Правоохранительная деятельность Федеральной службы исполнения наказания
Правоохранительная
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Исполнение наказаний
как вид правоохранительной
1. Общая характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания в Российской Федерации…………………………….5
2. Система контроля за
Глава 2. Правовое регулирование
1. Организация и
деятельность Федеральной
2. Основные направления
Заключение……………………………………………………
Список нормативно-правовых актов и литературы………………….42
Введение
Актуальность темы. Федеральная служба исполнения наказаний России (ФСИН России) — федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ, который осуществляет правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.
Федеральная служба исполнения
наказаний создана для
Теоретической основой написания дипломной работы явились законодательный и учебный материалы, а также публикации в печати по вопросам организации и деятельности Федеральной службы исполнения наказания.
При написании дипломной
работы были использованы публикации
следующих ведущих
Объект дипломного исследования – правоохранительная деятельность Федеральной службы исполнения наказаний.
Предмет – законодательство, судебная практика и теоретические положения по теме исследования.
Целью дипломного исследования является комплексно-правовой анализ основных направлений правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний.
Достижение этой цели определило следующие задачи исследования:
- дать общую характеристику системы учреждений и органов, исполняющих наказания в Российской Федерации;
- проанализировать систему контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания;
- рассмотреть правовое регулирование организации и деятельности Федеральной службы исполнения наказаний;
- определить основные направления реформирования Федеральной службы исполнения наказаний.
В дипломной работе были использованы следующие методы исследования: монографический, абстрактно-логический и юридическо-статистический.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и литературы.
Глава 1. Исполнение
наказаний как вид
1. Общая характеристика системы учреждений и органов, исполняющих наказания в Российской Федерации
Наказания и иные меры уголовно-правового характера исполняют учреждения и органы, входящие в различные федеральные структуры исполнительной власти. По сравнению с первоначальной редакцией УИК РФ сферы ответственности в этом направлении деятельности различных федеральных структур в настоящее время существенно изменились и не только за счет появления новых видов наказаний. Так, МВД РФ сейчас вообще не исполняет никаких наказаний в связи с передачей уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции РФ1.
В составе Министерства обороны РФ наказания в отношении военнослужащих исполняют:
- командование воинских частей, где проходят службу лица, осужденные к наказанию в виде ограничения по воинской службе, и осужденные условно военнослужащие;
- командование гарнизонных или корабельных гауптвахт - в отношении лиц, осужденных к аресту, и командование дисциплинарных воинских частей - в отношении военнослужащих, осужденных к наказаниям в виде направления в дисциплинарную воинскую часть и лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Исправительные учреждения (исправительные колонии, воспитательные колонии, колонии-поселения, лечебные исправительные учреждения и тюрьмы) исполняют наказания в виде лишения свободы (срочного и пожизненного). Наказание в виде смертной казни исполнялось (до введения моратория) в строго определенных следственных изоляторах или тюрьмах. Уголовно-исполнительные инспекции исполняют наказания в виде обязательных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; осуществляют контроль за поведением лиц, условно осужденных, и женщин, имеющих отсрочку исполнения наказания в связи с беременностью или наличием малолетних детей.
Наказание в виде ограничения свободы исполняют исправительные центры, а наказание в виде ареста - арестные дома, которые входят в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции РФ2.
Кроме перечисленных видов наказаний исправительные учреждения, арестные дома и исправительные центры обязаны осуществлять применение к осужденным принудительных или обязательных мер медицинского характера, предусмотренных ст. 18 УИК РФ.
Речь идет об осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, в отношении которых суд вынес решение об их принудительном лечении; его обязана осуществлять администрация указанных выше учреждений во время отбывания данными лицами наказания. Обязательное медицинское лечение применяется в отношении осужденных, больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, ВИЧ-инфицированных осужденных, а также осужденных, больных открытой формой туберкулеза или не прошедших полного курса лечения венерического заболевания.
К исполнению отдельных наказаний привлекаются определенные учреждения и конкретные должностные лица. Так, требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.
