Прекращение деятельности юридических лиц
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) Юридический институт Кафедра гражданского права и гражданского процесса
Прекращение
деятельности юридических
лиц
Шарипова Елена Юрьевна
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Научный руководитель:
В. И. Бутенёв Допустить к защите: Заведующий
кафедрой, Кандидат юридических наук,
Доцент И.Н. Поляков.
2 Введение.
Глава 1. Понятие юридического лица. 2 §1. Коллегии в Римском праве. 2 §2. Современные теории природы юридического лица. 2 §3. Легетимизация юридического лица в праве РФ. 2
Глава 2. Юридическое
лицо – его виды и
Глава 3. Возникновение и прекращение юридических лиц. 2 §1. Порядок создания юридического лица. 2 §2. Реорганизация юридического лица. 2 §3. Ликвидация юридического лица: порядок, структура, органы управления и основания принятия решений о ликвидации. 2 §4. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц по действующему законодательству Российской Федерации. 2
Глава 4. Проблемы прекращения
деятельности юридических лиц. 2 §1.
Процедуры принятые за рубежом в связи
с прекращением деятельности юридических
лиц, основания принятия решений. 2 §2. Судебная
практика по данному вопросу. 2 Заключение.
2 Список использованной литературы и
нормативных актов.
2 Введение
Современная экономика
характеризуется концентрацией, а
также все более углубляющейся
специализацией производства, что предполагает
и всё более тесное кооперирование,
взаимную связь и взаимозависимость
отдельных частей экономики. В условиях
действия в Российской федерации
закона стоимости эта связь и
зависимость могут
Глава 1. Понятие юридического лица. §1. Коллегии в Римском праве.
Создание понятия юридического
лица нередко относят к числу
важнейших заслуг римского
В том, что
касалось её внутренней организации, копорация
могла иметь свой особый устав – статут,
но это не было обязательным. Необходимыми
правовыми элементами были: наличие имущества
корпорации, кассы *или казны) и доверенного
лица, действующего от имени корпорации,
высшим органом считалось общее собрание
всех членов объединения, на котором решения
принимались простым большинством голосов.
Корпорация-объединение представляла
абстрактную общность: она сохраняла своё
качество независимо от перемен в персональном
составе её членов (в римской юриспруденции
или правда, дискуссии и не было единого
решения по вопросу, считать ли корпорацию
существующей, если выбыли все её члены;
практическую важность это приобрело
в средние века в отношении ремесленных
и торговых цехов). Корпорация обладала
имущество, отдельным от имущества своих
членов, и члены её не могли иметь никаких
претензий на это имущество. Вместе с тем
корпорация не отвечала по общему принципу
за обязательства или за правонарушения
своих сочленов. Ответственность наступала
только в том случае, если корпорация обогатилась
в результате неправомерных действий
признанного виновным своего сочлена
и только в пределах размера этого неправового
обогащения. В рецепированном римском
праве признавалось, что корпорации ответственны
за неправомерные действия своих законных
представителей. В целом правоспособность
корпорации предполагалась только имущественная,
но в ограниченных формах; в частности,
до XIX в. римское право считало возможность
корпорации к наследованию после частных
лиц (или своих сочленов) только предоставляемой
в качестве особой привилегии. Вторую
существенную особенность понимания римским
правом категории условного юридического
лица составило признание полной имущественной
обособленности юридического лица от
прав своих учредителей.
Юридическое лицо (корпорация) не обладало
дееспособностью. Для совершения любых,
признаваемых бы правом действий, необходим
был законный представитель – actor. Только
он имел право выступать от имени корпорации,
предъявлять иски, совершать сделки, причем
во всех этих случаях его положение и права
были наравне и идентичны с правами частного
лица. Прекращались
объединения – корпорации (1) выбытием
её членов (с отмеченными разногласиями
эпохи рецепированного права), (2) запретом
на её деятельность, наложенным государством
или судом, (3) истечением срока, либо выполнением
поставленных целей, которые предусматривались
при образовании корпорации; (4) собственным
решением сочленов, принятым или единогласно,
или большинством голосов. Судьба имущества
и обязательств (если такие были) корпорации
римским правом отрегулированы не были.
