Преступность несовершеннолетних. 3



Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………...……...4

Глава 1. Историко-теоретический аспект уголовной

ответственности несовершеннолетних..……………...………..10

1.1 Ответственность несовершеннолетних до 1917 года……………..………10

1.2  Характеристика  преступности несовершеннолетних в современной

России…………….………………………………………………………………18

Глава 2. Анализ причин преступности

несовершеннолетних………………………………………………...…25

2.1 Состояние преступности  несовершеннолетних…………………….……..25

2.2 Основные факторы,  определяющие преступность несовершеннолетних.33

2.3 Состояние основных  субъектов социализации несовершеннолетних…...54

2.4.Предупреждение преступлений несовершеннолетних……………………62

Глава 3. Актуальные проблемы преступность

несовершеннолетних  в современной России………………...69

3.1 Характеристика проблем преступности несовершеннолетних…………...69

3.2 Состояние преступности  несовершеннолетних в Мурманской  области...76

Заключение………………………………………………………………….90

Библиографический список…………………………………………..94

Приложения…………………………………………………..……………...99

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

Динамическое изменение  общественно-экономических отношений, происходящее в нашей стране вследствие переориентации социальных ценностей  обнажило ряд сложных проблем. Одной  из них является увеличение числа  противоправных действий, совершаемых лицами несовершеннолетнего возраста. Статистика свидетельствует, что за последние пять лет количество таких преступлений выросло в 1,5 раза, а за десятилетие – удвоилось.

В современный период подавляющее большинство преступлений среди несовершеннолетних совершается с корыстной целью. Существенным фактором роста корыстной преступности несовершеннолетних в данное время является резкое ухудшение экономической ситуации в стране, падение жизненного уровня большинства семей и вытекающая из этого невозможность для многих несовершеннолетних законным путем удовлетворить свои материальные потребности.

Деформация личности несовершеннолетнего правонарушителя  остается в настоящее время недостаточно изученной во многих аспектах: со стороны  ее содержания, структурных особенностей, предпосылок на различных уровнях организации поведения, внутригрупповой дифференциации и возрастного генезиса.

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности вообще, в то же время имеет свои специфические особенности, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта криминологического изучения. Необходимость такого выделения обусловливается главным образом особенностями соматического, психического и нравственного развития несовершеннолетних, а также их социальной незрелостью. В подростковом, юношеском возрасте в момент нравственного формирования личности происходит накопление опыта, в том числе отрицательного, который может внешне не обнаруживаться или проявиться со значительным запозданием.

 Свои особенности присущи количественной и качественной характеристикам преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь. Не случайно в литературе упоминается, что преступность несовершеннолетних есть будущая преступность. В связи с этим можно говорить, что одной из причин преступности взрослых является преступность несовершеннолетних. Ведь преступность взрослых уходит корнями в то время, когда личность человека только формируется, вырабатывается его жизненная ориентация, когда актуальными являются проблемы воспитания, становления личности, направленности ее поведения.

Вышеперечисленные обстоятельства обусловили актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы столь актуальный для правовой науки вопрос, каким является преступность несовершеннолетних, не мог остаться без внимания широкого круга исследователей. Вопросы преступности несовершеннолетних рассматриваются в научной и учебной литературе, во многих монографиях и научных публикациях. Весомый вклад в разработку теоретических и практических положений в области уголовно-правовой и криминологической характеристики преступности несовершеннолетних внесли такие специалисты-правоведы, как: В.Д. Ермаков, П.И. Люблинский, С. Роуз, И. Фойницкий.

Несомненно, теоретическая  и практическая значимость трудов этих авторов очень велика. Изложенные в них научные положения позволяют раскрыть правовую природу преступности несовершеннолетних, а также провести научный анализ проблемных вопросов.

Объектом исследования явились общественные отношения, сложившиеся  в процессе и по поводу криминологического исследования преступлений. Предмет  исследования – понятие, особенности  криминологической характеристики преступлений несовершеннолетних.

Цель выпускной квалификационной работы заключатся в исследовании криминологической  характеристики преступлений несовершеннолетних. Обозначенная цель определила задачи исследования:

- рассмотреть историко-теоретический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних;

- проанализировать причины  преступности несовершеннолетних;

- исследовать актуальные  проблемы преступность несовершеннолетних  в современной России.

Методологическая база исследования. В основу работы были положены доступные юридической науке общие и частные методы научного познания: диалектический метод, историко-правовой, общетеоретический, логический, комплексный, метод анализа правовых актов, формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.

Отдельным проблемным аспектам, в области преступности несовершеннолетних посвящены научные работы таких правоведов, как: В.Д. Ермаков, В.Н. Кудрявцев, В.Д. Малков, В.Е. Эминов.

Нормативно-правовой базой  исследования являются: Конституция  Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Теоретическая значимость работы основывается на обобщении научных и учебных материалов по исследуемой теме и правовом анализе современного законодательства, регулирующего преступность несовершеннолетних. Исследование содержит исторический материал, касающийся развития института ответственности несовершеннолетних. В работе обращается внимание на наличие наиболее значимых пробелов и противоречий в действующем законодательстве, не позволяющих бесспорно применять нормы права, регламентирующие преступность несовершеннолетних.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе положения и рекомендации могут быть полезны при решении некоторых дискуссионных вопросов, связанных с криминологической характеристикой преступности несовершеннолетних, а также в учебных целях в качестве вспомогательного материала при преподавании курса «Криминология», «Уголовное право».

Научная новизна исследования основывается на комплексном подходе к изучению вопросов, связанных с преступностью несовершеннолетних. На основе современных представлений и потребностей проанализирована отечественная и мировая литература по заданной тематике. На основе проведенного анализа в работе формулируются предложения общетеоретического и практического характера по дальнейшему развитию законодательства об ответственности несовершеннолетних.

В ходе написания выпускного квалификационного исследования были вынесены следующие положения, подлежащие защите:

1. Преступность несовершеннолетних  требует специального изучения, а ее предупреждение - особенно  актуальная и сложная задача, поскольку:

- для общества чрезвычайно важно успешное решение масштабных задач:

 охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения;

 борьбы с первичной  преступностью, составляющей около  70% всего ее объема, с безнадзорностью  несовершеннолетних (своеобразным  резервом преступности);

- существуют особенности генезиса и мотивации совершения преступлений несовершеннолетними, обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными, социально-групповыми и психологическими характеристиками;

- многие криминогенные  факторы, оказывающие решающее негативное воздействие на взрослых преступников, зарождаются в среде несовершеннолетних;

- значительная часть  преступлений совершается несовершеннолетними  в соучастии со взрослыми преступниками;

- рост преступности  несовершеннолетних происходит в период сокращения общей численности этой возрастной группы населения;

- преступность несовершеннолетних  имеет более интенсивную негативную  динамику по сравнению с преступностью  в целом;

- несовершеннолетние  склонны к отклоняющемуся поведению, поскольку принадлежат к так называемой криминогенно активной части населения;

- криминально активные  несовершеннолетние продолжают  преступную деятельность и после  достижения возраста уголовной  ответственности, что приводит  к постоянному возрождению преступности

2. Характерной чертой  преступлений несовершеннолетних  становятся насилие, немотивированная  агрессивность и жестокость. При  этом несовершеннолетние зачастую  преступают тот предел насилия  и жестокости, который в конкретной  ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Исследования показали, что подростки в процессе совершения преступлений при неудачном для них стечении обстоятельств совершают такие преступления, как убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное поведение зачастую находится в обратной пропорциональной зависимости от собственного страха перед силой своих противников.

3. Особую проблему  представляет рост преступности  несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились с 11 до 14%, а количество девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, превысило 50 тыс. Несмотря на относительно небольшую распространенность преступности среди девушек, это явление таит в себе немалую общественную опасность.

 Отмечается рост  преступлений, совершенных несовершеннолетними как мужского, так и женского пола на почве пьянства, токсикомании и наркомании. Почти каждое пятое преступление совершается несовершеннолетними в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

4. Особенности структуры  преступности несовершеннолетних заключаются в более узком круге совершаемых преступлений; в меньшей доле среди них тяжких преступлений (в основном преобладают кражи - 60%, грабежи - 10% и хулиганство - 7%; до недавнего времени были относительно редки убийства, причинения тяжкого вреда здоровью, разбои, изнасилования - в целом 10%); в незначительной доле преступлений, совершенных по неосторожности. В то же время в последние годы несовершеннолетние «осваивают» и новые для них преступления (вымогательство, захват заложников, валютное мошенничество, торговля оружием, наркотиками, компьютерные преступления и т.п.).

Структура работы состоит  из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, библиографического списка, приложений.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Историко-теоретический аспект уголовной ответственности несовершеннолетних

 

 

1.1 Историко-правовой  аспект преступности несовершеннолетних

 

 

 

В древних памятниках России не находится никаких постановлений об ответственности малолетних; умалчивает об этом и Уложение Алексея Михайловича. Только в новоуказные статьи 1669 года вносится из градских законов постановление: «аще отрок седми лет убьет, то не повинен есть смерти».

В Воинском уставе Петра Великого в толковании на артикул 195 говорится: «наказание за воровство обыкновенно умаляется или весьма оставляется, ежели вор будет младенец, который, дабы заранее его от сего отучить, может от родителей своих лазами наказан быть».

В таком неопределенном положении вопрос о малолетних оставался долгое время. В 1742 году Сенат с президентами коллегий указал, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что таковых нельзя подвергать тем же наказаниям, что и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для употребления их там на всякие тяжелые монастырские работы, чтобы они никогда праздны не были, а по освобождении из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда кто прислан, а из этих мест отсылать их в прежние жилища.1

          В Указе Екатерины 2 от 26 июня 1765 года была установлена полная невменяемость до 10 лет, а от 10 до 17 лет допускалось смягчение наказания, причем уголовные дела обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, велено представлять в Сенат, где с ними следовало поступать по благорассмотрению и по мере их вины; при смягчении ответственности за прочие преступления различались малолетние от 10 до 15 и от 15 до 17 лет. Малолетние до 10 лет признавались абсолютно невменяемыми, и виновные отдавались без придания суду и без наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам.

Уложение о наказаниях уголовных и исполнительных от 15 мая 1845 года разделило весь юношеский возраст на три периода: до 7 лет, от 7 до 14 лет и от 14 до 21 года. Но так как по п.1 ст. 137 (по изд. 1885 г.) дети от 7 до 10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком первого периода являлось и, по Уложению, истечение 10 лет.

В царской России за совершение преступлений несовершеннолетние, как правило, подвергались строгому уголовному наказанию, преимущественно в виде тюремного заключения. Так, ст. 145 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (на подлинном собственную Его императорского величества рукою написано: «Быть по сему». - Петергофъ, 15 августа 1845 г.)» гласит о том, что «несовершеннолетние, имеющие от роду более 14 лег, но менее 21 года, за учение преступлений, которые влекут за собою лишение всех прав состояния, подвергаются тем же наказаниям, как и совершеннолетние, с тою лишь разницей, что наказания телесные над теми, которые по состоянию своему от оных не изъяты, совершаются не чрез палачей, а чрез полицейских служителей, и не плетьми, а розгами, и что время работ, к коим они приговариваются, сокращается одною третью; а в случаях, когда их следовало приговорить к каторжной работе в рудниках без срока, они приговариваются к каторжным работам в рудниках на 20 лет».2

Исправительные заведения для несовершеннолетних стали появляться после проведения судебной реформы 1864 года и принятия «Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями». Уставом было установлено, что «в тех местах где будут учреждены исправительные приюты, несовершеннолетние от 10 до 17 лет могут взамен заключения в тюрьмы быть обращаемы в эти приюты на срок, определяемый мировым судьей, но с тем, чтобы не оставлять их там по достижении 18-летнего возраста». 5 декабря 1886 года были изданы «Правила об исправительных приютах», в которых указывалось, что приюты создаются как правительством, так земствами, обществами, духовными установлениями и частными лицами. Возникновение приютов, а затем колоний было обусловлено как признанием необходимости «особого обращения» с несовершеннолетними, так и в силу специфики их исправления и перевоспитания.

Один из законов, касающийся несовершеннолетних, был принят 20 мая 1892 года. Данным Законом право отдачи в приюты несовершеннолетних было предоставлено и общим судебным местам. Срок содержания несовершеннолетних в заведении определялся не судом, а самими заведениями, и зависел от степени их исправления: Это давало возможность избежать краткосрочного нахождения в приюте, что имело место при назначении судом наказания сроком 1-3 месяца. Специалисты того времени выступали против краткосрочного пребывания несовершеннолетних в заведениях, считая, что для исправления необходим достаточно продолжительный срок. Не все были согласны с таким решением. Некоторые считали это решение отступлением от строго юридических начал исправительных и воспитательных целей.

На деятельность исправительных заведений определенным образом повлияли Законы 2 и 3 февраля 1893 г., связанные с несовершеннолетними. Закон 2 февраля 1893 г. предоставлял начальству исправительных заведений право помещать для работы и обучения к благонадежным мастерам, в промышленные заведения, на сельскохозяйственные работы питомцев, не достигших 18-летнего возраста.

Принятый 2 июня 1897 года «Новый закон о малолетних и несовершеннолетних преступниках» предусматривал более широкое применение к несовершеннолетним меры связанной с помещением в исправительное учреждение вместо тюремного заключения. Новый закон был создан в соответствии с идеей исправления, а не устрашения, как было прежде. Он существенно изменил как систему наказания несовершеннолетних, так и порядок уголовного преследовать. Отменил все наиболее тяжкие уголовные наказания для несовершеннолетних до 17 лет: смертную казнь, каторгу, поселение, ссылку и др. По этому Закону несовершеннолетние не могли быть приговорены к тюремному заключению совместно со взрослыми. Закон запрещал применявшееся ранее заключение под стражей в полицейских арестных помещениях как меру пресечения. Вместо этого вводилось направление несовершеннолетних в приюты, колонии, а там, где таковых не было, в монастыри.3

19 апреля 1909 г. принято «Положение о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних», которое предусматривало, что «в воспитательно-исправительные заведения помещаются несовершеннолетние от 10 до 17 лет, признанные виновными в совершении какого-либо преступного деяния по определениям и приговорам судах». В эти заведения принимались также и несовершеннолетние «нищенствующие», занимающиеся бродяжничеством, бесприютные и беспризорные по постановлениям комитетов, правлений или советов обществ, руководивших воспитательно-исправительными заведениями». Положение состояло из 6 разделов: 1 - «Общие положения», 2 -«Источники средств содержания исправительно-воспитательных заведении», 3 -«Управление воспитательно-исправительными заведениями», 4 - «Меры воспитательно-исправительного воздействия», 5 - «Надзор за воспитательно-исправительными заведениями», 6 - «Съезд представителей исправительных заведений».

В 1910 г. в России был создан суд по делам несовершеннолетних. Этот суд действовал весьма успешно как в дореволюционной России, так и в первые годы после Октябрьской Революции. В 1918 и 1935 гг. этот суд был ликвидирован и в последующие годы окончательно забыт.4

Все воспитательно-исправительные заведения были подчинены и подотчетны Главному тюремному управлению.

Одним из первых декретов Советской власти (от 17 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних») были упразднены «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних до 17-летнего возраста», что привело к освобождению из тюрем и других мест заключения всех содержащихся в них несовершеннолетних и переносу центра тяжести на меры воспитательного и предупредительного характера в борьбе с преступностью среди несовершеннолетних. Что касается преступников из числа молодежи от 17 лет и старше, осужденных к лишению свободы, то Инструкцией народного комиссариата юстиции от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» предусматривалось для их содержания создание реформаториев и земледельческих колоний. Такие учреждения, хотя и не повсеместно, но кое-где появились и некоторое время функционировали.

Принятыми в 1919 г. «Руководящими началами по уголовному праву РСФСР», Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях» и постановлением НКПроса, НКЗдрава, НКЮ РСФСР от 1920 г. (объявившего инструкцию комиссиям по делам несовершеннолетних) было предусмотрено привлечение к уголовной ответственности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в случае неэффективности применяющихся к ним мер воспитательного характера комиссиями по делам несовершеннолетних. Известное участие в решении этого вопроса принимал В.И. Ленин. На Первом Всероссийском съезде заведующих карательными отделами НКЮ РСФСР в сентябре 1920 г. были приняты специальные тезисы «О трудовых домах и колониях для несовершеннолетних, лишенных свободы». Материалы съезда послужили основой для принятия НКЮ РСФСР «Положения о трудовых домах для несовершеннолетних», где были закреплены основные принципы их деятельности: трудовой дом как воспитательно-исправительное и медико-педагогическое заведение с установленным режимом, поддерживаемым педагогически целесообразной системой наказаний и поощрений, распределением воспитанников по разделам с постепенным восхождением их из низшего разряда в высший, школьным обучением, а также обучением квалифицированным видам ремесленнического труда, физическим воспитанием, развитием различных форм самодеятельности, попечением о вышедших из этих заведений воспитанниках и др. /В то же время отмечалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры. Такие же меры применяются в отношении лиц переходного возраста 14-18 лет, действующих без разумения (ст. 13 Руководящих начал…).5

Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 г. несколько изменил статью 13 Руководящих начал, объявив о том, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия (ст. 18). В то же время статья 56 этого кодекса предписывает распределительным комиссиям входить с представлением в народный суд о продлении несовершеннолетнему, который не обнаружил достаточного исправления к концу отбытия им назначенного судом срока наказания, срока пребывания в исправительно-трудовом учреждении впредь до исправления, но на срок не свыше половины первоначально определенного судом срока наказания.

Постановление 4-й сессии ВЦИК 9 созыва от 11 ноября 1922 г. «Об изменениях и дополнениях Уголовного кодекса РСФСР» ввело норму, согласно которой для несовершеннолетних от 14 до 16 лет налагаемое судом наказание подлежит обязательному смягчению наполовину (1/2) против наивысшего установленного соответствующими статьями предела (ст.18а), а ст. 186 гласит, что для несовершеннолетних от 16 до 18 лет налагаемое судом наказание подлежит обязательному смягчению на одну треть (1/3)

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. внес изменения в систему исправительных учреждений для несовершеннолетних, предусмотрев разновидности трудовых домов в зависимости от возраста, социальной характеристики осужденного и специфики преступления: обычно трудовые дома для в возрасте от 14 до 16 лет с возможностью их содержания максимум до 20 лет и трудовые дома для несовершеннолетних из рабоче-крестьянской молодежи в возрасте от 16 до 20 лет, если они, не будучи нарушителями - рецидивистами, совершали малозначительные преступления или совершали преступления случайно.6

В течение 1924-1927 гг. в РСФСР имелось 10 трудовых домов обычного (общего) типа и всего 2 трудовых дома для несовершеннолетних из числа рабоче-крестьянской молодежи, что далеко не удовлетворяло фактические потребности, и поэтому часть осужденных подростков от 16 до 18 лет содержались в особых отделениях для несовершеннолетних при общих местах заключения. В это же время в порядке эксперимента, не предусмотренного законом, было создано несколько трудовых коммун ОПТУ для наиболее трудно поддающихся воспитанию молодых рецидивистов в возрасте от 16 до 21 года. Деятельность коммун не была связана какими-либо юридическими рамками и приговорами, в них отбирались лица из других мест заключения, а пополнение шло при непосредственном участии самих коммунаров, давалась возможность добровольно покинуть коммуну в любое время (коммуны в Болшево Московской области и в Куряже Харьковской области, которой руководил А.С. Макаренко). Основой функционирования коммун являлись: более квалифицированный труд, широкое самоуправление и самообслуживание, внутренний порядок, основанный на поддержании строгой дисциплины7.

Однако коммуны не стали основным типом учреждения для лишения свободы несовершеннолетних, уже вполне трудоспособных.

В 1930 г. в соответствие с постановлением СНК РСФСР от 14 апреля 1928 г. трудовые дома были организованы в школы фабрично-заводского ученичества особого типа, переданные сначала в ведение НКЮ (за образец была взята уже существовавшая школа ФЗУ в системе подготовки трудовых ресурсов), а в 1934 г. - в ведение НКВД (всего имелось 26 таких учреждений).

Указанием генерального Прокурора СССР от 25.12.1952 г. № 21/337 «О соблюдении требований закона в точном соблюдении возраста обвиняемых при расследовании дел о несовершеннолетних» отмечаются факты, когда взрослые преступники-рецидивисты, бежавшие из мест заключения, при задержании их за новые преступления ухитрялись скрывать свое уголовное прошлое. Они давали о себе следственным органам и на суде вымышленные сведения и проходили по делам как несовершеннолетние, ранее не судимые, и направлялись для отбывания наказания в детские трудовые колонии. Находясь в этих колониях являлись зачинщиками всевозможных отрицательных явлений, группировали вокруг себя наиболее неустойчивых воспитанников, нарушали режим колонии, дезорганизовывали коллектив подростков и затрудняли проведение с ними воспитательной работы.

Приказами МВД СССР от 3.02.1989 г. и 25.04.1989 г. в МВД, ГУВД и УВД были организованы управления, отделы профилактической службы (УПС, ОПС), в которые вошли составной частью воспитательно-трудовые колонии и которые просуществовали до 1990 г. В 1990 г. образовалось МВД РФ, в составе Главного управления по исполнению наказаний которого был образован отдел воспитательно-трудовых колоний, впоследствии переименованный в отдел воспитательных колоний8.

 

 

1.2  Характеристика  преступности несовершеннолетних  в современной России

 

Понятие преступности несовершеннолетних связано с совокупностью преступлений, совершенных лицами, не достигшими совершеннолетия, т.е. в возрасте от 14 до 18 лет, которые с криминологической  точки зрения, включают три возрастные группы: 14-15, 15-16 и 17-18 лет. В то же время на преступность несовершеннолетних оказывают влияние совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10-13 лет), а также совершение преступлений молодыми взрослыми (18-21 и 22-25 лет). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно более 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.9

 Преступность несовершеннолетних требует специального изучения, а ее предупреждение - особенно актуальная и сложная задача, поскольку:

- для общества чрезвычайно  важно успешное решение масштабных  задач:

 охраны жизни, здоровья, развития подрастающего поколения;

 борьбы с первичной преступностью, составляющей около 70% всего ее объема, с безнадзорностью несовершеннолетних (своеобразным резервом преступности);

- существуют особенности  генезиса и мотивации совершения  преступлений несовершеннолетними,  обусловленные спецификой их жизнедеятельности и воспитания, их личностными, социально-групповыми и психологическими характеристиками;

- многие криминогенные  факторы, оказывающие решающее  негативное воздействие на взрослых  преступников, зарождаются в среде  несовершеннолетних;

- значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии со взрослыми преступниками;

- рост преступности  несовершеннолетних происходит  в период сокращения общей  численности этой возрастной  группы населения;

- преступность несовершеннолетних имеет более интенсивную негативную динамику по сравнению с преступностью в целом;