Практические аспекты финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ



 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………………....……..4

Глава 1. Теоретические аспекты  финансирования среднего (полного) образования  в РФ………………………………………………………………….6

    1. Образование, как отрасль социальной сферы ………………………....6
    2. Источники финансирования учреждений среднего (полного)

образования в РФ ............................................................................................12

1.2.1. Бюджет, как основной  источник финансирования учреждений  среднего (полного) образования…………………………………………………………12

1.2.2. Внебюджетные источники  финансирования общеобразовательных   учреждений……....………………………………………………...........……….17

1.2.3. Дополнительные источники финансирования учреждений среднего   образования……………………………………………………………….......….24

Глава 2. Практические аспекты финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ ……………………………………………………28

2.1. Действующий порядок финансирования учреждений среднего полного образования............................................................................................................28

2.2. Анализ динамики финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ ………………………………………………………………..34

2.3. Анализ финансирования учреждения среднего (полного) образования за период с 2010 по 2012 годы на примере МАОУ СОШ №4 г. Асино...............................................................................................................38

Глава 3. Проблемы и перспективы финансирования учреждений среднего (полного) образования в  РФ ………………………………………………….43

3.1. Проблемы финансовой обеспеченности деятельности учреждений среднего (полного) образования ……………………………………………..43

3.2. Предложения по преобразованию системы финансирования учреждений среднего (полного)образования ……………………………………………..46

Заключение.............................................................................................................58

Список использованной литературы...................................................................61

Приложение 1 ……………………………………………………………………65

Введение

 

Новый этап экономических  и социальных реформ в России предусматривает  в качестве приоритетных направлений  государственных инвестиций на поддержание  систем жизнеобеспечения населения  страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, так как  развитие всех отраслей экономики зависит  от уровня образованности общества. Первостепенно  роль в деле воспитания подрастающего  поколения всегда принадлежала системе  образования.

С этой целью был принят национальный проект «Образование». Целью  этого проект является модернизация российского образования, путем  принятия мер по реализации направлений  развития образовательной системы  страны, что поможет достичь современного качества образования, меняющегося  в соответствии с изменением запросов общества и социально-экономических  условий. Направления национального  проекта «Образование»: поддержка  на конкурсной основе лучших учителей и школ, внедряющих инновационные  программы, информатизация, вознаграждения за классное руководство, создание современных  центров начального профессионального  образования в армии,  поддержка  талантливой молодежи, формирование сети национальных университетов и  бизнес школ, обеспечение школьными  автобусами сельские школы.

Функционирование национального  проекта «Образование» и достижение поставленных в нем целей не может  без достаточного финансирования данного  проекта и вообще образования.

Создание новой системы  образования в стране требует  создания новой системы финансирования данной системы. Для этого необходимо изучение современной системы выделения  средств на образование и выявления  проблем связанных с этим. Этим подтверждается актуальность темы данной работы.

Предметом настоящего исследования является механизм финансирования учреждений среднего (полного) образования в  РФ. Объектом исследования выступает  финансирование учреждений вышеуказанной  сферы на примере МАОУ СОШ №4 г. Асино 

Целью настоящей работы является исследование системы финансирования среднего образования в Российской Федерации, его источников и основных элементов,  а также  проблемы финансовой обеспеченности деятельности   учреждений среднего образования

Для достижения указанной  цели были поставлены  следующие  задачи:

  • изучение системы финансирования образовательной системы в Российской Федерации;
  • рассмотреть  источники финансирования среднего образования;
  • Оценить существующее состояние и динамику бюджетного финансирования сферы среднего образования с учетом всей совокупности расходов на образования в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации;
  • изучение принципов и методов планирования финансирования  учреждений среднего образования; 
  • рассмотреть проблемы финансовой обеспеченности деятельности учреждений среднего образования;
  • внести предложения по преобразованию системы финансирования среднего образования.

В связи с заявленными  задачами структура работы выглядит следующим образом:

- в первой главе раскрываются  особенности финансирования образовательных  учреждений;

- во второй главе рассматриваются  методы планирования расходов  образовательных учреждений, а также  проблемы, связанные с финансированием среднего образования.

Глава 1. Теоретические аспекты финансирования среднего (полного) образования в РФ

  • 1.1. Образование как отрасль социальной сферы

  •  

    margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; margin-left: 0pt; text-indent: 35pt; line-height: 18pt;">

     

    На  современном этапе социально-экономического развития существенно возрастает роль образования, которая определяется задачами становления в России демократического и правового государства, рыночной экономики, необходимостью быть в русле  мировых тенденций развития. Поэтому  возникает необходимость модернизации всех сторон структуры образования  и всех сфер образовательной деятельности. В нашей стране проводиться всесторонняя модернизация, осовременивание образования с выделением требуемых, для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.

    Значение  образования, как  важнейшего фактора  формирования нового качества экономики  и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого  капитала. Ведь человеческий фактор всегда является одним из ведущих факторов развития общества и государства. Человеческий капитал в широком определение  –  это интенсивный производительный фактор развития, экономики, общества и семьи, включающий образовательную  часть трудовых ресурсов, знания, инструментарий интеллектуального и управленческого  труда, среду обитания и трудовой деятельности, обеспечивающие эффективное  и рациональное функционирование человеческого  капитала, как производительного  фактора развития. Человеческий капитал  – это интеллект, здоровье, знания, качественный и производительный труд и качество жизни. Следовательно, развитие общего образования – это многосторонний процесс, в развитии которого ведущую роль играет государство, общество, а также отдельный человек. Пока Россия будет сильна своими природными и человеческими ресурсами, культурными, научными образовательными и оборонным потенциалом, она будет иметь влияние и достойное положение в мировом сообществе.

    Образование играет большую роль в жизни высокоразвитого  рыночного общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных  цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных  прав граждан Российской Федерации1.

    В условиях развивающейся в мире научно-технической  революции все больше значение приобретает  проблема обучения и воспитания подрастающего  поколения. Успехи в развитии государства  в конце 20-го - начале 21-го веков в значительной мере были достигнуты благодаря повышению  уровня народного образования в  нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.

    Конституция гарантирует  населению нашей страны возможность  получения образовательных услуг, предоставляемых государственным  образовательными учреждениями на бесплатной основе.3 Для этих целей функционирует система государственных и муниципальных образовательных учреждений.

    Создание  и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства  РФ и ведомств. Наиболее важными из этих документов являются Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 года №12-ФЗ.

    Граждане  РФ вправе получать образование без  ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, места жительства, состояния здоровья. Российское государство гарантирует  гражданам общедоступность и бесплатность образования и профессионального  начального образования в государственных  муниципальных образовательных  учреждениях в рамках государственных  стандартов, если образование данного  уровня гражданин получает впервые.

    В современном мире значение образования  как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увешивается вместе с ростом влияния  человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых  стран. При этом необходимы широкая  поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и  активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделение необходимых  для этого ресурсов и созданием  механизмов их эффективного использования.

    На  современном этапе развития России образование становится все  более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности  и конкурентоспособности народного  хозяйства, что делает его одним  из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны, благополучия каждого гражданина.

    Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства. Так как образование является общедоступным от социального статуса и национальности.

    В Российской Федерации в настоящее  время действуют государственные, муниципальные и частные учебные  заведения. Финансирование их осуществляется из федерального, региональных, местных  бюджетов и за счет личных средств  граждан.

    Важность  образования в современном государстве  выражается в объеме финансирования. Так финансирование образования  в России ежегодно увеличивается  на 20-30%2.

    Первой  основополагающей ступенью в системе  социального развития, а, следовательно, и развития образования является школа. Как сказал французский писатель и общественный деятель Анри Барбюс: «Школа - это мастерская, где формируется  мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Школа – в широком смысле этого  слова должна стать важнейшим  фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

    Практика  обучения и воспитания подрастающего  поколения за последнее десятилетие  показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило необходимость  модернизации общеобразовательной  школы.

    Роль  образования на современном этапе  развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и  правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоление  опасности отставания страны от мировых  тенденций экономического и общественного  развития.

    Концепция развития образования развивает  основные принципы образовательной  политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации «Об  образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования  в Российской Федерации до 2025 года, а также в Федеральной программе  развития образования на 2011-2015 годы. Целью Федеральной целевой программы  развития образования на 2011-2015 годы является обеспечение доступности  качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально  ориентированного развития Российской Федерации3.

    При этом задачами Программы являются: модернизация общего и дошкольного  образования как института социального  развития; приведение содержания и  структуры профессионального образования  в соответствие с потребностями  рынка труда; развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.

    Концепция взаимосвязана с основными направлениями  социально экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу и определяет приоритеты и меры реализации генеральной, стратегической линии в предстоящее десятилетие – модернизация образования.

    Образовательная политика России, отражает общенациональные интересы в сфере образования  и, предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие  тенденции мирового развития, обуславливающие  необходимость существенных изменений  в системе образования:

    • ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышению уровня готовности граждан к такому выбору;
    • переход к постиндустриальному, инновационному, информационному обществу;
    • значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
    • возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирование современного мышления у молодого поколения;
    • динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда;
    • глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовку работников, росте их профессиональной мобильности;
    • возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет от 70 до  80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения4.

    Эффективная и качественная система образования  является важным фактором позиционирующим  страну, как одну из ведущих стран  мира, ее международного престижа, обладающую высоким уровнем культуры, науки, образования. 

     

    1.2. Источники финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ

     

    1.2.1. Бюджет, как основной источник финансирования учреждений среднего (полного) образования

     

    Рассмотрение  вопросов финансирования образования  за счет бюджета тесно связано  с изучением организационной  структуры самой системы образования  и отдельных её элементов. Очевидно, что в прямой зависимости от методики планирования находятся вопросы  распределения средств между  исполнителями государственного (муниципального) заказа, т.е. фактическое финансирование учреждений. Современное законодательство определяет, что каждое учреждение имеет статус субъекта финансово-хозяйственной  деятельности. В Федеральном законе «Об образовании» указано, что образовательное  учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

    Использовать  бюджетные средства по своему усмотрению бюджетные учреждения не в праве  из-за целевого финансирования расходов казначейством по предметным статьям. Подавляющее большинство дошкольных учреждений и школ обслуживаются  органами казначейства через централизованные бухгалтерии.

    Федеральный центр определяет общие правовые рамки функционирования образовательной  системы и основные ориентиры  государственной политики. Субъекты РФ и органы местного самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы  образования.

    Следующий предмет ведения государства  и ОМСУ – учредительство и владение государственными и муниципальными учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и  муниципальных учреждений образования  выступают органы управления, которые  по закону несут ответственность  за финансирование расходов по выполнению государственного или  муниципального образовательного заказа.Он представляет собой взаимоотношения, возникающие между органами государственной или муниципальной власти, гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта федерации или муниципалитета, и образовательными организациями, расположенными на соответствующей территории, по поводу оказания последними образовательных услуг в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения социально-экономического и культурного развития субъекта федерации или муниципального образования и реализации конституционного права граждан на образование.Государственныйили муниципальный образовательный заказ является одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителя.

    Образовательный заказ ограничен возможностями  бюджетного финансирования и рамками  государственных стандартов, он формируется  федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В  этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость  государственной  системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.

    В соответствии с Федеральным законом «Об  образовании» НОУ имеют право  после получения государственной  аккредитации на бюджетное финансирование. В мировой практике существуют страны, в которых запрещено прямое и  косвенное субсидирование негосударственных  образовательных учреждений (США, Италия и др.). В большинстве же стран имеют место  промежуточные  варианты, дающие возможность выделения минимального финансирования частным  структурам  в случае выполнения ими государственных образовательных стандартов. Например, в Японии размер ассигнований на одного учащегося НОУ в 14 раз меньше, чем в государственном учреждении. И только в некоторых странах (Бельгия, Венгрия, Ирландия, Россия) негосударственные учреждения включены в схему бюджетного финансирования по установленным для государственных учреждений нормативам. В этой связи следует вернуться к рассмотрению системы государственных именных финансовых обязательств, направленных на расширение рыночных элементов хозяйствования в образовании посредством организации конкуренции между учебными заведениями за привлечение студентов.

    Основными документами, регулирующими ответственность  и права учредителя и образовательного учреждения, являются договор о взаимоотношениях между ними и устав образовательного учреждения. В соответствии с Федеральным  законом «Об образовании» устав  разрабатывается образовательным  учреждением самостоятельно. Договор  о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем, определяющий порядок финансирования, управление образовательным учреждением и  включающий другие правовые аспекты, является двухсторонним актом. При оформлении договорных отношений по распределению  финансовых полномочий подробно излагаются обязанности сторон, права и ответственность, жестко регламентируются вопросы деятельности учреждения. Если обязанности предполагают требования к объёму и характеру  работы, то права создают условия  для их выполнения, а ответственность  означает возможность применения санкций  вышестоящих органов за ненадлежащее выполнение обязанностей. В договоре определяются виды образовательных  программ (основных и дополнительных), которые будут профинансированы за счёт бюджета и без согласия учредителя не могут быть изменены, устанавливаются минимальные нормы наполняемости при комплектовании классов и групп, при снижении которых учредитель вправе уменьшить финансирование.

    Учредитель  берёт на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утверждённой сметой расходов. Если учреждение не имеет  самостоятельной бухгалтерии,  то  учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

    Обязанностью  образовательного  учреждения  является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объёмах предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закреплённых за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату  труда  самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования. 

    Общий порядок  финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все  учреждения и организации, финансируемые  за счёт бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления – главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов  и расходов, составляют бюджетную  роспись в разрезе подведомственных учреждений и вносят в неё коррективы, составляют сводную отчётность, контролируют деятельность учреждений. 

     Суть  казначейской схемы исполнения  бюджета заключается в полном  переводе оплаты расходов бюджетополучателей  напрямую поставщикам услуг и  исполнителям работ (кроме денежных  выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета  поступали на счёт учреждения, а затем использовались им  по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для  всех учреждений в казначействе  открыты лицевые счета с указанием  постатейного и поквартального  распределения средств. В рамках  указанной росписи казначейства  могут выполнить поручения учреждений  на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы  казначейства предшествует санкционирование  расходов, включающее в себя ежемесячное  лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

    Порядок финансирования бюджетных расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные  результаты для государства не только в части совершенствования методов  управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной  информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение  повседневных  хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

    Определённые  трудности возникают из-за  необходимости   учёта  средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности.

    В Российской Федерации носителем ответственности   за  всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются  вопросы  оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств  между  предметными статьями  не  допускается.

    Таким образом,  финансирование  образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объём бюджетных ассигнований на реализацию государственных  гарантий  в области образования в современной российской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по  видам  бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга. 

     

    1.2.2. Внебюджетные источники финансирования  общеобразовательных учреждений

     

     

         В условиях  реформирования образования и  неустойчивости экономической ситуации  в России, важное значение приобретает стабильность финансового обеспечения образовательного процесса в образовательных учреждениях.     

     Система  образования все больше включает  в себя рыночные формы организации  работы. Бюджетные средства крайне  ограничены и не всегда доступны, поэтому образовательные учреждения  осваивают новую для себя задачу  – удовлетворение потребностей  общества в дополнительных образовательных  услугах. Выявление и учет запросов  различных категорий заказчиков  становится обязательным условием  деятельности образовательных организаций. Для большинства школ система многоканального и многоуровневого финансирования стала действующей моделью и иного пути они не предполагают. В данной модели, помимо разного уровня бюджетных средств образовательных учреждений становятся внебюджетные доходы.     

     Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.     

     Помимо  бюджетного финансирования образовательных  учреждений на основе государственных  и местных нормативов, образовательные  учреждения, независимо от их  организационно-правовой формы,  вправе привлекать в порядке,  установленном законодательством  РФ, дополнительные финансовые средства. Такими средствами являются:

    - доходы, полученные  за счет оказания дополнительных  платных образовательных услуг;

    - добровольные  пожертвования и целевые взносы  физических и юридических лиц,  в том числе иностранных граждан  и (или) иностранных юридических  лиц;

    - доходы, полученные  образовательным учреждением от  предпринимательской деятельности, предусмотренной его уставом5      

    В соответствии с Законом РФ «Об образовании (ст. 4б) государственные и муниципальные  учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные услуги.

    Дополнительные  услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:

    Практические аспекты финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