Преемственность детского сада и начальной школы в обеспечении психологической готовности детей к обучению в школе

Практическая  часть: Преемственность детского сада и начальной школы в обеспечении психологической готовности детей к обучению в школе

          Исследование проходило в несколько этапов.

          С целью определения психологической готовности к обучению в школе было проведено исследование 25 учащихся первых классов. Исследование проводилось в …..указать школу   в период октябрь-ноябрь 2012 года.

Для диагностики  готовности к обучению в школе, нами были использованы следующие методики:

  • Интеллектуальная готовность: Методики Керна-Йирасека и ВМ Йирасека, «Графический диктант» Эльконина.
  • Личностная готовность: методика «Лесенка» Щур, методика «Мотивационная готовность к школе» Марцинковской
  • Для диагностики адаптации к обучению в первом классе был использован метод экспертной оценки. С этой целью была разработана анкета, которая заполнялась учителями начальных классов и школьным психологом, а также методика «Беседа о школе» Нежновой.

 

Вся исследуемая  выборка была поделена на 2 группы: Группа А – дети, посещавшие детский сад (25 человек) и Группа Б – дети, воспитывавшиеся дома и не посещавшие детский сад (24 человека)

Результаты  проведенной диагностики в начальной  школе.

Результаты по тесту Керна-Йирасека представлены в таблице 2.1. , графически представлены на рис. 2.1. и в Приложении ….

Таблица 2.1. Результаты теста Керна – Йирасека

Группа  А

Группа  Б

Высокие

Средние

Низкие

Высокие

Средние

Низкие

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

10

77%

3

33%

0

0%

3

25%

8

67%

1

8%


         Рис. 2.1. Результаты теста Керна – Йирасека. Группа А (первоклассники, посещавшие детский сад). Группа Б (первоклассники не посещавшие детский сад)

       Задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Кроме того, с помощью этого теста в общих чертах можно определить интеллектуальное развитие ребенка, умение подражать образцу и способность к сосредоточенности, концентрации внимания.

         Таким образом, полученные результаты говорят о том, что у детей, посещавших детский сад, больше выражены высокие показатели измеряемых тестом характеристик (77%), по сравнению с детьми не посещавшими детский сад (25%). Дети, не посещавшие детский сад, показали в основном, средний уровень выраженности (67%), дети , посещавшие детский сад в 33% случаев показали средние результаты. И 1% детей, не посещавших детский сад, показали низкие результаты.

         Полученные результаты говорят о том, что дети, посещавшие детский сад, оказываются более подготовленными к школе ввиду того, что они в процессе обучения выполняют много заданий, развивающих мелкую моторику, внимание, мышление. В процессе занятий по рисованию и труду ребенок тренирует и развивает школьно необходимые умения и навыки, способствующие эффективному выполнению учебных заданий. (результаты всех испытуемых и средние показатели по субтестам см. Приложение№…)

         Результаты теста ВМ Йирасека, определяющего общую осведомленность и особенности вербального мышления ребенка представлены в Таблице 2.2.,  представлены графически на Рис. 2.2. и в Пиложении№…

          Таблица 2.2. Результаты теста вербального мышления Йирасека (ориентировочный тест школьной зрелости).

Группа  А

Группа  Б

Выше  средн.

Средние

Ниже  средн.

Выше средн.

Средние

Ниже  средн.

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

9

69%

4

31%

0

0%

2

17%

6

50%

4

33%


        Рис. 2.2. Результаты теста вербального мышления Йирасека.

      Анализируя полученные результаты, можно констатировать, что по ориентировочному тесту школьной зрелости дети, посещавшие дошкольные воспитательные учреждения  (детские сады) показывают более высокие результаты, чем дети, не посещавшие их. Они обладают большим спектром знаний, лучше ориентируются во времени, могут объяснять причинно-следственные связи, обобщать, классифицировать, что говорит о более развитых мыслительных операциях, по сравнению с детьми, не посещавшими детский сад. Кроме того, дети из группы, посещавших детский сад проявили большую заинтересованность в выполнении задания и большую активность, что говорит о том, что подобные задания для них не являются чем-то новым.

