Применение экономико-математического моделирования

Федеральное агентство  по образованию

ГОУ ВПО Костромской государственный  университет им. Н.А. Некрасова

 

Институт экономики

Кафедра «Математические методы в  экономике»

 

Допущен к защите

«___»_______________ 2012г.

_____________ зав. кафедрой

 

Выпускная квалификационная работа

(дипломный проект)

Тема: «Применение экономико-математического моделирования к разработке и обоснованию коммерческой деятельности администрации муниципального района г. Нея и Нейский район, путем оказания платных услуг ».

 

Выполнила: Гаврюшина Светлана  Сергеевна студентка 5 курса специальности 061800 «Математические методы в экономике»

_______________________________

            (подпись студента)

 

Научный руководитель: Колесов Евгений Вениаминович, к.т.н., доцент кафедры «Математические

методы в экономике»

________________________________

            (подпись руководителя)

 

 

                                                         Консультант от организации:

                                                            Полятыкина Елена Геннадьевна

________________________________                                                                                                                             

                                                                       (подпись консультанта)

 

Кострома


2012

 

Содержание

Ведение…………………………………………………………………4

Глава 1. Общая характеристика экономической ситуации Нейского муниципального района………………………………………………………7

    1. Природно-климатическая характеристика района и его ресурсы…………………………………………………………………………7
    2. Экономические параметры  Нейского муниципального района…………………………………………………………………………..10
    3. Анализ ресурсов администрации муниципального Нейского района…………………………………………………………………………..11

Выводы по главе 1………………………………………………………20

          Глава 2. Математическое обеспечение принятия грамотных решений в экономике в условиях Нейского муниципального района……..21

    1. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства…………………………………………………………………….23
    2. Модель оптимального   планирования машинно-тракторного парка……………………………………………………………………………..26
    3. Модели систем массового обслуживания……………………….28
    4. Использование метода конечных элементов для расчета (моделирования) тепловых сетей………………………………………………35

Выводы по главе 2………………………………………………………...41

Глава 3. Реализация экономико-математических моделей используемых для целей консультирования предприятий Нейского района………………..42

3.1. Задача оптимального планирования посевных площадей в хозяйстве…………………………………………………………………………42

3.2. Оптимальное планирование машинно-тракторного парка………..43

3.3. Реализация моделей в системе массового обслуживания с параллельно работающими узлами (каналами) ……………………………….46

3.4. Экономическое обоснование эффективного использования топливно-энергетических ресурсов и тепловых сетей………………………..47

Выводы по главе 3………………………………………………………51

Заключение………………………………………………………………52

Список литературы……………………………………………………...54

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Образовательные технологии в условиях модернизации экономики  нашей страны играют важную роль.

Отдел образования администрации  муниципального района город Нея  и Нейский район Костромской  области  выполняет функции документирования и ориентируется на иерархические  принципы управления, когда директивы, спускаемые сверху должны доводиться до исполнителей в условиях ограниченного финансирования.

Цель выпускной квалификационной работы заключается в обосновании  конкретных предложений, которые позволят повысить эффективность образовательных  технологий  в муниципальном районе.

Для выполнения этих целей  были поставлены и решены следующие задачи:

  • Проанализирована структура управления и функции подразделений и отдельных исполнителей администрации;
  • Исследованы возможности получения достоверной,  информации, необходимой для  повышения квалификации работников отдела образования и других подразделений администрации Нейского муниципального района;
  • Сформулированы актуальные задачи в  реальном секторе экономики района, который оказываем превалирующее влияние на остальные сферы жиз и деятельности населения.
  • Установлена целесообразность повышения качества образовательных услуг, которые приведут к повышению эффективности экономической деятельности, не только в учреждениях образования, но и на самих  предприятиях, работники которых будут принимать грамотные, экономически обоснованные решения;
  • На основе литературных источников рассмотрены конкретные математические методы, пригодные для решения поставленных выше задач;
  • Решены наиболее важные задачи, демонстрируюшие возможности повышения качества образовательных услуг в Нейском муниципальном районе и как следствие — оказывающих позитивное влияние на оздоровление экономической ситуации в целом.

Работа  состоит из 3 частей, включая___ рисунков, ___ таблиц. Список использованных источников включает ___ библиографических названия.

В работе использованы следующие  средства и математическое обеспечение: методы теории управления организационными системами, методы моделирования бизнес-процессов, методы исследования операций, включая  модели сетевого календарного планирования, методы оптимизации, методы принятия управленчесих решений, метод конечных элементов. и др.

В результате работы мы получили возможности повышения эффективности  предоставления образовательных услуг, а также предоставления консультационных услуг работникам предприятий реального сектора экономики, в том числе определять оптимальные сроки выполнения работ, рассчитывать потребность в денежных средствах, а также оптимальным образом планировать объемы выполняемых работ и количество обслуживающего персонала.

Также необходимо отметить, что результаты решения наших задач в свою очередь являются исходной информацией для решения других задач, которые могут быть поставлены и решены для достижения других целей, таких как грамотное управление инвестиционной деятельностью, решения задач в конкретных отраслях сельского хозяйства, лесопромышленного комплекса, энергосбережении и использовании местного топлива, в сферах малого бизнеса и других.

Экономическая эффективность  разработки складывается из нескольких компонент, к числу которых относятся:

1. Грамотное использование  средств бюджетов различных уровней

2. Повышения эффективности  использования оборотных средств

3.Эффективное управление  эксплуатацией оборудования.

4.  Грамотное управление  персоналом

5. Внедрение новых  информационных технологий как в работу администрации, так и на других предприях района.

Ориентировочно экономическую  эффективность можно оценить  существующими математическими  методами. Возможности внедрения  результатов нашей работы ничем  не ограничены в любой другой сфере предоставления образовательных услуг и административной деятельности. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика экономической  ситуации

                     Нейского муниципального района.

 

    1. Природно-климатическая характеристика района

и его ресурсы.

 

 Нейский район образован в 1929 году, расположен в центральной части Костромской области.

Район граничит на востоке  с Мантуровским районом, на юге с  Макарьевским, северо-востоке Кологривским, западе Парфеньевским районами Костромской  области.

Площадь муниципального района город Нея и Нейский район составляет 265744 га,  в т.ч.           

        – площадь лесного фонда -199924 га (75,2% от общей площади района);

        - площадь земель сельхозназначения  – 58941 га (22,1% от общей площади  района);

в т.ч.    - площадь  сельхозугодий – 19943 га (7,5% от общей  площади района).

В состав муниципального образования входят, городское поселение  г.Нея, Вожеровское, Еленское, Ёлкинское, Коткишевское, Кужбальское, Михалевское, Номженское, Обелевское, сельские поселения.

Центром муниципального района город Нея и Нейский  район является г.Нея. Он расположен от областного центра по автомобильной  дороге в 230 км, по железной дороге в 225 км.

В муниципальном  районе город Нея и Нейский район  насчитывается 93 населенных пункта.

Район граничит на востоке  с Мантуровским районом, на юге с  Макарьевским, северо-востоке Кологривским, западе Парфеньевским районами Костромской  области.

В районе имеется 282 км автодорог  общего пользования: из них 159,1 км находится  на обслуживании ГП «Нейское ДЭП»-23, 123 км или 43,6% дорог находится в муниципальной собственности.

Дорога  областного значения  Якимово-Нея  имеет большое значение в связи с тем, что она является главным объектом  движения автотранспорта  в экономике и системе жизнеобеспечения муниципального района город Нея и Нейский район. В 2008 г. был отремонтирован участок  с 3 по 11 км, подрядчик – Ивановское ДСУ. Ремонтные работы будут продолжены.

В  муниципальной собственности  находятся дороги и инженерные сооружения (мосты). Все мосты (8 по району), выполненные в деревянном исполнении, из них 2 моста находятся в аварийном состоянии.

Ежегодно производятся работы по ремонту улиц г. Неи и  мостов, но средств местного бюджета  недостаточно. Необходимо решить вопрос о включении в инвестиционную программу дорожных работ на 2010 год по Костромской области дороги местного значения муниципального района город Нея и Нейский район, в 2009 –не участвовали.

 На территории района  строится участок федеральной  автомагистрали Санкт-Петербург – Екатеринбург, с пуском которого район становится транзитным и  более инвестиционно привлекательным.

Минеральные ресурсы  на территории муниципального района представлены главным образом месторождениями  торфа.

