Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этнокультурное воспитание учащихся

на уроках музыки

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение________________________________________________________3

 

  1. Научно-теоретические основы этнокультурного воспитания

учащихся  на уроках музыки _____________________________________ 6

 

1.1  Этнокультура_______________________________________________ 6

1.2 Этнокультурное  воспитание __________________________________ 27

1.3 Анализ состояния проблемы в отечественной

         музыкальной педагогике ___________________________________ 32

 

Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки___________35

 

    1.  Содержательный аспект этнокультурного воспитания

          учащихся на уроках музыки ________________________________ 35

 

    1.  Педагогический эксперимент _________________________________  47

 

Заключение  ____________________________________________________ 52

 

Список использованной литературы   _____________________________ 54

 

Приложения   ___________________________________________________ 57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     Актуальность исследования. Образование нового поколения происходит в условиях быстро меняющегося мира, информационной эпохи высоких технологий. Факторы планетарного масштаба влияют на образовательную сферу нашего государства сквозь призму региональных факторов. Именно на это обращено внимание в Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, который поставил перед казахстанским образованием задачу обеспечить достижение конкурентоспособности нации [1].

     Развитие и процветание страны зависит от силы и эффективности патриотического воспитания, от того, насколько глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Патриотическое воспитание – основа нравственности. В своём выступлении на XII сессии Ассамблеи народов Казахстана Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев сказал: «Быть патриотом своей Родины – это носить Казахстан в своём сердце» [2]. В Государственной программе патриотического воспитания граждан РК на 2006 – 2008 годы обозначена цель: формирование у граждан высокопатриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины посредством целенаправленного развития системы патриотического воспитания [3].

     В Законе РК «Об образовании» и «Государственной программе функционирования и развития языков» на 2001 – 2010 годы важнейшим принципом подросткового воспитания определено патриотическое воспитание [4, 5].

     В материалах XII сессии Ассамблеи народов Казахстана [24.10.2006г.] отмечено: «Важная составляющая успеха нации – казахстанский патриотизм.      Это любовь к своей стране и земле, огромное уважение к её истории и культуре, вера в собственные силы каждого и сплочённость всего общества. Это высокое чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее своей страны, которое возводится сегодня. Это гордость за успехи каждого казахстанца, и желание добиться высот на своём поприще, в чём бы оно ни состояло. И этот успех каждый должен посвятить Родине, чтобы прославить её, поднять её имидж в мире» [2].

     Происходящие изменения, охватившие все сферы социально-экономической жизни республики, сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, требуют приращения фундаментальных и универсальных знаний, их реализацию через систему образования. В этой связи в Концепции гуманитарного образования в Республике Казахстан [1994 год] отмечено: «Поскольку прежняя система образования в республике была ориентирована в основном на образцы научного знания прошлого, без должного учёта природы человека, её жизненных интересов и потребностей, истинных ценностей культуры, что привело к унификации образования и следованию единым постулатам и канонам, то необходимо критически пересмотреть данную ориентацию педагогики и, сохранив всё ценное, реформировать её в соответствии с этническими потребностями обучаемой аудитории» [6]. Принятие этой идеи означает создание национальной системы обучения и воспитания, сочетающей мировой уровень технической и информационной оснащённости образования с традиционными культурными ценностями, признание и обеспечение безусловного приоритета для личности родного языка и культуры, непрерывность образовательной деятельности, направленной на реализацию этнокультурных запросов личности и общества.

     Перемены, охватившие все сферы социально-экономической и духовной жизни народов Республики Казахстан, в том числе и систему образования, отражены в разработанной несколько лет назад Концепции Гуманитарного образования в Республике Казахстан [1994 год], Концепции государственной политики в области образования Республики Казахстан [1995 год], Концепции этнокультурного образования в Республике Казахстан [1996 год], утверждённых Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан. Отмечалось также, что необходимо пересмотреть прежнюю систему образования, которая была построена без должного учёта многовековых традиций национальной культуры. В этих документах подчёркивается, что, сохраняя всё ценное, следует реформировать образовательную систему в соответствии с реальными этническими потребностями, с учётом культурно-исторических и национально-культурных традиций народов Республики Казахстан.

     Становление государственной независимости Республики Казахстан, курс на демократические реформы, признание прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности требуют переориентации всей образовательной сферы на реализацию национально-культурных и языковых интересов населения, создание преемственной системы этнокультурного образования, определение его содержательных аспектов и особенностей. Необходимо учитывать многонациональный состав населения: в Казахстане проживают представители более 120 наций и народностей.

