Правовое регулирование несосотоятельности банкротства в РФ

Дипломная работа на тему: Правовое регулирование несосотоятельности банкротства в РФ.

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Общие положения несостоятельности (банкротства). 7

1.1 История развития законодательства  о несостоятельности (банкротстве) 7

1.2 Порядок признания должника  банкротом 19

Глава 2. Процедуры, применяемые в деле о банкротстве и особенности банкротства отдельных категорий должников. 36

2.1. Реабилитационные процедуры  несостоятельности (банкротства) 36

2.2. Ликвидационные процедуры  несостоятельности (банкротства) 60

Заключение 69

Список литературы 73

Введение

Экономика любого современного государства не может эффективно функционировать без действенных механизмов ликвидации предприятий, не имеющих перспектив развития и не соответствующих сложившейся системе экономических отношений.

Одним из элементов механизма правового регулирования рыночных отношений, использование которого способствует исключению из рыночных отношений неконкурентоспособных предприятий, является институт несостоятельности (банкротства).

Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Банкротство – неизбежное следствие и необходимое условие развития современных экономических отношений. Принимая это экономическое явление как объективную реальность, государство обязано упорядочить общественные отношения, складывающиеся по поводу несостоятельности (банкротства), создать правовой режим, способный обеспечить баланс частных и публичных интересов различных субъектов права, вовлеченных в процедуры банкротства.

Значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности.

Можно утверждать, что законодательство о несостоятельности является центром хозяйственного права любого государства, законодательная, судебная и исполнительная власти которого проводят целенаправленную политику по формированию и поддержанию цивилизованных традиций делового оборота. Законодательное регулирование банкротства направлено, прежде всего, на разрешение конфликта между должником и кредитором, в результате чего происходит укрепление расчетно-платежной дисциплины в экономике в целом.

Предметом исследования выступают нормы права, регулирующие отношения, возникающие в рамках процедуры несостоятельности (банкротства).

Целью выпускной квалификационной работы является исследование и анализ правового регулирования отношений, возникающих в рамках процедуры несостоятельности (банкротства), а также разработка предложений по совершенствованию законодательства о банкротстве.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- анализ развития законодательства  о несостоятельности (банкротстве);

- определение понятия  института несостоятельности;

- рассмотреть отдельные  вопросы процессуального характера  несостоятельности (банкротства);

- рассмотреть положения, касающиеся процедур, применяемых  в деле о несостоятельности (банкротстве);

- формулировка предложений  по совершенствованию законодательства  в сфере несостоятельности (банкротства).

Обоснованность положений и выводов, содержащихся в исследовании, достигается за счет комплексного применения как общенаучных, так и специальных методов научного познания: сравнительно-правового, конкретно-социологического, формально-логического, исторического, статистического, изучения специальной отечественной литературы по проблемам правового регулирования несостоятельности (банкротства), а также комплексного анализа федерального законодательства о банкротстве. Источниковедческую базу исследования составили теоретические работы (монографии, научные статьи, обзоры), газетные и журнальные публикации, статистические и аналитические материалы, труды: В.В. Витрянского, С.Э. Жилинского, Н.Г. Лившица, О.А. Никитиной, В.Ф. Попондопуло, Е.А. Суханова, М.В. Телюкиной, В.Н. Ткачева, Г.Ф. Шершеневича, и многих других ученых и практиков.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы явились общественные отношения, возникающие в связи с признанием хозяйствующих субъектов несостоятельными (банкротом) в процессе всех процедур банкротства.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется следующими обстоятельствами:

во-первых, внесен ряд предложений по совершенствованию гражданского законодательства в сфере несостоятельности (банкротства);

во-вторых, содержащиеся в работе положения и выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических исследований, как по данной проблеме, так и по некоторым вопросам общегражданского характера;

в-третьих, разработанные рекомендации направлены на совершенствование правоприменительной практики;

в-четвертых, результаты дипломного исследования могут быть использованы при проведении учебных занятий по гражданскому праву со студентами юридических учебных заведений.

В связи с ограниченным объемом выпускной квалификационной работы, вопросы о несостоятельности (банкротстве) отдельных категорий должников – юридических лиц градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций (кредитных, страховых, профессиональных участников рынка ценных бумаг), стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий не подвергались анализу.

В данной дипломной работе предпринята попытка анализа действующего законодательства о несостоятельности (банкротстве) в Российской Федерации.

Дипломная.работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

В первой главе дипломной рассмотрено историческое развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве), раскрыты основные понятия института несостоятельности, субъектный состав отношений, отдельные вопросы процессуального характера.

Во второй главе дипломной работы рассмотрены положения, касающиеся процедур, применяемых в деле о банкротстве.

В заключении дипломной сделаны выводы и выдвинуты предложения по совершенствованию российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Глава 1. Общие положения несостоятельности (банкротства).

1.1 История развития  законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Институт банкротства прошел длительный путь развития, и это связано, прежде всего, с возникновением кредитно-хозяйственных отношений и отношений собственности.

В научных кругах нет единого мнения относительно генезиса института несостоятельности. Некоторые исследователи ведут отсчёт, начиная с норм древнейшего права, регулировавших исключительно личную ответственность несостоятельного должника. Так, по словам С.А. Карелиной, "архаическое право нельзя недооценивать и упускать из виду при исследовании генезиса института несостоятельности... поскольку оно позволяет... выявить причинно-следственные связи при обосновании социально-экономической обусловленности института несостоятельности".

Иная точка зрения, которой, в частности, придерживались почти все дореволюционные цивилисты, была следующим образом выражена в трудах Г.Ф. Шершеневича: "...в праве древних народов мы тщетно искали бы следов того сложного института, которым представляется в настоящее время институт несостоятельности... в условиях жизни того времени мы не находим почвы для проявления основной мысли, характеризующей конкурсное право, – мысли о наиболее равномерном распределении имущественных средств должника между лицами, имеющими право на них".

Нормы, регулирующие личную ответственность должника перед кредиторами, содержались в римском Законе XII таблиц. Неоплатность долгов каралась очень жестоко. Закон XII таблиц в качестве последствий для должника предусматривал partes secant – кредиторы могли убить его и тело разрубить на части. Закон устанавливал право кредитора обратить в рабство несостоятельного должника после установления факта долга (решением суда или признанием самого должника) и отсутствия оплаты последнего должником или третьими лицами в течение 90 дней. Личные меры взыскания долга постепенно перестали удовлетворять потребностям имущественного оборота и закон, известный как lex Poetelia в 326 г. н. э. освободил несостоятельного должника от рабства в любых случаях, если последний не совершил никакого преступления.

Одновременно, с исчезновением институтов личного исполнения постепенно развивался институт имущественного исполнения требований кредиторов. В рамках процедуры missio in possessionem кредиторы допускались к владению имуществом должника (с целью "надзора и охранения"), и при отсутствии в течение 30 дней удовлетворения требований кредиторов имущество должника продавалось в счёт долга. Тем не менее, даже продажа имущества должника не разрывала его отношений с кредиторами. Если впоследствии он приобрёл любым путём некоторое имущество, то оно должно было снова перейти кредиторам, пока долг не был погашен полностью. Льгота устанавливалась лишь институтом cessio bonorum, позволявшим должнику оставлять себе имущество, необходимое для его проживания и пропитания.

После падения Римской империи институт несостоятельности получил большое развитие в средневековой Италии. Существование термина "банкрот" современное конкурсное право обязано итальянскому праву, так в Италии называли бежавших должников (от итал. banco – скамья, rotta – сломанная, что дословно означает сломать скамью, на которой сидел коммерсант). Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств, приводил к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных. Институт несостоятельности в средневековой Италии в основном применялся в торговой сфере, так как вызывался требованиями торгового оборота. Существовали специальные торговые суды, где судьями были выборные из среды купцов. Тем не менее, вмешательство суда не устраняло особой роли кредиторов в процессе несостоятельности.

Средневековое итальянское право создало способ прекращения производства, который был неизвестен Риму: мировую сделку должника с кредиторами.

В XVII- XIX веках с развитием торговли и частной собственности в Европе происходит расширение применения процедуры банкротства на представителей любого сословия.

К началу XVIII века в английской правовой системе впервые в мире сформировалось понимание того, что добросовестный банкрот, содействующий наиболее полному возмещению убытков кредиторов, может рассчитывать на прощение невыплаченных долгов, что и нашло законодательное закрепление статутом 1705 года. С этого времени устраняется уголовная ответственность при неумышленном банкротстве.

Важным этапом развития института банкротства во Франции стало Торговое уложение, принятое 12 сентября 1807 г. Оно касалось торговой несостоятельности. Устанавливалось, что только купцы могут быть несостоятельными. Лица, не ведущие торговлю, могут впадать в неоплатность. Уложение усилило уголовную ответственность норм и закрепило три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную. Любой должник в случае неуплаты долгов подлежал аресту.

В Германском конкурсном праве XVIII в. были выработаны собственные законы. Общегерманский конкурсный Устав (принят в 1876 г.) действовал более 100 лет. Этот Устав усилил роль кредиторов в конкурсном процессе; установил правило о внеконкурсном удовлетворении требований отдельных кредиторов; дифференцировал конкурсных кредиторов и кредиторов массы.

Новейшее развитие законодательства характеризуется увеличением роли восстановительных, или реабилитационных процедур, которые имеют целью восстановление платёжеспособности должника. Важным этапом на этом пути явилось принятие Кодекса о банкротстве (Bankruptcy Code) в 1978 году в США, установившего широкие возможности для применения института реорганизации неплатёжеспособного должника.

Первые из дошедших до нас нормы, регулировавшие на Руси несостоятельность должника, можно обнаружить уже в Русской Правде (XI век), в статьях 68 и 69 Карамзинского списка, в которой содержаться правила о персональной ответственности должника, продаже в долговое рабство виновного должника и реструктуризации задолженности в случае невиновного банкротства. Из норм этих статей следует, что несостоятельность могла быть безвинной; злостной; особо злостной. Кроме сказанного Русская Правда закладывает основы института очередности удовлетворения требований. Так, в Русской Правде было установлено, что должника, который не в состоянии заплатить кредиторам, необходимо продать, а полученные средства разделить определенным образом: сначала долг князю; затем иностранным и иногородним кредиторам; затем – всем остальным, за исключением тех, кто "выговорил в свою пользу чрезмерные проценты".

Псковская судная грамота, появившаяся в 1467 году, освещает вопросы раздела имущества должника между кредиторами. Нормы о несостоятельности содержатся в Судебниках 1497 и 1550 года, Соборном уложении 1649 года.

Судебник 1497 г. Ивана Васильевича в ст.55 повторяет ст.54 Русской Правды, детализируя ее. Если имущество (деньги или товар) утрачены бесхитростно (без вины должника), то "он обязан вернуть только взятое им имущество, без процентов (исцева истина без росту). В этом случае должнику давалась отсрочка платежа", что подтверждалось в полетной грамоте. Она выдавалась только после установления всех, обстоятельств дела и доказанности невиновности.

В зависимости от имущественного положения должника определялся срок, на который предоставлялась отсрочка. Ответственность за виновную утрату денег или товара в Судебнике 1497 г. не изменялась.

Более поздний Судебник 1550 г. вносит некоторые изменения. Полетная грамота теперь выдается "в зависимости от достатка купца (посмотря по животам)", и если утраченное купцом (товар или деньги) в результате разбойного нападения возвращается ему, то данная грамота теряет юридическую силу.

Первый в истории России систематизированный и печатный закон – Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. обобщил нормы о несостоятельности Русской Правды и двух Судебников: 1649 г. и 1550 г. и внес ряд существенных изменений. В главе X "О суде" банкротству посвящены четыре статьи. Статья 203 посвящена несостоятельности по причине несчастного случая. Но теперь ответственность за банкротство не по вине должника ожесточается установлением определенного срока отсрочки "уплаты долга – до трех лет". Здесь же вводится институт поручительства.

Как видно из статьи кардинальные изменения произошли в круге лиц, к которым могут быть применены нормы о банкротстве, т.е. теперь в качестве должника может выступать не только купец, но и другие лица. Соответственно расширилось понимание долга, к нему относится как имущество, взятое должником для торговли, так и на другие цели.

Отдельная статья отводится на установление ответственности за злостное банкротство (по вине должника) – ст. 206. Здесь предусмотрена более мягкая ответственность, чем в Русской Правде, – должник выдается кредитору в холопы, пока не рассчитается.

Возрождение интереса к регулированию отношений, связанных с несостоятельностью, происходит в России в XVIII веке. Так, в Вексельном уставе 1729 года впервые было сформулировано понятие несостоятельности: "Когда приниматель векселя по слуху в народе банкротом учинился (то есть в неисправу и в убожество впал) и затем от биржи или публичного места, где торговые люди сходятся, отлучается, дозволяется потребовать от него обеспечения в платеже (порук), а если откажет – то протестовать". Таким образом, закон дает четкие признаки банкротства: нарушение сроков внесения платежей, отсутствие имущества и попытка должника скрыться от кредиторов. Однако в целом, в петровскую эпоху дела о банкротстве рассматривались Коммерц-коллегией при участии Сената в основном на базе создаваемых ими же прецедентов.

Увеличивающееся количество банкротств и разнообразие конкретных ситуаций создали условия для создания единого документа, который был принят 15 декабря 1740 года под названием "Банкротский устав". Это первая попытка комплексного регулирования несостоятельности путем принятия единого кодифицированного акта. Можно выделить следующие моменты присущие этому документу: обратная сила действия, применение только к субъектам, ведущим торговую деятельность, использования критерия неоплатности, принятие двух видов несостоятельности – несчастной и злостной. Однако данный документ не получил правоприменительного авторитета и на практике игнорировался, что стимулировало разработку новых проектов банкротских уставов в 1753, 1763, 1768 годах, которые так и не были утверждены. В течение этого времени для ведения дел о несостоятельности используется иностранное законодательство, обычаи делового оборота того времени или издаются отдельные указы Сената.

Первый действующий Устав о банкротах появился в России 18 декабря 1800 г. Устав состоял из двух частей: о купеческой несостоятельности и о вступления дворян в обязательства, а также несостоятельности этих лиц.

Банкротом по Уставу признавался тот, "кто не может сполна заплатить своих долгов". Для признания несостоятельным предусматривались следующие основания: собственное признание в суде или вне суда; уклонение должника от явки в суд по предъявленному к нему иску; фактическая неспособность исполнения решения суда о взыскании задолженности в месячный срок.

Примечательно, что в Уставе нашел однозначное закрепление принцип, что "банкрота не должно разуметь бесчестным человеком, ибо честность и бесчестие не в звании банкрота состоят, но единственно в поступках, которые привели человека в банкротство", что ознаменовало собой четкое обособление уголовного преследования от собственно гражданско-правовых мер взыскания долга.

В положениях Устава 1800 г. законодатель предусматривает возможность реструктуризации задолженности, заключения внесудебного мирового соглашения с кредиторами, а также предоставления судом должнику срока для восстановления платежеспособности.

Устав выделял три вида несостоятельности:

1. "несчастная" несостоятельность, то есть произошедшая вследствие  обстоятельств, не зависевших от  воли должника;

2. "неосторожный" банкрот, ставший таковым по "небрежности", обязан полностью расплатиться  со своими долгами;

3. "злостный банкрот", ставший таковым "от своих пороков", обязан полностью расплатиться  со своими долгами.

Все обнаруженное имущество должника, за исключением вещей первой необходимости, включалось в конкурсную массу и опечатывалось кредиторами, а сам он, в случае отсутствия удовлетворяющего кредиторов поручительства третьих лиц, арестовывался.

Под контролем суда проверялась принадлежность должнику имущества, включенного в конкурсную массу, а также обоснованность заявленных кредиторами требований, после чего имущество должника распределялось в следующей очередности: церковные долги; долги за службу и работу приказчикам и рабочим; остальные долги. Развитие практики применения действовавшего Устава и обилие коллизионных норм привели к необходимости системной переработки законодательства о банкротстве.

23 июня 1832 года был принят "Устав о торговой несостоятельности". Юридически, этот документ заменил  собой только первую часть  Устава о банкротах 1800 года, то  есть регулировал лишь несостоятельность  купеческого и мещанского сословия. Дела о "неторговой" несостоятельности  были де-юре переданы в ведение  губернского правления, а де-факто  постепенно выходили из практики. В новом Уставе законодатель  не только сохранил преемственность  норм, но и постарался избежать  каких-либо существенных изменений. В целом, процедура осталась неизменной, а существенному уточнению подверглись  лишь процессуальные вопросы. Так, например, была уточнена сумма (1500 рублей), при невозможности, выплатить  которую должник мог быть признан  банкротом. Должник мог содержаться  под стражей до двух лет, а  после заключения могло последовать  лишение права заниматься торговой  деятельностью. Долги взыскивались  в течение всей последующей  жизни должника. В случае злонамеренного (умышленного) банкротства, кроме тюремного  заключения и распродажи имущества  в отношении должника возбуждалось  уголовное дело. Вводился институт  присяжных попечителей.

Вид банкротства определялся собранием кредиторов. После объявления банкротства к должнику могла быть применена одна из двух процедур: административное управление (опекунское управление) (при возможности покрытия не менее 50 % суммы долга); конкурсное управление.

После введение в действие Устава началась естественная работа по совершенствованию его норм дополнительными актами. Устав о торговой несостоятельности в дальнейшем развитии законодательства подвергся незначительным изменениям. 18 ноября 1836 года были введены Правила об учреждении администрации по делам торговой несостоятельности. 29 июня 1839 года были установлены Правила о наблюдении за делопроизводством в конкурсах и о перемещении конкурсов из внутренних городов Империи в столицы и портовые города. В 1846 году законодатель отказался от сословной концепции "торговой несостоятельности" и распространил действие Устава о торговой несостоятельности любых лиц, занимающихся предпринимательством.

С введением новых судебных учреждений в 1864 году появилась необходимость в согласовании правил о несостоятельности с новыми судебными уставами, вследствие чего 1 июля 1868 года были изданы временные правила о порядке производства дел о несостоятельности как торговой, так и неторговой.

Разнообразие норм, регулирующих процесс банкротства, усилилось с изданием 22 мая 1884 года правил "о порядке ликвидации дел частных и общественных установлений краткосрочного кредита".

Следует также отметить, что кроме общего законодательства, в России действовали также местные конкурсные законы. Так, в Великом княжестве Финляндском с 1868 года действовал самостоятельный конкурсный устав, основанный на прусском законе 1855 года, в Привислянских губерниях имело силу старое французское конкурсное право, содержащееся в торговом кодексе Царства Польского и т. д.

Таким образом, Устав о торговой несостоятельности 1832 года сохранял свое действие до изменения государственного строя вследствие социалистической революции 1917 года.

После отмены в России в 1917 году в результате социалистической революции частной собственности, актуальность регламентации процедуры банкротства исчезла. Однако уже в период НЭПа законодатель возрождает институт. Так, судам, при рассмотрении дел о несостоятельности, приходилось использовать нормы из Устава 1832 года. Во избежание подобных недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 года было введено понятие несостоятельности. При этом, как отмечают специалисты, отсутствовал механизм применения данных норм, из-за чего и позитивных сдвигов особо не наблюдалось. 28 ноября 1927 г. декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен 37-й главой "О несостоятельности частных лиц, физических и юридических". В соответствии с нормами главы 37 ГПК дела о несостоятельности рассматривались в исковом порядке; критерием банкротства была неоплатность; срок рассмотрения дел этой категории не должен превышать 1 год. Далее, свертывание НЭПа, реализация социалистических идей и начало в 1928 массовой коллективизации привело к утрате указанными нормами практического значения. За время существования Советского Союза новых норм о банкротстве не принималось.

С начала 1990-х в Советском Союзе начинается переход к рыночной экономике, что создало все необходимые социально-экономические предпосылки для возобновления регулирования процедуры признания организаций банкротами. В условиях отсутствия, какого бы то ни было регулирования банкротства 14 июня 1992 года, Президентом принимается Указ № 623 "О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур", который должен был действовать до принятия закона о банкротстве, который в самых общих чертах описывал новые правила банкротства.

В связи с тем, что регулирование банкротства оказалось, очевидно, недостаточным, уже 19 ноября 1992 принимается полноценный закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий". Как видно из названия этого закона, сфера его применения ограничивалась только банкротством юридических лиц. Принятый закон имел всего 51 статью и описывал все процедуры в самых общих чертах, чего оказалось недостаточно для динамично изменяющейся экономики страны. Закон быстро перестал соответствовать современным представлениям об имущественном обороте и требованиям, предъявляемым к его участникам.

Между тем следует отметить, что с принятием первой части ГК РФ многие положения Закона о банкротстве 1992 г. устарели, что не могло, в свою очередь, не сказаться на правоприменительной практике: в 1993 – 1994 гг. законодательство о несостоятельности (банкротстве) широко не применялось. Так, достаточно сказать, что в 1994 г. во всех арбитражных судах России было рассмотрено около 100 дел о признании предприятий несостоятельными.

Очевидная необходимость в новом законе привела к принятию 8 января 1998 года Федерального закона № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", который значительно отличался от действовавшего ранее. В основу закона была заложена идеология, основанная на отказе от принципа неоплатности долга при определении критерия банкротства в пользу принципа неплатежеспособности. Закон был в большей степени направлен на защиту интересов кредиторов. В результате чего из средства оздоровления экономики превратился в источник конфликтов, привел к разорению многих платежеспособных предприятий.

Дальнейшее развитие нормативного регулирования банкротства в России нашло отражение в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (далее – Закон о банкротстве 2002 г., Закон 2002 г.), действующем в настоящее время. При формировании Закона о банкротстве 2002 г. были учтены выводы Конституционного суда по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 г., а именно полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу. Таким образом, в Законе 2002 г. акценты смещены в пользу должника. "Продолжниковский" характер Закона выражается во включении новой процедуры банкротства – финансового оздоровления, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении участникам (учредителям) должника возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, введена финансовая ответственность арбитражных управляющих, в том числе путем страхования их ответственности, установлены необходимые особенности банкротства для отдельных категорий должников.

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) продолжает оставаться одним из самых динамично развивающихся. Подтверждением тому служит принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 № 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)".

Сделанные им изменения по своему объему сопоставимы с текстом Закона о банкротстве 2002 г. и направлены на смещение баланса защиты интересов в пользу кредиторов. Самое важное – с 2009-го года они получили право на обращение в арбитражный суд с даты вступления в силу решения суда по денежному взысканию (а не спустя 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов, как раньше). Закон № 296-ФЗ подготовил правовой "плацдарм" для последующих более значимых изменений, которые последовали через несколько месяцев в виде закона № 73-ФЗ от 28.04.2009 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В преддверии банкротства в России должники, как правило, любыми доступными им способами уменьшают имущество, которое должно входить в конкурсную массу. После вступления в силу закона № 73-ФЗ процедура доказывания недействительности подобных сделок максимально упростилась.

Среди ключевых изменений, внесенных в декабре 2008 г., апреле и июле 2009 г., в Закон о банкротстве стоит отметить следующие:

1. Расширился перечень  случаев, когда руководитель должника  должен подавать заявление о  банкротстве в обязательном порядке.

2. Введены новые основания  для оспаривания сделок должника, заключенных до подачи заявления  о признании должника банкротом.

3. Установлена ответственность "контролирующих должника лиц" (к которым относятся не только  генеральные директора, но и акционеры, участники, иные лица) за отсутствие  или искажение документов бухгалтерского  учета, за действия или бездействия, которые привели к банкротству  должника.

4. Предусматривается создание  единого федерального реестра  сведений о банкротстве.

5. Запрет на взыскание  на заложенное имущество в  судебном порядке с даты введения  наблюдения.

Кризисные события последних месяцев позволяют с большой степенью уверенности предположить, что и действующий Закон о несостоятельности (банкротстве), включая его новейшие изменения, вскоре также войдет в историю.

1.2. Порядок признания  должника банкротом.

На сегодняшний день в юридической литературе неоднократно поднимается вопрос: что такое несостоятельность и что такое банкротство, являются ли они синонимами или нет. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, Г. Шершеневич считает, что банкротством следует считать несостоятельность, сопряженную с таким виновным поведением должника, которое причиняет или ставит цель причинить вред кредиторам. Л. Щенникова также указывает на то, что проведение различий между понятиями несостоятельность и банкротство "…принципу вины представляется не лишенным глубокого смысла". Интересна и позиция С. Жилинского, который, помимо указанных понятий, оперирует еще и таким понятием, как неплатежеспособность, выстраивая все три в определенную цепочку: "Все начинается с неплатежеспособности. Если она оказывается вовсе непосильной для должника и последний теряет всякую возможность рассчитаться с кредиторами, то такой неплательщик тем самым приобретает новое качество – становится несостоятельным. Третье и завершающее качество на тернистом пути незадачливого предпринимателя – банкрот. Им его наделяет арбитражный суд".

Правовое регулирование несосотоятельности банкротства в РФ