Правовое регулирование ценообразования в Российской Федерации



Департамент образования города Москвы

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт  психологии, социологии и социальных отношений

Кафедра юридических и отраслевых дисциплин

 

 

 

 

 

Дипломная работа

 

Правовое  регулирование ценообразования  в 

Российской  Федерации

 

 

 

 

 

 

                                                              Студент: Лагош Виталий Вячеславович

                                                               5 курс очное отделение

                                                                специальность «Юриспруденция»

                                                               Научный руководитель:

                                                               Доцент, к.в.н. Калязин В.И.

                                                 

                                                              Допущена к защите______________

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2011

 

 

Содержание

 

Введение…..……………………………………………………………………………5

 

Глава I. Анализа правового регулирования ценообразования в советский период и в зарубежных странах …………………………………………………….6

1.1. Правовое регулирование ценообразования в СССР...……………..6

1.2. Правовое регулирование ценообразования в зарубежных странах…………………………………………………………………………..13

Глава II. Правовое регулирование ценообразования в Российской Федерации…………………………………………………………………………….31

2.1. Правовое регулирование ценообразования на государственном уровне в Российской Федерации ……………………………………………...31

2.2    Ответственность за нарушения законодательства о правовом регулировании ценообразования в Российской Федерации………………...48

2.4. Полномочия Федеральной антимонопольной службы в правовом регулировании ценообразования …………………………………………......60

 

 

Заключение…………………………………………………………………………...66

 

Список используемой литературы………………………………………………..70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Цена как юридическая  категория имеет несколько значений. Во-первых, цена является существенным условием договора. Во-вторых, при свободных ценах, и при обязательных ценах, цена является базой для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов. В-третьих, цена является точкой отсчета для применения надбавок и торговых наценок. В-четвертых, уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг).

Необходимо различать  правовое регулирование ценообразования  и правовое регулирование цен. Первое касается процесса формирования цены с последующими надбавками. Второе - директивного установления цен при  их государственном регулировании.

В странах развитой рыночной экономики стабилизация финансовой системы и поддержание процессов  нормального функционирования рынка  осуществляются посредством целой  системы экономических рычагов, ключевое место среди которых  занимают цены.

Цены выступают одновременно как в качестве важного инструмента  управления, так и объекта государственного регулирования. Россия, осуществив либерализацию  цен, отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась  единственной страной, которая пошла по пути частичного самоустранения государства от регулируемого воздействия на цены.

Российская Федерация  является одной из немногих стран, где  практически отсутствует комплексное  правовое регулирование ценообразования.

Россия переживает сложный  период формирования правовых, экономических и социальных основ нового общества. Быстро и безболезненно по воле отдельных личностей, партии аппарата управления преобразовать огромную страну невозможно. Хотя ушла в прошлое жестко централизованной структуры управления, но остается идеология людей, которую очень сложно перебороть. Но всё же люди постепенно начинают осваивать возможности открываемые свободой экономической деятельности, частной инициативой. 

   Все более насущней  становится потребность в административно – правовом регулировании. Государственное регулирование затрагивает интересы как предприятий и организаций, так и непосредственно, гражданина, предполагает формы экономического взаимодействия с ними, оказывает на них как положительное, так и отрицательное воздействие. Каждый гражданин надеется, что государство защитит от инфляции, перекроет каналы желающим делать деньги из воздуха, устранит использование средств из бюджета в узко корыстных интересах (что происходит и по сей день), будет привлекать внешние займы лишь для инвестиций.    

    Регулирование  экономики является важнейшей  функцией государства в условиях рыночного хозяйствования. «Государство обеспечивает правовую основу экономических решений, защищает национальные экономические интересы, формирует инфраструктуру, контролирует базовые параметры денежного обращения, развивает секторы которые обществу выгодно иметь в государственной собственности или которые не затрагивают частный бизнес»1. Государственное регулирование используется в интересах всего общества как для активизации нужных обществу форм деятельности, так и для ограничения и подавления нежелательных форм хозяйствования. Государство выступает гарантом равных условий хозяйствования.

Закрепленный в Конституции  РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.2

Всё это обуславливает актуальность выбранной темы.

Предмет работы – институт правового регулирования цен  и ценообразования в Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере правового регулирования цен и ценообразования в Российской Федерации.