Требования приговора о
2. Система контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания
УИК РФ детально регламентировал систему контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера и деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Прежде всего его осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления по весьма широкому кругу вопросов, включая даже такие, как участие в работе комиссий исправительных учреждений по переводу осужденных с одних условий отбывания наказания в другие. Статья 19 УИК закрепляет это положение в общей форме: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территории учреждений и органов, исполняющих наказания; конкретные формы такого контроля закреплены в отдельных статьях настоящего Кодекса и в иных нормативных правовых актах.
В УИК РФ достаточно детально прописан судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.
Суд контролирует порядок исполнения наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. Кроме того, суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на неправомерные действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.
Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется и в других формах. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, смертной казни. В случае обнаружения отступлений от требований приговора при его исполнении суд, его вынесший, реагирует в формах, установленных законодательством Российской Федерации4.
Наиболее обширным является ведомственный контроль, который осуществляется вышестоящими органами и должностными лицами за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания. Этот контроль производится в различных формах: плановые, контрольные и внеплановые инспекторские проверки, обобщение опыта работы по направлениям деятельности, проверки по фактам происшествий, заявлениям и жалобам осужденных и иных лиц, ознакомление с работой аппарата управления при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, руководителями вышестоящих органов управления и прием представителей персонала и осужденных по личным вопросам и т. д. Формы реагирования на выявленные недостатки в ходе такого контроля могут быть самыми разнообразными (проведение совещаний, игр, учений; оказание конкретной помощи администрации и отдельным заявителям; составление планов устранения недостатков; укрепление кадрового состава и соблюдение служебной дисциплины и др.).
Действенной формой реагирования на те или иные недостатки является прокурорский надзор за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляемый Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». Прокурорское реагирование на выявленные недостатки может быть весьма разнообразным, и практически всегда оно является действенным (особенно по фактам нарушения законности); администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, обязана выполнять предписания прокурора.
Наряду с контролем и надзором со стороны государственных органов действует система контроля со стороны общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан. Ранее участие общественности в контроле за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказание ею содействия в исправлении осужденных в нормативных правовых актах (в том числе и на уровне уголовно-исполнительного законодательства) было урегулировано достаточно подробно. Особенно это относилось к работе наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, которые в деятельности исправительных учреждений занимали особое место. Они являлись не только контролирующими органами, но и оказывали существенную помощь в налаживании работы данных учреждений, в том числе и по линии шефских организаций и оказания помощи освобождаемым в их успешной адаптации на свободе. Следует, к сожалению, отметить, что такая работа практически прекратилась, а сами наблюдательные комиссии перестали функционировать. Новая правовая база для этого еще не создана, хотя в пункте «д» части 1 ст. 24 УИК РФ сейчас упоминаются члены общественных наблюдательных комиссий, имеющие право без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания5.
Исключение наблюдательных комиссий из арсенала средств общественного контроля было бы неправильным, так как они имеют длительную историю своего существования, характеризуемую только положительно.
Они были ликвидированы лишь во времена культа личности, когда деятельность исправительной системы была засекречена, что в принципе исключало любой общественный контроль. С первых лет восстановления наблюдательных комиссий мне лично пришлось принимать непосредственное участие в их работе (с 1958 по 1977 г.), так что могу с достоверностью констатировать достаточно высокий и эффективный уровень
их деятельности. Поэтому, с моей точки зрения, они должны быть восстановлены.
Применительно к общественным объединениям (а их круг исключительно широк, вплоть до правозащитных организаций и религиозных конфессий) следует выделить две функции, которые на них могут быть возложены. Все виды общественных объединений могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и принимать участие в исправлении осужденных. Однако контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, могут осуществлять лишь те из них, которые будут определены в законодательстве Российской Федерации.
Как раз в этом случае речь и может идти о наблюдательных комиссиях и комиссиях по делам несовершеннолетних либо организациях подобного типа. Сейчас, например, при воспитательных колониях образованы попечительские советы, которые обладают и некоторыми контрольными функциями. Попытки правозащитников создать закон о контроле за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих арест, со стороны общественных объединений уже в течение нескольких лет оканчиваются неудачей в связи с разным видением этой проблемы правозащитными организациями и органами исполнительной и законодательной власти.