     По решению Регионального семинара по выполнению «Рекомендаций по сохранению фольклора», принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в странах переходного периода Восточной Европы и Азии [1999 год], государствам-членам ЮНЕСКО рекомендуется: «Содействовать установлению прочных связей между культурой и просвещением на основе признания традиционной культуры, фольклора как важнейшего фактора обновления содержания общего, дополнительного, среднего и высшего профессионального образования. Поддерживать разработку и внедрение перспективных моделей непрерывного образования в области традиционной культуры и фольклора, расширять подготовку педагогических кадров для данной сферы. Внести соответствующие дополнения и поправки в национальные стратегии развития культуры и образования. Под эгидой ЮНЕСКО разработать международную программу «Традиционная культура и образование», создать международный экспертный совет по национально-культурному образованию» [7]. Все это определяет актуальность выбранной темы на региональном и международном уровнях.

     На основании вышесказанного мы определили цель данной работы следующим образом: исследовать процесс этнокультурного воспитания в школе на уроках музыки.

     Объектом исследования явился музыкально-педагогический процесс в 5  классе средней общеобразовательной школы-комплекс № 27 города Семея.

     Предмет исследования – процесс этнокультурного воспитания школьников на уроках музыки в общеобразовательной школе.

     В качестве гипотезы было выдвинуто предположение: если в содержание уроков музыки 5 класса включить этнокультурный музыкальный материал – исторические и современные факты развития культурной жизни в Семее и в Семипалатинском регионе, интересные биографические данные об известных музыкантах – наших земляках, то это будет способствовать расширению кругозора учащихся, информационно-познавательных знаний, усилению чувства патриотизма школьников.

     Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

  1. Изучить научно-теоретическую, психолого-педагогическую, культуроведческую, социально-философскую, музыкально-педагогическую литературу по данной теме.
  2. Раскрыть ведущие понятия исследования: культура, этнос, этнокультура, воспитание, этнокультурное воспитание.
  3. Проанализировать состояние отечественной педагогики в аспекте исследуемой темы.
  4. Ввести в содержание уроков «Музыка РК» в 5 классе новый региональный этнокультурно-музыкальный материал (Семипалатинского региона).
  5. Разработать условия организации и проведения экспериментального исследования в аспекте вышеназванной проблемы.
  6. Осуществить опытно-экспериментальную работу по этнокультурному воспитанию учащихся 5 класса.

В ходе работы применялись следующие методы исследования:

  • анализ научно-теоретической, психолого-педагогической, культуроведческой, социально-философской, музыкально-педагогической литературы;
  • краткий анализ состояния проблемы в отечественной музыкальной педагогике;
  • наблюдение за учащимися в процессе опытно-экспериментальной работы;
  • теоретический анализ результатов экспериментальной диагностики учащихся;
  • педагогический эксперимент.

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.                

                      

 

  1. Научно-теоретические основы этнокультурного воспитания учащихся

на уроках музыки

 

                       

1.1 Этнокультура

 

     Общество – человек – культура неразделимы в процессе исторического развития. Универсальность данных слагаемых факт неоспоримый, притом, что и каждое из них, взятое в отдельности обладает многомерностью и самобытностью. На протяжении своего существования человечество в стремлении познать – что есть культура? – неизменно приходит к мысли о невозможности единого понимания культуры и общего взгляда на пути её изучения, то есть многозначность понятия «культура» общепризнанна, а пути изучения определяет специфика рассматриваемой каждым исследователем грани культуры. В самом общем смысле можно сказать, что «культура – это то созданное и накопленное человечеством богатство (материальное и духовное), которое служит дальнейшему развитию (культивированию), приумножению созидательных, творческих возможностей, способностей общества и личности или, иначе говоря, экономическому, социальному, политическому прогрессу» [45].

     Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник термин agriculture  или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX веках его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием. Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы часто называют субкультурой.

     Усвоение культуры  осуществляется  с помощью научения. Культура создается,  культуре обучаются. Поскольку она не приобретаема биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности человека и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Существует несколько определений культуры. Обобщив около 500 дефиниций, американские антропологи А. Кребер и Х. Клакхон [23] выделили три основные характеристики, на которые обращали внимание большинство исследователей:

  • культура – это то, что отличает человека от животных, то, что свойственно только человеческому обществу;
  • культура – это то, что не передаётся биологически, а предполагает передачу посредством обучения; культура не детерминирована особенностями человека как вида, а создана им; культура противоположна природе;
  • культура передаётся при помощи символических форм (языка, произведений искусства, изделий и инструментов и так далее) и связана с идеями.

     Слово «культура» можно употреблять обобщённо, применительно  к культуре вообще. Однако не менее часто это слово используется для обозначения конкретного культурного организма, который обладает своей спецификой, своей индивидуальной структурой (в этом случае говорят о русской, английской, японской культурах). Иногда данный термин используют также в узком значении – для обозначения более высокой степени культурности. Так, любой человеческий коллектив обладает своей культурой, однако с точки зрения внешних наблюдателей он может нуждаться в дополнительной аккультурации, то есть в насаждении (навязывании) того, что эти наблюдатели понимают под культурой.

     Существует несколько подходов к рассмотрению культуры:

  • с семиотической точки зрения (семиотика – наука о знаках) культура может быть определена как небиологическая знаковая система, при помощи которой передаётся социальный опыт. Указание на небиологический характер в данном случае необходимо, поскольку семиотика изучает и биологические знаковые системы (например, симптомы в медицине);
  • с социологической точки зрения культура является социальным институтом, обеспечивающим системность и устойчивость общества;
  • аксиологический подход (аксиология – наука о ценностях) рассматривает культуру как мир ценностей, представляющих собой иерархию смыслов и идеалов, разделяемых всеми членами некоторого сообщества;
  • с точки зрения деятельностного подхода культура определяется как совокупность «технологий», выработанных и используемых человеком для достижения определённых целей. Такие технологии придают деятельности человека особую направленность, а также целостность.

А вот другая классификация подходов к культуре:

  • с позиции символизма (Т. Парсонс, К. Гирц), элементами культуры являются в первую очередь символы, которые опосредуют отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и так далее);
  • с точки зрения функционализма (Б. Малиновский, А. Ратклифф-Браун), каждый элемент культуры выполняет определённую функцию – удовлетворяет определённые человеческие потребности. Другими словами, все элементы культуры рассматриваются с точки зрения того, какое место они занимаются в целостной культурной системе. Система культуры – это характеристика социальной системы. В «нормальном» состоянии социальные системы самодостаточны, уравновешены, гармоничны. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры;
  • согласно адаптивно-деятельностному подходу (Э. Маркарян), культура представляет собой способ деятельности, а также систему механизмов небиологического характера, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей [19].

     Культура, будучи системой понятий, ценностей, оценок, в значительной степени определяет то, как видит мир её носитель. Для представления этой идеи было введено понятие культурной картины мира, которая отличается от научной картины мира. Культурная картина мира включает в себя всю совокупность опыта, полученного данным народом на протяжении всей истории своего существования. Культурная картина мира может по праву считаться понятием, которое обобщает все подходы, которые применяются при изучении культуры.

     Пожалуй, в каждой культуре содержаться элементы, которые могут быть названы культурными универсалиями. Культурные универсалии – это такие черты, нормы, свойства, традиции, обычаи, которые присущи всем культурам независимо от того, на каком этапе развития они находятся и в каком месте земного шара локализуются. Американский социолог Джордж Мердок в 1959 году описал такие универсалии. Он отнёс к ним значимость различия между людьми по возрасту, использование нательных украшений, спорт, космологию, гадание, танцы, декоративное искусство, ухаживание и другие культурные феномены (всего им было выделено 70 универсалий) [19].

Культура  формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение. О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. В результате наблюдения за несколькими «существами, не проявлявшими никакого интереса к тому, что происходило вокруг, которые ритмично раскачивались взад и вперед, словно дикие звери в зоопарке», шведский натуралист XVIII века Карл Линней сделал вывод, что они являются представителями особого вида. Впоследствии ученные поняли, что у этих диких детей не произошло развития личности, для которого необходимо общение с людьми. Это общение стимулировало бы развитие их способностей и становление их «человеческих» личностей.

Если  культура регулирует поведение людей, можем ли мы зайти так далеко, чтобы назвать ее репрессивной? Часто  культура действительно подавляет  побуждения человека, но она не исключает их полностью. Она скорее определяет условия, при которых они удовлетворяются. Способность культуры управлять человеческим поведением ограничена по многим причинам. Прежде всего, небеспредельны биологические возможности человеческого организма. Простых смертных нельзя научить перепрыгивать через высокие здания, даже если общество высоко ценит такие подвиги. Точно также существует предел знаний, который может усвоить человеческий мозг.

Факторы окружающей среды также ограничивают воздействие культуры. Например, засуха или извержения вулкана могут  нарушить сложившийся способ земледелия. Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка  также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует  необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности. 

Другая  важная часть культуры состоит в  том, что культурные ценности формируются  на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей.

Каждое  общество осуществило свой отбор  культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека – и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых  обществах считали войну самой  благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают «мистические видения» как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

     Культура сегодня – это не только научное понятие, научный термин, имеющий лишь познавательное значение, но реальная проблема современного исторического развития, требующая своего практического разрешения. Важно, чтобы каждый человек приобщился к культуре общества, и мир культурных ценностей стал его внутренним миром. Поэтому одной из центральных проблем философско-культурологических и психолого-педагогических исследований является проблема развития человеческой культуры. Понятие «культура» многие авторы интерпретируют по-своему, так как это «многокомпонентная система». Существует множество взглядов и подходов к его определению. В настоящее время представителями различных отраслей отечественной и зарубежной науки выявлено более 800 значений понятия «культура». Многообразие определений феномена культуры говорит о полифункциональности, о многогранности этого понятия.

     Американский социолог и культуролог Нейл Смезлер понимает культуру как «некоторую совокупность ценностей, норм, стандартов поведения» [44]. Быть культурным – значит уметь ценить и осваивать то, что создавалось столетиями и является значимым в настоящее время. В рамках деятельностного подхода современная философия и культурология рассматривают культуру как исторически детерминированную креативную деятельность, преобразующую окружающую действительность, пополняющую материальные и духовные ценности. А. И. Арнольдов полагает, что «культура – это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества ..., это и выражение отношений, … система взглядов, оценок и интересов» [24] личности. А. Моль называет культурой то, что создается человеком в общественной жизни и остается в его сознании. Культура есть творение самого человека, его путь и судьба, способ реализации его возможностей. Вследствие этого, культура обозначает «новую форму бытия», создаваемую субъектом из объективно существующего мира. Это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. По мнению А. Швейцера совокупность прогресса человека и человечества является культурой, если этот прогресс направлен на духовное совершенствование индивида. Видный отечественный ученый М. С. Каган в своей концепции определяет культуру как «системную, исторически образовавшуюся и исторически изменяющуюся многостороннюю целостность специфически человеческих способов деятельности». Автор выделяет три слоя культуры: материальную, духовную и художественную. По его мнению, «художественная культура имеет самостоятельную локализацию, поскольку искусство концентрирует вокруг себя все виды человеческой деятельности (преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную и коммуникативную), сочетая одномоментно материальную форму и духовное содержание» [18]. Исходя из этого, выделяются культурные потребности человека, аккумулирующие в себе необходимые знания, ценностные ориентации, коммуникацию, воображение и реализацию практической деятельности. Культура опирается на знаемое у человека и требует постоянного обновления. Однако большинство ученых выделяет культуру материальную и нематериальную или духовную, включающую в себя и художественную.

     Изучение географического распространения духовной культуры сложнее, чем культуры материальной. Это понятно: специфику жилища, одежды, пищи, орудий труда путешественник замечает в первые же дни и даже часы своего пребывания в какой-либо стране, но он может прожить в ней несколько месяцев и так и не узнать всего своеобразия её танцев, свадебных обычаев, особенностей этикета, не говоря уже о поэзии или мифологии, для понимания которой необходимо владение местным языком.

     Но в принципе, распространение элементов традиционной духовной культуры, как и культуры материальной, подчиняется сходным закономерностям, будучи в целом связано с границами историко-культурных областей. Вопрос же о том, что легче и что труднее поддаётся заимствованиям – тип жилища или образ мышления, покрой одежды или мифологические сюжеты, праздничное блюдо или похоронный обряд – очень сложен. Здесь многое зависит от конкретных исторических условий. Однако ясно, что духовная культура, так же как и материальная, подвергается с течением времени преобразованиям, меняются и её пространственные ареалы. И в самой основе этих изменений всегда лежат изменения в материальном производстве, в развитии производительных сил и производственных отношений общества.

     В древности, в эпоху ранних цивилизаций, наряду с распространением новых технических достижений (например, плуга или колёсного транспорта) широко расходились из первичных центров также и научные, и художественные компоненты духовной культуры. И всё же древний мир был сильно разобщён. Каждый народ, даже каждый город, отличался своими обычаями и обрядами, своими богами и героями, своим наречием и напевами  и мало знал о том, как и чем живут даже близкие его соседи. Пожалуй, впервые эту этноизолированность древности преодолел культурный комплекс эллинизма. Примерно в это же время шло формирование древнеримской, парфянской, древнеиндийской, древнекитайской империй, расцвет которых оказал существенное влияние на распространение общих элементов духовной культуры в рамках соответствующих историко-культурных регионов.

     Факторы природной среды на духовную культуру влияют меньше, чем на материальную. Но все же и они накладывают свой отпечаток на ее особенности: природа не только подсказывает образы художественного творчества, но и предоставляет физический материал для отдельных его видов, способствует или препятствует их развитию. 

 

 

КУЛЬТУРА

Материальная

Духовная

  • вещи, материально существующие в пространстве на протяжении известного отрезка времени;
  • орудия труда, оружие, средства передвижения, жилище и другие постройки, одежда, пища;
  • культурные растения, нанесение рубцов, татуировка, причёски, все виды косметики и парфюмерии и т. д.
  • знания, нравы и обычаи, правовые нормы;
  • различные виды искусства и народного творчества;
  • религиозные верования и т. п.
  • вся информация, запечатлённая в клетках мозга.
Этнокультурное воспитание учащихся на уроках музыки