Римское право не создало подробной и
разработанной теории юридического лица.
Не давала единого понимания этой категории
и правовая практика, основанная на римской
юридической культуре. Многие характеристики
этой важной для развития хозяйственной
активности и общественных связей индивидов
правовой, категории были в римской догматике
двойственны. Так, позднее было признано,
что не противоречит праву и его коренным
основаниям наличие всего лишь 2-х субъектов
для объявление корпорации существующей
и способной к правовым действиям. Увлечение
абстрактностью понимания свойств юридического
лица привело к тому, что, например, римский
юрист Флорентине (II в.н.э.) рассматривал
наследственную массу как обладающую
самостоятельным юридическим качеством
и как подобие юридического лица. Помимо
вышеотмеченных особенностей догматического
понимания в римском праве этой категории,
специфика содержания юридического лица
состояла в том, что в римском праве это
не был отдельный субъект юридических
действий, а в большей степени только совокупность
прав большего или меньшего объема, смотря
по виду и по обстоятельствам. §2. Современные
теории природы юридического лица.
Существуют несколько концепций, стремящихся
раскрыть природу и содержание юридических
лиц. Во второй четверти XIX в. в Германии
получила широкое распространение теория
фикции, заимствованная из арсенала средневековой
мысли (её основателем считается папа
Иннокентий IV; начало XIII в.) и развития
Савиньи, Пухтай и др. По этому учению юридическое
лицо – абстракция, выражающая волю государства,
законодателя. Учение нашло своё отражение
в ряде других теорий, даже таких, которые
отвергали идею нематериальной личности
юридического лица.
Теория интереса, основным автором которой
является Р. Иеринг, исходила из того, что
имущество юридического лица в действительности
принадлежит составляющим его владельцам,
а правосубъектность юридического лица
– юридико-технические требование, порожденное
государством. К ней примыкает теория
должностного и товарищеского имущества
Гольдера и Биндера. Согласно теории целевого
имущества Бринца права юридического
лица не принадлежат никому, это имущество
которое диктует свои цели и определяет
систему управлений. Согласно теории коллективной
собственности, юридическое лицо является
средством, предназначенным для управления
коллективным имуществом (Планиеоль).
Итогом развития этого направления явились
позитивистская и нормативистская теории
юридического лица, согласно которым последнее
– это продукт правопорядка, персонификация
првовых норм (Елинек, Кльзен).
Методу функции противостоит направление
признающее юридическое лицо социальной
реальностью, отражающей групповые интересы,
которые оформляет право. В органической
теории Гирке юридическое лицо изображается
как союзная личность, отличная от её составляющих
и имеющая подобно человеку собственную
волю. На базе этой теории развивались
различные направления реалистической
теории.
Определенное влияния в зарубежном законодательстве
имеет договорная теория, согласно которой
юридическое лицо является результатом
договора между его учредителями или учредителями
и государством.
Все эти теории появились на различных
этапах общественно-экономического развития
и определялись его потребностями.
В нашей стране в XX в. выдвигались теории,
согласно которым юридическое лицо –
проявление государств как такового и
его воли («Теория государства» - С.И. Асканзий);
уполномоченное государством лицо, призванное
решать задачи на данном участке («теория
директора, администратора» - Ю.К. Ролстай);
сложное образование, к котором сочетаются
интересы и воля трудового коллектива
и государства (О.Л. Красавчиков); а также
теория социальной реальности (Д.М. Геткин)
и теория коллектива (А.В. Венедиктов, С.Н.
Братусь).
Все эти теории можно в обобщенном и упрощенном
виде свести к 4-м блокам: 1. Теория фикции;
2. Теория социальной реальности, коллектива;
3. Теория имущества; 4. Договорная теория.
