Правовые основы государственного управления сферой транспорта в Российской Федерации. 3


 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

 

 

кафедра «Транспортного права

 и гражданско-правовых дисциплин»

Специальность 030500

«Юриспруденция»

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

Правовые основы государственного управления сферой транспорта в Российской Федерации.

 

Выполнила:

                                                                            Студентка 4 курса группы

 

 

 

Научный руководитель:                                                Допущена к защите:

к.ю.н., доцент кафедры

«Транспортного права                                               «___»____________2013 г.

и гражданско-правовых дисциплин»

 

Москва

2013

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Транспортный комплекс Российской Федерации: общая характеристика…………………………………………………………………..8

1.1.Виды транспорта и их классификация………………………………8

1.2 Состояние транспортного комплекса  Российской Федерации…….11

1.3 Сущность и принципы государственной  политики Российской Федерации  в сфере транспорта. Развитие сотрудничества Российской Федерации с Евросоюзом в области транспорта………………………………25

Глава 2. Организационно-правовая система управления в области транспорта…………………………………………………………………….….32

2.1. Организационные основы государственного управления в области транспорта………………………………………………………………………..32

2.2. Федеральные органы исполнительной  власти и их полномочия в  области управления транспортным  комплексом Российской Федерации…...36

2.3. Органы исполнительной власти  субъектов Российской Федерации и их полномочия в сфере транспорт…………………………………………....45

Глава 3. Правовое регулирование государственного управления в сфере транспорта………………………………………………………………………..52

3.1. Федеральные законы в сфере  транспорта. Федеральные целевые  программы развития транспортного комплекса в России…………………….52

3.2. Проблемы и перспективы развития  транспортного комплекса Российской  Федерации………………………………………………………….64

Заключение………………………………………………………………..71

Список использованной литературы…………………………………….74

 

 

 

 

Введение

 

Транспорт - одна из важнейших отраслей хозяйства, выполняющая функцию своеобразной кровеносной системы в сложном организме страны. Тема транспорта всегда была и будет актуальной, не только в России но и по всему Миру. Мы живем в мире, в котором не могли бы обходится без траспортных средств,они облегчают нашу работу и нашу жизнь.

Характерная быстрая скорость авиатранспорта позволяет преодолевать большие расстояния, что помогает нам обеспечить быстрое перемещение даже в слабоосвоенные районы Сибири и Дальнего Востока, что так же облегчает нам задачу с перевозкой груза.

Железнодорожный транспорт  имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок.

Транспорт играет роль цементирующего фактора, объединяющего производственные и экономические связи различных сфер деятельности. Он обеспечивает производство и обращение продукции промышленности и сельского хозяйства, нужды капитального строительства, удовлетворяет потребности направления в перевозках.1

Но помимо всего, существуют так же и проблемы вызванные транспортными средствами, самая острая и самая актуальная проблема это влияние транспортных средств на окружающую среду, на экологию. Транспортная сфера является главным потребителем энергии, ведь именно транспортные средства сжигают большую часть всего бензина в мире. В некоторых странах потребление нефтепродуктов транспортной сферой может составлять до двух третей. транспортные системы наносят ущерб в виде заторов на дорогах и неконтролируемой застройки пригородных территорий, ориентированной также на автомобилистов. От этого страдает вековой сельскохозяйственный уклад и экология пригорода. Токсические отходы дорог и паркингов загрязняют воду и другие природные экосистемы. Уменьшение загрязнения окружающей среды может быть осуществлено за счет использования топлива с низким уровнем токсинов.

Транспорт является обслуживающей отраслью народного хозяйства и играет огромную роль в хозяйственном, социально-культурном и оборонном строительстве. Его основная задача - своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие товарооборота и торговли, состояние обороноспособности страны. 2

Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что обусловлено значением и особенностями деятельности управляемых объектов. Кроме того, очевидна необходимость создания в этой сфере объединений, подотраслей для лучшего управления большим количеством обслуживающих предприятий, приближенных к населению.

