Правовое регулирование дорожного движения в зарубежных странах

Министерство  транспорта Российской Федерации

Московская  Государственная Академия Водного  Транспорта

Юридический институт 
 

Кафедра «Транспортного права и 

             гражданско-правовых дисциплин»

специальность 030501

«Юриспруденция» 
 

Дипломная работа

по теме:

«Правовое регулирование дорожного движения в зарубежных странах». 
 

Выполнил  студент:

группы  юр 82\83

Риф К.Р.

Проверил: 
 
 
 
 
 
 

Москва

2011

       План  работы (содержание?)

       Введение. 

    Глава 1.  Национальное законодательство в  сфере дорожного движения.

    1.1. Общая характеристика дорожного движения в зарубежных странах.

       1.2. Правовое регулирование дорожного  движения в развитых странах.

    1.3.  Правовое регулирование дорожного  движения в развивающихся странах. 

       Глава 2. Международное законодательство в сфере дорожного движения.

       2.1. Актуальные проблемы правового  регулирования дорожного движения.

    2.2. Законодательная деятельность Организации Объединенных Наций.

    2.3. Правовое регулирование дорожного движения в Европейском Союзе. 

    Заключение.

    Список  использованных источников и литературы. 
     
     
     
     
     
     

       Введение.

       По  данным ГИБДД России, за первый квартал 2010 года число дорожных происшествий по стране уменьшилось почти на 6%, снизилась смертность от ДТП на дорогах  на 19%. За это время произошли 33012 дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 3851 человек и получили ранения 41507 человек. При автопарке 40 млн зарегистрированных машин, треть из которых старше 10 лет.

       Для сравнения: в Великобритании, по дорогам  которой ездит 34 млн автомобилей, ежегодно в ДТП гибнет всего 3300 человек. В США, где автопарк насчитывает 251 млн. машин, ежегодно погибает около 45 тысяч человек, а ранения получают более 3 млн. В Америке в авариях погибает каждый сотый, тогда как у нас – каждый десятый.

       Дело  в том, что в России нет ни одного ведомства, которое обеспечивало бы европейский уровень безопасности на дорогах. Проблема, на мой взгляд, заключается в методах ведения борьбы с аварийностью на дорогах. Считается, что улучшению обстановки на дорогах способствует усиление штрафных санкций. Но не следует забывать о высоком уровне коррупции в Российской Федерации. Водитель, сознательно идущий на нарушение правил дорожного движения, понимает, что сможет «договориться» с сотрудником ГИБДД. Основная претензия к сотрудникам ГИБДД заключается в том, что деятельность их направлена не на предотвращение ДТП, а на наказание за совершенные правонарушения.

       По  данным ГИБДД в 2010 году 1127 ДТП произошло  из-за эксплуатации технически неисправных  транспортных средств; 41863 из-за неудовлетворительного  состояния улиц и дорог.

       Но по общему уровню дорожной смертности Россия все же ближе к Европе, чем к Азии. Лидером по смертности на дорогах в мире является Индия. Количество погибших на дорогах в этой стране ежегодно увеличивается на 6-7%.

       В год во всем мире гибнут около 1,5 млн. человек. 90% из них погибают на дорогах стран с низким и средним доходом на душу населения, хотя они располагают всего 48% автомобилей мира.

       Травматизм  на дорогах – является глобальной проблемой современности. Дело в  том, что большое количество ДТП в развитых странах происходит из-за высокой степени автомобилизации, а в развивающихся странах из-за низкого уровня культуры соблюдения правил дорожного движения. Эта проблема не является возникшей внезапно. Развитие автомобилестроения и возможность передвигаться на большие расстояния еще в середине прошлого века выявили необходимость издания нормативно-правовых актов международного уровня. В целях повышения безопасности дорожного движения путем унификации и стандартизации правил дорожного движения 8 ноября 1968 г. в Вене была принята Конвенция о дорожном движении. Одновременно с ней была разработана Конвенция о дорожных знаках и сигналах, которая вступила в силу несколько позже - 6 июня 1978 г.

