Правовое регулирование таможенного режима временного ввоза в Республике Беларусь



Академия управления при Президенте Республики Беларусь

 

Институт государственного управления

 

Кафедра международного и сравнительного права

 

 

Допущена к защите

Заведующий кафедрой

международного и сравнительного права

 

____________   ___________________

(подпись)                         (фамилия, инициалы)

«__» ______________  2007 года

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

«Правовое регулирование таможенного режима временного ввоза в Республике Беларусь»

 

Специальность: Государственное управление и право

Специализация: Правовое регулирование сфер и отраслей

государственного управления

 

Студент

5 курса, группы ПРСОГУ – 1              _____________                            Левкович П.А.

 

 

Руководитель

кандидат технических наук, доцент              _____________                            Акимов Н.Н.

 

 

Минск 2007

 

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Утверждаю

Зав. кафедрой международного и сравнительного права

______________ М.Ф.Чудаков

«___»_______________200__ г.

ЗАДАНИЕ

на выполнение дипломной работы

 

 

Автор работы     Левкович Полина Анатольевна   

 

Руководитель              Акимов Николай Николаевич                                         

 

Сроки сдачи студентом законченной работы:

 

руководителю________________                                      рецензенту_________________

 

Содержание задания

(наименование разделов, этапов работы)

Сроки выполнения

1. Международно - правовое регулирование таможенного режима временный ввоз

20.01.2007 – 14.02.2007

 

2.Основные условия помещения товаров под  таможенный режим временный ввоз. Временный ввоз товаров по карнету А.Т.А.

15.02.2007 – 25.03.2007

 

3. Правовая регламентация проектом Таможенного кодекса таможенных режимов временный ввоз и временный вывоз. Вопросы совершенствования законодательства

 

26.03.2007 – 30.04.2007

4. введение, заключение, аннотация, оформление

 

01.05.2007 – 19.05.2007

 

Руководитель                                                                                                                 _______________

                                                                                                                                                 (подпись, дата)

Студент                                                                                                                               _______________



8

 

АННОТАЦИЯ

 

В данной работе, на основе анализа основных источников таможенного права, регламентирующих вопросы правового регулирования таможенного режима временный ввоз (вывоз), рассматриваются актуальные для настоящего времени положения. В работе дан комплексный анализ  всех аспектов применения таможенного режима временный ввоз (вывоз) в Республике Беларусь, а также предложен ряд положений по совершенствованию таможенного законодательства Республики Беларусь.

В первой главе были рассмотрены следующие вопросы:

особенности применения льгот в Республике Беларусь на основе Стамбульской конвенцией и Указа Президента № 211; сроки и порядок завершения таможенного режима временный ввоз в соответствии с Конвенцией о временном возе; а также дан сравнительно-правовой анализ Киотской  конвенции с законодательством Республики Беларусь по временному ввозу;

Во второй главе были рассмотрены следующие вопросы:

порядок уплаты таможенных платежей при временном ввозе (вывозе) товаров и транспортных средств; особенности выплаты периодических таможенных платежей; исчисление сроков в таможенном режиме временный ввоз (вывоз); условия выдачи разрешения-обязательства для помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза (вывоза); правила ввоза товаров по Карнетам А.Т.А.

В третьей главе были рассмотрены вопросы совершенствования таможенного режима временный ввоз (вывоз), а также порядок регулирования данного таможенного режима новым Таможенным кодексом.

Актуальность данной темы не вызывает сомнения. В настоящее время в целях упрощения торговли, развития туризма, обмена научными, культурными и иными достижениями современного прогресса в мировой практике используется таможенный режим временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств.

 

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ              4

ВВЕДЕНИЕ              5

1.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ              9

          1.1. Стамбульская конвенция и национальное законодательство: особенности предоставления льгот по временному ввозу              9

          1.2. Киотская конвенция: перспективы подписания Республикой Беларусь Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур              19

2. ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПОМЕЩЕНИЯ  ТОВАРОВ ПОД ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ ВРЕМЕННОГО ВВОЗА (ВЫВОЗА).ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ ТОВАРОВ ПО КАРНЕТУ А.Т.А.              32

              2.1. Порядок уплаты платежей в таможенном режиме временный ввоз (вывоз)…………………………………………………………………………....32

