Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне

Оглавление

Введение

      Актуальность  темы настоящего исследования определяется тем, что вопросы формирования и реализации молодёжной политики на региональном уровне относятся к числу сложных политических, экономических, социальных проблем. Они сегодня чрезвычайно актуальны и касаются не только молодого поколения, но и всех без исключения слоёв российского общества. «Молодёжь обладает огромным политическим, социальным, интеллектуальным и творческим потенциалом, но не всегда бывает востребована обществом. Особое значение потенциал молодого поколения имеет для тех обществ, где осуществляются трансформационные и модернизационные процессы. Успехи такого изменения общества во многом зависят от степени вовлечённости молодёжи в модернизационные процессы и от степени её интегрированности в социальную структуру общества»1.

      «Численность  несовершеннолетних составляет 27 млн. человек, или 19% от общего населения  страны. Численность молодежи в возрасте 14 - 29 лет - 37 млн. человек, или 26% от общей численности населения страны. Численность учащихся в общеобразовательных учреждениях находится на уровне 14 млн. человек»2.

      Сегодня сложилась непростая ситуация в  молодежной среде, в сфере реализации молодежной политики в Российской Федерации и ее регионах. Заметное ухудшение здоровья молодого поколения страны, наркомания подростков, рост правонарушений несовершеннолетних, наличие многочисленных групп детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, представляют угрозу безопасности личности, общества и государства, что не может не вызывать тревогу политологов и юристов.

      Главными  причинами молодежной преступности в России являются серьезные недостатки и пробелы в нормативном правовом обеспечении правовой защиты подростков и молодежи, отсутствие эффективной системы предупреждения молодежной преступности, в частности проблемы трудоустройства молодежи, получения образования, социального обеспечения, правового воспитания, организации досуга.

      Действующие молодежные общественные объединения, органы государственной власти и местного самоуправления, политические партии осуществляют поиск форм и методов работы с молодежью, адекватные времени и современным вызовам.

      Сегодня совершенно очевидно, что эффективность молодежной политики - это залог национальной безопасности России. В этой связи, государство является определяющим звеном в формировании заказа на молодежную политику. Развитие молодежной политики в России принципиально важно соотносить с общей стратегией развития страны, с долгосрочным социально - экономическим прогнозом развития Российской Федерации и ее регионов.

      Сначала основные цели и принципы молодежной политики определяются на федеральном  уровне, но по-настоящему нужно ориентироваться на то, что необходимо сделать только на уровне субъекта Российской Федерации. Ведь в каждом регионе свои трудности и свои возможности.

      Степень изученности темы. Анализ зарубежной и отечественной литературы о молодёжи свидетельствует, что научное освещение получили многие проблемы подрастающих поколений. Однако во многих работах анализ проблем социальной поддержки, защиты интересов молодёжи представляются несколько односторонними. Выводы авторов, как правило, имеют экономико-социальную направленность, и практически отсутствуют разработки, связанные с проблемами и процессами управленческого воздействия при реализации социальной молодёжной политики на различных уровнях социальной организации общества, в частности на региональном уровне.

      Объектом  исследования является  молодёжная политика РФ на современном этапе.  Предметом исследования являются особенности молодёжной политики на региональном уровне.

      Целью работы является изучение молодёжной политики РФ на региональном уровне. В соответствии с поставленной целью автором определены следующие задачи исследования:

      - рассмотреть содержание и направления молодёжной политики РФ;

      - изучить нормативную базу молодёжной политики РФ;

      - определить тенденции совершенствования или модернизации      молодёжной политики РФ;

      - рассмотреть основные положения стратегии реформирования молодёжной политики РФ на региональном уровне;

      - дать характеристику целевых молодежных программ на региональном уровне. 
 

      Структура работы. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Глава 1. Особенности молодёжной политики РФ

1.1 Содержание и направления молодёжной политики РФ

      Базовым условием достижения стратегических перспектив современного российского государства  является социальная молодежная политика. Глобальные проблемы современности, быстро изменяющийся мир, интеграция и противостояние культур, расслоение и противостояние богатых и бедных стран и граждан внутри государств -  комплекс проблем, сопровождающий современное мировое сообщество, неумолимо ставит вопросы о реорганизации всей жизнедеятельности человека, пересмотре ключевых позиций во взаимодействии человека, природы и общества. Следовательно, те поколения, которые, приходят на смену, должны быть готовы решать проблемы, которые неминуемо встанут в ближайшем будущем, должны овладевать принципами управления и взаимодействия между человеком, природой и обществом в быстро изменяющемся мире, находить адекватные ответы на вновь возникающие вопросы ради сохранения жизни и устойчивости развития человечества.

