Этническая толерантность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Воспитание межэтнической  толерантности у учащихся, как основы национального самосознания народов, является одной из актуальных проблем современности. Острота этой проблемы обусловлена теми процессами, которые тревожат не только российское общество, но и мировую общественность: рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям, сложных социальных проблем. Однако у молодых людей недостаточно общей культуры, нет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы. Молодое поколение не имеет той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая есть у старшего поколения, получившего опыт содружества в различные периоды истории своего сосуществования с другими нациями и народами.

Задача формирования толерантности  должна пронизывать деятельность всех социальных институтов, но в первую очередь тех из них, работа которых  непосредственно связана с воспитанием  детей. Мы имеем в виду школу и  семью, которые имеют большие  возможности для формирования гуманистических  ценностей и реальной готовности к толерантному поведению. К сожалению, на сегодняшний день имеет место  нарушение школьных и семейных связей, отчуждение взрослых и детей, повышенная конфликтность в их взаимоотношениях. Следовательно, ответственность за будущее социальное положение молодого поколения делает проблему формирования толерантности и развертывания  межкультурных, межэтнических отношений  остроактуальной и значимой. В этой связи важным и наиболее распространенным является вопрос об этнотолерантности, который проявляется в отношениях между представителями разных народностей и предполагает терпимость к людям другой национальности.

Для решения данной проблемы необходимо углубленное изучение истории  и культуры своего народа. Знание собственной  истории и культуры формирует  убеждения, помогает понять смысл происходящих процессов настоящего. Если человек  научился понимать и уважать собственную  культуру, осознавать ее ценность и  позитивные достижения, то в дальнейшем он будет способен уважать те же качества другого человека, носителя другой культуры. Не подавление другого, не стремление переделать, а уважение в нем присущего ему права  быть самим собой позволит человеку свободно чувствовать себя в любой  культурной среде. Это, в свою очередь, означает, что в современных условиях значительно возрастает роль целенаправленного  воспитания детей на основе этнокультурных ценностей, которые являются как  объективным, так и субъективным фактором, влияющим на формирование личности.

Настоятельная необходимость  воспитания детей в духе уважения культуры, традиций всех народов подчеркнута  в трудах великих русских педагогов: П.Ф.Каптерева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского. В психолого-педагогической литературе освещены различные аспекты данной проблемы.Среди этих исследований необходимо отметить труды А.Г.Асмолова, Ю.В.Арутюняна, Л.М:Дробижевой, М.С.Джунусова, Р.Р.Валитовой, в которых разрабатываются важнейшие теоретические проблемы этничности, межнациональных отношений, этнического самосознания.

Изучение проблемы толерантности  нашло отражение в работах  Ю.П.Азарова, Ф.Анисимова, М.М.Бахтина, М.И.Рожкова, Л.В.Байбородовой, М.А.Ковальчук. В контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии педагогами-теоретиками В.С.Агеевым, Г.Н.Волковым, А.И.Доронченковым, В.Г.Крысько, О.Д.Мукаевой, А.Б.Панькиным, Г.У.Солдатовой, Т.Г.Стефаненко, рассматривалась проблема межэтнического взаимодействия. Проблема формирования толерантности в рамках теории поликультурного образования разрабатывалась А.Г.Джуринским, Г.Д.Дмитриевым, В.В.Макаевым, З.А.Мальковой, Л.А.Супруновой, Г.В.Палаткиной.

Формирование эмоционально положительного отношения к другим народам, веротерпимости, миролюбия, противодействие  и конструктивная  профилактика различных видов экстремизма  имеет для многонациональной  России особую важность, поэтому нашу тему на данном этапе развития российского  общества мы считаем актуальной.

       Тема  данного исследования: «Народные  праздники как средство формирования  этнической толерантности младших  школьников». В школах России, в связи с интеграционными процессами, появилось большое количество детей разной национальности. Данный факт предполагает изменение содержания учебного процесса и поиск наиболее эффективных средств воспитания.

       Таким  образом, возникает противоречие между увеличением детей в классах разных национальностей и недостаточной разработанностью форм способствующих формированию этнической толерантности в начальных классах.     

 Из всего выше сказанного, вытекаетпроблема,  как влияют народные праздники на формирование этнической толерантности младших школьников.

      Цель исследования - выявить и экспериментально проверить влияние народных праздников на формирование этнической толерантности младших школьников.

Объект исследования- процесс формирование этнической толерантности младших школьников.

Предмет исследования- народные праздники как средство формирования этнической толерантности.

      Гипотеза исследования- организация народных праздников с целью формирования этнической толерантности младших школьников будет эффективна если:

- изучен национальный состав класса;

- в план воспитательной работы классный руководитель периодически будет включать классные часы народные праздники;

       - учитель  будет привлекать родителей в  участии и проведении народных  праздников.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1.  Изучить и проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по проблеме формирования этнической толерантности;

2.  Выявить особенности  формирования этнической толерантности  младших 

школьников;

3.  Изучить методы и  средства формирования этнической  толерантности младших школьников;

4.   Разработать и  апробировать на практике серию  праздников по формированию этнической толерантности.

Для достижения цели и поставленных задач использовались следующие методы исследования:

Теоретические: анализ психологической, педагогической и методической литературы,  изучение педагогического опыта.

Эмпирические:  тест, наблюдение, беседа, эксперимент.

База экспериментальной  работы: НМБОУ «Гимназия №11 в г. Анжеро-Судженске.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

 

    1. Изучение процессов формирования этнической толерантности 

 в  философской и психолого-педагогической литературе

 

 

Современная педагогика подчеркивает, что в настоящее время объективная  реальность заставляет больше внимания уделять развитию культуры межнациональных  отношений у школьников, следовательно, необходима этническая толерантность, то есть принятие внутренней установки  личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам.

В педагогической науке проблема толерантности исследуется сегодня  особенно тщательно и разносторонне. Как известно, изучение любого явления предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия.Обращаясь к этимологическому анализу понятия «толерантность», следует отметить, что в современном словаре иностранных слов понятие «толерантность» (от лат. tolerantia — терпение) определяется как способность организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда; терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо.

Понятие «толерантность»  в разных языках мира трактуется неоднозначно. В английском языке слово «толерантность» обозначает готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь; во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов; в китайском - проявление великодушия в отношении других; в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим; в персидском - терпение, выносливость, готовность к примирению.

Исследование проблемы толерантности  и ее формирования значительно расширилось  в последнее время, хотя философское  осмысление проблемы находило отражение еще в трудах Гераклита и Сенеки, а позднее - Дж. Локка, Ф. Вольтера, В. Соловьева, П. Флоренского, Н. Бердяева и других.

Древний философ Бохеньский. Ю. писал, что толерантность - это испытанный способ сосуществования, в лоне одного общества, различных социальных групп, отличающихся по мировоззрению, политическим взглядам и т.п.   В этом смысле толерантность является позитивным социальным требованием. Однако с толерантностью связано несколько предрассудков.

Конфуций говорил «Толерантность - это интегральная характеристика индивида, определяющая его способность в проблемных и кризисных ситуациях активно взаимодействовать с внешней средой с целью восстановления своего нервно - психологического равновесия, успешной адаптации, недопущения конфронтации и развития позитивных взаимоотношений с собой и с окружающим миром. Это определение предполагает рассмотрение толерантности в широком диапазоне: от её понимания как нервно - психологической устойчивости до её оценки как нравственного императива личности.

Анализируя социальные аспекты  толерантности, Шалин В.В отличает, что принцип толерантности необходимо творчески применять во всех социальных отношениях, и особенно в образовательном процессе, во взаимоотношениях учителя и ученика. Творческое использование принципа о толерантности в процессе обучения является залогом эффективности образования.

