Президент РК: статус и правовое положение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Список сокращений…………………………………………………………………3

Введение……………………………………………………………………………..4

  1. Правовое положение Президента Республики Казахстан…....................7
    1. Становление и развитие института президентства в Казахстане..………....7
    2. Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти……………………..………………………...............................................11
    3. Особенности института первого президента Республики Казахстан………17
  2. Полномочия Президента Республики Казахстан …………………………24

2.1 Полномочия Президента Республики Казахстан, связанные с формированием и деятельностью органов государственной власти …………..24

2.2 Полномочия Президента Республики Казахстан во внешней политике …30

2.3 Полномочия Президента Республики Казахстан как верховного главнокомандующего и по введению чрезвычайного положения………….…31 

2.4 Полномочия Президента  в отношении решения вопросов  гражданства, награждения государственными  наградами, республиканского референдума……………………………………………………………..………...32

2.5 Акты президента  Республики Казахстан по вопросам  своей компетенции.34

  1. Порядок вступления в должность и прекращения полномочий Президента Республики Казахстан ………………………………………………………39
    1. Порядок вступления в должность Президента РК…………………………..39
    2. Порядок прекращения полномочий Президента РК………………...............40
    3. Статус бывших президентов Республики Казахстан………………………51

Заключение………………………………………………………………………….52

Глоссарий…………………………………………………………………………...55

Список использованных источников……………………………………………..57

Приложение А………………………………………………………………………60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список сокращений

РК - Республики Казахстан

Казахская ССР – Казахская  Советская Социалистическая Республика

РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы дипломного исследования. Демократические преобразования, проводимые в Республике Казахстан в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для Казахстана данный институт являлся новым. С апреля 1990 года, когда он был введен в Республике Казахстан был накоплен определенный опыт, который требует обобщения. В Республики Казахстан произошло становление, не только института президентской власти, но и парламентаризма, независимой судебной власти, органов исполнительной власти.

Рассматривая новое казахстанское государство с точки зрения общественно-политического устройства, мы отнесем его к самой многочисленной группе – современный Казахстан – республика. Среди них традиционно принято выделять президентские, парламентские и полупрезидентские (смешанные) республики. Согласно конституции Республики Казахстан, принятой в 1995 году, Президент как институт государственной власти, стоит особняком, он не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен очень обширными полномочиями. Собственно говоря, это отдельный орган власти. Однако, несмотря на очень сильную президентскую власть в Казахстане, нашу страну принято относить не к президентским, а полупрезидентским республикам.

Согласно Конституции  государственная власть в Республике Казахстан осуществляется на основе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Органы всех ветвей власти самостоятельны. При этом разделение властей не только не исключает, но, напротив, предусматривает координацию усилий различных ветвей власти и их взаимодействие в установленных Конституцией РК пределах и формах. Основная роль по обеспечению взаимодействия властей возложена Конституцией на Президента, который согласно Конституции обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Глава государства - высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти.

Необходимо отметить, что современное государственное устройство Республики Казахстан можно охарактеризовать как президентскую республику с исключительно сильной властью и широкими полномочиями Президента. При этом конституционная модель президентской республики в Республики Казахстан и принципы взаимодействия властей выглядят таким образом, что путем системы “сдержек и противовесов” обеспечивается препятствование перерастанию института Президента в режим, диктатуры, излишне сильной личной власти, неподконтрольной народу или способной игнорировать иные ветви государственной власти Казахстана. Проблема заключается в том, чтобы наполнить эту модель реальным социальным содержанием и юридически и фактически гарантировать общество от авторитаризма и уже один раз пережитого нашей страной тоталитаризма. Необходимые для этого правовые гарантии предусмотрены в действующей Конституции. Как бы ни были широки полномочия Президента, они небеспредельны. Эти полномочия тесно связаны и переплетены с полномочиями других федеральных органов государственной власти, а отношения Президента и органов законодательной и исполнительной власти Республики Казахстан, органов государственной власти субъектов РК характеризуются не только правами, но и взаимной ответственностью, подотчетностью и подконтрольностью друг другу.

Объектом дипломного исследования является правовое закрепление и регулирование организации и деятельности, правового статуса Президента Республики Казахстан.