         Результаты проведенной методики Графический диктант Эльконина. Данная методика направлена на диагностику такого компонента психологической готовности, как развитие произвольности – прежде всего – умения слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, не отвлекаясь на посторонние раздражители; действовать в соответствии с правилом; использовать образец, а также дает представление о степени самостоятельности ребенка в учебной работе. Полученные результаты отражены в Таблице 2.3., графически представлены на рис. 2.3. и в Приложении №…

         Таблица 2.3. Результаты методики Графический диктант

Группа  А

Группа  Б

Высокие

Средние

Низкие

Высокие

Средние

Низкие

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

8

62%

5

38%

0

0%

2

17%

8

66%

2

17%


          Рис.2.3. Результаты методики Графический диктант

          Полученные результаты говорят о более выраженных показателях произвольности учебных действий и самостоятельности первоклассников, посещавших детский сад. Они легче понимают правила и действуют в соответствии с ними, понимают и точно выполняют указания учителя. Кроме того эти дети более аккуратно выполняли задания, были более внимательны, допускали меньше ошибок, у них более поставлена рука, выполняемые линии более четкие и ровные. Уровень выполнения самостоятельных заданий так же высок, как и уровень заданий, выполняемых под диктовку психолога. В отличии от детей, не посещавших детский сад, и показавших более низкие результаты. Кроме того, дети из группы Б хуже сосредотачивались на работе, быстрее отвлекались, и были менее заинтересованы в выполняемом задании. Лини, начерченные по образцу, и тем более самостоятельно, менее четкие и ровные. Было допущено больше ошибок.

           Для диагностики личностной составляющей психологической готовности к обучению в школе были использованы методики «Лесенка» и «Мотивационная готовность к школе».

         Методика «Лесенка» (см. Приложение …) предполагает ответы испытуемых на вопросы:

  • на какую ступеньку ребенок поставил бы себя сам
  • на какую ступеньку его поставила бы мама
  • на какую ступеньку его поставил бы учитель.

          Нами  был проведен сравнительный анализ  того, как отвечали на эти вопросы  дети посещавшие детский сад и не посещавшие. Результаты теста «Лесенка» отражены в таблице 2.4. и представлены графически на рис.2.4, а также в Приложении …

         Так если  ребенок ставит себя на 5-6 ступеньки  лесенки, это говорит об адекватной  самооценке, причем, если мама оценивает также или выше, то это считается хорошим признаком и говорит о том, что ребенок воспринимает себя значимым и любимым. Если ребенок помещает себя на 7-ю ступеньку, это говорит о завышенной самооценке. Если на нижние – о заниженной самооценке.

       Анализируя полученные  результаты, мы можем констатировать, что дети, посещавшие детский  сад, отличаются более адекватной  самооценкой. Более того, они более  позитивно оценивают себя как  с точки зрения мамы, так и  с точки зрения учителя. В то время как дети, не посещавшие детский сад (Группа Б) отличаются в большинстве завышенной самооценкой как в отношении себя (58%), так и в отношении матери (58%) и заниженной оценкой с точки зрения учителя (58%). Только 25% детей, не посещавших детский сад, оценивают себя адекватно. Так же 42% считают что учитель оценивает его адекватно. Таким образом, можно заключить, что у детей посещавших детский сад более позитивная, адекватная самооценка, которая будет способствовать лучшей адаптации в школьном коллективе и установлению взаимоотношений с учителями. Полученные нами результаты говорят о том, что в общении со сверстниками и воспитателями в детском саду, выполнение совместных учебных и игровых действий, способствуют формированию более адекватной самооценки  детей. Они имеют возможность сравнивать свои действия с действиями других детей, ориентируются на оценки воспитателя, корректируя свою общую самооценку. Кроме того, дети, воспитывавшиеся в детском саду оказывают больше доверия учителям, считают их оценки более объективными (77%), чем дети, воспитывавшиеся дома (42%). Дети, не посещавшие детский сад, не имели такого опыта взаимодействия. Их самооценка формировалась в основном в результате общения со взрослыми, для которых, ребенок всегда будет самым умным, талантливым и хорошим во всех отношениях. У ребенка формируется неадекватная завышенная самооценка. Попадая в условия школы, когда к детям предъявляются определенные требования, такой ребенок начинает воспринимать требования и оценки учителя, как слишком завышенные придирчивые. Ребенок начинает оценивать такое отношение, как негативное по отношению к себе, результатом чего может стать нежелание ходить в школу, регрессивное поведение, симуляция заболеваний (в качестве вторичной выгоды, лишь бы в школу не ходить).

Таблица 2.4. Результаты методики «Лесенка».

Группа  А

Группа  Б

Завышенная 

Адекватная 

Заниженная 

Завышенная 

Адекватная 

Заниженная 

На какую ступеньку ребенок поставил бы себя сам

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

2

15%

7

54%

4

31%

7

58%

3

25%

2

17%

На какую ступеньку  его поставила бы мама

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

6

46%

6

46%

1

8%

7

58%

2

17%

3

25%

На  какую ступеньку его поставил бы учитель

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

1

8%

10

77%

2

15%

0

0%

5

42%

7

58%


     

          Рис. 2.4. Результаты теста «Лесенка»

          Для диагностики мотивационной  готовности к обучению в школе  нами была использована методика «Мотивационная готовность» Марцинковской. Данный параметр оказывается очень важным, для быстрой адаптации к новым учебным условиям. Кроме того, если ребенок мотивирован к выполнению учебных заданий, выполнению требований учителя и соблюдению правил поведения в школе, он будет показывать хорошие результаты обучения, что в свою очередь будет мотивировать его к учению. Желание учиться, приобретать новые знания и умения говорит о сформированности внутренней позиции школьника. По мнению автора методики, об этом говорят показатели от 5 баллов (максимальное количество баллов равно 9).

          Методика включает 9 вопросов, на  которые ребенок должен ответить (см. Приложение №…). Полученные  результаты отражены в Таблице  2.5., представлены графически на  рис.2.5. и в Приложении №…

Таблица 2.5. Мотивационная готовность к обучению в школе 

Группа  А

Группа  Б

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

7

54%

5

38%

1

8%

2

17%

6

50%

4

33%

 

Рис. 2.5. Мотивационная  готовность к обучению в школе учащихся посещавших детский сад (Группа А) и не посещавших детский сад (Группа Б).

       

         Согласно многим исследованиям, одним из важных показателей готовности к школе является адаптированность ребенка. Так ребенок, психологически готовый к обучению в школе обладает таким набором психологических характеристик, которые будут способствовать быстрому включению ребенка в учебный процесс и во взаимоотношения с окружающими. Мы предположили, что дети, посещавшие дошкольные образовательные учреждения (детские сады), благодаря проводимой там подготовительной работе, будут более готовы к обучению в школе, а, следовательно, будут легче адаптироваться, будут более мотивированны и будут более адекватно оценивать себя, чем дети, не посещавшие детские сады.

         Анализ литературы и практический опыт педагогов и психологов говорит о том, что при наличии физического и психологического здоровья ребенка, а также психологической готовности ребенка к обучению в школе, адаптация наступает достаточно быстро. В течении двух месяцев ребенок ознакомляется с новым учебным заведением и его требованиями; с учителем и одноклассниками; с учебными задачами и правилами деятельности. Поэтому, ранее чем через два месяца, после поступления ребенка в школу, проводить не целесообразно.

          Диагностику адаптации к школе  мы проводили в ноябре-декабре  2012 года. С этой целью, нами  были использованы такие методики, как «Беседа о школе» Нежновой  и экспертная оценка адаптации  учащихся начальной школы, проводимая педагогом и психологом.

        Методика Нежновой предполагает 9 пар ситуаций. Ребенок должен  выбрать вариант А (направленность  на школу, приобретение знаний, сформированность внутренней позиции  школьника) или вариант Б ( предпочтение  детского поведения, выбор игровой деятельности, желание не ходить в школу или вернуться в садик). Предпочтение вариантов типа А (5 и более баллов) говорит о адаптации к школе и о сформированности внутренней позиции школьника. Преобладание вариантов Б в ответах школьников говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения. Результаты методики «Беседа о школе» представлены в Таблице 2.6., представлены графически на рис. 2.6. и в Приложении №…

       Таблица 2.6. Результаты методики «Беседа о школе» (средние)

Группа  А

Группа  Б

Выбор варианта А

Выбор варианта Б

Выбор варианта А

Выбор варианта Б

6,9

2,1

3,6

5,4


      Таким образом, дети посещавшие  детский сад, оказываются более  подготовленными к школе, т.к.  они быстрее адаптируются и в беседе, отвечая на вопросы выбирают школьные виды деятельности, отдают предпочтение школе, по сравнению с игровыми видами деятельности и вариантами остаться дома и не ходить в школу. Они проявляют больший интерес к учёбе, больше мотивированы на оценку своих знаний. Все результаты находятся в Приложении ….

Рис. 2.6. «Результаты методики Беседа о школе»

          Дети, не посещавшие детский сад,  в меньшей степени ориентированы  на учебную деятельность, при  наличии альтернативы выбрали  бы – не ходить в школу, играть с игрушками, петь, рисовать, гулять. В качестве поощрения они бы предпочли игрушки и конфеты, по сравнению с отметками. Не имея привычки сидеть за партой, выполнять требования взрослого, участвовать в групповой деятельности они трудно и долго адаптируются к школьной жизни.

         Для получения дополнительной  объективной информации об адаптации  первоклассников к обучению в  школе была проведена экспертная  оценка адаптации исследуемых  учащихся. С этой целью была  разработана анкета, включающая  параметры и критерии адаптации младших школьников из разных научных источников. Анкета включает 20 пунктов, по которым учитель должен оценить своих учеников. Результаты анкетирования включены в таблицу 2.7. и представлены графически на рис.2.7.

Таблица 2.7. Результаты экспертной оценки адаптации первоклассников

Группа  А

Группа  Б

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

8

62%

5

38%

0

0%

2

17%

6

50%

4

33%

 

         Рис. 2.7. Экспертные оценки адаптации первоклассников к обучению в школе

          Для статистической проверки полученных данных нами был использован метод Т критерий Стьюдента, который позволяет определить значимость различий между двумя рядами данных. Таким образом, мы должны сравнить полученные результаты Группы А( дети, посещавшие дошкольные воспитательные учреждения) и Группы Б (дети, не посещавшие детский сад).

Результаты  проведенной диагностики (средние  показатели по тестам)

Тест Керна-Йирасека

ВМ Й

ГДикт

Лесенка

МотГ

Нежнова

Адапт

№1

№2

№3

всего

СОС

СОМ

СОУ

А

Б

Дети, посещавшие детский сад

1,85

1,85

1,4

5,6

26,5

6,9

5

6

5,2

6,4

6,9

2,1

13,2

Дети, не посещавшие детский сад

2,6

2,8

2,2

7,5

15,8

5,4

5,5

5,4

2,75

4,5

3,6

5,4

8,9


 

Статистика еще  подсчитывается.

         Таким образом, анализируя полученные результаты можно заключить, что проводимые в детском саду мероприятия обеспечивают психологическую готовность детей к обучению в школе, что в свою очередь способствует их лучшей адаптации к школьной жизни и деятельности.

         Есть еще результаты 12 человек по Керну-Йирасеку, графическому диктанту, Лесенке и еще нескольким методикам, проведенные в январе в подготовительной группе детского сада (еще не до конца обработанные) и планируется проведение еще одного среза в апреле, чтобы посмотреть, какие изменения происходят в результате проведения подготовительных к школе мероприятий. Краткая программа занятий будет в приложениях.

 

 


Преемственность детского сада и начальной школы в обеспечении психологической готовности детей к обучению в школе