      При этом социокультурный сдвиг, который  в настоящее время переживает Россия, привел к тому, что большое число молодых людей оказались в ситуации ценностного вакуума, отсутствия привлекательных жизненных ориентиров. «В России данный негативный феномен проявления крайне активной неприязни к людям другой этнической группы в настоящее время еще недостаточно исследован, поскольку воспитанная со времен СССР толерантность к лицам другой национальности, идеология братской дружбы всех народов большой страны до последнего времени не позволяли осознать всей глубины и масштабов проблемы»3. Не были выявлены основные причины возникновения молодежного экстремизма, его социальная база, его корни, и в силу этого меры его социальной и педагогической профилактики на настоящий момент нельзя считать достаточными. В России задачи противодействия молодежному экстремизму, которые должны решаться комплексно, на основе выработанной политики государства в данной области и усилий всех организаций и служб, работающих с молодежью, к сожалению, возлагаются в основном на российские правоохранительные органы, являясь, в частности, сферой деятельности российской полиции. Для российской полиции задача борьбы с молодежным экстремизмом выступила на первый план сравнительно недавно, в то время как во многих зарубежных странах эта проблема далеко не нова, способы ее решения основаны на определенных традициях и подходах.

        «Изменения, связанные с переходом на рыночные отношения, охватывают широкий спектр интересов, ценностей и психологических состояний молодых людей, что определяет необходимость теоретического анализа проблемы содержания и направлений социальной молодёжной политики РФ»4. «Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодежи как самой динамичной части общества является одной из главных проблем, целей и направлений молодежной политики в любом отдельно взятом государстве»5. Существующие модели реализации государственной молодежной политики - федеральная, региональная и муниципальная - призваны органично дополнять друг друга.

      К сожалению, «сегодня для значительной части российской молодежи характерны эгоцентрическое стремление к получению максимума удовольствий, цинизм и подчеркнутый прагматизм, равнодушие ко всему окружающему и политическая апатия, размывание критериев морали и нравственности, рост проявлений экстремизма и других форм противоправного поведения»6.

     Однако  сегодня категоричные выступления  о катастрофическом состоянии молодого поколения в контексте решения  стратегических задач стоящих перед  страной - несправедливы. По данным Института  социологии РАН, молодежи с социально-неблагоприятным  типом поведения, тех, кто пока не нашел себя и склонен к протестному (маргинальному) поведению, среди 14-17 летних – 17%,  а среди 18-20-летних уже в 2 раза меньше – всего 8%. Соответственно, социально-благоприятной молодежи - подавляющее большинство - 83% среди 14-17 летних и 92% среди 18-20 летних7.

     Главные жизненные цели, которые ставят перед  собой учащиеся старших классов  общеобразовательных школ по данным Института социологии РАН: создание семьи (71%),  стабильная работа (45%), высшее образование (44%).

     Практически, абсолютное большинство молодых  россиян (88%) планируют иметь детей. Основным условием создания семьи, по их мнению, является взаимная любовь супругов. Среди ведущих психологических  качеств молодого поколения  – эгоизм (58%), оптимизм (43%), дружелюбие (43%), активность (42%), целеустремленность (42%), свобода (41%). Эти черты были названы самими молодыми людьми – участниками наших собственных опросов.  

      Существенным  ресурсом для инновационного развития страны является высокий интеллектуальный и образовательный уровень молодого поколения. Из года в год растет численность желающих, получить высшее образование. По данным Росстата в 2009 году в  вузах  училось  7419 тысяч человек, в аспирантуре   -  более 20 тыс. молодых людей в возрасте до 22 лет.  К сожалению, пока не удалось изменить тенденцию, связанную с нежеланием молодежи получить среднее и начальное профобразование - численность обучающихся в этих учреждениях составляет 3177 тысяч человек.

     Молодежь  может являться фактором как ускорения, так и замедления темпов общественного развития. Для того, чтобы молодежь была источником возрождения нашей страны, необходимо, чтобы она активно участвовала в выполнении стратегических задач развития нашего государства, связывала с ними свои жизненные перспективы, идеалы. Также необходима поддержка государства в обеспечении финансовыми ресурсами и создание условий для реализации ее творческих планов (текущие данные приведены в Приложении).