Для уяснения понятия юридического лица
большое значение имеют цели создания
и признаки этого субъекта гражданских
правоотношений. В силу исторического
развития основными условиями создания
юридических лиц являются:5. Обособленность
определенной имущественной массы и включение
её в гражданский оборот (в хозяйственных
(торговых) обществах); 6. Ограничение предпринимательского
риска (в акционерных обществах); 7. Оформление,
осуществление и защита коллективных
(групповых) законных интересов различного
рода как в имущественной, так и в нематериальной
сфере. В современном российском законодательстве
содержится следующее определение юридического
лица через выделение основной экономической
и правовой цели: «Юридическое лицо –
это организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обосбленное имущество и отвечает
по своим обязательствам этим имущество,
имеет самостоятельный баланс или смету,
может от своего имени приобретать и осуществлять
имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом
и ответчиком в суде (п.1 ст. 48 ГК).» Юридическое
лицо имеет следующие признаки: 1. Организационное
единство, отражающее: а. Наличие системы
существенных социальных взаимосвязей,
посредством которых люди объединяются
в единое целое; б. Наличие внутренней
структурной и функциональной диофференции;
в. Наличие определенной цели образования
и функционирования; 2. Обладающие обособленным
имуществом (экономический признак); 3.
Материально0правовой признак, означающий
способность самостоятельно выступать
в гражданском обороте от своего имени,
т.е. способность от своего имени приобретать,
иметь и осуществлять имущественные и
личные наследственные права и нести обязанности,
а также самостоятельно нести имущественную
ответственность по своим обязательствам;
4. Способность быть истцом и ответчиком
в суде общей компетенции, арбитражном
и третейском суде (процессуально-правовой
признак). Эти признаки определяются действующим
законодательством и закрепляются в учредительных
документах юридического лица. Таким образом,
при создании юридического лица в упомянутых
выше целях объединяются трудовой коллектив[4],
который в зависимости от конкретных задач
и ряда других факторов дифференцируется
по структурным подразделениям (специалисты,
отделы, управления и т.п.) с различными
функциями и возглавляется руководящим
органом. Все эти признаки должны быть
отражены в учредительных документах.
Современное гражданское законодательство
включает в себя это понятие в различных
комбинациях: устав, учредительный договор,
общее положение. Устав является статутным
документом, т.е. определяющим правовое
положение юридического лица. Он утверждается
учредителями последнего. Общее положение
в случаях, предусмотренных законодательством,
может выступать в качестве учредительного
документа некоммерческой организации.
Статья 52 ГК определяет обязательное содержание
учредительных документов для всех юридических
лиц, которое конкретизируется другими
статьям ГК и специальными правовыми актами
по отдельным организацонно-правовым
формам юридических лиц. Понимать юридическое
лицо можно прежде всего как коллективное
образование – организацию. Такая трактовка
юридического лица имеет свое историческое
объяснение. Юридическое
лицо появилось как
форма удовлетворения
общественной потребности
в механизме централизации
капиталов, необходимых
для реализации крупных
хозяйственных проектов;
с помощью юридического
лица осуществляется
процесс сращивания
банковского и промышленного
капитала, образования
крупных компаний на
национальном и международном
уровнях. Институт юридического лица
используется и в целях оформления различного
рода коллективных интересов не только
в имущественной сфере. Таковы действующие
в виде юридических лиц просветительные,
религиозные и иные подобные общества.
Юридические лица могут быть созданы для
защиты интересов отдельных слоев и групп
населения (например, профсоюзы, общества
потребителей и т.п.)[5]. Для того, чтобы
облегчить положение участников гражданского
оборота, и прежде всего тех из них, кто
решает для себя вопрос о заключении договора
с соответствующим образованием, установлена
обязательная государственная регистрация
юридических лиц. Включение того или иного
образования в единый реестр юридических
лиц (ст. 51 ГК) служит необходимоым, достаточным
и вместе с тем бесспорным доказательством
того, что данное образование признано
в установленном порядке юридическим
лицом. Коллективные образования, которые
не являются юридическими лицам, не в праве
выступать в гражданском оброте ни от
своего, ни от чужого имени.
§3.
Легетимизация юридического
лица в праве РФ.
Исходя из статьи 49 ГК отдельными видами деятельности юридическое лицо в праве заниматься только на основе специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определен Федеральным законом (№158 ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»). Если деятельность, для занятия которой необходимо специальное разрешение (лицензия), осуществляется без указанного разрешения, она считается незаконной, что может повлечь за собой: признание через суд недействительными любых сделок, направленных на получение прибыли от такой деятельности; взыскание в доход государства всего полученного по таким сделкам; ликвидацию предприятия. Право юридического лица на осуществление лицензируемой деятельности возникает с момента получения лицензии и истекает в указанный в ней срок. Порядок выдачи лицензий на осуществление отдельных видов деятельности в Российской Федерации регулируется Федеральным законом[6]. Закон содержит перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, а также устанавливает основные требования к осуществлению лицензирования[7]. С момента вступления его в силу (т.е. с 25.09.98г) введение лицензирования иных видов деятельности, не указанных в законе, возможно только путем внесения изменений и дополнений в данный федеральный закон[8]. Согласно закону лицензирование осуществляется федеральными органами власти; а также органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность же, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться только на территории данного субъекта Российской Федерации. С 1 января 2005 г. такая деятельность может осуществляться и на территории иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления заинтересованным лицом лицензирующих органов данного субъекта Российской Федерации о наличии лицензии. Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности, вид деятельности на осуществление которого выдана лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Срок действия
лицензии устанавливается отдельно
для каждого вида лицензируемой
деятельности, но не менее 3х лет[9]. Для
получения лицензии лицу необходимо
представить докуазательства его соответствия
лицензионным требования и условиям. К
общим лицензионным требованиям относится
соблюдение: · законодательства РФ; · экологических
правил; · санитарно-эпидемиологических
правил; · гигиенических правил; · противопожарных
норм и прави. Помимо общих требований,
конкретные лицензионные требования и
условия определяются отдельно для каждого
вида лицензируемой деятельности. Для
получения лицензии заявитель подает
в лицензионный орган заявление с просьбой
о выдаче лицензии с приложением документов,
определенных в федеральном законе, а
также в Положении о лицензировании данного
конкретного вида деятельности. Перечни,
установленные этих актах, являются исчерпывающими,
и лицензирующий орган не в праве требовать
от заявителя представления каких-либо
иных документов. В течение 30 дней с момента
подачи документов лицензирующий орган
принимает решение о выдаче или об отказе
в выдаче лицензии. Решение об отказе в
выдаче лицензии может быть обжаловано
заявителем в административном порядке.
Действие выданной лицензии может быть
приостановлено лицензирующим органом
или она может быть аннулирована по решению
суда, аннулирование действия лицензии
по решению лицензирующего или иного (кроме
судебного) органа не допускается. После
устранения обстоятельств, повлекших
за собой приостановление деятельности
лицензии, лицензирующий орган обязан
принять решение о её возобновлении.
Глава 2. Юридическое лицо – его виды и деятельность. §1. Правоспособность юридического лица.
Правоспособность
и дееспособность юридических лиц
по сравнению с правоспособностью
и дееспособностью граждан
В настоящее время легальная классификация юридических лиц усложнилась. В качестве 1-ого её основания, всегда сохраняющего юридическую силу и её значение, можно назвать форму собственности, в рамках которой создается и функционирует юридическое лицо. На современном этапе выделяют государственные юридические лица (право государственной собственности), муниципальные (право муниципальной собственности) и частные (право собственности граждан и юридических лиц). Следующим основанием классификации выступает соотношение в правах учредителей (участников) и самого юридического лица на имущество последнего (п.2,3 ст. 48 ГК). По этому основанию выделяются: 1. Юридические лица, в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права (хозяйственные общества и товарищества, потребительские и производственные кооперативы); 2. Юридические лица, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещественное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также финансируемые собственником учреждения); 3. Юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы). В 1-ом случае имущество, передаваемое юридическому лицу его учредителями обезличивается и, как правило, переходит в его собственность, а учредители утрачивают на него свои вещные права и приобретают взамен обязательные – права требования к юридическому лицу, например право требования части прибыли юридического лица, право получить в случае его ликвидации часть имущества, оставшуюся после расчетов с кредиторами, или его стоимость. Во 2-ом случае, несмотря на передачу имущества юридическому лицу, учредитель сохраняет на него право собственности или иное вещное право, которое распространяется в дальнейшем на доходы юридического лица и иное приобретаемое им имущество, а у юридического лица существует на это имущество особое производное от права собственности вещное право – право хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 113-115, 294-296 ГК). При ликвидации юридического лица учредитель получает все имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами. В 3-ем случае юридическое лицо обладает правом собственности на принадлежащее ему имущество, которое не является одновременно объектом какого-либо имущественного права (обязательственного или вещного) учредителей. Никаких прав на оставшееся при ликвидации юридического лица имущество учредители не имеют. Следующим основанием классификации является цель осуществляемой деятельности. Эта классификация носит двучленный характер и включает в себя коммерческие юридические лица – преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, и некоммерческие юридические лица – не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (ст. 50 ГК). Но некоммерческие организации тоже могут заниматься предпринимательской деятельностью, если это служи достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующей этим целям (п. 3 ст. 50 ГК). А такие коммерческие юридические лица, как унитарные предприятия также не распределяют полученную прибыль между участниками. Организационно-правовая форма (или точнее, группа организационно-правовых форм), к которой относится юридическое лицо, является осованием наиболее распространенной классификации. По современному российскому законодательству можно выделить 4 основные группы организационно-правовых форм юридических лиц: 1. Хозяйственные товарищества и общества (ст. 48,50 §2 гл. 4 ГК); 2. Кооперативы (ст. 48, 50, §3 гл. 4 ст. 116 ГК); 3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 48,50, §4 гл.4 ГК) и финансируемые собственником учреждения (ст. 48, 50, 120 ГК); 4. Некоммерческие организации-собственники (ст. 48,50, 117-119, 121-123 ГК). Хозяйственные общества и товарищества (термин современных отечественных законодателя и литературы) или торговые общества и товарищества (классический термин, используемый в развитых правовых системах), являются наиболее распространенной и универсальной организационно-правовой формой. В основе института хозяйственного (торгового) общества (товарищества) лежит договор товарищества (societas) римского права[12]. Его развитие шло от обязательного отношения, договора к субъективному статусу, по пути ограничения ответственности участников товарищества, все большего отделения их личностей от личности товарищества, вытеснения личного участия участием имуществом (капиталом). В результате этот институт обрел ряд характерных черт. Его цель – это извлечение доходов, получение прибыли, это добровольное договорное объединение сил. Договор в этом институте – не цель, а средство наиболее успешного заключения и исполнения других договоров, посредством которых и возможно получение определенных выгод. Это соединение личных и имущественных сил; в таком наиболее общем виде и определяются обязанности образующих товарищество (общество) лиц. Средством достижения цели общества служит постоянная хозяйственная деятельность как промысел. Поэтому – длящийся характер договора, отношений. Обычно хозяйственное (торговое) общество (товарищество) является юридическим лицом. Из всего известного широкой практике многообразия хозяйственных обществ и товариществ современное российское обществ и товариществ современное российское законодательство выбрало 5 видов: полное товарищество, товарищество на вере (коммандийное товарищество), общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью и акционерное общество. Гражданский кодекс дает полную и подробную характеристику статуса хозяйственных товариществ и устанавливает общие правила в отношении хозяйственных обществ, оставляя их конкретизацию специальному законодательству[13]. При использовании этих норм следует помнить различия объединений лиц к которым относятся хозяйственные товарищества, и объединений капиталов, к которым относятся хозяйственные общества. Не являются самостоятельной организационно-правовой формой дочерние и зависимые хозяйственные общества (ст. 105, 106 ГК). Следует отметить, что дочерним, зависимым и преобладающим (участвующим) может быть только хозяйственное общество, а материнским (основным) как хозяйственное общество, так и хозяйственное товарищество. Подлежат разграничению понятия дочернего общества и дочернего предприятия (п. 7 ст. 114 ГК). Оба они относятся к коммерческим организациям. Но дочернее общество является хозяйственным обществом; собственником принадлежащего ему имущества, действующим в любом секторе экономики, а дочернее предприятия – унитарным предприятием – несобственником, созданным другим унитарным предприятием-несобственником и функционирует только в рамках государственной и муниципальной собственности.
Второй группой
организационно-правовых форм юридических
лиц являются кооперативы. Кооператив
– добровольное объединение лиц
на основе членства для совместного
достижения определенных целей на основе
объединения его членами (участниками)
имущественных паевых взносов, на которые
после их передачи кооперативу право
собственности возникает у
- Некоммерческие цели и характер деятельности; 2. Добровольность объединения; 3. Право собственности на имущество и отсутствие каких-либо прав на него у их участников (учредителей); 4. Отсутствие ответственности этих юридических лиц по обязательствам участников (учредителей). Различаются они по принципу организации, субъективному составу участников, отношению к предпринимательской деятельности, наличию ответственности по их обязательствам у участников. Общественные и религиозные организации и статутные объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) создаются на основе членства, а фондом признается некоммерческая организация, не имеющая членства. Общественные и религиозные организации создаются исключительно физическими лицами (по ГК), ассоциации и союзы – только юридическими лицами (причем законодатель не предусматривает возможность одновременного участия в них и коммерческих, и некоммерческих юридических лиц), фонды учреждаются физическими и (или) юридическими лицами. Общественные и религиозные организации, а также фонды вправе заниматься предпринимательской деятельностью в рамках тех ограничений, которые накладывает на них статус некоммерческих юридических лиц, причём в законе специально оговорено, что фонды могут осуществлять её непосредственно или через создаваемые для этих целей хозяйственные общества, а также путем участия в уже существующих. Ассоциации и союзы могут осуществлять предпринимательскую деятельность только через создание для этого хозяйственного общества или путем участия в уже существующем. Учредители (участники) общественных и религиозных организаций и фондов не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, в то время как члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по её обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (союза). Особенности правового положения общественных и религиозных организаций, фондов определяются законом (п. 3 ст. 117, п. 2 ст. 119 ГК)[15]. Допускается нормотворчество и по вопросам ассоциаций и союзов. Итак, обособление организационно-правовых форм юридических лиц основано одновременно на нескольких критериях в различных их сочетаниях. Наиболее стройной и относительно законченной представляется по современному гражданскому законодательству система организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Она построена на сочетании 3х основных критериев (признаков). 1й и главный из них – характер организации юридического лица (корпоративный или унитарный). По этому основанию выделяют: 1. Корпорации, к которым относятся хозяйственные общества и товарищества и производственные кооперативы; 2. Унитарные предприятия. 2й критерий – характер гражданско-правовой ответственности юридического лица. В зависимости от того, является ли она исключительно самостоятельной для юридического лица или применяется дополнительная ответственность 3х лиц по его обязательствам, различают: 1. Унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, общества с ограниченной ответственностью, акционерные обества; 2. Казённые предприятия, производственные кооперативы, хозяйственные товарищества, общества с дополнительной ответственностью. Вторая группа, в свою очередь, по степени полноты этой дополнительной ответственности делится на: а. Казённые предприятия и хозяйственные товарищества; б. Производственные кооперативы и общества с дополнительной ответственностью. Есть различия и внутри этих подгрупп: например, между полными товариществами и товариществами на вере (по субъектам, которые несут дополнительную ответственность), между производственными кооперативами и обществами с дополнительной ответственностью (по способам ограничения этой ответственности), но они не играют важной роли для нашей классификации. 3-й критерий – характер внутрисубъектного состава (закрытый или открытый). Он распространяется только на корпорации, среди которых от всех других форм отличаются открытые акционерные общества.
Стр. 14
Глава 3. Возникновение и прекращение юридических лиц.
§1. Порядок создания юридического лица.
В основе возникновения юридического лица лежит волеизъявление других субъектов гражданского права – физических и юридических лиц, обладающих гражданско-правовой правоспособностью и дееспособностью. Это волеизъявление покоится на стремлении данных субъектов «обособить» общие для них интересы и имущество, а также юридические средства их достижения[16]. Вместе с тем наличие такого волеизъявления необходимо, но недостаточно для возникновения юридического лица. Г.Ф. Шершеневич отмечал, что для возникновения юридического лица необходимы: 1. Наличность того субстрата, который должен составить его содержание, т.е. группы лиц или имущества; 2. Соответствие законным условиям, потому что иначе невозможно существование «искусственного лица»[17]. Выполнение этих 2х условий предполагает, что создание юридического лица состоит из 2х стадий: подготовительной, на которой разрабатывается локальная нормативная модель юридического лица, воплощаемая в учредительных документах – уставе и (или) учредительном договоре, и стадии государственной регистрации[18]. Следовательно, с формально-юридической точки зрения, создание юридического лица – это прежде всего определенный порядок, закрепленный существующим законодательством. Данный порядок зависит от ряда условий, например от того, создается юридическое лицо путем учреждения нового субъекта гражданского права или путем реорганизации уже существующего юридического лица, от того, какова будет его организационно-правовая форма. Возникновение юридического лица включает в себя непосредственное создание и государственную регистрацию. В теории и правоприменительной практике выделяют 4е основных порядка создания юридических лиц. Распорядительный порядок характеризуется тем, что юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны 3и основные стадии: 1. Издание имущественного (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2. Организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д…); 3. Утверждение учредительных документов. В связи с ликвидацией государственной монополии в сфере создания юридических лиц и придание в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок утратил значение. Разрешительный порядок характеризуется тем, что инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) физического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.
Для такого способа характерны: 1. Инициативный акт учредителей; 2. Издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица, давшего разрешение на создание данного юридического лица; 3. Организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств[19]. Явочно-нормативный порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган лишь проверяет соблюдение установленного порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом, для которого характерны: 1. Инициативный акт учредителей; 2. Организационная работа; 3. Контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен как во всем мире, так и у нас в стране. Если при разрешительном способе разрешение представляет собой индивидуальный акт применения права, то при нормативно-явочном это нормативный акт общего характера. Основное разрешение на создание юридического лица дается здесь заранее и в общем виде. Далее контроль за созданием юридического лица осуществляется при регистрации данного лица в органах юстиции. В связи с тем, что при нормативно-явочном способе основной контроль за созданием юридического лица осуществляется при его регистрации, некоторые авторы называют этот способ регистрационным[20]. Следует согласится с теми юристами, которые считают такое определение неточным[21], ведь, действительно, государственная регистрация является заключительным этапом в создании любого юридического лица, независимо от того, каким из перечисленных способов оно создаётся. Помимо перечисленных способов создания юридических лиц иногда называют ещё одну разновидность добровольного способа – договорно-правовой порядок, при котором юридическое лицо образуется на основании учредительного договора, заключаемого предприятиями, организующими её гражданами. Для которого свойственны наличие общей нормы, предусматривающей возможность образования данных, юридических лиц. (Цивилистическая школа юридического факультета МГУ им М.В. Ломоносова (школа В.П. Грибанова[22])). В таком порядке образуются хозяйственные товарищества, ассоциации, концерны. Фактически же заключение учредительного договора означает только одно – юридическое лицо образуется в добровольном порядке. Но для создания ассоциаций и концернов, как отмечалось выше, требуется предварительное разрешение Государственного антимонопольного комитета РФ, т.е. налицо признаки разрешительного порядка. Если же такого разрешения не требуется, то в любом случае необходима регистрация, в процессе которой проверяется законность создания юридического лица. Это признаки нормативно-явочного порядка. Поэтому нецелесообразно придавать договорно-правовому порядку самостоятельное значение: в действительности он имеет черты или разрешительного, или нормативно-явочного способа. Можно также сказать, что юридические лица создаются: 1. По воле собственника или уполномоченного им органа (например, государственные и муниципальные унитарные предприятия); 2. По воле их будущих членов (например, хозяйственные общества и товарищества); 3. По воле учредителей, создающих имущественную базу юридического лица, но не являющихся его участниками (например фонды). Во всех случаях государство контролирует создание юридических лиц, что реализуется в форме государственной регистрации. В ней же реализуется признание за юридическим лицом и предоставление ему государством правосубъектности. Гражданский кодекс вводит новую систему государственной регистрации юридических лиц. Для неё характерны: обязательность; определение единого субъекта, осуществляющего государственную регистрацию (органы юстиции); наличие единого государственного реестра юридических лиц, открытого для всеобщего ознакомления; контрольная функция осуществляющих государственную регистрацию органов, которая выражается в соблюдении установленного законопорядка образования юридического лица и проверке соответствия его учредительных документов закону; исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации; возможность защиты субъективного гражданского права на создание юридического лица путём обращения в суд с жалобой на отказ в государственной регистрации или уклонении от такой регистрации (ст. 51 ГК). До введения в действие закона о регистрации юридических лиц применяется действующий порядок их регистрации[23], недостаточно современный (в частности, существуют несколько видов государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и являющихся держателями Единого государственного реестра). Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Причем в отличие от ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым регистрация коммерческих организаций осуществлялась органами местной администрации, ГК предусматривает регистрацию в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации. Пока такового нет, можно лишь предположить, о каких органах идёт речь, ими могут стать территориальные органы или управления юстиции, нотариальные конторы, суды. Отказ в регистрации возможен лишь в 2х случаях: 1. В случае нарушения установленного законом порядка образования юридического лица; 2. В случае несоответствия учредительных документов закону. Отказ по мотивам нецелесообразности не допускается. В любом случае отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суд. В отношении порядка регистрации необходимо руководствоваться Указом Президента Российской федерации от 9 июня 1994 г. №1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации». Данные государственной регистрации (в том числе для коммерческих организаций фирменное наименование) включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК). В тоже время обращаем внимание на то, что исходя из ГК реестр должен быть единым для всех и открытым для всеобщего ознакомления. В настоящее время существуют 2 государственных реестра. Ведение одного из них осуществляет государственная налоговая служба РФ[24]., второй (Государственный реестр предприятий с иностранными инвестициями, а также аккредитованных в России представительств иностранных фирм) ведет Государственная регистрационная палата при Министерстве Юстиции РФ (созданная постановлением Правительства РФ от 6 июня 1994 г. №655).
- Прекращение деятельности юридического лица
- Прекращение трудового договора за виновное поведение работника
- Прекращение трудового договора по инициативе работодателя
- Прекращения уголовных дел в связи с примирением с потерпевшим
- Премирование персонала
- Преодоление дисграфии у младших школьников в условиях общеобразовательной школы
- Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
- Президент Республики Беларусь в системе органов государственной власти
- Президент РК: статус и правовое положение
- Презумпция невиновности
- Презумпция невиновности в уголовном процессе
- Преимущество ипотечного кредитования в России и за рубежом
- Прекращение брака: основания, порядок и правовые последствия
- Прекращение брака: основания, порядок и правовые последствия