Правоохранительные органы

Введение 

Глава 1. Основные права  и свободы личности 

1.1. Правовой статус  личности

1.2. Государство и  защита прав личности 10

Глава 2. Роль правоохранительных органов в обеспечении основных прав и свобод личности 

2.1. Гарантии защиты  основных прав и свобод человека  и гражданина в России 

2.2. Обеспечение и  защита прав граждан Российской  Федерации в деятельности ОВД 

Заключение 

 

 

 

Введение

1. Понятие и сущность  охраны конституционных прав  и свобод граждан российской  федерации

2. Теоретические основы  государственно-правового механизма  охраны конституционных прав  и свобод человека и гражданина  в российской федерации

3. Особенности нормативного  регулирования деятельности милиции  по охране конституционных прав  и свобод граждан российской  федерации

Заключение

 

 

1. Понятие, основные  черты и функции правоохранительных  органов.

2. Правоохранительные  органы: общая характеристика и  система.

3. Основные принципы  деятельности правоохранительных  органов в Российской Федерации.

4. Органы внутренних  дел, их основные полномочия  и принципы деятельности.

Роль правоохранительных органов  в обеспечении основных прав и  свобод личности.

Содержание

Введение

1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.

1.1 История образования правоохранительных органов.

1.2 Сущность правоохранительных органов.

1.3 Правовая основа деятельности полиции.

1.4 Деятельность полиции и права граждан.

 

2. Конституционно-правовой статус личности.

2.1 Понятие и сущность прав и свобод человека и гражданина.

2.2 Система основных прав и свобод человека и гражданина.

2.3     Гарантии защиты основных прав и свобод человека и гражданина в России 

 

3.       Обеспечение и защита прав граждан Российской Федерации в деятельности ОВД 

3.1      Условия особых  правовых режимов.

3.2  Обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина в условиях введения режима военного положения.

3.3  Защита прав и свобод человека в условиях внутренних вооруженных конфликтов и при проведении антитеррористических операций и роль в этом полиции.

Заключение.

Список использованных источников и литературы

 

 

 

Согласно Конституции  Российской Федерации наша страна провозглашена  правовым, демократическим государством. Исходя из этого, первостепенной задачей  на сегодняшний день, должны стать  обеспечение прав и свобод человека и гражданина, их надежная охрана и  защита. Полагаем, что данную задачу необходимо решать в первую очередь с позиции усиления гарантированности провозглашенных прав и свобод. Ведь именно в них, на наш взгляд, сфокусирована сущность и особенности правового статуса личности и поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод человека и гражданина, и есть гарантированность правового статуса личности в целом. Важность диссертационного исследования объясняется тем, что гарантии прав и свобод, являясь одним из важнейших элементов всей системы правового статуса личности, одновременно, в принципиальной форме, характеризуют содержание личной свободы, достигнутой в обществе, от состояния обеспеченности которой, в определенной степени, зависит реализация всей совокупности прав и свобод. Активизация личностного фактора, возможна лишь тогда, когда субъект действует в условиях гарантированных возможностей и институтов: прав, свобод, обязанностей, ответственности. Поэтому необходимо обеспечить правовыми средствами пути практического осуществления личностью социальных и правовых возможностей, создать юридические механизмы обеспечения активного участия личности в общественных и государственных делах.

Во многом это обуславливает  ситуацию, при которой в современной  юридической литературе в последнее  время резко возросло внимание к  проблемам личности вообще и проблеме гарантий ее прав и свобод в частности.

Кроме того, в современных  условиях, когда полным ходом осуществляется реформа правовой системы, с особой остротой встают вопросы защиты

прав и свобод человека и гражданина в обществе, формирование механизма их гарантированной защиты. Эти вопросы в решающей степени  зависят от функционирования и наличия  юридических гарантий, которые выступают  одним из необходимых условий  реальности, а не фиктивности функционирования принципов правового государства. Недостаточная эффективность их действия, либо попросту их отсутствие, несомненно, влекут за собой ущемление  прав и свобод личности, что никоим образом не сопоставимо с идеей  правового государства.

