Правовое регулирование дорожного движения в зарубежных странах
Министерство транспорта Российской Федерации
Московская Государственная Академия Водного Транспорта
Юридический
институт
Кафедра «Транспортного права и
гражданско-правовых дисциплин»
специальность 030501
«Юриспруденция»
Дипломная работа
по теме:
«Правовое
регулирование дорожного
Выполнил студент:
группы юр 82\83
Риф К.Р.
Проверил:
Москва
2011
План работы (содержание?)
Введение.
Глава 1. Национальное законодательство в сфере дорожного движения.
1.1. Общая характеристика дорожного движения в зарубежных странах.
1.2.
Правовое регулирование
1.3.
Правовое регулирование
Глава 2. Международное законодательство в сфере дорожного движения.
2.1.
Актуальные проблемы правового
регулирования дорожного
2.2. Законодательная деятельность Организации Объединенных Наций.
2.3. Правовое
регулирование дорожного движения в Европейском
Союзе.
Заключение.
Список
использованных источников и литературы.
Введение.
По данным ГИБДД России, за первый квартал 2010 года число дорожных происшествий по стране уменьшилось почти на 6%, снизилась смертность от ДТП на дорогах на 19%. За это время произошли 33012 дорожно-транспортных происшествий, в которых погиб 3851 человек и получили ранения 41507 человек. При автопарке 40 млн зарегистрированных машин, треть из которых старше 10 лет.
Для сравнения: в Великобритании, по дорогам которой ездит 34 млн автомобилей, ежегодно в ДТП гибнет всего 3300 человек. В США, где автопарк насчитывает 251 млн. машин, ежегодно погибает около 45 тысяч человек, а ранения получают более 3 млн. В Америке в авариях погибает каждый сотый, тогда как у нас – каждый десятый.
Дело в том, что в России нет ни одного ведомства, которое обеспечивало бы европейский уровень безопасности на дорогах. Проблема, на мой взгляд, заключается в методах ведения борьбы с аварийностью на дорогах. Считается, что улучшению обстановки на дорогах способствует усиление штрафных санкций. Но не следует забывать о высоком уровне коррупции в Российской Федерации. Водитель, сознательно идущий на нарушение правил дорожного движения, понимает, что сможет «договориться» с сотрудником ГИБДД. Основная претензия к сотрудникам ГИБДД заключается в том, что деятельность их направлена не на предотвращение ДТП, а на наказание за совершенные правонарушения.
По данным ГИБДД в 2010 году 1127 ДТП произошло из-за эксплуатации технически неисправных транспортных средств; 41863 из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог.
Но по общему уровню дорожной смертности Россия все же ближе к Европе, чем к Азии. Лидером по смертности на дорогах в мире является Индия. Количество погибших на дорогах в этой стране ежегодно увеличивается на 6-7%.
В год во всем мире гибнут около 1,5 млн. человек. 90% из них погибают на дорогах стран с низким и средним доходом на душу населения, хотя они располагают всего 48% автомобилей мира.
Травматизм на дорогах – является глобальной проблемой современности. Дело в том, что большое количество ДТП в развитых странах происходит из-за высокой степени автомобилизации, а в развивающихся странах из-за низкого уровня культуры соблюдения правил дорожного движения. Эта проблема не является возникшей внезапно. Развитие автомобилестроения и возможность передвигаться на большие расстояния еще в середине прошлого века выявили необходимость издания нормативно-правовых актов международного уровня. В целях повышения безопасности дорожного движения путем унификации и стандартизации правил дорожного движения 8 ноября 1968 г. в Вене была принята Конвенция о дорожном движении. Одновременно с ней была разработана Конвенция о дорожных знаках и сигналах, которая вступила в силу несколько позже - 6 июня 1978 г.
В различных государствах законодательство о дорожном движении сформировано по-разному: в ряде стран принят единый документ, национальное законодательство некоторых других включает несколько нормативно-правовых актов, регулирующих различные сферы, связанные с правилами поведения на дорогах, получением водительских удостоверений, штрафными санкциями.
Широкое
научное признание получили пять
направлений государственной
Целью
данной работы является анализ правового
регулирования дорожного движения в зарубежных
странах для поиска наиболее оптимальной
системы, позволяющей реально снизить
показатели нарушения как правил дорожного
движения, так и правил эксплуатации дорог,
приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.
Для этого будет рассмотрено законодательство
развитых государств с низкими показателями
травматизма и государств с уровнем смертности
на дорогах выше среднего.
Глава 1 (I). Национальное законодательство в сфере дорожного движения.
- Общая характеристика дорожного движения в зарубежных странах.
Важнейшим,
на мой взгляд, показателем качества
правового регулирования
Наиболее объективной характеристикой состояния безопасности дорожного движения является число погибших в дорожно-транспортных происшествиях людей. В связи с этим, в большинстве стран одним из важнейших показателей, определяющим уровень безопасности дорожного движения и позволяющим проводить сравнительную оценку, признается число погибших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 100 тыс. человек населения, характеризующее социальный риск. Ежегодно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают более 1,2 млн. человек, 20-50 млн. - получают травмы, глобальный ущерб оценивается в 518 млрд. долларов США. Сложившаяся ситуация в данной области характеризуется как глобальный кризис. По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, при непринятии самых решительных мер к 2020 г. смертность на дорогах может увеличиться вдвое, пропустив в этом страшном соревновании вперед только сердечнососудистые заболевания и самоубийства. Учитывая реальную опасность обстановки на дорогах, масштабы вреда, наносимого обществу в целом, аварийность можно отнести к основным угрозам современности
В течение последних 15 лет в большинстве развитых стран уменьшается число людей, погибших в ДТП. Такая же тенденция имеется в ряде государств – бывших республиках СССР.
За период с 1990 г. более чем в два раза снизилось число погибших в Австрии, Германии, Испании, Португалии, Франции. Более чем на 30% снизилось количество погибших в остальных европейских странах, кроме Польши. Наиболее незначительное снижение отмечено на территории Российской Федерации.
Риск
погибнуть в ДТП был меньше
всего на территории Великобритании,
Дании, Норвегии, Нидерландов, Швеции,
Японии. Такое положение в этих
странах сохраняется уже
За последние годы в экономически развитых странах общее количество ДТП возрастает, при этом число погибших в них людей уменьшается. Ожидается и дальнейшее сохранение данной тенденции.
Опыт
зарубежных стран различен. Так, в Болгарии, Дании, Испании, Ук
В
ряде стран — Норвегии, Германии, Шв
В Австралии и Франции в
Большинство западноевропейских стран, Япония, США и Австралия к настоящему моменту уже смогли добиться впечатляющих результатов в области обеспечения безопасности дорожного движения, и применяемые меры носят скорее точечный, а не системный характер, и дополняют созданные эффективные системы обеспечения безопасности дорожного движения.
В
странах-лидерах в сфере
- постановка ясных, количественно выраженных целей (снижение смертности на дорогах, уменьшение количества ДТП);
- четкое определение методов и средств, с помощью которых эти цели достигаются;
- финансирование и выделение прочих ресурсов в привязке к целям и задачам программы;
- политическая поддержка;
- обеспечение общественной поддержки с помощью информационных кампаний.
К ключевым мероприятиям, позволяющим добиваться позитивного результата относятся:
- внедрение комплексов фото- и видеофиксации нарушений ПДД;
- пропаганда безопасного поведения на дорогах;
- усиление штрафных санкций;
- включение безопасности дорожного движения в число приоритетов государственной политики.
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения универсальна для всего мира, универсальны и основные меры по ее решению, которые заключаются в воздействии на три составляющие системы дорожного движения: человек, автомобиль, дорога.
К настоящему моменту в мире накоплен большой и многосторонний опыт по реализации мер, направленных на повышение безопасности дорожного движения. Изучение и внедрение этих мер способно уменьшить смертность на дорогах государств, где эта проблема стоит наиболее остро.
Попробуй взять что-нибудь отсюда)
В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.
Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.
Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.
Остается
низким уровень безопасности транспортной
деятельности, в первую очередь на
автомобильном и воздушном
Недостаточный
уровень безопасности перевозок
грузов и пассажиров отечественными
транспортными компаниями негативно
влияет на их конкурентоспособность
на международном рынке
1.2. Правовое регулирование дорожного движения в развитых странах.
В
настоящее время в странах
с развитой автомобилизацией дорожные
власти и полиция применяют широкий
комплекс мер, направленных на повышение
безопасности дорожного движения в
системе «человек-автомобиль-
Ниже приводится обзор ключевых традиционных и новых мер по следующим направлениям:
- повышение ответственности за нарушение ПДД;
- образовательные программы и информационные социальные кампании;
- повышение качества обучения при получении водительских прав;
- проекты по контролю за вождением в состоянии алкогольного опьянения;
- проекты по контролю за использованием ремней безопасности;
- внедрение автоматических технических средств контроля за соблюдением ПДД;
- улучшение качества медицинской помощи при ДТП.
- электронная детекция;
- повышение общих требований к безопасности ТС;
- распространение мер активной и пассивной безопасности ТС;
- повышение безопасности дорожной инфраструктуры.
Повышение ответственности за нарушение правил дорожного движения
В странах с развитой автомобилизацией постоянно совершенствуется система наказания за нарушение правил дорожного движения. Для наказания участников дорожного движения используются меры как финансового, так и нефинансового характера. Наиболее распространенной и общеизвестной финансовой мерой является штраф. К мерам нефинансового характера относятся штрафные баллы, письма с предупреждениями, изымание водительского удостоверения и уголовная ответственность в случае особо тяжких правонарушений.
В экономически развитых странах наблюдается постоянное увеличение размеров штрафов и тенденция к ужесточению наказаний за нарушения ПДД. Так, в странах Евросоюза размеры штрафов за нарушение предельно допустимых скоростных ограничений в десятки, а иногда и сотни раз превышают российские (в Норвегии штраф за превышение скорости в пределах 19 км/ч может достигать 880 евро).
Система штрафных баллов за нарушение ПДД обычно применяется в дополнение к штрафным санкциям. Законодательно устанавливается предельное количество баллов, после достижения которого у нарушителя изымается водительское удостоверение. Водительское удостоверение возвращается при условии пересдачи экзаменов на право управления ТС, а в некоторых странах при условии участия в реабилитационной программе.
Исследования
эффективности системы штрафных
баллов показали, что данная мера особенно
действенна в отношении нарушителей-
Впервые система штрафных баллов на Западе была введена в Германии в 1974 г. В соответствии с этой системой за легкое нарушение ПДД водитель получает от 1 до 4 баллов, за серьезное нарушение – от 5 до 7 баллов. Штрафные баллы за легкое нарушение аннулируются спустя 2 года после нарушения, за серьезные нарушения – спустя 5 лет. Если водитель набирает 18 и более штрафных баллов, то его временно лишают прав. Данная система с некоторыми изменениями действует в Германии и сейчас.
Часто система устроена таким образом, что водителю изначально дается определенная сумма кредитных баллов, из которой вычитаются очки за правонарушения. В некоторых странах (Франция, Дания) водителям-новичкам в течение 1-3 лет после получения водительского удостоверения начисляется меньше кредитных баллов, чем опытным водителям.
После
внедрения более жестких
Образовательные программы и информационные социальные кампании
Образовательные
программы в области
- разъяснение правил дорожного движения и различных ситуаций, возникающих на дорогах;
- улучшение навыков вождения;
- формирование правильного отношения к дорожным рискам, собственной безопасности и безопасности окружающих.
Первичные курсы, посвященные безопасности дорожного движения, включены в школьные программы многих европейских государств.
Так, во Франции реализуется программа непрерывного образования Educative Continuum, начиная с детских садов и кончая периодом после получения водительского удостоверения. Каждый из этапов программы адаптирован к биологическому возрасту «учеников». Программа нацелена на развитие навыков вождения с детского возраста (велосипеды, мопеды) и формирование правильного поведения будущих водителей с точки зрения безопасности.
Программа реализуется Министерством транспорта в сотрудничестве с образовательным заведениями, школами вождения, страховыми компаниями, министерством внутренних дел и министерством обороны (в его ведении находится полиция).
Информационные кампании в странах развитой автомобилизации обычно приурочены к серьезным государственным программам, связанным с контролем за соблюдением ПДД. В рамках информационных кампаний общественность информируется о специфических проблемах, мерах по их решению и новых законодательных актах.
В рамках информационных кампаний может пропагандироваться использование ремней безопасности, соблюдение скоростного режима, использование в светлое время суток ближнего света передних фар и т.д.
Для пропаганды безопасности дорожного движения используются различные средства донесения информации до общественности: средства массовой информации, рекламные плакаты, листовки, теле- и радиопередачи, интернет-ресурсы, развивающие игры и др.
Одним из наиболее успешных примеров информационных кампаний может служить кампания Bob, реализуемая в Бельгии с 1995 г. Bob – имя человека, который никогда не пьет за рулем и доставляет своих друзей домой в полной безопасности. Цель компании убедить общество в том, что пьянство за рулем социально неприемлемо. В рамках реализации проекта был создан специальный веб-сайт, распространялись материалы в прессе, листовки и постеры, производились майки с изображением Боба.
В результате проведения этой кампании было зафиксировано значительное сокращение водителей, управляющих ТС в нетрезвом состоянии.
К настоящему моменту 15 стран-членов Евросоюза используют бельгийский опыт, адаптировав его для реализации в своих программах.
А в Нидерландах в 2004-2006 гг. была проведена информационная кампания Armadillo, пропагандирующая использование ремней безопасности, в особенности, для детей в возрасте от 4 до 12 лет. В рамках реализации программы использовались различные информационные каналы – телевидение, радио, постеры и Интернет. Специальные образовательные материалы распространялись в школах. Проект Armadillo лег в основу коммуникационной кампании Euchires, посвященной использованию ремней безопасности и детских фиксирующих устройств безопасности, которая финансировалась Европейской комиссией.
По результатам программы Armadillo в Нидерландах использование ремней безопасности для детей и детских фиксирующих устройств увеличилось с 75% в 2004 г. до 82% в 2005 г. и 90% в 2006 г.
Повышение качества обучения при получении водительских прав
По
данным многочисленных исследований,
риск попадания в ДТП водителей-
Программы обучения составляются с учетом особенностей страны (климатических географических и пр.), но, как правило, большое внимание уделяется курсу практического вождения.
Помимо совершенствования обучения вождению в ряде стран с развитой автомобилизацией введены ограничения на вождение после получения водительского удостоверения для начинающих водителей. Данные ограничения включают в себя:
- выдачу временных водительских прав и их изъятие в случае ДТП;
- уменьшение предельно допустимого уровня содержания алкоголя в крови;
- ограничения по вождению в темное время суток, а также в часы пик;
- ограничение предельно допустимой скорости;
- вождение только в присутствии опытного водителя;
- уменьшение количества штрафных баллов, необходимых для изъятия или приостановки действия водительского удостоверения.
Вышеперечисленные
ограничения для молодых
Внедрение автоматических технических средств слежения за соблюдением ПДД
На сегодняшний день, автоматические средства слежения или контроля широко применяются в странах развитой автомобилизации. Они используются для фиксации различных типов нарушений ПДД: несоблюдение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофорам2, выезд на полосу встречного движения, нарушение правил парковки и пр. Новые технологии позволяют автоматизировать все последующие этапы процесса правоприменения средств фото-, видеофиксации: идентификацию ТС и его владельца, определение вида нарушения, принятие решения о мере наказания, выпуск постановления и контроль за выполнением наказания. Это позволят многократно увеличить производительность технических средств, существенно снизить расходы на контроль и правоприменение в части соблюдения ПДД, а главное – контролировать соблюдение ПДД на большом участке автодорог.
Именно возможность контролировать соблюдение ПДД является ключевым условием достижения высоких стандартов БДД. В большинстве стран именно автоматизация контроля соблюдения ПДД привела к резкому сокращению количества ДТП с особо тяжкими последствиями.
Так, в Великобритании после реализации программы по установке автоматических средств слежения или контроля за превышением скорости количество нарушений скоростного режима сократилось на 32%, средняя скорость снизилась на 7%, количество ДТП снизилось на 40%.
Реализация проектов по контролю за вождением в состоянии алкогольного или наркотического опьянения
Лучшей практикой борьбы с вождением в состоянии алкогольного или наркотического опьянения является систематическое проведение выборочных проверок (так называемые «веерные» проверки). Цель таких выборочных проверок – выявить водителей, в крови которых уровень алкоголя или наркотических веществ превышает допустимые нормы. Выборочные проверки проводятся во многих европейских странах. Самый высокий процент выборки наблюдается в Финляндии – 34% водителей. На втором месте Швеция – 17%.
Например, Швеции введение системы плановых «веерных» проверок на алкоголь на дорогах в 1970-х гг. привело к снижению ДТП с участием пьяных водителей с 14% до 9%.
В Дании с 2003 г. каждый водитель, проходящий обычную полицейскую проверку на дорогах (контроль скорости и/или ремней безопасности), также проходит проверку на алкоголь. В результате этих мер, количество ДТП по вине пьяных водителей сократилось на 25% за 2 года.
- Правовое регулирование занятости населения в РФ
- Правовое регулирование защиты прав потребителей
- Правовое регулирование защиты прав потребителей в РФ
- Правовое регулирование защиты чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве
- Правовое регулирование защиты чести, достоинства и деловой репутации в российском гражданском праве
- Правовое регулирование земельных отношений
- Правовое регулирование изъятия земельных участков
- Правовое регулирование договора дарения
- Правовое регулирование договора займа в гражданском праве Российской Федерации
- Правовое регулирование договора комиссии
- Правовое регулирование договора подряда
- Правовое регулирование договора пожизненного содержания
- Правовое регулирование договора поставки товаров
- Правовое регулирование дорожного движения в зарубежных странах