     Ключевую  роль в повышении качества жизни  молодого поколения играют усилия государства и общества по защите семьи и охране здоровья молодежи.   К сожалению, в этом плане, некоторые негативные тенденции пока не удалось переломить. Существенной угрозой для будущего России является уровень распространенности социальных болезней в молодежной среде. По данным исследований, более 80% подростков потребляют алкоголь; в 18 раз увеличилось число  наркоманов-подростков; 66% молодых людей имели опыт курения, 62% к 17 годам уже вступали в половые связи. Тотальное распространение среди молодых людей приобрело использование матерной брани. Такое положение дел способно привести к маргинализации населения страны, к резкому ухудшению ее демографического положения.  

        
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.1 Психолого-физиологических особенности  молодежи и их следствия 

     Как отмечено на схеме 1.1, особенностью молодежи является существование молодежной субкультуры, однако, как отмечают современные  исследователи, существенное влияние  на подрастающее поколение молодежные субкультуры оказывают только в  крупных мегаполисах. С уменьшением численности городов подобное влияние очень резко падает. «Средний срок нахождения подростков в субкультурном неформальном молодежном движении составляет 3+/-1 год. За период пребывания подростка в неформальном сообществе, подросток принимает нормы поведения взрослых, после чего происходит либо постепенный, либо взрывной отход от подростково-молодежной субкультуры»8.

     Социальные  противоречия, порождающие в молодежной среде экстремизм, ксенофобию, национализм, имеют достаточно много предпосылок  своего возникновения. При этом количество факторов, способствующих возникновению социальных противоречий, порождающих радикализм, во взглядах современной молодежи значительно меньше и они специфичны при возникновении непосредственно этой девиации. Задача органов управления и состоит в том, чтобы выявить именно эти социальные противоречия и прежде всего факторы, их определяющие. Только такой подход к организации противодействия данным тенденциям является конструктивным, а оказываемое управленческое воздействие - целенаправленным и эффективным.

     Анализ  социокультурных оснований процесса криминализации молодежной среды, в  том числе крайних форм девиантного  поведения, всего спектра девиантогенных факторов, позволяет нам утверждать, что основными причинами, определяющими настоящую проблематику, являются, во-первых, ослабление норм, регулирующих поведение индивидов, а во-вторых, дезорганизация ряда общественных связей и структур, определяющих институциональный характер функционирования соционормативной модели государственной ювенальной политики.

     Если  характеризовать первую причину, то следует отметить, что речь идет о норме не только в общепринятом понимании (а именно как о формально  закрепленном акте). В данном случае следует норму принять как  определенный образец поведения, обусловленный социокультурными стереотипами общества.

     В то же время культурные основания  общественно одобряемой поведенческой  модели должны обеспечиваться сформированными  и функционирующими механизмами  контроля над соблюдением индивидами тех или иных правил поведения, принятых в социально позитивном обществе.

     Основные  функции субкультур9:

     1. Эмансипация – повышение статуса  и уход от контроля родителей.  Обычно сопровождается конфликтами  с родителями и проходит через  фазу гипертрофированного неприятия, как детских, так и взрослых норм поведения. Так создаются условия для возникновения собственных субкультур тинэйджеров.

     2. Социализация – принятие подростком  норм, правил и социальных ролей,  овладение коммуникативными навыками, необходимыми для успешного функционирования в данном обществе. Конечным итогом пребывания подростка в большинстве молодежных субкультур является его возвращение во взрослое общество. Обычно средний срок пребывания подростков в неформальном движении – 3 года. В субкультурах 4 уровня, (интеллектуальных субкультурах, перешедших в категорию альтернативной культуры), срок пребывания не ограничивается.

     3. Структурирование времени – организация  собственного досуга.

     Маргинальные  явления, такие как алкоголизм, наркомания, токсикомания, бродяжничество, безнадзорность несовершеннолетних и другие социальные патологии, служащие своеобразным фоном преступлений и правонарушений, создавая серьезную угрозу системе безопасности и гарантированной неприкосновенности прав и свобод граждан, требуют углубленного теоретического изучения причин и условий, их порождающих.

     «В  данном контексте вопросы воспитания молодого поколения, формирования его  культурно-поведенческой модели на всем протяжении развития цивилизационных  процессов, происходящих в обществе, являлись одними из наиболее актуальных в общей системе проводимых исследований»10.

     Ряд негативных тенденций, спровоцированных транзитивными процессами в российском обществе, оказывает существенное влияние  на эффективность универсализации  представителями молодого поколения общепринятых ценностных стереотипов социума.

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1.2. Влияние социально-экономических  условий России на молодежь 

     Если  говорить об экономической мотивации  молодежи, то среди 15-19 летних, экономически активное население составляет 1 340,1 тыс. чел. Около трети из них безработные (417,0 тыс. чел.). В этой возрастной когорте уровень безработицы составляет 31,1%. Средняя начисленная зарплата лиц до 20 лет составляет по данным Росстата 10 840 руб., в основном, это работники  сферы обслуживания. В целом, молодое поколение 15-20 лет только начинает приобретать трудовые навыки и пробовать себя в различных сферах деятельности.

      Работа  с молодежью должна быть одним  из приоритетных направлений деятельности государства. «В настоящее время роль государственной молодежной политики в значительной степени возрастает, что связано с повышением роли человеческого фактора в решении задач развития нашей страны»11.

      Создание  эффективной системы социальной работы с молодежью для решения  ее проблем - одна из важнейших государственных задач современной России.

      Государственная молодежная политика вбирает в себя такие жизненно важные направления  деятельности, как демография, экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, досуг и отдых, поддержка молодежных инициатив, в частности, молодежных организаций, объединений и движений (рис.1.3).

      «Молодежные общественные организации в России довольно слабы и неустойчивы, но у них имеется большой потенциал  роста. Справиться с актуальными  молодежными проблемами невозможно в ситуации политического вакуума. Необходимо полноценное институциональное сотрудничество российских молодежных организаций с европейскими коллегами и политическими европейскими институтами в молодежной, научной и образовательной сферах»12.

      Период  бурного роста количества общественных молодежных объединений, характерный  в России для конца 1980-х – начала 1990-х годов, в настоящее время  прекратился. В политической структуре  общества структурироваться могут  только молодежные организации, решающие конкретные социальные проблемы молодых людей. Современным молодежным организациям предстоит доказать, что они опираются на доверие молодежи, а не являются виртуальными политическими проектами, а молодые граждане России по мере расширения участия в гражданском обществе как автономном пространстве отстаивания политических и социальных прав должны укреплять сферу гражданской жизни.

      Системная молодежная политика позволит молодежным организациям стать реальными участниками  социально-политических процессов. Но необходима комплексная система поддержки общественных молодежных инициатив на всех уровнях, начиная с муниципального, учебного или производственного.

      Чрезмерная  либерализация молодежной политики в 1990-е годы привела к автомизации  системы взаимоотношений молодежных организаций и государственных органов. Государство было не готово делиться с молодежью частью властного ресурса, молодежь отвечала политической апатией. В результате современная молодежная политика в России так и не обрела субъектный характер. Она не мотивирует молодых людей к участию в деятельности субъектов политического пространства (к примеру, институтах гражданского общества).

      Молодежная  политика должна обеспечить возможность  политической самореализации молодых  людей, становление зрелого политического самосознания молодежи. При этом характер молодежной политики зависит от структурных социально-исторических факторов: функционирование демократических и правовых институтов государства, цивилизованного рынка и частной собственности, местного самоуправления.

      Для эффективного развития молодежных организаций  и успешной реализации молодежной политики необходимо преодолевать гражданскую  разобщенность групп молодежи, помогать достижению взаимопонимания, партнерства, преодолению социальных предубеждений, росту взаимного доверия и сотрудничеству между социальными группами.

      Реализация государственной молодежной политики основывается на координации деятельности всех органов, осуществляющих социальную политику государства, нормативном, правовом, управленческом, финансовом ее обеспечении. 
 

      Рис.1.3. Содержание молодежной политики 

      Социальная  политика - это понятие, системно охватывающее деятельность государства в таких  сферах, как социальное обеспечение, занятость, доходы населения, образование, здравоохранение, обеспечение жильем, молодежная политика. Через проведение социальной политики обеспечивается реализация закрепленных в Конституции РФ социальных прав граждан. Социальная политика - это особая сфера общественных отношений, именно в ней находят свое отражение самые базовые жизненные потребности каждого человека. Не случайно именно проблемы социальной политики находятся в центре самых острых дискуссий во всех странах мира.