       В различных государствах законодательство о дорожном движении сформировано  по-разному: в ряде стран принят единый документ, национальное законодательство некоторых других включает несколько нормативно-правовых актов, регулирующих различные сферы, связанные с правилами поведения на дорогах, получением водительских удостоверений, штрафными санкциями.  

       Широкое научное признание получили пять направлений государственной политики безопасности дорожного движения, а  именно: реформирование законодательства о дорожном движении; совершенствование  системы подготовки водителей; повышение уровня правосознания участников дорожного движения, улучшение эксплуатационных параметров улиц и дорог, создание эффективной системы оказания медицинской помощи пострадавшим в ДТП.

       Целью данной работы является анализ правового  регулирования дорожного движения в зарубежных странах для поиска наиболее оптимальной системы, позволяющей реально снизить показатели нарушения как правил дорожного движения, так и правил эксплуатации дорог, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям. Для этого будет рассмотрено законодательство развитых государств с низкими показателями травматизма и государств с уровнем смертности на дорогах выше среднего.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Глава 1 (I).  Национальное законодательство в сфере дорожного движения.

      1. Общая характеристика дорожного движения в зарубежных странах.

       Важнейшим, на мой взгляд, показателем качества правового регулирования дорожного  движения в мире в целом либо в  отдельно взятом государстве является уровень безопасности.

       Наиболее  объективной характеристикой состояния безопасности дорожного движения является число погибших в дорожно-транспортных происшествиях людей. В связи с этим, в большинстве стран одним из важнейших показателей, определяющим уровень безопасности дорожного движения и позволяющим проводить сравнительную оценку, признается число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тыс. человек населения, характеризующее социальный риск. Ежегодно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 1,2 млн. человек, 20-50 млн. - получают травмы, глобальный ущерб оценивается в 518 млрд. долларов США. Сложившаяся ситуация в данной области характеризуется как глобальный кризис. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, при непринятии самых решительных мер к 2020 г. смертность на дорогах может увеличиться вдвое, пропустив в этом страшном соревновании вперед только сердечнососудистые заболевания и самоубийства. Учитывая реальную опасность обстановки на дорогах, масштабы вреда, наносимого обществу в целом, аварийность можно отнести к основным угрозам современности

    В течение последних 15 лет в большинстве  развитых стран уменьшается число  людей, погибших в ДТП. Такая же тенденция  имеется в ряде государств – бывших республиках СССР.

    За  период с 1990 г. более чем в два раза снизилось число погибших в Австрии, Германии, Испании, Португалии, Франции. Более чем на 30% снизилось количество погибших в остальных европейских странах, кроме Польши. Наиболее незначительное снижение отмечено на территории Российской Федерации.

    Риск  погибнуть в ДТП был меньше всего на территории Великобритании, Дании, Норвегии, Нидерландов, Швеции, Японии. Такое положение в этих странах сохраняется уже несколько  лет. Риск гибели высок в Венгрии, Республике Корея, Исландии, Польше, Португалии, США. Практически во всех развитых странах степень социального риска последовательно снижается, исключение составила Исландия. В ряде стран с 1990 г. показатель социального риска снизился в два и более раз.

    За  последние годы в экономически развитых странах общее количество ДТП возрастает, при этом число погибших в них людей уменьшается. Ожидается и дальнейшее сохранение данной тенденции.

       Опыт  зарубежных стран различен. Так, в БолгарииДанииИспанииУкраинеФинляндии отношения в сфере организации и безопасности дорожного движения регулируются единственным законом.

       В ряде стран — НорвегииГерманииШвеции и др. — наряду с основным законом о дорожном движении, регулирующим вопросы организации дорожного движения, действует ряд других, направленных на обеспечение безопасности на дорогах. В Эстонии помимо основного приняты законы в отношении каждого вида транспорта.

       В Австралии и Франции все вопросы, связанные с организацией движения и обеспечением безопасности на дорогах регулируются правилами дорожного движения.

       Большинство западноевропейских стран, Япония, США и Австралия к настоящему моменту уже смогли добиться впечатляющих результатов в области обеспечения безопасности дорожного движения, и применяемые меры носят скорее точечный, а не системный характер, и дополняют созданные эффективные системы обеспечения безопасности дорожного движения.