В системе контроля существенное место отводится посещению учреждений и органов, исполняющих наказания, высшими должностными лицами Российской Федерации и ее субъектов, представителями депутатского корпуса, а также средств массовой информации. Закон детально регламентирует порядок таких посещений: в одних случаях отсутствуют какие-либо ограничения; в других — посещения ограничиваются рамками тех территорий, на которых располагаются учреждения и органы, исполняющие наказания; в третьих — требуется специальное разрешение (как, например, для представителей средств массовой информации и иных лиц, желающих посетить какое-либо конкретное учреждение)6.
Такое разрешение дает администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, либо вышестоящие органы управления.
При посещении органов и учреждений, исполняющих наказания, особенно представителями средств массовой информации, в ряде случаев возникает необходимость в кино-, фото- и видеосъемках осужденных, их интервьюировании, однако это может быть осуществлено только с письменного согласия самих осужденных.
Если такие съемки касаются объектов, обеспечивающих охрану и безопасность осужденных, то они могут быть также осуществлены лишь с письменного согласия администрации учреждения или органа, исполняющего наказание.
Вся рассмотренная система контроля и надзора за исполнением наказаний и деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, в принципе способна обеспечить высокий уровень соблюдения законности и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов осужденных и их защищенность. Правовая база создана, она достаточно обширная, и дело теперь только за практической реализацией и ресурсным обеспечением данной сферы деятельности.
Глава 2. Правовое
регулирование
1. Организация и деятельность Федеральной службы исполнения наказаний
Уголовные наказания исполняют два ведомства — Министерство юстиции РФ и Министерство обороны РФ. Однако в самом Министерстве юстиции РФ параллельно существуют две системы органов, исполняющих наказания, которые функционируют автономно друг от друга и осуществляют лишь взаимодействие между собой. Одну систему возглавляет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), осуществляющая руководство исполнением наказаний в виде лишения свободы, ограничения свободы, ареста, исправительных работ, обязательных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания. Во главе другой системы стоит Федеральная служба судебных приставов, которая осуществляет руководство исполнением наказаний в виде штрафа, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Аппараты управления этих двух систем действуют независимо друг от друга, финансирование их деятельности осуществляется по разным статьям бюджета. Лишь на уровне федеральных округов аппараты управления органами и учреждениями Министерства юстиции объединены в единую структуру, однако в центре, в субъектах РФ и на местах аппараты управления этих двух структур функционируют раздельно и самостоятельно7.
ФСИН России возглавляет уголовно-исполнительную систему Российской Федерации. Термин «уголовно-исполнительная система» на законодательном уровне был впервые введен Законом от 21 июля 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Согласно данному Закону единую уголовно-исполнительную систему составляли учреждения и органы, исполняющие лишь уголовные наказания в виде лишения свободы. Уголовно-исполнительный кодекс РФ эту систему дополнил исполнением еще двух наказаний - ограничения свободы и ареста (ст. 16 УИК РФ). Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117 «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы» уголовно-исполнительные инспекции из органов внутренних дел должны были быть переданы в УИС Министерства юстиции РФ по мере создания необходимых уcловий, но не позднее 2000 г. (ст. 22 Закона). Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 1999 г. № 199 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» порядок создания инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции РФ. Статья 16 УИК РФ (в ред. Федерального закона от 21 февраля 2001 г.) в п. 14 уголовно-исполнительную систему определяет следующим образом: «Учреждения, исполняющие наказания, указанные в части второй (лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), четвертой (обязательные работы), пятой (исправительные работы), седьмой (ограничение свободы), восьмой (арест), девятой (лишение свободы) и десятой (пожизненное лишение свободы) настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы». Такая же структура УИС закреплена и в пункте 14 ст. 16 УИК РФ в редакции Федерального закона № 161-ФЗ 2003 г. В соответствии с Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. № 1116 «О некоторых мерах по реформированию внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» и постановлением Правительства РФ от 5 апреля 1999 г. № 366 «О порядке и условиях выполнения учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации функции конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу» эта функция вместе со штатной численностью военнослужащих была передана из внутренних войск в ведение уголовно-исполнительной системы. Это в свою очередь обусловило создание в составе ФСИН России самостоятельной военизированной службы, ее осуществляющей. Таким образом, уголовно-исполнительная система в своих руках полностью сосредоточила функции надзора, охраны и