Предметом дипломного исследования является Президент Республики Казахстан, как высшее должностное лицо, гарант прав и свобод человека и гражданина.

Само понятие «президент»  определяется как выборный глава  государства. В юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления.

Цель дипломного исследования – охарактеризовать конституционно-правовой статус Президента Республики Казахстан. Соответственно, задачами данной работы является раскрытие следующих вопросов:

- понятие главы государства  в РК;

- становление и развитие института президентства в РК;

- место и роль Президента  РК в системе органов государственной власти;

- функции Президента  РК;

- полномочия Президента  РК;

- порядок вступления  в должность Президента РК;

- порядок прекращения  полномочий Президента РК.

Вопросы, связанные с  институтом президентства в Республики Казахстан не получили пока должного освещения в казахстанской юридической науке.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов, как: Алексеев С.С., Амандыкова С.К., Байбатыров С., Бондарцова Л., Джалилов А., Ибрагимов Х.Ю., Лазарев В.В., Марченко М.Н., Малько А.В., Сапаргалиев К.С., Сагындыкова А.Н., Сулейменовой Г.Ж. и др.

Правовая основа исследования состоит из Конституции РК, Конституционных  законов о «Президенте», «Первом Президенте» и ряда других законодательных и подзаконных нормативных актов РК.

Методологические основы исследования. При написании данной квалификационной работы автором применен метод  сравнительного анализа,  метод наблюдения, анализа и синтеза  при рассмотрении особенностей правового регулирования правового статуса Президента Республики Казахстан. В качестве философско-методологической основы выступала теория познания.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, содержащих 11 подпунктов, заключения, глоссария, заключения, списка использованных источников, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Правовое положение  Президента Республики Казахстан

1.1 Становление и развитие  института президентства в Казахстане

 

Глава государства - высшее должностное лицо, считающееся верховным представителем государства и, как правило, носителем исполнительной власти. В странах с республиканской формой правления Глава государства - президент, который избирается либо непосредственно населением (Российская Федерация, Мексика), либо в порядке косвенных (США, Аргентина), либо многостепенных (Италия, ФРГ, Индия) выборов.

Почти во всех государствах мира существует индивидуальный Глава  государства, в президентских республиках (США, Мексика) он одновременно является главой исполнительной власти.

Формально почти все  конституции наделяют Главу государства  обширными полномочиями: он назначает  главу правительства и министров, является верховным главнокомандующим  вооруженными силами, имеет право  помилования, право вето, награждает орденами и медалями, созывает сессии парламентов, обладает (кроме президентских республик) правом роспуска парламента и т.д.

Современное представление  о Президенте как раз и основывается на отождествлении его с главой государства. Институт президентства, возникнув как отрицание монархии, утвердил республиканскую форму правления. Ее характерные черты - выборность и срочность полномочий главы государства. Эффективность функционирования президентства в США способствовала распространению этого института в мире.

Само понятие «президент»  определяется как выборный глава  государства. В юридических науках понятие «президент» проецируется на понятие «институт президента», который определяется как совокупность государственно-правовых (конституционных) норм, регулирующих формирование и функционирование президентской власти. Поэтому понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент» и общим для глав государств как с республиканской, так и с монархической формой правления.

Особый интерес представляет собой анализ понятий «институт  президента» и «правовой статус президента», проведенный И.Д. Хутинаевым. Российский ученый отмечает первичность  института президента и его больший  объем нормативного содержания по сравнению с правовым статусом президента. В отличие от последнего институт президента определяет не только функционирование, но и избрание президента. На этом основании делается вывод о том, что правовой статус - как бы часть правового института, определяющая президентскую деятельность.

Очень важным для понимания  сущности института президентства  является определение основных черт, характеризующих данный институт. Б.П. Елисеев выделяет следующие:

- Президент является  выборным главой государства,  который может возглавлять исполнительную власть или быть арбитром в системе разделения властей;

- в организационном  аспекте Президент никому не  подчинен и, вообще, обладает высокой  степенью независимости от каких-либо  других государственных органов,  что не снимает с него обязанности действовать на основе и во исполнение законов;

- пост Президента имеет  ярко выраженный политический  характер. Ему принадлежит важная  роль в формировании политики  государства, верховного политического  руководства государственными делами.

Понятие «Президент» (от лат. Praesidens) буквально означает «сидящий впереди». В современном значении президент - это выборный глава исполнительной власти в республике, он же считается главой республики вообще и представителем ее в международных отношениях.

Исторические корни рассматриваемого института уходят в старую римскую экстраординарную магистратуру, созданную на случай возникновения чрезвычайных опасностей, угрожающих существованию государства.

В ХХ веке такие грандиозные  по своим масштабам потрясения, как  революции, мировые войны, распад колоний, привели к образованию множества независимых государств и в большинстве из них был учрежден пост президента. В настоящее время насчитывается около 150 стран, в которых главой государства является Президент.

При подготовке проекта Конституции 1962 г., Н.С. Хрущев предложил учредить пост президента. Была создана Конституционная комиссия, которая подготовила соответствующую главу в проекте Основного закона. Однако вскоре Хрущев ушел в отставку, и работа Конституционной комиссии была прервана.

Первые реальные шаги в этом направлении были сделаны  вскоре после прихода М.С. Горбачева  к власти. При подготовке ХIХ Всесоюзной партконференции и в ходе ее (июнь-июль 1988 г.) обсуждался вопрос о введении поста Президента СССР, однако была спроектирована другая должность - Председателя Верховного Совета СССР и выдвинута для избрания на нее кандидатура Генерального Секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева.

Только в марте 1990 года на 3-ем съезде народных депутатов был учрежден пост Президента СССР. Стало ясно, что Президент нужен и России - как высшее должностное лицо, которое будет заботиться об укреплении самостоятельности, о представительстве и защите его интересов. Выбор оптимальной модели института президентства в России стал одной из ключевых проблем при подготовке проекта новой Конституции России. В конституционной комиссии стал вопрос: быть ли Президенту главой исполнительной власти, или исполнительная власть должна возглавляться правительством. Конституционной комиссией был поддержан вариант президентской республики, в воплощенный с незначительными коррективами в Законе «О Президенте РСФСР» 1991 года.  При разработке президентской модели стоял вопрос, либо Президент должен быть ответственным перед народом за суверенитет государства, за надежность и целостность государственной системы, за разумное сотрудничество государственных органов, либо он должен быть хозяйственником - управленцем. Было принято решение, что «Президент не должен быть всероссийским «управдомом». Он должен управлять властью, на основе строгого разделения властных функций. Роль «управдома» должно было взять на себя Правительство - Совет Министров, избираемый парламентом и отвечающий перед ним». Критики учреждения в системе государственных органов РСФСР поста Президента считали, что тем самым создаются реальные условия для сосредоточения власти в руках одного человека, и что учреждение поста Президента России будет способствовать не укреплению Союза ССР, а его разрушения. Сторонники института президентства доказывали неспособность депутатского корпуса проводить радикальные изменения в политической и экономической жизни государства, они противопоставляли законодательной власти мобильную исполнительную власть.

Концепция института президентства, где президент - глава исполнительной власти и высшее должностное лицо представлялось многим депутатам более демократической, чем аналогичный институт власти на уровне Союза ССР. Статья 5 Закона «О Президентстве РСФСР» от 24 апреля 1991 года, закрепила Президентские полномочия, которые стали фундаментом института Президентства в России, сочетающего два основных компонента статуса Президента: фактического главы государства и конституционного главы исполнительной власти.

Но даже при столь  серьезных изменениях высших органов  России, главную роль по прежнему играли Съезд и Верховный совет РСФСР, т.к. все полномочия Президента определялись самим парламентом; бюджет, все программы Президента, его администрация, вся исполнительная власть финансировалась парламентом; парламент оставил за собой право отменить любой указ Президента; парламент оставил за собой право отрешить от должности Президента РК. Видимо поэтому из 898 принявших участие в голосовании народных депутатов 690 высказалось за одобрение Закона «О Президенте РСФСР».

После проведения референдума были приняты законы РСФСР от 24 апреля 1991 года «О Президенте РСФСР», «О выборах Президента РСФСР» и от 27 июня 1991 года «О вступлении в должность Президента РСФСР». Были внесены соответствующие изменения и дополнения в Конституцию РСФСР 1978 года, в которой появилась специальная глава. На основе этих законодательных актов первый Президент России был избран путем всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании 12 июня 1991 года. Им стал Б.Н. Ельцин, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета РСФСР.

Введение поста Президента России стало следствием прогрессивных  демократических процессов в  российском обществе и в его политической системе. Оно отразило процесс трансформации  политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президента и Советы.

Существовали и другие причины: Во-первых, стремление заполнить  с помощью введения поста Президента РСФСР своеобразный «вакуум», который  возник в процессе проведения экономических и политических реформ, когда «старая система, в которой партия была верховным органом управления изжила себя и демонтируется. Происходящие процессы оказались неподкрепленными в должной степени созданием сильных взаимоуравновешивающих и взаимоконтролирующих структур в государственной системе, роль которых выполняла раньше партия». Во-вторых необходимость изменения федеративных связей. Президент РСФСР должен был выступать координатором во взаимоотношениях между суверенными республиками. В-третьих необходимость иметь интегрирующую силу не только в политической системе общества и системе разделения властей, но и в самом обществе. В-четвертых необходимость усиления исполнительной власти и повышения эффективности управления.

Помимо всего прочего  учреждение поста Президента РСФСР  связывалось в определенной мере с необходимостью за счет оперативности  президентской власти принимать  быстрые решения по текущим, требующим  оперативного вмешательства вопросам.

Президент РСФСР в  соответствии с законодательством 1991 года наделялся широкими полномочиями. Он обладал традиционными для глав всех государств законодательными полномочиями; подписывал и обнародовал законы, принятые Верховным Советом РСФСР, и мог вернут закон для повторного рассмотрения в Верховный Совет (полномочия не распространялись на акты высшего законодательного органа - Съезда народных депутатов РСФСР), обладал правом законодательной инициативы.

Президент наделялся  широкими полномочиями в сфере исполнительной власти: назначал и освобождал от должности всех членов Совета Министров (согласие Верховного Совета требовалось только для назначения Председателя Совета Министров и для принятия Президентом отставки Правительства в целом); принимал меры по обеспечению государственной и общественной безопасности и т.д.

С учреждением поста  Президента СССР многие связывали надежды  на ускоренное решение назревших  проблем. Однако они не только не подтвердились, а напротив, общество столкнулось  с большими трудностями. Появились  и сомнения по поводу целесообразности функционирования данного института власти. С распадом СССР институт президентства на союзном уровне прекратил свое существование. Но введение президентской власти не ограничилось союзным масштабом, были введены посты президентов в союзных республиках, в том числе пост президента в Республики Казахстан. Однако институт президентства в Казахстане до апреля 1990 года в полной мере не отрицал полновластия Советов, поскольку закреплял подотчетность Президента Съезду народных депутатов.

Указа Президента РК № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Верховного Совета, Съезда народных депутатов России и проведении выборов в Парламент и Выборов Президента РК» ломал действующую государственную систему и фактически вводил президентскую республику. «Была подведена черта под советской формой государственной организации в России. Вслед за Верховным Советом были ликвидированы советы нижестоящих уровней».

В апреле 1990 года состоялись выборы в новые органы законодательной власти и референдум по новой Конституции. Согласно Конституции 1995 Президент занимает в системе государственных органов, сформировавшихся после 1995 года, особое положение, которое будет рассмотрено ниже.

Таким образом, из всего  вышесказанного можно сделать вывод, что в начале 90-х годов введение института президентства в Кахзахстане было жизненно необходимо, в связи с создавшейся политической и экономической обстановкой. Оно отразило процесс трансформации политической власти из системы партийных органов и организаций в систему государственных органов и организаций, включая институт президентства и Советы. Вместе с тем, процесс становления института президентства в Республике Казахстан затянулся на десятилетия. Это объясняется причинами как идеологического, так и политического порядка. Во-первых, президентская власть предполагает признание принципа разделения властей. В Казахстане он был закреплен в Основном законе, но не действовал, так как декларировался принцип полновластия Советов. Во-вторых, культ личности и возвеличение руководства в годы застоя сформировали в сознании людей негативное отношение ко всякой единоличной власти, особенно в высших ее эшелонах.

 

1.2 Место Президента РК и его функции в системе органов государственной власти

 

Конституция Республики Казахстан, Конституционный закон "О Президенте Республики Казахстан" от 26 декабря 1995г. определяют его правовое положение, место в системе высших органов власти.

Играя решающую роль в  системе высших органов государственной власти и государственного управления, не принадлежа ни к одной ветви власти, Президент является символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина; он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом; ему принадлежит право выступать от имени народа и государства (ст. 1 Конституционного закона).

Президентом может быть гражданин Казахстана по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане не менее 15 лет. Кандидат в Президенты не может являться служителем какого-либо культа и должен обладать активным избирательным правом.

Президент избирается сроком на семь лет (ст.4 п. 1 Закона), одно и то же лицо не может быть избрано Президентом Республики более 2-х раз подряд (п.4 ст.4 Закона). Согласно ст.5 Конституционного закона, Президент не вправе быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность. На период осуществления своих полномочий приостанавливает свою деятельность в политической партии.

Полномочия Президента прекращаются с момента вступления в должность вновь избранного Президента, а также в случае досрочного освобождения или отрешения его от должности, либо его кончины.

Президент вступает в  должность с момента принесения народу присяги на государственном языке. Присягает на Конституции Республики Казахстан в торжественной обстановке, в присутствии депутатов Парламента, членов Конституционного Совета, судей Верховного Суда Республики Казахстан, а также всех бывших Президентов Республики Казахстан.

Президенту вручается  удостоверение, официальные знаки  отличия - штандарт и нагрудный знак Президента Республики Казахстан; по должности  становится кавалером ордена "Алтын  Кыран" (Золотой Орел), который  вручается ему сразу же после  принесения присяги.

Согласно Конституции РК главенствующую роль в государственной системе играет Президент РК. Статус главы государства предопределяет объем его полномочий по обеспечению единства и устойчивости системы государственной власти, ее эффективного функционирования в условиях разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент должен обеспечить положение, при котором все органы государственной власти выполняют свои конституционные обязанности в пределах своей компетенции. Положение Президента в системе органов государственной власти связано с конституционными прерогативами главы государства по отношению прежде всего к исполнительной власти. Наделенные широкими полномочиями и постоянно взаимодействующие Президент и правительство - два самостоятельных носителя государственной власти, в значительной степени соприкасаются при выполнении возложенных на них функций. Взаимоотношение Президента РК с Правительством регламентируются не только Конституцией, но и федеральными законами Президент обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие Правительства и других органов власти, прежде всего с палатами Федерального собрания.

Президент может влиять на деятельность Правительства: утверждает структуры  федеральных органов исполнительной власти; назначает заместителей Председателя Правительства и министров; право председательствовать на заседаниях Правительства; контроль за законностью его актов; непосредственная подчиненность ему силовых ведомств. Президент имеет право отправлять Правительство в отставку, или принять отставку премьера, которая влечет за собой отставку Правительства в целом. В связи с этим правительство органы исполнительной власти более тесно связанны с Президентом, нежели другие ветви власти. 

В судебной сфере Президент РК представляет Совету Федераций кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. В сою очередь, при решении вопроса отрешения Президента от должности Верховный Суд дает заключение о том, что в действиях Президента имеются признаки состава преступления; Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Объединительная функция Президента РК проявляется в том, что он, согласно Конституции, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президенту предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РК и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти этих субъектов.

В основе регулирования отношений  между Президентом и Федеральным  Собранием лежит обеспечение  самостоятельности и независимости  этих властных институтов, но это не значит, что они полностью разделены. С одной стороны, установлены обязательные связи между ними (обращение Президента к Федеральному Собранию, представление Президентом законопроектов, кандидатов на соответствующие должности). С другой стороны существует система противовесов в виде возможности отрешения Президента от должности и роспуска Президентом Государственной Дымы Федерального Собрания. Президент вправе принимать указы и распоряжения. Президент может отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, но в установленном порядке Парламент и Совет Федераций могут преодолеть это вето.

При Президенте действует ряд консультационных органов: Совет Безопасности, учрежденный  Указом Президента РК от 3 июня 1992 года и Государственный Совет, образованный 1 сентября 2000 года, где он председательствует. Президент формирует также свою администрацию и осуществляет общее руководство ею. При этом сама администрация органом власти не является. В структуру президентской власти входят полномочные представители Президента в федеральных округах.

Президент РК: статус и правовое положение