Правоохранительные органы
Введение
Глава 1. Основные права и свободы личности
1.1. Правовой статус личности
1.2. Государство и защита прав личности 10
Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности
2.1. Гарантии защиты
основных прав и свобод
2.2. Обеспечение и
защита прав граждан
Заключение
Введение
1. Понятие и сущность охраны конституционных прав и свобод граждан российской федерации
2. Теоретические основы
государственно-правового
3. Особенности нормативного
регулирования деятельности
Заключение
1. Понятие, основные
черты и функции
2. Правоохранительные органы: общая характеристика и система.
3. Основные принципы
деятельности
4. Органы внутренних дел, их основные полномочия и принципы деятельности.
Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности.
Содержание
Введение
1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
1.1 История образования правоохранительных органов.
1.2 Сущность правоохранительных органов.
1.3 Правовая основа деятельности полиции.
1.4 Деятельность полиции и права граждан.
2. Конституционно-правовой статус личности.
2.1 Понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина.
2.2 Система основных прав и свобод человека и гражданина.
2.3 Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России
3. Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД
3.1 Условия особых правовых режимов.
3.2 Обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в условиях введения режима военного положения.
3.3 Защита прав и свобод человека в условиях внутренних вооруженных конфликтов и при проведении антитеррористических операций и роль в этом полиции.
Заключение.
Список использованных источников и литературы
Согласно Конституции Российской Федерации наша страна провозглашена правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей на сегодняшний день, должны стать обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним из важнейших элементов всей системы правового статуса личности, одновременно, в принципиальной форме, характеризуют содержание личной свободы, достигнутой в обществе, от состояния обеспеченности которой, в определенной степени, зависит реализация всей совокупности прав и свобод. Активизация личностного фактора, возможна лишь тогда, когда субъект действует в условиях гарантированных возможностей и институтов: прав, свобод, обязанностей, ответственности. Поэтому необходимо обеспечить правовыми средствами пути практического осуществления личностью социальных и правовых возможностей, создать юридические механизмы обеспечения активного участия личности в общественных и государственных делах.
Во многом это обуславливает ситуацию, при которой в современной юридической литературе в последнее время резко возросло внимание к проблемам личности вообще и проблеме гарантий ее прав и свобод в частности.
Кроме того, в современных условиях, когда полным ходом осуществляется реформа правовой системы, с особой остротой встают вопросы защиты
прав и свобод человека
и гражданина в обществе, формирование
механизма их гарантированной защиты.
Эти вопросы в решающей степени
зависят от функционирования и наличия
юридических гарантий, которые выступают
одним из необходимых условий
реальности, а не фиктивности функционирования
принципов правового
Проблемы, связанные с
классификацией гарантий прав и свобод,
а также неоднозначность
В немалой степени, именно благодаря этому, теоретическое исследование такой правовой категории, как юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина, особо актуально в нынешних условиях.
В работе подчеркивается, что
важным фактором, обеспечивающим свободное,
беспрепятственное
Одной из основных задач правоохранительной деятельности органов внутренних дел является обеспечение прав, свобод, обязанностей и, прежде всего, безопасности личности.
Реализация этой задачи происходит путём охраны и защиты прав и свобод личности. Для её достижения от сотрудников внутренних дел требуется:
выявление правонарушителей;
раскрытие и расследование преступлений;
пресечение правонарушений;
восстановление нарушенных прав и свобод гражданина;
применение мер принуждения к правонарушителю;
контроль над дорожным движением и т.д.
Сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться в своей профессиональной деятельности принципом презумпции невиновности личности, который закреплён в Конституции Украины.
Обязанностью сотрудников органов внутренних дел в случаях ограничения прав и свобод гражданина является:
• при задержании — разъяснить повод и основание для такого задержания;
• при применении меры пресечения в виде заключения под стражу и др. — разъяснить вытекающие из этого права и обязанности.
Права и свободы законопослушного гражданина обеспечиваются органами внутренних дел и их должностными лицами в ходе специальных и индивидуальных профилактических мероприятий:
— организация рейдов и осуществление иных мер с целью выявления лиц с девиантной (отклоняющейся от правомерной) установкой;
— постановка на учёт лиц, отклоняющихся от правомерного поведения;
— работа с лицами, имеющими девиантную установку, на её изменение в направлении законопослушного поведения;
— работа по привлечению к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения.
Благодаря своевременным профилактическим мероприятиям работников органов внутренних дел (участковых инспекторов милиции, оперативных уполномоченных, инспекторов милиции по делам несовершеннолетних и др.
) права и свободы лиц
со склонностью к
Значительная роль отведена органам внутренних дел в обеспечении общественной безопасности личности. Обеспечение общественной безопасности личности — это, прежде всего, создание условий как для использования прав гражданами, так и для исполнения обязанностей сотрудниками милиции. В числе последних находится требование обеспечить надлежащее функционирование общедозводительной (а не карательно-устрашающей) системы. Невозможно обеспечить права и свободы личности без точного соблюдения работниками органов внутренних дел запретов (не разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина; не совершать действия, задевающие честь и достоинство личности и др.) и использования дозволений (применение таких жестких мер, как физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие), предусмотренных законодателем.
Юридические гарантии обеспечения прав личности органами внутренних дел включают:
— гарантии охраны — выражаются в порядке, основании и пределах применения принудительных мер. Работник органов внутренних дел не вправе совершать действия по ограничению свободы личности, выходящие за рамки закона;
— гарантии защиты — выражаются в системе правовых и организационных средств, направленных на:
а) прекращение незаконного ограничения свободы личности (освобождение заложников, освобождение необоснованно задержанного в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.);
б) отмену незаконного
в) возмещение ущерба, причиненного личности в результате незаконного ограничения её свободы.
Превентивно-организационные
меры, применяемые работниками
— патрульно-постовой службы;
— оперативно-розыскной деятельности;
~ индивидуальной и специальной профилактике;
— юрисдикционной деятельности.
Роль органов внутренних дел и их сотрудников в обеспечении прав личности определена правовыми актами, установившими пределы их правоприменительной деятельности^ Каждое из структурных подразделений органов внутренних дел^ их должностных лиц имеет свою компетенцию: функции, за" дачи; руководствуется материальными (характер правонарушения, личность правонарушителя, степень вины и др.) и про-' цессуальными (срок рассмотрения материалов проверки, обо-» снованность доказательств и др.) нормами в пределах своих полномочий.
Обеспечение прав и свобод личности органами внутренних дел зависит от преодоления причин, порождающих такие нарушения: ;
• несовершенство законодательства (противоречия, пробелы, отсутствие унификации международных и отечественных правовых норм);
• недостатки организационно-управленческой деятельности (нечёткость структурного построения органов, служб, подразделений, несоответствие их задач и функций расстановке сил и средств и др.);
• недостаточно высокий
уровень правосознания и
• недостатки кадровой политики (низкий профессиональ-S ный уровень подготовки кадров, переподготовки, проведение профессиональной аттестации квалификационными комиссиями и др.).
Обеспеченность прав личности органами внутренних дел В значительной степени зависит от состояния реализации прав их сотрудников, прежде всего от их социально-правовой защищенности.
Гарантии прав личности нуждаются
в организационных »
• к кому обратиться;
• каков порядок действий;
• в какой форме осуществлять действия;
• в какие сроки;
• какие возможны результаты.
Современная типология прав и свобод, а значит — и обязанностей, довольно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление прав на:
негативные
позитивные
Такое различение прав основано
на фиксации в них негативного
и позитивного аспектов свободы.
В негативном значении свобода понимается
как отсутствие принуждения, ограничений
по отношению к личности, в том
числе и со стороны государства,
в позитивном — как свобода
выбора, создаваемая государством,
а главное, способность человека
к достижению своих целей и
обязанность государства
В соответствии с такими аспектами свободы негативные права состоят в праве индивида на защиту от какого-либо вмешательства, в том числе и государственного, в осуществлении гражданских прав (как члена гражданского общества) и политических прав (как участника политической жизни). Эти права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Негативные права — основа индивидуальной свободы. Например, почти все содержание Библия о правах 1791 г. (США) направлено на ограждение личнс от разного рода несправедливых и нежелательных последствг вмешательства со стороны правительства. Термин «не должен»! относящийся к правительству, содержится почти во всех стать этого документа. Так, первая статья (поправка) Билля о прав, гласит: «Конгресс не должен издавать законы, устанавливав щие какую-либо религию или запрещающие ее свободное испс ведание, ограничивающие свободу слова или печати или прав народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений».
