Правосудие как форма судебной власти

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                                   3

  1. Понятие судебной власти                                                                                   5
    1. Понятие и назначение судебной власти                                                        5
    2. Свойства судебной власти                                                                              9
    3. Взаимоотношения судебной власти, законодательной и исполнительной власти                                                                                                                      13
  2. Понятие о правосудии                                                                                       16
    1. Понятие о правосудии. Его отличительные черты. Соотношения правосудия с судебной властью. Символы судебной власти                            16
    2. Формы и задачи правосудия                                                                         22
    3. Правосудие как основная форма судебной власти                                    38
  3. Основные направления демократизации судебной власти в Республике Беларусь                                                                                                                  40

Заключение                                                                                                             44

Список использованных источников                                                                   46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Любой юрист обязан хорошо знать, как построены и действуют  органы, активно участвующие в  реализации правовых предписаний. Эти  органы – основное звено механизма  право применения, без которого не может существовать современное государство.

Правосудие – одно из направлений государственной деятельности правоохранительных органов. Оно также относится к числу важнейших полномочий, осуществление которых связано с функционированием судебной власти. И в системе правоохранительной деятельности, и в составе полномочий судебной власти оно занимает центральное место.

Настоящая дипломная работа посвящена теме «Правосудие как основная форма судебной власти». Автор работы считает актуальным исследование данного вопроса, ведь от состояния правосудия в стране во многом зависит, будет ли непререкаемым закон и будет ли государство обеспечивать принцип равенства всех перед законом и безусловное его соблюдение. Ибо любой факт нарушения прав, свобод и законных интересов физического, юридического лица или государства рассматривается в суде, и только суд может восстановить нарушенное право. Мировая история дает богатую пищу для размышлений – что же получается когда пренебрегают должным, сбалансированным подходом к феномену судебной власти, концептуально встроенным в Конституцию. Поэтому основная цель работы заключалась в комплексном изучении института судебной власти и правосудия.

Исходя из такой цели, автор работы в первой главе раскрывает понятие судебной власти. Рассматривается понятие и назначение судебной власти, свойства судебной власти, взаимоотношение судебной власти, законодательной и исполнительной власти.

Во второй главе автор  работы раскрывает понятие о правосудии. Рассматриваются его отличительные  черты, соотношения правосудия и судебной власти, символы судебной власти, формы и задачи правосудия, правосудия как основная форма судебной власти.

Третья глава – «Основные  направления демократизации судебной власти в Республике Беларусь», посвящена важнейшим задачам развития демократической судебной власти страны, предлагаются выводы и рекомендации по проблемам повышения и эффективного использования потенциала судебной системы Казахстана в процессе демократизации общества, внедрения в судебную систему Казахстана института присяжных заседателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
    1. ПОНЯТИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Вопрос о судебной власти, ее характерных чертах и назначении издавна привлекал внимание мыслителей. В советский период эта тема была предана забвению. Более того, термин «судебная власть» постепенно исчез из лексикона, так как советская юридическая доктрина решительно отвергала теорию разделения властей.

Суд был превращен в  рядовое государственное учреждение, в обычный орган государственной власти, проводника партийно-государственной политики, нередко использовался для расправы с политической оппозицией, инакомыслящими.

Между тем концепция разделения властей признается величайшей государственно-правовой доктриной, история которой, как утверждают исследователи, начинается с библейских времен.

Возвращение к этой теории в наши дни обусловлено социально-экономическими и политическими переменами в обществе, строительством правового государства, которое немыслимо без независимой судебной власти, обеспечивающей верховенство права, противостоящей административному произволу и правовому нигилизму. «Становление судебной власти - результат самоограничения государства, допускающего контроль над собой со стороны независимого и могущественного органа — суда, к деятельности которого, как правило, привлекается народ».

Возникшая в античные времена  идея разделения властей положена в  основу конституционного строя многих стран мира. Она закреплена теперь в Конституции Республики Беларусь (ст. 6). Термин «судебная власть» был введен в оборот на белорусской земле еще в XVI в. Статутами Великого Княжества Литовского - выдающимся памятником правовой мысли. Затем два столетия спустя широко употреблялся Судебными Уставами 1864 г. я во всей дореволюционной юриспруденции. Основной Закон Республики Беларусь вновь ввел термин «судебная власть» в юридический лексикон.

В юридической литературе имеется немало определений понятия судебной власти, особенно много их появилось в последние годы. Обычно содержание его раскрывается через общественные отношения, точнее, властеотношения, т.е. преимущественно определения судебной власти даются в государственно-правовом плане. Под судебной властью понимают как возможность и способность занимающею особое положение в государственном аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы1 как сферу общественных отношений, которую суд в состоянии охватить своей юрисдикцией2.

В организационно-функциональном плане судебная власть - это система независимых государственных органов — судов, ибо судебная власть осуществляется только специальными субъектами в лице судов и носителей судебной власти — судей.

Во-первых, судебную власть в государстве осуществляет не один суд, а вся система судов (и судей) страны в целом. Во-вторых, содержанием судебной власти является юрисдикционная (правоприменительная) деятельность по разрешению правовых споров и социально-значимых конфликтов (преступных посягательств), а также судебный контроль над правовым содержанием нормативных актов. В нее входит и осуществление иных полномочий, связанных с отправлением правосудия: аналитическая, организационная работа, дача разъяснений по применению законодательства и т.п. Иначе говоря, осуществление всей компетенции суда.

Специфичны и цели судебной власти:

  • восстановление нарушенного права и справедливости;
  • обеспечение торжества закона, прав и свобод человека, законных интересов юридических лиц, социальных ценностей и благ.

Ведущая функция судебной власти - всесторонняя защита прав и свобод человека и гражданина, т.е. не карающая, а правозащитная задача.

Как установлено ст. 6 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей. Конституционный Суд Республики Беларусь призван обеспечивать верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на территории Республики Беларусь, соответствие нормативных правовых актов государственных органов Конституции Республики Беларусь, утверждение законности в нормотворчестве и право применении, решение других вопросов, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, Кодексом и иными законодательными актами.

Общие и хозяйственные суды защищают гарантированные Конституцией и иными актами законодательства личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй, государственные и общественные интересы, права организаций, индивидуальных предпринимателей, а также обеспечивают правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, способствуют укреплению законности и предупреждению правонарушений.

Важно отметить, что судебная защита или защита прав граждан судом  — наиболее совершенная, надежная и эффективная форма защиты субъективных прав и законных интересов граждан. Она имеет неоспоримые, бесспорные преимущества перед другими формами защиты прав граждан, в частности, перед административным порядком их защиты, ибо судебная защита наиболее демократична и оптимальна. Она содержит максимум гарантий прав личности и справедливого разрешения споров (конфликтов), связанных с правом.

Опыт цивилизованных стран свидетельствует о том, что чем выше положение суда в обществе, чем большей самостоятельностью и независимостью он пользуется, тем выше уровень законности и демократии в государстве, тем надежнее защищены права и свободы граждан.

Судебная власть выполняет  в обществе обще социальную функцию, содействует установлению в нем гражданского мира и согласия, стабильности и правопорядка. Однако она выполняет интегрирующую роль при непременном условии, что служит закону, праву, справедливости, истине. Гражданское общество всегда будет нуждаться в ней. Идея об извечности судебной власти, появившаяся в античные времена, актуальна и в наши дни. Наиболее лаконично и образно она выражена одним из дореволюционных государствоведов профессором В.М. Гессеном: «Какие бы события не происходили в стране — во время войны и во время мира, в период покоя и в эпоху смуты судебная власть остается неизменной: врач - лечит, учитель - учит, судья - судит».3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. СВОЙСТВА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ

Чтобы судебная власть выполняла  свое предназначение, ей должны быть присущи  определенные свойства:

  • самостоятельность и независимость;
  • полнота и исключительность;
  • верховенство в системе юстиции;
  • объективность и беспристрастность;
  • политическая нейтральность;
  • легитимность.

Все эти свойства судебной власти тесно связаны между собой и разграничение некоторых из них возможно только теоретически, хотя объективно они наличествуют, взаимодействуя, и дополняя друг друга. Эти свойства проявляются в полномочиях судебной власти, ее организации и формировании, статусе судей и процедуре деятельности, взаимодействии с другими ветвями власти, обеспечивая выполнение возложенных на суд задач.

Указанные качества отмечались еще дореволюционными юристами (И.И. Фойницкий, Н.Н. Розин, В.К. Случевский и др.). Советские ученые (М.А. Чельцов, М.С. Строгович, В.М. Семенов, В.П. Нажимов, Ю.М. Грошевой и др.) также выделяли некоторые из них. Изучение свойств судебной власти продолжается и в наше время.

Самостоятельность и независимость судебной властям — это организационное отграничение ее от других ветвей власти, осуществление судебных функций независимо от посторонних влияний на основе закона и внутреннего убеждения, сформированного в результате всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Законом установлены гарантии судейской независимости (ст. 85 Кодекса о судоустройстве и статусе судей).

Самостоятельность и независимость судебной власти выражается и в отсутствии административного подчинения нижестоящих судов вышестоящим, как это имеет место в системе органов исполнительной власти. Решения судов не подлежат утверждению и, вступив в законную силу, становятся обязательными для исполнения на всей территории государства. Самостоятельность судебной власти осуществляется в пределах и порядке, предусмотренных законом, а независимость судей сочетается с их подчинением закону. Судебная власть должна не создавать, а применять нормы права к конкретным жизненным случаям и отношениям.

Вместе с тем в современных  условиях развития правовой государственности  органы судебной власти - суды - не только судят о правомерности поведения участников общественных отношений, но и осуществляют судебный контроль над правовым содержанием нормативных актов, законностью действий и решений должностных лиц и органов исполнительной власти. Тем самым повышается значимость судебной власти в системе обеспечения государственной безопасности, конституционного строя, защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и интересов юридических лиц, гражданского общества в целом. Следует отметить, что в англосаксонской системе права (США, Англия, Канада, Австралия) в качестве источника права признается судебный прецедент, т.е. суду, наряду с право применением, отводится нормотворческая роль.

Полнота и исключительность судебной власти означает полноту ее полномочий при осуществлении правосудия, полновластие суда при разрешении подведомственных споров и конфликтов. Иначе говоря, судебная власть не делит функцию правосудия, ни с какой иной властью, т.е. является исключительной по своему характеру. Это проявляется и в общеобязательности вступивших в законную силу решений суда, невозможности их отмены даже высшими органами государственной власти, т.е. Парламентом и Президентом. Только вышестоящие судебные инстанции в предусмотренном законом порядке при наличии законных оснований вправе проверить и откорректировать судебные постановления, вынесенные органами судебной власти. Президент обладает лишь правом помилования осужденных (п. 19 ст. 84 Конституции), а Парламент — правом принятия решения об амнистии (п. 2 ст. 97 Конституции).

Объективность и беспристрастность суда — неотъемлемые свойства судебной власти, без которых она превращается в свою противоположность, в судилище и произвол.

Названный принцип требует  непредвзятого, всестороннего и  объективного исследования обстоятельств  дела, собирания и проверки как  обвинительных, так и оправдательных доказательств.

При личной, прямой или косвенной  заинтересованности в исходе дела судья  подлежит отводу или должен заявить  себе самоотвод. В связи с этим следует отметить, что Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь (1999 г.), повысив правоохранительную и правозащитную роль суда, освободил его от обвинительных функций в уголовном процессе.

Верховенство  судебной власти определяется тем, что она формируется высшей, верховной властью (Парламентом или Президентом).

Суды осуществляют принадлежащую  им власть от имени Республики Беларусь, независимо от чьей-либо воли, в точном соответствии с Конституцией и законами. Судьи в конституционном порядке наделяются полномочиями по отправлению правосудия.

Верховенство судебной власти проявляется в ее ведущем, лидирующем положении в системе юстиции. Судебная власть контролирует досудебное производство и принимает окончательные решения по юридическим делам, отнесенным к ее компетенции. Судебная власть проверяет законность действий нотариальных органов и судебных исполнителей. Судебной власти принадлежит окончательное, авторитетное слово по вопросам конституционности законов, декретов и указов Президента, законности действий решений должностных лиц и органов исполнительной власти.

Одним из необходимых свойств  судебной власти является ее политическая нейтральность. Суды и судьи как арбитры в разрешении правовых споров и конфликтов в обществе должны быть вне политики и политической борьбы. Чтобы избежать политических влияний и пристрастий, судьи не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции). Не вправе поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или иных политических акциях, т.е. активно заниматься политической деятельностью. Должность судьи несовместима с депутатским мандатом, поскольку депутатская деятельность носит политический характер.

Легитимность  судебной власти проявляется в ее соответствии закону, установленной им процедуре ее формирования, организации и деятельности. Судебная власть считается легитимной при доверии к ней народа, его поддержке и признании авторитета выносимых ею решений.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Каждая из трех ветвей единой государственной власти (законодательная, исполнительная и судебная) осуществляют полномочия в пределах своей компетенции взаимодействуя, сдерживая и уравновешивая друг друга, обеспечивая в государстве законность и демократию, соблюдение прав и свобод граждан, государственные и общественные интересы.

Законодательная власть в  лице Национального собрания Республики Беларусь принимает законы, определяющие организацию и деятельность третьей власти. Таким образом, законодательная власть воздействует на систему правосудия, формирует судебную политику. Однако вмешательство в рассмотрение конкретных дел со стороны Парламента недопустимо. Законодательный орган не вправе пересматривать судебные решения, отменять и изменять акты правосудия. Он вправе лишь корректировать судебную деятельность посредством принятия новых законов и постановлений, контроля над их исполнением, толкования Конституции и законов, принятия решений об амнистии.

Будучи подзаконной, судебная власть участвует в законотворческой деятельности в присущих ей формах: путем обращения к субъектам права законодательной инициативы о принятии нового закона либо внесении изменений или дополнений в тот или другой нормативный правовой акт или его отмене, участия в обсуждении законопроектов, их разработке и т.д.

Конституционный Суд активно участвует в правотворческом процессе, выполняя свою основную функцию: дает заключения о соответствии Основному Закону нормативных правовых актов (ст. 116 Конституции).

Участие всех судов государства в нормотворческой деятельности обеспечивается и тем, что, если суд при рассмотрении конкретного дела придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным (ч. 2 ст. 112 Конституции).

Вторая форма взаимоотношений законодательной и исполнительной властей с судебной — участие их в формировании судейского корпуса.

В соответствии с п. 8—10 ст. 84 Конституции Республики Беларусь Президент с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов. Он же с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда, а также непосредственно назначает шесть судей Конституционного Суда и иных судей Республики Беларусь. Совет Республики избирает шесть судей Конституционного Суда (п. 3 ст. 98 Конституции Республики Беларусь). По совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда сроком на пять лет Президентом Республики Беларусь назначаются председатели и заместители председателей районных (городских), областных (Минского городского), меж гарнизонных и Белорусского военного судов. По совместному представлению Министра юстиции и Председателя Высшего Хозяйственного суда Президент Республики Беларусь из числа судей названного суда назначает первого заместителя и заместителей Председателя этого Суда, а также заместителей председателя хозяйственных судов областей (г. Минска) на такой же срок.

Законодательная власть утверждает финансирование судов за счет средств  республиканского бюджета, смету расходов, связанных с их деятельностью. Уменьшение расходов на судебные нужды либо использование средств на их обеспечение на другие цели допускается только с согласия Парламента. Бюджет судов должен обеспечивать выполнение ими их конституционных полномочий.

Исполнительная власть в лице таких органов, как Министерство юстиции и его главные управления на местах (при исполкомах областных и Минского городского Советов депутатов), осуществляет организационное и материально-техническое обеспечение деятельности судов, т.е. их кадровое, ресурсное, организационное и информационное обеспечение. Судебная власть, в свою очередь, осуществляет проверку законности решений местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов, которые ограничивают или нарушают права, свободы и законные интересы граждан, а также законности действий и решений органов и должностных лиц исполнительной; власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПОНЯТИЕ О ПРАВОСУДИИ
    1. ПОНЯТИЕ О ПРАВОСУДИИ. ЕГО ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. СООТНОШЕНИЯ ПРАВОСУДИЯ С СУДЕБНОЙ ВЛАСТЬЮ. СИМВОЛЫ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ.

Термин «правосудие» ассоциируется со словом «справедливость» и означает: судить на основе права, судить правильно, по закону, по совести. Однако этимологического объяснения понятия «правосудие» недостаточно. Важно раскрыть его правовое содержание, его характерные признаки и значение.

Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей определяет задачи суда, методы осуществления правосудия и его принципы.

Правосудие - самостоятельный вид государственной деятельности, главная и основная функция судебной власти, осуществляемая специальным субъектом - судом.

Судебная власть осуществляется только судом. Поэтому как нет  суда без правосудия, так не может  быть правосудия без суда. Не является правосудием юрисдикционная деятельность других государственных органов и общественных организаций. Специфика организации и деятельности суда, его состав и полномочия обеспечивают осуществление правосудия в соответствии с законом, вынесение законных и обоснованных судебных постановлений по правовым спорам (конфликтам).

Судебная деятельность осуществляется присущими ей методами путем рассмотрения и разрешения конкретных юридических дел.

Способы отправления  правосудия зафиксированы в ч. 3 ст. 2 Кодекса о судоустройстве и статусе судей. В ней указывается, что правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, хозяйственного и административного судопроизводства.

К традиционным методам осуществления правосудия относят:

  • рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересом граждан, предприятий учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс;
  • рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности подсудимых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс.

Современное законодательство и практика его применения знают  еще три способа отправления правосудия:

  • конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным судом при выполнении функции конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов;
  • рассмотрение в судебных заседаниях хозяйственных споров между субъектами хозяйствования, т.е. хозяйственное судопроизводство;
  • рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство.

В отличие от правосудия судопроизводство включает не только регулируемую законом деятельность суда, но и других участников процесса (органов дознания, предварительного следствия, прокуроров), а также действия потерпевших, гражданских истцов и гражданских ответчиков, обвиняемых (подсудимых), защитников представителей сторон, свидетелей, экспертов и т.д. Поэтому судопроизводство - более широкое понятие, чем понятие правосудия.

Вместе с  тем правосудие — не только деятельность суда первой инстанции, рассматривающего дело по существу, но и проверка вышестоящим судом законности и обоснованности как не вступивших, так и вступивших в законную силу судебных постановлений.

Отличительной чертой правосудия является специфика его содержания как разновидности государственной деятельности. Деятельность по осуществлению правосудия состоит из познавательно-удостоверительной и правоприменительной деятельности. Исследование обстоятельств дела и их отражение, фиксация в протоколе судебного заседания - познавательно удостоверительная деятельность, применение норм права к конкретным жизненным случаям, фактам и отношениям, принятие властных решений, применение юридических санкций к правонарушителям (т.е. лицам, посягнувшим на право охраняемые интересы) - правоприменительная деятельность.

Государственное принуждение  применяется судом в трех формах:

  • принуждение к исполнению гражданско-правовых обязанностей по гражданским делам и хозяйственным спорам;
  • применение административных взысканий к лицам, допустившим административное правонарушение;
  • применение наказания к виновным в совершении преступления.

Применение принуждения - необязательный элемент судебной деятельности, он возможен при наличии соответствующих оснований освобождения от применения мер государственного воздействия.

Обязательный отличительный  признак правосудия - процессуальная форма, т.е. соблюдение при рассмотрении судебных дел предусмотренной законом юридической процедуры.

Процессуальная форма, процессуальный ритуал - не надуманный юристами обряд, а научно обоснованный порядок судебного рассмотрения и разрешения юридических дел, который вобрал в себя все лучшее из многовекового опыта судопроизводства. Поэтому можно уверенно сказать, что как нет правосудия без суда, так и нет правосудия без процессуальной формы.

Среди процессуальных правил судопроизводства наиважнейшее значение имеют принципы организации и осуществления правосудия, зафиксированные в Конституции. Именно они обеспечивают преимущество судебной защиты прав и свобод граждан перед административным порядком их защиты, делают судебную процедуру наиболее оптимальной, т.е. наилучшим образом обеспечивающей вынесение законных, обоснованных и справедливых судебных постановлений.

Обобщая изложенное, можно  дать следующее определение понятия  правосудия.

Правосудие — регулируемая законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических  дел с применением в необходимых  случаях от имени государства мер государственного воздействия (юридических санкций) к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушений.

Приведенное определение  по существу является классическим. В  широком смысле слова в понятие «правосудие» следует включать и контроль, осуществляемый Конституционным Судом.

Словом, правосудие - это правоприменительная, правоустанавливающая, правоохранительная и право воспитательная деятельность органов судебной власти — судов, осуществляемая в установленном законом порядке в целях восстановления права и справедливости.

В правовой науке до сих  пор отсутствует единообразное понимание сущности правосудия. В прошлом по этому вопросу не раз проводились научные дискуссии. Значительный вклад в теорию правосудия внесли такие видные ученые, как М.С. Строгович, М.А. Чельцов, В.М. Савицкий, В.П. Нажимов, Ю.М. Грошевой и др. В последние годы в связи с расширением судебной юрисдикции и развитием организационно-правовых форм судебной власти указанная проблема вновь становится актуальной.

Правосудие — одна из древнейших и жизненно важных, а  также наиболее стабильных и развитых форм юрисдикционная деятельности государства, которая прочно вошла в быт и нравы всех народов, стала общепризнанной, универсальной ценностью. Это форма решения общегосударственных и обще социальных задач, одна из форм государственного руководства обществом, осуществления социального контроля над поведением и соблюдением норм права, наконец, форма народовластия. Многостороннее значение этой отрасли государственной деятельности свидетельствует о ее значимости в системе механизма государственной власти и гражданского общества.

Правосудие как форма судебной власти