Правовое регулирование туризма в РФ

 

Оглавление

 

 

Приложения………………………………………………………………….…..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Современный туризм превратился в мощную движущую силу глобализации общемирового социально-экономического развития. В 2004 году, по данным ЮНВТО, был зафиксирован рекордный уровень международных туристских прибытий - 760 млн., что составило прирост около 10% по сравнению с предыдущим годом. В 2005 году объем туристских прибытий превысил 800 млн. Еще более успешным оказался 2006 год, установивший новый рекорд, - 842 млн. прибытий, 4,5% роста. В ближайшей перспективе, несмотря на наличие ряда угроз природного и общественного характера, прогнозируется дальнейший рост туристской активности.

Туристская  индустрия является одной из самых  высокодоходных отраслей в мировой  экономике. Показатели динамики роста  доходности туризма значительно  опережают соответствующие показатели других отраслей экономики. На долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта.

Современная Россия занимает значительное место в международных туристских потоках, отличаясь, как и другие северные государства, преобладанием выездного туризма над въездным, превышением туристских расходов над доходами. Вместе с тем объемы въездного туризма явно не соответствуют ни имеющимся ресурсным возможностям, ни национальным социально-экономическим интересам. Одно из направлений развития связано с формированием новых ареалов и центров привлечения зарубежных туристских потоков.

По прогнозу ЮНВТО, к 2020 году Россия может войти  в первую десятку самых популярных направлений туризма. Потенциал России, согласно оценке экспертов, позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год.

В 2003 году Российскую Федерацию посетило 22,5 млн. человек, из них с целью туризма - 3,2 млн. человек. Доля России в мировом потоке составляет 2,9%.

Российский  туризм - это преимущественно внутренний туризм. Огромные территориальные масштабы, обусловливающие разнообразие природных  ландшафтов, историко-этнографические  и социально-культурные различия, продолжают вызывать у населения высокий интерес к путешествиям по своей стране.

Специфика туристского  развития России связана с существовавшей долгое время уникальной отечественной  моделью социального туризма, когда  путешествия и отдых населения рассматривались в качестве важных компонентов государственной политики. Богатый опыт организации туризма, санаторного лечения и отдыха в советский период, охватывающий подавляющее большинство населения страны, актуален и сегодня. Однако кардинальные изменения внутреннего туризма в последние годы происходят в большей степени стихийно, не всегда подкрепляясь организационно.

Цель развития туризма в нормативных документах Российской Федерации формулируется  как создание конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей жителей России и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах.

Организованный  туризм главным образом относится  к сфере деятельности частного бизнеса. Необходимость административно - правового вмешательства обусловлена выполнением ряда функций, среди которых выделяются такие, как организующая (создание стимулов туристского развития), координирующая (согласование интересов участников рынка), информирующая (маркетинг территории), контролирующая (обеспечение рационального ресурсопользования и качественного предоставления услуг).

Стимулирование  развития туризма, являющееся главным  приоритетом регулирования, возможно лишь при тесной координации действий субъектов туристского рынка и различных структур территориального управления.

Тема письменной экзаменационной работы «Правовое регулирование в сфере туризма»

Цель: Рассмотреть особенности правового регулирование в Российской Федерации и в Пермском крае.

Задачи :

    • Изучить систему нормативно-правовых актов, регулирующие правовые отношения в сфере туризма на уровне Российской Федерации и Пермского края.
    • Обобщить содержание целей и задач правового регулирования в Российской Федерации и в Пермском крае.

В ходе написание  работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации и Пермского края.

 

ГЛАВА 1. Государственно-правовое регулирование  туристской деятельности в Российской Федерации

1.1 Правовое регулирование в  туристкой деятельности.

 

Важной задачей  развития туризма является, создание в России цивилизованного туристского рынка, увеличение вклада туриндустрии в экономическое развитие страны и создание новых рабочих мест в сфере туризма и гостеприимства.

Основными направлениями  деятельности в сфере туризма являются:

Продвижение и  защита коллективных деловых интересов  туристских компаний.

Маркетинговая деятельность по увеличению туристической  привлекательности российского  рынка туризма.

Проектирование, подготовка и организация региональных и международных мероприятий – форумы, туристские выставки, workshop, конференции, семинары, круглые столы, ознакомительные и рекламные поездки и др.

Деятельность  по совершенствованию статистического  и экономического учета в туризме.

Исследования, аналитика и консалтинговая деятельность.

Совершенствование туристской инфраструктуры и содействие в привлечении инвестиций для  ее развития.

Взаимодействие  с органами государственной власти субъектов РФ и иностранных государств в целях создания благоприятной  экономической, юридической и социальной среды для развития туристского бизнеса.

Решение названных  задач не возможно без нормативно  - правового регулирования. Развитие законодательной базы в сфере  туризма можно отнести к девяностым годам прошлого столетия. На современном  этапе это система нормативно – правовых актов обеспечивающих устойчивое развитие туриндустрии.

Базовыми документами  регулирующими права потребителей являются:

  1. Федеральный Закон «Об основах туристской деятельности в РФ»

№ 132ФЗ от 24.11.96 г.

  1. «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта»

Утверждены  Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. N 452

  1. «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта».

Утверждены  Всероссийским союзом страховщиков, согласованы Федеральной службой  страхового надзора (письмо от 16.04.2007 г. №2210/0203)

  1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1
  2. «О принятии мер по защите прав авиапассажиров, пострадавших в результате задержек авиарейсов»

Письмо Роспотребнадзора от 26 августа 2008 г. № 01/9311832(д)

  1. «Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»

Утверждено  Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 359

  1. «Об утверждении формы бланка строгой отчетности»

Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 09.07.2007 № 60н

  1. «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности»

Информационное  письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 22.08.2008 г

  1. «Общероссийский классификатор услуг населению»

Russian Classification of Services Provided to People» Извлечение: «06 ТУРИСТСКИЕ И ЭКСКУРСИОННЫЕ УСЛУГИ» ОК 00293. Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163, дата введения 19940101

  1. Федеральный Закон « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»

№ 114ФЗ от 15.08.96 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.01.1998 N 2П, Федеральным законом от 30.12.2008 N 322ФЗ)

  1. «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в российскую федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»

Постановление Правительства Российской Федерации  от 7 мая 2009 г. N 397

  1. «Перечень портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки»

Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации  от 7 мая 2009 г. N 397

  1. «Об утверждении положения о пребывании на территории Российской Федерации иностранных граждан пассажиров круизных судов»

Постановление Правительства Российской Федерации  от 28 августа 2003 г. N 532

  1. « Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы».

Постановление Правительства Российской Федерации  от 9 июня 2003 г. N 335 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.10.2007 N 635, от 24.12.2008 N 1021, от 08.05.2009 N 398)

  1. « Об утверждении положения о предоставлении помощи в возвращении в Российскую Федерацию гражданам Российской Федерации, оказавшимся на территории иностранного государства без средств к существованию».

Постановление Правительства Российской Федерации  от 31 мая 2010 г. №370.

 

1.2. Государственные органы, действующие в сфере туризма в Российской Федерации.

 

В России управление туристской деятельностью осуществляет Федеральное агентство по туризму. А также оказывают влияние  на состояние туризма: Министерство иностранных дел РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная миграционная служба, Федеральная служба безопасности и Федеральная таможенная служба.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. №724 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» образовано Федеральное агентство по туризму.

Федеральное агентство  по туризму является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных  услуг, управлению государственным имуществом, а так же правоприменительные функции в сфере туризма.

Руководство деятельностью  Ростуризма осуществляет Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ.

Основные функции  Федерального агентства по туризму:

Реализация  приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в России, осуществление формирования и ведения единого федерального реестра туроператоров;

Осуществление продвижения туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;

Информирование  в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране временного пребывания;

Создание представительств за пределами России в сфере туризма;

Организация приема граждан, обеспечение рассмотрение устных и письменных обращений граждан.

Министерство  иностранных дел РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года №865

«Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» утверждено Положение о Министерстве иностранных дел в РФ.

МИД Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений.

МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно  и через дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях.

Основными задачами МИДа России в сфере туризма являются:

Защита дипломатических  и международно-правовыми средства прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

Содействие  развитию связей и контактов с  соотечественниками, проживающими за рубежом;

Организация на территории Российской Федерации и  за рубежом консульской работы;

Оформление  паспортно-визовой документации.

Министерство  внутренних дел РФ

МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной  политики и нормативно-правового  регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

В сфере туризма  МВД России осуществляет: обеспечение  в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; предупреждение; пресечение административных правонарушений; обеспечение охраны общественного порядка.

Федеральная миграционная служба.

Федеральная миграционная служба (ФМС России) - федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции  по контролю, надзору в сфере миграции.

ФМС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Основными задачами ФМС России в сфере туризма  являются:

Оформление  и выдача иностранным гражданам  и лицам без гражданства документов для въезда в Российскую Федерацию;

Осуществление контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил проживания временного пребывания в России.

ФМС России:

1. Организует  и осуществляет:

Выдачу виз  иностранным гражданам и лицам  без гражданства на въезд в  Российскую Федерацию;

Оформление  приглашений иностранным гражданам  и лицам без гражданства на въезд в Российскую Федерацию, а  также ведение учета оформляющих  приглашения юридических лиц;

Проставление  отметки о запрещении въезда в  Российскую Федерацию в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.

2. Принимает  решения:

О продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранных граждан в России.

О нежелательности  пребывания иностранных граждан  в России, а так же установлении запрета на въезд в Российскую Федерацию.

Федеральная служба безопасности.

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной  службы безопасности и пограничных  войск, осуществляющая решение в  пределах своих полномочий по обеспечению  безопасности Российской Федерации.

В сфере туристской деятельности органы ФСБ осуществляют: контрразведывательную деятельность; борьбу с преступностью и террористической деятельностью.

Федеральная таможенная служба.

Федеральная таможенная служба России - уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, контролю и надзору в области таможенного дела.

В сфере туристской деятельности данный орган занимается: взиманием таможенных пошлин и сборов; валютным контролем операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; производством по делам об административных правонарушениях и рассмотрением таких дел.

1.3. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации. Единый федеральный реестр, стандартизация, сертификация в туристкой деятельности.

 

Как я уже  отмечала, туризм, в силу вовлеченности  огромного количества людей, не может  оставаться без специальных правовых, организационных, экономических средств  воздействия, в том числе с целью ограничения отрицательных сторон конкуренции и обеспечения социальных основ защиты населения.

Основные цели, принципы и способы государственного регулирования туристкой деятельности в нашей стране изложены в Федеральном  законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Законодательство  Российской Федерации о туристской деятельности состоит из названного закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, а  также законов и иных нормативных  правовых актов субъектов Российской Федерации.

Россия признает туризм одной из приоритетных отраслей экономики, содействует туристской деятельности, осуществляет защиту и  поддержку российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений.

В статье 4 данного  Закона определяются основные цели государственного регулирования туризма: обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения; охрана окружающей среды; развитие туристской индустрии и др. В этой же статье называются способы государственного регулирования туристской деятельности, такие как:

  • Определение приоритетных направлений развития туризма;
  • Нормативно-правовое регулирование в сфере туризма;
  • Содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
  • Защита прав и интересов туристов, защита их безопасности;
  • Содействие кадровому обеспечению в сфере туризма;
  • Развитие научных исследований в сфере туризма;
  • Стандартизация и классификация объектов туристкой индустрии;
  • Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров;
  • Взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма.

Государственное регулирование туристской деятельности в России осуществляет орган исполнительной власти, на который возложены функции  по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг - Федеральное агентство по туризму.

Единый федеральный  реестр туроператоров.

Один из способов государственного регулирования туристской деятельности в России - ведение  Единого федерального реестра туроператоров. Реестр ведется Федеральным агентством по туризму.

В целях защиты прав и интересов туристов на территории Российской Федерации статья 4 Федерального закона «Об основах туристкой  деятельности в Российской Федерации» обязывает туроператоров получать финансовое обеспечение в форме договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение обязательств по договору реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Сведения туроператоре, получившем такое обеспечение, вносятся в реестр.

Институт финансового  обеспечения является новеллой ФЗ от 5 февраля 2007 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туроператорской деятельности в Российской Федерации». Изменения вступили в силу с 1 июня 2007 г. Он заменяет собой институт лицензирования. С 1 июня 2007 г. туроператорская и турагентская деятельность в России лицензированию не подлежит.

Сведения о  туроператоре вносятся в Реестр на основании заявления туроператора. К заявлению прилагаются также: копии учредительных документов, копия свидетельства о внесении в государственный реестр юридических лиц; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или за ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта; информация об адресах юридического лица; документ, подтверждающий полномочие руководителя заявителя; копия паспорта руководителя юридического лица; реестровая карточка. Естественно, все копии документов должны быть нотариально заверены.

Далее, по специальному заявлению туроператора, сведения о  котором занесены в Единый Федеральный  реестр, Федеральное агентство по туризму выдает соответствующее свидетельство.

Федеральное агентство  по результатам рассмотрения и проведенной  предварительной правовой экспертизы поданных документов информирует заявителя  о соответствии или несоответствии представленных документов требованиям  закона. Информация об юридических лицах, размещается на сайте Ростуризма.

