Этнокультурный компонент на уроках математики



СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуализацией потребности  сохранить свою пространственную и  духовную территорию можно объяснить подъем национального самосознания народов России в конце XX века, за которым последовали процессы суверенизации республик и развитие национальных систем образования, источника и движущей силы национальной культуры.

Одной из родовых потребностей этносов является также потребность не просто жить, а жить полноценной жизнью, чтобы ощущать счастье жизни и наслаждение ею. Подлинное счастье и радость, настоящее удовлетворение люди получают в труде, в творчестве, в осуществлении больших дел и в достижении значимых целей, реализация которых немыслима вне родного языка и истории, литературы и этнической культуры; без развития национально-этнической системы образования.

Указанные потребности  взаимосвязаны и взаимообусловлены, и ущемление одной из них вызывает актуализацию всех других, что приводит к межэтническим противоречиям и конфликтам. Следовательно, содержание образования должно быть направлено на удовлетворение этнических и родовых потребностей, на достижение баланса в обществе и гармонизацию межэтнических отношений.

В качестве генеральной  цели национального образования  принято формирование человека национальной культуры.

Народы, населяющие Среднее  Поволжье, прошли сложный этногенетический путь. Ученые выделяют две культурно-исторические эпохи в жизни татарского народа – общетюркскую (доисламскую, IV-X вв.) и тюрко-мусульманскую (в ее поволжском варианте, X-XX вв.). Тюрко-мусульманскую эпоху национальной истории делят на два крупных периода: X в. – середина XVI в. и середина XVI в. – начало XX в. Первый период характеризуется становлением государственности, обретением исламом официального статуса, распространением арабской письменности и культуры. Второй период начинается с завоевания Казанского ханства (1552 г.), потерей исламом государственного и общественного статуса. В рамках этого периода обычно обозначают три периода развития национальной культуры: традиционалистский (середина XVI в. – конец XVIII в.), реформаторский (конец XVIII в. – XIX в.) и национально-демократический (начало XX в.). В связи с социально-политическими условиями жизни народа, в тюрко-мусульманскую эпоху обуславливаются три периода развития математики и математического образования: I. X-XV вв. II. XVI-XVIII вв.  III. XIX в. – начало XX в. (по Беркутову В.М.)

Таким образом, в своем  историческом развитии культура, наука, образование народов Татарстана испытывали многостороннее влияние: культуры Востока с одной стороны и культуры русской и европейской –с другой. Но в целом процесс развития математики и математического образования татарского народа представляет собой исторически обусловленную саморегулирующуюся социальную систему, сохранившую в течение многих веков свои характерные особенности и народные традиции.

Тема нашей выпускной квалификационной работы: «Этнокультурный компонент на уроках математики».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании этнокультурного аспекта обучения математике и в разработке научно обоснованной и экспериментально проверенной методики его реализации в процессе обучения данному предмету.

Объектом исследования выступает процесс обучения математике в школе. В качестве предмета исследования рассматривается организация обучения математике с этнокультурным компонентом.

Задачами исследования, которые определили содержание и структуру работы, выступают:

    • Выявить теоретические основы разработки и реализации этнокультурного компонента обучения математике в контексте современной методики;
    • Проанализировать опыт использования материала с этнокультурным содержанием на уроках математики.

В соответствии с этими  задачами использовались следующие методы исследования:

  • теоретические методы: анализ литературных источников по философии, психологии, педагогике, связанных с проблемой этнокультурного обучения;
  • экспериментально-эмпирические методы: анализ содержания учебников, пособий для учителей по математике, изучение и обобщение опыта работы учителей математики по организации этнокультурной учебной деятельности; беседы с учителями, классными руководителями.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования состоит в том, что проведено систематизированное изучение теории и практики применения этнокультурных методов обучения математике в школе. Выделены принципы и функции, проведена классификация методов этнокультурного обучения.

Практическая  значимость исследования определяется наличием в нем анализа опыта организации уроков и внеклассной работы по математике с этнокультурным компонентом, а также наличием методических материалов для учителей математики.

Апробация результатов исследования выполнялась в виде доклада на студенческой научной конференции Елабужского института К(П)ФУ в 2012 году и предварительной защиты на кафедре математического анализа, алгебры и геометрии.

Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ КОМПОНЕНТОМ

1.1. Основные понятия этнокультурного образования в контексте современной социокультурной политики

 

Чтобы разобраться в  содержании ключевых понятий настоящего исследования, нужно уточнить смысл фундаментальной категории «культура». Американским культур-антропологом Л. Уайтом в его знаменитой книге «Наука о культуре» дано следующее определение культуры: «Культура представляет собой организацию явлений, видов и норм активности, предметов (средств, вещей, созданных с помощью орудий), идей (веры, знания) и чувств (установок, отношений, ценностей), выраженных в символической форме» [16]. Существует 500 различных определений культуры, претендующих на выражение самого главного и существенного в этом феномене. Наиболее общим является следующее определение: «Культура – это сложно организованная, исторически развивающаяся система материального, духовного и социального выражения человеческой деятельности, отражающая в своем содержании, морфологии и функциях процесс освоения человеком действительности и самого себя» [16].

Говоря о культуре личности, общества, этноса имеется  в виду определенное единство культурной деятельности и ее результатов, совокупности «культурного материала», которым владеют личность, общество, этнос и который освоен, актуализирован ими.

Этнос (от греч. ethnos – народ) особый, возникший исторический вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью или нацией. Основным условием возникновения этноса является общность территории как естественная база для тесного общения и объединения людей. Другим важным условием является общность или близость языка у объединяющихся в этнос людей. Под влиянием различных социально-экономических факторов и особенностей природной среды, к которой люди адаптировались и которую они активно использовали в производственной деятельности, складывались характерные для этноса черты материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, а также других психических характеристик. Наряду с этим вырабатывалось этническое самосознание, видную роль в котором играет представление об общности происхождения и исторических судеб входящих в этнос людей, отражаются представления об отличиях своего этноса от соседних этнических образований.

Культура этноса. Это понятие означает реальное культурное «состояние» и достояние этнической общности, образовавшееся в результате его развития, многочисленных контактов и взаимодействий с другими этническими общностями. В культуру этноса входит очень многое, в частности: элементы культуротворческой деятельности других этносов (включая язык, художественное творчество и т.д.), продукты современной цивилизации, массовой культуры.

Этнокультура. В начале XXI в. переосмысливается основная цель образования. Знаниецентристская парадигма сменилась культуротворческой и компетентностной парадигмами. Ведущим становится развитие творческой и профессионально компетентной личности.

Термин «этнокультура» появился как речевой вариант термина «этническая культура». Он получил широкое распространение в конце XX в. Этнокультура является содержательной основой этнокультурного образования. Этнокультура – это совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру в различных формах самореализации людей.

В плоскости горизонтали  в процессе образования личность познает множественность этнокультур, открытых к взаимодействию и разомкнутых  во времени.

Этнокультурное образование  представляет собой целостный процесс  изучения, деятельностного освоения этнокультурного наследия и воспитания личности на этнокультурных традициях, процесс становления личности в осмыслении синхронных информационных связей, учитывающих полиэтническую горизонталь географического пространства и историко-временную вертикаль развития этноса в структуре развития мировой культуры.

Национальная  культура. Если этот термин рассматривать в этническом смысле (нация как этнос на высокой стадии развития), то национальная культура, оказывается синонимом этнокультуры, то есть культуры, созданной определенной этнической общностью, этносом. Если же национальное рассматривать как гражданское, объединяющее в рамках единого (национального) государства разные или многие этносы, этнические группы, то речь идет о сложном, многосоставном целом, характеризующемся межэтническими культурными контактами и взаимодействиями.

Национальная  школа. Для раскрытия сущности современного толкования понятия «национальная школа» обратимся к словарям. В педагогическом словаре отмечается, что часто в практике под национальными школами понимают вообще все школы (в том числе и русскоязычные), которые функционируют в национальных районах, областях и республиках. Однако с конца 1980-х гг. в Российской Федерации идет процесс трансформации прежней национальной школы в образовательное учреждение, соответствующее новым условиям развития общества. Национальная школа рассматривается как «школа двуязычная и, главное – бикультурная, с достаточно высоким удельным весом родного языка и национальной культуры в содержании образования, с широкими возможностями формирования этнического самосознания».

По отношению к языку  обучения психолого-педагогический словарь  дает такой ответ: «Национальные  школы – учебные заведения, осуществляющие учебный процесс во всех или в  части классов на родном языке».

Народная педагогика. «Народная педагогика – это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившегося в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх и игрушках и т.п.» [4, с. 7].

Этнопедагогика. «Этнопедагогика – наука об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, наука о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации» [4, с. 30-31].

Основной целью этнопедагогики является учет образовательных интересов представителей отдельных этнических групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной народной культуры, этнического самосознания. В оценке этнопедагогики, ее места в системе педагогического знания существуют различные позиции. Некоторые считают задачей этнопедагогики изучение и использование в учебном процессе традиционных народных представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнических отношений между старшими и младшими поколениями, приемов и традиций воспитательных воздействий, в т.ч. обрядовых и т.п. Другая часть специалистов, не отрицая важности учета этнических особенностей в учебном процессе, рассматривает этнопедагогику как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями национальной и мировой культуры. Школа призвана не только сохранять и поддерживать принадлежность личности к родному этносу, но и образовательными средствами предоставить ей возможности для свободного самоопределения и самореализации в более широком социальном мире.

Генеральная цель, выражающая сущность этнокультурного образования: формирование человека национальной культуры в этнической среде. Данное определение составляет ядро сущности национального образования на этнокультурном уровне.

Содержательное оформление генеральной цели выполняется посредством  моделирования. Концептуальная модель национального  образования представляется в виде синергетического единства двух структурных моделей. Первая из них называется: «Человек национальной культуры». Это не только сугубо педагогические условия, но и условия ближайшей этнокультурной среды. Такого рода условия должны стать объектом педагогического управления, то есть специально создаваться, поддерживаться и контролироваться. Отсюда вытекает необходимость второй модели, названная как «Этническая среда». Человеческая личность вне культурологической среды не может быть активной, ибо отклонения и противоречия создают необходимое условие активности, ее самодвижение в направлении восходящего развития. С этой целью создается однородная по языку, национальности этнокультурная среда, обеспечивающая учащимся этническое общение, возможность приобщения к национальному искусству, предоставляющая условия для участия в национальных традициях, фольклоре.

 

1.2. Этнопедагогизация образования и этнодидактический подход к обучению

Теоретический анализ образовательно-воспитательной системы, сложившейся в последние десятилетия, показывает (В.П. Зинченко, Б.Т. Лихачев, Г.Н. Волков, В.Д. Шадриков, В.В. Давыдов, М.С. Коган, Б.М. Неменский и др.), что массовое школьное образование утратило ценностную ориентацию и превратилось в утилитарно-целенаправленное обучение. Из всех задач реального развития общества, поставленных перед школой, чаще всего осознаются только две: передача знаний и передача навыков. Другие задачи, не менее важные для экономики, нравственности, духовной культуры общества: передача творческого опыта, духовности, религиозной культуры, опыта эмоционально-ценностного отношения к миру – школа, как правило, не решает. Однако без решения этих задач не может быть подлинного успеха в полноценном развитии творческой, духовно богатой гуманистической личности, без которой немыслимо построение гражданского общества, правового государства.

Причиной многих негативных явлений последних лет в области  образования стало нарушение  трех основополагающих принципов педагогики: преемственности, народности и природосообразности. Игнорирование этих принципов привело к деформации сложившейся веками системы обучения и воспитания и ряду противоречий.

Противоречие  первое. Вследствие нарушения принципа преемственности современное образование оказалось оторванным от исторических корней.

Выход из данного противоречия – это этнопедагогизация системы образования, направленной на восстановление связи времен, возрождение и творческое использование историко-педагогического опыта народов. В рамках этнопедагогизации образования ценности прошлого перестают быть просто историческими реликвиями, они органично вплетаются в ткань настоящего бытия [6, с. 41].

Под этнопедагогизацией образования понимается процесс обновления системы образования на основе глубокого изучения и творческого применения позитивного народного опыта обучения и воспитания детей в современных условиях.

Рассматривая проблему удовлетворения этнических образовательных  потребностей, следует показать общепринятую классификацию, согласно которой все потребности человека подразделяются на личностные и родовые, присущие не только отдельным личностям, но и целым этносам [18].

Если личностные потребности  по своему происхождению являются природными, органическими, то родовые потребности  сформировались в процессе исторического развития этносов, а поэтому их проявление в каждом этносе имеет присущее ему своеобразие.

Противоречие  второе. Игнорирование принципа народности (Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский) привело к утрате духовности и нравственных основ общественного сознания, к формированию «безнациональной общности людей».

Выход из создавшейся  ситуации – этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса. Именно этнопедагогизация направлена на возрождение и реальное функционирование принципа народности в учебно-воспитательном процессе.

Каждый народ имеет  свой язык, традиции, предания, в которых  заложены определенные моральные нормы  и правила, то есть основы нравственности. Эта народная мудрость передается из поколения в поколение чаще всего  с помощью устного творчества. В народной педагогике сконцентрирован весь человеческий опыт воспитания. В ней имеются ответы на многие проблемы современности. Практически любая отрасль науки о воспитании и обучении берет свое начало в народности, поэтому не должно быть искусственного разделения между научной и народной педагогикой.

В созданных человеком, передаваемых из поколения в поколение  и бытующих до наших дней народных обычаях, традициях, праздниках, обрядах, играх, фольклоре (песни, легенды, былины, предания, эпосы, сказки, пословицы, поговорки, потешки, считалки, скороговорки, загадки, приметы и т.д.), нашло свое яркое выражение неоценимое богатство педагогической культуры народов.

Народ национален. Без  национальности народ напоминает вавилонское  столпотворение, скопище не связанных единой духовной историей и судьбою родов. Поэтому одной из главных задач современного образования становится воспитание народности.

В условиях реформирования политических, экономических отношений  в 1999 г. была разработана общая стратегия  образования в стране – «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», где среди основных задач в сфере образования указаны следующие:

  • гармонизация национальных и этнокультурных отношений;
  • сохранение и поддержка этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур;
  • сохранение языков и культур всех народов Российской Федерации.

Реформирование национальной школы осуществлялось по закону об образовании (1992, 1995), в котором ставились  задачи защиты и развития национальных культур и обеспечения единства федерального образовательного и культурного пространств. Содержание образования на основе этих законов структурируется в соответствии с федеральным и национально-региональным компонентами государственного образовательного стандарта.

Система образования  обеспечивает каждому индивиду реальные условия для удовлетворения образовательных  потребностей и направлена на решение  конкретных задач на соответствующих  уровнях.

На уровне государства система образования направлена на:

  • достижение политической и социальной стабильности, мира и согласия между народами;
  • установление паритета между национальными, общенациональными и общечеловеческими ценностями;
  • обеспечение равного доступа к общему образованию на родном языке представителям разных национальностей.

На уровне общества система образования способствует:

  • повышению интеллектуального, духовно-нравственного потенциала народов;
  • преодолению замкнутости, изолированности, выходу в мировое образовательное пространство, т.е. открытости;
  • переходу к гражданскому обществу.

На этническом уровне образование выступает:

  • гарантом выживания и возрождения этносов;
  • фактором гармонизации межэтнических отношений;
  • инновационным пространством этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса.

На уровне индивида система образования обеспечивает:

  • формирование творческой личности, способной создавать материальные и духовные ценности;
  • гуманистическое отношение к ученику, создание психолого-педагогических условий для его развития;
  • формирование толерантной, бесконфликтной, коммуникабельной личности, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях.

В начале 90-х гг. предлагалось несколько концептуальных проектов школ для нерусских народов России. Первая из них называлась «автономной». Компонентная организация содержания образования исходила из понимания известной автономности «национальной» составляющей по отношению к «государственной», как некоторого специального информационного блока, охватывающего помимо родного языка сумму этнографических и этнокультурных знаний. При этом особое внимание уделялось трансляции духовных ценностей родной культуры, формированию национального характера и национального самосознания.

В базисном учебном плане  российской школы разделение содержания образования на компоненты призвано обеспечить эквивалентность образования в условиях его региональной дифференциации. К учебным курсам общекультурного значения (ядро федерального компонента) отнесены русский язык (как государственный), математика, информатика, физика с астрономией и химия. Другие образовательные области и предметы, и прежде всего обеспечивающие формирование самосознания личности и ее гражданское воспитание (история, социальные науки, искусство, география, биология и др.), оказались зонами либо совместного ведения, либо только национально-региональным компонентом (родной язык, литература, история и география региона).

Этническая школа в  Российской Федерации переживает процесс  трансформации из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную, с высоким удельным весом в учебном плане родного языка и национальной культуры, с широкими возможностями для формирования этнического самосознания.

Противоречие  третье. Игнорирование принципа природосообразности постепенно привело к теоретизации содержания образования и учебно-познавательного процесса, к отрыву обучения от жизни.

Подход к обучению, строящийся на широком использовании  народного опыта, народной мудрости и менталитета народа называется этнодидактическим, т.е. этнически сообразным обучением.

Стержневым положением этнодидактического подхода к проектированию этнического образования является трехкомпонентное структурирование его содержания, а именно, содержание образования должно состоять из этнического, межэтнического и полиэтнического компонентов.

Ядром содержания национального  образования является этнический (этнокультурный) компонент, ориентированный на формирование представителя конкретного этноса.

Межэтнический (межкультурный) компонент образования содержит базовый комплекс знаний, усвоение которых способствует формированию человека российской культуры.

Полиэтнический (поликультурный) компонент обеспечивает глобализацию образования, целью которого является формирование человека планетарной культуры.

Одна из интересных попыток  реализации культурологического подхода в образовании представлена в педагогическом наследии П.П. Блонского. Образование как приобщение к культуре, считал он, должно основываться на знании закономерностей развития ребенка, его психологии, физиологии, социализирующих факторов этнокультурной среды. Эффективность обучения, по мысли П.П. Блонского, должна достигаться за счет постепенного расширения границ опыта ребенка – от изучения культуры, ближайшего окружения к жизни города, страны.

Эти три взаимосвязанных компонента: этнокультурный, межкультурный, поликультурный – обеспечивают личности возможность этнической, общероссийской и общечеловеческой самоидентификации.

Самоидентификация –  часть важнейшего процесса познания, поиска себя, непрерывного и бесконечного, кульминация которого приходится на школьные годы. Этническая самоидентификация личности неразрывно связана с формированием национального самосознания, определяемого рамками обыденного опыта, закрепленного в традициях, обычаях и включающего в себя непосредственное отражение практической деятельности, норм морали, этических правил, осознание своей этнической принадлежности.

Именно этноориентированное  образование определяет назначение, смысл функционирования и главную  цель национальной школы.

Анализ современной образовательной системы в Республике Татарстан показывает, что большинство татарских школ работает над формированием человека национальной культуры. Рассмотрим, например, направления деятельности национальных школ:

«Использование лучших традиций, обычаев татарского народа в обучении и воспитании детей» (Татарская гимназия г. Заинска);

«Формирование национального  самосознания и творческих способностей учащихся» (Татарская гимназия № 5 г. Казани);

«Нравственное и эстетическое воспитание учащихся средствами татарского фольклора» (Татарская гимназия № 1 г. Казани) и т.д.

Социальное назначение национальной школы – служить  инструментом по недопущению исчезновения и деградации этноса, разрушения уникальной социокультурной среды его деятельности. Она должна отстаивать национальную и духовную самобытность каждого народа, проживающего в нашей республике.

 

1.3. Школьная математика в свете этнокультурного компонента содержания образования

 

Участники VI Международного конгресса по математическому образованию (Страсбург, 1920 год), исследовавшие причины падения интереса обучаемых (во всем мире) к математике, выделили в числе основных претензий, предъявляемых обществом к преподаванию математики следующие: школьная математика не использует, более того, сознательно игнорирует элементы общей культуры, которые имеют математическую основу; обучение математике оторвано от непосредственных запросов практики и не находит в ней приложений; нет связей с культурными традициями, техническим и духовным творчеством  народа, коренного на данной территории; стиль преподавания элитарен – он замыкает молодых людей на внутренних задачах математики, отрывает их от общества. Небезынтересно, что на этом конгрессе было утверждено и новое направление исследований, получивших название «этноматематика», основные положения которой состоят в том, что в преподавании математики в школе должны быть учтены культурные особенности народа.

Этнокультурный компонент на уроках математики