Негативные права считаются основополагающими, абсолкп ными. Они появились исторически раньше других прав и раз вивались как группа прав на независимость от власти (свобод веры, свобода вероисповедания и свобода совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность част-s ной собственности; свобода передвижения по территории всего государства; тайна и неприкосновенность переписки; свобода слова и свобода мысли и объединений; право на неприкосновенность жллища; свобода выбора профессии и т.д.). Перечисленные права называют еще «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами». ,
Они отличаются от «политических свобод и прав», под ко-| торыми подразумевается право на участие граждан во власти (ак-| тивное и пассивное избирательное право, право граждан уча-| ствовать в управлении делами государства, право гражданин лично обращаться в государственные органы и органы местног самоуправления и т.п.). Однако и те, и другие, хотя и возникл в ряде стран в разное время, относятся к категории негативны прав, осуществление которых не зависит от ресурсов государ ства, уровня социально-экономического развития страны.
В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют] права индивида на улучшение своего положения и повышение' культурного статуса, обеспечиваемые государством. Это — экономические, социальные и культурные права как отдельная группа! общественных прав субъекта, которые характеризуют правовое3 государство новейшего периода его развития. К ним относятся:1 право на образование, свобода любой творческой деятельности,! право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на со- | циальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на достойную жизнь и т.п.
В обязанности государства входит осуществление постоянной созидательной деятельности по обеспечению граждан теми или иными благами, создание социальных программ, гарантирующих провозглашенные социальные, экономические и культурные права. Реализовать эти права гораздо сложнее, чем права негативные. Непосредственная защита их правовыми средствами не представляется возможной, так как определение конкретных социальных выплат в задачу суда не входит.
Осуществление позитивных прав
нуждается в достаточных
Некоторые буржуазные государства
не присоединились к Международному
пакту о социальных, экономических
и культурных правах. Они руководствовались
убеждением, что обозначенные в Пакте
права не являются субъективными, так
как не могут быть защищены в суде.
Эти соображения не лишены оснований,
однако, присоединение к Пакту
создает обязательства для
Основные права и свободы человека и гражданина различают также по сфере их реализации в общественной жизни: nUQUUfk
личные
jma'Mf— Ч»лт- полити экономи соци
Все они закреплены в разделе II «Права, свободы и обязанности человека и гражданина» Конституции Украины 1996 г.
Личные (гражданские) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие, в основ-•Ц ном, характер негативного права. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.
К гражданским (личным) правам обычно относят возможности человека, необходимые для обеспечения его физической и морально-психологической (духовной) индивидуальности. В соответствии с этим гражданские (личные) права делят на физические и духовные. Физические права: на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижений, выбор места жительства, безопасную окружающую среду, жилище и т.д. Духовные права: на имя, честь и достоинство, на справедливый, независимый и публичный суд (в Конституции Украины 1996 г. — это статьи 27, 28, 29 и др.).
В конституциях многих государств личные (гражданские) права объединяют в одну группу с политическими правами. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальных и общественных проявлениях.
Политические права — возможности (свободы) гражданина активно участвовать в управлении государством и в общественной жизни, влиять на деятельность разных государственных органов, а также общественных организаций политической направленности. Это — право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, свобода демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио, телевидения и др. (в Конституции Украины 1996 г. — статьи 38, 39, 40 и др.).
Экономические права —
возможности (свободы) человека и гражданина
распоряжаться предметами потребления
и основными факторами
Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право на частную собственность, предпринимательскую деятельность и свободное распоряжение рабочей силой — обычно рассматривали как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с правами личными (гражданскими). В современных конституциях и других нормативно-правовых актах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими (личными), политическими.
Особое место среди экономических прав занимает право на частную собственность. В странах Запада, да и в Украине до октября 1917 года (в конституционных документах гетмана Павла Скоропадского — в 1918 г.), это право рассматривалось как одно из первейших, основополагающих прав человека, без которого невозможны гражданское общество и индивидуальная свобода. В социалистических государствах с тоталитарным режимом это право вообще отрицалось как свидетельство классово ограниченного буржуазного подхода к правам человека.
Опыт длительного
В то же время опыт истории
свидетельствует о
Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной собственности. В законодательствах ФРГ, Франции, Италии и других стран устанавливаются допустимые пределы частной собственности, говорится об ее использовании в интересах общества. Введение такого рода ограничений отнюдь не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. |
В Конституции Украины 1996 г. закреплено, что каждый! имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться собственно-я стью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятель-1 ности. Право частной собственности приобретается в порядке,| определенном законом. Никто не может быть противоправно! лишен права собственности. Право собственности является не-| нарушаемым. Использование собственности не может причи-] нять вред правам, свободам и достоинствам граждан, интересам! общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные ка-] чества земли (ст. 41). |
Конституция Украины 1996 г. провозгласила право каждого^ на предпринимательскую деятельность, не запрещенную зако- ] ном (ст. 42). Ограничена только предпринимательская деятель-J ность депутатов, должностных и служебных лиц органов госу- | дарственной власти и органов местного самоуправления. Фик-'| сируя право частной собственности, право предпринимательской 1 деятельности и другие экономические права.