          2.2. Исчисление сроков в таможенном режиме временного ввоза (вывоза)………………………………………………………………………….. 37

          2.3. Условия выдачи разрешения-обязательства..………………………42

    2.4. Временный ввоз товаров (по Карнету А.Т.А.).…....………………44

3. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОМ ТАМОЖЕННОГО КОДЕКСА ТАМОЖЕННЫХ РЕЖИМОВ ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ И ВРЕМЕННЫЙ ВЫВОЗ. ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА              50

          3.1. Новый Таможенный кодекс: особенности новой редации по таможенным режимам временный ввоз и временнный вывоз………………..50

          3.1.1. Таможенный режим временный ввоз………………………..……51

          3.1.2. Таможенный режим временный вывоз…………………………...59

         3.2. Совершенствование законодательства по таможенным режимам временный ввоз и временный вывоз…………………………………………...64

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              69

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ             

 

 

                                                                      ВВЕДЕНИЕ

                                         

Важной составляющей развития торговых отношений с другими государствами является упрощение процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В связи с этим, одним из приоритетных направлений регулирования внешнеторговых отношений становится унификация таможенных процедур и формальностей на границе, приведение их в соответствие с мировыми стандартами.

Товары перемещаются через границу посредством различных видов транспорта,   в   том   числе   с   использованием   трубопровода   и   линий электропередачи.    Современное    таможенное    законодательство    четко регламентирует  права,  обязанности  заинтересованных  в  перемещении товаров лиц, содержит четкий перечень документации, необходимой для перемещения    товара    любым    способом.    Прозрачность   таможенных формальностей,     удобство     восприятия     таможенно-правовых     норм невозможны без знания содержания и назначения основных категорий таможенного   права.   К   числу      базовых   понятий   данной   отрасли законодательства относится «таможенный режим».

Наряду с общими правилами, действующими в отношении любых грузов, декларант вправе избрать для своего товара такой таможенный режим, который максимально удовлетворяет его собственным интересам. Посредством   таможенного   режима   определяется   статус   товара   для таможенных целей, а также дополнительные права и обязанности самого декларанта.    Унификация   режимных   правил   позволит   максимально упростить не только производство таможенного оформления товаров и транспортных средств, таможенный контроль, но и станет гарантией исполнения    обязательства    самого    государства    перед    участниками внешнеэкономической деятельности.

В целях упрощения мировой торговли, развития бизнеса, обмена научными, культурными и иными достижениями современного прогресса в мировой практике используется таможенный режим временного ввоза товаров и транспортных средств. Временный ввоз относится к таможенным процедурам, наиболее четко регламентированным международными нормами, законодательством стран Западной Европы.

В Республике Беларусь применение данного режима осложняется запутанностью производства таможенного оформления, отсутствием совместной информационной межведомственной базы данных о временно ввезенных товарах и транспортных средствах, а также несовершенством механизма таможенного контроля на границе с отдельными странами. Это становится препятствием для добросовестных участников торговых отношений, законопослушных граждан.

Мировая торговля базируется на принципе свободы международного транзита, в связи с чем в Таможенном кодексе Республики Беларусь (далее по тексту - ТК РБ) нашли свое отражение нормы различных конвенций, которые прямо либо опосредованно позволяют претворить в жизнь данный принцип. Среди таких норм можно выделить не только правила перемещения товаров и транспортных средств непосредственно в режиме международного таможенного транзита, но и временного ввоза, включенного кодексом в перечень экономических режимов.

Вопросы взаимодействия таможенного режима временного ввоза с иными таможенными режимами, определение его места в системе режимных правил, значение данного режима в решении задачи свободы международного транзита  представляются актуальным.

Таможенные режимы как категория таможенного права уже неоднократно подвергались научному анализу. Однако изучение механизма правового регулирования временного ввоза с позиции совершенствования процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, упрощения данной таможенной процедуры в целях повышения эффективности работы таможенной администрации, проводится впервые.

Цель настоящего исследования состоит в разработке предложений по совершенствованию таможенной процедуры временного ввоза товаров и транспортных средств различными участниками таможенных правоотношений. Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи:

              1) выявление особенностей, анализ содержания и структуры
таможенного режима как базовой категории таможенного права;

2) анализ норм международного права и законодательства Республики Беларусь, регулирующих процесс временного ввоза товаров и транспортных
средств;

              3) исследование института сроков временного ввоза, проблемы его соблюдения, а также порядок уплаты таможенных платежей при временном ввозе (вывозе) товаров и транспортных средств на таможенную территорию Республики Беларусь;

              4) изучение процедуры и правил ввоза  товаров на таможенную территорию Республики Беларусь по Карнету А.Т.А.

5) разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию норм таможенного законодательства в исследуемой сфере;

6) рассмотрение   основных   видов  источников   норм,   составляющих правовую основу применения таможенного  режима временный ввоз.

Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу применения таможенного режима временного ввоза товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами.

Предметом исследования являются нормы таможенного, международного таможенного, административного и иных отраслей права, регулирующие процесс перемещения товаров и транспортных средств в режиме временного ввоза, а также практика их применения таможенными и судебными органами.

Понятию правовых режимов, их содержанию и структуре, классификации режимных правил посвящено множество научных трудов ученых-представителей различных отраслей права. В ходе исследования были изучены мнения по данной проблеме таких представителей юридической науки, как: Д.Н. Кивалов, В.Г. Буткевич, А.Н. Козырин, В.В. Егизарова, К.К. Сандровский, А.Е. Татаринов

Важное значение для написания настоящей работы имели труды ученых - представителей науки таможенного права: Б.Н. Габричидзе, Н.Ю. Зубик, К.С. Голмидова,  А.З. Игнатюк, К.А. Корняков, Н.А. Палкина, А.А. Шахмаметьева.

Теоретическая основа исследования. В ходе написания настоящей работы был изучен целый ряд монографий, научных статей, учебных пособий по общей теории права, конституционному, административному, международному таможенному и таможенному праву Республики Беларусь. Важное значение в ходе написания дипломной работы придавалось также анализу нормативных актов, материалам правоприменительной практики (таможенных органов, судов). Методологической базой исследования является комплекс научных методов - диалектический общенаучный метод познания, а также частно-научные методы: системно-структурный, исторический, логический, сравнительно-правовой и другие.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 

                                         

 

 

 

 

 

 

                                                                     

1. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ                                                                                                                                                           ТАМОЖЕННОГО РЕЖИМА ВРЕМЕННЫЙ ВВОЗ

 

1.1.                Стамбульская конвенция и национальное законодательство: особенности предоставления льгот по временному ввозу

 

Важным шагом в процессе упрощения и гармонизации национальных правил, касающихся применения таможенного режима временного ввоза товаров, явилась разработка Стамбульской конвенции о временном ввозе, предложенная к подписанию в 1990 году. В интересах развития международной торговли и других форм международного обмена эта Конвенция объединила в одном документе ранее принятые разрозненные международные соглашения о временном ввозе [39, с.105].

В целях использования накопленного международного опыта таможенного регулирования в работе по совершенствованию таможенного законодательства Республика Беларусь присоединилась к получившей широкое распространение международной таможенной Конвенции.

Событием, имеющим важное значение для дальнейшего развития таможенного права, является принятие Правительством Республики Беларусь постановления от 2 марта 1998 года № 324"О присоединении Республики Беларусь к Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года и Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года ". В соответствии с этим Постановлением Республика Беларусь присоединилась к следующим приложениям Стамбульской конвенции 1990 года:

1.Приложению А. "О документах временного ввоза (карнеты АТА и карнеты CPD)";

2.Приложению В.1. "О товарах для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях";

3.Приложению В.2. "О профессиональном оборудовании";

4.Приложению В.3. "О контейнерах, поддонах, упаковках, образцах и других товарах, ввезенных в связи с коммерческой операцией";

5.Приложению В.5. "О товарах, ввезенных для образовательных, научных или культурных целей" (ст. 1 Постановления Правительства № 324) [23].

Стамбульская конвенция действует уже в 56 государствах мира и присоединение Республики Беларусь к Конвенции о временном ввозе таким образом значительно упростило процедуру временного ввоза таких товаров через границу.

              Конвенция определяет временный ввоз как таможенный режим, позволяющий ввозить на таможенную территорию с условным освобождением от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений или ограничений на импорт экономического характера некоторые товары (включая транспортные средства), ввозимые с определенной целью и вывозимые в определенный срок без каких-либо изменений, за исключением естественного износа в результате их использования (ст.1 Конвенции о временном ввозе) [17].

ТК Республики Беларусь также дает определение временного ввоза и говорит о том, что  временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории Республики Беларусь или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин, налогов и без применения мер экономической политики (ч.1 ст. 68 ТК) [35].

Сам по себе режим временного ввоза (вывоза) устанавливает требования, соблюдение которых допускает временное пользование иностранными товарами на таможенной территории Республики Беларусь, а белорусскими - за ее пределами, с полным или частичным освобождением от таможенных налоговых платежей и без применения мер экономической политики.                                     

Значение временного ввоза (вывоза) как самостоятельного таможенного режима определяется потребностями развития торговых и других форм международного сотрудничества [5, c.77].

Статус товаров, помещенных под рассматриваемый режим, а следовательно, и содержание самого режима, прежде всего определяется временным характером нахождения и использования таких товаров на (вне) таможенной территории. То есть использование данного таможенного режима характерно при ввозе (вывозе) экспонатов для выставок, рекламных материалов, многооборотной тары (вагонов и т.п.), транспорта, осуществляющего международные перевозки, оборудования для научно-исследовательских или учебных целей, если их использование носит разовый характер и не имеет смысла помещать их под режим выпуска для свободного обращения либо таможенный режим экспорта, а также при ввозе (вывозе) товаров по договорам имущественного найма [4, с.113].

Однако основным в Стамбульской конвенции является то, что пользование временно ввезенными товарами допускается с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов.

Статья 2 Конвенции о временном ввозе регламентирует, что без ущерба для положений Приложения E временный ввоз разрешается при полном условном освобождении от уплаты ввозных пошлин и сборов и без применения запрещений и ограничений экономического характера на импорт (п.2. ст.2 Конвенции о временном ввозе) [17].

Однако здесь необходимо отметить, что полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин возможно лишь в том случае, если товары и транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь, не предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности.

Освобождение от уплаты таможенных пошлин порождает необходимость установления определенных границ применения таможенного режима, за пределами которых его использование может привести к негативным последствиям для белорусской экономики. Так, даже ограниченный по времени допуск иностранных товаров на национальную таможенную территорию и их использование, например, в качестве средств производства либо комплектующих материалов в операциях по переработке могут значительно повлиять на внутриэкономическую конъюнктуру, ущемляя интересы отечественных товаропроизводителей. Проведение подобных операций не запрещается таможенным законодательством Республики Беларусь. Они предусматриваются в рамках специально установленных для этого таможенных режимов - переработки на (вне) таможенной территории либо под таможенным контролем [37, с.21].

Безусловно, применение режима временного ввоза позволяет путем предоставления определенных льгот снять необоснованные препятствия для развития экономических, культурных, гуманитарных связей с зарубежными странами, но в то же время соображения защиты национальной экономики, обеспечения безопасности страны требуют установления четких правовых рамок использования данного таможенного режима [14, с. 19].

Так как Беларусь является участницей Конвенции о временном ввозе, подписанной в Стамбуле в 1990 г., согласно которой отдельные товары не облагаются таможенными пошлинами, то в целях создания условий для реализации рассматриваемого международного договора Указом Президента № 211 определена группа товаров, которая полностью освобождается от таможенных платежей.

Для обеспечения порядка в данной сфере список товаров,  оборудования и транспортных средств, подлежащих беспошлинному ввозу, строго регламентирован [39].

В частности статья 1 Указа Президента Республики Беларусь № 211 гласит, что  не облагаются таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, помещаемые под таможенный режим временного ввоза в случае временного ввоза:

1) нерезидентами Республики Беларусь транспортные средства, зарегистрированные в иностранных государствах и осуществляющие международные перевозки пассажиров и товаров, а также запасные части, принадлежности и иное транспортное оборудование, входящие в обычную их комплектацию, ввозимые с данными транспортными средствами;

2) резидентами Республики Беларусь прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в иностранных государствах и используемые исключительно для международных перевозок товаров (здесь необходимо отметить, что временно ввозимые транспортные средства пользуются освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами при соблюдении двух условий: во-первых, такие транспортные средства до 26 мая 2003 г. должны были быть помещены под таможенный режим временного ввоза с полным освобождением и, во-вторых, они должны использоваться для осуществления международных перевозок);

3) железнодорожные вагоны для осуществления международных перевозок пассажиров и товаров;

4) профессиональное оборудование, в том числе:

а) оборудование прессы, радио и телевидения, кинематографическое оборудование;

б) вспомогательные устройства и принадлежности к профессиональному оборудованию;

в) запасные части, предназначенные для ремонта временно ввезенного профессионального оборудования;

5) товары для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях (за исключением выставок в местах осуществления производственной или иной коммерческой деятельности, проводимых в целях продажи ввезенных товаров);

6) оборудование и материалы для научно-исследовательских и учебных целей;

7) товары, ввозимые или безвозмездно передаваемые нерезидентами Республики Беларусь во временное пользование государственным органам и организациям для устранения последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;

8)  контейнеры;

9) поддоны, другая многооборотная тара и упаковка;

10) образцы, остающиеся в собственности нерезидентов Республики Беларусь и предназначенные исключительно для получения заказов на товары такого типа;

11) рекламные материалы (каталоги, прейскуранты, коммерческие проспекты) нерезидентов Республики Беларусь;

12) рекламные фильмы о свойствах или функциях товаров;

13) товары для проведения испытаний, проверок, экспериментов и (или) показа их свойств и характеристик;

14) носители цифровой информации, безвозмездно предоставляемые для использования при автоматической обработке данных;

15) театральные (цирковые) костюмы, сценическое оборудование и другой театральный (цирковой) реквизит;

16) кино- и видеофильмы, диапозитивы, фотографии и иные материалы с зафиксированным изображением для демонстрации на фото- и киноконкурсах и подобных мероприятиях;

17) товары для проведения спортивных соревнований или подготовки к ним на территории Республики Беларусь;

18) остающиеся в собственности нерезидента Республики Беларусь животные для дрессировки, обучения, ветеринарного лечения, туризма, спасательных операций, участия в выставках, конкурсах, соревнованиях, демонстрациях, спектаклях, представлениях и других подобных мероприятиях, а также в качестве рабочего скота (вместе с соответствующим оборудованием) для использования в пограничной зоне (пп.1-18. ст.1 Указа № 211) [25].

Временный ввоз контейнеров (включая необходимые принадлежности и оборудование, ввозимые с данным контейнером и возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо ввозимые отдельно и возвращаемые вместе с контейнером), запасных частей, предназначенных для ремонта временно ввезенных контейнеров, поддонов, другой многооборотной тары и упаковки, пользующихся, в соответствии с Указом № 211, полным освобождением, будет сопровождаться предоставлением льготы при условии, если такие товары ввозятся по договору, не являющемуся договором аренды либо иным возмездным договором, предусматривающим передачу таких товаров во владение и пользование (п.1 ч.3. ст.1 Указа № 211) [25].

Освобождение от обложения таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость иных временно ввезенных на таможенную территорию республики товаров, как и установление более длительных сроков временного ввоза, возможно, но только в индивидуальном порядке Главой государства по представлению Правительства Республики Беларусь (ч.1. ст.2 Указа № 211) [25].

Указ Президента перечисляет товары, временно ввозимые резидентами Республики Беларусь, которые не освобождаются от обложения таможенными пошлинами, акцизами и налогом на добавленную стоимость, взимаемым при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь. Это контейнеры, поддоны или упаковки, явившиеся предметом договора аренды либо иных возмездных договоров, в которых предусматривается их передача во владение и пользование, а так же кинооборудование, оборудование прессы, радио и телевидения, которое является предметом договора аренды, в том числе проката, или иных договоров, где предусматривается его передача во владение и пользование, за исключением случаев реализации совместных радиовещательных или телевизионных программ (ч.3. ст.1Указа № 211) [25].

В случае, если пользование товарами и транспортными средствами происходило с целью получения прибыли, а так же в случае нецелевого использования транспортных средств и товаров взыскиваются таможенные платежи, пени и штрафы (ч.4. ст. 2 Указа № 211) [25].

Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов возможно лишь при соблюдении сроков временного ввоза. Статья 7 Стамбульской конвенции устанавливает, что товары (включая транспортные средства), ввезенные в соответствии с процедурой временного ввоза, подлежат обратному вывозу в течение определенного срока, достаточного для достижения цели их временного ввоза. Этот срок оговаривается отдельно в каждом Приложении [17].

Правовое регулирование таможенного режима временного ввоза в Республике Беларусь