конвоирования осужденных и лиц, находящихся под стражей, завершив длительную поэтапную их передачу из ведения внутренних войск. Уголовно-исполнительная система стала еще более военизированной структурой в государстве. Все это в конечном итоге обусловило отнесение Министерства юстиции РФ к силовым ведомствам (пожалуй, единственный в современной мировой практике случай), в результате чего Указом Президента РФ от 7 декабря 1998 г. № 1483 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Министерство юстиции РФ как силовое ведомство было подчинено непосредственно Президенту РФ. Следует подчеркнуть, что и сейчас такое подчинение сохранено. В ст. 2 Положения о ФСИН России его структура и предельная численность работников центрального аппарата утверждается Президентом РФ, им же назначается и освобождается по представлению Председателя Правительства РФ и директор ФСИН (ст. 10 Положения). В таком виде уголовно-исполнительная система России и функционирует в настоящее время, выполняя в том числе и такие специфические функции силовых ведомств, как участие в антитеррористических операциях. Следует отметить, что высказываются весьма серьезные возражения против подобной трансформации уголовно-исполнительной системы, предлагается до минимума свести ее военизированность и перевести весь персонал в разряд гражданских служащих. Эти возражения существенно тормозят прохождение Закона «О службе в УИС РФ» в разных звеньях законодательного процесса после принятия его Государственной Думой в третьем чтении 14 декабря 1999 г. Положением о ФСИН России (ст. 3) на данную федеральную службу возложено выполнение следующих основных задач:
1) исполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовных наказаний, содержания под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых;
2) контроль за поведением
условно осужденных и
3) обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
4) обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений и следственных изоляторов;
5) охрана и конвоирование осужденных, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам конвоирования, конвоирование граждан РФ и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;
6) создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ и федеральных законов;
7) организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
8) управление территориальными органами ФСИН России и непосредственно подчиненными учреждениями.
ФСИН России осуществляет следующие полномочия:
1) обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- правопорядок и законность
в учреждениях, исполняющих
- безопасность объектов уголовно-исполнительной системы, а также органов Минюста России в порядке, устанавливаемом Министром юстиции Российской Федерации;
- точное и безусловное
исполнение приговоров, постановлений
и определений судов в
- установленный порядок исполнения наказаний и содержания под стражей, исполнение режимных требований в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, надзор за осужденными и лицами, содержащимися под стражей;
- исполнение международно-правов
- правовую, социальную
защиту и личную безопасность
работников уголовно-
- защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в уголовно-исполнительной системе;
- условия содержания
осужденных и лиц,
- подготовку уголовно-
- функционирование и развитие сети открытой и шифрованной связи, предоставление телекоммуникационных услуг осужденным и лицам, содержащимся под стражей;
- привлечение осужденных
к труду и создание условий
для их моральной и
2) осуществляет:
- направление осужденных
к месту отбывания наказания,
их размещение, а также перевод
осужденных и лиц,
- меры по обеспечению
сотрудников уголовно-
- медико-санитарное обеспечение
осужденных и лиц,
- подготовку материалов о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, для представления в Минюст России;
- разрешительные, контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности на производственных объектах уголовно-исполнительной системы;
- функции государственного
заказчика государственного
- пенсионное обеспечение
лиц, уволенных со службы из
уголовно-исполнительной
- материально-техническое
обеспечение деятельности
- ведомственную экспертизу
обоснования инвестиций в
- полномочия собственника
в отношении федерального
- контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
- охрану учреждений
и органов уголовно-
- охрану психиатрических
больниц (стационаров)
- организацию в пределах своей компетенции специальных перевозок осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их конвоирование и охрану на период конвоирования;
- разработку и реализацию мер по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и тушению пожаров на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
- меры по обеспечению
мобилизационной подготовки и
мобилизации, а также по
- Правоохранительные органы
- Правоохранительные органы в системе государственного механизма
- Право пользования жилым помещением
- Правоприменительная практика норм законодательства об авторском праве в библиотеке
- Право при Петре I
- Право работника на охрану труда и его гарантии
- Православие как фактор объединения двух культур на примере России и Грузии
- Право общей собственности
- Правоотношения по социальному обеспечению
- Правоотношения супругов
- Правоохранительная деятельность Президента РФ
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации