Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………... стр. 3-7

Глава 1. Правовая характеристика мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

1.1. Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации……………………... стр. 8-16

1.2. Понятие, виды и классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях………………... стр. 17-22

1.3.  Место и значение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе административного принуждения и административного процесса…… …………….стр. 23-31

Глава 2. Деятельность сотрудников полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

2.1. Основания и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях ………………………………………………………………………стр. 32-42

2.2. Проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях …………………………………………………стр. 43-58

Заключение ……………………………………………….…………….стр. 59-61

Список  использованной литературы ………………………………… стр. 62-67

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Сегодня, когда Российская Федерация уверенно движется по пути конституционно-правовых реформ, преобразований в сфере системы государственного управления и административного реформирования, когда все ветви власти едины в признании приоритета прав и свобод человека и гражданина во всех сферах и областях государства и общества, особую значимость приобретает вопрос правильного и целесообразного применения органами внутренних дел принудительных мер.

Наибольшую важность представляют принудительные меры, применяемые  для обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, так как они непосредственно  связаны с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности, сопряжены со значительными  ограничениями прав и свобод человека и имеют строго установленную  процессуальную форму применения. Несмотря на достаточно существенную урегулированность  оснований и порядка применения данных мер, на практике чрезвычайно  часты случаи их неправомерного применения и как следствие серьёзные  нарушения прав и свобод и интересов  физических и юридических лиц, несоблюдение процессуального порядка привлечения  к административной ответственности, а значит ненадлежащее выполнение правоохранительной функции государства, причинение существенного  вреда безопасности и благополучию гражданского общества.

Недооценка важности обоснованного и правомерного применения, названных выше принудительных мер, неминуемо приводит к процессуальным ошибкам, невозможности привлечения  к ответственности виновных лиц, социальному недовольству добропорядочных граждан действиями полиции, укоренение недоверия к ней и усиление уверенности в бессилии власти перед правонарушителями и неспособности обеспечивать эффективную охрану общества. Социальная значимость, обусловленная тем, что применение принудительных мер является всегда видимой и заметной для граждан частью правоохранительной деятельности государственных органов, по которой складывается общее впечатление о деятельности таковых, требует серьезного и внимательного подхода к разрешению данной проблемы.

Все вышеизложенное приводит к выводу о возможности, а учитывая потребность дальнейшего  совершенствования правового регулирования  применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, и о настоятельной необходимости  проведения данного дипломного исследования.

Анализ института  мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  целесообразно производить как  с позиции достижений науки административного  права, так и с позиции конституционно-правовых основ регулирования данного  института. Именно такой подход является достаточно интересным и плодотворным.

Имеющиеся в данной сфере исследования проводились  до принятия Кодекса Российской Федерации  об административных правонарушениях, который значительно изменил перечень, основания и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях1. Кроме того, за последнее время, был принят ряд подзаконных актов, конкретизирующих порядок применения названных мер. Достижения современной правовой науки в области административного процесса, также требуют пересмотра ряда теоретических положений.

Исследование административно-процессуальных мер и мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  началось сравнительно недавно, а как  самостоятельная группа административно-процессуальных мер они, в рамках отдельного исследования, не рассматривались. Кроме того, данная проблема исследовалась исключительно с позиции административного принуждения, без учета достижений административного процесса, что, на наш взгляд, не способствовало всестороннему сущностному раскрытию данного комплексного явления.

Указанные обстоятельства, а также значение этих мер в  обеспечении правопорядка, законности и гарантий прав личности, обуславливают  необходимость рассмотрения данной проблемы.

В качестве основных трудов, посвященных непосредственно  рассматриваемой проблеме, следует  выделить работы Д.Н. Бахраха, В.Р. А.П. Алехина, Д.С. Дубровского, В.А. Тюрина, Ю.Е. Шевченко, Ж.И. Овсепян, А.Н. Миронова, Ю.П. Соловья, Р.Г. Богданова и некоторых других авторов.

Отдельные аспекты  исследуемой проблемы были рассмотрены: Б.В. Россинским, М.И. Жумагуловым, С.С. Купреевым.

Цель и задачи исследования. Целью дипломного исследования является анализ правовой природы мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемых сотрудниками полиции.

В соответствии с  поставленной целью определяются основные задачи:

-  дать  общую характеристику производству по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации;

- определить понятие и основные признаки мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

- сопоставить исследуемую группу мер административно-процессуального обеспечения с мерами административного принуждения;

- осуществить научную классификацию исследуемых мер и раскрыть содержание их основных видов;

- определить основания  и порядок применения полицией мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

- проанализировать  проблемы законности в деятельности полиции по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Объект и предмет  исследования.

Объектом дипломного исследования являются административно-процессуальные отношения, возникающие при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях сотрудниками милиции.

Предметом исследования является законодательство РФ, регулирующее основание и порядок применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, практика применения таковых, судебные решения по делам об административных правонарушениях, теоретические положения теории права, конституционного и административного права.

Методологической  основой исследования является всеобщий диалектический метод познания.

Также методами, использовавшимися  в работе, явились: сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурного анализа, социологический.

Основные выводы дипломной работы основаны на достижениях таких юридических наук, как теория государства и права, конституционное право, административное право, административная деятельность органов внутренних дел, уголовное и гражданское право, а также философии и социологии.

В дипломной работе анализируются также нормы действующего административного законодательства России, подзаконные акты Президента и Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты.

Полученные в  ходе исследования выводы и результаты позволяют глубже проникнуть в сущность различных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, выявить специфику применения отдельных разновидностей таких мер.

Структура и объем  дипломной работы соответствует целям и задачам исследования. Она состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1

Правовая  характеристика мер  обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 

 

1.1 Общая характеристика  производства по делам об административных  правонарушениях в Российской Федерации

 

В теории права понятие  «юридический процесс» означает порядок  осуществления деятельности государственных  органов, осуществляющих применение права. Близким ему по значению является термин «процедура», подразумевающий  официально установленный порядок  при осуществлении юридически значимых действий и разрешении дел. Важнейшие  особенности юридического процесса заключаются в том, что он урегулирован процессуальными нормами и направлен  на реализацию норм материального права2.

Производство по делам  об административных правонарушениях  является одним из видов административных производств, составной частью административного  процесса. Следовательно, под производством  по делам об административных правонарушениях  следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом  процедуру разрешения определённой группы дел3. Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства своё основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ. Разрешение дела предполагает принятие по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение4.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное  и своевременное выяснение обстоятельств  каждого дела, разрешение его в  соответствии с законом, обеспечение  исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и  условий, способствовавших совершению административных правонарушений5.

Производство по делам  об административных правонарушениях  регулируется нормами КоАП РФ и является административно-процессуальной деятельностью, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами.

К ведению РФ в области  законодательства об административных правонарушениях относится установление:

а) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер  обеспечения производства по такого рода делам;

б) порядка исполнения постановлений  о назначении административных наказаний.

Следовательно, административно-процессуальная деятельность в своих основах  регламентируется в общефедеральном  масштабе. При этом соответствующие  нормы распространяются на деятельность такого рода, осуществляемую как во внесудебном (т.е. административном), так  и в судебном порядке. В КоАП РФ законодательно закреплены правовые основы, т.е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Выражаются они в следующем. Прежде всего, в этом смысле акцент сделан на задачах производства, каковыми являются: своевременное, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела.

Своевременное выяснение  обстоятельств каждого дела означает соблюдение сроков рассмотрения дел  об административных правонарушениях, установленных ст. 29.6 КоАП РФ. Сроки  рассмотрения дел призваны способствовать вынесению постановления по делу в кратчайшее время, максимально  приближённое к моменту совершения противоправного деяния6. Требование объективности при выяснении обстоятельств дела направлено на недопущение одностороннего подхода к оценке факта правонарушения. Осуществление этих требований является обязанностью судей, органов и должностных лиц на всех стадиях производства по делу об административном правонарушении. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении7.

Другой задачей является разрешение его в точном соответствии с законом. Здесь следует особо  подчеркнуть, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ порядок производства по делам об административных правонарушениях  устанавливается федеральным законодательством. Постановление по делу должно иметь  четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении  по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или  закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Еще одной задачей является обеспечение исполнения вынесенного  постановления. Производство по делам  об административных правонарушениях  не может быть эффективным без  исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен пятый раздел КоАП РФ «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях»8.

