Правовое регулирование туризма в РФ
Оглавление
Приложения……………………………………………………
Введение
Современный туризм превратился в мощную движущую силу глобализации общемирового социально-экономического развития. В 2004 году, по данным ЮНВТО, был зафиксирован рекордный уровень международных туристских прибытий - 760 млн., что составило прирост около 10% по сравнению с предыдущим годом. В 2005 году объем туристских прибытий превысил 800 млн. Еще более успешным оказался 2006 год, установивший новый рекорд, - 842 млн. прибытий, 4,5% роста. В ближайшей перспективе, несмотря на наличие ряда угроз природного и общественного характера, прогнозируется дальнейший рост туристской активности.
Туристская
индустрия является одной из самых
высокодоходных отраслей в мировой
экономике. Показатели динамики роста
доходности туризма значительно
опережают соответствующие
Современная Россия занимает значительное место в международных туристских потоках, отличаясь, как и другие северные государства, преобладанием выездного туризма над въездным, превышением туристских расходов над доходами. Вместе с тем объемы въездного туризма явно не соответствуют ни имеющимся ресурсным возможностям, ни национальным социально-экономическим интересам. Одно из направлений развития связано с формированием новых ареалов и центров привлечения зарубежных туристских потоков.
По прогнозу ЮНВТО, к 2020 году Россия может войти в первую десятку самых популярных направлений туризма. Потенциал России, согласно оценке экспертов, позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.
В 2003 году Российскую Федерацию посетило 22,5 млн. человек, из них с целью туризма - 3,2 млн. человек. Доля России в мировом потоке составляет 2,9%.
Российский туризм - это преимущественно внутренний туризм. Огромные территориальные масштабы, обусловливающие разнообразие природных ландшафтов, историко-этнографические и социально-культурные различия, продолжают вызывать у населения высокий интерес к путешествиям по своей стране.
Специфика туристского развития России связана с существовавшей долгое время уникальной отечественной моделью социального туризма, когда путешествия и отдых населения рассматривались в качестве важных компонентов государственной политики. Богатый опыт организации туризма, санаторного лечения и отдыха в советский период, охватывающий подавляющее большинство населения страны, актуален и сегодня. Однако кардинальные изменения внутреннего туризма в последние годы происходят в большей степени стихийно, не всегда подкрепляясь организационно.
Цель развития
туризма в нормативных
Организованный туризм главным образом относится к сфере деятельности частного бизнеса. Необходимость административно - правового вмешательства обусловлена выполнением ряда функций, среди которых выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).
Стимулирование развития туризма, являющееся главным приоритетом регулирования, возможно лишь при тесной координации действий субъектов туристского рынка и различных структур территориального управления.
Тема письменной экзаменационной работы «Правовое регулирование в сфере туризма»
Цель: Рассмотреть особенности правового регулирование в Российской Федерации и в Пермском крае.
Задачи :
- Изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующие правовые отношения в сфере туризма на уровне Российской Федерации и Пермского края.
- Обобщить содержание целей и задач правового регулирования в Российской Федерации и в Пермском крае.
В ходе написание работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пермского края.
ГЛАВА 1. Государственно-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации
1.1 Правовое регулирование в туристкой деятельности.
Важной задачей развития туризма является, создание в России цивилизованного туристского рынка, увеличение вклада туриндустрии в экономическое развитие страны и создание новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства.
Основными направлениями деятельности в сфере туризма являются:
Продвижение и защита коллективных деловых интересов туристских компаний.
Маркетинговая деятельность по увеличению туристической привлекательности российского рынка туризма.
Проектирование, подготовка и организация региональных и международных мероприятий – форумы, туристские выставки, workshop, конференции, семинары, круглые столы, ознакомительные и рекламные поездки и др.
Деятельность
по совершенствованию
Исследования, аналитика и консалтинговая деятельность.
Совершенствование туристской инфраструктуры и содействие в привлечении инвестиций для ее развития.
Взаимодействие с органами государственной власти субъектов РФ и иностранных государств в целях создания благоприятной экономической, юридической и социальной среды для развития туристского бизнеса.
Решение названных
задач не возможно без нормативно
- правового регулирования. Развитие
законодательной базы в сфере
туризма можно отнести к
Базовыми документами
регулирующими права
- Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ»
№ 132ФЗ от 24.11.96 г.
- «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»
Утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452
- «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта».
Утверждены
Всероссийским союзом страховщиков,
согласованы Федеральной
- Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
- «О принятии мер по защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов»
Письмо Роспотребнадзора от 26 августа 2008 г. № 01/9311832(д)
- «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»
Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359
- «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»
Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 60н
- «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности»
Информационное письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 22.08.2008 г
- «Общероссийский классификатор услуг населению»
Russian Classification of Services Provided to People» Извлечение: «06 ТУРИСТСКИЕ И ЭКСКУРСИОННЫЕ УСЛУГИ» ОК 00293. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, дата введения 19940101
- Федеральный Закон « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»
№ 114ФЗ от 15.08.96 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 2П, Федеральным законом от 30.12.2008 N 322ФЗ)
- «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в российскую федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397
- «Перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»
Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 г. N 397
- «Об утверждении положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан пассажиров круизных судов»
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2003 г. N 532
- « Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».
Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2007 N 635, от 24.12.2008 N 1021, от 08.05.2009 N 398)
- « Об утверждении положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию».
Постановление Правительства Российской Федерации от 31 мая 2010 г. №370.
1.2. Государственные органы, действующие в сфере туризма в Российской Федерации.
В России управление туристской деятельностью осуществляет Федеральное агентство по туризму. А также оказывают влияние на состояние туризма: Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» образовано Федеральное агентство по туризму.
Федеральное агентство по туризму является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а так же правоприменительные функции в сфере туризма.
Руководство деятельностью Ростуризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.
Основные функции Федерального агентства по туризму:
Реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;
Осуществление
продвижения туристского
Информирование в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания;
Создание представительств за пределами России в сфере туризма;
Организация приема граждан, обеспечение рассмотрение устных и письменных обращений граждан.
Министерство иностранных дел РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №865
«Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» утверждено Положение о Министерстве иностранных дел в РФ.
МИД Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях.
Основными задачами МИДа России в сфере туризма являются:
Защита дипломатических и международно-правовыми средства прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
Содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом;
Организация на территории Российской Федерации и за рубежом консульской работы;
Оформление
паспортно-визовой
Министерство внутренних дел РФ
МВД России является
федеральным органом
В сфере туризма МВД России осуществляет: обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; предупреждение; пресечение административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка.
Федеральная миграционная служба.
Федеральная миграционная служба (ФМС России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору в сфере миграции.
ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Основными задачами ФМС России в сфере туризма являются:
Оформление
и выдача иностранным гражданам
и лицам без гражданства
Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания временного пребывания в России.
ФМС России:
1. Организует и осуществляет:
Выдачу виз иностранным гражданам и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию;
Оформление
приглашений иностранным
Проставление отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
2. Принимает решения:
О продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан в России.
О нежелательности пребывания иностранных граждан в России, а так же установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию.
Федеральная служба безопасности.
Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, осуществляющая решение в пределах своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации.
В сфере туристской деятельности органы ФСБ осуществляют: контрразведывательную деятельность; борьбу с преступностью и террористической деятельностью.
Федеральная таможенная служба.
Федеральная таможенная служба России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, контролю и надзору в области таможенного дела.
В сфере туристской деятельности данный орган занимается: взиманием таможенных пошлин и сборов; валютным контролем операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; производством по делам об административных правонарушениях и рассмотрением таких дел.
1.3. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Единый федеральный реестр, стандартизация, сертификация в туристкой деятельности.
Как я уже отмечала, туризм, в силу вовлеченности огромного количества людей, не может оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции и обеспечения социальных основ защиты населения.
Основные цели,
принципы и способы государственного
регулирования туристкой
Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из названного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Россия признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности, осуществляет защиту и поддержку российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.
В статье 4 данного Закона определяются основные цели государственного регулирования туризма: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения; охрана окружающей среды; развитие туристской индустрии и др. В этой же статье называются способы государственного регулирования туристской деятельности, такие как:
- Определение приоритетных направлений развития туризма;
- Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма;
- Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
- Защита прав и интересов туристов, защита их безопасности;
- Содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;
- Развитие научных исследований в сфере туризма;
- Стандартизация и классификация объектов туристкой индустрии;
- Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
- Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.
Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет орган исполнительной власти, на который возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг - Федеральное агентство по туризму.
Единый федеральный реестр туроператоров.
Один из способов государственного регулирования туристской деятельности в России - ведение Единого федерального реестра туроператоров. Реестр ведется Федеральным агентством по туризму.
В целях защиты
прав и интересов туристов на территории
Российской Федерации статья 4 Федерального
закона «Об основах туристкой
деятельности в Российской Федерации»
обязывает туроператоров
Сведения туроператоре, получившем такое обеспечение, вносятся в реестр.
Институт финансового обеспечения является новеллой ФЗ от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туроператорской деятельности в Российской Федерации». Изменения вступили в силу с 1 июня 2007 г. Он заменяет собой институт лицензирования. С 1 июня 2007 г. туроператорская и турагентская деятельность в России лицензированию не подлежит.
Сведения о туроператоре вносятся в Реестр на основании заявления туроператора. К заявлению прилагаются также: копии учредительных документов, копия свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта; информация об адресах юридического лица; документ, подтверждающий полномочие руководителя заявителя; копия паспорта руководителя юридического лица; реестровая карточка. Естественно, все копии документов должны быть нотариально заверены.
Далее, по специальному заявлению туроператора, сведения о котором занесены в Единый Федеральный реестр, Федеральное агентство по туризму выдает соответствующее свидетельство.
Федеральное агентство по результатам рассмотрения и проведенной предварительной правовой экспертизы поданных документов информирует заявителя о соответствии или несоответствии представленных документов требованиям закона. Информация об юридических лицах, размещается на сайте Ростуризма.
Таким образом,
в Реестре содержаться
Полное и
сокращенное фирменные
Адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
Сведения об учредителях туроператора;
Серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
Серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на налоговый учет, идентификационный номер налогоплательщика;
Фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;
Размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
Сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
Адреса структурных подразделений туроператора.
Отказать во внесении в реестр могут вследствие предоставления недостоверных сведений о туроператоре либо о несоответствия финансового обеспечения требованиям закона.
Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма исключает сведения о туроператоре в случаях ликвидации туроператора и исключения туроператора из реестра юридических лиц; прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования); непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.
Решение об исключении туроператора из реестра должно быть мотивированно.
По заявлению туроператора, федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма может выдать свидетельство о внесении в Реестр.
Стандартизация в туристской деятельности.
В сфере туризма действует ряд государственный стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристско-экскурсионных услуг:
ГОСТ-Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов».
В этом Стандарте используются ссылки на ГОСТы о пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям к воздуху рабочей зоны, о допустимых уровнях шумов в жилых помещениях и общественных зданиях, на правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов. При предоставлении туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов. К вредным рискам этот ГОСТ относит: травмоопасность, воздействия окружающей среды, пожароопасность, опасность излучений, повышенная запыленность и загазованность, возможность возникновения катастроф и т.д.
Контроль над выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления. Контроль осуществляется в начале сезона, а также в ходе текущих проверок.
Текущие проверки обеспечения безопасности проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров зданий, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения, проверок приготовления пищи, проверок готовности к выходу туристов в походы.
ГОСТ-Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
Стандарт подразделяет средства размещения на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся: гостиницы и аналогичные средства размещения (мотель, пансионат) и специализированные средства размещения (санаторий, базы отдыха, кемпинги). К индивидуальным средствам размещения относят: квартиры, комнаты, дома, коттеджи.
Стандартом определяются требования к проектированию и застройке средств размещения, территории средств размещения, обслуживающему персоналу.
ГОСТ-Р 50681-94 «Туристское - экскурсионное обслуживание / Проектирование туристских услуг».
В этом Стандарте даны определения понятий: «туристская услуга», «заказчик», «туристский маршрут», «туристская трасса», «портфель экскурсовода», «описание туристской услуги» и другие.
Стандарт устанавливает порядок разработки документации при проектировании туристских услуг. Определяются последовательность проектирования туристских услуг, образца документов по проектированию туристских услуг.
ГОСТ-Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования».
Данный Стандарт восполняет
пробелы в обеспечении
Стандарт определяет условия
для договора о выездном туризме
в части ответственности
Сертификация в туристской деятельности.
Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определяются «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации».
Объектами сертификации в России туристские услуги и услуги средств размещения.
- Правовое регулирование уголовной ответственности за мошенничество
- Правовое регулирование установление инвалидности
- Правовое регулирование уступки требования в свете судебно-арбитражной практики
- Правовое регулирование усыновления иностранными гражданами
- Правовое регулирование федеративных отношений
- Правовое регулирование ценообразования в Российской Федерации
- Правовое регулирование электронной коммерции
- Правовое регулирование страховой деятельности в РБ
- Правовое регулирование строительной деятельности
- Правовое регулирование таможенного режима временного ввоза в Республике Беларусь
- Правовое регулирование транспортного налога в РФ
- Правовое регулирование труда женщин России
- Правовое регулирование трудового времени по Трудовому кодексу РФ
- Правовое регулирование трудового отпуска