Таким образом, в Реестре содержаться следующие  данные:

Полное и  сокращенное фирменные наименования;

Адрес (место  нахождения) и почтовый адрес;

Сведения об учредителях туроператора;

Серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

Серия, номер  и дата выдачи свидетельства о  постановке на налоговый учет, идентификационный  номер налогоплательщика;

Фамилия, имя, отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;

Размер финансового  обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской  ответственности, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;

Сфера туроператорской  деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и  внутренний туризм);

Адреса структурных  подразделений туроператора.

Отказать во внесении в реестр могут вследствие предоставления недостоверных сведений о туроператоре либо о несоответствия финансового обеспечения требованиям закона.

Федеральный орган  исполнительной власти в сфере туризма  исключает сведения о туроператоре в случаях ликвидации туроператора и исключения туроператора из реестра  юридических лиц; прекращения деятельности туроператора в результате его реорганизации (кроме реорганизации в форме преобразования); непредставления туроператором сведений о наличии у него финансового обеспечения на новый срок.

Решение об исключении туроператора из реестра должно быть мотивированно.

По заявлению  туроператора, федеральный орган  исполнительной власти в сфере туризма  может выдать свидетельство о  внесении в Реестр.

Стандартизация  в туристской деятельности.

В сфере туризма  действует ряд государственный  стандартов, утвержденных Госстандартом России, лежащих в основе сертификации туристско-экскурсионных услуг:

ГОСТ-Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное  обслуживание / Требования по обеспечению безопасности туристов».

В этом Стандарте  используются ссылки на ГОСТы о пожарной безопасности, санитарно-гигиеническим требованиям к воздуху рабочей зоны, о допустимых уровнях шумов в жилых помещениях и общественных зданиях, на правила пожарной безопасности туристских баз и кемпингов. При предоставлении туристских услуг должен быть обеспечен приемлемый уровень риска для жизни и здоровья туристов. К вредным рискам этот ГОСТ относит: травмоопасность, воздействия окружающей среды, пожароопасность, опасность излучений, повышенная запыленность и загазованность, возможность возникновения катастроф и т.д.

Контроль над  выполнением требований безопасности туристов обеспечивают органы государственного управления. Контроль осуществляется в начале сезона, а также в ходе текущих проверок.

Текущие проверки обеспечения безопасности проводятся в соответствии с планами и графиками технических осмотров зданий, транспортных средств, пляжей и мест для купаний, туристского снаряжения, проверок приготовления пищи, проверок готовности к выходу туристов в походы.

ГОСТ-Р 51185-98 «Туристские  услуги. Средства размещения. Общие требования».

Стандарт подразделяет средства размещения на коллективные и индивидуальные. К коллективным относятся: гостиницы  и аналогичные средства размещения (мотель, пансионат) и специализированные средства размещения (санаторий, базы отдыха, кемпинги). К индивидуальным средствам размещения относят: квартиры, комнаты, дома, коттеджи.

Стандартом определяются требования к проектированию и застройке  средств размещения, территории средств  размещения, обслуживающему персоналу.

ГОСТ-Р 50681-94 «Туристское - экскурсионное обслуживание / Проектирование туристских услуг».

В этом Стандарте даны определения  понятий: «туристская услуга», «заказчик», «туристский маршрут», «туристская  трасса», «портфель экскурсовода», «описание туристской услуги» и другие.

Стандарт устанавливает  порядок разработки документации при  проектировании туристских услуг. Определяются последовательность проектирования туристских услуг, образца документов по проектированию туристских услуг.

ГОСТ-Р 50690-2000 «Туристские  услуги. Общие требования».

Данный Стандарт восполняет пробелы в обеспечении туристской деятельности. В нем приведены  определения, которых нет в Законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»: «маршрут путешествия», «договор с туристом», «аннуляция» и др. Также указанный ГОСТ дает классификацию туристских услуг и видов туров.

Стандарт определяет условия  для договора о выездном туризме  в части ответственности принимающей  стороны - иностранной туристской организации  и перевозчика, для договоров между туроператором и турагентом в части ответственности друг перед другом; определил требования к информации о туре, содержание памятки туриста.

Сертификация в туристской деятельности.

Основные цели, принципы и общие положения по проведению сертификации в Российской Федерации определяются «Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации».

Объектами сертификации в  России туристские услуги и услуги средств размещения.

Правовое регулирование туризма в РФ