        Молодежь становится невосприимчивой к педагогическому воздействию, к социальным ценностям и проблемам общества.  Немаловажную роль в развитии таких негативных тенденций сыграли прежде всего процессы общесоциального уровня, такие, как дезорганизация досуга, неудовлетворительная работа по повышению образовательного, культурного и профессионального уровня. Обобщая, отметим, что действительной проблемой в современной России являются (как стало ясно по итогам проведенного нами исследования) не какие-то особые качества молодежи (в конце концов, молодежь такова, каково общество), а отсутствие необходимого внимания входящему в жизнь поколению со стороны общества и Российского государства. Чрезмерная политизация общественной жизни в условиях низкой политической культуры, отсутствие демократических традиций привела к тому, что деятельность многочисленных организаций, партий, фондов нередко сводится к борьбе за власть, а повседневные, реальные интересы людей остаются на заднем плане. При этом многие из них стремятся вовлечь в свои ряды молодежь, иметь ее непосредственно в первых рядах исполнителей своих задач. Знаменательно, что Президентом России Д.А.Медведевым в сентябре 2008 г. был сделан важный шаг, способствующий повышению статуса ГМП, –подписан Указ о проведении в Российской Федерации Года молодежи13. В соответствии с ним в 2009 г. по всей стране системно организовывались и осуществлялись программы и мероприятия, направленные на развитие творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, ее активное привлечение к проведению социально-экономических преобразований, воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности у молодых людей. Год молодежи, по мнению главы государства, дал органам власти «уникальную возможность найти и опробовать новые, более эффективные методы взаимодействия в выработке основ молодежной политики»14.

      С ним солидарен Председатель Правительства  Российской Федерации В.В.Путин, который  рассматривает Год молодежи как  важный этап в становлении системной  модели работы с молодым поколением и констатирует, что он был объявлен «для того, чтобы обратить внимание общества на решение проблем молодых людей»15.

      Сейчас  на первый план вышла задача модернизации всей российской системы государственной  молодежной политики – как на уровне принципов, так и на уровне деятельности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и других субъектов. Это требует понимания правовой природы данной политики, что обусловлено тесной связью ее существования и эволюции с проблемами публичной власти, функционирующей в российском обществе как сочетание государственной власти и местного самоуправления.

      Активно взаимодействуя между собой, субъекты молодежной политики ставят своими задачами достигнуть единства духовных и идеологических установок, создать единое воспитательно-педагогическое пространство; выработать единый алгоритм действий по преодолению кризиса институтов социализации; обеспечить воспитание самостоятельной, идейной, одухотворенной, ответственной молодежи и формирование у нее системы позитивных традиционных ценностных ориентаций (рис.1.4).  
 

      Рис.1.4. Задачи социальной молодежной политики 

      За  последние годы сложились определенные тенденции в развитии государственной молодежной политики:

      1) происходит процесс формирования  нормативных правовых основ государственной правовой политики;

      2) происходят процессы, связанные  с институциональным обеспечением  государственной молодежной политики, происходит формирование государственных  и муниципальных органов по  работе с молодежью; 

      3) усиливается координация государственной молодежной политики.

      В современной молодежной политике особое внимание уделяется следующим принципам: выделение приоритетных направлений; учет интересов и потребностей различных  групп молодежи; участие молодых  граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики; взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса; информационная открытость.

      В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1993 г. «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет16.  По данным Росстата на 1 января 2010 года в России проживает 29,8 миллионов детей и молодежи в возрасте до 19 лет -  21% населения страны. 15% населения страны – дети до 14 лет, около 6% -  молодые люди в возрасте 15-19 лет.

      Данным Постановлением целями государственной молодежной политики признаются прежде всего содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи, создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества, расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха и реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи. 

      Рис.1. 5. Цели социальной молодежной политики 

      Согласно  данным целям выделены приоритетные направления и принципы государственной  молодежной политики, среди которых  обеспечение соблюдения прав молодежи, обеспечение гарантий в сфере  труда и занятости молодежи, содействие предпринимательской деятельности молодежи, государственная поддержка молодой семьи, гарантированное предоставление социальных услуг, поддержка талантливой молодежи, формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, поддержка деятельности молодежных и детских объединений, содействие международным молодежным обменам (рис.1.5). Главное социальное предназначение государства в работе с молодежью в идеале состоит в том, чтобы служить молодому человеку, а не командовать им, создавать условия, позволяющие ему развиваться и проявлять свои способности и дарования.

      По  большинству параметров межрегиональной  контрастности - природных, этнических, конфессиональных, социально-экономических, Россия даже превосходит другие страны. Все перечисленные факторы создают благоприятное поле для региональных исследований вообще и молодежной политики в частности. Тем более, что в соответствии с российским законодательством молодежная политика, как часть социальной политики государства, относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов.

Практика реализации молодёжной политики РФ на региональном уровне