Конституция Ук- ! раины 1996 г. подчеркивает: «Собственность обязывает. Соб- ! ственность не должна использоваться во вред человеку и обще- | ству. Государство обеспечивает... социальную направленность! экономики». ;
В соответствии с Конституцией Украины обеспечивается не I только равенство всех форм собственности — государственной,^ частной, коммунальной, но и их равная юридическая защита, i
Социальные права — возможности (свободы) личности и граж- ] данина свободно распоряжаться своей рабочей силой, исполь-1 зовать ее самостоятельно или по трудовому договору, т.е. право | на свободный труд (выбор вида деятельности, безопасные усло-| вия труда, гарантированные минимальные размеры его оплаты9 и т.п.), право на социальное обеспечение, отдых, образование, 1 достойный уровень жизни и др. I
Право на труд отчетливо проводит границу между так назы-1 ваемыми первым и вторым поколениями прав человека. Первое j поколение прав включает права личные (гражданские), полити-1 ческие и экономические, трактуемые в духе либеральных сво- ! бод. Они носят характер преимущественно негативного права. '
На протяжении почти двух веков конституции демократи- | ческих государств Запада ограничивались правами первого по- ] колония. Жизнь показала недостаточность такого подхода для| создания каждому человеку достойных условий существования, равноправного участия в делах общества и государства.
В XX веке под влиянием рабочего движения, социалистических (левых и правых) партий, а также деятельности социалистических государств (в том числе СССР) был поставлен вопрос об углублении понимания экономических прав, о социальных и культурных правах человека и гражданина. Важнейшие из них были включены во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г. Ст. 11 Международного пакта провозгласила, что должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный уровень для него и его семьи, включающий удовлетворительное питание, одежду и жилище.
Социальные, культурные и некоторые экономические права, которые понимаются в позитивном значении, определяют обязанности государства обеспечить каждому нуждающемуся минимум средств существования, социальной обеспеченности, т.е. так называемую социальную безопасность, без которой невозможно поддержание человеческого достоинства, нормальное удовлетворение первичных потребностей и духовного развития (в Конституции Украины 1996 г. — статьи 43, 45, 46, 48 и др.).
Культурные права — возможности (свободы) сохранения и развития национальной самобытности человека, доступа к духовным достижениям человечества, их усвоения, использования и участия в дальнейшем их развитии. К ним относятся: право на образование; обучение на родном языке; право на использование отечественных и мировых достижений культуры и искусства; право на свободное научное, техническое и художественное творчество (в Конституции Украины 1996 г. — статьи 53, 54).
Экологические права — возможности (свободы) пользоваться природной средой как естественной средой обитания. Это — права на благоприятную окружающую среду, охрану здоровья от ее неблагоприятного воздействия, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу экологическими правонарушениями, на природопользование и др.' Экологические права сродни праву на жизнь.
Право на жизнь человека в благоприятных условиях впервые официально признано в Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей человека среде от 16.06.1972 г. Данная формула с необходимыми трансформациями была отражена сначала в Конституции СССР 1977 г., а затем в Действующих конституциях стран СНГ.
Специфика экологических
прав состоит в том, что основой*
их осуществления выступает
зависимо от их правового закрепления. Такие права человека и гражданина реализуются как объективная необходимость и не требуют нормативно-правового оформления.
Экологическому праву
соответствует обязанность
Уровень безопасной окружающей
среды (чистая, благоприятная, безвредная)
в случае спора устанавливается
проведением экологической
Гражданин имеет право на получение в установленном порядке полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и ее влияния на здоровье населения. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.
- Правоохранительные органы в системе государственного механизма
- Право пользования жилым помещением
- Правоприменительная практика норм законодательства об авторском праве в библиотеке
- Право при Петре I
- Право работника на охрану труда и его гарантии
- Православие как фактор объединения двух культур на примере России и Грузии
- Православное воспитание детей-сирот
- Правоотношения по социальному обеспечению
- Правоотношения супругов
- Правоохранительная деятельность Президента РФ
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов
- Правоохранительная деятельность таможенных органов Российской Федерации
- Правоохранительная деятельность Федеральной службы исполнения наказания