Практические аспекты финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ
Оглавление
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Теоретические аспекты
финансирования среднего (полного) образования
в РФ………………………………………………………………….
- Образование, как отрасль социальной сферы ………………………....6
- Источники финансирования учреждений среднего (полного)
образования в РФ ..............................
1.2.1. Бюджет, как основной
источник финансирования
1.2.2. Внебюджетные источники
финансирования
1.2.3. Дополнительные источники финансирования
учреждений среднего образования…………………………………………………
Глава 2. Практические аспекты финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ ……………………………………………………28
2.1. Действующий порядок финансирования
учреждений среднего полного образования...................
2.2. Анализ динамики финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ ………………………………………………………………..34
2.3. Анализ финансирования
учреждения среднего (полного) образования
за период с 2010 по 2012 годы на примере МАОУ
СОШ №4 г. Асино.........................
Глава 3. Проблемы и перспективы финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ ………………………………………………….43
3.1. Проблемы финансовой обеспеченности деятельности учреждений среднего (полного) образования ……………………………………………..43
3.2. Предложения по преобразованию системы финансирования учреждений среднего (полного)образования ……………………………………………..46
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Приложение 1 ……………………………………………………………………65
Введение
Новый этап экономических и социальных реформ в России предусматривает в качестве приоритетных направлений государственных инвестиций на поддержание систем жизнеобеспечения населения страны. Расходы на образование являются именно такими инвестициями, так как развитие всех отраслей экономики зависит от уровня образованности общества. Первостепенно роль в деле воспитания подрастающего поколения всегда принадлежала системе образования.
С этой целью был принят
национальный проект «Образование». Целью
этого проект является модернизация
российского образования, путем
принятия мер по реализации направлений
развития образовательной системы
страны, что поможет достичь
Функционирование
Создание новой системы образования в стране требует создания новой системы финансирования данной системы. Для этого необходимо изучение современной системы выделения средств на образование и выявления проблем связанных с этим. Этим подтверждается актуальность темы данной работы.
Предметом настоящего исследования является механизм финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ. Объектом исследования выступает финансирование учреждений вышеуказанной сферы на примере МАОУ СОШ №4 г. Асино
Целью настоящей работы является исследование системы финансирования среднего образования в Российской Федерации, его источников и основных элементов, а также проблемы финансовой обеспеченности деятельности учреждений среднего образования
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- изучение системы финансирования образовательной системы в Российской Федерации;
- рассмотреть источники финансирования среднего образования;
- Оценить существующее состояние и динамику бюджетного финансирования сферы среднего образования с учетом всей совокупности расходов на образования в рамках консолидированного бюджета Российской Федерации;
- изучение принципов и методов планирования финансирования учреждений среднего образования;
- рассмотреть проблемы финансовой обеспеченности деятельности учреждений среднего образования;
- внести предложения по преобразованию системы финансирования среднего образования.
В связи с заявленными задачами структура работы выглядит следующим образом:
- в первой главе раскрываются
особенности финансирования
- во второй главе
Глава 1. Теоретические аспекты финансирования среднего (полного) образования в РФ
1.1. Образование как отрасль социал ьной сферы
margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt; margin-left: 0pt; text-indent: 35pt; line-height: 18pt;">
На современном этапе социально-
Значение образования, как важнейшего
фактора формирования нового качества
экономики и общества увеличивается вместе
с ростом влияния человеческого капитала.
Ведь человеческий фактор всегда является
одним из ведущих факторов развития общества
и государства. Человеческий капитал в широком определение
– это интенсивный
Образование играет большую роль в жизни высокоразвитого рыночного общества. Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации1.
В условиях развивающейся в мире научно-технической революции все больше значение приобретает проблема обучения и воспитания подрастающего поколения. Успехи в развитии государства в конце 20-го - начале 21-го веков в значительной мере были достигнуты благодаря повышению уровня народного образования в нашей стране. Этому в решающей степени способствовало постоянное внимание государства развитию сети учреждений образования.
Конституция гарантирует
населению нашей страны возможность
получения образовательных
Создание и функционирование этих учреждений регулируется законодательными актами Российской Федерации, подзаконными актами и инструктивными материалами Правительства РФ и ведомств. Наиболее важными из этих документов являются Закон РФ «Об образовании» от 13.01.1996 года №12-ФЗ.
Граждане РФ вправе получать образование без ограничений, независимо от пола, расы, национальности, языка происхождения, места жительства, состояния здоровья. Российское государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность образования и профессионального начального образования в государственных муниципальных образовательных учреждениях в рамках государственных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В современном мире значение
образования как важнейшего фактора формирования
нового качества экономики и общества увешивается вместе
с ростом влияния человеческого капитала.
Российская система образования способна
конкурировать с системами образования
На современном этапе развития
России образование становится все более мощной
движущей силой экономического роста,
повышения эффективности и конкурентоспособности
Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных концессий, ограничения социального неравенства. Так как образование является общедоступным от социального статуса и национальности.
В Российской Федерации в настоящее
время действуют
Важность образования в современном
Первой основополагающей ступенью в системе социального развития, а, следовательно, и развития образования является школа. Как сказал французский писатель и общественный деятель Анри Барбюс: «Школа - это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее». Школа – в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Практика обучения и воспитания подрастающего поколения за последнее десятилетие показала, что уровень этой работы не отвечает современным требованиям. Все это обусловило необходимость модернизации общеобразовательной школы.
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоление опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
Концепция развития образования развивает
основные принципы образовательной политики
в России, которые определены в Законе Российской
Федерации «Об образовании», «О высшем
и послевузовском профессиональном образовании»
и раскрыты в Национальной доктрине образования
в Российской Федерации до 2025 года, а также
в Федеральной программе развития образования на
2011-2015 годы. Целью Федеральной целевой
При этом задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института
Концепция взаимосвязана с основными
Образовательная политика России, отражает общенациональные интересы в сфере образования и, предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования:
- ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышению уровня готовности граждан к такому выбору;
- переход к постиндустриальному, инновационному, информационному обществу;
- значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирование современного мышления у молодого поколения;
- динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда;
- глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовку работников, росте их профессиональной мобильности;
- возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет от 70 до 80 % национального богатства, что, в свою очередь, обуславливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения4.
Эффективная и качественная система образования является важным фактором позиционирующим страну, как одну из ведущих стран мира, ее международного престижа, обладающую высоким уровнем культуры, науки, образования.
1.2. Источники финансирования учреждений среднего (полного) образования в РФ
1.2.1. Бюджет, как основной источник финансирования учреждений среднего (полного) образования
Рассмотрение
вопросов финансирования образования
за счет бюджета тесно связано
с изучением организационной
структуры самой системы
Использовать
бюджетные средства по своему усмотрению
бюджетные учреждения не в праве
из-за целевого финансирования расходов
казначейством по предметным статьям.
Подавляющее большинство
Федеральный центр определяет общие правовые рамки функционирования образовательной системы и основные ориентиры государственной политики. Субъекты РФ и органы местного самоуправления (ОМСУ) несут ответственность за принятие решений, касающихся региональных и муниципальных особенностей системы образования.
Следующий предмет ведения государства и ОМСУ – учредительство и владение государственными и муниципальными учебными заведениями. Как правило, учредителями государственных и муниципальных учреждений образования выступают органы управления, которые по закону несут ответственность за финансирование расходов по выполнению государственного или муниципального образовательного заказа.Он представляет собой взаимоотношения, возникающие между органами государственной или муниципальной власти, гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта федерации или муниципалитета, и образовательными организациями, расположенными на соответствующей территории, по поводу оказания последними образовательных услуг в соответствии с действующим законодательством в целях обеспечения социально-экономического и культурного развития субъекта федерации или муниципального образования и реализации конституционного права граждан на образование.Государственныйили муниципальный образовательный заказ является одним из новых механизмов взаимодействия в области удовлетворения общественных потребностей и не зависит от формы собственности его исполнителя.
Образовательный заказ ограничен возможностями бюджетного финансирования и рамками государственных стандартов, он формируется федеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления. В этой связи дефицит бюджетного финансирования и недостаточная гибкость государственной системы явились главными факторами создания негосударственных образовательных учреждений (НОУ), включая сеть корпоративных учреждений профессионального образования.
В соответствии
с Федеральным законом «Об
образовании» НОУ имеют право
после получения
Основными
документами, регулирующими ответственность
и права учредителя и образовательного
учреждения, являются договор о взаимоотношениях
между ними и устав образовательного
учреждения. В соответствии с Федеральным
законом «Об образовании» устав
разрабатывается
Учредитель берёт на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утверждённой сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Обязанностью образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объёмах предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закреплённых за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования.
Общий порядок
финансирования расходов по всем отраслям
регламентирован Бюджетным
Суть
казначейской схемы исполнения
бюджета заключается в полном
переводе оплаты расходов
Порядок
финансирования бюджетных расходов
через казначейства прогрессивен по
своему характеру и экономически
целесообразен. Он может дать положительные
результаты для государства не только
в части совершенствования
Определённые трудности возникают из-за необходимости учёта средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определённой степени лишает руководителей учреждений оперативности.
В Российской
Федерации носителем
Таким образом, финансирование образовательных учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих задач и задач развития. В целом объём бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной российской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.
1.2.2. Внебюджетные источники
В условиях
реформирования образования и
неустойчивости экономической
Система
образования все больше
Внебюджетные средства – это все средства, получаемые образовательным учреждением от выполнения работ, оказания услуг, реализации продукции на договорном гражданско-правового характера и иные поступления, кроме бюджетного финансирования, средства, возмещающие расходы по созданию товарной услуги – образовательной деятельности.
Помимо
бюджетного финансирования
- доходы, полученные
за счет оказания
- добровольные
пожертвования и целевые
- доходы, полученные
образовательным учреждением
В соответствии
с Законом РФ «Об образовании
(ст. 4б) государственные и
Дополнительные услуги осуществляются за счет внебюджетных средств:
- Практические вопросы межъязыкового явления «ложные друзья переводчика». Основные аспекты перевода
- Практические основы создания и функционирования хозяйствующих субъектов
- Практические приложения алгебры высказываний
- Практическое изучение авторской журналистики
- Практическое использование современных технологий
- Практическое применение методики финансового инжиниринга
- Прблема Безработица
- Практика применения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на примере УФНС России по Челябинской области
- Практика применения оценки технического состояния транспортных средств
- Практика применения сезонных пошлин в России: облагаемые товары, ставки, результаты применения
- Практика Проходных рубок и мероприятия по их совершенствованию в Западнодвинском лесничестве Тверской области
- Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне
- Практика формирования бухгалтерского и налогового учета основных средств
- Практическая деятельность арбитражных управляющих