Проблемы, связанные с  классификацией гарантий прав и свобод, а также неоднозначность вопросов общего определения самого понятия  этой категории в условиях современного общества, изучения особенностей отдельных  видов гарантий, обуславливающих  их решающую роль в процессе осуществления  прав и свобод личности, на наш взгляд, относятся к числу недостаточно глубоко разработанных. Тем более, что многие работы по указанной проблематике относятся к советскому периоду российского общества и касались в основном правового положения именно граждан, гарантий их прав и свобод в социалистическом обществе, как известно не признававшем идею их неотъемлемости и естественного характера. Причем эти вопросы зачастую рассматривались с узкоклассовых позиций и во многом носили идеологический характер.

В немалой степени, именно благодаря этому, теоретическое  исследование такой правовой категории, как юридические гарантии прав и  свобод человека и гражданина, особо  актуально в нынешних условиях.

В работе подчеркивается, что  важным фактором, обеспечивающим свободное, беспрепятственное осуществление  прав и свобод человека и гражданина, является основанная на строгом соблюдении принципа законности деятельность государственных  органов и органов внутренних дел в частности. Это объясняется  их специализацией, направленной на решение  правоохранительных задач, а также  наличием широких и разнообразных  полномочий по созданию условий, необходимых  для реализации указанных прав и  свобод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Одной из основных задач  правоохранительной деятельности органов  внутренних дел является обеспечение  прав, свобод, обязанностей и, прежде всего, безопасности личности.

Реализация этой задачи происходит путём охраны и защиты прав и свобод личности. Для её достижения от сотрудников  внутренних дел требуется:

выявление правонарушителей;

раскрытие и расследование  преступлений;

пресечение правонарушений;

восстановление нарушенных прав и свобод гражданина;

применение мер принуждения  к правонарушителю;

контроль над дорожным движением и т.д.

Сотрудник органов внутренних дел должен руководствоваться в  своей профессиональной деятельности принципом презумпции невиновности личности, который закреплён в  Конституции Украины.

Обязанностью сотрудников  органов внутренних дел в случаях  ограничения прав и свобод гражданина является:

• при задержании — разъяснить повод и основание для такого задержания;

• при применении меры пресечения в виде заключения под стражу и  др. — разъяснить вытекающие из этого  права и обязанности.

Права и свободы законопослушного гражданина обеспечиваются органами внутренних дел и их должностными лицами в  ходе специальных и индивидуальных профилактических мероприятий:

— организация рейдов и  осуществление иных мер с целью  выявления лиц с девиантной (отклоняющейся от правомерной) установкой;

— постановка на учёт лиц, отклоняющихся  от правомерного поведения;

— работа с лицами, имеющими девиантную установку, на её изменение в направлении законопослушного поведения;

— работа по привлечению  к ответственности лиц, виновных в совершении правонарушения.

Благодаря своевременным  профилактическим мероприятиям работников органов внутренних дел (участковых инспекторов милиции, оперативных  уполномоченных, инспекторов милиции  по делам несовершеннолетних и др.

) права и свободы лиц  со склонностью к противоправному  поведению сохраняются полностью  или утрачиваются на меньший  срок. Предотвращение действий лица  на стадии приготовления к  правонарушению позволяет либо  сохранить его права в полном  объеме, либо уберечь от их  утраты на большой срок. Лицо, совершившее умышленное преступление  и изобличенное в нем, лишается  свободы (происходит ограничение  прав и свободы действий в  пространстве) или утрачивает права  и полноту свободы на более значительный  период, чем готовящийся к преступлению (происходит ограничение прав и свободы действий во времени).

Значительная роль отведена органам внутренних дел в обеспечении  общественной безопасности личности. Обеспечение общественной безопасности личности — это, прежде всего, создание условий как для использования  прав гражданами, так и для исполнения обязанностей сотрудниками милиции. В  числе последних находится требование обеспечить надлежащее функционирование общедозводительной (а не карательно-устрашающей) системы. Невозможно обеспечить права и свободы личности без точного соблюдения работниками органов внутренних дел запретов (не разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина; не совершать действия, задевающие честь и достоинство личности и др.) и использования дозволений (применение таких жестких мер, как физическая сила, специальные средства, огнестрельное оружие), предусмотренных законодателем.