Минпромторг РФ совместно с Министерством Финансов РФ рассматривают возможность замены транспортного налога экологическим. Инициатива скажется, в первую очередь, на владельцах старых автомобилей – их эксплуатацию предложили существенно ограничить, а налог на такие машины будет выше, чем на более экологичные. 3

Что касается ограничений эксплуатации, то речь идет, прежде всего, об автобусах, пассажирских транспортных средствах и автомобилях, перевозящих опасные грузы. Рахманов подчеркнул, что это необходимо, в первую очередь, для обеспечения безопасности.

На 2013 год владельцы автотранспорта обеспокоенны резким увеличением транспортного налога. Ставки транспортного налога в Москве увеличились с 1 января 2013 года, самое серьезное изменение коснулось владельцев маломощных машин. Так, транспортный налог для автомобилей с двигателями мощностью до 100 л.с. увеличили почти в два раза — за каждую лошадиную силу нужно платить 12 рублей вместо прежних семи. Владельцам автомобилей, которые попадают под другие установленные категории мощности, пришлось доплачивать в среднем по пять рублей за каждую лошадиную силу. При этом автомобили мощностью до 70 л.с., как и прежде, налогом не облагаются

В ноябре 2012 года отмену транспортного налога поддержал Владимир Путин. «Мы стремились к тому, чтобы все переложить в акцизы, а от транспортного налога потихоньку уходить, но пока мы к этому не готовы. Мы собрались так сделать, но по просьбе и настоянию губернаторов отложили, поскольку налог идет к ним в бюджет и они побоялись, что мы обесточим их доходы», — отметил президент на встрече с главами партийных фракций в Государственной думе.4

Транспортный налог будет заменен акцизами на бензин. Поэтому экологический налог — это не замена транспортному налогу, а принципиально новый налог, который будет введен в качестве меры, которая будет стимулировать автовладельцев покупать не поддержанные, а новые автомобили. Более того, эконалог будет мотивировать водителей следить со состоянием своего личного транспортного средства.

Транспорт традиционно считается источником повышенной опасности, поэтому крайне важно обеспечить безопасность его функционирования - безопасность дорожного движения, пассажиров, грузов и т.д. В связи с этим выделяются следующие особенности в организации государственного управления транспортом: высокая степень централизации управления, наличие специализированного контроля за обеспечением безопасности движения; наличие специальных актов - уставов о дисциплине работников транспорта, кодексов, правил и т.д.

Основными источниками, регламентирующими правовые основы государственного управления в области транспорта являются: Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 07.05.2013 N87-ФЗ, Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изменениями и дополнительно, вступающими в силу с 01.01.2013),Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 №18 ФЗ (в ред. Федеральных законов от 19.07.2011 N248-ФЗ, от 14.06.2012 N78-ФЗ), Федеральный закон Российской Федерации от 09.02.2007 №16-ФЗ "О транспортной безопасности" (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 "N242-ФЗ"), Постановление  Правительства РФ от 05.12.2001 N 848 (ред. от 22.04.2010) "О Федеральной Целевой  Программе "Развитие Транспортной Системы России (2010-2015), Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года (уточненный и согласованный с МЭРТ проект от 10 октября 2004г.) и другие источники. 5

Среди специалистов, занимающихся изучением проблем правовых основ государственного управления в области транспорта можно назвать Н.Е. Аксененко, Б.М. Лапидуса, А.С. Мишарина, Ш.П. Бланка, А.А. Митаишвили, В.А. Легостаева, В.Н. Дегтяренко, В.В. Зимина, А.И. Костенко, И.Я. Аксенова, Н.Н. Громова, Т.А. Панченко, А.Д. Чудовского

Однако неполное отражение в рассмотренной литературе вопросов, связанных с изучением вопросов государственного управления транспортной системы России определило выбор темы, цели и задачи дипломной работы.