Подчеркнем, что слово  «толерантность» появилось в русском языке сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре этих же издателей дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность» как о терпимости киного рода религиозным воззрениям.

По сути понятия «толерантность» и «терпимость» во многих источникам рассматриваются как синонимы. Так, в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость».

Отечественные психологи  А. А. Реан и Я. Л. Коломинский, рассматривая взаимосвязь феномена терпимости с понятием толерантности, полагают, что понятие толерантность - сугубо психофизиологическое понятие, означающее ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. По мнению А. А. Реана, понятие «терпимость» включает в себя понятие «толерантность» и является более общим. Толерантность и терпимость рассматривается как интериоризованное качество, свойство личности (P.M.Грановская).

Согласно Декларации принципов  терпимости, принятой в 1995 г. Генеральной  Конференцией ЮНЕСКО, терпимость - это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. В Декларации понятие толерантность определяется как  «… уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности; отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждение норм, установленных в международно-правовых актах в области прав человека».

По мнению учёного Р. Р.Валитовой, толерантность следует рассматривать как моральную добродетель личности, характеризующую ее отношение как свободной, равнодостойной личности, которое состоит в добровольном и сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного его определенными свойствами как внешними (расовые, национальные особенности), так и внутренними (исповедуемая религия, чтимые традиции, нравственные предпочтения), в настроенности на диалог и понимание отказе от привилегии первого лица, признании иуважении его права на отличие.

Понятие «толерантность»  с позиции межличностного взаимодействия целесообразно определять как готовность личности к осознанным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющим различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения. Это означает, что каждый в праве свободно придерживаться своих убеждений и признает такое право за другими, это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Толерантность становится нравственным и духовным ориентиром формирования личности.

Результат толерантности  - активное поведение на основе признания произвольного выбора, в котором человек стремится к самоактуализации, совершенству и реализации своих потенциальных возможностей адекватно оценивать реальные ситуации, с одной стороны, и возможности предвидения выхода из различных ситуаций - с другой.

Толерантность, как целостное образование, имеет свою структуру, которая выражается в соподчиненности ее компонентов. Ученый-исследователь О.А.Спицына выделяет следующие компоненты толерантности:

• когнитивный компонент, т.е. представления о проявлениях толерантности в поведении; реагировании в ситуациях критики и конфликтов; знания о способах проявления сочувствия, поддержки; о способах вступления в контакт и отказа от него; умение просить и принимать помощь;

• мотивационно-ценностный компонент, т.е. степень принятия толерантности как ценности;

• эмоционально-волевой компонент, т. е. проявление терпимого отношения к другим; восприятие и оценка действий других людей с точки зрения толерантности; уровень тревожности;

• поведенческий компонент, т.е. проявление толерантности, сдержанности по отношению к иной точке зрения, критике; конструктивная реакция на задевающие, провоцирующие вопросы, конфликтную ситуацию.

Обобщение исследований ученых (А.М.Байбаков, Е.Г.Виноградова, Д.В.Зиновьев, О.А.Овсянникова, О.Б.Скрябина, Г.У.Солдатова) позволило выделить критерии и показатели толерантности, в числе которых:

•  социальная адаптированность;

• ответственность за свои поступки;

• доброжелательное отношение к миру;

• эмоциональная стабильность, проявление выдержки, самообладания;

• терпение;

• эмпатия, чувствительность, высокий уровень сопереживания, сочувствия;

• способность к рефлексии;

• способность понять другого;

• любознательность;

• снисходительность;

• способность прощать;

• отсутствие тревожности;

• высокий уровень общительности (коммуникабельности);

• владение диалогическим общением, направленным на разрешение спорных вопросов, на предупреждение конфликтов;

• уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия;

• признание существования другой (иной) точки зрения, критичность к своему мнению (рефлексивная активность);

• отсутствие стереотипов, предрассудков;

• признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

По уровню, на котором  проявляется толерантность, выделяют такие виды толерантности, как индивидуальная, межгрупповая, межличностная толерантность (М.Т.Громкова, Е.П.Ильин, М. Ю. Махова, Г. В. Палаткина).

