Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

«Челябинский государственный  университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Юридический факультет 

Кафедра гражданского права и гражданского процесса

 

 

«Допустить к защите»

Заведующий кафедрой______________

«____» ________________20____ года

 

 

Правовое регулирование  защиты прав потребителей в Российской федерации
Дипломная работа

 

 

Выполнила студентка гр. ЮЗ-601

 

Научный руководитель

кандидат юридических  наук, доцент

 

 

Челябинск

2012

Оглавление

Введение

 

Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения

 

§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей

 

§2. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений

 
   

Глава 2. Договор розничной купли-продажи и гражданская ответственность за нарушение прав потребителей

 

§1. Правовая природа договора розничной купли-продажи

 

§2. Гражданская ответственность за нарушение прав потребителей

 
   

Глава 3. Государственная и общественная защита прав потребителей

 

§1. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области защиты прав потребителей

 

§2. Особенности реализации судебной защиты прав потребителей

§3. Права общественных объединений  потребителей

 

Заключение

 

Список использованных нормативных  источников и литературы

 

Приложение

 

 
   
 
 
 

 

Введение

В последнее время в нашей стране проводится активная политика по защите прав потребителей товаров (работ, услуг) Это обусловлено экономическим положением России, которое можно охарактеризовать как этап становления рыночной экономики, где пока не сформировалась цивилизованная система взаимоотношений продавцов, производителей и потребителей. Именно в этот период потребитель наиболее уязвим и нуждается в усиленных формах защиты со стороны государства.

В связи с этим, одной  из задач современной России признана необходимость применения эффективных  методов защиты прав потребителей. Российская Федерация законодательно провозгласила основные права и интересы потребителей, соответствующие международно-правовым стандартам в этой сфере. Готовность России защищать потребителей выражена в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей», который определил круг прав потребителей, установил механизм реализации этих прав. Кроме этого, на защите прав и интересов потребителей стоят все отрасли российского законодательства конституционное, гражданское, административное, уголовное. Обширная правоприменительная практика постоянно выявляет новые и новые пробелы в современном законодательстве, вызывая тем самым настоятельную необходимость в его совершенствовании.

С каждым годом интерес  к защите прав потребителей не только не уменьшается, но и наоборот –  растет. Причем это интерес не только граждан –потребителей, но и юристов теоретиков, юристов –практиков. Актуальность данной темы объясняется тем, что с одной стороны мы являемся потребителями, и элементарное знание своих прав помогает в обычной ежедневной жизни, с другой – в сфере защиты прав потребителей остается довольно много спорных вопросов, по которым законодатель либо молчит, либо дает повод для научных дискуссий, либо в нормативно-правовых актах используются расплывчатые формулировки, что порождает неоднозначность толкования норм законодательства о защите прав потребителей.

Проблема правового регулирования  защиты прав потребителей интересует многих юристов. При написании дипломной  работы автор опирался на труды ученых-юристов  и практиков: Тихомирова М. Ю., Валеева Д.Х., Челышева М.Ю., Бозаджиева В.Ю., Парций Я.Е., Ткачева В.Н., Алехиной Е.Е., Медведевой Е.М., Минасян О.К., Беловой О.А. и др.

Объектом данного исследования является законодательство в сфере  защиты прав потребителей. Предметом исследования является договор розничной купли-продажи и защита прав потребителей.

В ходе работы использован  комплекс общенаучных и специальных  методов познания правовой действительности. Основу исследования составили: системный  подход и системный анализ правового  регулирования защиты прав потребителей, сравнительно-правовой метод, метод  исторического анализа, формально-юридические  методы. Использованы также системно-структурные  методы анализа, моделирование и  толкование норм права.

Цель дипломной работы – проанализировать законодательство с области защиты прав потребителей. Указанная цель предопределила задачи исследования:

- изучить развитие законодательства  о защите прав потребителей  в РФ;

- проанализировать общественные отношения, регулируемые законом о защите прав потребителей;

- исследовать правовую  природу договора розничной купли-продажи;

- рассмотреть формы гражданской ответственности за нарушение прав потребителей;

- раскрыть полномочия  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  в области защиты прав потребителей;

- выявить особенности  реализации судебной защиты прав  потребителей;

- осветить права общественных  объединений потребителей.

Дипломная работа состоит  из трех глав.

Первая глава раскрывает развитие законодательства о защите прав потребителей и специфику применения закона о защите прав потребителей.

Во второй главе рассматривается  правовая природа договора розничной  купли продажи и гражданская  ответственность за нарушение прав потребителей.  Третья глава посвящена  государственной и общественной защите прав потребителей.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Законодательство о защите прав потребителей и особенности его применения

 

§1. Развитие законодательства о защите прав потребителей

 

 

Движение по защите прав потребителей в бывшем СССР начало зарождаться в 80-х годах ХХ века в виде создания  обществ, ассоциаций по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, а к началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП)1. В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР - России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образовали Координационный совет. В начале 1992 г. Прошел первый конгресс Конфедерации, и теперь он собирается через каждые три года.  Основой КонфОП являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы на основе гражданских инициатив. Эти общественные организации подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов ВОВ, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, метрологии и сертификации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.

    Одними их основных целей КонфОП являются:

- предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке;

-формирование потребительской  культуры  у всех слоев населения;

-непрерывное потребительское  образование, охватывающее все  уровни системы образования учащихся и многое другое.

    До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. "Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества", ст. 364 ГК РСФСР "Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком")2. Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

 Правовое регулирование  торгового обслуживания осуществлялось  рядом подзаконных нормативных  актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными  правилами, которые иногда в  одностороннем порядке навязывали  потребителям невыгодные для  них условия, ставя в привилегированное  положение специализированные организации,  обслуживающие население. Ведомственные акты, как правило, содержали нормы, ущемлявшие интересы потребителей, а в некоторых случаях прямо противоречившие законодательству.

 Действовавшее законодательство  не вполне соответствовало и  нормам международного права,  в частности Руководящим принципам  для защиты интересов потребителей, единогласно принятым 9 апреля 1985 г. (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248)3. Это несоответствие проявлялось, прежде всего, в том, что не все права потребителей, признанные международным сообществом (право на информацию, на безопасность, на просвещение, на возмещение вреда, право объединяться в потребительские организации для защиты собственных интересов), были надлежащим образом законодательно урегулированы, а те, которые нашли отражение в законодательстве, не имели механизма реализации и потому носили декларативный характер. Кроме того, отсутствовала система государственной защиты интересов потребителей. Такое положение способствовало созданию условий для навязывания потребителям явно не выгодных для них условий договора, товаров, не пользующихся спросом, и т.д.

 В условиях свободы  предпринимательской деятельности, тотального дефицита, отсутствия  культуры потребления необходимость  в специальном законодательстве  стала особенно острой. Осенью 1988 г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР "О качестве продукции и защите прав потребителей"4. Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям. Проект не был лишен недостатков. Во-первых, он не делал различий между потребителем-гражданином и потребителем - юридическим лицом. Во-вторых, все его нормы были так или иначе связаны с качеством товаров, т.е. все основные права потребителей (на информацию, на возмещение вреда, право на объединение и др.) формулировались лишь относительно обеспечения права на качество. Проект широко обсуждался, но был отвергнут, т.к. большинство его положений носило декларативный характер и не могло быть реализовано.

 Весной 1991 г. (22 мая) был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон СССР "О защите прав потребителей"5. Однако в связи со сложной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.

 Указанный нормативный  акт содержал большое количество  положений, которые не были  регламентированы гражданским законодательством,  а также специальные механизмы  реализации всех закрепленных  в нем норм. Указанные черты,  несомненно, являлись достоинствами  этого нормативного акта.

 Законодательные акты  в данной сфере правоотношений  многих республик, ранее входивших  в состав СССР, а позднее образовавших  Содружество Независимых Государств, основываются на Законе СССР "О  защите прав потребителей".

Отказ от государственной  формы собственности в экономике  страны, от системы жесткого государственного регулирования, учета и контроля, сопровождаемый процессами массовой приватизации государственных и муниципальных  предприятий, привлечения иностранных  инвестиций, расширения внешнеэкономической  деятельности привели к необходимости  не только законодательного закрепления, но и практического применения на территории Российской Федерации норм по защите прав потребителей.  Закон  «О защите прав потребителей»6 был принят 7 февраля 1992 года, ставший отражением международного права в национальном законодательстве. Одним из существенных его положений стала норма, запрещавшая при принятии других нормативных актов, затрагивающих интересы потребителей, снижать гарантии защиты их прав по сравнению с установленными в Законе. Не менее важна норма Закона, предоставившая право принимать затрагивающие интересы потребителей нормативные акты только Правительству РФ и прямо запретившая ему поручать принятие таких актов министерствам и ведомствам. Закон определил, что потребителем является гражданин, который приобретает или намеревается приобрести товары (работы, услуги) для личных нужд. Юридические лица были выведены из сферы действия Закона. Тем самым законодатель подчеркнул необходимость установления повышенных гарантий защиты для потребителя-непрофессионала.

 Впервые в российском законодательстве были закреплены признанные международным сообществом права потребителей и гарантии их реализации. Закон предусмотрел повышенные гарантии защиты при причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, установив десятилетний срок ответственности изготовителя за выпущенную продукцию как перед потребителем, так и перед другими лицами независимо от наличия между ними договорных отношений. Гарантией реализации прав потребителей на защиту стали установление в Законе подсудности по выбору истца по делам о нарушении потребительского законодательства и освобождение потребителей от уплаты государственной пошлины при предъявлении исков. Наряду с индивидуальной защитой прав потребителей Закон предусмотрел и возможность их коллективной защиты, предоставив государственным органам право пресечения нарушений потребительского законодательства и наложения штрафных санкций на нарушителей.

 Еще одним нововведением  Закона стала возможность предъявления  исков в интересах неопределенного  круга потребителей. К сожалению,  из-за несовершенства законодательных  формулировок эта форма защиты  интересов потребителей пока  не получила должного распространения.

 Основным органом,  контролирующим соблюдение потребительского  законодательства, является Министерство  по антимонопольной политике  и поддержке предпринимательства  (МАП РФ). Территориальные органы  МАП РФ действуют почти во  всех субъектах РФ. Федеральное  подчинение позволяет им быть  независимыми в отношениях с  местной властью. В более сложной  ситуации находятся органы по  защите прав потребителей при  местных администрациях, действующие  практически в каждом населенном  пункте России. Практика показывает, что именно им приходится решать  более 80% потребительских проблем.

 Существенной гарантией  защиты интересов потребителей  стало закрепление в Законе  широких прав общественных объединений  потребителей, позволяющих им реально  участвовать в формировании потребительской  политики в государстве.

В 1996 году Российская Федерация  вступила во Всемирную организацию  союзов прав потребителей. Следует  подчеркнуть неразрывную связь  государственно-экономических формирований различных уровней с необходимостью установления комплекса единых законодательных  принципов создания и деятельности хозяйствующих субъектов на определенной территориальной зоне, в том числе  в области защиты интересов потребителей. Так в процессе формирования основных законодательных принципов деятельности Евразийского экономического сообщества возникла необходимость подготовки и принятия Типового законодательного акта «О защите прав потребителей»7, который был принят постановлением Межпарламентской ассамблеи Евразийского экономического сообщества № 7-12 от 26 мая 2006 года. Данный документ определяет общие правовые, экономические и организационные основы защиты прав потребителей на территории государства-члена ЕврАзЭС, регулирует отношения, возникающие между потребителями и индивидуальными предпринимателями, производящими товары, выполняющими работы или оказывающими услуги потребителям, реализующими товары потребителям. Применение данного документа реализуется в области розничной торговли, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах, при приобретении товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды. Типовой законодательный акт «О защите прав потребителей» также регламентирует государственную и общественную защиту интересов потребителей, неопределенного круга потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.

Законодательство о защите прав потребителей состоит не только из Закона РФ "О защите прав потребителей". Это целая группа нормативных  актов и постановлений, речь о  которых подробно пойдет в следующей  главе. К ним относятся, например, законы РФ "О сертификации продукции и услуг"8, "О стандартизации"9, "О рекламе"10, "О страховании"11, "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименовании мест происхождения товаров"12, "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"13 и т. д.

    В следующую  группу входят нормативные акты, принимаемые Правительством РФ. Согласно ст. 25 и 26 Закона "О  защите прав потребителей" Правительство  РФ утверждает правила отдельных  видов договоров купли-продажи,  правила продажи отдельных видов  товаров, перечень непродовольственного  товара надлежащего качества, который  не подлежит обмену, перечень  товаров длительного пользования,  на которые не распространяется  требование о безвозмездном предоставлении  товара в пользование на время.

    Законодательство РФ в сфере защиты прав потребителей  - одно из самых жестких в мире. Для государства, в котором рыночные отношения только начинают складываться, это оправдано. На этом этапе самым важным для них является насыщение рынка товарами. Главная задача предпринимателей в это время - накопление капитала. Культура рыночных отношений отсутствует. И то, что в стране с давними традициями рынка регулируется на уровне менталитета, здесь при формировании рыночных отношений требует законодательного закрепления.

    Жесткое потребительское  законодательство является в  этот период единственным барьером  для проникновения на рынок  некачественных и небезопасных  товаров.

    Сегодня в рынок  уже насыщен товарами, начался  другой этап. Главными стратегическими  задачами для многих фирм стали  привлечение постоянных потребителей  и, следовательно, создание прочной  репутации. У предпринимателя  появилась возможность привлекать  потребителя не только и не  столько ценами, сколько дополнительными  услугами (по доставке, обслуживанию, гарантиям и т.п.). Что касается  потребителей, то они, пережив  первый шок от вхождения в  рынок, стали более осторожными  в выборе товаров и одновременно  более осведомленными в том,  что связано с защитой их  интересов. Появился даже определенный  круг людей, научившихся зарабатывать  деньги на Законе "О защите  прав потребителей".

    На этом этапе  жесткая законодательная регламентация  поведения предпринимателя становится  тормозом дня развития нормальных  рыночных отношений. Все больше  норм из разряда императивных, т.е. не дающих сторонам права  выбора, стало переходить в сферу  договорных отношений. И это требует некоторого смягчения законодательства. Именно такое ослабление вмешательства государства во взаимоотношения между потребителями и предпринимателями началось в 1996 г. и продолжилось в 1999 и 2011 гг. при принятии новой редакции Закона в России.

    Следует отметить, что потребительское законодательство идет по пути смягчения: защита интересов потребителей становится выгодной для предпринимателей. Уже создаются и развиваются органы саморегулирования бизнеса, одной из основных целей которых является распространение правил (кодексов поведения), устанавливающих повышенные (по сравнению с законодательством) обязательства бизнеса в отношениях с потребителями. Кроме того, уже начался и будет продолжен процесс сближения потребительского законодательства стран СНГ. Первым шагом на этом пути стало принятие в январе 2000 г. Межгосударственного соглашения "Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей"14.

Таким образом, анализ развития законодательства о защите прав потребителей позволяет сделать вывод, что  до середины 80-х годов ХХ века отношения  по защите прав потребителей регулировались нормами гражданского законодательства. Но классическое гражданское законодательство было не в полной мере рассчитано на эффективное регулирование мер по защите прав потребителей. В этих условиях появилась настоятельная необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании специального законодательства о защите прав потребителей, концентрирующего правовые нормы, обеспечивающего приоритет интересов потребителей в их взаимоотношениях с изготовителями, продавцами и услугодателями на рынке товаров и услуг. В Законе о защите прав потребителей  нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на защиту прав граждан. Законодательство о защите прав потребителей, как подчеркивается в нем, включает, в первую очередь, именно законодательные акты. Наряду с этим, положения Закона о защите прав потребителей будут дополняться и раскрываться в законодательных актах, регулирующих отношения в самых различных сферах деятельности (при предоставлении транспортных, страховых, банковских  и т.д. услуг). В связи с этим важной гарантией охраны прав потребителей является установление положения о том, что законодательные акты, затрагивающие права потребителей, не могут ограничивать права или снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными рассматриваемым законом. Очевидно, что в законе вряд ли возможно решить все возникающие вопросы. Поэтому некоторые из них, безусловно, будут урегулированы подзаконными актами. Но такое регулирование возможно лишь постановлениями Правительства Российской Федерации только в случаях, прямо указанных в законе о защите прав потребителей или иных законодательных актах.

 

 

§2. Закон РФ «О защите прав потребителей»: специфика применения и регламентации общественных отношений.

 

 

    Закон РФ "О  защите прав потребителей" стоит  на защите всех прав потребителей, закрепленных в Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН, т.е. соответствует  основным международным стандартам  в области защиты прав потребителей. Он разделен на четыре главы.

    Глава I настоящего Закона называется "Общие положения" и содержит статьи, которые носят общий характер, т.е. устанавливают общее регулирование отношений, являющихся следствием договоров купли-продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг потребителям (ст. 1 - 17 Закона РФ "О защите прав потребителей").

     Глава II настоящего Закона называется "Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям" и содержит статьи, которые носят строго специальный характер, т.е. регламентируют особенные (специфические) вопросы, относящиеся к сфере отношений, регулируемых данным Законом, но не рассматривающихся в его первой главе. Во вторую главу входят ст. 18 - 26 Закона РФ "О защите прав потребителей". Здесь регулируются отношения, связанные с последствиями продаж потребителям товаров ненадлежащего качества, со сроками удовлетворения конкретных требований потребителей, с вопросами расторжения договора купли-продажи и т.п.

     Глава III настоящего Закона называется "Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)" и посвящена особенностям отношений, складывающихся по поводу осуществления работ и оказания потребителям услуг (ст. 27 - 39 Закона РФ "О защите прав потребителей").

     Глава IV настоящего Закона называется "Государственная и общественная защита прав потребителей" и, как и первая глава, содержит вопросы общего характера, распространяющиеся на отношения, которые вытекают из договоров купли-продажи, проведения работ и оказания услуг потребителям (ст. 40 - 46 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Рассматриваемая глава содержит положения, закрепляющие полномочия федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений потребителей в сфере защиты прав потребителей.

    Основное регулирование  отношений с участием потребителей  осуществляется нормами Закона  РФ "О защите прав потребителей".

     Согласно преамбуле  рассматриваемого Закона он регулирует  отношения, возникающие между  потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при  продаже товаров (выполнении работ,  оказании услуг), устанавливает права  потребителей на приобретение  товаров (работ, услуг) надлежащего  качества и безопасных для  жизни, здоровья, имущества потребителей  и окружающей среды, получение  информации о товарах (работах,  услугах) и их изготовителях  (исполнителях, продавцах), просвещение,  государственную и общественную  защиту их интересов, а также  определяет механизм реализации  этих прав.

 Таким образом, Закон  РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, которые  возникают из возмездных гражданско-правовых  договоров на приобретение товаров,  выполнение работ, оказание услуг,  в частности из договоров:

1) розничной купли-продажи  (в том числе недвижимости, энергоснабжения);

2) аренды, включая прокат;

3) найма жилого помещения,  в том числе социального найма;

4) в части выполнения  работ, оказания услуг по обеспечению  надлежащей эксплуатации жилого  дома, в котором находится данное  жилое помещение, по предоставлению  или обеспечению предоставления  нанимателю необходимых коммунальных  услуг, проведению текущего ремонта  общего имущества многоквартирного  дома и устройств для оказания  коммунальных услуг;

5) подряда (бытового, строительного,  подряда на выполнение проектных  и изыскательских работ, на  техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения,  находящегося в собственности  граждан);

6) перевозки граждан, их  багажа и грузов, комиссии;

7) хранения;

8) на оказание финансовых  услуг, направленных на удовлетворение  личных, семейных, домашних и иных  нужд потребителя-гражданина, не  связанных с осуществлением предпринимательской  деятельности, в том числе предоставление  кредитов, открытие и ведение  счетов клиентов-граждан, осуществление  расчетов по их поручению, услуги  по приему от граждан и хранению  ценных бумаг и других ценностей,  оказание им консультационных  услуг;

9) возмездного оказания  услуг связи (почтовых, телефонных, телеграфных), медицинских, образовательных,  ветеринарных, гостиничных, туристических  и иных;

10) других договоров, направленных  на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных  с осуществлением предпринимательской  деятельности.

   Закон РФ "О защите  прав потребителей" применяется  к отдельным видам гражданско-правовых  договоров в части, не противоречащей  ГК РФ (ст. 4 Федерального закона "О  введении в действие части  второй Гражданского кодекса  Российской Федерации"). При этом Закон РФ "О защите прав потребителей" применяется независимо от того, есть или нет на него ссылка в ГК РФ, в случаях, если Закон РФ "О защите прав потребителей":

 1) конкретизирует и детализирует положения ГК РФ;

Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