       В странах-лидерах в сфере безопасности дорожного движения есть ряд факторов, предопределяющих успешность проводимой политики:

  • постановка ясных, количественно выраженных целей (снижение смертности на дорогах, уменьшение количества ДТП);
  • четкое определение методов и средств, с помощью которых эти цели достигаются;
  • финансирование и выделение прочих ресурсов в привязке к целям и задачам программы;
  • политическая поддержка;
  • обеспечение общественной поддержки с помощью информационных кампаний.

       К ключевым мероприятиям, позволяющим добиваться позитивного результата относятся:

  • внедрение комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД;
  • пропаганда безопасного поведения на дорогах;
  • усиление штрафных санкций;
  • включение безопасности дорожного движения в число приоритетов государственной политики.

       Проблема  обеспечения безопасности дорожного движения универсальна для всего мира, универсальны и основные меры по ее решению, которые заключаются в воздействии на три составляющие системы дорожного движения: человек, автомобиль, дорога.

       К настоящему моменту в мире накоплен большой и многосторонний опыт по реализации мер, направленных на повышение  безопасности дорожного движения. Изучение и внедрение этих мер способно уменьшить смертность на дорогах государств, где эта проблема стоит наиболее остро.

       Попробуй  взять что-нибудь отсюда)

    В Российской Федерации, как и в  других развитых странах, транспорт  является одной из крупнейших базовых  отраслей хозяйства, важнейшей составной  частью производственной и социальной инфраструктуры.

    Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

    Выгодное  географическое положение позволяет  России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том  числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

    Остается  низким уровень безопасности транспортной деятельности, в первую очередь на автомобильном и воздушном транспорте. В дорожно-транспортных катастрофах  ежегодно погибает 23,5 человека в расчете  на 100 тыс. населения, в странах Европейского союза этот показатель составляет 9 - 10 человек.

    Недостаточный уровень безопасности перевозок  грузов и пассажиров отечественными транспортными компаниями негативно  влияет на их конкурентоспособность  на международном рынке транспортных услуг. 
 
 

       1.2. Правовое регулирование дорожного движения в развитых странах.

       В настоящее время в странах  с развитой автомобилизацией дорожные власти и полиция применяют широкий  комплекс мер, направленных на повышение  безопасности дорожного движения в  системе «человек-автомобиль-дорога». Результатом такой политики становится радикальное снижение количества ДТП и смертности на дорогах.

       Ниже  приводится обзор ключевых традиционных и новых мер по следующим направлениям:

  • повышение ответственности за нарушение ПДД;
  • образовательные программы и информационные социальные кампании;
  • повышение качества обучения при получении водительских прав;
  • проекты по контролю за вождением в состоянии алкогольного опьянения;
  • проекты по контролю за использованием ремней безопасности;
  • внедрение автоматических технических средств контроля за соблюдением ПДД;
  • улучшение качества медицинской помощи при ДТП.
  • электронная детекция;
  • повышение общих требований к безопасности ТС;
  • распространение мер активной и пассивной безопасности ТС;
  • повышение безопасности дорожной инфраструктуры.

       Повышение ответственности за нарушение правил дорожного движения

       В странах с развитой автомобилизацией постоянно совершенствуется система  наказания за нарушение правил дорожного  движения. Для наказания участников дорожного движения используются меры как финансового, так и нефинансового характера. Наиболее распространенной и общеизвестной финансовой мерой является штраф. К мерам нефинансового характера относятся штрафные баллы, письма с предупреждениями, изымание водительского удостоверения и уголовная ответственность в случае особо тяжких правонарушений.

       В экономически развитых странах наблюдается  постоянное увеличение размеров штрафов  и тенденция к ужесточению  наказаний за нарушения ПДД. Так, в странах Евросоюза размеры  штрафов за нарушение предельно допустимых скоростных ограничений в десятки, а иногда и сотни раз превышают российские (в Норвегии штраф за превышение скорости в пределах 19 км/ч может достигать 880 евро).

       Система штрафных баллов за нарушение ПДД  обычно применяется в дополнение к штрафным санкциям. Законодательно устанавливается предельное количество баллов, после достижения которого у нарушителя изымается водительское удостоверение. Водительское удостоверение возвращается при условии пересдачи экзаменов на право управления ТС, а в некоторых странах при условии участия в реабилитационной программе.

       Исследования  эффективности системы штрафных баллов показали, что данная мера особенно действенна в отношении нарушителей-рецидивистов. Водители, у которых количество штрафных баллов приближается к предельному значению, меняют свою манеру вождения и начинают соблюдать ПДД.

       Впервые система штрафных баллов на Западе была введена в Германии в 1974 г. В  соответствии с этой системой за легкое нарушение ПДД водитель получает от 1 до 4 баллов, за серьезное нарушение – от 5 до 7 баллов. Штрафные баллы за легкое нарушение аннулируются спустя 2 года после нарушения, за серьезные нарушения – спустя 5 лет. Если водитель набирает 18 и более штрафных баллов, то его временно лишают прав. Данная система с некоторыми изменениями действует в Германии и сейчас.

       Часто система устроена таким образом, что водителю изначально дается определенная сумма кредитных баллов, из которой вычитаются очки за правонарушения. В некоторых странах (Франция, Дания) водителям-новичкам в течение 1-3 лет после получения водительского удостоверения начисляется меньше кредитных баллов, чем опытным водителям.

       После внедрения более жестких штрафных санкций за нарушение ПДД, в России целесообразно внедрить систему  штрафных баллов, опыт применения которой показывает высокие результаты во многих странах.

       Образовательные программы и информационные социальные кампании

       Образовательные программы в области безопасности дорожного движения решают несколько  важных задач:

  • разъяснение правил дорожного движения и различных ситуаций, возникающих на дорогах;
  • улучшение навыков вождения;
  • формирование правильного отношения к дорожным рискам, собственной безопасности и безопасности окружающих.

       Первичные курсы, посвященные безопасности дорожного  движения, включены в школьные программы многих европейских государств.

       Так, во Франции реализуется программа  непрерывного образования Educative Continuum, начиная с детских садов и  кончая периодом после получения  водительского удостоверения. Каждый из этапов программы адаптирован к биологическому возрасту «учеников». Программа нацелена на развитие навыков вождения с детского возраста (велосипеды, мопеды) и формирование правильного поведения будущих водителей с точки зрения безопасности.

       Программа реализуется Министерством транспорта в сотрудничестве с образовательным заведениями, школами вождения, страховыми компаниями, министерством внутренних дел и министерством обороны (в его ведении находится полиция).

       Информационные  кампании в странах развитой автомобилизации обычно приурочены к серьезным государственным программам, связанным с контролем за соблюдением ПДД. В рамках информационных кампаний общественность информируется о специфических проблемах, мерах по их решению и новых законодательных актах.

       В рамках информационных кампаний может пропагандироваться использование ремней безопасности, соблюдение скоростного режима, использование в светлое время суток ближнего света передних фар и т.д.

       Для пропаганды безопасности дорожного  движения используются различные средства донесения информации до общественности: средства массовой информации, рекламные плакаты, листовки, теле- и радиопередачи, интернет-ресурсы, развивающие игры и др.

       Одним из наиболее успешных примеров информационных кампаний может служить кампания Bob, реализуемая в Бельгии с 1995 г. Bob – имя человека, который никогда не пьет за рулем и доставляет своих друзей домой в полной безопасности. Цель компании убедить общество в том, что пьянство за рулем социально неприемлемо. В рамках реализации проекта был создан специальный веб-сайт, распространялись материалы в прессе, листовки и постеры, производились майки с изображением Боба.

       В результате проведения этой кампании было зафиксировано значительное сокращение водителей, управляющих ТС в нетрезвом  состоянии.

       К настоящему моменту 15 стран-членов Евросоюза используют бельгийский опыт, адаптировав его для реализации в своих программах.

       А в Нидерландах в 2004-2006 гг. была проведена  информационная кампания Armadillo, пропагандирующая использование ремней безопасности, в особенности, для детей в возрасте от 4 до 12 лет. В рамках реализации программы использовались различные информационные каналы – телевидение, радио, постеры и Интернет. Специальные образовательные материалы распространялись в школах. Проект Armadillo лег в основу коммуникационной кампании Euchires, посвященной использованию ремней безопасности и детских фиксирующих устройств безопасности, которая финансировалась Европейской комиссией.

       По  результатам программы Armadillo в Нидерландах  использование ремней безопасности для детей и детских фиксирующих устройств увеличилось с 75% в 2004 г. до 82% в 2005 г. и 90% в 2006 г.

       Повышение качества обучения при получении  водительских прав

       По  данным многочисленных исследований, риск попадания в ДТП водителей-новичков существенно выше по сравнению с опытными водителями. Поэтому в странах с развитой автомобилизацией повышенное внимание уделяется обучению начинающих водителей.

       Программы обучения составляются с учетом особенностей страны (климатических географических и пр.), но, как правило, большое внимание уделяется курсу практического вождения.

       Помимо  совершенствования обучения вождению в ряде стран с развитой автомобилизацией введены ограничения на вождение после получения водительского  удостоверения для начинающих водителей. Данные ограничения включают в себя:

  • выдачу временных водительских прав и их изъятие в случае ДТП;
  • уменьшение предельно допустимого уровня содержания алкоголя в крови;
  • ограничения по вождению в темное время суток, а также в часы пик;
  • ограничение предельно допустимой скорости;
  • вождение только в присутствии опытного водителя;
  • уменьшение количества штрафных баллов, необходимых для изъятия или приостановки действия водительского удостоверения.

       Вышеперечисленные ограничения для молодых водителей  распространены в некоторых регионах США и Австралии. В Германии с 1986 г. водителям-новичкам выдается временное водительское удостоверение на 2 года. Если за это время водитель был замечен в нарушении ПДД, то ему предстоит пройти дополнительный обучающий курс. Введение ограничений для начинающих водителей снижает количество ДТП с их участием на 10%1.

       Внедрение автоматических технических средств  слежения за соблюдением ПДД

       На  сегодняшний день, автоматические средства слежения или контроля широко применяются  в странах развитой автомобилизации. Они используются для фиксации различных типов нарушений ПДД: несоблюдение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофорам2, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил парковки и пр. Новые технологии позволяют автоматизировать все последующие этапы процесса правоприменения средств фото-, видеофиксации: идентификацию ТС и его владельца, определение вида нарушения, принятие решения о мере наказания, выпуск постановления и контроль за выполнением наказания. Это позволят многократно увеличить производительность технических средств, существенно снизить расходы на контроль и правоприменение в части соблюдения ПДД, а главное – контролировать соблюдение ПДД на большом участке автодорог.

       Именно  возможность контролировать соблюдение ПДД является ключевым условием достижения высоких стандартов БДД. В большинстве стран именно автоматизация контроля соблюдения ПДД привела к резкому сокращению количества ДТП с особо тяжкими последствиями.

       Так, в Великобритании после реализации программы по установке автоматических средств слежения или контроля за превышением скорости количество нарушений скоростного режима сократилось на 32%, средняя скорость снизилась на 7%, количество ДТП снизилось на 40%.

           Реализация проектов по контролю за вождением в состоянии алкогольного или наркотического опьянения

       Лучшей  практикой борьбы с вождением  в состоянии алкогольного или  наркотического опьянения является систематическое проведение выборочных проверок (так называемые «веерные»  проверки). Цель таких выборочных проверок – выявить водителей, в крови  которых уровень алкоголя или наркотических веществ превышает допустимые нормы. Выборочные проверки проводятся во многих европейских странах. Самый высокий процент выборки наблюдается в Финляндии – 34% водителей. На втором месте Швеция – 17%.

       Например, Швеции введение системы плановых «веерных» проверок на алкоголь на дорогах в 1970-х гг. привело к снижению ДТП с участием пьяных водителей с 14% до 9%.

       В Дании с 2003 г. каждый водитель, проходящий обычную полицейскую проверку на дорогах (контроль скорости и/или ремней безопасности), также проходит проверку на алкоголь. В результате этих мер, количество ДТП по вине пьяных водителей сократилось на 25% за 2 года.

Правовое регулирование дорожного движения в зарубежных странах