Индивидуальная толерантность  является добродетелью, т. е. формой поведения  ответственной личности. Именно этот уровень выступает фундаментом  толерантных отношений в обществе и заслуживает особого внимания в процессе формирования данного качества личности.

Межгрупповая толерантность  проявляется и возникает в  процессе восприятия одной группой другой, т.е. ее проявлением становятся отношения между группами.

Межличностная толерантность представляет собой отношения между отдельными индивидами.

Этническая толерантность  - это уважение, принятие и ценностное отношение к богатому многообразию этнических культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Профессор В.С.Кукушин  указывает, что этническая общность выбирает ту или иную практику воспитания в зависимости от качеств, необходимых для выживания человека в данной культуре, формирование которых в значительной степени зависит от жизни людей во взрослой жизни: «среди членов земледельческих и скотоводческих общин, прежде всего, требуются и ценятся добросовестность, ответственность, заботливость, а для обществ кочевников, охотников, собирателей необходимы независимость, самостоятельность, готовность пойти на риск, агрессивность. Соответственно в этих обществах выбирается разный тип воспитания, формируются и закрепляются из поколения в поколение определенные черты национального характера».

Профессор Т.Д. Дмитриев в  своей работе "Многокультурное  образование" выделил следующие  уровни развития толерантности в  образовании.

I. Обучение толерантности. Развитие у ученика, учителя терпимости в отношении культурных особенностей других этносов. Формирование готовности допускать в их оценке отклонения от признанных в обществе стандартов.

II. Изучение и поддержка другой культуры. Путем понимания и принятия культурного плюрализма, больше узнать о культуре другой этнической группы, лучше понять ее, то есть учитель и ученик переходят к следующему уровню многокультурности.

III. Уважение культурных различий. Становление личности, предполагающей высокую оценку другой культуры.

IV. Утверждение культурных различий.

Позитивное понимание  толерантности достигается через уяснения проявлений ее противоположности -интолерантности, или нетерпимости, которая основывается на негативном, враждебном отношении к особенностям культуры той или иной социальной группы, к иным социальным группам в общем или к отдельным представителям данных групп (Л.С.Колмогорова).

Интолерантность основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это непринятие другого за то, что он выглядит иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует (В.П.Кожевникова). Интолерантность ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения (Н. Г. Капустина). Она может проявляться в широком диапазоне: от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим, до умышленного уничтожения людей, это могут быть оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, расизм, дискриминация по какому-либо признаку, преследование, запугивание, крайние формы насилия и террор.

В современной ситуации социальной неопределенности, когда в большей  степени  на передний план выходит проблема взаимоотношений между людьми, когда проявления жестокости, повышенной агрессивности, отчужденности подрастающего поколения являются очевидными, особое внимание необходимо уделять задаче воспитания толерантности, толерантного сознания, толерантного поведения, толерантных отношений.

Проблема воспитания толерантности является предметом изучения различных наук. В философии толерантность изучается как исток социальной активности (А. М. Титаренко, В. В. Лекторский, А.В.Шестопал и др.), как особое состояние духовной жизни (В.С.Соловьев, Н.О.Лосский и др.). В педагогике рассматриваются приемы и средства ее воспитания у детей как результат прямого воздействия взрослого без учета субъектности отношений (Б.С.Гершунский, В.Г.Маралов, В.А. Ситаров и др.). В психологии толерантность исследуется как психологическая устойчивость личности (Г.У.Солдатова, Д.А.Шайгерова, П.А.Черкасов и др.), как личностная характеристика (А. Г. Асмолов, О. А. Кравцова и др.), как система установок и ценностей личности (И. Б. Гриншпун, Г. У. Солдатова и др.). Таким образом, проблема формирования этнической толерантности младших школьников на протяжении многих столетий остаётся актуальной и является предметом изучения, как зарубежных, так и отечественных учёных.

Рассмотрев теоретические  основы этнической толерантности, необходимо остановиться на особенностях их формирования в младшем школьном возрасте.

 

 

1.2.Особенности  формирования этнической толерантности 

младших школьников

 

 

Проблему воспитания этнической толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Реализация педагогики толерантности в образовательном процессе является средством подготовки нового поколения к гармоничному общению. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто.

Младшим школьным возрастом  принято считать возраст детей  примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует  годам его обучения в начальных  классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития. Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов  возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

 Воспитание этнической  толерантности зарождается в семье. Сравнительные исследования канадского ученого У. Ламберта  особенностей воспитания в 11 странах показали, что жесткость и требовательность родителей больше зависит не от их этнической принадлежности, а от их социального положения. Во всех странах родители рабочие были склонны к большей требовательности, чем представители среднего класса, что, по-видимому, является функциональным для воспитания послушания у будущих наемных работников. В странах, где преобладают нуклеарные семьи (США, Мексика, Германия) дети чаще проявляли дружественные формы поведения, усваивали товарищеские нормы, редко были агрессивными. И наоборот, в культурах с множеством социальных ролей и иерархической структурой, где даже родственники часто выступают в роли конкурентов, у детей воспитывается дух соперничества, умение добиваться помощи для достижения своих целей, эгоистическая доминантность, конкурентность.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе, когда формируется эмоционально-волевая сфера, отношение к себе и другим, в новой для него ролиученика, начинает складываться взаимодействие между 20 - 25 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью. Для плодотворного развития ребенка необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

      Младший  школьный возраст – период достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.

      Возрастной  особенностью является и общая  недостаточность воли: младший школьник  еще не обладает большим опытом  длительной борьбы за намеченную  цель, преодоления трудностей и  препятствий. Большие возможности  предоставляет младший школьный  возраст для воспитания коллективистских  отношений. За несколько лет  младший школьник накапливает  при правильном воспитании важный  для своего дальнейшего развития  опыт коллективной деятельности  - деятельности в коллективе и для коллектива. Опираясь на особенности младшего школьного возраста, необходимо активно воспитывать этническую толерантность.

При воспитании толерантности в младшем школьном возрасте необходимо учитывать уровни толерантности, выделенные О. А. Спицыной. Критерием выделения уровней для ученого послужила степень самостоятельности школьников проявления толерантности:

Высокий уровень толерантности характеризуется тем, что учащийся имеет установку на формирование у себя конкретных качеств, у него сформированы фактические представления о ценностях толерантности, устойчиво проявляется терпимое отношение к другим. Ребенок имеет низкий уровень тревожности, агрессивности, высокий уровень эмпатии, самостоятельно проявляет межличностную толерантность, сдержан по отношению к иной точке зрения; демонстрирует эмоционально-устойчивое отношение к другим, принимает правомочность существования других точек зрения.

Средний уровень толерантности  предполагает, что знание норм толерантности  носит разрозненный характер, ориентиры находятся на этапе формирования; эмпатия и выдержка зависят от внешних условий. Ребенок признает толерантное поведение со стороны других, но проявляет межличностную толерантность избирательно; ситуационно-эмоциональное отношение к отличиям других зависит от внешних условий.

При низком уровне толерантности (интолерантности) ребенок обладает низким объемом фактических представлений о ценностях толерантности, не умеет различать границы толерантности и интолерантности; у него отсутствует выдержка, самообладание, терпение; толерантность носит избирательный характер, проявляется в конкретной ситуации, к конкретному индивиду. При определенных условиях может возникнуть конфликт, гибкость отсутствует; наблюдается отрицательное отношение к отличиям других.

Воспитание толерантности  предполагает развитие активной жизненной  позиции, изменение самого себя, своих  стереотипов, своего сознания, а активная позиция развивается активными методами. К активным следует отнести те методы, которые позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми» (Д. И. Кавтарадзе).

Этническая толерантность