Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ  ВПО «Оренбургский государственный  педагогический университет» 

Институт  повышения квалификации и профессиональной

переподготовки  работников образования 
 
 
 
 

    ВЫПУСКНАЯ   КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

    на  высшую квалификационную категорию

    ТЕМА: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества» 
 

                Выполнила: Трибанова Светлана Валерьевна, воспитатель ГДОУ детский сад № 182 п.Тюльпан Первомайского района Оренбургской области 

                Научный руководитель: Зебзеева Валентина Алексеевна – кандидат педагогических наук, доцент   
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Оренбург -2008 год 

    Содержание 

Введение…………………………………………………………………..

Глава 1. Теоретические  основы проблемы эстетического  воспитания детей…………………………………………………………………………

    1.1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания детей……………………………………..…

    1.2.Элементы  народного творчества в эстетической  развивающей среде ДОУ………………………………………………………………   

    1.3.Содержание, формы и методы эстетического воспитания………..

Выводы  по 1 главе………………………………………………………..  

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию эстетической воспитанности  детей старшего дошкольного  возраста средствами народного творчества…………………………………………

    2.1.Методики  диагностики уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста…………………………………

    2.2.Использование  народного творчества как средства  эстетического воспитания детей  старшего дошкольного возраста…

    2.3.Результаты  опытно-экспериментальной работы  по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе …………………………………………………………………….

Выводы  по 2 главе………………………………………..…………………

Заключение……………………………………………………………………

Список  литературы…………………………………………………………

Приложение…………………………………………………………………

3 

5 

 
 
 
 

    Введение 

    В последние годы возросло внимание к  проблемам теории и практики эстетического  воспитания, как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать, прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

    Р.Тагор  говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного...»: в этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей...

    О влиянии красоты (эстетика, как известно, наука о прекрасном, а эстетическое воспитание есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях) написано и сказано немало. Еще древние греки полагали, что красота, мера, гармония - это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

    В последнее время слова о необходимости  эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах  газет и журналов и услышать с  экрана телевизора. Уже примелькавшейся  и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила и проблемы глобального масштаба; экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т.д. Мы считаем, что одной из причин всего этого являются прагматизм и техницизм современного человека, его удаление от своей колыбели - природы, которая поистине прекрасна, так как красота, мера и гармония - три кита эстетики присущи ей изначально. Нам представляется, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда все вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он спешит по делам, дома, в которых живет и т.д.

    Д.С. Лихачев сказал однажды, что «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Не скоро серая безликая архитектура уступит место уютным и теплым жилищам, улицы будут сиять чистотой, возродившиеся дворы утопать в цветах. А ведь наши дети уже пришли в этот мир, вот почему особые надежды мы возлагаем на эстетическое воспитание как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как зло безобразно. Начинать приобщать человека к искусству надо как можно раньше - с дошкольного возраста, причем воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты.

    Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребенка. Ребенок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому испытывает радость от нового. Он слышит чудесные русские народные песни, слышит стихи, потешки и сказки, видит красоту хохломских, дымковских игрушек. Красота народного творчества неповторима.

    Проблема  эстетического воспитания вызывает интерес у специалистов различных  отраслей: воспитателей, педагогов, психологов, ведь глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве - важное условие духовной жизни человека.

    Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного,  занимались специалисты по дошкольному воспитанию  (Л.Д. Лазуткина,  Р. Орлова, А. Суровцева, Е. Тихеева, Л. Шлегер, В. Шмидт) и деятели общей психологии, педагогики, физиологии  Е. Архин, П. Блонский, К. Корнилов, С.Шацкий и др.). Доклады по этим вопросам делались специалистами, деятельность которых не ограничивалась узко-методическими исканиями, они прекрасно знали теорию и имели опыт работы с детьми (Г. Рошаль, В. Шацкая, М. Рушель, Н. Долманова и др.).Фамилии по алфавиту В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет по-иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию.

    Актуальность  выбранной темы определяется необходимость разработки комплекса занятий, направленный на воспитание, «уточнение» чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства со своим народом. Актуальность проблемы обусловила выбор темы  исследования: «Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества».

    Цель  исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования народного творчества в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    Объект исследования: воспитательно-образовательный процесс, в частности использования в нём народного творчества.

    Предмет исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

    Гипотеза  исследования: эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективно, если будут:

    — в работу с детьми включаться занятия с использованием элементов народного творчества;

    — элементы народного творчества использоваться в развивающей среде ребенка старшего дошкольного возраста;

  • в повседневной жизни  ребенка использоваться элементы народного творчества;
  • А последовательность,  какая в работе?

    —  к созданию уголков народного творчества привлекаться родители. (Это у Вас в 2.2. есть?)

      Задачи исследования:

    1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме эстетического воспитания детей дошкольного возраста

    2) Выявить сущность, компоненты содержание, формы, методы эстетического воспитания

    3) Разработать комплекс мероприятий по эстетическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста с использованием народного творчества.

    Методы  исследования:

  • изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
  • наблюдение за деятельностью дошкольников;
  • опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников средствами народного творчества

     Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию, включающая эффективные методические приемы формирования у детей старшего дошкольного возраста эстетического вкуса, определена последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами народного творчества, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания и дает возможность широко использовать эту разработанную систему воспитателям детских садов.( Всё что красным можно убрать)

    Исследование  проводилось в несколько этапов.

    На  первом этапе проводился анализ психолого-педагогической литературы, определялись методы исследования, формулировались гипотеза, цели и задачи исследования. Были раскрыты основные понятия по теме исследования, определено их содержание. На данном этапе использовался метод изучения философской, психологической, педагогической и методической литературы с целью анализа имеющихся подходов к рассматриваемой проблеме.

    На  втором этапе проводился констатирующий эксперимент с целью выявления уровня эстетической воспитанности детей старшего дошкольного возраста. В старшей группе детского сада велось наблюдение ( как один из методов педагогической диагностики), подбирались вопросы к беседе, обогащалась предметно-развивающая среда, разрабатывался перспективный план работы по  эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста средствами народного творчества. Был проведен формирующий эксперимент с целью проверки эффективности комплекса мероприятий по эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста  средствами народного творчества.

    На  третьем этапе был проведен контрольный эксперимент с целью выявления результативности формирующего эксперимента, проанализированы и описаны результаты экспериментальной работы, был разработан комплекс мероприятий  использования народного творчества  в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

    База  исследования: ГДОУ детский сад №182, посёлок Тюльпан Первомайского района. В эксперименте участвовали дети старшей группы в возрасте 5-6 лет, в количестве 10 человек.

      Структура выпускной квалификационной работы:  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы проблемы эстетического воспитания детей 

      1. Анализ  психолого-педагогической литературы по проблеме эстетического воспитания детей
 

    Взрослые  и дети постоянно сталкиваются с  эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.

    Идеи  эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления  о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.

    В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д.Н.Джола, Д.Б.Кабалевский, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачев, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, М.Д.Таборидзе, В.Н.Шацкая, А.Б.Щербо и другие. (Эти авторы должны быть и в списке литературы)

    В использованной литературе имеется  множество различных подходов к  определениям понятий, выбору путей и средств эстетического воспитания. Рассмотрим некоторые из них.

    В книге "Общие вопросы эстетического  воспитания в школе" под редакцией известного специалиста по эстетическому воспитанию В.Н. Шацкой мы нашли такую формулировку: "Советская педагогика определяет эстетическое воспитание как воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства" (16; 6). А в списке литературы это - журнал Д\В Сноски должны быть на ту литературу, где взяты эти определения.

    В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как "система  мероприятий, направленных на выработку  и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве" (11; 451). В обоих определениях речь идет о том, что эстетическое воспитание должно вырабатывать и совершенствовать в человеке способность воспринимать прекрасное в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. В первом определении, к сожалению, упущена деятельная или созидательная сторона эстетического воспитания, а во втором определении подчеркивается, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

    Д.Б. Лихачев в своей книге "Теория эстетического воспитания школьников" опирается на определение данное К. Марксом: "Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты" (13; 51). А в списке литературы это - журнал Д\В Проверьте всё. Автор подчеркивает ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении ребенка. Например, развитие у ребенка эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, к тому же без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

    Б.Т  Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что  только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (13; 42).?

    Существует  множество определений понятия "эстетическое воспитание", но, рассмотрев лишь некоторые  из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

    Своеобразное  понимание сущности эстетического  воспитания обуславливает и различные  подходы к его целям. Поэтому  проблема целей и задач эстетического  воспитания требует особого внимания. В процессе исследования мы обратили внимание, что часто среди педагогов бытует ошибочное мнение о тождестве эстетического и художественного воспитания. Однако эти понятия необходимо четко разграничивать. Так, например, В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты" (16; 14). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству.

    Искусство - это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть  эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. "Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве" (26; 61).

    Эстетическое  же воспитание гораздо шире, оно  затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений. Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности.

    В "активизации способности творчески  трудиться, достигать высокой степени  совершенства своих результатов  труда, как духовного, так и физического" видит цель эстетического воспитания Л.П. Печко (18; 16). Где в литературе Печко?

    Н.И. Киященко придерживается той же точки  зрения. "Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания" (10; 29). ?

    Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и  быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Широкое понимание эстетического воспитания имеет в педагогике давнюю традицию. Уже в первых постановлениях Советской власти о школе (1918 г.) сказано, что эстетическое воспитание отнюдь не представляет собой преподавания «упрощенного детского искусства», под ним разумеется «систематичное развитие органов чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее».

    Для 30-х годов характерно противопоставление или параллельное существование двух сторон педагогического процесса: обучения и творчества как средств приобщения детей к художественной деятельности. В разработке вопросов эстетического воспитания в этот период значительная роль принадлежала Е.Флериной, Н.Сакулиной.

    В 50-е годы преобладали определения, которые ограничивали предметную сферу  эстетического воспитания, представляли его только как воспитание искусством.