Юридические гарантии обеспечения  прав личности органами внутренних дел  включают:

— гарантии охраны — выражаются в порядке, основании и пределах применения принудительных мер. Работник органов внутренних дел не вправе совершать действия по ограничению  свободы личности, выходящие за рамки  закона;

— гарантии защиты — выражаются в системе правовых и организационных  средств, направленных на:

а) прекращение незаконного  ограничения свободы личности (освобождение заложников, освобождение необоснованно  задержанного в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.);

б) отмену незаконного правоприменительного акта (постановления о возбуждении  уголовного дела и др.);

в) возмещение ущерба, причиненного личности в результате незаконного  ограничения её свободы.

Превентивно-организационные  меры, применяемые работниками органов  внутренних дел для обеспечения  прав личности, связаны с охраной  правопорядка и выражаются в организации  и осуществлении:

— патрульно-постовой службы;

— оперативно-розыскной  деятельности;

~ индивидуальной и специальной  профилактике;

— юрисдикционной деятельности.

 

 Роль органов внутренних  дел и их сотрудников в обеспечении прав личности определена правовыми актами, установившими пределы их правоприменительной деятельности^ Каждое из структурных подразделений органов внутренних дел^ их должностных лиц имеет свою компетенцию: функции, за" дачи; руководствуется материальными (характер правонарушения, личность правонарушителя, степень вины и др.) и про-' цессуальными (срок рассмотрения материалов проверки, обо-» снованность доказательств и др.) нормами в пределах своих полномочий.

Обеспечение прав и свобод личности органами внутренних дел зависит  от преодоления причин, порождающих  такие нарушения: ;

• несовершенство законодательства (противоречия, пробелы, отсутствие унификации международных и отечественных  правовых норм);

• недостатки организационно-управленческой деятельности (нечёткость структурного построения органов, служб, подразделений, несоответствие их задач и функций  расстановке сил и средств  и др.);

• недостаточно высокий  уровень правосознания и правовой культуры (правовой нигилизм, игнорирование  принципа верховенства права, установка  на карательно-устрашающий характер деятельности, недоучёт местных национальных традиций и др.)»

• недостатки кадровой политики (низкий профессиональ-S ный уровень подготовки кадров, переподготовки, проведение профессиональной аттестации квалификационными комиссиями и др.).

Обеспеченность прав личности органами внутренних дел В значительной степени зависит от состояния реализации прав их сотрудников, прежде всего от их социально-правовой защищенности.

Гарантии прав личности нуждаются  в организационных » процедурных  формах их реализации органами внутренних дел-i Процедуры дают гражданам ориентир:

• к кому обратиться;

• каков порядок действий;

• в какой форме осуществлять действия;

• в какие сроки;

• какие возможны результаты.

 

 

 

 

 

Современная типология прав и свобод, а значит — и обязанностей, довольно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление прав на:

негативные

позитивные

Такое различение прав основано на фиксации в них негативного  и позитивного аспектов свободы. В негативном значении свобода понимается как отсутствие принуждения, ограничений  по отношению к личности, в том  числе и со стороны государства, в позитивном — как свобода  выбора, создаваемая государством, а главное, способность человека к достижению своих целей и  обязанность государства предоставлять  гражданину те или иные социальные блага.

В соответствии с такими аспектами свободы негативные права  состоят в праве индивида на защиту от какого-либо вмешательства, в том  числе и государственного, в осуществлении  гражданских прав (как члена гражданского общества) и политических прав (как  участника политической жизни). Эти  права предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Негативные права  — основа индивидуальной свободы. Например, почти все содержание Библия о правах 1791 г. (США) направлено на ограждение личнс от разного рода несправедливых и нежелательных последствг вмешательства со стороны правительства. Термин «не должен»! относящийся к правительству, содержится почти во всех стать этого документа. Так, первая статья (поправка) Билля о прав, гласит: «Конгресс не должен издавать законы, устанавливав щие какую-либо религию или запрещающие ее свободное испс ведание, ограничивающие свободу слова или печати или прав народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений».

Негативные права считаются  основополагающими, абсолкп ными. Они появились исторически раньше других прав и раз вивались как группа прав на независимость от власти (свобод веры, свобода вероисповедания и свобода совести; право на личную свободу; право на приобретение и неприкосновенность част-s ной собственности; свобода передвижения по территории всего государства; тайна и неприкосновенность переписки; свобода слова и свобода мысли и объединений; право на неприкосновенность жллища; свобода выбора профессии и т.д.). Перечисленные права называют еще «правами свободы», «правами гражданских свобод» или «гражданскими свободами и правами». ,

Они отличаются от «политических  свобод и прав», под ко-| торыми подразумевается право на участие граждан во власти (ак-| тивное и пассивное избирательное право, право граждан уча-| ствовать в управлении делами государства, право гражданин лично обращаться в государственные органы и органы местног самоуправления и т.п.). Однако и те, и другие, хотя и возникл в ряде стран в разное время, относятся к категории негативны прав, осуществление которых не зависит от ресурсов государ ства, уровня социально-экономического развития страны.

В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют] права  индивида на улучшение своего положения  и повышение' культурного статуса, обеспечиваемые государством. Это — экономические, социальные и культурные права как отдельная группа! общественных прав субъекта, которые характеризуют правовое3 государство новейшего периода его развития. К ним относятся:1 право на образование, свобода любой творческой деятельности,! право на интеллектуальную собственность, право на свободное использование своих способностей и имущества, право на со- | циальную безопасность и защиту в условиях безработицы, право на благоприятную окружающую среду, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на достойную жизнь и т.п.

В обязанности государства  входит осуществление постоянной созидательной  деятельности по обеспечению граждан  теми или иными благами, создание социальных программ, гарантирующих  провозглашенные социальные, экономические  и культурные права. Реализовать  эти права гораздо сложнее, чем  права негативные. Непосредственная защита их правовыми средствами не представляется возможной, так как  определение конкретных социальных выплат в задачу суда не входит.

Осуществление позитивных прав нуждается в достаточных ресурсах государства. Их конкретное наполнение прямо зависит от национального  дохода страны и ее политического  режима. В случае ограниченности ресурсов и антидемократичности режима позитивные права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место в подавляющем большинстве так называемых «социалистических» государств во времена тоталитарных режимов.

Некоторые буржуазные государства  не присоединились к Международному пакту о социальных, экономических  и культурных правах. Они руководствовались  убеждением, что обозначенные в Пакте  права не являются субъективными, так  как не могут быть защищены в суде. Эти соображения не лишены оснований, однако, присоединение к Пакту  создает обязательства для государства  совершенствовать внутреннее законодательство и стремиться к тому, чтобы реально  стать социальным правовым государством.

Основные права и свободы  человека и гражданина различают  также по сфере их реализации в  общественной жизни: nUQUUfk

личные

jma'Mf— Ч»лт- полити экономи соци культур экологи данские) ческие ческие альные ные ческие

Все они закреплены в разделе II «Права, свободы и обязанности  человека и гражданина» Конституции Украины 1996 г.

Личные (гражданские) права  — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие, в основ-•Ц ном, характер негативного права. Они производны от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек, и призваны гарантировать индивидуальную автономию и свободу, защищать личность от произвола со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку быть самим собой в отношениях с другими людьми и государством.

К гражданским (личным) правам обычно относят возможности человека, необходимые для обеспечения  его физической и морально-психологической (духовной) индивидуальности. В соответствии с этим гражданские (личные) права  делят на физические и духовные. Физические права: на жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижений, выбор места  жительства, безопасную окружающую среду, жилище и т.д. Духовные права: на имя, честь и достоинство, на справедливый, независимый и публичный суд (в  Конституции Украины 1996 г. — это  статьи 27, 28, 29 и др.).

В конституциях многих государств личные (гражданские) права объединяют в одну группу с политическими  правами. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех и других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение  свободы личности в ее индивидуальных и общественных проявлениях.

Политические права —  возможности (свободы) гражданина активно  участвовать в управлении государством и в общественной жизни, влиять на деятельность разных государственных  органов, а также общественных организаций  политической направленности. Это — право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и местного самоуправления, право создавать общественные объединения и участвовать в их деятельности, свобода демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио, телевидения и др. (в Конституции Украины 1996 г. — статьи 38, 39, 40 и др.).

Экономические права —  возможности (свободы) человека и гражданина распоряжаться предметами потребления  и основными факторами хозяйственной  деятельности: собственностью и трудом, проявлять предприимчивость и инициативу в реализации своих способностей и приобретении способов для существования, принимая участие в производстве материальных и иных благ.

Вплоть до середины XX века важнейшие из этих прав — право  на частную собственность, предпринимательскую  деятельность и свободное распоряжение рабочей силой — обычно рассматривали  как фундаментальные, основополагающие права личности и объединяли их с  правами личными (гражданскими). В  современных конституциях и других нормативно-правовых актах эти права  чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную  группу, однопорядковую с правами гражданскими (личными), политическими.

Особое место среди  экономических прав занимает право  на частную собственность. В странах  Запада, да и в Украине до октября 1917 года (в конституционных документах гетмана Павла Скоропадского  — в 1918 г.), это право рассматривалось  как одно из первейших, основополагающих прав человека, без которого невозможны гражданское общество и индивидуальная свобода. В социалистических государствах с тоталитарным режимом это право  вообще отрицалось как свидетельство  классово ограниченного буржуазного  подхода к правам человека.

Опыт длительного существования  всех без исключения стран коммунистической ориентации показал, что запрет частной  собственности противоестествен и, в конечном счете, подрывает мотивацию  добросовестного инициативного  труда, порождает массовое социальное иждивенчество, безответственность и  т.п. Человек, лишенный условий для  проявления предприимчивости, попадает в тотальную зависимость от власти, лишается всякой свободы и индивидуальности.

В то же время опыт истории  свидетельствует о необходимости  ограничения права частной собственности, впрочем, как и почти любого другого  права. Потребности экономического развития, рост демократического движения народных масс привели к существенным изменениям в самой трактовке  частной собственности, к ее социализации, к четко выраженной ее социальной функции, постановке под контроль демократического государства.

Сегодня мало кто настаивает на абсолютном характере частной  собственности. В законодательствах  ФРГ, Франции, Италии и других стран  устанавливаются допустимые пределы  частной собственности, говорится  об ее использовании в интересах  общества. Введение такого рода ограничений  отнюдь не означает отрицания фундаментального характера права частной собственности. |

В Конституции Украины 1996 г. закреплено, что каждый! имеет  право владеть, пользоваться и распоряжаться  собственно-я стью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятель-1 ности. Право частной собственности приобретается в порядке,| определенном законом. Никто не может быть противоправно! лишен права собственности. Право собственности является не-| нарушаемым. Использование собственности не может причи-] нять вред правам, свободам и достоинствам граждан, интересам! общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные ка-] чества земли (ст. 41). |

Конституция Украины 1996 г. провозгласила  право каждого^ на предпринимательскую  деятельность, не запрещенную зако- ] ном (ст. 42). Ограничена только предпринимательская деятель-J ность депутатов, должностных и служебных лиц органов госу- | дарственной власти и органов местного самоуправления. Фик-'| сируя право частной собственности, право предпринимательской 1 деятельности и другие экономические права.

 

 Конституция Ук- ! раины 1996 г. подчеркивает: «Собственность обязывает. Соб- ! ственность не должна использоваться во вред человеку и обще- | ству. Государство обеспечивает... социальную направленность! экономики». ;

В соответствии с Конституцией Украины обеспечивается не I только равенство всех форм собственности  — государственной,^ частной, коммунальной, но и их равная юридическая защита, i

Социальные права —  возможности (свободы) личности и граж- ] данина свободно распоряжаться своей рабочей силой, исполь-1 зовать ее самостоятельно или по трудовому договору, т.е. право | на свободный труд (выбор вида деятельности, безопасные усло-| вия труда, гарантированные минимальные размеры его оплаты9 и т.п.), право на социальное обеспечение, отдых, образование, 1 достойный уровень жизни и др. I

Право на труд отчетливо  проводит границу между так назы-1 ваемыми первым и вторым поколениями прав человека. Первое j поколение прав включает права личные (гражданские), полити-1 ческие и экономические, трактуемые в духе либеральных сво- ! бод. Они носят характер преимущественно негативного права. '

На протяжении почти двух веков конституции демократи- | ческих государств Запада ограничивались правами первого по- ] колония. Жизнь показала недостаточность такого подхода для| создания каждому человеку достойных условий существования, равноправного участия в делах общества и государства.

В XX веке под влиянием рабочего движения, социалистических (левых  и правых) партий, а также деятельности социалистических государств (в том  числе СССР) был поставлен вопрос об углублении понимания экономических  прав, о социальных и культурных правах человека и гражданина. Важнейшие  из них были включены во Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. и Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах от 16.12.1966 г. Ст. 11 Международного пакта провозгласила, что должно быть обеспечено право каждого человека на достаточный уровень для него и его семьи, включающий удовлетворительное питание, одежду и жилище.

Социальные, культурные и  некоторые экономические права, которые понимаются в позитивном значении, определяют обязанности государства  обеспечить каждому нуждающемуся минимум  средств существования, социальной обеспеченности, т.е. так называемую социальную безопасность, без которой  невозможно поддержание человеческого  достоинства, нормальное удовлетворение первичных потребностей и духовного  развития (в Конституции Украины 1996 г. — статьи 43, 45, 46, 48 и др.).

Культурные права —  возможности (свободы) сохранения и  развития национальной самобытности человека, доступа к духовным достижениям  человечества, их усвоения, использования  и участия в дальнейшем их развитии. К ним относятся: право на образование; обучение на родном языке; право на использование отечественных и  мировых достижений культуры и искусства; право на свободное научное, техническое  и художественное творчество (в Конституции  Украины 1996 г. — статьи 53, 54).

Экологические права —  возможности (свободы) пользоваться природной  средой как естественной средой обитания. Это — права на благоприятную  окружающую среду, охрану здоровья от ее неблагоприятного воздействия, возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу  экологическими правонарушениями, на природопользование и др.' Экологические  права сродни праву на жизнь.

Право на жизнь человека в благоприятных условиях впервые  официально признано в Стокгольмской  декларации Конференции ООН по окружающей человека среде от 16.06.1972 г. Данная формула  с необходимыми трансформациями  была отражена сначала в Конституции  СССР 1977 г., а затем в Действующих  конституциях стран СНГ.

Специфика экологических  прав состоит в том, что основой* их осуществления выступает объективно существующая эколо- i гическая система — окружающая природная среда. При этом! некоторые экологические права являются естественными пра-1 вами, которые неотъемлемы от жизнедеятельности граждан, не- ;

зависимо от их правового  закрепления. Такие права человека и гражданина реализуются как  объективная необходимость и  не требуют нормативно-правового  оформления.

Экологическому праву  соответствует обязанность уполномоченных государственных органов, предприятий, учреждений и организаций проводить  мероприятия, направленные на оздоровление окружающей природной среды, предупреждение и снижение вредных для человека и окружающей среды последствий.

Уровень безопасной окружающей среды (чистая, благоприятная, безвредная) в случае спора устанавливается  проведением экологической экспертизы. Гражданин вправе участвовать в  проведении общественной экологической  экспертизы, разработке и осуществлении  мероприятий по охране окружающей природной  среды, рациональному использованию  природных ресурсов, в обсуждений законопроектов, материалов по размещению, строительству и реконструкции объектов, которые могут отрицательно влиять на состояние окружающей природной среды.

Гражданин имеет право  на получение в установленном  порядке полной и достоверной  информации о состоянии окружающей природной среды и ее влияния  на здоровье населения. Каждому гарантируется  право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, о  качестве пищевых продуктов и  предметов быта, а также право  на ее распространение. Такая информация никем не может быть засекречена.

Правоохранительные органы