Этикет
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
Глава
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ
ЭТИКЕТА ДОШКОЛЬНИКА…………………………………………………
- Характеристика основных понятий поведенческой культуры……
1.2 Особенности этикетного поведения…………………………………
Глава 2 СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА…………
2.1 Условия и способы воспитания этикетного поведения………………
2.2
Ориентиры в обучении
2.3
Обучение детей правилам
этикета в ДОУ………………………………………………………………
2.4 Взаимодействие воспитателя и родителей в воспитании у детей
этикетного
поведения………………………………………………………
Глава 3 ИЗУЧЕНИЕ УСЛОВИЯ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ И ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ……………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
ЛИТЕРАТУРА………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………
Введение
Мир детства имеет свой язык, свои представления. Свой способ представления увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свой стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. В этом мире своей жизнью живут созданные или придуманные им вещи, предметы, наделенные собственными, определенными знаками и символами. Детская непосредственность, фантазия, воображение создают свою, часто непостижимую для взрослого, реальность – мир сказок, песен, игр и словотворчества, иначе говоря, дество, на протяжении определенного возраста и временного периода, рождает собственную культуру бытия, ощущение волшебства реального мира.
Ребенок дошкольного возраста находится в том пространстве детства, в котором отсутствует неизбежно возрастные напластования – шаблонность, инертность и т.п. Этот период характеризуется особой информационной чистотой и готовностью к познанию мира, бесстрашия, необременённостью стереотипами.
Сегодня к проблемам детства обращаются такие ученые, как В.Г. Безносов, А.А. Грекалов, В.П. Зенковский, А.П. Желобов, В.А. Кошелев, С.Д. Лихачев, К.В. Султанов, В.П. Щербаков и др., изучая феномен «Философии Детства», где ребенок – будущий полноправный член социума, ограниченно адаптиронный к нему, которому предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать, дальше культурное наследие общества через выключение в культуру, социальную активность и поведение ребенка. Феномен Детства изучается в различных аспектах: как судьба человека, период пластичности, обучаемости, восприимчивости, предшествующей взрослости; как судьба страны и критерии оценки современной политики; как форма социального события, определяющего развитие цивилизации и человества, так как именно в Детстве закладывается программа поведения людей и включенности их в культуру, социальные формы жизни, будущие виды деятельности.
Этикет – порядок поведения, в котором проявляется любовь и уважение к окружающим людям. Он был выработан обществом для успешного и приятного общения людей. Французское слово «этикет» появилось в России в XVIII веке, когда началось формирование российского этикета. Он создавался в своеобразном сочетании русских традиций и обычаев с западноевропейскими правилами поведения . За двести с лишним лет этикет перетерпел много изменений, но суть его осталась прежней – проявление уважения к людям. Соблюдение этикета проявляется в том, как мы выглядим, какие поступки совершаем, что и как говорим с друзьями, знакомыми и незнакомыми людьми, выполняя правила этикета, мы обеспечиваем себе приятное общение, успех в делах и личной жизни.
На
сегодняшний день люди стремятся
к преодолению острого
Зная и соблюдая этикет, воспитатель определит как вести себя среди представителей той или иной социальной группы, поступая в определенной ситуации, строить свои отношения с близкими людьми, друзьями и коллегами. Общаться с малознакомыми и незнакомыми людьми. Обучать детей правилам этикета необходимо, поскольку их соблюдение помогает ребенку разумно и доброжелательно строить отношения со взрослыми и детьми, расширяет его коммуникативные возможности, закладывает базу для успешной жизни.
Этикет – важная часть общественной культуры, нравственности, морали, в добре, справедливости, человечности – в области моральной культуры о красоте, порядке, благоустройстве.
Научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности, относиться к ним так, как он относится к себе и чтобы другие, также относились к нему. Правило очень простое, но в повседневной практике человеческие отношения далеко не всеми и не всегда осуществляются. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни. Это актуальный вопрос нашего времени, и я считаю, нужно уделять большое внимание подрастающему поколению.
Цель: определение условий и способов воспитания этикетного поведения дошкольника в условиях семьи и ДОУ.
Объект исследования: особенности осуществления процесса ознакомления дошкольников с этикетными нормами в семье и ДОУ.
Предметом исследования является процесс осуществления ознакомления дошкольника с этикетным поведением.
Гипотеза: предполагаем, что при согласовании требовании и подходов в семье и ДОУ возможно овладение ребенком этикетным поведением.
Задачи:
- изучить методическую литературу, помогающую раскрыть сущность понятия «этикета» и «этическое поведение»;
- определить условия, способствующие формированию этикетного поведения дошкольника в ДОУ и семье;
- рассмотреть способы воспитания этикетного поведения в семье и ДОУ.
1. Теоретические основы обучения правилам этикета дошкольника
1.1 Характеристика основных понятий поведенческой
культуры.
Надо ли дошкольников обучать правилам этикета и влияет ли знание этикета на отношение маленького человека к людям и миру?
Чтобы разобраться в сути явления, следует, прежде всего, обратиться к понятиям поведенческой культуры. И первое из них – поведение.
Поведение – это образ жизни и действий, в котором выступает сущность личности человека, особенности его характера и темперамента, его потребности, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания.
Поведение современного человека является результатом двух различных процессов – процесса биологической эволюции животного вида и процесса исторического развития. Л.С.Выготский [9], исследуя особенности поведения человека на разных этапах общественного развития, установил: каждой определенной исторической ступени в овладении силами природы соответствует ступень в овладении человека своим поведением. Активно приспосабливаясь к среде, изменяя природу, вырабатывая регулятивный принцип поведения, человек подчинял своей власти собственные психические процессы.
Поведение человека обладает рядом характеристик:
Во-первых, оно разделяется на вербальное и реальное.
Вербальное,
или словесное поведение
Во-вторых, есть поведение бытовое, а есть ритуализированное.
В
бытовом поведении отражаются практические
цели, поставленные человеком, в нем
отсутствует символическое
В-третьих, поведение может быть культурным и некультурным.
Поведение, в котором не отражены достижения развития общества, прежде всего этические и эстетические нормы, является поведением примитивного существа. Поведение, основанное на учете этических и эстетических норм, характерных данной ступени общественного развития, является культурным, свойственным хорошо воспитанному человеку.
Раскрывая сущность поведения, следует сказать и о таком значительном для характеристики понятии, как «культура», которая определяется современными исследователями как творчески созидательная деятельность по преобразованию природы и общества. Один из исследователей культуры А.И. Арнольдов [3] писал, что она имеет формы человеческой деятельности, направленные на синтез созданных материальных духовных ценностей, на гармонизацию человека с природой, обществом и самим собой. Именно культура, историю которой Л.С. Выготский связывал с «историей человеческого духа», создает формы человеческого поведения, видоизменяет деятельность психических функций человека.
Понятие «культура поведения» и «поведенческая культура» часто употребляются как торжественные. Их сдедует развести, что может глубже разобраться в сути поведения конкретного человека, члена общества и поведения, как общественного явления. Понятие «культура поведения» целесообразно соотнести с поведением конкретного человека. Культура поведения – это совокупность форм и способов поведения человека, в котором находят отражение нравственные и эстетические нормы, принятые в обществе.
Культура поведения педагога, включающая в себя совокупность форм и способов его повседневного поведения и внешне отражающая осознанные им моральные и эстетические нормы, выработанные обществом, несет в себе двойную нагрузку: и как характеристика отдельного члена общества, и как важнейшие качества личности педагога, оказывающие, воспитывающее воздействие на детей.
Таким образом, культура поведения является профессиональным качеством педагога, поскольку, только обладая ей, он может формировать культуру поведения у детей.
Культура
поведения дошкольника –
Она рассматривается в трех компонентах:
- Культура деятельности, проявляемая ребенком во время занятий, в игре, при выполнении трудовых и иных поручений;
- Культура общения, проявляемая во всех формах взаимодействия ребенка со взрослыми и детьми;
- Культурно-гигиенические навыки, соблюдение которых не только способствует укреплению здоровья ребенка, но и демонстрирует уважение к окружающим, способствует приятным взаимоотношениям детей и взрослых.
Понятие
«поведенческая культура» рассматривается
как широкое явление, охватывающее
поведение в аспекте
2.3
ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛАМ
Вопросы
обучения детей правилам этикета
разрабатывала И.Н.Курочкина. Она
утверждает что «Главным содержанием
занятий по основам современного
этикета являются поведенческие
правила, подкрепленные этическими
и эстетическими нормами». В занятия
можно включить беседы, игры, театрализованные
представления, праздничные вечера,
встречи с интересными людьми,
приглашение родителей, экскурсии,
посещения театра, музея, кафе, библиотеки
и т.п. – все это создает
условия для наилучшего усвоения
принятого в обществе порядка
поведения. Практические упражнения помогают
технически отработать тот или иной
поведенческий навык, например, уступить
место в транспорте, выйти из-за обеденного
стола, поблагодарить за подарок, произнести
комплимент и т.п. ИГРЫ – основной вид
деятельности дошкольника – дают возможность
интересно и показательно обучить детей;
они раскрепощают, снимают состояние неловкости
и неуверенности в себе. Чтобы каждый ребенок
мог активно участвовать в занятии, необходимо
проводить его с небольшой группой детей
(10-12 человек). Возникающий во время
игр или при обсуждении вопросов шум является
свидетельством заинтересованного решения
поставленной задачи, а также может служить
иллюстрацией вне этикетного поведения.
Проведение на занятии шумных игр требует
от воспитателя профессионального умения
быстро сконцентрировать детское внимание
для дальнейшей работы. Если это умение
не отработано, целесообразнее проводить
такие игры в конце занятия.
Сюжетно
– ролевые игры дают детям возможность
практически применить
Дидактические
игры используются при отработке
правил и норм этикета. Количество возможных
заданий неограниченно: подбери
из карточек цветовую гамму своего
костюма; составь по картинкам костюм
для прогулки, посещения театра,
встречи гостей; разложи на полотне
карточки с посудой и столовыми
приборами для сервировки чайного,
обеденного, праздничного стола; выбери
на карточке подарок маме, другу, бабушке.
Воспитатель может сам делать
такие игры, обязательно сопровождая
их записями о её содержании, целях и задачах,
что свидетельствует об осознанном
создании и применении игры, а также облегчает
другим возможность ее использования.
Н.К.Крупская писала о значении и подходах к играм: «Игры, требующие соблюдения правил, очень дисциплинируют, надо только, чтобы они не были скучными, надо их разнообразить. Много есть старых игр, приучавших владеть собой. Были игры, которые учили удерживаться от смеха, от употребления запретных слов… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры, он в данном случае должен только отводить игры опасные, разжигающие вредные чувства и т.д. Но делать это надо умеючи, осторожно, так, чтобы ребята охотно соглашались с руководителями»1 .
2.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ И
РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ У
Воспитание
поведенческой культуры у детей
предполагает совместную работу воспитателя
и родителей. Воспитатель направляет
деятельность родителей по формированию
этикетного поведения их ребенка, помогает
им педагогическим советом, дает рекомендации.
Он в основном работает со всем детским
коллективом. Родитель же работает с
одним ребенком, воспитывая его и
подправляя его действия в самовоспитании,
ежедневно практически
Вывод: в результате полученных данных можно разделить семьи на следующие уровни представлений этикетного поведения.
Высокий уровень – 20%, представления родителей об особенностях формирования этикетного поведения у семьи Горностайской Ани и Смирновой Насти.
Средний уровень – 50%, у семей Болотовых, Тамайко, Фроловых, Шулепиных и Левиных недостаточно полные представления о воспитании этикетного поведения.
Низкий
уровень – 30%, у родителей детей Кулакова
Феди, Седова Димы и Жданкова Игоря отсутствуют
знания о воспитании этикетного поведения.
Педагогу, формирующему у ребёнка культуру поведения, а значит влияющему на развитие поведенческой культуры общества, следует хорошо разбираться в поведенческих понятиях.
Обычай - стереотипный способ поведения, стихийно передаваемый из поколения в поколение, складывающийся под воздействием постоянно повторяющихся ситуаций, требующих от человека однотипных поступков во всех сферах деятельности. С помощью обычаев молодое поколение перенимает у старших поколений опыт как необходимое условие дальнейшего существования человечества. Так, обычай почитания старших выражается в уважении к ним, в требовании не перебивать их, прислушиваться к советам, предлагать им везде и всюду лучшие, почётные места. Этот обычай возник из условий жизни первобытного общества, когда люди, долго жившие и много видевшие, являлись единственными носителями знаний о выживании.
Традиции - это обычаи, отличающиеся особой устойчивостью. Общество, получив традиции от предыдущего поколения, сознательно стремится к их сохранению и бережно к ним относится. Отмечая празднование Нового года, мы соблюдаем традицию, заведённую в России в начале 18 века, и не задумываемся над тем, что появилась она из потребности русского общества сменить старорусский уклад жизни на новый, близкий к западно - европейскому. Соблюдение традиций упорядочивает жизнь общества и сохраняет преемственность развития, утверждая неразрывное единство прошлого и настоящего.
Нрав - совокупность душевных свойств, присущих отдельной личности или сообществу людей. Эта совокупность основана на исторических, национальных, психологических, социальных и культурных особенностях развития. К свойствам, лежащим в основе нрава, относятся такие человеческие качества, как воля, способность выдержать жизненные трудности, милосердие, любовь, доброта и др. Нрав сообщества людей проявляется в укладе его общественной жизни.
Привычка - сложившийся способ поведения, ставший для человека настолько обычным и постоянным, что он совершает то или иное действие, не задумываясь над тем, надо ли его выполнять и как это следует делать. Через привычку человек не только реализует себя, но и даёт о себе окружающим людям некоторые сведения. Недаром в народе говорят: «Привычка - вторая природа».
Последовательный
ход того или иного действия и
события, совершаемый по установленным
обществом правилам, называется
порядком, т.е. действием по заранее определённому
ряду (установлению).
1.2. Особенности этикетного поведения.
В 17 веке во Франции при дворе Людовика появилось слово «этикет», определяемое как порядок поведения при дворе французского короля. Слово это, как и сам порядок, распространилось во французском обществе, затем в других странах. В России оно впервые появилось в начале 18 века. Этикет характеризовал собой новое явление поведенческой культуры, определяемое, тогда как соблюдение такого порядка поведения, который в своей основе строится на благопристойности, учтивости и приятности обхождения. Современное содержание понятия «этикет» близко к его первоначальному смыслу, хотя значительно расширилось.
Этикет - это установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремлением доставлять им удовольствие своим обхождением, манерами вербального и реального поведения, внешним обликом.
Этикет,
являясь компонентом
Поведенческая
культура и культура поведения находятся
в прямой зависимости. Содержание поведенческой
культуры как общественного
- Этические и нравственные основы следственной деятельности
- Этническая идентичность
- Этническая толерантность
- Этнокультура
- Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки
- Этнокультурный компонент на уроках математики
- Этнопсихология предубеждения работников банка
- Этика
- Этика адвоката
- Этика деловых отношений
- Этика и культура делового общения
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- Этика и этикет государственного служащего: особенности и проблемы
- Этика судебного оратора