Что касается предмета изучения, то его составляют такие явления, как государственное управление и основные положения-принципы его осуществления, основы государственного управления в сфере транспорта.     В данной дипломной работе транспорт выступает, как объект государственного управления.

Основной целью дипломного исследования является изучение на основе современных источников научной и учебной литературы, правовых основ государственного управления в области транспорта и обоснование возможных направлений будущего развития транспортной системы России.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

дать обобщенную характеристику основных видов транспортного комплекса России по состоянию на 2013 год;

оценить систему федеральных органов исполнительной власти, а также органов субъектов федерации и их полномочия в исследуемой теме;

проанализировать правовые основы состояния управления в области транспорта и определения основных направлений перспектив и их совершенствования в связи с реализацией комплексной программы социально-экономического развития России на период до 2020 года.

выявить основной круг проблем, требующий организации и правового разрешения в области транспорта.

 

 

Глава 1. Транспортный комплекс Российской Федерации: общая характеристика.

1.1. Виды транспорта  и их классификация.

 

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной.     Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своїми технико-экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.  
В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров                 на средние расстояния и в пригородном сообщении.  
Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия                                                   современной сети автодорог высокого технического уровня. 
Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихсягрузов. 6 
     Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно-импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.  
Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного).

  Однако в последние десятилетия  он не выдерживает конкуренции  с другими видами транспорта  и практически превратился в  специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов. Трубопроводный транспорт, в отличие от выше описанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.  
По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.  
       Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает. В тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.  
        По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.  
Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.  
        В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. В перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт.

Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.  
В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный.  
Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте — городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Состояние транспортного  комплекса Российской Федерации: общая характеристика

 

В последние десятилетия транспортная система Российской Федерации претерпела существенные изменения. Они коснулись ее структуры, организации управление, а также нормативной базы.

Переход государства к рыночным принципам развития хозяйства, условия реформирования социально-экономических отношений поставили перед транспортом новые, более сложные задачи по коренному улучшению его деятельности, повышению качества предоставляемых гражданам и юридическим лицам услуг по перевозкам.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2012 года составляла 86 тыс. км железных дорог общего пользования, 38 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 903 тыс. км автомобильных дорог общего пользования (в том числе 711 тыс. км дорог с твердым покрытием), 101 тыс. км внутренних водных путей, 2,5 тыс. км трамвайных путей, 485 км путей метрополитена, 4,8 тыс. км троллейбусных линий, 639 тыс. км воздушных трасс, из которых более 468 тыс. км являются международными.

  В 2012 году Минтрансом России была реализована федеральная программа софинансирования мероприятий субъектов Российской Федерации по закупке экологически чистого городского пассажирского транспорта. 35-ти субъектам Российской Федерации были предоставлены субсидии на 3,4 млрд. рублей, на которые производится закупка 619 автобусов, работающих на газомоторном топливе, 327 троллейбусов и 177 трамваев. «В настоящее время Минтранс России подготовил предложения в Правительство Российской Федерации о продолжении аналогичной федеральной программы в 2013 – 2016 годы. Сейчас формируется заявка на основе потребностей 77 субъектов.

По состоянию на начало 2013 г. в реестре состояло 494 маршрута между Российской Федерацией и 19 иностранными государствами. Наибольшее количество маршрутов согласовано в Украину (107 маршрутов), Казахстан (104 маршрута), Китай (82 маршрута), Германию (34 маршрута), Беларусь (34 маршрут) и Молдову (31 маршрут).7

Статистикой впервые за последние годы зафиксирован рост перевозок и грузооборота автомобильного транспорта (на 2,8 и 3,4% соответственно).

В 2012 году объем перевозок грузов автомобильным транспортом по сравнению с 2011 годом увеличился на 3,4% и составил 5,8 млрд. тонн. Автомобилисты перевезли 55% от общего объема всех видов грузов.

  Финансовое состояние предприятий  и организаций транспортного  комплекса улучшилось. Количество  крупных и средних убыточных  предприятий снизилось на 6%. Впервые за последние годы был достигнут положительный сальдированный финансовый результат по крупным и средним предприятиям всего транспортного комплекса.

Авиационный транспорт - это транспорт производящий перевозку грузов, пассажиров по воздуху. Характерны высокие скорости, способность преодолевать большие расстояния. Особую роль играет воздушный транспорт для слабо освоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом часто является единственным средством сообщения.

В 2012 году российскими авиакомпаниями было перевезено более 74 млн. пассажиров. Российские аэропорты в 2012 году обслужили более 92 млн. российских и иностранных граждан.

Доля 15 ведущих авиакомпаний в общем объеме пассажирских перевозок продолжает неуклонно повышаться и составила в 2012 году 86,5 % ,35 пассажирских авиакомпаний в целом обеспечили перевозку 98,3% всего пассажиропотока. Объём перевозок грузов и почты в 2012 году составил 963 тыс. тонн, грузооборот 5 млрд. тонно-километров.8

Федеральной целевой программой «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в 2013 году предусмотрено финансирование 5 аэродромных комплексов аэропортов регионального и местного значения (Горячинск, Петропавловск-Камчатский, Палана, Никольское, Чокурдах) в объеме 6,4 млрд. рублей.

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На три московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово, Внуково) приходится 30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений) авиатранспортными узлами являются также - Санкт-Петербург (Пулково) - второй по значению после Москвы, Уфа. Самара, Екатеринбург (Кольцове), Минеральные Воды, Сочи - в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) - в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск - в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток - на Дальнем Востоке. 9

Воздушный транспорт занимает третье место по объему пассажирских перевозок. Он также используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, при строительстве трубопроводов, мостов, ЛЭП, в проведении работ для сельского хозяйства, геологоразведки, рыбного промысла. Уровень развития воздушного транспорта является показателем степени научно-технического потенциала страны.

Рынок авиаперевозок является высококонкурентным. Государственному регулированию подвергаются лишь тарифы на услуги аэровокзалов. Цены на остальные виды услуг воздушного транспорта складываются под воздействием спроса и предложения.

Перевозки пассажиров и грузов осуществляется регулярными и нерегулярными авиаперевозчиками. Стоимость услуг, предоставляемых нерегулярными авиаперевозчиками, как правило, ниже. Однако значимость этого критерия уменьшается. В структуре грузооборота и пассажирооборота последовательно увеличивается доля регулярных авиаперевозчиков. В структуре грузооборота она составляет 93%, пассажирооборота - 99%. Объем грузо и пассажирооборота наиболее быстро растет в секторе международных перевозок. В этом секторе наиболее устойчив платежеспособный спрос на предоставляемые услуги.

Воздушным транспортом, помимо перевозки, предоставляются иные виды услуг. Среди важнейших из них - проведение агрохимических работ в сельском хозяйстве, тушение лесных пожаров, перевозка почты.

В 2012 году Российскими авиакомпаниями перевезено 74 млн. пассажиров, что на 15,4% выше уровня 2011. При этом мировые темпы прироста авиаперевозок – чуть более 5 процентов (5,3%). На долю региональных перевозок, исключая маршруты на Москву и Санкт-Петербург, приходится менее 7 % от общего объема, что оказывает существенное влияние на мобильность значительной части населения. В этой связи одним из приоритетных направлений является развитие региональных и местных перевозок.

В настоящее время реализуется 7 программ государственной поддержки. В программу субсидирования пассажирских перевозок из Центральной части России в Дальневосточный регион включены в настоящее время 9 дополнительных маршрутов, что увеличило маршрутную сеть до 42 направлений. В целях сохранения и развития наземной аэропортовой инфраструктуры в труднодоступных и северных территориях реализуется программа субсидирования федеральных казенных предприятий. На базе 60 аэропортов создано 7 федеральных казенных предприятий. На условиях лизинга при государственной поддержке шесть авиакомпаний приобрели 23 самолета. Разработан комплекс мер по развитию сети региональных и местных аэропортов.

Для реализации данной Программы сформирована и постоянно действует рабочая группа при Правительственной комиссии по транспорту, разработана и утверждена поручением Правительства «дорожная» карта «Развитие авиаперевозок», которая включает 18 мероприятий, часть из которых уже выполнена.

В 2012 году вступили в силу новые федеральные авиационные правила, была продолжена работа по совершенствованию существующей структуры воздушного пространства Московской зоны, что позволит увеличить ее пропускную способность в полтора раза. Результатом этой работы уже сейчас является сокращение количества задержек рейсов и времени ожидания воздушных судов.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте всех видов транспорта (56,7 %) и в пассажирообороте (33,7%). Он имеет целый ряд достоинств, которые и определили его преимущественное развитие в стране. Железнодорожный транспорт характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации. 10/11

Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.12

Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.

Значительные грузопотоки угля формируются в Кузнецком бассейне. Уголь доставляется на Урал, в Центральные районы, в Поволжье. Грузопотоки нефтяных грузов идут из Западной Сибири, Урало-Поволжья, Северного Кавказа. Основная масса лесных грузов идет с европейского Севера и из Сибири. Грузопотоки черных металлов формируются Центральной и Сибирской металлургическими базами для потребителей: Центрального района, Северного Кавказа, Северо-Запада. Хлебные грузы из лесостепной и степной зон идут в густонаселенные потребляющие районы.

Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны. Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса, Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги, Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожная сеть имеет ярко выраженное широтное направление с малой разветвленностью. Важнейшей магистралью, связывающей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком является Трансконтинентальная железная дорога: Москва - Рязань - Рузаевка - Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск - Иркутск - Чита - Хабаровск - Владивосток, длиной 9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут - Комсомольск-на-Амуре.

Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана. В меридиональном направлении действует участок Тюмень - Сургут - Уренгой. Плотность железнодорожной сети в Российской Федерации мала - 5 км на 1000 км, поэтому очень высока грузонапряженность железных дорог.

Распад СССР и разрыв транспортно-экономических связей имеет тяжелые последствия. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южно-Сибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи "восток-запад" России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южно-Сибирской железных дорог. Нерациональные перевозки на железнодорожном транспорте сохраняются, так как они связаны с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Автомобильный транспорт. Отраслевая структура автомобильного транспорта находится в настоящее время в стадии формирования. Основные принципы организации автомобильного транспорта, присущие рыночной экономике (в первую очередь - разделение субъектов отрасли на наемных (профессиональных) перевозчиков, перевозчиков собственных грузов (пассажиров) и некоммерческих эксплуатантов автотранспортных средств), не получили пока должного законодательного закрепления. Эти особенности, в сочетании с масштабами отрасли и неполнотой ее охвата статистическим наблюдением, создают определенные проблемы для достоверной оценки состояния и тенденций развития автомобильного транспорта.13

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте. Федеральное дорожное агентство находится в ведении Министерства Транспорта РФ.

За последние 10 лет парк автомобилей в России вырос почти в 2,5 раза. Коммерческий автотранспорт и автомобили, используемые в домашних хозяйствах, становятся все более важным фактором социального                              и экономического развития. 14Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.  
    К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.                        

Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской ФедерацииАнализ реального распределения парка между эксплуатантами затруднен тем, что в настоящее время, во избежание уплаты налога на приобретение автотранспортных средств, значительная доля парка грузовых автомобилей регистрируется как собственность физических лиц, а информация о характере их фактического использования отсутствует.15

Правовые основы государственного управления сферой транспорта в Российской Федерации. 3