Производство по делам  об административных правонарушениях  имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить  причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в  возможности вносить в организации  и должностным лицам представления  о принятии мер по устранению указанных  причин и условий.

Задачи производства по делам  об административных правонарушениях  – защита личности, охрана ее прав и  свобод, здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления  государственной власти, общественного  порядка и общественной безопасности, собственности, защита общественной нравственности, законных экономических интересов  физических и юридических лиц, общества и государства от противоправных посягательств – определяют значение и содержание производства по делам  об административных правонарушениях.

Статья 24.2 КоАП РФ определяет, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке – государственном языке Российской Федерации, или языке республики в составе Российской Федерации9. В то же время КоАП РФ предусматривает гарантии для лиц, участвующих в производстве по делу и не владеющих языком, на котором оно ведется. Эти гарантии обеспечиваются возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика10.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому  рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения  безопасности лиц, участвующих в  производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства  указанных лиц. Открытое рассмотрение дел означает, что оно осуществляется публично. Граждане, проявившие интерес  к делу, имеют право свободно находиться при его рассмотрении, а также  освещать ход и результаты дела в  средствах массовой информации.

К охраняемой законом тайне  относятся сведения конфиденциального  характера:

- о фактах, событиях и  обстоятельствах частной жизни  гражданина, позволяющие идентифицировать  его личность, за исключением  сведений, подлежащих распространению  в СМИ (средствах массовой информации) в установленных законом случаях;

- составляющие тайну следствия  и судопроизводства;

- доступ, к которым ограничен  органами государственной власти  в соответствии с ГК и федеральными  законами (служебная тайна);

- связанные с профессиональной  деятельностью, доступ, к которым  ограничен в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными  законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки,  телефонных переговоров, почтовых  отправлений и т.д.)11.

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело12. Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.

Все ходатайства в обязательном порядке приобщаются к делу об административном правонарушении. Право  заявлять ходатайство имеют: лицо, в  отношении которого ведется производство, потерпевший, законный представитель, защитник, представитель, эксперт, прокурор. Заявленное ходатайство подлежит немедленному рассмотрению. В случае если судья, орган или должностное лицо, рассмотревшие  ходатайство, не обнаружат оснований  для его удовлетворения, они должны сообщить о своем решении в  виде определения тому лицу, от которого поступило ходатайство, с указанием  мотивов отказа. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает заявителя  права подать такое же в дальнейшем, либо обжаловать отказ.

Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению  при наличии хотя бы одного из следующих  обстоятельств13. В их числе:

1) отсутствие события  административного правонарушения;

2) отсутствие состава  административного правонарушения, в том числе не достижение  физическим лицом на момент  совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного  настоящим Кодексом для привлечения  к административной ответственности,  или невменяемость физического  лица, совершившего противоправные  действия (бездействие);

3) действия лица в состоянии  крайней необходимости;

4) издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение  административного наказания;

5) отмена закона, установившего  административную ответственность;

6) истечение сроков давности  привлечения к административной  ответственности;

7) наличие по одному  и тому же факту совершения  противоправных действий (бездействия)  лицом, в отношении которого  ведется производство по делу  об административном правонарушении, постановления о назначении административного  наказания, либо постановления  о прекращении производства по  делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении  уголовного дела;

8) смерть физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении.

Названные обстоятельства относятся  как к физическим, так и к  юридическим лицам.

Отсутствие состава административного  правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного  правонарушения как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена  форма вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления  административной ответственности  либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии  невменяемости.

Крайняя необходимость как  основание прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит в причинении лицом вреда  охраняемым законом интересам для  устранения опасности, непосредственно  угрожающей личности и правам данного  лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества и  государства, если эта опасность  не могла быть устранена иными  средствами и если причиненный вред является менее значительным чем  предотвращенный.

Существует общий принцип  привлечения к ответственности, который выражается в том, что закон смягчающий или отменяющий административную ответственность имеет обратную силу. Этот принцип применительно к производству об административных правонарушениях реализуется в таких основаниях прекращения производства как: издание акта амнистии, устраняющего применение административного наказания и отмены закона, установившего административную ответственность14.

Надзор за точным и единообразным  исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях  осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые  им прокуроры в пределах своей  компетенции (за исключением дел  находящихся в производстве суда), согласно ст. 24.6 КоАП РФ. В процессе производства по делам об административных правонарушениях, как и при любых  других процессуальных действиях, возникают  расходы, связанные с оплатой  экспертиз, хранением предметов, их транспортировкой и пр., иначе говоря, издержки по делу об административном правонарушении15. Издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм:

- выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, а так же  экспертам и переводчикам;

- израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование  вещественных доказательств. Размер  издержек по делу об административном  правонарушении определяется на  основании приобщенных к делу  документов, подтверждающих наличие  и размеры отнесенных к издержкам  затрат16.

Традиционно выделяют четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

- возбуждение дела об  административном правонарушении,

- рассмотрение дела об  административном правонарушении,

- пересмотр постановлений  и решений по делам об административных  правонарушениях,

- исполнение постановления  по делу об административном  правонарушении.

Содержание одноименных  стадий и даже их последовательность зависят от вида производства по делам  об административных правонарушениях. Так, выделяют общее (обычный порядок) и упрощенное (ускоренное) производства.

При упрощенном производстве прокол об административном правонарушении не составляется, наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино17.

Итак, производство по делам об административных правонарушениях, осуществляется на основании положений, присущих административному производству в целом и регламентируется нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Регулируя порядок производства, КоАП РФ определяет его задачи. К их числу относится: всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение дела в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Понятие, виды и классификация мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

 

Мерами обеспечения производства по делам об административных правонарушениях  называются предусмотренные гл. 27 Кодекса  РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) процессуальные действия, осуществляемые с целью пресечения правонарушения, установления личности нарушителя, составления  протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного  рассмотрения дела и исполнения принятого  по делу постановления.

Уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять  следующие меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении:

1) доставление;

2) административное задержание;

3) личный досмотр, досмотр  вещей, досмотр транспортного  средства, находящихся при физическом  лице; осмотр принадлежащих юридическому  лицу помещений, территорий, находящихся  там вещей и документов;

4) изъятие вещей и документов;

5) отстранение от управления  транспортным средством соответствующего  вида;

5.1) освидетельствование  на состояние алкогольного опьянения;

6) медицинское освидетельствование  на состояние опьянения;

7) задержание транспортного  средства, запрещение его эксплуатации;

8) арест товаров, транспортных  средств и иных вещей;

9) привод;

10) временный запрет деятельности.

Следует заметить, что законодатель постоянно расширяет перечень мер  обеспечения производства по делам  об административных правонарушениях  и усовершенствует порядок их применения. Такие из перечисленных  мер, как доставление; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; запрещение эксплуатации транспортного средства; привод, были впервые установлены этим Кодексом. Затем Федеральным законом от 9 мая 2005 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации был введен «временный запрет деятельности», ранее не применявшийся, как мера обеспечения административного производства.

Согласно положениям общей  теории права основания применения мер государственного принуждения  заключают в себе фактическую  и юридическую стороны. Фактическим  основанием применения той или иной меры является реальное наступление  предусмотренных соответствующим  законом обстоятельств, например, нарушение  установленных запретов и т.п. Правовым (юридическим) основанием является наличие  законодательной нормы, непосредственно  предусматривающей возможность (допустимость) применения меры воздействия в связи  с совершением данного конкретного  деяния18.

В соответствии с этим основаниями  применения административно-обеспечительных  мер являются, во-первых, совершение административного правонарушения (проступка), а в ряде случаев - наличие  данных, свидетельствующих о возможном  совершении конкретным лицом такого деяния (т.е. предположение о правонарушении). Во-вторых, наличие нормы закона, прямо предусматривающей возможность  применения этих мер в связи с  совершением данного конкретного  правонарушения. Из этого следует, что, принимая решение о применении той  или иной меры административного  воздействия, сотрудник милиции  должен, прежде всего, установить факт совершения данным лицом противоправного деяния или наличие данных, позволяющих предполагать это, определить его характер - является ли оно административным проступком, преступлением или деянием иного рода. Далее, правоприменитель должен выяснить, имеется ли норма закона, которая прямо предусматривает применение мер воздействия в связи с совершением данного правонарушения.

Применение сотрудниками милиции мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях