея о трехступенчатой системе воспитания (семья, школа, воспитание через право).
2) Единство нравственного и художественного воспитания. Идея, о сращивании нравственного и художественного воспитания, использовалась, прежде всего, в разработке духовных ценностей государства, в символике, в представлении образцов требуемого поведения и т.д.
Поздний этап – период значительного ослабления античных государств. В этот период этика из единого древа распадается на ряд течений: гедонизм, скептицизм, стоицизм и др./20/
Эпикур (древнегреческий
философ) – певец удовольствия, создатель
концепции гедонизма. Эпикур впервые
сформулировал положение о
Рисунок 1 – Рациональность человеческих потребностей
В процессе воспитания каждый
человек должен пройти через систему
ограничения потребностей, тогда
он будет знать, что для полноценного,
достойного существования нужно
очень немного, и оно вполне достижимо
собственным трудом. Тогда, если человек
лишится возможности
Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм практического поведения и механизмов, способствующих их передаче (ритуалы, обычаи, обряды, традиции и т.п.). Термин «этика» здесь употребляется в смысле «мораль», скорее всего, такое словоупотребление связано со спецификой формирования профессиональной морали и тем, что с ранних этапов её становления многие нормы фиксировались в письменной форме, вводились в право, поддерживались благодаря различным профессиональным предписаниям./24/
Становление норм этики относится
к периоду раннего
Мораль первоначально
складывается в среде профессий,
представители которых
Второй этап в развитии профессиональной морали наступает в эпоху позднего средневековья, к этому послужило несколько причин./24/ Прежде всего, укрепление государственности и складывание норм абсолютистской власти, что предопределило становление и укрепление таких социальных институтов как армия, церковь, государственная служба. Во-вторых, бурный рост городов в средневековой Европе, который породил к жизни обособление профессий, обслуживающих население и поставил людей в зависимость от труда друг друга. Новый этап в развитии профессиональной морали ознаменовался формированием нескольких тенденций:
1) значительно расширился круг профессий, в отношении которых формировались нравственные требования, в основном за счёт профессий, которые контактировали с населением не напрямую, а через результат своего труда.
Яркими свидетельствами данного процесса являются кодексы ремесленных цехов (уставы), которые включали в себя требования к выполнению определённых нравственных обязательств.
2) Нормы внутри профессиональных нравственных кодексов стали делиться на две ярко выраженные группы: нормы и принципы, определяющие общение и отношения внутри профессии и нормы, определяющие отношения представителей профессии с остальным населением.
Данное деление было вызвано
тем, что к этому моменту люди
оценили то, насколько оценка и
признание их труда зависит от
особенностей труда, поведения и
отношения к профессии их коллег
по ремеслу. Это связано с тем,
что в Западной Европе в это
время бурно развивались
3) Стали складываться моральные нормы, а впоследствии и кодексы таких социальных институтов, как армия, церковь, медицина и др.
Эти нормы объединяли едиными нравственными требованиями людей, чья деятельность уже не могла определяться только как профессия. Например, в армии есть пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы и другие воинские профессии; в медицине – врачи, сиделки, медсёстры и пр. По мере укрепления государств значимость социальных институтов в жизни общества возрастала, усиливалось их влияние на общественные отношения, причём зачастую господствующая в этих социальных системах мораль воздействовала не только на отношения внутри государств, но и на международные отношения, представляя и характеризуя свои страны в глазах других народов. Примером могут служить нравственные основы деятельности армии или государственного аппарата.
Третий период в развитии
этики наступает в XX веке, вернее
в его второй половине. Он отражает
реалии современной цивилизации
– высочайший уровень развития науки,
формирование единой мировой системы
хозяйства и мировых систем коммуникаций,
высочайший уровень кооперации в
процессе производства, всё возрастающий
уровень техногенной опасности
существованию каждого
Вторым важным фактором, влияющим на дальнейшую дифференциацию норм профессиональной морали, являются происходящее углубление специализации не просто в рамках профессии, а в её отдельных направлениях.
Таким образом, этика берет
свои начала со времен Аристотеля. В
русле философских течений
В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения этики
Современная дискуссия об
этике государственного служащего
обязана своим возникновением антагонизму
– мнимому или действительному
– морали и хозяйства, этики и
этикета /27/. Во взаимозависимых, фундаментально
определяющих сосуществование людей
сферах вступают в конфликт, согласно
этому распространенному
Таким образом, основой этики являются моральные нормы. Эти нормы основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях. Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть, правильность, уважение, справедливость и др.
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика этики
Под этикой понимается совокупность
норм, принципов, идеалов, а также
форм практического поведения. Термин
этика отсылает нас к системе
ценностей, посредством которой
человек определяет для себя, что
хорошо и что плохо, честно или
нечестно, справедливо или несправедливо.
Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление, которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. – получило название Мораль /8/
Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том, что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим собственным восприятием того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Очень часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять то, как он будет действовать в специфической ситуации (Рисунок 2).
Абсолютист верит в то, что каждое решение является либо «правильным», либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым оно приводит./8/
Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее предписанную систему ценностей) принимает решения на основании рационального выбора
Рисунок 2 – Философская ориентация человека
Принятие решений
Большинство людей, попадая в реальную ситуацию, выбирают, как правило, тот способ поведения, который находится где-то между этими тремя типами. Они принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число которых входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и чувство долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно:
1) общественным интересам;
1) интересам клиента;
2) должны соответствовать личным ценностям /8/.
В идеальном мире все эти
установки не должны конфликтовать
друг с другом. Однако в реальности
очень часто их конфликт неизбежен.
Большинство профессиональных организаций,
так же как и многие фирмы, имеет
свои собственные кодексы этики.
Принято считать, что документы,
которые называют также кодексами
профессионального поведения, устанавливают
приемлемые норы поведения для профессионалов
и сотрудников организации. Кодексы
имеют и такие организации, как
Общество связей с общественностью
Америки и Международная
Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение, развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем (Рисунок 3).
Основные категории этики:
добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и т.д.
Категориями называются понятия,
в которых наука этика
Рисунок 3 – Особенные этические системы
Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может фигурировать как благо, как польза, зло – это вред.
Совесть, честь, достоинство
– категории, характеризующие уровень
индивидуального морального сознания.
Совесть в индивидуальном сознании
выполняет репрессивную функцию, она
сравнивает общественно признанное
понимание добра с конкретным
поступком человека. Эта функция
совести людьми давно понята, и
в индивидуальном сознании выработались
механизмы нейтрализации
Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более узкие границы, чем право.
Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания,
оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого столкновения с конкретной ситуацией.
Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие то отвергаем. /30/
Познание нравственной необходимости
– это не призыв следовать сложившимся
обстоятельствам. Наличие объективной
возможности выбора, поступить так
или иначе (возможность выбирать),
субъективное знание альтернатив поступка
и возможность следовать
Этика имеет в себе подсистемы
моральных требований, соответствующих
специфическим обязанностям муниципальных
служащих, уровням управления или
формам организации труда. Например,
можно говорить о формировании специальных
нравственных требований для сотрудников
вертикали социального
Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Достаточно сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных сфер деятельности /30/. Это является следствием того, что конечный результат труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях), отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.
Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым, осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь быстро меняющейся реальности./6/
Требования этики
1) Создание этических ассоциаций;
2) Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов, которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих дисциплин
Таким образом, этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь, совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный многими поколениями. Основные требования этики государственного служащего представлены в Таблице 1.
Под этикой государственного
служащего (управленца) /38/ всё чаще
понимается умение в процессе подготовки
и принятия решения общаться с
представителями различных
Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего
1 |
Дисциплинированность. Конкретизация этого понятия происходит в зависимости от специфики и содержания труда. |
2 |
Корректность межличностных отношений. Человек в сфере своей трудовой деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте. |
3 |
Ответственность. Это та часть требований долга, которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность. |
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- Этика судебного оратора
- Этикет
- Этические и нравственные основы следственной деятельности
- Этническая идентичность
- Этническая толерантность
- Этнокультура
- Этапы развития правового регулирования в сфере недропользования в Республике Казахстан
- Этапы речевого развития ребёнка в процессе онтогенеза
- Этапы технологического цикла обращения с отходами производства и потребления
- Этика
- Этика адвоката
- Этика деловых отношений
- Этика и культура делового общения