Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ……………………………………………………………………….... 3                                                                                                             

Глава ‌‌‌‌‌I. Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста…………………………………………….

1.1. Онтогенез речевой деятельности детей с нормальным речевым             развитием ……………………………………………………………………….  5 

1.2. Определение  фонетико-фонематического недоразвития  речи                                                                    

у детей дошкольного  возраста…………………………………………………...20

1.3. Характеристика звукопроизносительной стороны речи детей с ФФНР   24                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Глава‌ II.  Экспериментальное исследование по выявлению                             36

недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с ФФНР  ………                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

2.1. Методика констатирующего эксперимента……………………………….                                                

2.2. Сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента….53                                  

Глава III. Коррекционная работа по устранению недостатков …………..…..61

звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ФФНР……………

3.1. Методика  проведения коррекционной работы ………………………….                                                                    

3.2. Сравнительный  анализ результатов контрольного эксперимента …........76 

Заключение ……………………………………………………………………….83

Список литературы ……………………………………………………………....82

Приложение

                                                                        
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 В  настоящее время проблема развития речи  является одной из важнейших задач в воспитании и обучении детей дошкольного возраста. Проблема нормализации звукопроизношения остаётся актуальной вследствие значительной частоты нарушений и  их преобладания среди основной массы дошкольников (Т.Б.Российская, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, и др.).

           Звукопроизношение развивается на основе развитого фонематического восприятия. Именно фонематическое восприятие во многом обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение звуков, слов и фраз. Благодаря способности воспринимать звуки речи, усваивается лексическое и грамматическое значение слов, что способствует формированию языковой системы родного языка.

           На важность и необходимость  своевременного формирования фонематического восприятия  у детей с речевой патологией указывали многие отечественные исследователи (Е.И. Радина, М.Е.Хватцев, Г.А.Каше,  Р.Е. Левина, Р.И.Лалаева, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф.Фомичёва).

           Недоразвитие процесса восприятия фонем приводит к дефектам звукопроизношения. В дальнейшем  отклонения в развитии фонематических операций могут привести к затруднениям при овладении письмом и чтением (к дисграфии, дислексии). Чтобы решить эту проблему, необходимо устранить дефекты звукопроизношения до поступления в школу.

          В последние годы в дошкольных учреждениях дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи встречаются всё чаще. Причинами этого явления многие исследователи усматривают педагогическую запущенность или неблагоприятный социальный фактор, а также недостатки развития фонематических процессов при различных речевых нарушениях (ринолалии, дизартрии, дислалии). Воспитание звукопроизношения у детей дошкольного возраста является необходимым условием полноценного развития личности. Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяют не только своевременно исправить дефектное произношение, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

 В  дальнейшем  большинству детей рекомендуется работа с логопедом на школьном логопедическом пункте.

           Таким образом, своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и преодоление этого недостатка является одной из основных задач  логопедической работы, а также важным моментом в предупреждении нарушений письма и чтения. В настоящее время проблема развития звуковой культуры речи остаётся острой и до конца нерешённой. Для нас эта тема является наиболее актуальной и интересной.

Целью исследования является выявление недостатков звукопроизносительной стороны речи и их преодоление у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием подготовительной к школе группы.

Из данной темы определяются следующие задачи:

  1. Сделать углублённый анализ научно-теоретической литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста.

2. Произвести  эксперимент по выявление особенностей звукопроизносительной стороны речи  у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.             

 3. Сделать сравнительный анализ результатов констатирующего эксперимента.              

4. Выработать методику логопедической работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны речи.    

5. Сделать  сравнительный анализ результатов  контрольного эксперимента.

6. Определить практическую значимость исследования.

Объект: недостатки звукопроизношения у детей с ФФНР

Предмет: процесс преодоления недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Гипотеза: мы предположили, что  у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будут выявлены недостатки звукопроизношения и фонематического восприятия.

Применяя целенаправленную и организованную работу с данным контингентом детей, могут быть устранены недостатки фонетико-фонематической стороны речи и предупреждены трудности в школьном обучении.

Методы  исследования:

1. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Методы статистической обработки.

5. Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

В соответствии с поставленными задачами в работе выделяются следующие главы.

В первой главе изучается научно-теоретическая  литература по данной проблеме. Во второй главе проводится экспериментальное исследование по выявлению особенностей звукопроизносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В третьей главе раскрывается ход экспериментальной работы по преодолению недостатков звукопроизносительной стороны  речи. В конце главы подводится итог экспериментальной работы с помощью контрольного эксперимента, и делаются соответствующие выводы.

Экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада комбинированного вида  «………..» п. ……….. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I.  Научно-теоретический анализ литературы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста                                                                                                                       

1.1. Онтогенез речевой  деятельности у  детей с нормальным  речевым развитием

               С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р.Е.Левина, Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкин, Л.Ф.Чистович, А.Р.Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.[35]

      Р.Е.Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем  значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Также было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.[35]

      Состояние фонематического развития детей влияет на овладение, звуковым анализом.

      Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, А.В.Ястребова, И.К.Колпоковская, Г.Е.Чиркина, Г.А.Каше, Н.А.Никашина и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.

      В современной методике обучение грамоте  общепризнанным является положение  о том, что практическое ознакомление со звуковой стороной слова – необходимая предпосылка для овладения чтением, а впоследствии и письма.

      Развитие  звуковой стороны речи – это не только усвоение звуков родного языка, поэтому в понятие звуковой культуры речи включается не только владение нормами  звукопроизношения. Говоря о звуковой стороне речи, нужно иметь в виду более широкое значение, смысл слова «звуковой». «Звуковой» - это относящийся и к звуку как простейшему элементу речи, вместе с тем к общей физической характеристике речи как звучащего явления. При этом, как и по отношению к речевому общению вообще, выделяются два аспекта – активный и пассивный: произнесение речи (слов, фраз, сложных связных высказываний) и восприятие.

      Исследования  ряда психологов, педагогов -  лингвистов (А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконина, Б.Г.Богоявленской, Ф.А.Сохина, Г.А.Тумановой и др.), подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общее речевое развитие ребёнка – на усвоение, грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. И будет лучше для ребёнка с речевыми нарушениями прийти в школу не только с фонетически чистой речью, грамматически правильной, лексически развёрнутой, но и умеющим читать.

      Навык чтения формируется только после  слияния звуков речи в слоги и  слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина: «Чтение – есть воссоздание звуковой формы слова по его графической ( буквенной ) модели» [18]

      К.Д.Ушинский отмечал, что сознательно читать и писать может только тот, кто  понял звуко – слоговое  строение слова [20].

      Для того чтобы ребёнок овладел чтением, грамотно усвоил письменную речь, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу.

      Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умении сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л.Ф. Спирова) [35].

      Звуковой  анализ и синтез должны базироваться на устойчивом       фонематическом восприятии звуков.

      В современной педагогической, психологической и методической литературе используются разные термины для обозначения фонематического слуха: речевой слух, фонематический слух, фонематическое восприятие.[10]

      Термин  «речевой слух» обозначает способность различать в речевом потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей при восприятии речи окружающих и при собственном проговаривании. Речевой слух представляет собой составной элемент языкового чутья.  В  связи с обучением чтению и письму механизм речевого слуха изменяется, так как формируется умение звукобуквенного анализа с учетом правил графики родного языка. Все это связано с необходимостью ориентировки в морфемном составе слова и словообразовании. Приемы формирования речевого слуха различны: практика восприятия на слух и говорения; фонетический анализ и синтез и пр. Термин «речевой слух» употребляется в методической литературе по русскому языку и методике развития речи. В психологических исследованиях и логопедии речевой слух называют фонематическим слухом.

      Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие – это тонкий, систематизированный  слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка.

      Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». «Фонематическое восприятие» – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

      Правильное  развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

          В первые недели жизни ребенка активно формируется слуховое  внимание. 

      С самого раннего возраста от момента рождения нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, услышав  звук человеческого голоса, перестает сосать грудь матери, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. К концу первого месяца жизни младенца можно успокоить колыбельной песней.

      К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

      В период появления лепета ребенок  повторяет видимую артикуляцию  губ взрослого, пытается подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

      С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. 

      В 7-11 мес. откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это называется периодом дофонемного развития речи.[52]

      По  данным Н.Х.Швачкина к концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, и ребёнок начинает реагировать на звуковую оболочку,  на фонемы входящие в состав слова. В период от 1 до 4 года развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи. Далее фонематическое развитие опережает артикуляционные возможности ребёнка.                                                                                                                                       Уже к 2 годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой. Так формируется фонематический слух — способность воспринимать звуки человеческой речи. Лишь во втором полугодии 2-го года жизни ребёнок и понимает обращённую к нему речь, и сам может обращаться к взрослому, высказывать свои мысли, желания, просьбы. Начинает формироваться диалог, разговор.

      Н.Х.Швачкин  отмечает, что уже к концу 2-го года жизни ребёнок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного  языка.

      Трёхлетний  малыш, не произнося ещё правильно  звуки родного языка, тем не менее, способен определить, правильно ли они звучат в речи окружающих. Такое явление возможно благодаря наличию фонематического слуха и фонематического восприятия. От 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.

      К 3-4 годам фонематическое восприятие ребенка настолько улучшается, что он начинает дифференцировать сначала гласные и согласные звуки, потом мягкие и твердые, сонорные, шипящие и свистящие.

      К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у  него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.[52]

      А.Н.Гвоздев, В.П.Красногорский отмечали, что  особенностью передачи звуков в начальный  период их усвоения явление неустойчивой артикуляции и произношения, но благодаря слуховому контролю двигательный образ звука соотносится с одной стороны с образцом (произношение взрослого), а с другой собственным произношением. Различие этих двух образов и лежит в основе совершенствования артикуляции и произношения звуков ребёнка.