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство, регулирующее правовое образование  цен, основные правоприменительные  проблемы в данной сфере и сформулировать предложения по их решению.

Задачи дипломного исследования:

  1. Изучить понятие и сущность правового регулирования ценообразования.
  2. Проанализировать содержание правового регулирования ценообразования.
  3. Осветить опыт зарубежных стран в правовом регулировании ценообразования.
  4. Раскрыть особенности и проблемы правового регулирования ценообразования.
  5. Определить тенденции развития законодательства в области ценообразования.
  6. Дать рекомендации по совершенствованию законодательной регламентации в области ценообразования в Российской Федерации.

Исходя их поставленных целей и задач, а также учитывая объект и предмет исследований работа структурно построена из двух глав. В первой анализируются теоретические вопросы ценообразования в советский период и зарубежных странах. Во второй главе работы речь идёт о правовом регулировании ценообразования в Российской Федерации на государственном и предпринимательском уровне.

Теоретической основой  данной дипломной работы послужили работы таких авторов, как: Белых B. C., Винниченко С. И., Шевчук Д.А., Соловьев Б.А., Салимжанов И.К., Панкрухин А.П., Липси И.В., Бугулов В.Н., Денисова И.П., Ерухимович И.Л., Есипов В.Е., Дегонская Н. Л., Липсиц И.В., Салимжанов И.К., Уткин Э.А., Шуляк П. Н., Горфинкель В. Я., Слепов В. А., Попов Б. В.  и других.

Основными нормативно-правовыми  источникам данной работы послужили: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральные законы, касающиеся ценообразования в РФ, Постановления Правительства Российской Федерации и судебная практика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Анализ правового регулирования ценообразования в советский период и в зарубежных странах

1.1. Правовое регулирование ценообразования в СССР

Наша страна, в силу специфики  исторического развития, обладала уникальным опытом ценообразования в самых разнообразных социально-экономических условиях. Этот опыт включает и жесткое централизованное управление всем финансовым хозяйством с государственным установлением цен, охватывающим подавляющую часть товарооборота, и попытки избавиться от денежного хозяйства, отменив деньги, и периоды безбрежной свободы цен и т.д.

Проблема цен и ценообразования  возникла перед Советским государством в самом начале его существования. Было ясно, что оставлять ценообразование на волю стихии невозможно, осуществлять же прямое планирование цен на все виды продукции промышленности и сельского хозяйства не было ни опыта, ни объективных условий, особенно учитывая многоукладность экономики.

Особенно актуальной задачей после  Октябрьской революции было установление цен на хлеб. В связи с тяжелым положением со снабжением городского населения хлебом Советское правительство объявило в начале 1918 года хлебную монополию. Это значило, что всякий лишний пуд хлеба должен отбираться в руки государства. Но не бесплатно, а по твердым ценам, установленным государством. Установление цен на хлеб было возложено на Комиссариат продовольствия. Твердые цены были определены сначала в размере 3 рублей за пуд, а в дальнейшем повышены в 3 раза. Была запрещена частная торговля хлебом и установлена система продовольственной разверстки, чтобы изъять все излишки сельскохозяйственных продуктов для снабжения армии и городского населения.

  Декретом ВЦИК и Совнаркома был учрежден Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), к компетенции которого было отнесено также установление предельных цен. Согласно постановлению президиума ВСНХ был создан при ВСНХ Комитет цен для установления твердых цен на продукты сельского хозяйства и промышленности, а также на сырье, полуфабрикаты и элементы их производства. К этому же времени были национализированы крупные предприятия важнейших отраслей промышленности; это дало возможность реализации промышленной продукции по единым ценам. Особо важное значение имел декрет Совнаркома «Об организации снабжения», которым предусматривалось установление Комитетом цен ВСНХ фабричных, оптовых и розничных цен.

Одним из первых вопросов, обсуждавшихся  Комитетом цен, был вопрос о составе  цены.

Было определено, что цена устанавливается  в составе себестоимости продукции и начислений в пользу предприятий и государства. Таким образом, с самого начала было определено, что расчетной базой цены является себестоимость продукции.3

 Что касается начислений в пользу государства, то Комитет цен определил размер начислений в 10% с себестоимости.

 За первый же год своего существования Комитет цен при ВСНХ утвердил 3925 цен, в том числе на продукцию текстильной промышленности -975, металлической - 350, химической - 720, резиновой -315, сельхозмашинам - 77, стекольно-фарфоровой - 435. А всего за 3 года утвердил около 5000 цен на различные виды продукции. Кроме того, опубликовал два справочника твердых цен и провел три общих пересмотра цен.

Однако объективные условия  не были благоприятными для действия твердых цен.

Гражданская война и иностранная интервенция резко ухудшили работу промышленности и транспорта. Война отвлекла значительное число рабочих, промышленные предприятия работали с значительной нагрузкой, некоторые предприятия вовсе не работали. Объем производства быстро сокращался. К 1920 г. продукция всей промышленности страны уменьшилась в 2 раза по сравнению с довоенным уровнем, число рабочих уменьшилось на 36%, а производительность труда снизилась в 4 с лишним раза. С каждым годом увеличивалась эмиссия бумажных денег.

Вступление в период НЭПа и легализация частной торговли существенно изменили характер ценообразования, так как закон стоимости стал действовать в иных условиях. В относительно короткий срок был изжит острый недостаток предметов потребления, объяснявшийся падением производства на много ниже тех размеров, которые соответствовали бы исторически сложившемуся уровню жизни городского и деревенского населения. Быстро восстановился транспорт. Потребительская кооперация была снята с государственного снабжения и переведена на хоз. расчеты. Была ликвидирована бесплатная выдача населению продовольствия, отмена бесплатность коммунальных услуг. Национализированные предприятия получили право купли- продажи товаров на рынке. Государство, используя командные высоты народного хозяйства, стало активно воздействовать на цены путем налоговой, тарифной и финансовой политики.

  Все это привело к уменьшению порайонных разрывов цен, к изменению соотношения цен промышленных и сельскохозяйственных товаров в сторону приближения этого соотношения к довоенному.4

  Для успешного проведения НЭПа нужна была обоснованная политика цен и устойчивая денежная реформа, которая и была проведена в стране в 1922-1924гг.

В последующий период, после проведения сплошной коллективизации  сельского хозяйства, окончания новой экономической политики в стране была создана система установления государственных цен почти на все товары и услуги. По существу, свободные рыночные цены действовали только на «колхозных рынках», где колхозники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудодням в колхозах или произведенные в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать свою продукцию колхозы. В стране в основном действовали следующие цены:

  1. установленные государством заготовительные (закупочные) цены, по которым колхозы сдавали свою продукцию государству;
  2. оптовые государственные цены на промышленные товары;
  3. розничные цены, также устанавливаемые государством, на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Другим крупным экономическим  успехом нашей страны в области политики ценообразования стало многократное снижение розничных цен, осуществляемое государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.5

В 1931 году была организована коммерческая торговля по повышенным ценам, а общая торговля была ограничена введением карточной системы.

  Были открыты «Торгсины», где продажа потребительских товаров осуществлялась по особым ценам на валюту и золото.

  В марте 1936 года была проведена реформа отпускных цен в промышленности. В качестве исходной базы для построения новой системы отпускных цен была принята плановая себестоимость 1935 года с учетом задания по снижению себестоимости в 1936 году и с поправками на проводимое увеличение цен в смежных отраслях-поставщиках данной отрасли.

   Повышение отпускных цен на продукцию тяжелой промышленности в 1936 году и улучшение качественных показателей ее работы привели первоначально к росту накоплений.

Прибыль тяжелой промышленности возросла с 1840 млн. руб. в 1935 г. до 3240 млн. руб. в 1936 г.

Однако в дальнейшем положение  изменилось. В годы третей пятилетки  себестоимость продукции систематически и в значительных размерах снижалась лишь в машиностроении и металлообработке. В трудоемких же отраслях добывающей промышленности ввиду более быстрых темпах роста зарплаты по сравнению с производительностью труда себестоимость продукции повышалась.

Уже в 1938 году тяжелая промышленность снова стала убыточной. В связи  с этим оптово- отпускные цены были снова увеличены в 1939-1940 гг., что дало возможность тяжелой промышленности в 1940 е. гг. Свести свой баланс к безубыточному. Однако, такие отрасли как угольная и лесная, производство строительных материалов, черная металлургия перед Великой Отечественной войной были убыточными.

Убыточность названных отраслей отчасти была связана с недостатками в практике планирования цен, поскольку при пересмотрах оптово-отпускных цен планирующими органами принимался базисный уровень себестоимости, и переоценивалась возможность ее снижения.6

Нельзя, например, назвать в полной мере обоснованным снижение цен на прокат черных металлов и некоторые виды строительных материалов, произведенных с 1 января 1937 года.

Механизм ценообразования в  этот период использовался для перераспределения национального дохода в пользу тяжелой промышленности за счёт сельского хозяйства, на продукцию цены были относительно низкими.

Во время Великой Отечественной  войны уровень оптовых цен повысился не намного.

Стабильным оставался уровень  розничных пайковых цен на продукты, выдаваемые по карточкам и в закрытой торговле по абонементам, лимитам, купонам и т.п. Снова была организована коммерческая торговля по ценам значительно меньше пайковых.

Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система  и осуществлен переход к свободной торговле по единым ценам. Новые единые государственные розничные цены были установлены ниже коммерческих цен по основным продовольственным товарам в среднем в 2,5 раза, а на промышленные товары в 3,2 раза. Среднегодовой уровень цен в 1947г был в 3,2 раза выше, чем в 1940г. Уменьшилась поясная дифференциация цен. По ряду товаров вместо поясных были введены единые цены.

С января 1949г была проведена реформа  оптовых цен на средства производства, отменена государственная дотация промышленности и транспорту. С 1949г началось планомерное снижение розничных цен

   Что же произошло с ценами в послевоенный период л чем обусловлено снижение розничных цен с 1949 по 1953 г. Страна вышла из войны также с разными видами цен на товары народного потребления, в том числе с низкими пайковыми и с высокими коммерческими ценами, введенными в 1944 г. Коммерческие цены превышали пайковые в 10-15 раз и более. Переход с 1948 г. к свободной продаже товаров народного потребления без карточек означал необходимость сбалансировать покупательский спрос с товарными фондами. Расстроенное войной денежное обращение можно было привести в порядок только путем денежной реформы. Итак, реформа цен и денежная реформа позволили сбалансировать спрос и предложение на рынке товаров.7

  Розничные цены по сравнению с уровнем цен 1940 г. были повышены в 3 раза, а по сравнению с ценами, сложившимися на период проведения реформы, - в 2 раза. Старые денежные знаки заменялись новыми. С этого времени и начался отсчет снижения розничных цен. Народное хозяйство набирало темпы развития, Уже в 1949 г. благодаря приросту производства продукции сельского хозяйства и промышленности были получены дополнительные товарные ресурсы, что позволило осуществить первое снижение розничных цен. Это же повторялось и на следующий гол, и далее вплоть до 1954 г.

 Осуществлению этой политики способствовало два важных мероприятия. Первое - государственные займы восстановления и развития народного хозяйства, которые проводились перед началом каждого года на сумму, равную примерно сумме снижения цен. В итоге до 1955 г. общая сумма займов у населения составила 26 млрд. руб., а сумма полугодового снижения цен за этот период - 32 млрд, руб. По сумме государственных займов мы еще до сих пор не можем рассчитаться с населением, хотя экономический потенциал в несколько раз увеличился.

 И второе немаловажное  обстоятельство - сдерживался рост  заработной платы путем повышения норм выработки при сохранении тарифных расценок. Это обеспечивало значительное превышение роста производительности труда над ростом заработной платы. Так, за период с 1950 по 1955 г. производительность труда в промышленности увеличилась почти в 1,5 раза, а средняя заработная плата - на 12%.

В результате цены были снижены  на 43%. Снижение государственных розничных  цен оказало влияние и на рыночные цены – они снизились к этому времени почти в 4 раза (по сравнению со среднегодовым уровнем 1947 г.). Массовое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг.

Во второй половине 80-х  годов среди экономистов началось обсуждение вопросов коренного реформирования экономики на основе внедрения рыночных отношений. В центре внимания находилась проблема освобождения цен от жесткого государственного регулирования. Эти идеи нашли свое воплощение в утвержденном летом 1990г. Положении о предприятиях в СССР, где указывалось, что предприятие реализует свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе.

Однако самые решительные  шаги в области освобождения цен  были предприняты в конце 1991г. в связи с переходом страны к рыночной экономике. В декабре 1991г. Президент подписал указ «О мерах либерализации цен». Этим указом предписывалось с 02.01.92 г. перейти «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги».8

Порядок правового регулирования  ценообразования в современной  России будет рассмотрен во второй главе.

 

1.2. Правовое регулирование ценообразования в зарубежных странах

 

Изучение опыта ценообразования  зарубежных стран позволяет понять ее закономерности и тенденции, использовать полученные знания при формировании ценового механизма в России в  период перехода ее экономики к рынку.

В ходе исторического  развития экономическое устройство многих стран претерпело глубокие изменения. На смену свободному рынку разрозненных товаропроизводителей пришел организованный рынок, объединивший в единую хозяйственную систему страны с различными экономическими условиями.

История подтвердила неэффективность как монополизированной, так и чисто рыночной экономики, отдав предпочтение экономике смешанного типа. Особенность последней состоит в том, что она представляет собой систему, объединяющую на условиях равноправия государственный и негосударственный секторы, причем государственные органы создают эффективную систему регулирования экономики, не нарушая при этом механизмов рыночною саморегулирования. В систему регулирования экономических отношений входят подсистемы финансово-валютного, бюджетного, кредитного, налогового и ценового регулирования, главная цель которого состоит в поддержании баланса спроса и предложения, потребления и накопления, товарной и денежной массы.9

Одной из важнейших задач  государства является обеспечение  такого соотношения монополии и конкуренции, которое не приводит к разрушительным последствиям в экономике. Эта задача решается с помощью антимонопольного законодательства, впервые принятого в США в конце прошлого столетия. Антимонопольными считаются законы, запрещающие соглашения и действия, направленные на ограничение конкуренции: раздел рынка, вертикальное или горизонтальное фиксирование цен, дискриминация в торговле и т. д.

Большинство стран с  экономикой смешанного типа в качестве общей тактики используют определенные правила ценообразования. Они оформляются в виде законодательных актов, регламентирующих порядок и методологию формирования цен.

Методологический аспект ценообразования в развитых странах  состоит в выработке государственными органами общих принципов, методов и нормативов установления цен. Кроме принятия решения по стратегическим и тактическим вопросам государственные органы берут на себя функцию введения конкретных цен на товары и услуги, имеющие дня национальной экономики решающее значение. Наряду с прямым установлением и регулированием цен государственные органы осуществляют и контроль за ними. Сфера контролируемого государством ценообразования составляет от 10 до 30% общего объема выпускаемой продукции.10

Переход к рыночным отношениям в Российской Федерации предполагает развитие навыков отбора всего лучшего, что накоплено в области теории и практики ценообразования мировым хозяйством, и творческое использование их для перестройки отечественного ценообразования.

Государственное регулирование  цен в странах с рыночной экономикой является попыткой государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, т.е. через цены нивелировать циклические колебания процессов воспроизводства. В зависимости от конкретной хозяйственной конъюнктуры регулирование цен носит антикризисный и антиинфляционный характер.

Прежде всего, следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении политики ценообразования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропроизводителями оптимальных решений по ценам, оказании им методологической и методической помощи, разработке правовых норм и законов по ценообразованию. Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого подорожания сырья и топлива, монополизма производителей, способствовать созданию условий для нормальной конкуренции, ориентирующей на внедрение достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является получение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума на достаточном уровне, обеспечение возможности приобретения в оптимальном количестве товаров первой необходимости.

Меры воздействия государства  на производителей могут быть как  прямыми (установление определенных правил ценообразования), так и косвенными (через такие экономические рычаги, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение). Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в сферах гран спорта, связи, электроэнергетики, водоснабжения и т. д. Среди прямых методов государственного регулирования необходимо назвать прежде всего административное установление цен. Косвенные меры направлены на изменение конъюнктуры, создание определенного режима в области финансирования, валютных и налоговых операций, и в конечном счете - на установление оптимального  соотношения между спросом и предложением на рынке.

На способы и методы государственного регулирования цен  оказывают влияние факторы: национальные, климатические, сырьевые, политические, положение страны в мировом разделении груда.  11

Правовое регулирование ценообразования в Российской Федерации