Правотворческая деятельность международных морских организаций



Содержание

 

Введение                                                                                                                   2                                                                                          

Глава I. Правовая регламентация деятельности международных

морских организаций, обеспечивающих интересы на море                              5

1.1. Правовой статус, цели и содержание  деятельности Международной

морской организации (ИМО)                                                                               5                                                                      

1.2. Особенности деятельности иных  международных организаций

в обеспечении интересов государств на море                                                   15 

Глава 2. Общая характеристика правотворческой деятельности международных морских организаций                                                              24 

2.1. Международная морская организация  ИМО (IMO – International

Maritime rganization)                                                                                            24 

2.2. Особенности правотворческой  деятельности иных международных  морских организаций                                                                                           41

Заключение                                                                                                           62                                                                                                   

Список  литературы                                                                                           66     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  темы. Многообразная деятельность человека издавна обращает его внимание к Мировому океану, но в разные исторические периоды освоение его пространств и ресурсов, а также регулирование интересов государств на море происходило по-разному, в том числе с позиций силы. Однако со второй половины XX в. становится очевидным, что освоение Мирового океана превратилось в глобальную проблему, затрагивающую коренные интересы всего человечества. Именно в этот период странам и народам стало совершенно понятно, что во многом от того, насколько разумно будут урегулированы взаимоотношения государств в данной сфере, будет зависеть и дальнейшее развитие цивилизации, его динамика и результаты.

Сегодня, в ХХI в., Мировой  океан уже окончательно стал местом сосредоточения важнейших видов экономической деятельности различных государств, международных организаций, транснациональных корпораций и одновременно - местом пересечения их интересов.

Роль Мирового океана в жизни человечества трудно переоценить: это - торговое судоходство и военное  мореплавание, освоение живых ресурсов моря и разработка минеральных ресурсов морского дна, защита морской среды как компонента всей окружающей среды, научные исследования океанов с использованием новейших технологий и т.д. В то же время нельзя не видеть постоянно возникающих межгосударственных конфликтов по поводу нарушения законодательства прибрежных государств или прав государства флага, прав судна в иностранных водах, загрязнения морей с судов, находящихся в них, и т.д. Поэтому проблемы морской политики, вопросы совместного решения проблем, возникающих в процессе реализации межгосударственных интересов на море, актуализировались практически для всех ведущих морских стран мира.

Одним из результатов  развития международных общественных отношений на протяжении XIX–XX вв. стало появление особого типа организаций - международных, значительного в количественном отношении и влиятельного в политическом плане. В настоящее время в международных организациях принимаются многие политические решения, вырабатываются стандарты, тарифы, санитарные правила и многие другие важные нормы международной и внутригосударственной жизни. Международные организации осуществляют научное, техническое сотрудничество, культурные и спортивные связи. Велика их роль и в обеспечении интересов государств на море, в гармонизации этих интересов, а также в сохранении пространств и ресурсов Мирового океана как всеобщего достояния человечества.

На сегодняшний день практически отсутствуют монографические  исследования по данной проблематике, а внимание исследователей обращено преимущественно к практическим вопросам использования пространств и ресурсов Мирового океана в политических, экономических интересах государств, к осуществлению морских перевозок, к правовому урегулированию споров, возникающих в связи с этим и т.д. Информация о деятельности международных морских организаций присутствует в этих работах как бы попутно, в связи с излагаемым материалом, а нередко и просто в виде ссылок. В большей степени данные о деятельности этих организаций представлены в открытых источниках Интернет, прежде всего, на официальных сайтах самих международных морских организаций, а также ООН, ЮНЕСКО и др. Но и эта информация носит преимущественно справочный характер, не формируя представления о роли данных организаций в обеспечении интересов государств на море. В связи с этим можно назвать лишь небольшое число современных авторов, которые с той или иной степенью глубины изучают деятельность международных морских организаций: В.П. Звеков, А.Л. Колодкин, А.С. Мамонова, С.И. Митина, А.В. Овлащенко, Ю.А. Песков и др.

Объектом исследования являются правотворческая деятельность международных морских организаций.

Предмет исследования – правовое регулирование деятельности международных морских организаций.

Цель работы – раскрыть возможности деятельности международных морских организаций в обеспечении интересов международных государств.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть становление  системы международно-правовых средств урегулирования межгосударственных интересов в историко-правовом аспекте;

2) раскрыть правовой  статус, цели и содержание деятельности  Международной морской организации (ИМО);

3) рассмотреть особенности  деятельности иных международных  организаций в обеспечении интересов международных государств;

4) изучить роль международных  морских организаций в обеспечении  интересов Российской Федерации.

Решение поставленных задач обусловило использование следующих методов исследования: общенаучные методы (анализ и синтез, сравнение, обобщение), специальные методы (методы сравнительного и историко-правового анализа).

Последовательность решения  поставленных задач обусловила следующую структуру выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список.

Научная значимость данной работы состоит в том, что в ней осуществлен комплексный, в том числе историко-правовой, подход к определению роли международных морских организаций в обеспечении интересов современных международных государств, в том числе национальных интересов Российской Федерации.

 

 

Глава I. Правовая регламентация  деятельности международных

морских организаций, обеспечивающих интересы на море

 

1.1. Правовой статус, цели  и содержание деятельности Международной

морской организации (ИМО)

 

Правовой статус Международной  морской организации (ИМО), как отмечено выше, закреплен в Конвенции о Международной морской организации от 6 марта 1948 г. Поскольку же с момента принятия Конвенции прошло немало времени, в течение которого усложнялись и расширялись интересы государств на море, в текст этого международно-правового акта вносились поправки:

- Резолюция A.724(17) от 7 ноября 1991 г. «Поправки к Конвенции о Международной морской организации (легализация комитета по упрощению формальностей);

- Резолюция А.735(18) от 4 ноября 1993 г. «Поправки к Конвенции о Международной морской организации»1.

С их учетом, согласно ст. 1 Конвенции, ИМО «…преследует цели:

а) обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области  правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающих международное торговое судоходство; поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в вопросах, касающихся безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним, а также рассматривать административные и правовые вопросы, связанные с целями, изложенными в настоящей статье;

b) поощрять устранение  дискриминационных мер и излишних  ограничений со стороны правительств, затрагивающих международное торговое судоходство, с тем чтобы мировая торговля могла без дискриминации пользоваться услугами судоходства; содействие и поощрение, оказываемые правительством в целях развития своего национального судоходства и в целях обеспечения безопасности, не являются сами по себе дискриминацией при условии, что такое содействие и поощрение не основаны на мерах, направленных на ограничение свободы для судов всех флагов участвовать в международной торговле;

c) обеспечивать рассмотрение  Организацией, в соответствии с  частью II, вопросов, касающихся несправедливых  ограничений со стороны судоходных  компаний;

d) обеспечивать рассмотрение Организацией любых вопросов, касающихся судоходства и воздействия на морскую среду, которые могут быть переданы ей любым органом или специализированным учреждением Организации Объединенных Наций;

e) обеспечивать обмен  информацией между правительствами по вопросам, находящимся на рассмотрении Организации»2.

В ст. 2 Конвенции закреплены следующие функции ИМО:

а) с учетом положений  статьи 3, рассматривает и выносит  рекомендации по вопросам, возникающим  в связи с пунктами «a», «b» и  «c» статьи 1, которые могут быть переданы ей членами Организации, любым органом или специализированным учреждением Организации Объединенных Наций или любой иной межправительственной организацией, или по вопросам, переданным ей в соответствии с пунктом «d» статьи 1;

b) обеспечивает разработку проектов конвенций, соглашений или других соответствующих документов и рекомендует их правительствам и межправительственным организациям, а также созывает такие конференции, какие могут быть необходимы;

c) обеспечивает механизм  для консультаций между членами Организации и обмена информацией между правительствами;

d) выполняет функции,  вытекающие из пунктов «a»,  «b» и «c» настоящей

статьи, в частности  те, которые возлагаются на нее  международными документами, касающимися морских вопросов и воздействия судоходства на морскую среду, или в соответствии с ними;

e) содействует, при  необходимости и в соответствии  с частью X, техническому сотрудничеству в рамках компетенции Организации.

Из указанных положений  следует, что ИМО является специализированной межправительственной организацией, которая ставит перед собой цель урегулирования самого широкого спектра международных отношений, связанных с морским судоходством, с обеспечением безопасности государств на море и эффективности судоходства, с предотвращения загрязнением моря с судов, с устранения дискриминации в международном морском судоходстве и несправедливых ограничений и т.п.

Разрабатывая рекомендации по указанным в ст. 1 Конвенции  вопросам, ИМО тем самым способствует недискриминационному, согласительному порядку разрешения проблем и споров, которые неизбежно возникают в сфере межгосударственных интересов на море. В процессе урегулирования таких вопросов ИМО выступает посредником в переговорах между спорящими сторонами по просьбе одной из них.

Деятельность ИМО как одного из специализированных учреждений ООН основывается на фундаменте международного права, в частности, международного морского права. В первую очередь, речь идет о Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Как отмечают исследователи, сегодня нельзя рассматривать те или иные стороны деятельности ИМО, особенно связанные с обеспечением безопасности мореплавания, охраной человеческой жизни на море и защитой морской среды, без учета положений этой Конвенции. Данные положения имеют основополагающее значение для всех видов морской деятельности, осуществляемой в условиях отсутствия войны3.

Не случайно поэтому  с момента вступления Конвенции  ООН 1982 г. в силу ИМО проводит консультации с международными организациями  системы ООН по различным вопросам взаимодействия ИМО и Конвенции. Более того, еще до вступления Конвенции в силу важнейшие ее положения уже были включены в различные договорные и недоговорные документы ИМО.

Из текста данной Конвенции  следует, что указания на ИМО имеются  только в ст. 2 приложения VIII Конвенции, а различные ее положения говорят лишь о «компетентной международной организации, принимающей международные правила и стандарты в области обеспечения морской безопасности, эффективности судоходства и предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и возмещения ущерба»4.

В таких случаях понятие  «компетентная международная организация», считают специалисты, относится  именно к ИМО, которая является специализированным учреждением в системе ООН, образованным в соответствии с Конвенцией об ИМО, принятой в Женеве 6 марта 1948 г.5

Следовательно, ИМО осуществляет свою многоаспектную деятельность в  соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., что придает  этой деятельности еще больший вес и значимость на международном уровне. В ряде случаев данная Конвенция предусматривает осуществление совместных с ИМО действий. Например, согласно ст. 199 Конвенции, государства сотрудничают с ИМО в целях ликвидации последствий загрязнения или сведения до минимума возникшего вследствие этого ущерба.

В ИМО, по данным за 2009 г., состоит 169 государств мира, которые  в полной мере могут воспользоваться  теми преимуществами в решении своих  проблем, которые может предоставить данная организация6. Доступ в членство ИМО открыт и урегулирован положениями части III Конвенции. Однако те государства, которые по разным причинам не имеют права стать членом данной организации, вправе обратиться с просьбой через Генерального секретаря ИМО о приеме в члены организации. Вопрос о приеме в членство ИМО решается после того, как государство станет участником Конвенции, в соответствии с положениями ст. 71 Конвенции, при условии, что после рекомендации Совета о приеме его просьба будет одобрена двумя третями членов ИМО, не являющихся ее ассоциированными членами.

Структурно ИМО состоит  из Ассамблеи, Совета, Комитета по безопасности на море, Юридического комитета, Комитета по защите морской среды, Комитета по техническому сотрудничеству и таких вспомогательных органов, какие организация может в любое время счесть необходимыми, а также Секретариата (ст. 11 Конвенции).

Высшим органом управления ИМО является Ассамблея с участием представителей всех государств-членов. Очередные сессии Ассамблеи проводятся один раз каждые два года, внеочередные – по желанию не менее чем одной трети членов организации с предварительным уведомлением об этом ее Генерального секретаря (ст. 13 Конвенции). Вспомогательными органами Ассамблеи выступают Комитет по безопасности на море, Юридический комитет и Комитет по защите морской среды.

Совет – это исполнительный орган организации, который состоит  из 32 государств, формируемых с учетом вхождения в него. Среди них - 8 государств, наиболее заинтересованных в предоставлении услуг в области судоходства, и 8 государств, наиболее заинтересованных в морской торговле, а также 16 государств, имеющих особый интерес в области морского транспорта и с учетом географического представительства (ст. 17 Конвенции).

Из указанных положений  следует, что органы управления ИМО  формируются таким образом, чтобы в них были представлены интересы всех государств, так или иначе имеющих интересы на море.

Основными направлениями  деятельности ИМО, согласно имеющимся  в ее структуре комитетам, выступают:

- обеспечение безопасности  на море;

- решение юридических проблем, связанных с деятельностью государств на море;

- защита морской среды;

- техническое сотрудничество;

- облегчение формальностей  судоходства;

- связь с ООН и  другими международными организациями. 

Одним из важнейших направлений  деятельности ИМО является принятие

организационных мер, направленных на обеспечение безопасности мореплавания. Они, в свою очередь, включают в себя меры, с помощью которых подготавливается, налаживается, упорядочивается весь процесс обеспечения безопасности мореплавания, и оно становится вполне возможным, действительным, реально выполнимым.

В этом смысле, как отмечают исследователи, ИМО служит аппаратом  для сотрудничества и обмена информацией  между правительствами разных государств по техническим вопросам, касающимся международного торгового судоходства; содействует отмене дискриминационных мер и излишних ограничений, затрагивающих международное торговое судоходство, а также принятию норм по обеспечению безопасности (в том числе экономической) на море. ИМО занимается, в частности, разработкой проектов конвенций и других документов (рекомендаций, кодексов, руководств, наставлений) по таким вопросам, как охрана человеческой жизни на море, предотвращение загрязнения моря с судов, безопасность рыболовных судов и многим другим7.

В течение многих лет ИМО прилагала значительные усилия, чтобы через свои комитеты путем разработки рекомендаций администрациям (государствам) ввести нормы, конвенции, кодексы, рекомендации практических мер и указаний по охране человеческой жизни на море и охране окружающей среды.

Признавая, что нет двух одинаковых компаний или судовладельцев и что суда эксплуатируются в самых различных условиях, ИМО в то же время, исходя из общих принципов и целей, определяет в качестве самых важных средств предупреждения аварий на море и загрязнения моря с судов:

- проектирование, постройку, оборудование и уход за судами;

- безопасную эксплуатацию судов;

- надлежащую подготовку экипажей и берегового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям;

- наличие в структуре лица (лиц) на берегу, имеющего (имеющих) непосредственную связь с руководством компании, соответствующие полномочия и ресурсы и персонально отвечающего (отвечающих) за безопасную эксплуатацию судов и предотвращение загрязнения8.

Конкретным результатом  деятельности ИМО в этих направлениях явился Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ), разработанный Комитетом по безопасности на море и Комитетом по защите морской среды и принятый ИМО Резолюцией А.741(18) 4 ноября 1993 г. Впоследствии (в 1994 г.) МКУБ был придан обязательный статус в рамках Конвенции СОЛАС.

Цель этого документа - повысить уровень требований стандартов безопасности и защиты окружающей среды. Вполне естественно, что классификационные общества, выполняющие в течение многих лет технический надзор за судами при постройке и эксплуатации с целью контроля над поддержанием стандартов безопасности и предупреждения загрязнения, получили поручения морских администраций своих правительств и правительств других государств на сертификацию судоходных организаций и судов на соответствие МКУБ. Классификационные общества разрабатывают и внедряют правила, процедуры, руководства, направленные на повышение безопасности, и контролируют их выполнение.

Очевидно, что эффективное  осуществление юрисдикции каждого  государства над судами под своим флагом является действенным средством обеспечения безопасности мореплавания. Поэтому, предоставляя судну право плавания под своим флагом, государство принимает на себя ответственность за соблюдение судами существующих морских и торговых обычаев, общепризнанных требований, закрепленных в принципах и нормах международного права. Для этого национальная администрация (правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавания) должна осуществлять над судами своего флага эффективный и всеобъемлющий контроль, затрагивающий технические, административные и социальные стороны их эксплуатации. Все эти вопросы урегулированы нормами МКУБ9.

Как видим, в течение ряда десятилетий усилия ИМО были направлены преимущественно на разработку и принятие международных конвенций, устанавливающих требования к обеспечению безопасности мореплавания. Это, несомненно, отвечает интересам государств на море. Однако в последние годы ситуация коренным образом изменилась: международное сообщество пришло к пониманию того, что недостаточно только установить стандарты, и необходимы большие усилия по их реализации.

Тем самым на сегодняшний  день центр тяжести в деятельности ИМО перенесен на эффективное обеспечение выполнения уже действующих конвенций. Центральное место в этом процессе занимает контроль со стороны государства порта10.

До недавнего времени международное морское сообщество подходило к безопасности на море преимущественно с точки зрения технической стороны вопроса. Однако, проанализировав содержание основных международных конвенций, связанных с безопасностью мореплавания и охраной окружающей среды, эксперты ИМО обнаружили, что около 80 % содержащихся в них требований носят чисто технический характер (конструкция судна, требования к судовому оборудованию и т.д.). На этом фоне на эксплуатационные требования и процедуры, связанные с человеческим фактором, приходится лишь около 20 % мероприятий. По результатам этих исследований ИМО начала развивать программу «Humanization of Conventions» («очеловечивание Конвенций»), которая

включила в себя три главных направления:

1) пересмотр Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г., который и был осуществлен в августе 1995 г.;

2) введение Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ), о чем было сказано выше;

3) введение процедур государственного портового контроля на основе Правила XI/4 «СОЛАС-74» и связанной с ним Резолюции А.787(19) «Процедуры государственного портового контроля»11.

Из вышеизложенного  следует, что на протяжении многих лет  ИМО напряженно работает над обеспечением интересов государств на море, причем не только путем формирования соответствующей международно-правовой базы, что, конечно, необходимо. Известно, что за годы существования организации ею было принято более 40 конвенций и соглашений, а также около тысячи кодексов и рекомендаций12. Однако в настоящее время к вопросам обеспечения безопасности мореплавания ИМО подходит комплексно. Это связано с пониманием данной проблемы в современных условиях как многоаспектной, которая должна решаться также комплексно, системно.

В работе ИМО, в частности, в подготовке конвенций принимают участие международные организации, тесно сотрудничающие с ИМО. Это - целый ряд межправительственных организаций: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО), Международное Агентство по атомной энергии (МАГАТЕ), Конференция ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Для оказания ИМО помощи в разработке важных проблем, связанных с обеспечением интересов государств на море, к сотрудничеству привлекаются в качестве консультативных органов многие неправительственные организации: Международная палата судоходства (ICS), Международная федерация судовладельцев (ISA), Международная организация по стандартизации (ISO), Международная торговая палата (IСС), Балтийский и международный морской Совет (BIMCO), Международная ассоциация классификационных обществ (IACS), Международная федерация ассоциаций капитанов (IFSMA), INTERTANCO, INTERCARGO и др.13

Таким образом, Международная  морская организация (ИМО) является специализированной межправительственной организацией, структурой ООН, которая призвана формировать и реализовывать механизмы эффективного недискриминационного сотрудничества между правительствами разных государств, имеющих интересы на море. Содержанием деятельности ИМО является формирование норм и правил, связанных с техническими вопросами, влияющими на международное судоходство, для содействия принятию максимально осуществимых стандартов безопасности и эффективности морского судоходства, а также для охраны морской среды через предотвращение и борьбу с ее загрязнением судами.

В своей деятельности ИМО учитывает изменения и  усложнение условий, в которых сегодня  осуществляется международная деятельность на море, существенно возросшие требования к безопасности судоходства, к возможностям согласования интересов государств в Мировом океане и т.д. Поэтому нормативно-правовая база, в соответствии с которой работает эта организация, подвергается корректировкам, что, несомненно, является положительным моментом, расширяя возможности государств в урегулировании возникающих у них проблем. В целом же значимость этой морской организации на международном уровне велика, а приобретенный за десятилетия работы авторитет – незыблем. Поэтому членство в ИМО является почетным среди государств, интересы которых так или иначе связаны  Мировым океаном.

 

1.2. Особенности деятельности  иных международных организаций

в обеспечении интересов  государств на море

 

В современных международных  правоотношениях ведущая роль в  обеспечении интересов государств на море, безусловно, принадлежит ИМО. Однако в своей многосложной деятельности она активно опирается на возможности других международных организаций – как межправительственных, так и неправительственных, которые не являются специализированными учреждениями ООН, но интересы и деятельность которых имеют отношение к целям и ООН, и ИМО. Возможности сотрудничества с такими организациями по вопросам, входящим в компетенцию ИМО, закреплены в ст. 61 Конвенции о Международной морской организации.

В настоящее время  в числе таких организаций  следует назвать Межправительственную океанографическую комиссию (МОК) ЮНЕСКО, Международную организацию морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ), а также Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и др. Практически все они сегодня признаны членами так называемой «семьи» ООН, благодаря своей большой работе и вкладу в развитие международных отношений, включая отношения, связанные с использованием пространств и ресурсов Мирового океана.

Рассмотрим правовые основы и направления деятельности этих международных организаций с целью выявления их возможностей в обеспечении интересов государств на море.

Так, Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО была создана в 1960 г., в рамках ЮНЕСКО, в соответствии с рекомендацией Межправительственной конференции по океаническим исследованиям (Копенгаген, 1960 г.)

В соответствии с Уставом  МОК, целью Комиссии является содействие международному сотрудничеству и координации программ, касающихся исследований, служб и укрепления потенциала в интересах расширения знаний о природе и ресурсах Мирового океана и прибрежных районов, а также использования этих знаний для совершенствования управления, обеспечения устойчивого развития, охраны морской среды и облегчения процессов принятия решений ее государствами-членами.

Правотворческая деятельность международных морских организаций