    К 60-м годам на основе проведенных  научных исследований и обобщения передового опыта окончательно складывается система эстетического воспитания детей дошкольного возраста, получившая отражение в «Программе воспитания в детском саду» (1962 г.). В этом документе впервые сделана попытка показать весь процесс воспитания, единство психического и физического развития ребенка с первых месяцев его жизни до семи лет, определить формы организации детской деятельности в игре и на занятиях, в быту и труде и, таким образом, помочь выявлению художественных способностей детей различных возрастов. В настоящее время эстетическое воспитание понимается в широком плане, т.е. наряду с искусством в него включаются эстетическое воспитание средствами действительности и всеми формами жизнедеятельности человека.

    Многообразие  жизни рождает и многообразие видов и жанров искусства. Дети дошкольного возраста знакомятся с графикой, живописью, скульптурой, декоративно-прикладным искусством, литературой и музыкой, каждое из которых имеет свои жанры.

    Дети  также усваивают и основные эстетические понятия, отражающие наиболее существенные эстетические стороны и особенности окружающего мира. Под руководством взрослых дети должны освоить и понять основные критерии прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, приобрести знания о них, с тем чтобы овладеть рядом навыков и умений применять их в жизни, следовать им и соответственно выражать свои чувства.

    Основная  эстетическая категория - это категория  прекрасного. В ней выражается оценка не только эстетическая, но и нравственная. Знание о красивом формируется с раннего детства через предметы быта, которые окружают детей, игрушки, произведения искусства. Постепенно к старшему дошкольному возрасту дети овладевают понятием прекрасного и его к явлениям природы, жизни, в оценке деятельности людей и их поступков. Дети начинают понимать, какие поступки оцениваются как прекрасные, какие как безобразные. Они узнают, что прекрасен трудящийся человек, а лодырь безобразен. Дети познают красоту условий труда, а красота продуктов труда учит бережному к ним отношению. Через произведения искусства: стихи, песни, музыку, изобразительное искусство - дети закрепляют знание о прекрасном и овладевают эстетической оценкой: красиво, прекрасно или некрасиво, уродливо, безобразно. Особое значение имеет ознакомление детей с произведениями народного искусства.

    Старшие дети постепенно, через понимание  героического, через романтику подвига  в борьбе и труде овладевают такой  сложной эстетической категорией, как  возвышенное. Старшим дошкольникам доступно понимание и некоторых сторон трагического, которое тесно связано с прекрасным и возвышенным. Трагическое выступает как поражение и гибель прекрасного в борьбе с противостоящими ему силами. Эстетически положительно оцениваются именно те участники трагического столкновения, которые несут знамя прогресса, способствуют движению человеческого общества вперед.

    Осваивают дети и категорию комического, смешного. Комическое в действительности - это  своеобразный отход от нормы, нарушение  законов красоты, единства формы  и содержания. При этом осмеяние отживающего - своеобразная форма борьбы за эстетический идеал, за прекрасное. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным, желаемым и реально существующим. Для выражения комизма в реальной жизни и в искусстве используют много средств. Детям дошкольного возраста в значительной степени доступен юмор - смешное в различным, в том числе и «безобидных» его проявлениях.

    Знания  о различных видах искусства  детям сообщают уже с раннего  детства. Декоративная игрушка, картинка, музыка, книги входят в жизнь ребенка очень рано. Старшим дошкольникам сообщаются знания не только о видах, и о жанрах изобразительного, литературного, музыкального искусства. Содержание знаний об изобразительном искусстве включает знания о книжной иллюстрации, эстампе, живописи, скульптуре, аппликации, декоративно-прикладном народном искусстве, пейзаже, натюрмортах, портрете и т.д. У детей формируют знания о различных выразительных средствах искусства (в скульптуре, например, материал, поза, жест, движения и т.п.).

    На  протяжении дошкольного возраста формируются  также знания о музыке: вокальной  и инструментальной, разнообразии ее тематики, жанре, структуре отдельных  произведений, средствах музыкальной  выразительности, различных музыкальных  инструментах. Дети знакомятся с народными песнями и танцами, хороводами, произведениями классической и современной музыки.

    Условием  и средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению детской душе поистине эстетического восприятия действительности. Почему-то бытует мнение, что маленькому ребенку недоступно понимание произведений великих художников, что для детей должно быть особое упрощенное «искусство». А вот 4-летняя девочка идет по  залам Третьяковской галереи и вдруг сама, без единого намека со стороны взрослых останавливается у картины «Княжна Тараканова». Она поражена изображенным, задает массу вопросов, возвращается к картине снова и снова. Что это? Ведь К.Д. Флавицкий писал свое произведение не для детей. И ни в одной методической книге не найдете рекомендаций к ее рассматриванию с детьми. А впечатлительный ребенок заметил страх и муку в лице княжны и боится вместе с нею воды и крыс. Очень сильное впечатление. Нужно ли ограждать от него ребенка? Вряд ли. Сила искусства пробудила в девочке лучшие человеческие чувства - сострадание, сочувствие.

Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами народного творчества