В Нейском районе выявлено и разведано 44 торфяных месторождения общей площадью 20 тыс. га, в том числе промышленный – 13,4 тыс. га с запасами торфа 24,4 млн. м3, что составляет в переводе на воздушно- сухой торф 43,4 млн. тонн.

Крупнейшим месторождением, не только района, но и области, является Бельниковско-Васюковский массив, в котором сконцентрировано 70,5% всех запасов торфа района.

Втором по величине запасов  торфа является месторождение «Вересинское». В нем сосредоточено 15%  запасов  торфа района.

Большинство месторождений  района (24) – низинного типа. В них и сосредоточена  основная часть запасов торфа – 31,2 млн. тонн. На долю месторождений верхового типа (их в районе 6) приходится 6.9 млн. тонн торфа.

На территории Нейского района имеются два месторождения  стекольных песков: Нельшенское и  Щуйское.

Оба месторождения слагаются - аллювиально-флювиоглянцеальные песками  московского оледенения, кварцевые  разнозернистые. Залежь обоих участков платообразная.

Горнотехнические условия  месторождения благоприятны для  разработки открытым способом – карьером, до уровня грунтовых вод, залегающих в подошве полезного ископаемого.

На территории Нейского района имеется артезианская скважина, расположенная по адресу: г.Нея, территория районной больницы.

По своему химическому  составу вода является солоноватой, хлоридно-сульфатно-натриевого типа с минерализацией (8,25) и нейтральной реакцией РН -7,2 и может быть использована для ванн в водолечебнице с пансионатом.

С целью определения  пригодности воды для питьевых целей  необходимо провести анализы на содержание фтора, меди, цинка, свинца и др.

Главное богатство нашего края  - это лес с преобладанием  хвойных пород, влияющих на чистоту  экологии, а также торфяными залежами и песками. Нейские лесабогаты грибами, ягодами, лекарственными травами, птицей и зверьем.

 

 

 

 

 

 

1.2. Экономические параметры  Нейского муниципального района.

 

В настоящее время  на территории района функционируют 210 юридических лиц, 383 индивидуальных предпринимателей. Кроме того, осуществляют деятельность 122 структурных подразделений.

Производственную деятельность осуществляют 20 промышленных предприятий. Основной отраслью экономики остается лесозаготовка и лесопереработка. Из включенных в реестр предприятий и индивидуальных предпринимателей 69 занимаются лесозаготовкой и деревообработкой.

За 2011 год объем  промышленного производства составил 220,4 млн. руб.( 111% к аналогичному периоду прошлого года ).

Структура  промышленного производства

Итоги за 2011 год свидетельствуют о небольшом, но достаточно стабильном росте ряда показателей по основным видам экономической деятельности:

  • лесозаготовки – 38 %;
  • текстильное и швейное производство – 27,2 %;
  • обработка древесины – 27,4%;
  • издательская и полиграфическая деятельность – 21%.
  • добыча полезных ископаемых – 21,1%.
  • производство и распределение газа и воды – 8,8 %;

Снижение объема производства отмечено в:

  • пищевой отрасли –  90,6 %;

Наиболее стабильно  работали и работают предприятия  ООО «Неятрейд»,  ОАО «Неяхлеб», ГП Костромахозлес (Нейский филиал), ГПКО «Костромалес».

В 4 квартале 2011г. вступило в действие предприятие по производству топливных гранул ООО «Экогран»

 

    1. Анализ ресурсов администрации Нейского муниципального района.

 

Изучив соответствующие  документы, были выявлены следующие  компоненты образующие систему администрации, в частности в приложении 1 приведена схема взаимодействия подразделений.

 В ходе анализа  работы администрации была проанализирована  информационная система, которая  включает в себя 2 составные части:  функциональную и обеспечивающую. [1]

Функциональная часть, на примере отдела образования, решает следующие задачи:

  1. делегированные  Учредителем:

- контролирует  сохранность   и  эффективное  использование   имущества, переданного  образовательным   учреждениям  на  праве  оперативного  управления;

- назначает на должность, привлекает к дисциплинарной и материальной ответственности, расторгает трудовые договоры с   руководителями образовательных учреждений;

- осуществляет  контроль  за  исполнением  образовательными  учреждениями  действующего  законодательства, нормативных правовых актов об  образовании и Уставов, соблюдения условий лицензий на право осуществления образовательной деятельности;

- контролирует  условия   обучения  и  воспитания,  организацию   питания обучающихся и воспитанников  в муниципальных образовательных  учреждениях,  реализацию  образовательных программ.

  1. в качестве муниципального органа управления образованием:

-  организует, регулирует  и контролирует деятельность  образовательных учреждений;

- согласовывает  учебные   планы  и  годовые  календарные   учебные графики образовательных учреждений;

- разрабатывает предложения  по формированию местного  бюджета   в части расходов на образование,  участвует в определении местных  нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов в расчете на  одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения;

- организует использование   образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования;

- анализирует  и   проводит  экспертизу  учебных   планов  и  программ,  уставов образовательных учреждений;

- обеспечивает  научно-методическое  и  организационно-управленческое   обновление  содержания  форм  и  методов  дошкольного,  общего  и  дополнительного   образования;

-  получает от образовательных   учреждений ежегодный  отчет о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, другие  отчёты и проводит их  анализ;

  -  может открывать  в общеобразовательных учреждениях,  по согласованию с Учредителем,  специальные (коррекционные) классы  для  детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество;

   -  берет на  себя ответственность за перевод  обучающихся в другие общеобразовательные  учреждения, по согласованию с их родителями  (законными представителями),  при  ликвидации или  реорганизации общеобразовательного учреждения;

  1. в  качестве  органа  контроля  за  реализацией  права граждан  на получение обязательного  общего образования:

- ведёт  учет детей,  подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования;

- дает предварительное  согласие на оставление общеобразовательного учреждения обучающимся, достигшим возраста пятнадцати лет, до получения им  общего образования;

-  совместно с КДН  и ЗП и родителями  обучающегося, исключённого  из общеобразовательного  учреждения, в  месячный  срок  принимает меры, обеспечивающие  трудоустройство исключенного и  (или) продолжение им обучения в другом образовательном учреждении;

- осуществляет другие функции  в  соответствии  с  действующим  законодательством.

  1. Отдел образования наряду с выполнением перечисленных функций:
  • изучает и анализирует потребности и запросы населения   муниципального района в области образования;
  • разрабатывает предложения по развитию, оптимизации сети муниципальных  учреждений  образования, проектированию и строительству, капитальному  ремонту  зданий образовательных учреждений;
  • организует проведение педагогических конференций, совещаний, выставок и конкурсов в сфере образования;
  • создает банк данных о педагогических инновациях;
  • оказывает методическую помощь подведомственным образовательным    учреждениям;
  • координирует работу по профессиональной ориентации молодежи на территории  муниципального района;
  • разрабатывает и реализует целевые муниципальные программы в области образования, организует  и  стимулирует поисковые и экспериментальные работы, научно-методические исследования в этой области, выступает заказчиком таких программ, работ и исследований;
  • организует ведение бухгалтерского и статистического учета и отчетности в подведомственных муниципальных учреждениях  образования   через предоставление услуг   централизованной бухгалтерии;
  • предоставляет  статистическую и бухгалтерскую отчетность в установленном порядке;
  • проводит в образовательных учреждениях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из бюджета  муниципального  района;
  • организует снабжение образовательных учреждений  учебниками, учебными пособиями, классными журналами, бланками строгой отчетности, в том числе бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, техническими средствами обучения;
  • разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными муниципальными органами  комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровых и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите;       
  • создает банк  данных о кадровом составе образовательных    учреждений, формирует на основе их заявок заказ на подготовку и переподготовку специалистов, заключает двусторонние и многосторонние договоры с  учреждениями профессионального образования на целевую подготовку (переподготовку) специалистов;
  • организует повышение квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, других работников, работающих в муниципальной системе образования;
  • создает муниципальную аттестационную комиссию для аттестации педагогических и руководящих   работников   образовательных           учреждений  на  1  и  2 квалификационные  категории.

Обеспечивающая часть  включает:

  • организационное обеспечение.
  • Отдел образования возглавляет  заведующий, назначаемый и освобождаемый от должности  главой  муниципального  района.
  • Условия и гарантии деятельности заведующего отделом образования как муниципального служащего оговариваются в заключаемом с ним договоре (контракте), который не может противоречить законодательству о муниципальной службе и о труде, а также настоящему Положению.
  • Заведующий   руководит отделом образования  на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел образования  задач и функций,  отчитывается  о  деятельности  отдела  образования  перед  администрацией  муниципального района    и  департаментом  образования  и  науки    Костромской  области   в  установленном  порядке.

 Заведующий  отделом  образования:

  • без доверенности представляет интересы отдела образования по всем вопросам его деятельности;
  • издает приказы и другие правовые акты по вопросам, отнесенным к компетенции  отдела  образования;
  • осуществляет прием на работу и увольнение работников отдела  образования,   распределяет обязанности между работниками  отдела;
  • применяет меры поощрения к работникам  отдела  образования  и налагает на них взыскания;
  • утверждает, по согласованию с главой  муниципального  района, в пределах  штатной численности и выделенных бюджетных средств, внутреннюю структуру отдела образования;
  • утверждает положения о структурных подразделениях отдела  образования, должностные инструкции работников, распределяет обязанности между своими   заместителями;
  • обеспечивает повышение квалификации и социальную защиту работников отдела  образования;
  • распоряжается в установленном порядке имуществом и  финансовыми  средствами  отдела  образования;
  • заключает договоры в  пределах компетенции отдела образования и с  учебными заведениями на территории Костромской области, подписывает финансовые документы, выдает доверенности;
  • участвует в заседаниях и совещаниях, проводимых главой муниципального  района и его заместителями, при обсуждении вопросов, входящих в компетенцию отдела образования;
  • осуществляет руководство службой   гражданской обороны в системе образования;
  • согласует уставы,  положения  о  структурных  подразделениях и штатные  расписания образовательных  учреждений;
  • представляет  в  установленном  порядке  особо  отличившихся   работников  к  награждению  и  премированию;
  • организует  работу  по  выполнению  нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального  района;
  • отвечает  за  сохранность  документов,  своевременную  сдачу  их  в  архив;
  • решает другие вопросы, отнесенные к компетенции отдела образования.
  • В  период  временного  отсутствия  заведующего  отделом  образования,  его  полномочия  осуществляет    заместитель  заведующего  отделом  образования, имеющий право  первой подписи.
  • Юридическое обеспечение.

 Отделу образования  для осуществления возложенных  на него задач  и функций  предоставлено право:

1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими муниципальными органами, приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, обязательные для исполнения подведомственными учреждениями, давать разъяснения по ним;

2)  анализировать состояние системы образования в муниципальном  районе;

3) участвовать в   установленном порядке в учреждении фондов и организаций поддержки  развития  образования;

4) создавать временные   научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы, советы, комиссии и совещательные органы для  решения отраслевых задач и вопросов развития    системы образования в муниципальном районе;

5) запрашивать и получать и установленном порядке от государственных органов исполнительной  власти, органов местного самоуправления, учреждений и организаций  (не зависимо от их организационно-правовой  формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на отдел образования задач и функций;

6) инспектировать в пределах своей компетенции образовательные учреждения;

 Отдел образования  не вправе самостоятельно принимать  к своему  рассмотрению вопросы,  отнесенные к компетенции   государственных органов управления образованием.

Отдел  образования,  осуществляя  возложенные  на  него  задачи  и  реализуя  свои  функции,  имеет право вносить на  рассмотрение  коллегии  при главе администрации муниципального  района  и Собрания  депутатов муниципального  района  вопросы,  относящиеся к его компетенции.

  • Эргономическое обеспечение. Условия труда работников организации соответствуют санитарным нормам и правилам (СНиП)  современного уровня.
  • Программное обеспечение. Наряду с решением задач учета и контроля, позволяет решать и другие задачи, которые в данной работе будут предложены конкретные алгоритмы.

Жесткой схемы документооборота  выявлено не было, в основном управленческие решения принимаются по мере поступления соответствующей информации из внешних источников, с которыми администрация поддерживает связь.

В  частности,  к  внешним источникам информации относится:

  • Предприятия  различных организационно- правовых форм собственности, предоставляющие соответствующую статистическую информацию;
  • Бюджетные организации, финансируемые из бюджетов различных уровней (муниципального, регионального, федерального);
Применение экономико-математического моделирования