      «Правильное произношение возникает только тогда, когда оба образа совпадают», писал Д.Б.Эльконин.[18]                                                          

      Р.Е.Левина замечает, что акт произношения в  норме, следует рассматривать как завершение акустического процесса направленного на выделение  соответствующего звука и его различение среди других. В своём поступательном развитии ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далёких звуков (например: гласные - согласные), затем переходит к различению тончайших дифференцировок (звонкие – глухие, мягкие - твёрдые). Ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, потом включает артикуляционную и наконец процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

      Одновременно  с фонематическим восприятием происходит интенсивное развитие словаря и  овладение произношением. По данным Бермштейна правильно мы слышим только те звуки, которые мы умеем правильно  произносить.[18]

      Заучивание  букв, когда их названия воспроизводятся не правильно, способствует закреплению существующих дефектов речи и тормозит усвоение письменной речи.

      Необходимой предпосылкой для обучения грамоте  является: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа. Только тогда мы переходим к чтению и параллельно к навыкам письма.

      Несовершенное фонематическое восприятие с одной  стороны влияет на становление детского произношение, а с другой тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение, письмо невозможны. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков. Фонематическое восприятие происходит в результате взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно они дифференцируются, возможно, вычленение отдельных фонем. Каждая фонема характеризуется определенными акустическими свойствами. Эти свойства претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных или позиционных условий (соседства с другими фонемами, местоположения в слове, степени ударности), в результате чего образуются различные варианты фонемы.

      В каждом языке имеется определенное число фонем, противопоставленных друг другу по своим акустическим признакам и используемых для различения слов и их форм. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных). В живой речи акустический облик фонемы претерпевает значительные видоизменения, обусловленные индивидуальными особенностями говорящих (сила, высота, тембр голоса, особенности произношения). Сюда относится соседство с другими фонемами, положение в слове (начало, середина, конец) и степень ударности. Видоизменения фонем под влиянием комбинаторных и позиционных условий составляют ее варианты, которые, несмотря на свои акустические различия принадлежат к одному звуковому типу. Акустические различия между вариантами одной и той же фонемы, в противоположность различиям между разными фонемами, не могут служить для различения слов и их форм. То же относится к видоизменениям фонем, зависящим от индивидуальных особенностей говорящего.

      Большую роль также играют первичные формы  аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнок обобщает признаки одних фонем и отличает их от других. При помощи этой деятельности ребёнок сравнивает свою речь с речью старших. Недостаточность анализа или синтеза сказывается на развитии произношения в целом. Однако, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.                                                                                А.Н. Гвоздев, В.И. Бельтюков, Н.Х. Швачкин, Г.М. Лямина показали, что необходимо развитие более высоких форм фонематического слуха, при которых дети могли бы делить слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ звуковой структуры слова.[10]

      Д.Б.Эльконин назвал эти специальные действия по анализу звуковой структуры слов - фонематическим восприятием. В связи  с обучением грамоте эти действия формируются в процессе специального обучения, при котором детей обучают  средствам звукового анализа. Без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени - звукового анализа. Звуковой анализ – это операция мысленного разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов.[18]

      Р. Е. Левина писала, что «узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития является фонематическое восприятие и звуковой анализ».[10]

      У детей с сочетанием нарушения  произношения и восприятия фонем  отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными признаками.        Р. М. Боскис, Р.Е.Левина, Н.Х. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.[10]

      Фонематический  слух – способность к слуховому  восприятию речи, фонем. Фонематический слух имеет важнейшее значение для  овладения звуковой стороны языка. Фонематическое восприятие – процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо от позиционных призвуков. Физиологическая основа – сложные условно-рефлекторные связи.

      Фонематические  представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

      Фонематический  анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение  – слова – слога – звуки) или мысленное выделение отдельных  фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

      Фонематический  синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

      Готовность  к обучению грамоте заключается в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности ребёнка, т.е. умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

      Звуковая  сторона речи очень рано становится предметом пристального внимания ребёнка, который требует от своей речи и речи окружающих его людей точного уподобления образцу.

      Принципиально важным мы считаем здесь следующее  наблюдение А.Н.Гвоздева: «…показательно, как дети формируют подмечаемые  ими особенности и недостатки произношения… они не дают обобщённого вывода с выделением известного звука, а приводят отдельный конкретный пример, где имеется такой же обративший на себя внимание звук. Таким образом, хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, разложение слов на звуки им самостоятельно не производится.» [19]

      Д.Б.Эльконин определяет фонематическое восприятие как, «слышание отдельных звуков в слове и умение производить  анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». Он же указывает: «Под звуковым анализом понимается:

  1. Определение порядка слогов и звуков в слове.
  2. Установление различительной роли звука.
  3. Выделение качественных основных характеристик звука».[18]

      В своей исходной форме механизм  фонематического восприятия состоит  из следующих операций:

    1.  Выделение звука из состава слова;

    2.  Установление линейной последовательности  звуков;

    3.  Определение местоположения звука  по отношению к началу; концу  и   

          середине слова;

    4.  Установление различительной функции  фонем.[18]

      Фонематическое  восприятие – это первая ступень  к овладению грамотой. Звуковой анализ – вторая ступень. Фонематическое восприятие формируется в период от 1 года до 4-х лет, звуковой анализ в более позднем возрасте.

Преодоление недостатков звукопроизносительной стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи